чему учит произведение чехова ванька

admin

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Чехов А.П. “Ванька” Читательский дневник, краткое содержание

Чехов А.П. “Ванька” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Чехов А.П.

Название: “Ванька”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о детях

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

Ванька Жуков, мальчик 9 лет, отданный в услужение сапожнику. Несчастный, постоянно голодный и забитый. Сильно скучает по своему дедушке, единственному близкому человеку. Верит в лучшее, надеется, что дедушка приедет и заберет его.

Константин Макарыч, дедушка Ваньки. Худенький, подвижный, веселый старичок 65 лет. Работает ночным сторожем.

Аляхин, сапожник. Равнодушный, черствый человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Мальчик Ванька пишет слезное письмо дедушке, в котором умоляет забрать его от сапожника, который его бьет и не дает спать.

Сюжет — краткое содержание

Приближается рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо своему дедушке.

Ванька представляет себе дедушку, ему кажется, что именно сейчас тот совершает свой обход, любуется звездами и шутит с дворней.

Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.

Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.

Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не сбежал в деревню, но у него нет сапог.

Ванька подписывает адрес на письме, добегает до почтового ящика, а потом ложиться спать, уверенный, что его дедушка обязательно заберет его.

Понравившийся эпизод

Меня очень тронул эпизод, в котором Ванька подписывал свое письмо. Мальчик не знал, как правильно написать адрес и подписал письмо “На деревню дедушке”. Это письмо никогда не дойдет адресату, но хотя бы одну ночь мальчик проспит спокойно.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Ребенок не должен быть лишен счастливого, беззаботного детства, он не должен сам зарабатывать себе на жизнь, его не должны бить и наказывать.

Чему учит эта книга

Рассказ учит состраданию и сочувствию. Учит тому, что каждый ребенок имеет право быть счастливым, учит тому, что эксплуатация детей не должна существовать в мире. Учит стойко переносить жизненные тягости.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень грустный рассказ о мальчике, которого отдали жесткому сапожнику. Мальчик страдает и плачет, он глубоко несчастен. Мне очень жаль бедного Ваньку, ведь даже его письмо оказывается отправлено в никуда.

Новые слова и выражения

Заутреня — служба в церкви.

Клирос — место для певчих в церкви.

Пословицы к произведению

Всякое дело терпеньем одолеть можно.

Всякому терпенью приходит конец.

За сироту только бог заступится.

Счастье скоро покидает, но надежда никогда.

Хорошо то, что хорошо кончается.

Источник

«Ванька» читательский дневник

vanka chitatelskiy dnevnik 67297

Всего получено оценок: 89.

Всего получено оценок: 89.

«Ванька» – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей.

Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника

Название: Ванька

Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1886 год

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.

Константин Макарыч – дед Ваньки, весёлый, очень добрый, работает ночным сторожем.

Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.

Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замёрзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес: На деревню дедушке».

План пересказа

Главная мысль

Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.

Чему учит

Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.

Отзыв

Любой ребёнок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишён и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живёт его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдёт, и на Рождество приедет старик-сторож и заберёт внука домой.

chitatelskiy dnevnik 67297 risunok illyustraciya k rasskazu vanka

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и нежностью Ванька обращался к любимому дедушке, как он вспоминал счастливые деньки в родной деревне.

Источник

Краткое содержание рассказа «Ванька» для читательского дневника

Произведение Антона Павловича Чехова «Ванька» было написано в 1886 году. В своем трогательном рассказе автор раскрыл темы милосердия, добра, терпения, благородства. Он рассказал о мальчике-сироте, который пережил горести и лишения. Записанное в читательский дневник содержание рассказа «Ванька» поможет ознакомиться с сюжетом без изменения его сути и потери смысла, сэкономить время.

Анализ произведения

Есть мнение, что прообраз главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было непростое детство. В другой версии портрет мальчика-сироты был взят с близкого родственника писателя. Жанр произведения — рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отдали к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне с дедушкой. Сапожник был жестоким человеком.

В канун Рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел за написание письма. Мальчик хотел рассказать дедушке про свои злоключения. Дед Ваньки был веселым и добрым, работал сторожем.

Мальчик в письме поведал про то, как ему попало от хозяйки за неправильную чистку селедки, про порку ремнем, которую ему устроил сапожник, когда сирота уснул над люлькой хозяйского малыша. Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива мама, как он вместе с дедушкой ходил рубить елку к празднику. Далее мальчик стал описывать Москву. Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, а собаки вообще не злые.

В конце письма мальчик стал молить дедушку забрать его к себе, так как с новыми хозяевами ему было плохо. Он голодал, тосковал, все время плакал, его часто били. Написав письмо, Ванька указал на нем адрес «На деревню дедушке», опустил его в почтовый ящик и спокойно уснул.

Основная мысль

Автор на примере Ваньки показывает, что любое горе или неприятность можно пережить, если им с кем-нибудь поделиться. Тогда печали не кажутся невыносимыми.

В рассказе есть чему поучиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

Нужно научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, так же как и любой человек, достойны счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, зачем мучиться и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Порой жестокость взрослых людей приводит к несчастью в жизни ребенка.

Важно воспитывать в себе благородные качества, нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения. Родители должны вкладывать в свое чадо только лучшие качества, показывать ему своим примером достойное поведение. Тогда общество сможет измениться в лучшую сторону. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

Краткое содержание «Ваньки» позволит ознакомиться с рассказом писателя, что поможет написать сочинение и подготовиться к уроку по литературе.

Отзывы читателей

Когда я прочитал жизнь мальчика в деревне и у сапожника, перед глазами сразу возникла картинка, которая описывает два противоположных сюжета. В книге сталкиваются добро и зло, жестокость и милосердие. Всем рекомендую почитать, даже взрослым. Рассказ научит правильному отношению к людям.

Совсем недавно я читала краткое содержание рассказа «Ванька» Чехова. В классе нам задали составить по нему план и нарисовать рисунок. Даже не читая полностью книгу, мне это удалось. Спустя время я сама заинтересовалась историей про мальчика-сироту и прочла ее полностью. Советую ознакомиться. В ней есть чему поучиться.

Произведение целиком я прочитал благодаря краткому содержанию «Ваньки» и анализу. Чехов написал интересный рассказ, очень трогательный. Хочется узнать судьбу мальчика и верить в то, что дедушка все-таки получит письмо и заберет ребенка от злых людей.

Источник

Анализ рассказа «Ванька» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

Страна. Большая и немытая. Ребенок. Совсем кроха, потому и чист. Подобный тандем, невероятно актуальный для царской России, довольно часто встречается на страницах произведений малой прозы А. П. Чехова. Образ несчастного неприкаянного ребенка был для великого писателя полностью автобиографичным. Хоть Чехов и никогда не артикулировал того, что не испытал наивного и чистого детского счастья. Однако сложно представить, что счастье соседствует с запахом тухлой рыбы и соленым привкусом слез, стекающих по щекам. Однако биография Чехова и истории жизни его героев доказывают нам обратное. Ярким тому примером является рассказ А. П. Чехова “Ванька”, анализ которого представляет Вам Многомудрый Литрекон, предлагая провести недетский разговор о детском несчастье.

История создания

Читатель впервые увидел “Ваньку” на страницах “Петербургской газеты” в канун наступающего 1887 года. Произведение неслучайно оказалось именно в предновогоднем выпуске: главный герой готовит письмо своему Дедушке в Рождественский сочельник, да и все произведение в целом исполнено атмосферой досадной непричастности к светлому празднику, которую могло разделить великое множество людей. Атмосфера эта показывается автором под самым острым, сентиментальным углом — детским.

В это время Чехов был увлечен детской психологией: по-видимому, первые ласточки страшной болезни отсылали писателя к воспоминаниям о собственном детстве, настолько несчастном, что оно поставило столь ранний крест на его здоровье. В детстве он работал у отца в лавке и от переработки часто болел. Эти обстоятельства стали благоприятной почвой для развития чахотки, от которой и умер писатель.

Особенно интересовал Чехова “третий период детской психики” — этап жизни, когда ребенок начинает самостоятельно отличать добро ото зла, впервые проливает не слезы каприза, а слезы, вызванные несправедливостью, болью, жалостью. Таковым персонажем становится не только Ванька Жуков, но и Варька (героиня рассказа “Спать хочется”), Володя (из “Мальчиков”), Гриша (герой одноименного рассказа) и прочие — список можно продолжать долго. Но это излишне, потому как в значимости темы детства для Чехова мы уже убедились.

Отдельных слов заслуживает также вопрос о том, кто стал прототипом Ваньки Жукова.

Жанр и направление

Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще. Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики. Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.

Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр.

Суть: о чем произведение?

Рождественский сочельник. В доме сапожника Аляхина пусто: семья хозяина ушла на заутреню, оставив на хозяйстве Ваньку Жукова — 9-летнего ученика Аляхина. Убедившись, что все ушли, мальчик садится на колени перед лавкой и начинает писать письмо, которое он адресует своему дедушке — Константину Макарычу.

В письме Ванька описывает ужасы жизни в доме сапожника. Рассказывает о том, как его избивает то шпандырем, то обувной колодкой, хозяин, как унижает его хозяйка, тыкая в лицо рыбьей головой. Упоминает и о насмешках со стороны подмастерьев, которые гоняли мальчика за водкой и солеными огурцами из хозяйской бочки.

То и дело переводя взгляд с письма на отражающееся в оконном стекле пламя свечи и обмакивая перо в чернила, Ванька представляет себе родную деревню. Сначала деда с собаками Вьюном и Каштанкой, шагающего вокруг усадьбы по свежему снегу, который серебрится под невероятно чистым небом, в котором видны звезды и млечный путь, будто бы отполированный к Рождеству. Потом в его памяти всплывают картины зимнего леса, в который они ходили когда-то с дедушкой за рождественской елкой для господского дома. Последнее, что видится Ваньке — то, как любимый дедушка сидит, свесив ноги с печи, и читает письмо, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.

В своем письме Ванька рассказывает и о подробностях московской жизни, которые для него, как для деревенского мальчика, кажутся диковинными. Он описывает рыболовные и охотничье магазины, со множеством снастей и ружей, мясные лавки, полные лесной дичи, не таких резвых коней и не таких злых собак.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Ванька» перечислены в таблице:

Ванька, главный герой рассказа. Девятилетний мальчик, проходящий уже третий месяц обучение ремеслу у сапожника Аляхина. Парень не по годам умён и обладает лучшими чертами взрослости в сочетании с детской сентиментальностью (далеко не каждый ребенок может писать столь длинные, связные письма). Ванька по-взрослому борется со всеми тяготами жизни и по-детски не хочет с ними смиряться. Особенно горько переносить невзгоды приходится человеку, имевшему доселе для счастья всё. Так произошло и с нашим Ванькой: раньше он жил в деревне господ Живарёвых, рядом с еще живой матушкой, ходил в трескучий январский мороз за рождественской елкой вместе с любимым дедушкой. Ему было весело и легко на душе.
Константин Макарыч, дед Ваньки. «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами». Работает сторожем у господ Живарёвых: дни проводит на печи в окружении табачного дыма, ночью — выполняет свои прямые обязанности, ходит с колотушкой в окрест усадьбы. Все счастье его жизни составляет запах табака, тепло печи, непринужденные разговоры с дворней. Кроме того, что он — единственный родной человек, он еще и самый близкий для мальчика друг и товарищ, с которым у нашего героя связано множество светлых мальчишеских воспоминаний.
Аляхин, сапожник. Деспотичный мещанин. Содержит домашнюю кожевенную мастерскую, берет на обучение подмастерьев, давая им возможность обучаться ремеслу и получать хоть и скудные, но средства для существования. Этим его благодетель заканчивается. Люди, которые желали оказаться под его надежным наставническим крылом, оказались под его надменным сапогом: паек подмастерьев скудный (из-за этого они заставляют Ваньку воровать огурцы из хозяйской бочки), а по отношению к главному герою применяется незамысловатое, но жестокое насилие: бедному мальчику то обувной колодной в голову прилетит, то достанется шпандырем по мягкому месту за малейшую повинность.
Аляхина, супруга сапожника. Хозяйка дома, подобно мужу, ограниченная и деспотичная мещанка. Из методов обучения Ваньки прибегает к самым непедагогичным. Тыкать в лицо ребенку рыбой за то, что тот начал неправильно ее чистить — метод хоть и действенный, но неоправданно дикарский. Однако Аляхина — глупая женщина, которую мало заботят чувства отданного ей на попечение ребенка. Этим и объясняется ее примитивная беспричинная агрессия.
Ольга Игнатьевна Живарёва, барыня. Добродетельная помещица, хозяйка господского дома, при котором поставлен сторожем дедушка Константин Макарыч. Ольга Игнатьевна, как пишет Чехов — “Ванькина любимица”, она кормила Ваньку леденцами, пока его мать, работавшая горничной, хлопотала по хозяйству. Именно госпожа Живарёва выучила Ваньку читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, что было выдающейся способностью для крестьянского мальчика. Доброта этой женщины бесхитростна и естественна, скромна и благодетельна.
Пелагея, покойная мать Ваньки. “Нету у меня ни отца, ни матери” — пишет деду Ванька. Про мать Ваньки известно мало: работала горничной у господ Живарёвой, была близка к барыне, раз она хотела уделять время Ваньке. Чехов умалчивает о причине смерти Пелагеи, ровно как и о ее человеческих качествах, видимо из желания не превращать свой рассказ в мелодраму.

Тематика рассказа «Ванька» заняла и так много Вашего времени, но если Вам не хватило какой-либо темы, то Многомудрый Литрекон с удовольствием ее добавит, когда увидит указание на это в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Ванька» будет изложена более подробно, если на то поступит высочайшее соизволение читателя, которое позволит Многомудрому Литрекону дополнить разбор по плану.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Ванька» понятна: на примере истории Ваньки Жукова Чехов хочет донести простую, но усиленно игнорируемую идею о том, что дети несут на себе крест страдания за грехи взрослых, теряющих способность любить и сочувствовать в погоне за неясными идеалами лучшей жизни, наступление которой далеко не гарантировано с приобретением кажущихся сейчас необходимыми благ. Мир, который строят взрослые, предназначен для взрослых страстей и желаний: азарта, пафоса, блуда, что в корне неверно. Надежным фундаментом, заложенным старшими поколениями, должны быть бескорыстные и оттого шаткие по началу идеи и идеалы поколений младших, способные привести к гармоничному развитию общества с природой и с его собственным духовно-лирическим мироощущением. Таков смысл рассказа Чехова «Ванька».

В Ваньке Жукове совмещаются два мира, обыкновенно противоречащих друг другу. Мир, где подобает верить в Бога — взрослый, страшный и безобразный. И мир, где каждый верит в свое, маленькое, а потому столь очевидно возможное и близкое, чудо — детский, который мы все рады бы никогда не покидать. Ведь в этом мире возможно все: и неведомая сила разбудит спящего Бога, очевидно, по недоразумению, допускающего несчастья людей на земле, и безадресное письмо найдет своего адресата среди множества серых лиц.

Так почему же для одних весь мир не стоит и слезы ребенка, в то время как другие не ведут счета этим слезам, превращая грааль детской души во вместилище собственных страхов и комплексов?

Чему учит?

Очевидно, что на момент публикации рассказа, он был предназначен для немногочисленного пласта людей, желающих заглянуть на Ту сторону жизни, без лоска и чистых фраков. «Ванька» заставляет задуматься о том, как живут бедные дети, не одаренные судьбой и родительским попечением. Он учит тому, что сироты нуждаются к сочувствии и достойны лучшего обращения.

Какое-то время спустя “Ванька” стал демонстрацией советскому школьнику прелестей его положения в мире социализма, явной противоположностью которого является алчный мир, в котором приходится жить бедному Ваньке. Советские учителя находили в нем идеологические нравственные уроки: жизнь при царе была жестокой и несправедливой, а в советской России каждый ребенок живет в достойных условиях.

Сейчас же, “Ванька” — если не панацея, то рекомендательное письмо к наглеющему поколению потребителей, не осознающих своего благополучия: ребенок, какие бы блага он не получал, должен осознавать их ценность и сопоставлять их со своим поведением, ведь лучшего заслуживает только тот, кто умеет ценить и эффективно применять то, что он уже имеет. Такова современная мораль рассказа «Ванька».

Критика

Рассказ Чехова был встречен неоднозначными отзывами, среди которых преобладали все же критические высказывания о неудачном раскрытии образа деревни, деревянной заурядности персонажей, заезженности и очевидности их проблем.

Так, журнальным авторитетом того времени, Константином Медвецким рассказ был расценен как “эскизик” и “пустячок”. Во многом, как Медвецкого, так и его сторонников, не удовлетворяла та заурядная сентиментальность, на которой построено все повествование: Чехов будто бы выжимал из своего чуткого читателя скупую слезу.

Однако острота социальной повестки, изложенной в рассказе, гарантировала ему одобрение со стороны множества критиков. Особенно это отмечал Ф. Е. Патковский, не раз превозносивший значимость гражданской составляющей прозы, как литературного явления.

Многими критиками было отмечено и то, как деформировано в “Ваньке” авторское восприятие жизненной справедливости: Александр Богданов (больше известный по псевдонимом А. Волжский) писал о том, как “Ваньке” перманентный Чеховский позитивизм и балагурство сменились вдруг меланхолией.

Не секрет, что особо высоко о краткости и таланте Антона Павловича высказывался самый многотомный русский писатель — Л.Н. Толстой. Исключением не стал и “Ванька”, внесенный им в список “особенно выдающихся” рассказов Чехова, в многом из-за образа главного героя, чье излитое на бумагу горе безумно умилило Толстого.

Источник

Чехов ванька главная мысль

Тема произведения: о детях

Главные герои и их характеристика

Ванька Жуков, мальчик 9 лет, отданный в услужение сапожнику. Несчастный, постоянно голодный и забитый. Сильно скучает по своему дедушке, единственному близкому человеку. Верит в лучшее, надеется, что дедушка приедет и заберет его.

Константин Макарыч, дедушка Ваньки. Худенький, подвижный, веселый старичок 65 лет. Работает ночным сторожем.

Аляхин, сапожник. Равнодушный, черствый человек.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Мальчик Ванька пишет слезное письмо дедушке, в котором умоляет забрать его от сапожника, который его бьет и не дает спать.

Сюжет — краткое содержание

Приближается рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо своему дедушке.

Ванька представляет себе дедушку, ему кажется, что именно сейчас тот совершает свой обход, любуется звездами и шутит с дворней.

Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.

Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.

Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не сбежал в деревню, но у него нет сапог.

Ванька подписывает адрес на письме, добегает до почтового ящика, а потом ложиться спать, уверенный, что его дедушка обязательно заберет его.

Меня очень тронул эпизод, в котором Ванька подписывал свое письмо. Мальчик не знал, как правильно написать адрес и подписал письмо “На деревню дедушке”. Это письмо никогда не дойдет адресату, но хотя бы одну ночь мальчик проспит спокойно.

План произведения для пересказа

Ребенок не должен быть лишен счастливого, беззаботного детства, он не должен сам зарабатывать себе на жизнь, его не должны бить и наказывать.

Чему учит эта книга

Рассказ учит состраданию и сочувствию. Учит тому, что каждый ребенок имеет право быть счастливым, учит тому, что эксплуатация детей не должна существовать в мире. Учит стойко переносить жизненные тягости.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень грустный рассказ о мальчике, которого отдали жесткому сапожнику. Мальчик страдает и плачет, он глубоко несчастен. Мне очень жаль бедного Ваньку, ведь даже его письмо оказывается отправлено в никуда.

Новые слова и выражения

Заутреня — служба в церкви.

Клирос — место для певчих в церкви.

Пословицы к произведению

Всякое дело терпеньем одолеть можно.

Всякому терпенью приходит конец.

За сироту только бог заступится.

Счастье скоро покидает, но надежда никогда.

Хорошо то, что хорошо кончается.

Другие читательские дневники

Анализ рассказа Чехова «Ванька»

1. История создания произведения.
Рассказ «Ванька» был написан в 1886 году, в декабре этого же года опубликован под псевдонимом Антоша Чехонте в рубрике «Рождественские рассказы» «Петербургской газеты».
Прообразом героя произведения, по мнению исследователей, мог стать сам Чехов, детство которого прошло в отцовской лавке, было тяжёлым, вспоминать о нём Чехову было «тошно и страшно». Им же мог быть и родственник Антона Павловича Михаил, отец которого, хозяин переплётной мастерской, находясь в трудном положении, отдал сына в услужение одному купцу, где тот работал за скудную пищу.
2. Жанр произведения. Признаки жанра.
«Ванька» — рассказ, потому что произведение невелико по объёму, примечательно одной сюжетной линией (судьбой одного героя) и описанием одного эпизода из жизни героя.
3. Название произведения и его смысл.
Краткое и ёмкое название по имени главного героя — «Ванька». Какой в нём может быть смысл? Возможно, в полном имени Иван (Иоанн), значение которого — Бог смилостивился. Возможно, в сострадании писателя маленькому горемычному мальчику, ещё чистому душой, которого хочется обогреть.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
В рассказе чередуется авторское повествование (от третьего лица) и повествование Ваньки в письме (от первого лица). Таким образом, сочетается объективный взгляд автора и субъективный взгляд героя, при этом даже в отсутствие прямой речи письма мальчика Чехов порой смотрит на ситуацию с точки зрения Ваньки.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема произведения — детство, потерянное в «людях».
Идея: нельзя калечить детство ребенка, он должен расти в заботе и любви.
Проблематика: Жестокость и равнодушие взрослых людей к обездоленному ребёнку.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Действие происходит под Рождество. Ванька Жуков, деревенский мальчик девяти лет, не так давно отданный «в люди» московскому сапожнику, пишет трогательное письмо «милому дедушке Константину Макарычу». Поздравив деда с Рождеством, Ванька переходит к описанию своей жизни у хозяев. Накануне сапожник Аляхин выпорол его за то, что он уснул над люлькой ребёнка, не качал его. И хозяйка была жестока с ним, издевательски тыкала ему в лицо мордой селёдки, потому что он не так её чистил. Терпит мальчик и от подмастерьев, которые заставляли его воровать хозяйские огурцы и посылали в кабак за водкой.
В то же время Ванька с тоской и теплотой вспоминает деревню, весёлого деда, его собак. Он вспоминает, как хорошо было ему в деревне на Рождество, перед его мысленным взором встаёт картина, как выбирали они с дедом в лесу за рождественскую ёлку для господского дома. В душе Ваньки живёт тёплое чувство к барышне Ольге Игнатьевне, которая выучила его читать, писать, помогла ему освоить счёт и даже танец кадриль.
Слёзно просит Ванька деда увезти его из Москвы обратно в деревню, запечатывает письмо в конверт, на котором выводит адрес «на деревню» (без названия) и указывает адресат «дедушке, Константину Макарычу». После отправки письма Ванька, согретый сладкой надеждой, крепко засыпает и видит хороший сон, как дед на печи и зачитывает кухаркам его письмо.
7. Система образов произведения.
Ванька Жуков — главный герой рассказа. Круглый сирота девяти лет. Жил в деревне, в помещичьем имении с матерью, горничной в господском доме. Когда она умерла, его отправили сначала в людскую, а затем — в Москву, в ученики к сапожнику. В доме сапожника ему очень плохо: бьют, плохо кормят, не дают выспаться.
Дедушка Константин Макарыч — маленький, юркий старик лет шестидесяти пяти. Он состоит на службе у господ сторожем, всегда навеселе, с нюхательным табаком, любит заигрывать с прислугой противоположного пола.
Ольга Ивановна — барышня, которая от нечего делать обучила Ваньку грамоте, потчевала леденцами, но когда мальчишку «спроваживали» в Москву, видимо, не замолвила за него слова.
Сапожник Аляхин и его жена. Эти люди благочестиво идут к заутрене. Вроде бы они православные христиане, но по сути это фарисеи, которые следуют букве закона, а не духу Евангелия. Относятся они к мальчику не по-христиански, не сострадают его сиротству, нещадно эксплуатируют и жестоко наказывают.
8. Композиция произведения.
Экспозицией рассказа можно назвать подготовку Ваньки к написанию своего послания. Начало письма с поздравления — завязка. Кульминация — рассказ Ваньки о его невыносимой жизни в Москве, просьба забрать его в деревню. Развязка — в окончании письма, запечатывании его в конверт, написании адреса, ставшего крылатым выражением. Эпилог — счастливый сон, как дед получил письмо и зачитывает его, сидя на печи.
9. Художественные средства. Приёмы, раскрывающие идею произведения.
Ванькины воспоминания деревни Чехов украшает эпитетами, метафорами, которые подчёркивают отрадность картины для Ваньки: прозрачен и свеж (воздух), Млечный путь вырисовывается ясно, небо, усыпанное звёздами, ярко-красные окна деревенской церкви.
Речь Ваньки полна фразеологизмов, что характеризует его принадлежность к простому народу: кланяться в ножки, сделай божескую милость, сечь как сидорову козу, бога молить.
10. Отзыв о произведении.
Современники неоднозначно встретили рождественский рассказ А.П. Чехова. Высоко оценил его Лев Толстой. Часть критиков считает этот рассказ антирождественским, так как чудо, на которое Ванька уповает, не произойдёт из-за неправильного адреса. Действительно, по драматизму рассказ Чехова близок к святочному рассказу Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
В то же время финал рассказа Чехова остаётся открытым. Возможно ли для Ваньки спасение? Счастливый сон мальчика приходится на Рождество, он не может быть обманным. Чудо как раз и может произойти неведомыми путями, и письмо каким-то образом пьяный извозчик доставит на деревню дедушке.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Чехов А., рассказ «Ванька»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Ванька» и их характеристика

План пересказа рассказа «Ванька»

Кратчайшее содержание рассказа «Ванька» для читательского дневника в 6 предложений

Главная мысль рассказа «Ванька»
Любая беда кажется не такой страшной, если с кем-нибудь поделиться ею.
Чему учит рассказ «Ванька»
Рассказ учит любви, сочувствию, ласке по отношению к детям. Учит любить всех детей, вне зависимости от того, чьи они. Учит никогда не быть жестоким по отношению к детям. Учит терпению и вере, учит надежде. Учит правильно писать письма и подписывать адрес.
Отзыв на рассказ «Ванька»
Меня очень тронул это рассказ. Мальчика Ваньку очень жалко, ведь его письмо конечно не дойдет до дедушки, потому что мальчик не указал адрес. А значит жизнь мальчика не изменится. Но пока он спит, он счастлив, ведь сон — лучший лекарь. И может быть, дедушка сам решит приехать проведать мальчика на Рождество, а значит и заберет его домой. Ведь на Рождество случаются разные чудеса.
Пословицы к рассказу «Ванька»
Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякому терпенью бывает конец.
За сироту только бог заступится.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Ванька»
Девятилетний Ванька был три месяца назад отдан в услужение к сапожнику Аляхину. В ночь перед Рождеством мальчик не спал, и дождавшись, когда все уйдут в церковь, стал писать письмо дедушке, Константину Макарычу.
Ванька поздравил дедушку с Рождеством и пожелал ему всех благ, сказав, что кроме дедушки у него никого нет.
Он представил себе дедушку, худенького, подвижного старичка 65 лет, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем дедушка спит, а по ночам ходит вокруг барской усадьбы и стучит в колотушку. С ним бегает старая собака Каштанка и кобелек Вьюн. Этот Вьюн кажется добрым и ласковым, но улучив момент любит укусить или украсть курицу. За что Вьюна часто бьют.

«Ванька» читательский дневник

«Ванька» – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей.

chehov vanka glavnaya mysl 5

Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год

Источник