чему учит повесть толстого юность

Содержание

Краткий и полный анализ повести Л. Н. Толстого «Юность»

small item 684

Краткий и полный анализ повести помогут понять специфику произведения и станут помощниками в написании сочинения.

Год написания – 1856. Другие части повести («Детство» и «Отрочество») были написаны с 1853 по 1855 гг;
История создания – повесть является автобиографическим произведением и основана на дневниковых записях, которые писатель начал вести с 1847 года;
Жанр – автобиографическая повесть, направление – критический реализм;
Основная идея – развитие личности начинается с детства, на неё влияет и воспитание в семье, и самовоспитание, и социум;
Тема – взросление и становление характера подростка;
Проблема – личностный рост невозможен без ошибок, промахов и неправильных поступков. Именно они обучают и закаляют;
Композиция – повесть состоит из 45 отдельных глав, в каждой из которых описывается оказавший влияние на героя эпизод жизни;

п.1. Тематика и проблематика

Толстой поднимает в повести такие темы и проблемы, которые отзываются и современному читателю.

Тема самоконтроля и самовоспитания

Николенька постоянно занят анализом своих поступков, мыслей и чувств. Он ловит себя порой на негативных или постыдных мыслях, а порой – на очень возвышенных. Молодому человеку свойственно идеализировать многие явления и даже людей. Поэтому он испытывает разочарование, когда понимает, что его друг Дмитрий – обычный человек со своими слабостями.

Проблема:человеку трудно достичь совершенства, всегда что-то мешает на пути, не все получается так, как задумано.

Тема влияния дружбы на нравственный и духовный рост человека.

Герой заводит множество дружески-приятельских отношений, учится дружить, быть верным и преданным.

Проблема: Дружба – это сложное взаимодействие, которое требует от человека умения выносить разногласия, споры и ссоры, не теряя при этом близости.

Коле Иртеньеву это трудно дается, поэтому наступает разобщение между ним и Дмитрием: «Я уже слишком давно начал обсуживать его для того, чтобы не найти в нем недостатков; а в первой молодости мы любим только страстно и поэтому только людей совершенных.»

п.2. Идея и пафос рассказа

Духовный рост не всегда проходит легко, в процессе развития человек совершает много неверных шагов. Но всё это впоследствии приносит пользу, потому что позволяет прочувствовать последствия своих решений.

Николенька все время ищет любви, влюбляясь в прелестные девичьи образы. Это помогает ему понять, что он еще далек от настоящих чувств. В общении он нередко отталкивает людей своей критикой, высокомерием и юношеским максимализмом, впоследствии ему удается стать мягче к людям.

Он с трудом учится принимать другую точку зрения, стараясь не осуждать женитьбу отца, странный выбор Дмитрия (Любовь Сергеевна), разгульный образ жизни своих однокурсников, людей не comme il faut.

п.3. Место героев в образной системе

Николенька Иртеньев чаще всего соотносит себя с другом, Дмитрием Нехлюдовым. Тот воплощает в себе некий идеал, к которому стремится Коля, ему нередко удавалось удержать младшего Колю от неверных поступков и плохого влияния. Дмитрий показан честным, искренним, преданным человеком. Он часто решает внутренние конфликты Коли, подсказывая ему, как лучше поступить.

Антиподом Дмитрия является брат Володя.

Коля разделяет не все взгляды брата, но часто подражает ему, перенимая даже его поведение и манеры. Однако увидев Володю за азартной карточной игрой, Коля понимает, что подражать в этом он не станет. Также он находит, что брат необоснованно презирает Любочку и Катеньку, что девочки заслуживают понимания и теплого общения.

Остальные приятели (Иконин, Дубков, Зухин, Семенов) словно показывают Николеньке разные сценарии того, как можно было поступать в той или иной ситуации.

Задача этих персонажей – показать разные варианты поведения, чтоб наш герой мог определиться с выбором.

п.4. Литературные приёмы

«Я в юности не только не любил отношений с людьми, которые считали себя выше меня, но такие отношения были для меня невыносимо мучительны, вследствие постоянного страха оскорбления и напряжения всех умственных сил на то, чтобы доказать им свою самостоятельность».

«…я уже думал о том, как теперь духовник, верно, думает, что такой прекрасной души молодого человека, как я, он никогда не встречал в жизни, да и не встретит, что даже и не бывает подобных. Я в этом был убежден…»

Но чем больше он был ласков, тем больше мне все казалось, что он хочет обласкать меня только с тем, чтобы не дать заметить, как ему неприятна мысль, что я его наследник. (Николенька постоянно додумывает за других людей мнение о нём самом, ему все время кажется что-то не то).

«Ей было семнадцать лет. Она была очень мала ростом, очень худа и с желтоватым, нездоровым цветом лица. Шрамов на лице не было заметно никаких, но прелестные выпуклые глаза и светлая, добродушно-веселая улыбка были те же, которые я знал и любил в детстве».

(портрет Сонечки после долгой болезни)

«Зачем все так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять к ней что-нибудь из того, что думаю?»

п.5. Конфликт произведения

Обычно в произведении конфликт выражается через противостояние мнений или ценностей героев. Конфликт может быть и буквальным, когда героям приходится бороться.

В повести «Юность» нет ярко выраженного внешнего конфликта, но зато представлен конфликт внутренний.

Он борется сам с собой: со своими ленью, вспыльчивостью, непоследовательностью, тем самым формируя новые черты характера.

«Оправившись, я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.»

Источник

Л. Н. Толстой «Юность» чему учит это произведение, какие уроки можно извлечь из него?

На примере своей юности Толстой учит молодых людей самовоспитанию,
не допускать ошибок, совершенных им самим.

«Юность» Л. Н. Толстого очень насыщенное произведение с точки зрения выявления общественных моральных законов и нравственных принципов. Общечеловеческое значение повести заключается в её ценности как очень хорошего «учебника жизни».

Николенька Иртеньев мог много раз сойти с пути формирования доброго характера, положительного мировоззрения. Оценивая поведение Володи и Дубкова, Николай подмечает, что Дмитрий совсем другой и сильно отличается от Володи и Дубкова в лучшую сторону. Но Николай, незрелый эмоционально человек и гонится за всем ярким, броским из-за мальчишеского восхищения перед взрослой жизнью. Ему хочется быть похожим на Володю и Дубкова.

Повесть «Юность» проиллюстрирована подлинными ситуациями, эмоциональными смятениями и моральным выбором любого молодого человека. Толстой, помня свои переживания, размышления описал в повести очень правдивые эмоциональные волнения.

В последней части трилогии происходит очень важный этап развития характера, становления личности Николая. Причём воспитание Иртеньева это не только влияние окружающих. Важнейшим аспектом является самовоспитание. Каждый человек, прочитав повесть «Юность» представит себя, узнает или вспомнит своё нравственное формирование, и молодые люди наверняка задумаются о многом.

Лишь правдиво описывая свою жизнь можно добиться полноты и истинности повествования.

Источник

Юность Толстой Л.Н. — читательский дневник

small item 684

Повесть была написана в 1855-1857 гг, описываемый период – 1844-1845 годы. Действие повести происходит в Москве и в деревенском имении.

Николенька Иртеньев – 16-летний юноша, который поступает в университет и переживает период взросления;

Володя Иртеньев – старший брат главного героя, пример для подражания;

Дмитрий Нехлюдов – друг Коли;

Сонечка, Варенька – девушки, в которых попеременно был влюблен Коля;

16-летний Коля Иртеньев готовится к экзаменам для поступления в университет. Он желает поскорее стать взрослым, хочет вести осознанную жизнь по тем нравственным «правилам», которые придумал для себя. Однако пробует поначалу лишь поверхностные атрибуты взрослой жизни: курение, алкоголь, денежные траты, влюбленность в разных женщин. Постепенно приходит понимание, что взросление – прежде всего ответственность.

Взросление приходит не оттого, что человек начинает заниматься взрослыми вещами, а оттого, что он учится брать ответственность за свои поступки, слова, поведение. Так, для Коли важным этапом становятся не пирушки, гулянки и веселые знакомства, а осознание последствий своих действий.

Несмотря на погруженность в мир собственных переживаний, Коля учится взаимодействовать с людьми, выстраивает первые дружеские и любовные отношения.

Настоящее возмужание происходит тогда, когда Коля окончательно понимает, что у него есть обязательства перед собой, перед окружающими и перед богом.

Интересно наблюдать за личностным ростом Коли Иртеньева, за избавлением его от юношеского максимализма. Юноша учится принимать и то, что он далек от совершенства, и то, что все люди несовершенны.

Наблюдая за окружающими, он учится замечать не только внешнюю красоту, но и нравственную. Он видит это в Дмитрии и его возлюбленной, также меняется его отношение к однокурсникам Зухину и Семенову, которых считают хулиганами и неблаговоспитанными людьми.

Герой понимает, что хочет следовать составленным «Правилам жизни» и готов понести ответственность за свое беспечное отношение к учебе. Часть юношеских иллюзий исчезает, зато появляется нравственная опора.

Система образов произведения показывает, как важно влияние старших на молодое поколение.

Главным другом и человеком, направляющим Колю к правильным ценностям, становится Дмитрий Нехлюдов.

Брат Володя показывает пример не лучшего поведения, но он кажется Коле более опытным и зрелым, поэтому он невольно подражает ему.

Отец принимает мало участия в жизни повзрослевших детей, к тому же спешит устроить свою личную, но он также дает сыновьям определенные уроки. Николеньке трудно принять повторную женитьбу отца, но он внезапно видит в нем потерянного человека, который боится расстроить детей своим решением.

Женские персонажи, начиная с Сонечки и заканчивая образом умершей матери, показывают читателю, как Коля пытается понять загадочную женскую натуру и всю сложность отношений между полами.

Нанковая – сшитая из нанки, плотной хлопчатобумажной недорогой ткани.

Фрак – мужской нарядный пиджак, короткий спереди, но имеющий длинные фалды сзади, изначально был одеждой офицеров.

Франт – старинное название модника, человека, любящего хорошо одеваться.

Своекоштный (студент) – тот, который сам платил за обучение, у которого был собственный «кошт» (расход).

Дрожки – легкие открытые экипажи, запряженные 1-2 лошадьми.

Чубук – часть трубки для курения, представляющая собой стержень, через который вдыхается дым.

« Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно ».

« Он был один из тех людей, которые любят друзей на всю жизнь, не столько потому, что эти друзья остаются им постоянно любезны, сколько потому, что раз, даже по ошибке, полюбив человека, они считают бесчестным разлюбить его ».

Источник

«Юность» читательский дневник

yunost chitatelskiy dnevnik 69968

Всего получено оценок: 259.

Всего получено оценок: 259.

«Юность» – это третья повесть Л. Н. Толстого, завершающая его знаменитую трилогию о детстве, отрочестве и юности главного героя – молодого дворянина Николая Иртеньева.

Краткое содержание «Юность» для читательского дневника

Название: Юность

Число страниц: 224. Толстой Лев Николаевич. «Юность». Издательство «Эксмо». 2017 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1857 год

kuchmina nadegda 100

Время и место

События повести происходят в 40-х годах XIX столетия в Москве, куда главный герой переехал, став студентом. Повесть во многом автобиографична и отражает молодые годы писателя.

Главные герои

Николай Иртеньев – юный дворянин, студент, добрый, открытый, порядочный молодой человек, познающий взрослую жизнь.

Дмитрий Нехлюдов – друг Николая, правильный, глубоко порядочный, рассудительный молодой человек, пример для подражания для героя.

Володя – старший брат Николая, весёлый, беззаботный молодой человек, привыкший вести разгульную жизнь.

Сюжет

Николаю Иртеньеву уже минул шестнадцатый год. Это умный, добрый и целеустремленный молодой человек, оказавшийся на пороге взрослой жизни. Быть лучше и чище его подстёгивала дружба с Дмитрием Нехлюдовым, в котором он видел идеал человека. Николай даже завёл особую тетрадь, в которую записал так называемые «правила жизни», которым он намеревался следовать.

Однажды отец Николая пригласил в дом духовника и всё семейство исповедовалось ему. После долгой исповеди юноша почувствовал приятное облегчение и радость. Однако той же ночью он вспомнил ещё один проступок, за который ему было стыдно, и на следующее утро он отправился в монастырь. Монах исповедовал его и благословил.

Весной, успешно сдав экзамены, Николай стал студентом московского университета. По такому случаю отец выделил ему, как взрослому, собственного кучера и лошадь. Столь радостное событие было решено отпраздновать в ресторане с лучшим другом Дмитрием Нехлюдовым. На месте Николай встретил старшего брата Володю и его товарища Дубкова. В ресторане было много выпито, и юноша попал в весьма неловкое положение, о котором он ещё долго будет с досадой вспоминать.

Закружившись в вихре взрослой жизни, Николенька совершенно запутался в своих предпочтениях. С одной стороны, он очень хотел походить на правильного, рассудительного, умного Дмитрия, но вместе с тем его, словно магнитом, притягивали к себе всевозможные развлечения и соблазны разгульной жизни, которую вёл брат Володя. Юноша пришел к выводу, что взросление – это не просто течение времени, а становление души.

Николенька с Володей приехали в деревню. В отчем доме на юношу нахлынули воспоминания о детских годах, любимой матушке, у него появилось много времени для размышлений. Братья узнали о намерении отца жениться на молодой соседке Авдотье Епифановой. Однако отношения между детьми и мачехой не заладились с самого начала. Характер и привычки молодой женщины были неприятны Николаю.

Начался учебный год, но беззаботная студенческая жизнь в столице уже не прельщала юного героя. В бесконечных кутежах и светской жизни в целом он видел одно лишь притворство. Душевные переживания и поиск себя дали свои плоды: Николай с треском провалил экзамен по математике, и его не перевели на второй курс. В этот непростой период ему на глаза попалась тетрадка «Правила жизни». От нахлынувших чувств Николенька расплакался и решил переписать все правила, чтобы раз и навсегда следовать им по жизни.

Вывод и своё мнение

В произведении автор поднимает тему смысла жизни, которую он рассматривает сквозь призму взросления главного героя. Николай пытается отыскать своё истинное «я», обрести душевную гармонию и правильные цели в жизни. Он совершает ошибки, но искреннее желание к самосовершенствованию и развитию помогает ему двигаться в правильном направлении. Большое значение автор уделяет очищению и духовному обновлению человека на этом непростом пути.

Главная мысль

Взросление – непростой период в жизни каждого человека, в ходе которого важно правильно расставить жизненные приоритеты.

Авторские афоризмы

«…Любовь красивая заключается в любви красоты самого чувства и его выражения…»

«…назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и усовершенствование это легко, возможно и вечно…»

«…Есть три рода любви: 1) Любовь красивая, 2) Любовь самоотверженная и 3) Любовь деятельная…»

«…что за глупость, бессмыслица – любить красоту. »

Толкование непонятных слов

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Образчик – образец, пример.

Исповедь – в христианстве добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом.

Духовник – в православной церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния.

Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.

Новые слова

Праздный – пустой, порожний, ничем не занятый.

Конюшня – помещение для содержания лошадей.

Проталина – место, где растаял снег и открылась земля.

Чулан – подсобное помещение хозяйственного назначения, предназначенное для хранения продуктов питания длительного хранения, вещей, предметов быта.

Источник

Л н толстой юность анализ. Cочинение «Герой «Юности» Л. Н. Толстого

Здесь автор отказывается от внешней динамической организа-ции сюжета, то есть дается не описание событий, а раскрывают-ся переживания и впечатления, возникающие под влиянием тех или иных событий. Таким образом, сюжет строится на динамике внутренней жизни, а события и ситуации направляют ход рас- суждений. Психологический анализ преобладает над изображени-ем внешних событий и является основой развития сюжета. Тол-стой использует здесь внесюжетные формы, например моралис-тический материал, собственную оценку. В центре данного про-изведения — история человеческой души. При этом писатель ши-роко пользуется «языком тела»: подробно описывает походку, поворот головы, глаза, взгляд, интонации речи, движения рук.

В «Юности» Толстой уже в основном сформулировал закон нрав-ственного самосовершенствования. Это внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образо-вать свой разум, воспитать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

Главный герой Николенька Иртеньев является студентом уни-верситета и дружит с Дмитрием Нехлюдовым. Они устраивают пирушки, пьют жженку. Сначала он вроде бы испытывает удо-вольствие, но затем появляется чувство стыдливости за свои по-ступки, за действия других людей. Всех они делят на белую кость и черную, то есть на бедных и богатых. Надо включаться в обще-человеческий поток, исправить, прежде всего, самого себя. Ни-колаю однажды пришлось наблюдать, как его друг Нехлюдов уда-рил слугу за то, что тот не вовремя снял с него сапоги. Ему стыдно за него. Необходима чистая жизнь в любви и сострадании к ближ-нему своему.

В данном произведении постоянно сочетается Толстой — ху-дожник и Толстой — моралист. Кроме того, здесь описывается восприятие главным героем других персонажей. Учитель Карл Иванович заменил свою почтенную лысину рыжим париком, стал странным и смешным. Николенька удивляется, как он не замечал этого раньше. Бабушка воспринимается им как важная и чванли-вая барыня. Сонечку Валахину, семнадцатилетнюю девушку, к которой он раньше испытывал любовь, теперь видит очень ма-ленькой ростом и худой, с желтым болезненным цветом лица, но ее глаза и улыбка были те же, что «я знал и любил в детстве». Таким образом, автор показывает, что в одном жесте или слове скрывается иногда душа человека, угадывается его характер.

Над последней частью автобиографической трилогии Л.Н. Толстой работал в 1856 году. В августе 1856 года он приступает к третьей редакции и записывает в дневнике, что диктует «Юность» «с удовольствием до слёз». К сентябрю работа завершена, но Толстой не удовлетворён. 28 сентября 1856 года он записал: «Кончил „Юность», плохо…» Толстой посылает ее на отзыв критику А.В. Дружинину. Ответ от Дружинина укрепляет веру Толстого в возможность опубликования «Юности».

Переход от «Отрочества» к «Юности» логичен и естественен; связывают эти произведения мотивы дружбы — они завершают «Отрочество», они же начинают «Юность». Поначалу кажется, что не произошло никаких изменений в естественном течении жизни и в герое. Но это не так. Жизненный и творческий опыт самого писателя значительно обогатился. Изменились под воздействием Крымской войны его взгляды, отношение к происходящему и прежде всего к самому себе.

В «Юности», как и в дневнике Толстого, проявляется всё возрастающее критически-недоверчивое отношение к происходящему, которое обращено прежде всего на самого себя. Последняя часть трилогии стала художественным воплощением тех мыслей, чувств, идей, которые запечатлены в дневнике в процессе непосредственных душевных потрясений.

Для героя Толстого, а его личность совершенно естественным образом проецируется на самого писателя, выходом из одиночества, исканий и сомнений является дружба. Она — путь к духовной деятельности, к постижению возвышенных целей в жизни.

Наполнение второй главы («Весна») вопреки названию выходит далеко за пределы описания природы. «Весна» — это скорее символ преображения, обновления человека.

Стремление к самоусовершенствованию и нравственному обновлению приводит Николеньку к мыслям о духовном очищении, необходимости исповедания. Вспомнив, что он забыл признаться в одном из своих грехов, герой едет в монастырь. Николенька неприятно поражён, что извозчики равнодушны к его усердию. Именно в этот момент он ощущает, что в его сердце закралось самолюбие, гордыня — один из грехов, от которого юноша никак не может освободиться.

Вопросы нравственности становятся для Толстого в «Юности» основными, а исследование душевной жизни героя — главной художественной задачей. По мнению Н.Г. Чернышевского, заслугой Толстого стало то, что он открыл диалектику души, передал «психологический процесс, его формы, его законы…», т.е. переход одних чувств в другие.

Постоянная самопроверка, неудовлетворенность собой, неуклонное стремление к правде, готовность самого себя уличать во лжи или неискренности — характерные качества Николеньки Иртеньева.

Способствует душевным исканиям героя и друг Николеньки — Дмитрий Нехлюдов. Именно эту фамилию носит герой повести «Утро помещика», хлопочущий о сближении с крестьянами. Тот же Дмитрий Нехлюдов станет человеком с омертвевшей, но ещё способной к воскрешению душой в последнем романе Толстого — «Воскресении».

Дмитрий Нехлюдов в «Юности» — человек ищущий и постоянно размышляющий о главных вопросах жизни. Он понимает необходимость выполнения своего нравственного долга перед людьми. Этим Нехлюдов противопоставлен Володе и его приятелю Дубкову, для которых поведение и мысли Дмитрия непонятны и являются предметом насмешек. Их самодовольству и лёгкости в романе противостоит требовательная серьёзность Дмитрия.

Николенька испытывает влияние не только Дмитрия Нехлюдова. С момента поступления в университет он проходит своеобразный период прозрения. Оказывается, что его сверстники, не прошедшие домашнего воспитания, жившие и учившиеся без гувернёров, подготовлены к экзамену не хуже молодых дворян, а часто отвечают лучше. Это заставляет Николеньку задуматься, но не избавляет ещё от барских привычек: теперь, став студентом, он должен иметь рысака, кучера и при случае щеголять этим. Эти сцены романа важны ещё и в том отношении, что подчёркивают невозможность полного слияния Толстого с его героем. При всём кажущемся единстве автор никогда не испытывал пренебрежения к разночинцам и крестьянам.

Николеньке противопоставлены Семёнов и Зухин, у которых молодой человек может научиться пренебрежению светской суетой. Деятельный, всего достигающий исключительно своим трудом Зухин — противоположность герою, и юноша остро ощущает это скрытое противостояние. Зухин сильнее его в физике и в художественной литературе. Он читал больше Николеньки. Его вкусы выражены чётко и определённо.

Толстой дает возможность и герою, и читателю сделать выбор: можно следовать дорогой Дубкова, квартира у которого «необыкновенно хороша»: «везде были ковры, картины, гардины, пёстрые обои, портреты… пистолеты, кисеты и какие-то картонные звериные головы». Внутренней рифме «портреты — пистолеты — кисеты» (стихи здесь — это своеобразная поэтизация) здесь же противостоит прозаическое, почти метафорическое словосочетание «картонные звериные головы». Картина снижена, низведена до примитивного быта, подделки (звериные головы — картонные).

Сложная внутренняя работа, происходящая в Николеньке, убедительно передана в главе «Чем занимались Володя с Дубковым».

Настоящее и поддельное, истинное и ложное — эти категории станут для Толстого необыкновенно важными на всю его писательскую жизнь. Мнимо высокое, мнимо интересное, мнимо важное решительно противопоставлено всему настоящему. Это проявляется, в частности, в испытании героя любовью. Николенька вспоминает предмет своего обожания лишь тогда, когда миновал уже пять станций в пути, и то как-то холодно: внушает себе мысль, что «надо думать о ней». Чувство лишено поэзии, а без поэзии, по Толстому, вряд ли возможна настоящая любовь. Нельзя внушить себе это чувство. Если же пытаешься это сделать, значит, оно ложное, ненастоящее. И вновь контраст — в «Юности» это один из основных художественных приёмов. По контрасту дается воспоминание о доме детства, где всё было согрето настоящей любовью, где каждая вещь многое говорит сердцу: «задвижка, косая половица, ларь, старый подсвечник», всё, что «так дружно между собой» в старом доме, где постоянно живёт память о матери. Эти воспоминания но-настоящему поэтичны, окрашены истинным чувством.

Многое из того, что раскрыто или ещё только намечено в « Юности», разовьётся затем, наполнится новым смыслом и художественным обобщением в последующих произведениях Л.Н. Толстого. Его трилогия — это замечательное начало большой писательской жизни и одновременно — весомая заявка на будущее.

Трилогия Л.Н. Толстого — удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора. Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька. Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи. Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается. Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла. В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно. Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения. Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском. Все это позволило Л.H. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда. Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят. Я считаю, что эта трилогия может помочь им разобраться в себе.

Со школьной скамьи нам знакома трилогия Льва Николаевича Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Именно этому произведению, а точнее третьей его части, будет посвящена эта статья. Мы рассмотрим сюжет, анализ и образ главного героя повести «Юность» Толстого. Особое внимание уделим краткому содержанию произведения.

О книге

В 1852 году увидела свет первая часть трилогии, что написал Л. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»). А в 1857 вышла последняя повесть, завершившая цикл. В основу книги легла история жизни обычного ребенка XIX столетия. Самым ценным в этом биографическом описании стал глубокий психологизм, с которым автору удалось передать все этапы эмоционального, социального и физического становления ребенка. Толстой стал первым русским писателем, которому удалось так точно, тонко и подробно описать человеческую душу в период взросления. Не зря повесть изобилует рассуждениями, внутренними монологами и размышлениями.

Теперь рассмотрим сюжет повести «Юность» Толстого. Содержание по главам начинается с описания Николая. Мальчику уже исполнилось пятнадцать лет. На этот момент у героя сформировался свой взгляд на мир, заключающийся в том, что человек должен стремиться к нравственному развитию. При этом Николай полагает, что это легко и всем доступно. Юноша готовится к поступлению в университет. Всю весну он мечтает о будущей идеальной жизни, которая пройдет в праведности и рядом с целомудренной женщиной.

Семья Николеньки

В семье Иртеньевых произошли изменения. Отец редко стал бывать дома, а по возвращении много шутил. Любочка нисколько не переменилась, зато Катенька превратилась в кокетку. У Володи своя жизнь. Они с младшим братом стали совсем чужие. Во взрослой студенческой жизни с настоящими балами, друзьями и шампанским Николеньке нет места.

Повесть «Юность» Толстого — это настоящее жизнеописание обычного ребенка со всеми его переживаниями, драматичными ситуациями, надеждами и чаяниями. Так, сдав хорошо экзамены, Николай начинает очень собой гордиться. Однако неудача во время сдачи латыни привела к тому, что юноша охладел к учебе. В итоге Николенька поступает.

Учеба в университете

Учась в университете, Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых — только получать удовольствие. Нехлюдов пытается вразумить Николая, но тот поддается мнению большинства. В конечном итоге Николай проваливает экзамены, а утешение Дмитрия расценивает как оскорбление.

Однажды вечером Николай находит свою тетрадь с правилами для себя, в которой писал еще очень давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым собирается жить всю жизнь, не изменяя своим принципам.

lazy placeholder

Начало самостоятельной жизни

Отец отбывает в деревню, оставляя младшему сыну двести рублей и пролетку с кучером и конем. Почувствовав себя взрослым, Николай начинает совершать глупости. Л. Н. Толстой отлично описывает поведение молодого человека, предоставленного самому себя. Стремясь быть похожим на брата, который начал курить после поступления в университет, Николай едет в табачную лавку и тратит там почти все оставленные ему деньги. Однако по возвращении домой юноша сильно разочаровывается в покупках — курить ему не понравилось.

Володя решает отметить поступление младшего брата ужином у «Яра». Николай с Димой Нехлюдовым отправляются к Дубкову, чтобы забрать Володю. Там Николенька видит, как старший брат играет в карты, это ему сильно не нравится.

Наконец, друзья приезжают к «Яру». Здесь их проводили в отдельную комнату, где ждали ужин и шампанское. Николай пытался подчеркнуть свою взрослость, говорил, как ему казалось, умные вещи, но его почему-то стыдились. Опьянев со второй бутылки шампанского, юноша отправился покурить, но по дороге рассорился с каким-то господином. С досады Николай нагрубил Дубкову. Позднее героя еще долго мучила совесть из-за этой незаслуженной обиды друга.

Уезжая, отец наказал младшему сыну посетить определенных людей, составив их список. И вот, когда Николай уже собирается выезжать, приходят Иленька и Грап. Они пришли поздравить юношу, но Николенька обошелся с ними очень холодно, презирая Грапа за подобострастие, и уехал.

Обзор и анализ повести «Юность»

Ложные и подлинные ценности в жизни (глава «Сommeil faut»). Особенности психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)

Главному герою, шестнадцатилетнему Николаю Иртеньеву предстоит поступление в университет, его переполняют мечты о своем исключительном и блестящем будущем. Он даже записывает в отдельную тетрадь правила, которым собирается следовать, чтобы нравственно совершенствоваться. Николай благополучно сдает вступительные экзамены и становится студентом. Он принимает поздравления домашних, в подарок от отца получает пролетку с гнедым жеребцом Красавчиком и деньги. Осознав себя «взрослым», покупает ненужные ему безделицы, табак и трубку, накуривается до дурноты. Он с другом Дмитрием Нехлюдовым, братом Володей и его приятелем Дубковым решил отметить поступление в ресторане. Николай замечает, что Нехлюдов не стремится в отличие от остальных демонстрировать свое взросление, описывая любовные похождения, не курит, не любит играть в карты. Подражая взрослой жизни брата и его приятеля, Николай с мальчишеским восторгом пьет шампанское, курит, провоцирует конфликт с незнакомым человеком, ссорится с друзьями.

На другой день Николай по настоянию отца наносит визиты знакомым семьи, выполняя «взрослую» тягостную обязанность. Непринужденно, искренне и легко он общается только с Нехлюдовым, его привлекают в друге благородство и рассудительность. После Николай уезжает в имение отца, наслаждаясь красотой природы и деревенской жизнью, вспоминает свое детство, думает о будущем. Омрачает его только женитьба отца,потому что не сложились отношения с мачехой.

Начав учиться в университете, Николай вливается в общество отпрысков из знатных семей, стремившихся лишь наслаждаться жизнью, участвует в их кутежах, это удовольствие для него оказывается сомнительным. Небрежное отношение к учебе приводит к закономерному результату: Николай не смог сдать экзамены. Тяжело переживая свой провал, он в раскаянии достает свои «Правила жизни» и решает более не изменять им.

При воспитании детей в дворянской среде исключительное внимание обращалось на благовоспитанность и хорошие манеры, к образованию относились несерьезно, если детей и отправляли в университеты, то только ради престижа. Николай Иртеньев выделяется из среды аристократической молодежи, в которой на первом месте не учеба, а развлечения и кутежи. У него богатая и сильная натура, заставляющая задумываться обо всем, что происходит. Он делает «моральное открытие» о предназначении человека, что нравственное самосовершенствование «легко, возможно и вечно». Николай старается следить за собой с напряженным вниманием, стараясь даже в мелочах примирить свои мысли с делом, ловит себя на ошибках и обличает, занимается упражнением силы воли, усмиряет гордыню. Хотя им ясно определен путь нравственного совершенствования, он еще не твердо стоит на нем.Желание стать лучше выливается в углубленное изучение самого себя, дотошный психологический самоанализ, бичевание собственных слабостей с юношеским максимализмом.Его одолевают разноречивые чувства: неудовлетворенность жизнью, разочарование, чувство одиночества. Рушатся детские и юношеские идеалы и мечты.

Высокие идеалы о предназначении человеческой жизни подменяются светскими представлениями о благовоспитанности, стремлением стать «комильфо». Николай, наделенный индивидуальностью и развитой натурой, все еще часть «толпы» и «суетного света». Заботясь об совершенствовании своего внутреннего мира, он не может избежать искушения «пустить пыль в глаза», «понравиться свету» своим костюмом и манерами,похвастаться связями, своим рысаком Красавчиком. 16-летний юноша в течение зимы трижды влюбляется: в незнакомку на манеже, лица которой даже и не разглядел толком, свою детскую привязанность Сонечку, девушку старшего брата. Эти чувства неглубоки и мимолетны. Чтобы понравиться барышням, учится играть на фортепиано и зачитывается французскими романами.

Николай определял признаки человека «комильфо» приличным владением французским языком, ухоженными ногтями, умением непринужденно беседовать, галантно раскланиваться и танцевать, иметь равнодушный вид с «выражением изящной, презрительной скуки». Понятие «комильфо» представляло для героя «важную заслугу, прекрасное качество, совершенство», необходимое условие жизни, без которого не могло «быть ничего хорошего», «ни счастья, ни славы».

Постепенно тяготение к людям другого круга, разночинцам, помогает преодолеть заблуждения. Он понимает их превосходство в жизненных знаниях, общение с этими людьми становится важной вехой в его личностном росте. В заключительной главе «Я проваливаюсь» герой рассказывает о своем разочаровании в прежних взглядах и образе жизни, крушении прошлых идеалов. Николай смутно чувствовал, что его жизнь не идеальна, особенно после встреч с разночинцем Зухиным и его друзьями, на которых не производили впечатления его манеры и голландские рубашки, ведь у них был иной круг интересов. Он, стараясь не придавать этому значения,пытался казаться равнодушным и представлял себе экзамен «пустячным делом». Целый год праздного времяпрепровождения привело к провалу на первом же экзамене.

Николай чувствовал, что «оскорблен, унижен» перед теми, кого считал не «комильфо», и был настолько несчастлив, что три дня, запершись в комнате, плакал, помышляя застрелиться. Этот переломный момент в его жизни становится основой дальнейшего нравственного совершенствования. Преодолев отчаяние, он достает свою тетрадку с «Правилами жизни», решив покончить с праздностью и больше не совершать дурных поступков. Влияние демократического студенческого круга, разочарование в своих друзьях-аристократах и отчисление из университета окончательно излечили Николеньку от увлечения «комильфотностью», аристократической заносчивости, самовлюбленности и самомнения.

lazy placeholder

Онлайн-курсы по русской литературе помогут подготовиться к ОГЭ наилучшим образом

Визиты

Первыми посетил Николенька Валахиных. Увидел Сонечку, с которой не встречался уже три года. Девушка сильно переменилась, стала взрослее. Недолго пообщавшись с ней, юноша решает, что влюблен. Л. Н. Толстой очень достоверно передает чувства, испытываемые Николаем.

Дальше наш герой отправляется к князьям Корнаковым. Здесь Николай к своему большому изумлению узнает, что является наследником князя Ивана Иваныча. Новость нисколько не радует, наоборот, приносит лишь огорчение и смущение.

Пребывая в тех же странных чувствах Николай отправляется к Иван Иванычу. Старик очень обрадовался гостю и проявил огромное радушие. Но юношу не оставляли смущение и неловкость.

Николай едет с Дмитрием на дачу к Нехлюдовым. По дороге друг рассказывает ему о своих чувствах к Любови Сергеевне. Эта совсем некрасивая, намного старше его женщина с необыкновенной душой живет в их доме.

Когда друзья приезжают, именно некрасивость Любови Сергеевны неприятно поражает Николеньку. Остальные же Нехлюдовы ему очень понравились. Юноша старается вести себя вежливо, быть со всеми ласковым и приветливым.

Какая бывает любовь?

Если сравнить теперешнее поведение Николеньки с зарисовками, что дает повесть «Детство», можно отчетливо увидеть эмоциональный рост главного героя. Читатель сразу понимает, что перед ним не ребенок, а юноша с другими мыслями, желаниями и мечтами. Так, смотря на окружающих его женщин, Иртеньев-младший начинает задумывать о природе любви и приходит к выводу, что она бывает трех видов. Первый — любовь к красоте. При такой любви очень много о ней говорят по-французски, не заботясь о взаимных чувствах. Второй — любовь к самоотверженности. Заключается она в том, что человек наслаждается процессом жертвования ради возлюбленного, не интересуясь, нуждается ли оный в подобных проявлениях чувств. Третий — деятельная любовь. В этом случае человек стремится выполнить все прихоти предмета воздыхания. Только такие люди могут быть счастливы в своей любви.

Деревня

Володя с Николаем отправляются на почтовых в деревню. Первым вышел их встречать, несмотря на поздний час, слуга Фока, который от радости буквально трясся. На ночлег братьев отправили в диванную комнату, где когда-то умерла мать.

Утром Николенька встретил очень веселого отца. Тот был в таком благодушии, что разговаривал с младшим сыном на равных, чем вызвал еще большую любовь юноши. А затем Иртеньев-старший уехал в гости к Епифановым.

Продолжают развиваться события повести «Юность» Толстого. Володя скучает в деревне, демонстрируя это всем домашним. Николенька начинает ему подражать. Под влиянием брата юноша начинает также высокомерно относится к девочкам и Мими, полагая, что они не видели настоящей городской жизни.

Спит Николай на веранде. Здесь множество комаров и мошек, нещадно кусающих его по ночам. Распорядок дня у него был примерно одинаковый. Он равно вставал, затем шел купаться на реку. Там читал на берегу или гулял, а домой приходил только к чаю. Чтению юноша уделял много времени, выбирая в основном романы Поля де Кока и Дюма. Под влиянием этих книг он начинает мечтать о приключениях и подвигах.

В то же время Николай думает и о своем будущем, о том, какое место его ждет в свете. Сильно его тревожит опасение утратить благовоспитанность, ведь сохранение ее требует огромных нравственных трудов.

Содержание повести «Детство» во многом предопределило третью часть трилогии. Так, в скором времени Иртеньев-старший объявляет о своем намерении жениться. На тот моменту отцу семейства исполнилось сорок восемь лет. Невестой его стала уже не молодая, зато красивая женщина, дочь соседей Епифановых Авдотья Васильевна. Семья Иртеньевых, за исключением Любочки, не обрадовалась этому известию, но возразить отцу никто не посмел. Свадьба была назначена через две недели, но ни Володя, ни Николай не смогли остаться и отправились в столицу — начиналась учеба. Остальные Иртеньевы должны были приехать к ним зимой.

Сочинение «Юность комсомольская моя»

ЮНОСТЬ КОМСОМОЛЬСКАЯ МОЯ

В конце октября 2020г. исполняется 100 лет со дня рождения ВЛКСМ – Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодёжи. Конечно же, раньше я слышал о комсомоле, где-то читал о нём, но ни разу не задумывался о том, в чём всё-таки назначение этого молодежного союза, какую роль он играл в жизни молодых людей.

С этими вопросами я обратился к своей бабушке. Она иногда рассказывала мне о своей школьной жизни, о том времени, когда она была комсомолкой. Но я этому не придавал особого значения, а сейчас мне это стало интересно. И вот что она мне рассказала…

— В школе я училась хорошо, была и октябрёнком, и пионеркой (Приложение №1), а затем весной 1971 года, когда мне исполнилось 14 лет, вступила в комсомол. Принимали нас в ряды ВЛКСМ в торжественной обстановке в горкоме комсомола г. Новокузнецка, где я родилась и выросла. Прошло много лет, а я на всю жизнь запомнила это событие. К приему в ряды комсомольцев мы готовились долго и серьезно. Принимали только самых достойных. Нас было несколько человек. Каждому нам задавали вопросы по Уставу ВЛКСМ, по международной обстановке, о жизни нашей страны, города, школы и даже класса. И вот нам вручили комсомольские билеты и комсомольские значки. Я с гордостью носила этот значок. Мы с большой ответственностью взялись за комсомольскую работу. У каждого из нас были поручения. Меня назначили вожатой в пятый класс. Мне это очень нравилось, недаром я связала свою жизнь с педагогикой. С пятиклассниками я проводила различные сборы к праздникам и торжественным датам, мы с ними собирали и сдавали макулатуру и металлолом, шефствовали над ветеранами Великой Отечественной войны и труда – тогда это называлось тимуровской работой. Ещё мы активно участвовали в коммунистических субботниках, ходили в походы по родному краю. Помню, как в походах разжигали костёр, пекли картошку, пели песни, рассказывали интересные истории, читали стихи.… И просто наслаждались общением с природой. Так здорово было!

А ещё мой подшефный класс собрал больше всех в школе металлолома. И нас как лучших отправили на КМК на торжественную пионерскую плавку. Нас тогда поразили масштабы этого металлургического комбината. Мы видели, как из огромного ковша льётся огненная струя расплавленного металла в разные формы заготовок, а вокруг сыплются горячие яркие искры. Такое зрелище словами передать невозможно, надо только видеть. Металлурги казались нам укротителями огня, настоящими волшебниками. Мы были горды тем, что вложен и наш скромный труд в эти заготовки, из которых будут сделаны рельсы, самолёты, танки.… Чтобы наша Родина была богаче и сильнее!

В восьмом классе меня избрали секретарём первичной комсомольской организации школы – комсоргом. Для меня это было очень ответственно и серьёзно. Я очень гордилась этим и старалась оправдать доверие товарищей. Помню, как очень волновалась перед проведением первого комсомольского собрания, на котором присутствовали опытные комсомольцы. Три года я была комсоргом, руководила комсомольцами, направляла их, помогала им.

А мне, в свою очередь, помогали старшие товарищи и учителя. Работа в комсомольской организации разнообразна: помогать отстающим ученикам в учёбе, организовывать их труд на пришкольном участке и в производственной бригаде, проводить различные культурные мероприятия. Мы, комсомольцы, работали с огоньком. Все мероприятия проводили интересно, увлеченно. Запомнилась мне конференция по книге Николая Островского «Как закалялась сталь», которую я подготовила и провела со своими товарищами-комсомольцами. Это книга о комсомольце Павле Корчагине. Он в трудные для своей Родины годы был рядом с ней, в первых рядах, готов был пожертвовать собой. Мы спорили о том, что такое подвиг, говорили о любви к своей Родине. Это были не просто слова, всё это было нашей жизнью. Помню, как один из товарищей в ходе нашей дискуссии торжественно произнес слова Павки Корчагина: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

За три года, что я была комсоргом, я научилась не только руководить коллективом, но, в первую очередь, быть ответственной самой, научилась планировать работу, приобрела определённые организаторские навыки.

Моя комсомольская юность была очень яркой, насыщенной и сыграла в моей дальнейшей судьбе очень важную роль: я поступила в Новокузнецкий педагогический институт и стала педагогом. В институте я тоже была активисткой, училась на «отлично», окончила институт с Красным дипломом (Приложение№2). Мне всегда нравилась беспокойная жизнь. Быть в авангарде – для меня это дело чести. В институте я организовала кружок «Юный журналист». Мы выпускали стенгазеты к юбилейным датам, писали статьи, заметки. Некоторые наши материалы печатали в городской газете «Кузнецкий рабочий». Мы этим очень гордились, а один мой одногруппник даже стал корреспондентом.

Мне часто вспоминаются годы моей комсомольской юности. Горжусь, что это было в моей жизни, что этим могу с радостью поделиться с вами, молодыми.

Вот что рассказала мне моя бабушка, Бастрыгина Наталья Николаевна. Я всегда гордился ею, а после её рассказа про комсомольскую юность, я ещё больше буду ею гордиться. Услышанным обязательно поделюсь со своими одноклассниками. А ещё мне жаль, что сейчас нет комсомола, который объединил бы активных, трудолюбивых, неравнодушных молодых людей, которых среди нас очень много!

lazy placeholder

Моя бабушка. Шабалина Наташа – пионерка, отличница, 6 класс

lazy placeholder

Моя бабушка – комсомолка, студентка Новокузнецкого государственного педагогического института. (В верхнем ряду справа, третья)

Учеба и возвращение отца

Николай чувствует свое одиночество и отчуждение. Он ежедневно посещает занятия, правда, ничего не записывает, полагая это лишним. Постепенно юноша заводит новых знакомых, большая часть которых живет только ради удовольствия. Николай постепенно поддается их влиянию и начинает подражать им.

Реалистично и достоверно изображает быт дворянства Л. Н. Толстой («Юность»). Иртеньевы приезжают в столицу раньше — молодой жене стало скучно в деревне. Авдотья Васильевна, несмотря на всю свою любовь к мужу, не вписалась в домашний уклад его семьи и постоянно донимала Иртеньева-старшего ревностью и расспросами. В результате этого муж постепенно охладел к своей молодой жене и даже стал ее тихо ненавидеть. Дети тоже не питали к мачехе особой любви, за исключением Любочки.

Николай впервые попадает на бал, однако весь вечер мрачно стоит в стороне, отвечая невпопад, когда с ним заговаривали. Зимой он становится участником студенческого кутежа, который совершенно ему не понравился. Сначала было ужасно скучно, а потом все так напились, что Николай вспоминал об этом только со стыдом.

Близятся экзамены. Иртеньев-младший понимает, что ничего не запомнил из прослушанных курсов, а конспектов он не писал. Результатом этого стал провал на первом же экзамене. Юноша запирается на три дня в комнате, он несчастен, жизнь кажется ему безрадостной и ужасной. Он даже хотел пойти в гусары, но отец отговорил его — можно перевестись на другой факультет.

Толстой «Юность» очень краткое содержание

Юность Толстой краткое содержание для читательского дневника:

Главный герой повести – 16-летний Николенька Иртеньев, добрый и умный юноша из богатой дворянской семьи. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Мать Николеньки умерла несколько лет назад.

Успешно сдав экзамены, Николенька поступает в университет. Он начинает вести “взрослую” жизнь: он впервые посещает ресторан, едет на взрослый бал, участвует в студенческих кутежах и т.д. Робкий и стеснительный Николенька старается казаться взрослым и уверенным человеком. Он боится быть собой, поэтому часто в обществе играет какую-то роль, чтобы понравиться окружающим. Часто это выглядит неловко и глупо.

Николенька дружит с Дмитрием Нехлюдовым, умным и интересным юношей. Сначала Нехлюдов кажется ему идельным человеком, но со временем Николенька несколько разочаровывается в друге. Николенька много размышляет о жизни, о себе и окружающих. Он живет бурной внутренней жизнью. В этот период он много влюбляется: ему нравится Варенька (сестра Нехлюдова), Сонечка Вахлакова (детская любовь Николеньки) и другие барышни. Однако все эти влюбленности непостоянны.

Тем временем отец Николеньки женится во второй раз — на соседке по деревне Авдотье Епифановой. Николенька не любит и не уважает мачеху. Николенька беспечно относится к занятиям в университете, не записывает лекции и т.д.

В конце курса он оказывается не готов к экзаменам и в результате “проваливается”. Его не переводят на следующий курс. Тяжело переживая этот позор, Николенька решает начать новую жизнь и больше не тратить время на глупости.

Это интересно: Повесть была написана 1890 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого для ознакомления с сюжетом произведения.

Анализ

Как и многие литературные произведения Толстого наша трилогия воплощает в себе огромное число идей и замыслов. Работая над текстом, автор тщательно подбирал каждое слово, поэтому любая фраза или описание имеют концептуальное значение и подчинены общей идее. А идея эта заключается в том, чтобы как можно достовернее и подробнее изобразить процесс становления человека от ребенка до юноши. И здесь нет места ничего не значащим сценам, мыслям и словам. Любая мелочь и деталь помогает лучше понять внутренний мир юноши, его душевные переживания, надежды и чаяния. Так, описывая книги, которые читает Николенька, Толстой поясняет читателю причины тяги своего героя к приключениям и подвигам. А подобные мысли тут же находят отражение в поступках юноши. Все взаимосвязано в произведении. Каждая деталь становится ключом к пониманию природы поступков. За такое скрупулезное отношение к повествованию проза Толстого и была названа «диалектикой души».

lazy placeholder

Почему же автор выбирает для описания именно эти этапы (детство, отрочество, юность) жизни человека? Дело в том, что именно в эти периоды люди наиболее ярко ощущают себя в этом мире, свою неделимость с ним, а затем, постепенно, начинают отдаляться от него, осознавать себя как личность. Не зря трилогия начинается именно с повести «Детство», темы которой связаны с совсем маленьким детским мирком главного героя. Затем в «Отрочестве» мир, а с ним и мысли главного героя расширяются. В «Юности» же мировоззрение героя совершенно меняется. Если раньше для него главенствовали отношения с семьей, наиболее ярко звучала тема дома, то теперь на первый план выходит построение связей с внешним миром.

Анализ трилогии произведений

Главный герой

В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева — дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.

Сюжет

Детство

В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.

Отрочество

Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.

Юность

Финал трилогии — «Юность» — посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.

Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст — не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.

Здесь автор отказывается от внешней динамической организации сюжета, то есть дается не описание событий, а раскрываются переживания и впечатления, возникающие под влиянием тех или иных событий. Таким образом, сюжет строится на динамике внутренней жизни, а события и ситуации направляют ход рас — суждений. Психологический анализ преобладает над изображением внешних событий и является основой развития сюжета. Толстой использует здесь внесюжетные формы, например моралистический материал, собственную оценку. В центре данного произведения — история человеческой души. При этом писатель широко пользуется «языком тела»: подробно описывает походку, поворот головы, глаза, взгляд, интонации речи, движения рук.

В «Юности» Толстой уже в основном сформулировал закон нравственного самосовершенствования. Это внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образовать свой разум, воспитать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

Главный герой Николенька Иртеньев является студентом университета и дружит с Дмитрием Нехлюдовым. Они устраивают пирушки, пьют жженку. Сначала он вроде бы испытывает удовольствие, но затем появляется чувство стыдливости за свои поступки, за действия других людей. Всех они делят на белую кость и черную, то есть на бедных и богатых. Надо включаться в общечеловеческий поток, исправить, прежде всего, самого себя. Николаю однажды пришлось наблюдать, как его друг Нехлюдов ударил слугу за то, что тот не вовремя снял с него сапоги. Ему стыдно за него. Необходима чистая жизнь в любви и сострадании к ближнему своему.

В данном произведении постоянно сочетается Толстой — и Толстой — моралист. Кроме того, здесь описывается восприятие главным героем других персонажей. Учитель Карл Иванович заменил свою почтенную лысину рыжим париком, стал странным и смешным. Николенька удивляется, как он не замечал этого раньше. Бабушка воспринимается им как важная и чванливая барыня. Сонечку Валахину, семнадцатилетнюю девушку, к которой он раньше испытывал любовь, теперь видит очень маленькой ростом и худой, с желтым болезненным цветом лица, но ее глаза и улыбка были те же, что «я знал и любил в детстве». Таким образом, автор показывает, что в одном жесте или слове скрывается иногда душа человека, угадывается его характер.

Читатель встречается с повзрослевшими героями. Николай поступает в университет. Как юноша отмечает это событие. Николай наносит визиты старым знакомым. Юноша знакомится с семьей своего друга Нехлюдова и Любовью Сергеевной, в которую влюбляется. Размышления Николая о любви, о прочитанном в книгах, об отношении к людям. Отец вторично женится. Они переезжают в Москву. Отношение детей к мачехе. Николай побывал на взрослом балу. Он разочарован. Провал экзаменов в университет.

Дополнительные сочинения по данной теме

    Литература. Учебное пособие для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в двух частях. Так же, будет полезно абитуриентам и студентам педагогических ВУЗов. Содержание: О своеобразии русской литературной критики Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Александр Николаевич Островский (1823-1886) Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) Лев Николаевич Толстой Николай Васильевич Гоголь — прозаик и драматург, творчество которого развивалось на пересечении русской и украинской культур и сочетало в себе Роман (бессмертное произведение)тические и Реалистические черты. В качестве автора ряда произведений на украинскую тему Гоголь выступил в русской литературе открывателем украинского культурного мира. В качестве же автора произведений о русской действительности 1830-1840-х годов он приобрел славу создателя панорамы жизни помещичье-крепостнической и чиновничьей России XIX века. 1 апреля 1809 г. — Родился Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна, которое находится недалеко от российского города Тула. Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям Толстых (со стороны отца) и Волконских (со стороны матери), подаривших стране ряд государственных и военных деятелей, известных в истории России. У родителей будущего писателя, Марии Николаевны и Николая Ильича, было 4 сына: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев — и дочь Мария. «Раннее детство, — Описание событий в романах и других произведениях Есенина оказало и продолжает оказывать огромное влияние на русскую поэзию. Прежде всего, оно проявилось в повороте поэтов и читателей к традиционному классическому стиху, который, как вы уже знаете, в 20-е годы прошлого века многие считали отжившим своё. Есенин в одном из стихотворений писал: Писали раньшеЯмбом и октавой.Классическая формаУмерла,Но ныне, в век нашВеличавый,Я вновь ей вздёрнулУдила. Описание событий в романах и других произведениях поэта стало Как можно объяснить название романа? Война и мир — это не только изображение военных действий и мирной жизни. Название эпопеи охватывает всю жизнь человеческую: конфликты общественной и личной жизни, борьбу интересов разных социальных групп, сложность семейных отношений, «диалектику души» отдельного человека, преодоление собственных слабостей и недостатков во имя душевной гармонии, согласия с самим собой (пример — сложнейший путь духовного развития князя Андрея Болконского). В лаконичном заглавии своей великой эпопеи Толстой отразил Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. Незабываемое впечатление на детей производит рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти собачки и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «„.он обнял своими Тест по теме «Крымская война» 1. Выберите дату правления Николая I: А) 1801-1825; б) 1825-1855; в) 1762-1796. 2. Укажи годы, когда проходила Крымская война: А) 1853-1855 гг.; б) 1855-1856 гг.; в) 1853-1856 гг. 3. В Европе Крымскую войну называли: А) Северной; б) Восточной; в) Западной. 4. На стороне Турции выступили: А) Англия; б) Пруссия; в) Франция. 5. Когда произошло Синопское сражение? А) 18 ноября 1853 г.; б) 18 октября 1853 г.; в) 8 ноября 1853 г. 6. Кто

Со школьной скамьи нам знакома трилогия Льва Николаевича Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Именно этому произведению, а точнее третьей его части, будет посвящена эта статья. Мы рассмотрим сюжет, анализ и образ главного героя повести «Юность» Толстого. Особое внимание уделим краткому содержанию произведения.

Герой повести

«Детство», «Отрочество» и «Юность» объединены одним героем — Николенькой Иртеньевым. Именно от его лица ведется все повествование. Он происходит из знатной аристократической семьи. Образ главного героя во много автобиографичен. Читатель видит Николеньку через восприятие героем происходящих вокруг событий, отношение его к другим персонажам.

Как и многие литературные произведения Толстого, «Юность» очень правдиво изображает внутренний мир героя. Николеньке семнадцать, он не стремится к учебе, а желает идти по пути нравственного самосовершенствования. Однако постепенно он приходит к осознанию, что его нынешняя жизнь мелочна и пуста, далека от прекрасного идеала.

Характеристика персонажей

lazy placeholder
Рис. 1. Николенька Иртеньев. К. А. Клементьева. 1978 год

Образ Карла Ивановича

Все повествование сосредоточил на образе главного героя Л. Н. Толстой («Юность»). Другим персонажем уделено намного меньше места в повести. Карл Иванович — учитель и гувернер Николеньки, он ценен для автора тем, что оказал огромное влияние на становление личности мальчика. Его честный, добрый и открытый характер способствовал формирования нравственных ценностей главного героя. Любовь к чтению Карла Ивановича также передалась его воспитаннику. Он прожил длинную и тяжелую жизнь, повидал многое на своем веку, но смог сохранить чистоту своей души. Николеньке он предан до самозабвения, а семью Иртеньевых считает практически своей.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector