чему учит произведение чехова толстый и тонкий

admin

Анализ рассказа Чехова «Толстый и Тонкий»

Автор: Guru · Опубликовано 07.03.2017 · Обновлено 08.10.2017

Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.

О чем рассказ?

Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий — Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.

Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил — тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

Главные герои

Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

Главные темы

Основная мысль и смысл рассказа

Автор хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.

Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга, но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.

Чему учит Чехов?

Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.

Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.

Источник

Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий» характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирий коллежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы.

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев.

Источник

«Толстый и тонкий» читательский дневник

tolstyy i tonkiy chitatelskiy dnevnik 69531

Всего получено оценок: 899.

Всего получено оценок: 899.

«Толстый и тонкий» – юмористический рассказ, описывающий случайную встречу двух друзей детства. Искренняя радость от встречи была испорчена неискренностью, возникшей из-за глубокой социальной пропасти, отделявшей главных героев.

Краткое содержание «Толстый и тонкий» для читательского дневника

Число страниц: 2. Чехов Антон Павлович. «Толстый и тонкий». Издательство «Азбука». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1883 год

kuchmina nadegda 100

Время и место действия

Действие рассказа происходит в конце XIX века на железнодорожной станции в Петербурге.

Главные герои

Михаил (Толстый) – тайный советник, высокопоставленный чиновник, непринуждённый, искренний, доброжелательный в общении, несмотря на свой высокий социальный статус.

Порфирий (Тонкий) – мелкий чиновник, худой, бедный, ничем не примечательный человек, большой чинопоклонник, подхалим и льстец.

Луиза – жена Порфирия, лютеранка, худенькая женщина с длинным подбородком, преподавательница музыки, скромная, неуверенная в себе.

Нафанаил – сын Порфирия, гимназист, по примеру отца учится оценивать людей по чинам.

Сюжет

На вокзале встретились два товарища: тонкий и толстый. Они были товарищами ещё со времён детства, но затем их жизненные пути разошлись. Толстый, Михаил, только что отобедал, и всё его существо выражало полное удовлетворение жизнью. Тонкий, Порфирий, сошёл с поезда и был весь нагружен чемоданами. За его спиной стояла худенькая жена и высокий сын-гимназист.

Друзья детства были очень рады видеть друг друга и даже прослезились от переизбытка чувств. Они принялись расспрашивать о том, как сложилась жизнь, и с головой окунулись в воспоминания. Порфирий вспомнил, как в детстве Михаила дразнили Геростратом за то, что он поджёг папироской учебник, а его самого – Эфиальтом за тягу к ябедничеству. Он рассказал, что служит коллежским асессором, а в свободное от работы время делает деревянные портсигары на продажу. Жена его Луиза, урожденная Ванценбах, зарабатывала на жизнь уроками музыки.

Порфирий отметил, что товарищ его хорошо одет, прекрасно выглядит и, по всей видимости, явно не бедствует. Михаил поведал, что дослужился до тайного советника, получил две звезды. Узнав, что друг детства так круто взобрался по карьерной лестнице и преуспел в жизни, Порфирий изменился в лице. Он будто весь съёжился, а вместе с ним и все его чемоданы и узелки. Его супруга приняла почтительное выражение лица и даже Нафанаил застегнул все пуговицы своего мундира и вытянулся в струнку.

Тонкий вдруг заговорил неестественным голосом, в котором явственно читалось раболепие и угодничество. Соблюдая субординацию, он принялся обращаться к Михаилу на «вы» и всячески заискивать и лебезить перед ним. Поведение Порфирия резко изменилось, и это очень не понравилось толстому, которого чуть не стошнило от излишнего благоговения и почтительности со стороны друга детства. На прощанье он подал руку Порфирию, и тот с подобострастием пожал ему три пальца. Вместе с женой и сыном он ещё долго смотрел вслед Михаилу и никак не мог прийти в себя от встречи со столь важной персоной.

Вывод и своё мнение

Общество никогда не будет здоровым, пока в нём присутствует поклонение перед богатством, чинами, высоким социальным статусом. Чинопочитание, столь характерное для России XIX века, на корню губит личность, уничтожая все лучшие качества любого человека: искренность, открытость, честность, доброжелательность. Человек, сознательно уничижающий собственные достоинства из-за поклонения высокому социальному статусу другого человека, не может считаться полноценной личностью. Хуже всего, когда подобное поведение считается в обществе абсолютно нормальным и молодое поколение перенимает эту модель поведения.

Главная мысль

Настоящая дружба не терпит лицемерия и лести.

Авторские афоризмы

«…Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства…»

«…Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание. »

«… на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило…»

«…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…»

Толкование непонятных слов

Облобызались – поцеловались, расцеловались.

Щёголь – тот, кто нарядно, изысканно одевается, кто любит наряжаться.

Жалованье – плата за службу, постоянное денежное пособие, выдаваемое регулярно.

Мундир – военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьём.

Новые слова

Флердоранж – белоснежные цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые). В данном тексте – запах дорогих духов.

Херес – креплёное вино, производимое в Испании из белого винограда.

Лютеранка – сторонница протестантского течения в христианстве.

Портсигар – плоский футляр, коробочка для переноски сигар, сигарет или папирос.

Источник

Анализ рассказа Толстый и тонкий Чехова 6 класс

История создания. Это сатирическое произведение было написано А. П. Чеховым в 1883 году, и является работой его юных лет. Первый раз рассказ был опубликован в юмористическом журнале «Осколки». Изначально содержание произведения основывалось на реальном анекдотическом казусе, где разногласие между «тонким» и «толстым» возникает нечаянно из-за ошибки первого. Однако в 1886 году содержание рассказа подлежит редакции, в результате чего идея произведения совершенно кардинально изменилась. «Тонкий» отныне извивался перед «толстым» не по причине подчиненности по должности, а по обыкновению и выработанной реакции. Именно при помощи таких внесенных перемен произведение стало максимально обобщенным и высмеивающим положение одного из героев.

Главная тема рассказа – это встреча двух давних товарищей на станции вокзала. По их описанию становится понятно «толстый» — состоятельный человек, а «тонкий» представлен как уставший пассажир, который нес все свои возможные коробки и узлы, так как финансов нанять носака не сохранилось. У приятелей завязывается разговор, и автор представляет их имена: «толстый» — Михаил и «тонкий» — Порфирий. Порфирий, похваляется собой и семьей, бросается в воспоминания, рассказывает о себе и жизни со школьных времен. Михаил был на самом деле захвачен рассказом Порфирия и обо всем его расспрашивал. Тонкий ведет себя непосредственно, раскрепощенно, но стоило ему узнать о должности Михаила – тайный советник и имеет две звезды, то вся раскрепощенность в момент исчезает. Он скукоживается и берется обращаться к товарищу «ваше превосходительство». Михаилу такое поведение ненавистно, он пытается возразить «тонкому», но тот лишь ехидно хихикает и толстому остается лишь уйти от неприятного бывшего друга.

Композиция. Рассказ отличается максимально краткой экспозицией, она выражена одной фразой. В ней автором используется антитеза-один герой толстый, второй-тонкий, так автор уже противопоставляет героев. Завязкой является неожиданная встреча двух давних товарищей. Развитие действия – настоящий восторг приятелей от встречи друг с другом и совместные воспоминания о школьных днях. Кульминация произведения заключается в мгновении, когда «тонкий» выясняет о чине «толстого». И развязка – это неожиданно сменившееся поведение Порфирия, его подобострастничество и смена стиля общения.

Главные герои рассказа Михаил – «толстый» и Порфирий – «тонкий».

Жанр – рассказ, направление критический реализм. В нем четко выражены личные черты литературного стиля Антона Павловича: краткость, скорое развитие фабулы, обращение к подробностям, верность слова.

Основная мысль рассказа – вызвать отвращение к потоканию и выслуживанию как самому низшему видению, показать насколько человек может зависеть от занимаемого положения в обществе. Трагичность охватывает утрату «тонкими» людьми своего внутреннего я, потерю чувства собственного достоинства. Самоуважение – вот основа личности.

Анализ 2

О чем рассказ?

В рассказе Чехова двое школьных приятелей неожиданно встречаются на вокзале. Автор намеренно проводит резкий контраст между героями – Михаил толстый и степенный, а Порфирий тонкий, и беспокойный. При встрече тонкий сразу начинает рассказывать о себе все: о том, где он служит, какая у него жена и сын. В свою очередь толстый сообщил о том, что стал тайным советником. Эта новость настолько поразила Порфирия, что он и его семья резко изменились в лице, съежились, сморщились. Тонкий принялся лебезить перед приятелем, на что толстый ответил, что они в первую очередь друзья, а значит, никакого раболепства он не приемлет. Эти слова не остановили тонкого, он продолжал обращаться к толстому с утрированным благоговением. Такая картина показалась толстому настолько мерзкой, что его стошнило. На этой ноте друзья попрощались.

Главные герои

Порфирий (тонкий) – мелкий чиновник, который трудится на тяжелой работе. Автор описывает его как худощавого человека, с кучей тяжелых чемоданов и узлов. Тяжелый груз символизирует бесконечные заботы, давящие на тонкого со всех сторон. Ему нужно упорно работать, чтобы прокормить семью. Чехов как бы подчеркивает тот факт, что если чиновник выглядит худым, то значит, он не сумел должным образом устроиться в жизни.

Михаил (толстый) – благополучный человек, занимающий высокий пост. Он великодушен и искренне интересуется жизнью товарища. Судя по всему, толстый одинок – на вокзале он появляется один. Жизнь толстого кажется беззаботной, и в этой атмосфере он смог сохранить радушие и приветливость. Несмотря на высокий чин, он относится к тонкому как к равному, пусть это очевидно и не так. Вот только явная лесть тонкого доводит его до состояния омерзения.

Главные темы

Основная тема рассказа – это социальное неравенство. Те, кому повезло меньше, в надежде приспособиться к тем, кто повыше опускаются перед ними на колени. Чехов захотел обратить внимание читателя на то, как важно суметь сохранить свое я в трудных жизненных условиях. Тонкий уже потерял свою индивидуальность, так как привык большую часть жизни пресмыкаться. Общество тех времен навязывало людям такую модель поведения. В рассказе прослеживается тема нравственного выбора. Порфирий давно сделал свой выбор. Как только он услышал о чине толстого, он теряет свое достоинство и заискивает перед ним уже автоматически.

Основная мысль и смысл рассказа

Смысл рассказа – ирония над людьми, пытающимися взобраться по карьерной лестнице путем лицемерия. Вместо плюсов лицемерие оборачивается одним сплошным минусом – толстый чувствует отвращение. Возможно, толстый и мог в чем-то помочь тонкому, но видя насколько друг перестал ценить себя поспешил скрыться. Главная мысль рассказа состоит в том, что в попытках угодить вышестоящим человек теряет свою значимостью в глазах других людей.

Чему учит Чехов?

Автор учит отделять дружбу от рабочих отношений. Заискивание не поможет добиться чего-либо в жизни. Потому, что уважающий себя человек, не зависит от суждений других и идет своим путем.

3 вариант

А.П.Чехов повествует нам о встречи двух давних друзей, уже позабывших друг о друге, у одного из них появилась семья. Они с восторгом вспомнили себя в детстве, рассказывали друг о друге, напомнили друг другу свои детские шалости и прозвища. Настолько приятная беседа окончилась концом, когда толстый рассказал про свой статус чиновника.

Тонкого будто ударило током, он побледнел, окаменел, но вдруг его лицо скорчило гримасу с улыбкой во все стороны, сам он сгорбился, сузился, съежился, промолвив «хи-хи-с».

Толстый безрезультатно попытался остановить нелепое заискивание своего старого друга «Мы с тобой друзья детства – и к чему здесь это чинопочитание!» Но разве можно что-то поменять в человеке, когда на его лице «было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты» что толстого чуть было, не стошнило и он, отвернувшись, протянул руку, а тонкий в ответ пожал лишь три пальца, говоря «хи-хи» как китаец. Жена тонкого улыбалась, посмотрев на «превращение» своего мужа.

Источник