чему учит произведение белый пароход

Июль 2015 года

7 15

pressОтвет на главный вопрос

reply

ЧЕМУ может научить произведение
Чингиза АЙТМАТОВА «БЕЛЫЙ ПАРОХОД»?

Недавно мне довелось прочесть произведение Чингиза Айтматова «Белый пароход». В этом произведении повествуется о тяжелой жизни семилетнего мальчика, живущего с дедушкой и тетиной семьей на отдаленном горном кордоне, где и разворачиваются все события.

Судьба главного героя складывается крайне печально. Из-за недостатка внимания, любви, друзей, отсутствия родителей он с головой уходит в мир собственных фантазий, не принимает суровой реальности. Это произведение тяжело для чтения, по мере прочтения оно вызывает множество противоречивых эмоций. Сочувствие сменяется гневом, гнев — неприязнью, неприязнь — жалостью, и так на протяжении всего произведения.

Главный герой этого произведения заслуживает сострадания, он является жертвой обстоятельств и в силу своего юного возраста не может предпринять ничего лучше, чем замкнуться в себе. Остальные же герои вызывают лишь презрение. Мягкотелый, бесхребетный дед Момун, не способный защитить ни себя, ни внука, ни дочь от буйств тестя Орозкула. Он не сумел уберечь внука от психологических травм, так как сам искаженно воспринимал реальность.

Безумный, беспощадный Орозкул, вымещавший злобу на слабых и беззащитных, вызывает особое отвращение. Так же не лучшее впечатление оставляет и тетка Беккей, которая молча терпит и спускает Орозкулу все его злодеяния.

Несмотря на столь острую критику персонажей, произведение очень поучительно! Оно показывает жизнь такой, какой она не должна быть. Заставляет задуматься, есть ли в твоей собственной жизни то, что ты хотел бы исправить, учит правильному восприятию окружающего мира на основе отрицательного примера. Оно написано в интересном жанре с элементами психологии и, на мой взгляд, является одним из лучших в этом направлении.

Я советую прочесть и попробовать понять это произведение всем. Так как каждый человек, прочитавший его, способен сделать для себя собственные выводы.

Кирилл ГАВРИЛОВ,
8 «а» класс, школа № 311,
Санкт-Петербург. (Педагог Юркевич И. В.)

Источник

«Белый пароход»: краткое содержание и анализ

843beb7f93ef736d

Чингиз Айтматов — автор повести «Белый пароход»: YouTube / Galina Galina

Чингиз Айтматов — знаменитый киргизский писатель, чье творчество почитают далеко за пределами Родины. С большой любовью и одновременно с горечью он писал о родной земле и двойственной человеческой природе. Убедиться в этом поможет его выдающаяся повесть «Белый пароход». Краткое содержание и анализ произведения предлагаем ниже.

«Белый пароход»: краткое содержание

Удивительное творческое наследие оставил писатель Чингиз Айтматов. «Белый пароход» — одно из вершинных его произведений. С него советуем начать знакомство с манерой писателя. Краткий пересказ повести читайте далее:

Краткое содержание: «Белый пароход»

События повести «Белый пароход» происходят в Киргизии. Автор знакомит читателя с главным героем:

Родная тетка Бекей (дедова дочка) и ее муж — егерь Орозкул, главный человек на кордоне, — не заботятся о мальчике. Своих детей у них нет, поэтому Орозкул частенько бьет жену. Нередко он кричит и на деда.

Мало хорошего мальчик видит в жизни. Его друзьями и собеседниками часто становятся неодушевленные предметы — бинокль, портфель или камень. Каждый вечер он взбирается на гору, берет дедов бинокль и смотрит на Иссык-Куль. В это время на озере появляется большой и красивый белый пароход. Мальчик верит, что именно там и служит отец. Он мечтает превратиться в рыбу и поплыть к нему, рассказать о своей жизни.

33e6bfc4cab5891b

Белый пароход: Pixabay

Верит он и в другую сказку, которую часто рассказывает ему дед.

Сказка о маралах

Давным-давно у реки Энесай жило киргизское племя. Однажды на него напали враги и всех перебили. Остались лишь двое детей — мальчик и девочка, но и те были захвачены. Хан поручил Рябой Хромой Старухе их убийство, и та повела детей к реке. Как вдруг из леса вышла олениха, самка марала, и уговорила отдать детей ей, поскольку всех ее оленят убили.

Олениха привела детей на Иссык-Куль. Там они выросли и поженились. Когда у женщины начались мучительные роды, напуганный муж позвал на помощь мать-олениху. Та на своих рогах принесла колыбель, а на ней звенел звоночек. В тот момент и родился ребенок. И дали ему имя в честь оленихи — Бугубай. Он и основал киргизское племя Бугу.

Позже, когда умер какой-то богач, его дети решили украсить гробницу рогами марала. С тех пор на маралов велась охота, и вскоре они исчезли из этих лесов.

a09430c45cce1551

Марал: Wikipedia / Lviatour

«Белый пароход»: конфликт между героями

Настала осень. За подношения Орозкул разрешает рубить сосновый лес. Вдвоем с Момуном они тащат по горам бревна, из-за этого Орозкула охватывает гнев:

Все эти мысли вызывают у Орозкула дикую злость. Он хочет выпустить пар и избить жену, но до дома далеко. Достается Момуну: он еще отпрашивается, чтобы внука забрать со школы. Орозкул отказывает и вдобавок несколько раз бьет старого человека по голове, но это не помогает — дед его бросает посреди леса и уходит за внуком.

Момун с мальчиком возвращаются домой и узнают, что Орозкул избил Бекею и прогнал из дома, а деда решил уволить. Тетка и бабка пилят деда, велят просить у Орозкула прощения. Иначе куда они пойдут?

Тем временем мальчик видит в лесу маралов и радуется, что они наконец вернулись. Он просит мать-олениху принести Орозкулу и Бекее на рогах колыбель.

Приезжают люди забирать лес, пока носят бревна, тоже замечают маралов. Дед же ходит за Орозкулом по пятам, пытаясь заслужить прощение.

Айтматов: «Белый пароход» — трагичная история

Вечером мальчик видит во дворе казан, в котором варят мясо. У костра стоит пьяный дед, хоть это вовсе на него не похоже. Орозкул и кто-то из приезжих делят мясную тушу, а рядом лежит рогатая голова марала. Мальчик хочет убежать, но ноги не слушаются: он стоит и смотрит на труп, который еще недавно был матерью-оленихой.

От ужаса мальчик сбегает к озеру. Он представляет, что превратился в рыбу, и уплывает на глубину. Его исчезновение взрослые не замечают.

32aa01550cb12d11

Белый пароход: Pixabay

«Белый пароход»: анализ произведения

Трагичная история о мальчике из Киргизии стала одним из главных произведений в творчестве Чингиза Айтматова.

Какие идеи реализовал писатель в повести «Белый пароход»? Анализ произведения поможет это выяснить:

История создания

«Белый пароход» — история, основанная на реальных событиях, а ее главные герои имеют прототипов. Однажды Чингиз Айтматов поехал на джайлоо Каркыра (пастбища в Иссык-Кульской области), чтобы отыскать каменные статуи. Он отправился на поиски вместе с несколькими местными жителями.

Во время поездки к ним подошел лесник по имени Момун, а рядом с ним был маленький мальчик. Писатель проговорил с ним почти два часа. После этого статуи его больше не интересовали. «То, что я услышал, удовлетворило мой голод», — сказал тогда Айтматов.

Вероятно, то, что рассказал писателю лесник, и послужило основой для написания повести. Впервые ее опубликовали в 1970 году в журнале «Новый мир». Интересно, что у «Белого парохода» есть и второе название, данное автором, — «После сказки».

Жанр и композиция произведения

«Белый пароход» — повесть, созданная в традициях реализма. В ней детально изображены герои, их характеры и мотивы, тонко исследована натура главного персонажа.

Реализм — любимое направление Айтматова, однако в произведении использованы также элементы фольклора и мифологии. Автор рассказывает читателю народную легенду о маралах, которые в Киргизии издавна считались священными животными. Такой прием противоречит реализму, однако в «Белом пароходе» он позволяет читателю лучше понять главного героя и контекст описанных событий.

cc850da35de9edda

Чингиз Айтматов: YouTube / Алиф ТВ

Композиционно повесть состоит из семи глав:

Проблематика повести

В «Белом пароходе» Айтматов рассказал печальную историю об одиночестве и несправедливости. Автор обнаруживает самые низменные пороки человеческой души и показывает, насколько люди жестоки и эгоистичны. Особенно ярко в произведении прослеживаются две проблемы:

Главный герой живет в двух параллельных мирах — вымышленном и реальном. Фантазируя, он оживляет предметы, наделяет животных благородными чертами, верит, что даже Орозкул изменится, если у него родится ребенок. Однако вскоре сталкивается с жестокой действительностью. Наблюдая за несчастьем деда и тетки, понимает, что в реальном мире не всегда добро и справедливость побеждают зло.

Мальчик рассуждает: «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?». На эти вопросы автор не дает ответа, а предлагает читателю поразмышлять.

Пагубное влияние человека на природу — излюбленный мотив Айтматова, который встретите во многих его произведениях. Автор изобличает зверскую жестокость людей по отношению к животным — часто необоснованную, ради собственной потехи.

Таким образом, писатель призывает прекратить уничтожение природы, относиться к ней с уважением и любовью. Айтматов пророчит: если человек не научится бережно с ней обращаться, его ждет неминуемая трагичная расплата.

В повести автор затрагивает темы, которые важно обдумать каждому. Но чтобы оценить писательский талант Айтматова, стоит непременно ознакомиться с полной версией произведения.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

СРОЧНО. Написать сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть «Белый пароход»?»

Чингиз Айтматов один из выдающихся авторов, который так искусно передаёт национальные традиции, обычаи и бытовую жизнь киргизского народа. Он это делает на высоком мировом уровне, выражаясь человеческим языком, понятном каждому в мире. Повесть «Белый пароход» тоже повествуется в национальном колорите, однако переживания остаются свойственными, как и обычному человеку на земле.

В «Белом Пароходе» повествуется мальчик с очень ранимой душой, который, последок всем даёт знать, насколько трагично было положение, в котором они жили. Он своей гибелью даёт знать взрослым людям, в каком жестоком мире живут они и терпят унижение зятя. Ещё, даёт знать, насколько его желание было велико на счёт обретения счастья, что даже бросился вводу, символизируя, уплыв рыбы к пароходу. Ему не хватало отца, который не позволил бы, поступить так, сделать так, быть жертвой взрослым проблемам, взваливший на свои хрупкие плечи и разум, так глубоко сопереживавший всё происходящее.

Так как цепочка жизни началась именно с него, его сказок, с его представлений о жизни, которая так оборвалась неожиданно для всех персонажей. А когда-то Олениха спасала жизнь киргизов от нападений, но в последнее время люди стали охотиться за ними, выражая тем самым не благодарность к совершенному добру.

Мальчик погиб пытаясь найти счастье, где нет злого дяди, издевающийся над своей женой и его дедом. Пытался уберечь глаза и разум от всей несправедливости и горести, происходящих рядом, так быстро от всего бежал, что споткнулся о берега волн и ушёл в иной мир, откуда уже не вернётся.

Произведение рассказывает попытки сражения беззащитного живого существа в столь беспощадном мире, где не почувствовали его самоотверженность. Он видел сражение добра и зла в лице Момуна и Оразкула, где победил зять уговоривший дедушку мальчика на убийство не только Оленихи, но и всего святого, человеческого и доброго которое он в свое время посеял.

Момун не мог противостоять зятю, тем самым дал слабость и рискнул жизнью 3 важных составляющих в его жизни — честью, внуком и Оленихой.

Автор пытается дать понять, что одна ошибка может повлечь еще несколько других не малых бед, которых бы могли предотвратить, быв немного устойчивее в своих мнениях, страхах и жизненной позиции.

Сочинение по произведению 2

Повесть своеобразно раскрывает тему противостояния добра и зла. Хотя, истина очень горька и болезненна, она непременно заставляет задуматься о смысле жизни, толкает человека на принятие правильного выбора. Автор призывает совершать добрые поступки, делать правильные выводы, характеризуя зло в ее самом худшем виде. Зло все разрушает и отвращает. Добро и зло имеют тесную взаимосвязь с восприятием духовного развития. «Белый пароход» это наиболее известное произведение Чингиза Айтматова.

Главный герой, мальчик-сирота семи лет, проживает и воспринимает действительность в двух разных мирах, которые он себе создал. В своем вымышленном мире — справедливость всегда торжествует, добра вокруг всегда в избытке. Но в реальном мире, к сожалению, всё наоборот.

Мальчика постоянно унижает его же родственник, который живет в лесу. Хотя, мальчишка и понимает, что любая личность, в подсознании тянется к чему-то доброму и светлому, ему приходится наблюдать несправедливость, зло и разрушение вокруг себя. Именно поэтому он создает любовь и доброту в своем внутреннем мире, в своеобразных мечтах. В реальном мире чаще побеждает зло, но только не в его вымышленном мире. Он ищет успокоение в сказках. Возможно зло побеждает в какой-либо отдельной битве, но никак не в войне, надеется он.

Главный герой живет на лесном кордоне вместе с дедом. Он не знает своих родителей, так как ни разу их не видел. Но мечтал встретить когда-нибудь своего отца и сказать ему: «Здравствуй отец, это я, твой сын». Он любит деда, так как старик был очень добр к нему.

По мнению деда, все люди являются детьми рогатой матери-оленихи. Образ оленихи является достаточно символичным. Дети, которых вскормила олениха, выжили. Но их предки, в будущем истребили оленей. Олениха заранее была предупреждена о том, что после того, как люди вырастут, они убьют оленят. Но, несмотря на это, мать-олениха предпочла спасти человеческих детей.

В рассказе поднимается вопрос сосуществования природы и человека. Люди каждый день наносят вред природе. Мальчик и старик ценят красоту и бережливо относятся ко всему живому, но вот об остальных такого сказать нельзя.

Автор демонстрирует, что в реальном мире, добро не всегда побеждает зло. Но учит каждого очень важному: объявляя войну природе, человек может страшно поплатиться за свои деяния.

Другие темы: ← По повести Белый пароход↑ Айтматов

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.29 [48 Голоса (ов)]

Семилетний мальчик-сирота, который живет с дедом, сталкивается с жестоким реальным миром и находит успокоение в сказках и мечтах. В вымышленном, волшебном мире всегда торжествует добро и любовь, в нем нет ничего злого. В реальности зло всегда рядом с добром. В отличие от сказок, в жизни зло часто побеждает. Но заметьте, побеждает в одной из битв, но не в войне.

Достаточно символичным является в повести образ матери-оленихи, которая вскормила человеческих детей, защитив от вымирания целый род. Потомки детей, которые выжили благодаря только оленьему молоку, начали истреблять оленей. Таким необычным образом поднимается проблема сосуществования человека и природы. Под образом оленихи показана природа и тот необратимый вред, который люди ежедневно наносят всему живому.

Мальчик и дед видят в природе красоту и бережно относятся к каждой травинке. Автор противопоставляет им жестокого и злого егеря Орозкула. Он не уважает ни природу, ни свою жену, ни всех вокруг. Символическим является тот момент, когда природа не подарила ему возможность иметь детей, это показывает силу природы, ее власть над человеком.

И, несмотря на то, что история трагическая, она заставляет задуматься и вселяет надежду на победу добра над злом. Повесть учит нас важным вещам, показывает, насколько глупыми могут быть люди, объявляя войну природе, и как страшно могут поплатиться за необдуманные поступки.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Популярные сочинения

Белый пароход Айтматов

Сочинение Белый пароход Айтматов

3.Два мира в повести

«Белый пароход» — повесть Ч. Айтматова, написанная им в 70-е гг. Главная тема произведения – противостояние добра и зла.

Положительные герои – мальчик и его дедушка Момун, живущие на далеком лесном кордоне. У мальчика чистая и светлая душа, которую еще не затронул жестокий мир взрослых. Дед Момун воспитывает внука в лучших традициях киргизского народа. Он рассказывает ему древние сказки и легенды, приобщает к культуре предков.

Главный отрицательный персонаж – объездчик Орозкул, своеобразный «князь» на своем лесном участке. Обладая незначительной властью, Орозкул считает себя необыкновенным человеком. Он с гордостью и высокомерием относится к остальным. Причиной своего невысокого положения Орозкул считает бесплодие своей жены (дочери Момуна).

Все события происходят в реальном и фантастическом мире. Реальный мир жесток. Пьяный Орозкул избивает жену, унижает дедушку Момуна, совершает бесчестные поступки. Другой мир создан воображением мальчика. В нем переплелись рассказы дедушки о Рогатой матери-оленихе и собственные мечты ребенка. Белый пароход в сознании мальчика стал воплощением счастливого будущего.

Повесть «Белый пароход» поражает своим трагическим финалом. Светлые идеалы маленького мальчика были грубо втоптаны в грязь черствым миром взрослых. Дедушка покорился власти и предал своего внука в надежде на то, что необходимым злом можно принести добро. Равнодушие остальных обитателей кордона обернулось смертью ребенка.

Чингиз Айтматов и его повести

Киргизский писатель Чингиз Айтматов вошел в историю литературы благодаря своему таланту к созданию глубоких, цепляющих душу повествований. Популярным он стал в начале шестидесятых годов, но любовь читателей к его творчеству не угасает по сей день.

Наиболее популярны такие произведения Чингиза Айтматова:

lazy placeholder

Писатель несколько раз был награжден государственными премиями. По мотивам некоторых его повестей были сняты киноленты. В 1975 году на экраны вышел фильм «Белый пароход».

Режиссером стал Болотбек Шамшиев, а автором сценария — сам Айтматов. Кинокартина собрала все самые лучшие отзывы и награды.

Чингиз Айтматов, автор произведений «Верблюжий глаз», «Джамиля», «Первый учитель», «Материнское поле», «И дольше века длится день», «Прощай, Гульсары!», «Плаха», в семидесятые годы нашего века написал повесть «Белый пароход». Будучи киргизом по национальности, Ч. Айтматов тем не менее писал на русском языке, в своих произведениях затрагивая общечеловеческие, вечные проблемы, и, по моему мнению, его произведения интересны этим и достойны внимания читателей.

Для всех произведений Ч. Айтматова, а для повести «Белый пароход» в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.

Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литера­туре. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является «основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом, по-моему, повесть «Белый пароход» интересна тем, что в ней одновременно со­существуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов.

Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун «всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился» и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника — Орозкула, хозяина кордона.

И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь.

Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переделать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми. И конечно, мальчик из «Белого парохода» не был исключением. У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед.

Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери-оленихе, спасшей человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери-оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края.

Понятно, что эта легенда, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой, помощью и утешением. И тогда он создает свою легенду. Его сказка — это камни с вымышленными именами, среди которых есть и «вредные», и «добрые», а также «любимые», «смелые» и «злые» растения. Но «любимых», «добрых» и «смелых», наверно, было больше.

В этой сказке у мальчика есть и верные друзья — бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он меч­тает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого (белого, а не черного!) парохода, где плавает матросом его отец.

И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Этот мир представлен в повести целым рядом легенд и сказок, мечтами и снами ребенка. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его легенды — это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но эти миры должны были столкнуться, и, по-моему, это было неизбежно. Внутренний мир мальчика столкнулся с миром внеш­ним, в котором зло противостояло добру.

В самом реальном мире я бы подчеркнула наличие отдельной проблемы столкновения добра и зла, тем самым выделяя в повести две обособленные тематические линии: внутренний мир мальчика против внешнего мира и Момуна против Орозкула в самом внешнем мире.

Повесть кажется незаконченной, потому что без ответа остаются многие вопросы, например, Момуна: «И почему люди бывают такими? Ты ему добро — он тебе зло». Не дает Ч. Айтматов и ответа на вопрос мальчика: «Почему люди так живут? Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?» Не написано в повести, почему, как в сказках, добро не победило зло. Право найти на них ответы предоставляется читателю. И хотя это сложно сделать, я попытаюсь.

Еще сочинения автора:

Рецензия на повесть Ч. Т. Айтматова “Белый пароход”

Чингиз Айтматов, автор произведений “Верблюжий глаз”, “Джамиля”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “И дольше века длится день”, “Прощай, Гульсары!”, “Плаха”, в семидесятые годы нашего века написал повесть “Белый пароход”. Будучи киргизом по национальности, Ч. Айтматов тем не менее писал на русском языке, в своих произведениях затрагивая общечеловеческие, вечные проблемы, и, по моему мнению, его произведения интересны этим и достойны внимания читателей.

Для всех произведений Ч. Айтматова, а

для повести “Белый пароход” в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.

Проблема добра и зла – это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является “основой многих сказок и легенд.

Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом, по-моему, повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла

разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении – в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов.

Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их.

Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился” и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника – Орозкула, хозяина кордона.

И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь.

Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переделать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми.

И конечно, мальчик из “Белого парохода” не был исключением. У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал.

Другая та, которую рассказывал дед.

Сказка, которую рассказывал дед, – легенда о Рогатой матери – оленихе, спасшей человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери – оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края.

Понятно, что эта легенда, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой, помощью и утешением. И тогда он создает свою легенду. Его сказка – это камни с вымышленными именами, среди которых есть и “вредные”, и “добрые”, а также “любимые”, “смелые” и “злые” растения.

Но “любимых”, “добрых” и “смелых”, наверно, было больше.

В этой сказке у мальчика есть и верные друзья – бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого парохода, где плавает матросом его отец.

И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Этот мир представлен в повести целым рядом легенд и сказок, мечтами и снами ребенка. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни.

Его легенды – это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но эти миры должны были столкнуться, и, по-моему, это было неизбежно.

Внутренний мир мальчика столкнулся с миром внешним, в котором зло противостояло добру.

В самом реальном мире я бы подчеркнула наличие отдельной проблемы столкновения добра и зла, тем самым выделяя в повести две обособленные тематические линии: внутренний мир мальчика против внешнего мира и Момуна против Орозкула в самом внешнем мире.

Противостояние добра и зла наблюдается и там и там, и в конце концов в обоих случаях побеждает зло, а добро умирает. Добро и зло – это два взаимоисключающих понятия. И в своих мечтах мальчик пытался сделать реальный мир добрее, “перевоспитав” зло. Он надеялся, что Орозкул станет добрым, если у него будут дети, если он будет знать, что оставит после себя потомство. Но в то же время понятно, что если бы в Орозкуле была хоть капля добра, то он бы дарил свое тепло мальчику, как в легенде это сделала Рогатая мать – олениха.

И, зная, что его дядька на самом деле наполнен только злом, мальчик часто видел во сне картину возмездия. Мальчик, как и читатель, подсознательно понимал, что зло с добром не могут сосуществовать, что-то должно быть истреблено. Но, увы, поражено было добро. Потому что Орозкул заставил деда Момуна нарушить свои нравственные законы, растоптать то, во что так долго верил и он сам, и мальчик.

Момун сам помог создать внуку мир легенды, рассказав о Рогатой матери-оленихе, но сам же этот мир и разрушил. “И теперь, сраженный горем и позором, старик лежал на земле лицом вниз”.

А мальчик остался совершенно один в этом мире. Вмиг разрушились все его мечты и надежды, жестокость мира, от которой он долгое время прятался, предстала перед ним во всем своем обличье. Уплыв рыбой по реке, он отверг то, с чем не мирилась его детская душа.

Повесть кажется незаконченной, потому что без ответа остаются многие вопросы, например, Момуна: “И почему люди бывают такими? Ты ему добро – он тебе зло”. Не дает Ч. Айтматов и ответа на вопрос мальчика: “Почему люди так живут? Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?” Не написано в повести, почему, как в сказках, добро не победило зло.

Право найти на них ответы предоставляется читателю. И хотя это сложно сделать, я попытаюсь.

Краткое содержание

Глава 1

На лесном кордоне жил дед и его семилетний внук – «единственный мальчишка на все три двора». Он рос свободным ребенком – никто не занимался ни его воспитанием, ни обучением. С утра до ночи мальчик пропадал на улице, самостоятельно познавая окружающий мир. Он «жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали», и даже не помышлял о том, какой может быть жизнь за пределами кордона.

Женщин здесь было три: бабка, дочь деда Бекей и Гульджамал – жена подсобного рабочего. Самой несчастной среди них была тетка Бекей, которую частенько поколачивал муж Орозкул за то, что у них не было детей.

Дед Момун по прозвищу Расторопный Момун отличался «неизменной приветливостью ко всем», желанием помочь и сделать что-то хорошее. Однако «усердие его никем не ценилось». Только он один и любил мальчика, остальным же он был безразличен.

Глава 2

Мальчик любил брать полевой бинокль, которым «премировали деда за долгую службу на кордоне» и взбираться на Караульную гору, с вершины которой хорошо просматривалось озеро Исыык-куль, поселок животноводов, скотные дворы, школа-четырехлетка, в которую мальчику предстояло пойти в первый класс.

Однако мальчик взбирался на гору не для того, чтобы полюбоваться окрестностями – он ожидал появления белого парохода, который пленял его воображение.

Мальчик «не помнил ни отца, ни матери». После того, как родители разошлись, мать оставила его на попечение деда, а сама уехала в город. О своем отце мальчик знал только то, что он «был матросом на Иссык-Куле». Он мечтал оказаться на белом теплоходе, чтобы рассказать отцу «про всю свою жизнь».

Глава 3

Белый пароход был для мальчика, словно сказка. Когда он исчезал из поля зрения, он с грустью возвращался домой, где злобный Орозкул избивал тетку Бекей и обзывал ее самыми последними словами, а любимый дед страдал, глядя на унижение дочери.

Воображение «живо рисовало мальчику картину справедливой кары» – он мечтал, как однажды они все вместе накинутся на Орозкула и бросят в реку. Но взрослые «не поступали так, как считал справедливым мальчик» – они постоянно прощали грубому и жестокому Орозкулу все его выходки.

Глава 4

Укладываясь спать, мальчик решил рассказать сказку своему новому портфелю, купленному в честь поступления в школу.

Эта история случилась в «давние-предавние времена», когда разные народы находились в постоянной вражде. Было пролито немало крови, но «некому было примирить врагов».

В день, когда киргизское племя хоронило своего старого вождя, на беззащитных людей напали враги. Жестокий хан перебил всех – «никто не успел убежать, никого не осталось в живых». Лишь чудом удалось спастись двум детям – мальчику и девочке.

Узнав об этом, хан приказал Рябой Хромой Старухе отвести детей в тайгу и прикончить их. Старуха не смела ослушаться, и повела плачущих детей к воде, чтобы утопить. В этот миг перед ними появилась «олениха, матка маралья». Она попросила старуху отдать ей детей.

Рогатая мать-олениха заботилась о них, а когда повзрослевшие мальчик и девочка стали мужем и женой, она помогала им с их детьми. Своего первенца они назвали в честь оленихи – Бугубаем. С тех пор прошло много лет, и их потомки возобновили охоту на прекрасных белых маралов, которых раньше так почитали.

Глава 5

С приходом осени мальчик начал заниматься в школе. Старик Момун каждое утро отвозил его верхом на коне, а затем скакал обратно, чтобы привезти из школы. Это очень раздражало Орозкула, который не уважал ни местную «карликовую школу», ни учительницу, которая в ней преподавала.

Орозкул становился все более злым и раздражительным, и вымещал свое недовольство жизнью не только на жене, но и на старике. Однажды он нарочно затеял ссору с Момуном, и даже поднял на него руку.

Терпение Расторопного Момуна лопнуло только в тот миг, когда Орозкул не пустил его, чтобы забрать внука из школы. Разгневанный Орозкул выместил свою злобу на Бекей, которую сильно избил и выставил из дома, а Момуна уволил с кордона.

«Мальчик задохнулся от обиды за деда», и долго плакал на берегу реки. Неожиданно перед его глазами возникли маралы, возвращения которых они так долго ждали с дедом.

Глава 6

От сильных душевных переживаний мальчик заболел – его лихорадило, «то в жар, то в холод кидало». Он слышал, как бабка давила на Момуна, чтобы тот извинился перед Орозкулом, от которого они все зависели. Она считала, что «если у человека отбирают жалованье, он уже не человек. Он никто», и дед должен был переступить через себя, свою совесть, но задобрить зятя.

Мальчика все чаще мучили мысли – «Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?». Он мечтал о справедливости, но уже понимал, что не всегда можно ее добиться.

Глава 7

На следующее утро мальчик был вынужден пропустить школу из-за плохого самочувствия. Он признался деду, что видел маралов.

Орозкул понял, как отомстить Момуну – он заставил старика пристрелить марала. Совершив черное дело, старик впервые в жизни сильно напился. Когда мальчик увидел, как Орозкул разделывал во дворе тушу, ему стало плохо. Он хотел стать рыбой, и уплыть далеко от этих жестоких, бессердечных людей, которые издевались над самой природой.

Никем не замеченный, мальчик спустился к реке и уплыл рыбой. Он «прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая»…

Герои произведения

Читая «Белый пароход» Чингиза Айтматова публика узнает о жителях глухого аула, расположенного рядом с лесным кордоном. Сюда лишь изредка заезжает автолавка. А школа расположена в нескольких километрах от поселения.

Главный герой — маленький семилетний мальчик, имя которого автор не называет. Это не только очень умный, но и добрый, чуткий, впечатлительный ребенок. Его воспитанием занимается старый дедушка. Другие персонажи повести:

История этих персонажей рассказана в особом художественном стиле, присущем Чингизу Айтматову. Здесь жизненные, порой жестокие реалии, искусно переплетаются со старинными легендами.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector