Анализ пьесы Бедность не порок Островский
История. Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года. В этом же году состоялась первая постановка пьесы, она прошла на сцене Малого театра в Москве. Это случилось в начале года, а 9 сентября пьесу уже играли на петербургской сцене, в Александринском театре.
Главная тема комедии «Бедность не порок» выражена достаточно ярко. В ней автор высмеивает пороки человека, жизнь купечества, преклоняющегося перед западной модой и отвергающего самобытность истинно русского характера. Очень наглядно продемонстрировано, насколько культивируется тема денег, их влияние на судьбы людей, на взаимоотношения в обществе и выбор жизненного пути.
Островский поднимает вопрос о значимости моральных качеств людей. Убеждает читателя, что все люди равны, главное в человеке — душа и чистая совесть, что богатство не делает людей образованнее и гуманнее, а материальное положение — лишь условность. Также писателем раскрывается тема нравственности купеческого сословия. Он обличает патриархальные устои и деспотизм, порой приводящие к драмам, происходящим за глухими заборами. Но счастливый конец пьесы дает надежду на то, что молодость, любовь и доброта смогут изменить старые обычаи.
Главными героями являются влюбленные молодые люди, приказчик Митя и дочь купца Любовь Гордеева. Они понимают, что деспотичный отец девушки ни за что не согласится на их брак. Гордей Карпыч тем временем лелеет надежду выгодно выдать замуж единственную дочь. Он мечтает с помощью богатого зятя, пожилого фабриканта Коршунова, перебраться в Москву. Мать девушки, Пелагея Егоровна, узнав тайну молодых, лишь сочувствует им, но никаких действий предпринять не решается. Хозяину никто не перечит, и дочь послушно готова выполнить волю отца, загубив свою жизнь.
Неожиданно помощь приходит от разорившегося брата богатого купца, Любима Карпыча Торцова. Он бросает обвинения в глаза Коршунову в махинациях и своем разорении и требует вернуть не только долг, но еще уплатить выкуп за племянницу. Старый плут оскорблен и, отказавшись жениться, уезжает. Гордость хозяина задета, и он сгоряча объявляет о намерении выдать дочь за первого встречного. По счастливой случайности, им оказывается ее возлюбленный Митя. Любовь восторжествовала над деспотизмом купеческих устоев.
Главная мысль. Таким образом, можно резюмировать, что в своем произведении Островский демонстрирует столкновение старого и нового, а также вечное противостояние богатых и бедных.
Анализ 2
Первоначальное название произведения–«Гордым Бог противится». 1853- создана пьеса, 1854– опубликована и поставлена на сцене Москвы и Петербурга.
Три главные темы комедии–очень яркие:
Жанр произведения– комедия, так как смешные ситуации и комичные характеры героев.
Пьеса состоит из трех действий. Первое действие– знакомство с героями произведения, второе– основные события, третье – развязка и кульминация.
Отличительная черта композиции – большое количество фольклора – пословицы, прибаутки, песни читатель увидит в каждой сцене, подчеркивая или оттеняя действие.
Очень интересны особенности системы образов– герои разделены на богатых и бедных. Богачи это– Гордей, Люба и Пелагея Торцовы, Разлюляев Григорий и Коршунов Африкан. Все остальные герои– «бедняки», зато души чистые и добрые. Условно можно разделить героев еще на тех, кто стремиться к новому– Гордей и Африкан, и кто тяготеет к старине( все остальные, особенно Пелагея и Торцов). Еще очень важная деталь в системе образов– «говорящие» фамилии, подчеркивающие наиболее яркие и запоминающиеся черты характера.
Для наиболее яркой характеристики героев автор использует языковые средства. К примеру, на исконном русском языке разговаривают Митя, Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, тогда как Гордей Карпыч пытается говорить красиво и современно. Для более легкого восприятия образов, герои рассматриваются параллельно, как бы сопоставляя, их друг другу. Особая роль в создании красочных сцен играют ремарки автора и потрясающие декорации.
Главные герои пьесы приказчик Митя и дочь купца Гордеева Любочка – юные, красивые и влюбленные в друг друга. Они прекрасно понимают, что отец- деспот никогда не даст согласия на брак, так как надеется выгодно выдать замуж единственную дочь Любу за богатого фабриканта Коршунова и переехать в Москву. Мать Любы, зная про тайную привязанность дочери, ничего сделать не может, лишь сочувствует. Любовь не может перечить отцу и, несмотря на чувства к другому, готова выйти за нелюбимого. Помощь пришла нежданно. Коршунова обвиняют в махинациях и разорениях, и он, отказавшись от женитьбы на молодой красавице, оскорбленный, уезжает. Раздосадованный отец объявляет, что выдаст дочь за первого встречного и им, на счастье, оказывается Митя, возлюбленный Любови. Торжество любви над деспотизмом купеческих устоев.
Автор в своем произведении поднял вопрос значимости морали, убеждая читателя в том, что все люди равны, главное – личные качества человека – доброта, гуманность, человечность, совесть, а не его социальное и материальное положение. Так же раскрыта тема безнравственности купеческого сословия– обличая патриархальный деспотизм.
Островского считают «основателем русского театра». Созданная им теория поведения героев на сцене «непревзойденная» на сегодняшний день. Уже около 150 лет его пьесы ставятся в театрах по всему миру, они до сих пор актуальны, так как их автор гений.
Пьесы Островского бессмертны.
Вариант 3
Бедность не порок» пьеса, написанная А. Островским в конце 1853 года, работал он над ней полгода. Писатель в начале работы дал ей название «Гордым Бог противится». Она была написана для Малого театра в Москве. Роли были распределены ещё в период написания. Автор посвятил произведение другу, который работал актером театра – Прову Садовскому, он сыграл роль Любима Торцова. Долго пьесу не пускали до постановки. В 1854 году пьеса вышла отдельной книгой, и поставили в Театре.
Произведение написано в жанре комедии. В основе лежат смешные ситуации. И заканчивается счастливо. Как и положено комедии. В эпизодах проскакивает сатира, резко высмеивается купечество, которое гонится за модой.
Название пьесы «Бедность не порок» отображает главную мысль произведения. Писатель пытается доказать, что бедность всего лишь денежное благополучие. Она не может являться духовным недостатком. Поэтому в пьесе бедные люди показаны с чистой душой, а богачи моральными калеками.
Островский в этом произведение высмеивает жадность и корысть. Показано, что люди считают, если деньги есть, то перед человеком открыты все двери, а бедность главный порок, но автору удается умело перевести внимание читателя, на то, что ни какие деньги не сравняются с духовными ценностями.
В пьесе просматриваются три темы, жизнь купечества, они стараются перестроить жизнь на западный манер, столкновение старых и новых взглядов, истинная любовь. Для которой деньги не главное. Писатель делает акцент на том, что главное надо быть богатым душевно и уметь любить искренне..
Сюжетные лини связаны с Гордеем Торцовым, Любимом Торцовым, Любавой и Митей, Анной Ивановной и Яшей Гуслиным. Все события вертятся вокруг семьи Торцовых.
У богатого купца Гордея Торцова, есть мечта переехать жить в крупный столичный город. Для реализации этой мечты решает отдать дочь замуж за богатого, но старого фабриканта Африкана Коршунова. Но дочь влюблена в приказчика и хочет, что бы он стал её мужем. Её мама знает о любви дочери. Но чем не может ей помочь. Молодым влюбленным помогает случай Коршунова обвиняют в махинациях с деньгами, он решает отказаться от брака сорится с Торцовым, и уезжает из города. Отец разрешает девушке выйти замуж за своего Митю.
У Торцова есть племянник Яша Гуслин, который любит вдову Анну Ивановну, она бедна. Дядя против их связи. Но ссора с фабрикантом, толкнула его дать согласие на брак молодых людей. Итог произведения – все счастливы. Главный конфликт, который идет через все произведение, противостояние богатых и бедных.
В пьесе все герои кроме Гордея Торцова, говорят на простом языке, а глава семьи хочет выглядеть модно, говорит на литературном, правильном языке, без просторечья.
Пьеса разделена на три действия. В первом действие автор знакомит со всеми персонажами. Во втором разворачиваются все события пьесы. В третьем происходит вся кульминация произведения.
Интересная черта пьесы в том, что в произведении много фольклора.
Это произведение актуально и в наше время. Этой пьесой автор показал, что на сцене можно показывать не только возвышенное, но и простонародное.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ пьесы Бедность не порок
Популярные сегодня темы
Картина «девушка, освещенная солнцем» была написана Валерием Серовым в 1888 году, летом в усадьбе своих родственников. На портрете изображена двоюродная сестра художника Мария Симовичь, чьё изображение стало так популярным и известным
Современный мир настолько сильно изменился, что многие даже и не знают о том, что такое благородство, и какой поступок можно назвать благородным?
В образе этой семьи писатель воплотил все черты старого общества, которые вызывали у него отвращение. Это были как отрицательные качества, так и покорность по отношению к насилию и угнетению
Сборник, к которому относится данное произведение написан благодаря рассказам дьячка церкви. Автор опирается на опыт священнослужителя и тем самым избегает причисления его работы к выдумке
Анализ пьесы «Бедность не порок» (А.Н. Островский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.08.2020 · Обновлено 22.08.2020
Островский Александр Николаевич был великим драматургом, творчество которого стало новым уровнем в развитии русского национального театра. Он отразил жизнь своего времени и место купечества в нем в одной из своих самых знаменитых пьес «Бедность не порок», анализ по плану которого хочет предложить Вам Многомудрый Литрекон.
История создания
Роли героев этой пьесы были распределены между актерами ещё до того, как она была написана. Ведь Александр Николаевич даже посвятил её своему доброму другу, Прову Михайловичу Садовскому, который мог лучше всех выйти на сцену в амплуа Любима Торцова.
История написания произведения «Бедность не порок» начинается в июле 1853 года, тогда оно еще должно было называться «Гордым Бог противится». В августе Островский начал над ним работу и закончил в конце того же года.
Эта работа автора написана под серьезным и весьма очевидным влиянием его друзей-славянофилов. Именно по этой причине многие из них узнали в ней себя. Также на комедию повлияло то, что драматургу пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Купеческое сословие особенно часто обращалось в суды, оттого оно и было так хорошо знакомо Александру Николаевичу, именно из этого жизненного опыта он и взял персонажей, достойных войти в его библиографию.
Жанр, направление
«Бедность не порок» принято относить к жанру комедии в трех действиях. В этом произведении нас окружают комические характеры, забавные ситуации. Также этому драматургическому жанру присуща положительная развязка, где обязательно победу одержит добро. Что и происходит, когда Любим помогает брату сбросить с себя ужасное наваждение.
В этой своей работе Александр Николаевич умело сочетает романтизм и критический реализм. Первый характеризуется утверждением самостоятельной ценности жизни одной единственной личности, её зачастую бунтарских страстей и чувств. Второй же вскрывает то, как влияет социальная среда на обстоятельства жизни человека и его психологию.
Смысл названия
«Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы и человек был. Бедность не порок», — говорит Любим брату уже ближе к концу пьесы. Он имеет в виду то, что если бы не было у него тех денег, не пропил бы он их и не стал бы последним пьяницей.
Также не нужно забывать, что изначально мы встречаемся с двумя персонажами-антиподами. С одной стороны Митя – добрый, любящий душою и сердцем и Любовь, и Пелагею, её мать, но без гроша в кармане. С другой стороны – старый, толстый и губастый Коршунов, жадно позарившийся на молодость и красоту купеческой дочери, хитрый, высокомерный, но зато богатый.
Таким образом, получается, что смысл названия прост: бедность не порок, а порок есть пьянство, гордость, жадность, злоба и хитрость.
Композиция
Произведение «Бедность не порок» тянется медленно, мы знакомимся с персонажами, одним за другим, узнаем, что Митя и Любовь Гордеевна друг r другу неравнодушны, и все никак не можем понять, в чем же заключается конфликт пьесы «Бедность не порок». Завязка настигает нас только в десятом явлении второго действия: Гордей Карпыч, несмотря на все чаяния молодой барышни, решил выдать её за старого фабриканта Африкана Савича.
Дальше дело развивается стремительно, Митя порывается уехать, порывается забрать с собой возлюбленную, но она отказывается. В другую сторону и за другую нежную ладошку её тянет ненасытный Коршунов, описывая, сколько ей выгоды принесет этот брак, что она будет, как сыр в масле. И вот, мы уже долистали до десятого явления третьего действия, кульминации. Как помолвили двух нелюбимых и не любящих будущих супругов, так и «размолвили» волей Торцова.
Остается только одно дело: устроить помолвку Мити и Любви по взаимному чувству, а не фабриканту назло. Тут сюжет берет в руки Любим Карпыч, русло сюжета и поворачивает в самую, что ни на есть, лучшую сторону. И приводит молодых за ручку к счастливой развязке, как и положено в комедии.
Суть: о чем рассказ?
Пьеса «Бедность не порок» начинается с того, что Митя узнает, что купец Гордей Карпыч Торцов, на которого он работает, поссорился со своим братом, так как тот напился и стал творить странные и забавные вещи при приглашенных гостях, чем опозорил Гордея и тем самым нанес сильную обиду.
Дальше приезжают супруга и дочь вышеупомянутого купца. Первая жалуется приказчику на мужа, из-за того, что он стал общаться с Африканом Савичем Коршуновым, и дружба с ним оказала большое влияние на него: «Теперь все ему наше русское не мило». Также женщина переживает за дочь, так как её уж пора замуж выдавать, но отец все говорит «нет ей ровни».
После её ухода Митя жалуется Гуслину на хозяина, который «все бедностью попрекает», но не прибавляет жалования, несмотря на то, что молодой человек очень старается и посылает все деньги маме в деревню. Но это все ещё не самое ужасное, потому что Митя посмел полюбить его дочь. Тем временем к Торцовым приходят подруги Любови, и, после короткого перешептывания с Анной Ивановной, Разлюляев веселит девушек, все пускаются в пляс и незаметно покидают комнату. И Анна её запирает, оставив безнадежно влюбленного юношу с Любовью.
Приказчик читает ей стихи собственного сочинения о ней, о любви. В ответ купеческая дочь пишет ему прозой и просит прочесть его только после её ухода.
Второе действие начинается с того, что Митя находит Любу и молит её сказать, правда это или насмешка. Девушка открывает ему свои чувства, и они порешили идти завтра к Гордею Карпычу, дабы просить у него благословения.
Пелагея Егоровна созывает всех девушек по соседству. Все собираются в доме Торцовых и начинают веселиться. Пелагея руками слуг угощает гостей патокой и мадерой – она получает удовольствие от наблюдения за пляшущей молодежью. Но вся радость и довольство тут же гаснут, стоит только появиться Гордею в сопровождении Коршунова. Хозяин крайне неудовлетворен тем, что увидел, ведь жена устроила святки «на мужицкий манер». Поэтому он тотчас приказывает принести шампанского и зажечь свечи, а затем пройти Африкану Савичу в гостиную. Когда гость остается с купеческой дщерью один, Африкан дарит ей сережки с бриллиантами, а затем просит любить его.
В то же время Гордей Карпыч говорит супруге, что хочет переехать в столицу, так как здесь все из своего невежества не способны его понять. На новом же месте жительства их семейству подсобит будущий зять, Африкан Савич. Весть о свадьбе, которая уже вот-вот состоится, шокировала весь дом, дочь и жена бросаются ему в ноги, просят изменить волю, но гордый купец слов назад не берет.
В третьем же действии появляется Митя, он, услышав о помолвке Любови Гордеевны, решил отправиться к маме в деревню навсегда, и приходит попрощаться с Пелагеей Егоровной. Она ему в ответ жалуется, он говорит, что не знает он, как это можно – добровольно отдавать дочь за нелюбимого. Приказчик признается ей, что воспылал чувствами к Любови, и это взаимно. Предлагает её дочери бежать с ним, но она отказывается, такова её судьба: страдать от воли отца, против которой она не может пойти.
После ухода Мити, Любу находит Коршунов и снова описывает преимущества брака с ним. Он признается, что в прошлом его браке любви не было, а вот новую жену он обещает на руках носить. Тем временем пьяный Любим снова приходит к Торцовым, разгоняет гостей, начинается ссора между братьями. Он недоволен поступком брата, а также обвиняет Африкана Савича в мошенничестве. Это оскорбляет фабриканта, за такое оскорбление он требует Гордея преклонить колена перед ним. Конечно же, ударившие прежде по рукам мужчины разрывают помолвку после подобного. Назло Коршунову хозяин дома готов отдать Любовь Гордеевну за первого встречного, которым волей случая оказался Митя. Но этот герой, что только что выиграл джек-пот, не хочет «назло», он хочет благословения с любовью, от всего сердца. Но Гордей Карпыч тут же напоминает молодому человеку о статусе, ставя на место. И тут свою решающую роль играет Любим Карпыч, что встает на колени за молодых, обещая у них стать нормальным человеком. Своей пламенной речью он открывает брату глаза, тот смягчается и обнимает их искренне. Рассудок купца прояснился, теперь все могут просить всего, чего душа желает, пьеса кончается веселой свадебной песней.
Главные герои и их характеристика
Главных героев и их подробную характеристику Многомудрый Литрекон отразил в таблице:
Главные герои | Характеристика героев |
Гордей Карпыч Торцов | богатый купец, гордый, строгий, имеет крутой характер, мужчина почти шестидесяти лет, «зверем смотрит» на свою жену. |
Пелагея Егоровна | жена Торцова, усталая на старости лет женщина, умеющая быть благодарной за то, что дано. Однако очень слабохарактерная, при всей своей любви к дочери, не предпринимает никаких попыток остановить самодурство мужа. |
Любовь Гордеевна | дочь Торцова, красивая, молодая, нежная особа, страстно влюбленная в Митю, но покорная девушка, а потому не может пойти против воли отца. |
Любим Карпыч Торцов | брат Гордея, промотавшийся, пьяница, пропил все наследственные деньги, часть денег потерял из-за обмана Африкана Савича, теперь вынужден побираться, однако по натуре очень добрый и честный человек. |
Африкан Савич Коршунов | фабрикант, англоман, москвич, старый, толстый, губастый, жадный, высокомерный, хитрый, похотливый, обманул Любима на большую сумму, а молодую жену замучил ревностью. |
Митя | приказчик Торцова, молодой, добрый, честный, щедрый юноша, страстно влюбленный в Любовь Гордеевну, заботливо относящийся к её матери и к своей, которой посылает в деревню жалованье. |
Яша Гуслин | племянник Торцова, хороший музыкант, веселый, добрый друг Мити, хочет жениться на Анне Ивановне. |
Гриша Разлюляев | молодой купчик, из семьи богатых и добрых людей, любит веселиться, песни петь да плясать, простой, за что и просит девушек его полюбить. |
Анна Ивановна | молодая вдова, веселая и простая, любит сплетни и всякие шутки с подругами делать, хочет замуж за Гуслина |
Маша и Лиза | подруги Любови Гордеевны, очень приличные и стеснительные девушки. |
Егорушка | мальчик, дальний родственник Торцова, смешлив |
Арина | няня Любови Гордеевны, жалостливая русская женщина, к ней изволит приставать Разлюляев. |
«Бедность не порок» полюбилась всем современникам именно по той причине, что она, словно цветок — лепестки, аккуратно открывает нам правдивые личности русских, изображая тех, кто ещё сохранил любовь к России, а вместе с ней и внутренний стержень. Образом, отражающим все это в идеальном комплексе, любимым персонажем, зрители и читатели всегда выбирали честного пьяницу, Любима Карпыча. Тематика пьесы такова:
Также пьеса затрагивает то, как влияет благосостояние на отношение людей друг к другу. Как скупы, высокомерны, подозрительны те, что придают большое значение чужому и своему материальному достатку. И как добры, щедры, нежны и трогательно чувствительны те, кто придает большее значение душевной составляющей человека.
Проблемы
Также в пьесе «Бедность не порок» присутствует определенная нравственная проблематика:
Основная идея
Главная мысль пьесы «Бедность не порок» проходит протоптанной тропинкой через все повествование, мы следуем за её поворотами, впитывая мудрость пьесы. Смысл её таков: русских человек далек от идеала – он ошибается, часто греховно тратит всю свою жизнь на беспутство, но все же способен признать, что оступился, а это, как известно, означает, что он наполовину вернулся на путь истинный.
Идея пьесы заложена и в самом названии: нельзя считать бедность пороком и судить людей по материальному состоянию. Отец Любови едва не принял в семью мошенника, ориентируясь только на деньги. Финансовый успех легко может обмануть человека, за ним может скрываться лживый и порочный путь. А вот бедные люди — это еще не значит «плохие». Они еще могут честно заработать себе на жизнь, поэтому нельзя вычеркивать их из окружения, не давая шанса показать всего себя.
Чему учит?
Чему учит «Бедность не порок»? О чем заставляет задуматься? Какие нравственные уроки пьеса нам преподает? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно обратить пристальное внимание на фабулу комедии. После чего нам становится очевиден следующий вывод: мода никогда не сможет ужиться в нашей среде, никакие её взгляды и принципы, если они идут вразрез с нашими знаниями о мире, с велениями нашего сердца, со здравым смыслом.
Мораль пьесы Александра Николаевича – деньги никогда не перевесят жизнь по чести у достойного русского человека.
Критика
Седьмая по счету работа Островского и вторая, вышедшая отдельным изданием, была и остается одной из самых известных. Конечно, многие критики не упускали возможность обсудить её художественные особенности:
Н. Г. Чернышевский: «Мы не можем найти эпитета, который бы достаточно выражал всю фальшивость и слабость новой комедии… Поэтому скажем только: новая комедия г.Островского слаба до невероятности.
Что могло придать этим неосторожным поклонникам слабой комедии такую смешную смелость? Только имя г.Островского, как автора «Своих людей». Блеск его так ослепил их, что они не могут видеть прискорбного различия между первою комедию г.Островского и его последними произведениями. Только подпись одного имени на обоих произведениях убеждает нас, что оба они писаны одним и тем же человеком.
…в «Бедность не порок» все фамилии лиц «заимствованы» от их качества: Коршунов (фабрикант свирепого нрава), Гуслин (русский виртуоз), Разлюляев (то есть гуляка и весельчак). И надобно сказать, что это чрезвычайно прилично новой комедии г.Островского, столь же неумеренной в неудачной идеализации.
Коршунов мелодраматический злодей — это дурно; но еще хуже то, что все остальные лица (под конец пьесы даже злочинствующий сначала Гордей Карпыч) облиты тою патокою, с которою Егорушка пляшет на святочном вечере… В особенном изобилии пролита она на Любима Торцова, который, по собственным словам (истинная скромность!), «пьяница, но лучше всех», и на Митю, подслащенных до совершенного искажения действительности.
В двух своих последних произведениях г.Островский впал в приторное прикрашиванье того, что не может и не должно быть прикрашиваемо.»
Кроме довольно строгих и резких заявлений о пьесе «Бедность не порок», Александр Николаевич также слышал огромное количество похвал, она имела просто колоссальный успех. Большое количество фанатов комедии ходили на неё не один раз в театр, и даже не два. Некоторые даже говорили, что Россия обрела своего Шекспира, другие – что родная страна переплюнула его великие произведения (например, «Оттелло) в лице Островского. Очевидно, что это произведение автора получило должное внимание ещё при его жизни.
Как бы там ни было, данная работа драматурга оказала влияние на отечественный театр, а также продолжает поучительно влиять на умы молодежи нашего времени.