чему учит произведение бронзовый мальчик

Бронзовый мальчик

volume mid

153552 vladislav krapivin bronzovyy malchik

44785860 vladislav krapivin bronzovyy malchik 44785860

label

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

z

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Отзывы 8

Ещё одна как всегда прекрасная книга Крапивина.

Она во многом грустная, даже очень грустная. Раскрываются судьбы героев из «Мальчика со шпагой», не всегда счастливые. Затронута тема – как часто у автора – невыносимости некоторых людей, которые правы по бумагам, но делают только зло, потому что не думают о людях и детях.

Но даётся надежда. Пока есть Кинтель, пока есть Салазкин и подобные им дети – что-то в этом мире сохранится. И не смотря на очень печальную концовку:

Большое спасибо Владиславу Петровичу за такое замечательное произведение! 🙂

Ещё одна как всегда прекрасная книга Крапивина.

Она во многом грустная, даже очень грустная. Раскрываются судьбы героев из «Мальчика со шпагой», не всегда счастливые. Затронута тема – как часто у автора – невыносимости некоторых людей, которые правы по бумагам, но делают только зло, потому что не думают о людях и детях.

Но даётся надежда. Пока есть Кинтель, пока есть Салазкин и подобные им дети – что-то в этом мире сохранится. И не смотря на очень печальную концовку:

Большое спасибо Владиславу Петровичу за такое замечательное произведение! 🙂

Книга о твердости и решимости

Обожаю книги Владислава Крапивина. В его книгах всегда справедливость торжествует и каждая страница «дышит» добротой, даже когда героям приходится несладко. Это книга о том, как оставаться верным себе, когда мир вокруг меняется и все вокруг подстраиваются под новые правила, и то, что раньше ценили, перестало быть важным. Книга о детской, но в то же время такой взрослой, серьезной и честной дружбе, когда друзья просто оказываются рядом в самый сложный момент.

В книге затрагивается и тема революции начала XX века, много рассказано и об истории русского парусного флота, много можно узнать и об устройстве парусного судна.

С удовольствием перечитывала книгу не один раз. И, думаю, что такие детские книги, как пишет Крапивин, нужно в первую очередь читать взрослым, чтобы не забывать простых истин.

Обожаю книги Владислава Крапивина. В его книгах всегда справедливость торжествует и каждая страница «дышит» добротой, даже когда героям приходится несладко. Это книга о том, как оставаться верным себе, когда мир вокруг меняется и все вокруг подстраиваются под новые правила, и то, что раньше ценили, перестало быть важным. Книга о детской, но в то же время такой взрослой, серьезной и честной дружбе, когда друзья просто оказываются рядом в самый сложный момент.

В книге затрагивается и тема революции начала XX века, много рассказано и об истории русского парусного флота, много можно узнать и об устройстве парусного судна.

С удовольствием перечитывала книгу не один раз. И, думаю, что такие детские книги, как пишет Крапивин, нужно в первую очередь читать взрослым, чтобы не забывать простых истин.

Совершенно потрясающе! не знаю,почему Крапивин считается детским автором?правда я «Колыбельную для брата»читала ещё в детстве.Кое-что ещё.Но нынешним это вряд ли интересно.Я не осуждаю,просто другое поколение,это же явно.А «Паруса Эспады»вперые читаю сейчас, в 52 года.И хотя в центре книг Крапивина дети,но это явно не»детская литература».Скорее уж»семейное чтение».Или вообще «напоминание взрослым о них самих в детстве».Конкретно «Бронзовый мальчик»лично меня «зацепил»даже больше «Мальчика со шпагой».В общем очень рада «встрече со старым знакомым после долгого перерыва».Крапивина же читала десятки лет назад.И рада,что новая встреча не разочаровала.Кстати,недавно прочла»Голубятню на жёлтой поляне».Тоже шедевр.

Совершенно потрясающе! не знаю,почему Крапивин считается детским автором?правда я «Колыбельную для брата»читала ещё в детстве.Кое-что ещё.Но нынешним это вряд ли интересно.Я не осуждаю,просто другое поколение,это же явно.А «Паруса Эспады»вперые читаю сейчас, в 52 года.И хотя в центре книг Крапивина дети,но это явно не»детская литература».Скорее уж»семейное чтение».Или вообще «напоминание взрослым о них самих в детстве».Конкретно «Бронзовый мальчик»лично меня «зацепил»даже больше «Мальчика со шпагой».В общем очень рада «встрече со старым знакомым после долгого перерыва».Крапивина же читала десятки лет назад.И рада,что новая встреча не разочаровала.Кстати,недавно прочла»Голубятню на жёлтой поляне».Тоже шедевр.

Читайте сами, читайте детям!

Эта книга о постсоветских временах. «Когда деревья уже не такие большие», когда мальчишки уже не такие патриотичные, про-пионерски настроенные, как во время расцвета пионерских и комсомольских организаций, когда мода с пионерских галстуков меняется на скаутские. Старые, навеянные страной советов жизненные ориентиры, признаны устаревшими и усиленно предаются забвению. И оно уже грядет – неизбежное и неумолимое «тлетворное влияние Запада». Книга местами грустная и порой безнадежно тоскливо становится за главного героя Кинтеля. Но, тот же, неизбежный оптимизм и готовность жить и радоваться жизни автор вкладывает в души своих, таких дорогих нашему сердцу, героев. Хорошо знакомый нам Вострецов – Корнееч, не сломленный потерями Афгана, высоко держит знамя человеческого достоинства, непримиримости с несправедливостью и хамством. Передавая его подрастающему поколению мальчишек, он не только отдает дань своим наставникам, но воплощает в жизнь такие идейные ценности, которые должны стать основой каждого человека. Исторические сноски автора к событиям в Крыму в 1918-1920 и тем жертвам, историческая ценность которых очень сомнительна, будут весьма интересны подрастающему поколению.

Источник

Чему учит произведение бронзовый мальчик

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Владислав Крапивин «Бронзовый мальчик»

Из трилогии Владислава Крапивина «Паруса Эспады» больше всего меня зацепила вторая книга «Бронзовый мальчик». Наиболее сложная и наименее детская. Наполненная длинными размышлениями о вопросах морали и долга, о Боге, о политике.

В трилогию «Паруса Эспады» входят книги «Мальчик со шпагой», «Бронзовый мальчик», «Рыжее знамя упрямства». В них описан один и тот же мир, и некоторых мальчишек, которые являются центральными персонажами в первой книге, мы впоследствии встречаем уже выросшими, практически взрослыми.

Автор обложки Владимир Савватеев

А главные герои «Бронзового мальчика» Кинтель и Салазкин — мальчишки моего поколения. В 90-е я была именно в том возрасте, и потому было очень любопытно сравнить, насколько глубоко вжился в мироощущение подростка 90-х автор, возраст которого гораздо старше. Да, героям очень веришь! Конечно, есть в повествовании кое-что от взрослого, но в целом Даня Рафалов (Кинтель) очень достоверен со всеми своими недетскими проблемами и странными размышлениями.

Авантюрная линия поиска клада очень захватывает. Но она далеко не главная, и таковой даже не воспринимается. Не знаю, что вообще можно было бы назвать главным в этой книге, потому что она вся об очень важных вещах, мимо которых не пройдёшь.

Мальчик в неполной семье, поиски матери, конфликт с отцом, ощущение бездомности при жизни на два дома. А также ответственность Кинтеля за младшую сестру — не родную, дочку мачехи, которая потом тоже потеряла мать. Внутреннее одиночество и недоверие к людям. В таких условиях дети очень быстро взрослеют. Поэтому не кажутся надуманными неотступные мысли Дани о капитане фрегата «Рафаил» Стройникове, запятнавшем честь офицера, но спасшем от смерти экипаж в 200 человек. Не кажется странным и то, что в глазах подростков уравниваются «красные» и «белые» герои. Никита Таиров, белогвардейский офицер, и Павлик Морозов, имя которого в 90-е облили грязью, — оба становятся почётными членами команды мальчишек. Тут вопрос не о политической принадлежности, а о человечности, о тех качествах, которые «от Бога».

Момент, когда Кинтель защищает старый дом, кажется авторской выдумкой. Ни один нормальный человек так никогда бы не поступил! Но. этот эпизод очень правильный и закономерный. В нём соединились все ручейки сюжетных линий, связанных с этим героем. Другой бы не стал, да. Но только не этот! И ещё за этим эпизодом столько всего. у меня не хватает слов, чтобы правильно об этом рассказать.

Очень здорово прописана линия дружбы Кинтеля и Салазкина. Саня Денисов (Салазкин) — мальчик из совсем другого мира. У него хорошая семья, есть понимание отца и материнская забота. И живут они более обеспеченно. И товарищи у Салазкина такие, которые прилетят на помощь по первому сигналу, потому что друг за друга горой. Кинтель входит в этот мир с опаской, да и то просто потому, что не может позволить себе потерять единственного друга. Но эти новые люди с ним терпеливы и заботливы. Искренность и чистота отношений экипажа «Тремолино» словно бы противопоставляется всей остальной безумной действительности героев. Это как островок в бушующем море.

Книга потрясающая! Однако для более полного восприятия читать надо сразу всю трилогию. Все истории очень разные по настроению, но тем интереснее сравнивать. И к тому же они дают замечательный обзор эпохи — это как бы масштабная панорама быстро меняющейся действительности, где смена ценностей в стране показана через людские судьбы и жизнь разных мальчишек. Там ещё много всего, книги равнодушными не оставляют.

Источник

Рецензии на книгу «Бронзовый мальчик» Владислав Крапивин

Повесть В.Крапивина «Бронзовый мальчик» продолжает цикл «Паруса Эспады», начатый «Мальчиком со шпагой». Однако это вполне самостоятельное произведение, и его можно читать отдельно. Произведения в цикле связаны исключительно общими героями. Так, в «Бронзовом мальчике» мы немного узнаем о судьбе Сережки Каховского, героя первой повести.
Эх, как же я любила в детстве «Мальчика со шпагой»! И как жаль, что тогда еще не были написаны следующие произведения цикла. Даже не знала об их существовании! Поэтому с «Бронзовым мальчиком» познакомилась только сейчас и, думаю, это одна из самых интересных крапивинских повестей! Тут есть и детективный сюжет, и исторические параллели, и, конечно, борьба с несправедливостью. Дане Рафалову удается разгадать тайну старинной фотографии, но на пути к этому придется пройти много преград. А вот удастся ли ему спасти старинный особняк, в котором, по слухам жил один из декабристов? Сможет ли он найти свою мать или она действительно погибла на «Адмирале Нахимове»? Загадок и тайн в этой повести больше, чем в любой другой!
Также следует отметить, что действие разворачивается в «лихие девяностые», и в повести много примет времени. Мы вспомним и собачку Алису, и МММ, и Лёню Голубкова, и многое другое. Я поймала себя на мысли, что это первое произведение, читая которое, вдруг подумала об этом времени с теплом и грустью.
Книга издана в серии БИСС от ИДМ, иллюстрации Евгения Медведева. Она будет интересна мальчикам и девочкам где-то от 12-ти лет, а также взрослым, которые помнят себя детьми

Позабыты наивные сказки.
Детство кончилось. Новая жизнь.
И с Рафаловым Даней Салазкин
Еще только мечтает дружить.

Не найти победителей в споре!
Не согнется под бурей баркас!
Так когда-то упрямый Том Сойер
В подземелье спускался не раз!

На защиту усадьбы старинной
Смело храбрый мальчишка спешит,
Чтоб знать: неужели доныне
Фотография тайну хранит?!

Впереди огонек замаячит,
Ненароком мелькнув вдалеке –
Там с надеждою Бронзовый мальчик
Приподнял свой фонарик в руке.

Будет ласково-летней погода
И вокруг не останется лжи.
И продлится история рода,
И мальчишка останется жив!

Всё для нового боя готово!
Подвиг ждет – тот, что не совершил!
Вновь согреет луч солнца, и снова
Выйдет в море фрегат «Рафаил»!

Ка-то раз Сережка Каховский Кинтель уступил победы в конкурсе, победа в котором была очень важна для него, Дане Сане, и так вышло, что какое-то время спустя они подружились.

Но нет. это не та же сама книжка. Это вторая часть одной трилогии.

Ну да ладно.
Впереди у меня еще Рыжее знамя упрямста, и там пока победу никто никому не сливал, что заставляет надеяться на лучшее

Владислав Крапивин «Бронзовый мальчик»

Момент, когда Кинтель защищает старый дом, кажется авторской выдумкой. Ни один нормальный человек так никогда бы не поступил! Но. этот эпизод очень правильный и закономерный. В нём соединились все ручейки сюжетных линий, связанных с этим героем. Другой бы не стал, да. Но только не этот! И ещё за этим эпизодом столько всего. Надо читать самому, у меня не хватает слов.

В общем, много эмоций и мыслей у меня по этой книге. Она потрясающая! Но читать стоит сразу всю трилогию: «Мальчик со шпагой», «Бронзовый мальчик», «Рыжее знамя упрямства». Эти книги очень разные по настроению, но тем интереснее сравнивать. И, к тому же, они дают замечательный обзор эпохи. Здесь и вера в дружбу, добро и справедливость, и родниковая чистота отношений, и импульс к действию. Много всего, книги равнродушным не оставляют.

Источник

Салют Командору: чему учат книги Владислава Крапивина

RIAN 2940943.HR .ru

Страшно обидно, хотя, возможно, и символично, что один из самых ярких отечественных детских писателей ушел от нас в День знаний. Ушел педагог, наставник и самый настоящий Командор — символ и рулевой для мальчишек и девчонок огромной страны. «Известия» свидетельствуют: для большинства из тех, кто читал в детстве его книги, герои Владислава Крапивина стали надежными друзьями и соратниками на всю жизнь.

Крапивинское ноу-хау

Умение сочинять необычные истории открылось у Владислава Крапивина еще в школе, а учеба в Уральском университете на факультете журналистики и вся последующая журналистская работа филигранно отточили его авторский почерк — яркий, образный, прямой, дотошный в деталях и построении сюжета, подводящий к выводам, который каждый делает сам. Никаких скидок на юный возраст читателя Крапивин не делал.

20040121 gaf rb05 075

Среди своих любимых писателей он неизменно называл Константина Паустовского, а нюансы детской прозы познавал в литературной секции под руководством Льва Кассиля. В 1962 году вышла его первая книга «Рейс «Ориона», потом было членство в Союзе писателей СССР, в редколлегии журналов — «Уральского следопыта», где он начинал свой путь, и всесоюзного любимца «Пионера». Строгого учета написанному Крапивин не вел. Многие из его произведений экранизировались, но шедеврами детского кино не стали. Может, потому, что за увлекательными поворотами сюжета режиссеры не смогли сохранить главного — доверительного, ритмичного и насыщенного языка. Настоящего крапивинского ноу-хау.

Точно можно утверждать, что у каждого из почитателей творчества Владислава Петровича свой Крапивин. Штука в том, что реальные ситуации, в которые попадают Сережа Каховский с ребятами из отряда «Эспада» («Мальчик со шпагой») и Юра «Журка» Журавлев («Журавленок и молнии»), разительно отличаются от тех, что случаются в «Голубятне на желтой поляне» или «В глубине Великого Кристалла». Но все они единое целое. Как и удивительный «Фрегат «Звенящий» — об устройстве парусников и тонкостях корабельного дела, названный романом-справочником.

RIAN 5785062.HR .ru

Владислав Крапивин беседует с юными актерами Свердловского театра юного зрителя, 1966 год

Самым выдающимся, по-настоящему поколенческим романом Крапивина стал «Мальчик со шпагой», первый в трилогии «Паруса «Эспады». Главный герой Сережа Каховский — бескомпромиссный борец с несправедливостью, даже в самых трудных ситуациях не допускающий выбора между честью и бесчестьем. Он живет в мире взрослых, но если этот мир вдруг идет на него войной и попирает им же придуманные высокие принципы, Сережа неизменно готов дать отпор.

Лев Пирогов, издатель детского журнала «Лучик»

Я рос с его книгами. Кусок жизни отвалился. Больно. Кажется, всё уходит. Всё лучшее, светлое, честное, доброе — в прошлом. Но знаете что? Недавно мы разговаривали по телефону, и я спросил: «Владислав Петрович, а дети сильно изменились за пятьдесят лет?» И он сказал: «Да совсем не изменились они!» Этот простой ответ тогда придал мне сил и помогает сейчас. Ничего не уходит, если держать, не отпускать. Он всю жизнь работал, всю жизнь отдавал нам, потом нашим детям. И мы тоже должны: когда трудно — работа спасает. И пока мы работаем, он жив.

RIAN 3627.HR .ru

Впрочем, на его маршрутах встречается куда больше людей настоящих, порядочных, искренних и честных — журналист Алексей Иванов, вожатый Олег Московкин, всадники со станции Роса, с которых всё и начинается. Именно они формируют характер Сережи, и потому перечисление их так важно. Описанный в «Мальчике со шпагой» потрясающий мушкетерско-пионерский отряд «Эспада» стал предметом белой зависти сотен тысяч мальчишек и девчонок СССР и прообразом детского отряда «Каравелла», который возглавлял сам Владислав Крапивин.

Вперед, «Каравелла»

Много ли найдется в мире детских писателей, ставших для своих читателей не только создателями занимательных произведений, но и командирами — мудрыми и грамотными? Кроме Аркадия Гайдара, пожалуй, навскидку никого и не назвать. Путь Крапивина и его «Каравеллы», в которой удивительным образом прививали целый спектр умений и качеств — от навыков морского дела до человеческой порядочности, — явление уникальное. Сколько ребят за многие десятилетия прошло через этот отряд, подскажут только вахтенные журналы, а они толстенные и их много.

TASS 94880

Владислав Крапивин со своими читателями, пионерами отряда «Каравелла», Свердловск, 1974 год

RIAN 2533060.HR .ru 1

Удивительное дело, но, живя в социалистических реалиях, Крапивин умудрялся уверенно вести свои книжки-корабли мимо глупых идеологических догм. Он как никто находил нужные сюжеты и слова, благодаря которым мальчишкам и девчонкам открывались подлинно глубокое и ценное — понятия достоинства, чести, взаимовыручки, плеча друга, романтики костров, походов и правильных песен.

К «Мальчику со шпагой» Крапивин вернется спустя годы, продолжив цикл книгами «Бронзовый мальчик» и «Рыжее знамя упрямства». Сменились герои и времена, но не идеалы. В 2014-м Крапивину вручали президентскую премию в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. И так совпало, что как раз в это время его любимый Севастополь снова стал по-настоящему русским городом. Конечно, нашлись и те, кто немедленно упрекнул Крапивина в искренней радости, на что он ответил: «Ребята, что я могу сказать? Это моя вторая родина. Я не влезаю в политику, но я счастлив, что Севастополь снова стал частью нашей страны. Когда узнал о том, что он снова наш, я налил стопочку коньяка, включил запись песни «Легендарный Севастополь», позвонил своим севастопольским друзьям-парусникам и сказал: «Ребята, это все-таки случилось. Мы дожили!»

Юрий Поляков, писатель и драматург

Владислав Крапивин — один из самых ярких представителей замечательного явления советской литературы. Его книги любимы, читаемы, издаваемы. Это особый дар, ведь навязать ребенку какую-либо историю или сказку невозможно, если они не сочинены по вербальным законам его восприятия мира. А крапивинские книги — «Мальчик со шпагой», «Мушкетер и фея», «Тень каравеллы», «Алые перья стрел» — из таких.

Думаю, ему было очень тяжело наблюдать крушение и исчезновение феномена детской литературы, которой активно занималось советское государство. Но, слава Богу, он дожил до дня, когда на нее вновь обратили внимание российские власти и была учреждена премия «За достижения в искусстве для детей и юношества». Он стал ее первым лауреатом. Владислав Крапивин успел сделать очень много для детской литературы. Он останется классиком советских и постсоветских лет еще и потому, что много времени уделял подготовке своей смены — искал талантливых пишущих ребят, более полувека вел свою студию, давшую им творческую путевку в жизнь.

Если говорить о его предшественниках и современниках, то это Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Виктор Драгунский, Анатолий Алексин, Владимир Железников, Евгений Велтистов — передовой отряд, без всякого боя завоевавший умы, сердца и, главное, души нескольких поколений. Придет ли кто-то им на смену?

TASS 41236349

Владислав Крапивин на закладке традиционной монеты в остов кораблика для Севастополя, 2014 год

Источник

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Салют Командору: чему учат книги Владислава Крапивина

Салют Командору: чему учат книги Владислава Крапивина

Страшно обидно, хотя, возможно, и символично, что один из самых ярких отечественных детских писателей ушел от нас в День знаний. Ушел педагог, наставник и самый настоящий Командор — символ и рулевой для мальчишек и девчонок огромной страны. «Известия» свидетельствуют: для большинства из тех, кто читал в детстве его книги, герои Владислава Крапивина стали надежными друзьями и соратниками на всю жизнь.

Крапивинское ноу-хау

Умение сочинять необычные истории открылось у Владислава Крапивина ещё в школе, а учеба в Уральском университете на факультете журналистики и вся последующая журналистская работа филигранно отточили его авторский почерк — яркий, образный, прямой, дотошный в деталях и построении сюжета, подводящий к выводам, который каждый делает сам. Никаких скидок на юный возраст читателя Крапивин не делал.

Среди своих любимых писателей он неизменно называл Константина Паустовского, а нюансы детской прозы познавал в литературной секции под руководством Льва Кассиля. В 1962 году вышла его первая книга «Рейс «Ориона», потом было членство в Союзе писателей СССР, в редколлегии журналов — «Уральского следопыта», где он начинал свой путь, и всесоюзного любимца «Пионера». Строгого учета написанному Крапивин не вел. Многие из его произведений экранизировались, но шедеврами детского кино не стали. Может, потому, что за увлекательными поворотами сюжета режиссеры не смогли сохранить главного — доверительного, ритмичного и насыщенного языка. Настоящего крапивинского ноу-хау.

Точно можно утверждать, что у каждого из почитателей творчества Владислава Петровича свой Крапивин. Штука в том, что реальные ситуации, в которые попадают Сережа Каховский с ребятами из отряда «Эспада» («Мальчик со шпагой») и Юра «Журка» Журавлев («Журавленок и молнии»), разительно отличаются от тех, что случаются в «Голубятне на желтой поляне» или «В глубине Великого Кристалла». Но все они единое целое. Как и удивительный «Фрегат «Звенящий» — об устройстве парусников и тонкостях корабельного дела, названный романом-справочником.

sajt2 1

Владислав Крапивин беседует с юными актерами Свердловского театра юного зрителя, 1966 год. Фото: РИА Новости/Юрий Долягин

Самым выдающимся, по-настоящему поколенческим романом Крапивина стал «Мальчик со шпагой», первый в трилогии «Паруса «Эспады». Главный герой Сережа Каховский — бескомпромиссный борец с несправедливостью, даже в самых трудных ситуациях не допускающий выбора между честью и бесчестьем. Он живет в мире взрослых, но если этот мир вдруг идет на него войной и попирает им же придуманные высокие принципы, Сережа неизменно готов дать отпор.

Лев Пирогов, издатель детского журнала «Лучик»

Я рос с его книгами. Кусок жизни отвалился. Больно. Кажется, всё уходит. Всё лучшее, светлое, честное, доброе — в прошлом. Но знаете что? Недавно мы разговаривали по телефону, и я спросил: «Владислав Петрович, а дети сильно изменились за пятьдесят лет?» И он сказал: «Да совсем не изменились они!» Этот простой ответ тогда придал мне сил и помогает сейчас. Ничего не уходит, если держать, не отпускать. Он всю жизнь работал, всю жизнь отдавал нам, потом нашим детям. И мы тоже должны: когда трудно — работа спасает. И пока мы работаем, он жив.

Впрочем, на его маршрутах встречается куда больше людей настоящих, порядочных, искренних и честных — журналист Алексей Иванов, вожатый Олег Московкин, всадники со станции Роса, с которых всё и начинается. Именно они формируют характер Сережи, и потому перечисление их так важно. Описанный в «Мальчике со шпагой» потрясающий мушкетерско-пионерский отряд «Эспада» стал предметом белой зависти сотен тысяч мальчишек и девчонок СССР и прообразом детского отряда «Каравелла», который возглавлял сам Владислав Крапивин.

Вперед, «Каравелла»

Много ли найдется в мире детских писателей, ставших для своих читателей не только создателями занимательных произведений, но и командирами — мудрыми и грамотными? Кроме Аркадия Гайдара, пожалуй, навскидку никого и не назвать. Путь Крапивина и его «Каравеллы», в которой удивительным образом прививали целый спектр умений и качеств — от навыков морского дела до человеческой порядочности, — явление уникальное. Сколько ребят за многие десятилетия прошло через этот отряд, подскажут только вахтенные журналы, а они толстенные и их много.

sajt3 1

Владислав Крапивин со своими читателями, пионерами отряда «Каравелла», Свердловск, 1974 год. Фото: ТАСС/Анатолий Грахов

Удивительное дело, но, живя в социалистических реалиях, Крапивин умудрялся уверенно вести свои книжки-корабли мимо глупых идеологических догм. Он как никто находил нужные сюжеты и слова, благодаря которым мальчишкам и девчонкам открывались подлинно глубокое и ценное — понятия достоинства, чести, взаимовыручки, плеча друга, романтики костров, походов и правильных песен.

К «Мальчику со шпагой» Крапивин вернется спустя годы, продолжив цикл книгами «Бронзовый мальчик» и «Рыжее знамя упрямства». Сменились герои и времена, но не идеалы. В 2014-м Крапивину вручали президентскую премию в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. И так совпало, что как раз в это время его любимый Севастополь снова стал по-настоящему русским городом. Конечно, нашлись и те, кто немедленно упрекнул Крапивина в искренней радости, на что он ответил: «Ребята, что я могу сказать? Это моя вторая родина. Я не влезаю в политику, но я счастлив, что Севастополь снова стал частью нашей страны. Когда узнал о том, что он снова наш, я налил стопочку коньяка, включил запись песни «Легендарный Севастополь», позвонил своим севастопольским друзьям-парусникам и сказал: «Ребята, это все-таки случилось. Мы дожили!»

Юрий Поляков, писатель и драматург

Владислав Крапивин — один из самых ярких представителей замечательного явления советской литературы. Его книги любимы, читаемы, издаваемы. Это особый дар, ведь навязать ребенку какую-либо историю или сказку невозможно, если они не сочинены по вербальным законам его восприятия мира. А крапивинские книги — «Мальчик со шпагой», «Мушкетер и фея», «Тень каравеллы», «Алые перья стрел» — из таких.

Думаю, ему было очень тяжело наблюдать крушение и исчезновение феномена детской литературы, которой активно занималось советское государство. Но, слава Богу, он дожил до дня, когда на нее вновь обратили внимание российские власти и была учреждена премия «За достижения в искусстве для детей и юношества». Он стал её первым лауреатом. Владислав Крапивин успел сделать очень много для детской литературы. Он останется классиком советских и постсоветских лет ещё и потому, что много времени уделял подготовке своей смены — искал талантливых пишущих ребят, более полувека вел свою студию, давшую им творческую путевку в жизнь.

Если говорить о его предшественниках и современниках, то это Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Виктор Драгунский, Анатолий Алексин, Владимир Железников, Евгений Велтистов — передовой отряд, без всякого боя завоевавший умы, сердца и, главное, души нескольких поколений. Придет ли кто-то им на смену?

sajt4

Владислав Крапивин на закладке традиционной монеты в остов кораблика для Севастополя, 2014 год. Фото: ТАСС/URA.RU

Пофантазировав в манере Крапивина, можно представить это так: какие-то мальчишки-девчонки середины — конца XXI века, заигравшись во что-то увлекательное, натыкаются на книги Крапивина в заброшенной библиотеке или на чердаке. И несмотря на то что литература уже имеет газообразную систему передачи информации, через какое-то время становятся детскими писателями.

Ну а что? Во многих книгах Владислава Крапивина реальное и фантастическое пересекаются так, что различить их сложно. Главное, чтобы на писателей уровня Крапивина нашлись читатели. И чтобы вновь прозвучала песня из «Мальчика со шпагой»: «Не верьте, когда вам скажут, / Что мы свой спустили флаг. / Сжимаются экипажи / В тугой упрямый кулак. / Вставать нам на мертвый якорь / Еще не пришла пора./ Тяжелые рукояти качаются у бедра…»

sajt5

Не стало командора Крапивина, но остались его книги и миллионы читателей, воспитанных на них. Поэтому привычное «Прощайте, Мастер» здесь уместнее заменить на «Салют, Командор». Спасибо вам за ваши наши книги!

Обложка: Фото: РИА Новости/Рудольф Алфимов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector