чему учит произведение бригадир фонвизина

Содержание

Анализ произведения «Бригадир» (Д.И. Фонвизин)

Автор: Guru · Опубликовано 10.04.2021 · Обновлено 16.04.2021

Денис Иванович Фонвизин – русский литератор эпохи Екатерины II, основоположник жанра бытовой комедии. Будучи под впечатлением французской философии, он презирал увлеченных галломанов, слепо подражающих жизни Франции. Именно поэтому одним из центральных персонажей пьесы «Бригадир» становится юноша, влюбленный в Париж.

История создания

Некоторое время Денис Иванович жил во Франции, чтобы переложить их положительные черты на устав России и искоренить аморальные принципы. Фонвизин остроумен и рассудителен. Он понимал, что сколько бы указов против коррупции не выходило, чиновники всегда смогут найти путь ко взяточничеству и лихоимству. Тем не менее, за несколько лет до выхода пьесы, в 1762 вышел указ об удержании чиновников от коррупции. Тема жадных коррупционеров стала актуальной в России. Фонвизин же, глядя наперед, предсказал эту проблему в дальнейшем будущем. Поэтому темы и идеи его произведений понятны нашим современникам.

Пьеса «Бригадир» оказалась важной для социального статуса Фонвизина. Еще до того, как ее представили на сцене, писатель зачитывал строки перед публикой, в том числе и перед императрицей, Екатериной II. Таким образом он заслужил высокую государственную должность, лишь вызвав интерес у правящей династии.

Произведение Фонвизина полностью соответствует всем стандартам классицизма: Статичность во времени. Комедия проходит в течение суток, роль времени не влияет на ход событий. Отсутствие подробных характеристик персонажей. Все задействованные лица – лишь роли под масками, прописанными автором.

Обособленные друг от друга части сливаются в единую композицию, дополняя друг друга. Любовные линии произведения переплетаются между собой, выливаясь в глобальную проблему пороков и безнравственности. Жанровым подразделом пьесы можно назвать интермедия фарс комедию. Интермедия – это небольшая сценическая постановка. «Бригадир» составлен из 5 действий, в каждом из которых по несколько явлений. Комические ситуации поставлены во главу каждого явления, а пороки героев основывают целые действия.

Тема, идея и проблематика

«Бригадир» – так пьеса называется не просто так. Это произведение не об одном главном герое, так как ни главных, ни второстепенных здесь нет вообще. «Бригадир» – собирательный образ всех пороков героев. Это и военный настрой морально устаревшего главы семьи, и скупая расчетливость его жены, взяточничество советника, бывавшего в суде, неверность жены, противостояние родителям их дочери и жеманство сына военного.

Объединение всех пороков и есть тема произведения. Тема – то, о чем в нем говорится. Исходя из нее, автор доносит до читателей идею о проблемах воспитания, которые приводят к отрицательным чертам характера личности человека. Взаимоотношения отцов и детей всегда будут обсуждаться в обществе, именно поэтому это до сих пор актуально. «А в мое время, когда отец виноват бывал, тогда дерут сына, а когда сын виновен, тогда отец за него отвечает», – говорит набожный советник. Времена и поколения меняются каждые 27 лет, а мир развивается еще быстрее: поэтому никогда потомкам не найти общего языка с предками.

Существует и несколько проблем. Одна из главных – это взяточничество. Основываясь на указе против лихоимства, Фонвизин создает советника-взяточника, бывшего коррупционера, который и в деревне от своих привычек не смог отказаться. Вторая проблема – отсутствие патриотизма в подрастающем поколении. В эпоху дворянизма, когда так важно было воспитать высокодуховных будущих глав поместий, детям с рождения прививали любовь к родине, искусство письма и память о предках. Но это чуждо героям «Бригадира»: грамота презирается, а речь наполнена французскими словечками.

Композиция

Завязка сюжета начинается с объявления о женитьбе Ивана и Софьи. И хотя кажется, что композиция будет завязана на этом, сюжет разбивается на отдельные моменты любовных интрижек между всеми героями.

Конфликт

Для классической комедии характерен конфликт с внешней стороны: противостояние добра и порочности. Добролюбов (уже его фамилия говорит о многом) противостоит взяточничеству судебной системы во имя любви, ведь только за хорошее состояние отец Софьи разрешит ей с Добролюбовым обручиться. В итоге он добивается своего, а порочные люди уходят под маской стыда и посрамленности.

Система героев и образов

Герои карикатурные и гиперболичные. Сюжет строит не пороки вокруг героев, а героев на основе пороков, создавая комичные и реалистичные образы. Их греховность зашкаливает и выходит со страниц. Галломан Иванушка почитатель всего французского. Советник – коррупционер, а жена разгульна и не обременена обстоятельствами.

Бригадир – отставной военный, ненавидящий свою семью. Он до сих пор в мыслях на войне, а его жена и сын должны жить согласно уставу. Бригадир засматривается на жену советника, хотя та предпочитает его не замечать. Бригадирша – наивная и глупая дурочка из деревни. Такая женщина, тип которых высмеивает жена советника. Она не притворяется и не носит маску перед обществом лицемеров. Однако готова отдать свою родину за копейку. Советник – наиболее высмеиваемый персонаж. Его показная набожность обрывается после грехов, которые не замолить ни утром, ни ночью. Он засматривается на жену бригадира, но та слишком глупа, чтобы понять его церковнослоавянскую речь.

Жена советника – скучающая женщина. Мечтает уехать в Париж и развлекаться с многочисленными мужчинами, так как считает, что жить с одним мужем всю жизнь – это скучно, это удел деревенских женщин. Именно поэтому она влюбляется в юнца, жениха своей дочери. Софья и Добролюбов автором не прописаны, потому что это не любовная драма, а комедия-фарс, целью которой является сатирическое высмеивание.

Выводы

Фонвизин поднимает самую главную проблему – о воспитании дворянских детей. Однако, как выяснилось позже, Екатерина 2 не поддержит дворянство, а встанет на сторону советников и бригадиров, высмеянных писателями. И начнется новая эпоха: борьба с самодержавием императрицы.

Источник

Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир» (1769)

Сатирическая направленность, тематика, проблематика и система персонажей пьесы

Комедия ( др.-греч. kỗmos «праздник в честь Диониса » и aoid «песня») – вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни.

Сатира – (от лат. satura – «смесь, мешанина, всякая всячина») вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сатира – наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор – осмеяние «частного», то сатира – осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков. Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, рассказах, повестях, романах и т.д.

Общая характеристика комедии классицизма

Комедия в отличие от трагедии изображает повседневную жизнь. Ее внимание во все времена было обращено на отрицательные явления действительности. Героями ее были люди нравственно неполноценные. Ущербность их, противоречие с нормой, идеалом раскрывались в комедии с помощью смеха.

Цель комедий, по классицизму – просвещать, осмеивая недостатки. Недостатки – психологические свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Однако из этого не следует вывод о том, что комедия классицизма была лишена общественного содержания, что она направлялась против таких недостатков, которые имели частный характер. Комедия призвана была утверждать высокий нравственный идеал, но делала она это путем осмеяния пороков, которые снижали общественную значимость человеческой личности (щегольство, расточительность, глупость и др.).

Так, Фонвизин, хотя и показывает своих героев в быту, в семейных отношениях, заставляет их высказаться по животрепещущим вопросам общественной жизни. Центральной темой у Фонвизина является тема воспитания. Воспитание рассматривается как средство формирования гражданского сознания в дворянском сословии. Оно должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеколюбивые чувства, способствовать общему улучшению нравов.

Таким образом, русская комедия классицизма оформляется как комедия общественная по своему художественному смыслу и идейной направленности. Так как комедия осмеивает не частные недостатки, а те явления, что представляли общественную опасность, драматурги использовали средства не безобидного, «легкого» смеха, а сатиры, обличавшей эти явления беспощадно и зло. Это сообщало ей опасный в глазах правительства характер. Комедийное действие и особенности его композиции, назначение комедии в классицизме – смешить, «издевкой править нрав», т.е. смехом воспитывать отдельных представителей дворянского сословия.

Первым драматическим опытом Д.И. Фонвизина стала комедия «Бригадир» (1769).

Она явилась и самой значительной комедией этого времени. Данная комедия еще основана на оптимизме молодого Фонвизина, который верил императрице, в ее реформы и в нее саму, поэтому основной идеей комедии является мысль о том, что нельзя мириться с духовным упадком тех, кто обладает властью, нужно менять положение дел. Власть может и обязана воздействовать на них ради блага государства.

Проблематика и система персонажей комедии отражают это. Возникают параллели между определенным персонажем и проблемой – так создается образ целого сословия, которое автор сатирически обличает:

— ханжество и беззаконие (Советник);

— беззаконие и жестокость (Бригадир);

— галломания (Иван и Советница);

— жестокость, самодурство и невежество (Бригадирша);

— добродетельная просвещенность (Софья и Добролюбов).

Всех персонажей можно разделить на положительных и отрицательных. Традиционно наказанием отрицательных персонажей завершается сюжет: всё возвращается на исходные позиции. В комедии использован традиционный любовный сюжет. За комическими эффектами этой смешной любви, в которую втянуты все герои, скрываются социальные проблемы.

Действие пьесы основывается на сватовстве. Завязка комедии – фраза: «26 числа будет свадьба».

Бригадир с женой и сыном проездом из Петербурга заезжает в поместье Советника, на дочери которого, Софье, он хотел бы женить своего Иванушку. Но невеста любит другого, а Иванушка увлекается молодой мачехой Софьи. Влюбленными оказываются и остальные персонажи.

Новым в комедии Фонвизина явилось включение в композицию бытовых сцен. Комедия начинается сценой, где гости и хозяева, свободно расположившись в «комнате, убранной по-деревенски», заканчивают чаепитие. Советница еще разливает по желанию отдельных гостей чай, но большинство занимается уже другими делами: Советник «смотрит в календарь», Бригадир «ходит и курит», Бригадирша «сидит одаль и чулок вяжет», Софья вышивает.

В такой же непринужденной, свободной манере идет разговор между ними, по ходу которого намечается день свадьбы. Герои обмениваются суждениями по ряду вопросов: о воспитании и образовании, судопроизводстве, национальной культуре, родном языке. Суждения героев не выходили за обычный круг их представлений.

Главным вопросом для Фонвизина на протяжении всего творчества оставался вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечают ли российские дворяне своему высокому положению в государстве. Вопрос этот не был новым для русской литературы. Заставляя комических персонажей высказаться по отдельным и, казалось бы, случайным вопросам, Фонвизин поставил тему частной жизни «благородного» сословия как тему сатирическую. Невежество характеризует и старое, и «новоманирное» дворянство. Они удивительно единодушны в вопросе о просвещении.

«Да что, сват, грамматика? – обращается Бригадир к Советнику. – Я без нее дожил почти до шестидесяти лет, да и детей взвел. Вот уже Иванушке гораздо за двадцать, а он – в добрый час молвить, в худой помолчать – и не слыхивал о грамматике». «Конечно, – вторит ему Бригадирша, – грамматика не надобна. Прежде, нежели ее учить станешь, так вить ее купить еще надобно. Заплатишь за нее гривен восемь, а выучишь ли, нет ли – бог знает».

В ненужности грамматики уверена и Советница: «Черт меня возьми, ежели грамматика к чему-нибудь нужна, а особливо в деревне. В городе, по крайней мере, изорвала я одну на папильоты».

Не расходится со всеми и Иван: «Я с вами согласен, на что грамматика! Я сам писывал тысячу бильеду (любовных записок), и мне кажется, что «свет мой, душа моя, a dieu ma reine (прощай, моя королева) , можно сказать, не заглядывая в грамматику».

Так, Бригадир советует «артикул и устав военный», Советник – «Уложение и указы»; Бригадирша – «пробежать расходные тетрадки». А Советница видит пользу от чтения лишь «любезных романов».

И тем не менее Иванушки и Советницы в изображении Фонвизина куда опаснее и страшнее, нежели Советники и Бригадиры. Последние всю жизнь, в меру своих способностей, служили государству: один – в военной, другой – в статской службе.

Служба их была бы более полезна отечеству, если бы они были людьми образованными.

Фонвизин высмеивает в комедии солдафонство, грубость и жестокость одного и ханжество и взяточничество другого. Внутренний облик этих персонажей, по Фонвизину, не отвечает идеалу дворянина.

Но и дети, воспитывавшиеся в иных условиях, не стали образованнее отцов. В отличие от родителей, они сочли себя свободными от выполнения своего долга, предались

наслаждению жизнью. Такое поведение, с точки зрения Фонвизина, вообще недостойно звания дворянина, поэтому тема Ивана с его потребительским отношением к жизни раскрывается в комедии остро сатирически. Осуждению подвергнуты все его понятия и представления, которым и он руководствуется в своей жизни: здесь и отношение к Отечеству, просвещению, национальной культуре, языку, национальным нравам, семье. Его разговоры с Бригадиром, Советницей, Бригадиршей, Добролюбовым проникнуты глубокой авторской иронией, направленной на осуждение дворянина, забывшего о своих обязанностях, приносящего «бесчестье» своему сословию. «Всему причиной воспитание», – говорит Добролюбов, и с пим соглашается Бригадир. Модное французское воспитание в сочетании с чтением любовных романов привело к формированию молодого повесы, для которого «кружева и блонды» составляют главное в жизни.

Истинными дворянами в комедии являются Добролюбов и Софья. Их отличает ум, образованность, гуманность, любовь к Отечеству, уважение к родной культуре, языку, высокая нравственность, сознание своего долга. В этом отношении они были близки благородным героям высокой трагедии. Они представали перед зрителями не просто влюбленными и страдающими от чужого зла, а людьми, озабоченными судьбами своего сословия. Они понимали необходимость его оздоровления, сознавали ненормальность сложившегося положения в государстве. «Корыстолюбие наших лихоимцев перешло все пределы. Кажется, что нет таких запрещений, которые их унять бы могли», – говорит Добролюбов, характеризуя положение в судах.

«Бригадир» Фонвизина оказал решающее влияние на последующее развитие жанра комедии.

Образ Иванушки – образ обычного галломана, презирающего и семью и Родину. Фонвизин пишет об опасности этого процесса, так как то, что начиналось с необразованности, распущенности, дурного воспитания, в семье заканчивается тем, что дворянин забывает свой долг перед Отечеством, это не семейная, а государственная проблема. Отец с сыном близки: Иван – продолжение своего отца, только более опасное, беспринципное, у него нет никакого уважения ни к кому. Просветительская идеология видит в Иване новое животное, но не человека, он неразумен, непросвещен, в нем нет душевных качеств, однако он продолжает философию поколения отцов, которые своим поведением и службой опозорили чин дворянина. И Бригадир, и Советник – люди аморальные, беспринципные, но оба успешны, оба считают себя образцом для подражания. Уже современники (граф Панин) заметили новаторство комедии, назвав ее «комедией нравов».

Фонвизин использует приемы саморазоблачения персонажей и эзопов язык, социально направленную характеристику персонажей: «…жизнь вторгается у него (Фонвизина) на сцену» (Г. Гуковский).

Автор утвердил положение, по которому в основе комического лежат языковые средства.

Реалистические тенденции ярче всего проявились в образе Бригадирши. В женском образе Акулины Тимофеевны не только отрицательный персонаж, в нем появляются типические черты (речь идет о массовом явлении в народной жизни).

Источник

«Бригадир» — краткое содержание и пересказ по действиям и явлениям комедии Д. И. Фонвизина

Описание книги для читательского дневника

Краткие сведения о произведении

В комедии высмеивается дурное воспитание дворян, их невежество, преклонение перед всем иностранным.

Несмотря на название комедии, бригадир — не единственный её главный герой, но именно он несёт ответственность за воспитание своего сына, за то, что не привил ему любовь к Отечеству.

Время и место действия комедии

Действие комедии происходит во второй половине 18 века.

Место действия — господский дом в деревне советника.

Система образов персонажей

Комедия «Бригадир» отличается типичностью образов персонажей. Все герои комедии, кроме Добролюбова и Софьи, обладают определёнными недостатками, которые высмеивает автор:

У Добролюбова и Софьи нет пороков и недостатков, типичных для дворян. Эти положительные герои комедии противопоставлены другим персонажам. Они любят друг друга.

Все остальные персонажи, кроме бригадирши, влюблены, но их любовь, как говорит Добролюбов, «смешна, позорна и делает им бесчестие». Советник влюблён в бригадиршу, бригадир — в советницу, а советница и Иванушка влюбились друг в друга.

Главные герои комедии и их краткая характеристика

Проблематика произведения: темы, идея, чему учит

Темы

Центральной темой комедии «Бригадир» является воспитание. Кроме того, автор раскрыл следующие темы:

Идея

Основная мысль (идея) в комедии «Бригадир» — это мысль о воспитании. Автор уверен, что нельзя воспитывать молодёжь так, чтобы она презирала национальную культуру, рабски следовала заграничным модам, которые ей кажутся иностранной культурой. Фонвизин высмеивает тех, кто коверкает русский язык, наполняя его французскими словами и фразами. Он уверен, что нужно ценить свой родной язык, прививать к нему любовь.

Ещё одна важная мысль — не следует мириться с духовным упадком, лихоимством тех, кто обладает властью над людьми.

Чему учит

Первая русская национальная комедия «Бригадир» учит ценить культуру своей страны, а не подбирать крохи иностранной культуры и моды.

Цитаты из комедии «Бригадир»

Словарь незнакомых слов

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Сюжетная линия в комедии «Бригадир» прорисована слабо, это произведение — набор комических положений, в которые попадают её герои.

1-е действие начинается с того, что советник и бригадир, заехавший к нему с женой и сыном Иванушкой по дороге из Петербурга, решают поженить своих детей. Дочь советника Софья считает будущий брак с Иванушкой своей погибелью, да и он не желает жениться на русской, так как считает себя по духу французом и презирает всё русское. Но родители уже назначили число, когда будет свадьба.

Иванушка, который жил некоторое время в Париже и презирал всё русское, и жена советника, тоже большая поклонница всего французского, влюбились друг в друга. Софья и сын друга советника Добролюбов любят друг друга, но советник против их брака, так как Добролюбов небогат.

Во 2-м действии советник, влюблённый в бригадиршу, стал перед ней на колени, а Иванушка, увидев это, захохотал и зааплодировал. А советница сообщила своему любезному Иванушке, что его отец ухаживает за ней.

В 3-м действии советник узнаёт от Добролюбова, что тот выиграл судебный процесс и что состояние его увеличилось.

В 4-м действии Добролюбов сообщает Софье, что её отец обрадовался, узнав о его удаче.

В 5-м действии советник и бригадир застают Иванушку на коленях перед советницей и с яростью начинают их ругать. Советник заявил, что сдерёт с сына бригадира за бесчестье деньги. Тогда Иванушка и советница обличили его самого в ухаживании за бригадиршей. Бригадир пригрозил советнику за это изувечить его. Он обещал побить и сына, тогда советница его самого обвинила в том, что он ухаживал за ней. Советник, разъярившись, упрекает бригадира, а тот объявил сыну и жене, что они уезжают отсюда сию минуту.

Когда семейство бригадира уехало восвояси, советник пожалел Софью, которая лишилась жениха. Добролюбов попросил у него руки его дочери, и советник согласился отдать за него Софью.

Советник горюет, что ему придётся жить с изменщицей-женой. Обращаясь к зрителям, он говорит, что узнал теперь, что жить без совести хуже всего.

Краткий пересказ по действиям и явлениям (более подробный, чем краткое содержание)

Действие 1

Явление 1

Действие происходит в комнате деревенского дома советника.

К советнику, по дороге из Петербурга домой, заехал бригадир с женой и сыном Иванушкой. Они добрые соседи, узнали друг друга недавно. Советник хочет выдать свою дочь Софью за сына бригадира.

Советница, которой дочь советника приходится падчерицей, говорит: «Ах, сколь счастлива дочь наша! Она идёт за того, который был в Париже».

В ходе разговора советник хвалит разумность бригадиршы, а бригадир — советницы. Советник говорит Иванушке, что и из него толк будет, нужно только для этого быть прилежным да больше читать указы и уложение. Бригадир посоветовал сыну читать артикул и военный устав, бригадирша сказала, что неплохо бы, чтобы сын просмотрел её расходные тетради, чтобы плуты его не обманули. А советница посоветовала не читать ничего кроме «любезных романов». Иванушка сказал, что он ничего и не читал, кроме романов.

Явление 2

Слуга объявил, что приехал господин Добролюбов. Софья взволнована: «Боже мой! Он приехал, а я невеста другому». Все, кроме советницы и Иванушки, пошли навстречу Добролюбову, чтобы вместе с ним погулять по саду.

Явление 3

Иванушка и советница, беседуя, часто используют вместо русских слов французские и то и дело чертыхаются. Они обсуждают родителей Иванушки и мужа советницы, считают их глупыми людьми. Иванушка даже назвал родителей животными, советника тварью, а советница своего мужа — уродом. Советница недовольна, что советник привёз её жить в деревню, где она умирает от скуки. Он ушёл в отставку после того, как вышел указ о лихоимстве, так как на службе стало уже опасно брать взятки.

Иванушка говорит, что не хочет жениться на Софье, что его сердце пылает страстью к советнице. Та сообщает ему, что Софья и Добролюбов влюблены друг в друга.

Явления 4–5

Входят Добролюбов и Софья. Из их беседы с Иванушкой и советницей видно, что Софья считает будущий брак с Иванушкой своей погибелью, да и он не горит желанием жениться на ней.

Добролюбов и Софья заметили, что Иванушка и советница влюбились друг в друга. Когда те ушли, Софья сказала, что жалеет батюшку, но Добролюбов сказал, чтобы она не тужила о советнике, так как тот «с отменною нежностью глядит на бригадиршу».

Из разговора Добролюбова и Софьи ясно, что они любят друг друга и что малый достаток молодого человека — причина того, что её отец не согласился на его брак с Софьей.

Действие 2

Явление 1

Советник спрашивает у дочери, почему она печалится. Софья отвечает, что не желает выходить замуж за «такого дурака, который набит одними французскими глупостями». Она говорит, что жених не любит её, что он не будет почитать и её отца. Советник уверяет дочь, что у жениха зато есть хорошее достоинство — большие деревни. Он хочет управлять деревнями будущего зятя и говорит, что дочь обязана выйти замуж за того, за кого он велит.

Явление 2

Оставшись один, советник признаётся, что любит жену бригадира и выдаёт дочь за её сына только, чтобы чаще видеться с «возлюбленною сватьею».

Явление 3

Входит бригадирша. Советник начинает намекать ей о своей любви, но она мало что понимает из его речей. Тогда советник становится на колени и прямо говорит, что любит её.

Иванушка, который вошёл незаметно для них, захохотал и стал аплодировать.

Явление 4

Когда советник вышел, Иванушка насилу растолковал матери, которая не поняла, о чём хотел просить её советник, что тот признался ей в любви. «Ах, он проклятый сын! Да что он это вздумал?» — возмущённо говорит о советнике бригадирша.

Явление 5

Вошла советница, Иванушка со смехом объяснил ей, что её муж признался в любви его матушке. Советница отвела его в сторону и что-то стала ему шептать. Бригадирша хочет пойти нажаловаться мужу на советника, но Иванушка уверил её, что он пошутил. Успокоенная мать уходит.

Явления 6–7

Иванушка обещает увезти советницу в Париж. Она говорит, что отец не согласится отпустить его снова во Францию. Иванушка хочет и отца увезти с собой, чтобы он просветился и стал похож на человека.

Советница сообщила Иванушке, что его отец ухаживает за нею, и тот решил драться с отцом на дуэли.

Входит бригадир и говорит сыну, чтобы он шёл к своей невесте, так как может наскучить советнице своей болтовнёй. Советница говорит, что они весело проводили время, подаёт руку Иванушке и выходит с ним.

Действие 3

Явления 1–2

Иванушка говорит отцу, что не желает жениться на русской, так как хотя он родился в России, но дух у него принадлежит Франции. Он заявил, что отец не имеет права над ним властвовать. Бригадир стал угрожать ему, а пришедшую на шум жену стал укорять, что разбаловала сына.

Явления 3–5

Пришла советница и начала восхвалять достоинства Иванушки. А главное достоинство, по её мнению, — это то, что он был в Париже.

Когда Иванушка и бригадирша ушли, бригадир начал намекать, используя военные термины, на свою любовь к ней. Но пришли советник и Добролюбов и помешали бригадиру признаться советнице в любви.

Добролюбов сказал советнику, что он выиграл процесс и сейчас имеет 2 тысячи душ и ни на ком не хочет жениться, так как советник не согласен отдать ему в жёны свою дочь.

Действие 4

Явления 1–2

Добролюбов говорит Софье, что, возможно, их желание пожениться сбудется, так как её отец обрадовался, что молодой человек выиграл процесс.

Входит, отирая слёзы, бригадирша. Добролюбов с участием спрашивает её, о чём она плакала. Оказалось, её муж ни за что, ни про что отругал её.

Явления 3–7

Иванушка, Добролюбов и советница играют в карты, а бригадир и советник — в шахматы. Бригадирша некстати, по простоте душевной, вмешивается в карточную игру, мешая и игрокам в шахматы. За это она получает выговор от мужа, а советник и Иванушка заступаются за неё. Советник превозносит её достоинства, но бригадир твёрдо уверен, что жена его дура.

Действие 5

Явления 1–2

Бригадирша уговаривает сына жениться, но он говорит, что насмотрелся на неё и на батюшку и получил отвращение к женитьбе.

Когда бригадирша вышла, советница предупредила Иванушку, чтобы их любовь скрывать от его отца и её мужа. Иванушка, не видя, что зашли бригадир и советник, кидается на колени перед советницей.

Явления 3–4

Бригадир и советник с яростью упрекают и ругают Иванушку и советницу.

Входят бригадирша, Добролюбов и Софья.

Советник сказал бригадиру, что за своё бесчестие сдерёт с его сына деньги.

Софья заявила отцу, что после такого поступка жениха она за него не выйдет.

Советница и Иванушка стали обвинять советника за то, что он становился перед бригадиршей на колени.

Возмущённый бригадир упрекает жену в том, что она не сказала ему, что советник за ней волочился. Бригадирша уверяет его, что не ведала об этом, что потом добрые люди ей об этом сказали.

Бригадир угрожает советнику, что изувечит его, тот, струсив, просит его простить. Бригадир угрожает и сына побить. Тогда советница объявляет, что он сам признался ей в любви. Советник начинает яриться, упрекая бригадира, что он приехал в его дом искушать его жену.

Бригадир командует жене и сыну сию минуту собираться домой. Иванушка и советница кидаются друг к другу. Иванушка просит у неё прощения, а она прощается с ним. Бригадир и советник разнимают их.

Советник, идя за бригадиршей, просит у неё прощения.

Явление 5

«О господи! Наказуешь нас по делам нашим», — говорит советник и жалеет Софью, которая лишилась жениха.

Добролюбов просит у него руки его дочери. Советник и советница, узнав, что Софья согласна выйти за Добролюбова, тоже согласились на их брак. Добролюбов и Софья счастливы.

Советник горюет, что за свои грехи наказан тем, что приходится жить с женой-изменщицей и, обращаясь к публике, произносит: «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector