чему учит произведение чехова крыжовник

admin

Чехов «Крыжовник»: какая главная мысль, чему учит рассказ?

Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Крыжовник»­?

Чему учит рассказ Чехова «Крыжовник»­?

answer avatar

Николай Иванович Чимша-Гималайский посвятил всю свою жизнь тому, чтобы исполнить свою мечту: стать владельцем имения с кустами крыжовника. Он стал экономить на всем, даже на еде и одежде, стал скупым и алчным. Он и в брак вступил не по любви, а по расчету, ведь его жена была богатой вдовой. Свою жену он свел в могилу тем, что практически морил её голодом, от чего она и скончалась. Правда, денежки супруги Николай Иванович предусмотрительно положил на свое имя в банк еще при её жизни.

Николаю Ивановичу удалось накопить денег и он приобрел усадьбу, но при этом он был одинок. Ведь он растерял всех своих друзей, был равнодушен к чужим проблемам.

Главная мысль рассказа заключается в том, настоящий человек не может ограничиваться лишь низменными желаниями. Любой успешный человек не должен замыкаться на себе-родимом. Чехов учит нас, что нужно совершать добрые поступки, быть активными членами общества. Он призывает нас помогать бедным, сиротам и бездомным, поскольку такие добрые дела способны сделать наш мир лучше.

c2WIACY5T2i6Rilp1e9cIe9tC2u8UdT

answer avatar

В большинстве своем А.П. Чехов написал свои произведения простым обычным языком, но в тоже время они поучительны и интересны.

Произведение «Крыжовник» в этом плане, не отличается от этих рассказов, в нем поднимается тема смысла жизни, счастья, а так же равнодушия.

JnTOkaZi5ACEg7ZFsWZQBPSkPbHhYNez

На примере Николая Ивановича автор показывает всем нам, как в погоне за мечтой, при чем самой простой и обычной, можно потерять все, всех близких людей, свои интересы и в итоге самого себя.

Мечта сбылась, а ты вдруг оказался одинок и не кому не нужен, жизнь пуста и не интересна, а ведь гораздо важней делать добро людям, нельзя быть счастливым когда столько бедных и несчастных людей вокруг тебя.

answer avatar

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» история начинается с того, что ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский вместе со своим другом Буркиным попали под дождь и останавливается у помещика Алехина. За чаем Иван Иванович рассказывает историю своего брата. Его брат Николай хотел купить поместье и посадить крыжовник. Он копил, ограничивал себя в еде и даже женился по расчету. Спустя некоторое время он купил имение и посадил крыжовник. Когда брат встретился с Николаем, то он понял, что тот изменился не в лучшую сторону, но его это устраивало. Иван Иванович в конце истории рассуждает про добро, но собеседников утомляет его философский настрой.

Главная мысль рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» заключается в том, что нужно нести добро людям и помогать. Эти темы герой рассказа поднимает в самом конце. На примере его брата мы видим, что когда материальное превалирует над духовным, то человек не становится лучше, а даже наоборот. Автор дает нам возможность задуматься над благом, которое мы должны нести в мир. Только тогда, когда мы будем думать и о других мир станет лучше.

answer avatar

Я рассказе «Крыжовник» речь идет о человеке, который жил бедно, но всю жизнь копил на собственное имение с садом из крыжовника. Так подвернулось, что он женился на богатой женщине, свел ее в могилу и сам зажил в одиночестве. Мечта его сбылась, он купил сад и посадил там крыжовник. Только теперь это был уже не тот Николай Иванович. По сути он добился всего, но путь этот был не так прост и как ему хотелось бы удачен. Теперь его жизнь по сути похожа на гипноз.

Главная мысль заключается в том, что наши мечты не всегда сбываются в том виде, котором хотелось бы. Николай Иванович вроде и получил что хотел, но это был уже не он. Это даже заметил его брат. Автор показывает нам ложное счастье человека, который получил что хотел, но такой радости уже не было.

answer avatar

В рассказе «Крыжовник» показано как мечта, неплохая сама по себе. может не возвысить человека, а наоборот сделать из него чудовище, эгоиста и негодяя. Николай Иванович посвящает исполнению своей мечты всю свою жизнь, и не только, к сожалению, свою. Женившись на нелюбимой женщине, превратив ее жизнь в настоящий ад и погубив в итоге ее жизнь, Николай Иванович на ее деньги покупает себе имение, о котором он так долго мечтал. В его жизни не было любви, не было друзей, не было ничего, кроме стремления накопить денег на это имение. В итоге имение куплено, крыжовник посажен, но Николая Ивановича сложно назвать счастливым человеком, он одинок, он потерял себя, рассказ учит тому, что так жить нельзя, нельзя доходить до такого крайнего эгоизма, принося в жертву своим желаниям жизни других людей.

answer avatar

Главная мысль рассказа: не всегда ради мечты нужно идти напролом, потому что пока достигнешь мечты растеряешь своих близких и друзей.

answer avatar

Чехов, на мой взгляд, подчёркивает, что мещанство и эгоизм, это, на самом деле, и есть одно из величайших зол российского общества того времени, то есть второй половины 19-го века, начала 20-го века.

YGwenriYaNPy39F7DSQUuw4rQCaoqbNz

answer avatar

answer avatar

В рассказе Виктора Голявкина «Вот что интересно!» мы знакомимся с первоклассником Гогой, который не хочет учиться читать. Он ходит в школу и его одноклассники уже уверенно читают, и только Гога пока еще знает лишь две буквы.

Дома книжки Гоге читает бабушка и она пытается научить внука читать, но тот вместо этого находил множество дел по хозяйству, увиливая от учебы. Да и в школе одноклассники пытались помочь ему с чтением, но Гога просто от них убегал.

k6NVy18DMT98FjiZuMgitdoQqg0HTwU

answer avatar

Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.

Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.

answer avatar

Рассказ Михаила Зощенко «Очень умные обезьянки» не только забавный, но и поучительный. А его главными героями являются маленькие, но решительные обезьянки и посетитель зоопарка, который решил подразнить доверчивых существ.

Мужчина протягивал обезьянкам конфету, но не отдавал, а убирал руку. Обитательницы клетки были возмущены таким поведением посетителя, а потому сорвали с него шляпу, пиджак и даже пытались вырвать у него волосы и открутить нос.

Посетителя спас сторож, который усмирил обиженных животных и отдал мужчине изуродованные зубами обезьянок вещи. Пришлось мужчине идти в грязной одежде домой, слушая смешки окружающих за своей спиной.

Рассказ учит нас относиться к живым созданиям с любовью и вниманием. Злость может вызвать ответную агрессию, а человек, обижающих животных, может быть наказан.

answer avatar

Медведь устроился на зиму высоко, в орлином гнезде на разбитом бурей дереве. Там он и проспал спокойно все зимнее время. Он проявил находчивость и сообразительность, поэтому и смог выжить.

Кроме того, автор призывает нас любить природу и изучать повадки лесных жителей.

JCUTRfJefY4S5hNJ8ZyT0i0mqztayq6W

answer avatar

Автор хотел показать читателю, что медведю не чужда любовь к музыке и тем самым автор хотел удивить и расстрогать читателя.

Источник

Анализ рассказа «Крыжовник» (А.П. Чехов)

Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы. Его творчество затрагивает самые глубины человеческой души, разбирает самую изнанку человеческой жизни. Рассказы писателя представляют собой великолепное сочетание глубокомыслия и прекрасного литературного языка. Один из самых известных его рассказов – «Крыжовник», бесспорно, заслуживает отдельного разбора от Многомудрого Литрекона.

История создания

«Крыжовник» является частью «маленькой трилогии», в которую входят также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Замысел произведения «Крыжовник» Чехову подарил Л.Н. Толстой, рассказав трагикомичную историю о петербуржском чиновнике, который много лет копил деньги на великолепный мундир, но умер, так ни разу и не надев его. В итоге красивая вещь оказалась только на его трупе.

Творческая история создания рассказа «Крыжовник» много раз претерпевала изменения. Так, изначально герой так и не женился, а своего барского положения добился только в старости. На первые ягоды крыжовника он поглядел равнодушно. Именно так выглядел черновой набросок сюжета. Но потом автор решил добавить драматизма и комичного, маловероятного «счастья» своему герою, поедающему любимые ягоды.

Направление и жанр

Рассказ «Крыжовник» был создан в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремился перенести в своё творение окружавшую его действительность. Созданные им образы натуралистичны и повседневны. Ситуация, ставшая основой сюжета, является реальным случаем из жизни.

Жанр «Крыжовника» — рассказ. Произведение представляет из себя лаконичную историю с малым количеством действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что позволяет легко переложить рассказанную историю на любую плоскость.

Композиция

Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» – наличие приёма «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.

Этот приём позволяет придать произведению большую естественность, а также логично связать его с другими рассказами «маленькой трилогии».

Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.

Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.

Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.

Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.

Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:

имя героя характеристика
иван иваныч чимша-гималайский пожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай.
николай иваныч чимша-гималайский чиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия.
буркин бывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча.
павел константинович алёхин небогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может.

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

Проблемы

Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Критика

Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.

Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.

Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.

В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:

XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой великой переоценки укоренившихся ценностей. Критика уродств буржуазно-дворянского строя стала важнейшей темой русской и мировой литературы. Вклад Чехова в разработку этой темы определился его умением увидеть драму там, где, казалось бы, не было и тени неблагополучия. Он сумел пойти в глубь действительности и в микромире повседневных будней показать чудовищную противоестественность строя господствующих отношений. (Бердников Г. П. Чехов // История всемирной литературы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8)

«В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — нач. 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.» (З.С.Паперный, Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.)

Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:

В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня.

В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.

В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.

Источник

Анализ «Крыжовник» Чехов

analiz kryzhovnik chehov 50375

Всего получено оценок: 658.

Всего получено оценок: 658.

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения “Крыжовник” Чехова содержится в нашей статье.

kuchmina nadegda 100

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом; но купив дорогой мундир, он не успел надеть его: сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась и мундир сшили, человеку было некогда надеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы к ней стремиться.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его душа очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетах, Буркин тоже далёк от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе; делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом, он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе. Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алёхина. Он принимает гостей и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших, промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Крыжовника».

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Источник