чему учит произведение человек невидимка

«Человек-невидимка» — читательский дневник по роману Г. Уэллса

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 2021 07 30t181917.499

Научно-фантастический роман «Человек – невидимка» Герберта Уэллса был написан и опубликован в 1897 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Уэллс Герберт
Название произведения: «Человек-невидимка»
Жанр: фантастический роман
Год написания: 1897
Издательство: Азбука
Год издания: 2020

Главные герои и их краткая характеристика

Гриффин (Невидимка) – гениальный ученый-физик, которому в ходе экспериментов удалось стать невидимым.
Доктор Кемп – университетский товарищ Гриффина, его однокурсник.
Томас Марвел – бродяга, который некоторое время был соучастником преступлений Гриффина.
Мистер и миссис Холл – владельцы трактира «Кучер и кони», в котором остановился Гриффин.

Время и место действия

Действие романа происходит в Англии в начале XX века.

Краткое содержание и сюжет

Молодой, но очень талантливый ученый-медик Гриффин изобретает механизм, способный делать невидимым любое живое существо. Из-за трудного финансового положения ему приходится проводить на себе все опыты. В результате он становится невидимым, но не может вернуть себе первоначальный вид. Так начинается новая жизнь Гриффина.

Ученый не желает делиться своим открытием с человечеством. Он чувствует свое превосходство над другими людьми, и это наполняет его бесконечной радостью. Он надежно прячем все свои записи, а после поджигает дом, в котором жил.

Впрочем, у изобретения Гриффина есть и недостатки. Так, ученый не может сделать невидимой одежду, и ему приходится передвигаться нагишом, чтобы его никто не заметил. По той же причине он старается как можно реже употреблять пищу, которая просвечивает в его теле.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Талантливый ученый совершает сенсационное открытие, научившись делать невидимой живую материю. Преисполненный злобой ко всему человечеству, он вскоре на личном примере убеждается, что грубое вмешательство в природу влечет за собой серьезные последствия.

План пересказа

1. Появление незнакомца
2. Первые впечатления мистера Тедди Хенфри
3. Тысяча и одна бутылка
4. Мистер Касс интервьюирует незнакомца
5. Кража со взломом в доме викария
6. Взбесившаяся мебель
7. Разоблачение незнакомца
8. Мимоходом
9. Мистер Томас Марвел
10. Мистер Марвел в Айпинге
11. В трактире «Кучер и кони»
12. Невидимка приходит в ярость
13. Мистер Марвел ходатайствует об отставке
14. В Порт-Стоу
15. Бегущий человек
16. В кабачке «Веселые крикетисты»
17. Гость доктора Кемпа
18. Невидимка спит
19. Некоторые основные принципы
20. В доме на Грейт-Портленд-стрит
21. На Оксфорд-стрит
22. В универсальном магазине
23. На Друри-Лейн
24. Неудавшийся план
25. Охота на Невидимку
26. Убийство Уикстида
27. В осажденном доме
28. Травля охотника

Основная мысль

Любой ученый прежде всего должен нести моральную и этическую ответственность за свои изобретения. Эти изобретения должны служить людям, приносить пользу, а не вред.

Чему учит

На примере своего героя, который прошел ужасный путь — от научной одержимости к безумию и жадности, автор предупреждает читателей об опасностях научного прогресса, если он не подчиняется правилам морали.

Отзыв и что понравилось

Автор показывает нам обратную сторону научных достижений. Блестящая научная мысль и талант человека не всегда приводят к хорошим последствиям.

Вывод и мое мнение

Порой ученые занимаются наукой не ради счастья всего человечества, а только ради денег, как было в этой повести. У Гриффина целью жизни стала жажда славы, а наука его интересовала только, как возможность ее получить.

Пословицы

Понравившиеся цитаты из текста

«Удивительно, как беспомощен человек, когда он один!»

«Запертую дверь всегда можно взломать, но раз дверь взломана, ее не сделаешь невзломанной.»

«Правда, невидимость позволяла многого достигнуть, но не позволяла мне пользоваться достигнутым.»

Источник

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»: сверхъестественная способность требует сверхъестественной ответственности

chelovek nevidimka wells 1

Дебютные произведения литераторов зачастую определяют их дальнейшую карьеру и успех всего творческого «предприятия». В конце XIX века было особенно важно начать успешно, чтобы собранный капитал с продаж мог обеспечить дальнейшее творчество безмятежной жизнью и отсутствием нужды в условиях городской среды. «Человек-невидимка» для Герберта Уэллса был крайне важным произведением и являлся одним из первых в его послужном списке. Успех «Машины времени» и «Невидимки» во многом помог литератору взобраться на Олимп писателей-фантастов, чтобы, расположившись там поудобнее, начать работу над более глубокими и масштабными проектами, периодически отвлекаясь на общественно-политическую деятельность. И именно в «Человеке-невидимке» Уэллс прекрасно показывает, что может стать с творцом в отсутствии финансовой стабильности. Как отчаяние может свести с ума, обрушив все морально-этические рамки.

Содержание

chelovek nevidimka wells 2

История написания

В порядке вещей было, есть и будет доверять выбор и оценку литературного произведения критикам. Если оценки положительные, можно обратить свой взор и внимание на книгу, если же нет, то проще пропустить произведение и не тратить на него время. Это часто вызвано изрядным количеством трудов, которые ежегодно выпускаются по миру. Всех книг нельзя перечитать, но лучшие из них точно следует изучить. И если авторское творение не успело попасть в список лучших, то оно может кануть в лету и никогда не быть исследованным читательским сообществом.

Это вполне здравое правило, но в каждом правиле безусловно есть исключения. Когда книга пробирается сквозь дебри критических рецензий и вплывает на поверхность общественного внимания благодаря сопутствующим факторам. «Человек-невидимка» прошел именно такой путь. Получив весьма отрицательные отзывы как от литературных критиков, так и от представителей научного мира, роман все-таки смог завоевать сердца читателей. Необычная история невидимого человека захватила сознание обывателей, заставив критиков пересмотреть свои оценки, снизойдя до нейтральной позиции. Но наиболее убедительным фактором стала положительная оценка произведения со стороны собратьев по писательскому ремеслу.

«Поверьте, ваши вещи всегда производят на меня сильнейшее впечатление».

«Он (Уэллс) будет атаковать вас с фронта и тыла, пока вы не подчинитесь до конца его волшебным чарам».

Журнал Pearson’s Magazine стал первым изданием, в котором начали публиковаться главы «Человека-нивидимки». В сентября 1897 года благодаря положительным отзывам читателей журнала была выпущена отдельная книга, вызвавшая интерес у любителей литературы жанра фантастики.

Как ученый и писатель-фантаст, Герберт Уэллс вынужден обосновывать описываемые им в книге удивительные явления. Автор не может позволить себе безосновательно фантазировать и вещать сказку. Поэтому желание оттянуть обоснование невидимости своего персонажа оканчивается дотошным описанием трансформации со спасительными допущениями. Именно эти допущения выручают Уэллса, но критика его физико-биологического предположения все-таки оказывается уничтожающей. С точки зрения науки тело с равным воздуху коэффициентом преломления подарило бы человеку не только невидимость, но и слепоту. Плюс фактор пигментации. Уэллс предрекал часть обвинений, подарив своему персонажу внешний вид альбиноса, у которого отсутствует пигмент волосяного покрова. Но что же делать с глазами, зрачки которых все равно имеют пигмент. Упомянутое отсутствие полного исчезновения пигмента глаз не объясняет ничего, потому что низкий коэффициент преломления все равно подарит его счастливому обладателю плохое зрение.

О чем нам может рассказать Человек-невидимка

Небольшой по размеру роман Уэллса в полной мере вмещает в себя серьезные и не терпящие отвлечения на сюжетные перипетии мысли. С учетом что книга была написана накануне жесточайших потрясений в Европе, можно себе представить, насколько пророческими были слова главного персонажа произведения:

«Невидимка должен захватить какой-нибудь город, хотя бы этот ваш Бэрдок, терроризировать население и подчинить своей воле всех и каждого».

«И кто дерзнет ослушаться, будет убит, так же как и его заступники».

Всю первую половину XX века можно было наблюдать похожие картины. И если это не пророческие слова Уэллса, то, по крайней мере, отражение действительности, взгляд современника на наэлектризованную ситуацию в мире. Но если же писатель все это предчувствовал и внутренне переживал, то вызывает недоумение его книга «Россия во мгле». Уэллс был социалистом и неистовым противником разных форм террора, поэтому заставляет читателя «Человека-невидимки» перестать симпатизировать главному персонажу романа в момент явления истинных деспотичных намерений. И от этого более удивительным кажется его идея о том, что «Красный террор» большевиков может быть оправдан, ведь это лишь поползновение идейных и честных пролетарских масс, которым видимо тогда было дозволено все. Хоть Луну к Земле притяни.

Ладно, в сторону эти рассуждения, не хочется упустить важные моменты при изучении идейного ядра «Человека-невидимки». А ядро это вмещает в себя несколько важных тезисов: молодые талантливые умы должны поддерживаться более опытными коллегами, чтобы не отвадить тех от общения с внешним миром и не закопаться в своих эгоцентричных мыслях; история «Невидимки» – это история выбора, который есть всегда. Ты можешь быть гениальным ученым, открыть что-то невероятное и даже сверхъестественное, но тебе необходимо решить, для чего все это было сделано: потешить самолюбие, филантропии ради или же для достижения неких меркантильных целей.

Стрелка выбора будет метаться ввиду влияния тех или иных жизненных ситуаций, которые безусловно корректируют окончательное решение. Поэтому за сумасшествие главного персонажа (язык так и не поворачивается назвать его главным героем) ответственно все человечество в том числе, потому что тот или иной социум определяет поведение каждого своего адепта; нельзя отворачиваться от людей, иначе невольный аскетизм может принять не самую здравую форму. Но и персональную ответственность снимать нельзя. В любой момент Гриффин (называю его имя в середине статьи, пародируя почерк Уэллса) мог остановиться, не переходить черту. И даже, черт возьми, после убийств он мог остановиться, сдаться властям, понести заслуженное наказание, каким бы суровым оно ни было. Но он решил идти до конца, до своего собственного конца.

Показательный, кстати, пример, что при всей могущественности невидимого человека общество, каким бы глупым и дегенеративным оно ни преподносилось в описании автора, все равно растопчет и уничтожит того, кто на него не похож и кто объявил себя антисистемным элементом. Каким бы могущественным и неуязвимым не считал себя Гриффин, с замиранием его дыхания и остановкой сердцебиения проявилась его обыденность – тело, мертвое тело, такое же, каким оно было бы и без уникальных свойств.

Примечательным кажется отсутствие положительных героев в произведении. Главный персонаж – маньяк, убийца, спятивший научный гений. Хотя нельзя обойти вниманием, что несмотря на свою идею фикс о царстве террора, Гриффин, выйдя на тропу мести, не имел желания причинять вред кому-то кроме Кемпа. Обличитель и фактический победитель «невидимки» Кемп – появляется только в середине романа, поэтому хоть он и сыграл ключевую роль в поимке преступника, его значение во всем произведении преувеличивать не стоит. Тем более что многие промахи Кемпа, стоили весьма дорого – речь не только об убийстве мистера Уикстида, но об опасности, которой он подверг свою служанку, ставшей жертвой нападения Гриффина, а также всех остальных жителей своего селения. Желание поймать невидимого человека превалировало над составлением детального плана.

Про остальных персонажей романа и говорить нечего, пустые и прозрачные характеры. И если Гриффин был прозрачным физически, то это вряд ли можно сказать о его психотипе: яркий, мнительный и раздражительный мужчина невиданной силы, при этом еще альбинос. Жители же Айпинга, Бэрдока и других упоминавшихся населенных пунктов прозрачны ментально, личности их невидимы, незаметны, поэтому Гриффин открыто говорил о своей неприязни к этим людям, найдя ровню только в интеллектуально и культурно подкованном Кемпе. Остальные были лишь мелкими букашками на пути следования маститого исполина, преследующего собственные великие цели.

В конечном итоге подвисает вопрос – что пытался сделать Гриффин, запираясь в съемных квартирах? Избавиться-таки от невидимости и снова стать частью социума, или же повторить собственный опыт, чтобы одарить кого-то такой же физиологической особенностью. В обоих случаях главенствующее положение начинает приобретать тема одиночества. «Человек-невидимка» не только сумасшедший тиран и маньяк, он крайне одинокий и несчастный мужчина.

chelovek nevidimka wells 4

Влияние на культуру

Так случилось, что фильм Пола Верховена «Невидимка» я посмотрел почти на пару десятков лет раньше, чем прочитал роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка», от чего сравнивать их стало значительно проще. Во-первых, из-за большого временного интервала пресловутая фраза «книга лучше фильма» вообще никоим образом не может считаться хоть сколь бы то ни было подходящей. А во-вторых, слишком они отличны, чтобы проводить прямые параллели. Хотя ряд параллелей все-таки есть. Самой главной из них безусловно стоит считать образ гениального и сошедшего с ума ученого, пораженного не только манией величия, но и истинным помрачением ума. Трансформация сознания произошла подстать какому-то вирусу или заболеванию. Или же внутренняя предрасположенность раскрылась на столь позднем этапе формирования личности.

Результат был в равной степени одинаковым – охотник оказался в роли жертвы. Затравленный и преданный людьми, которым он полностью доверился, невидимый человек бесславно окончил свои дни. Но это далеко не единственная экранизация произведения Уэллса. Были и буквальные воспроизведения книги (картина 1933 года, режиссера Джеймса Уэйла), а также вольные интерпретации сюжета (1984 год, режиссер Александр Николаевич Захаров, в главной роли Андрей Харитонов), где Гриффин стал положительным персонажем. Но не это главное.

Образ невидимки, хоть и использовавшийся как в народных фольклорах, так и в более ранних по сравнению с творением Уэллса произведениях, наконец-то обрел небывалую популярность. А еще более пристальное внимание стало уделяться персонажам спятивших гениальных ученых, что отразилось не только на литературных произведениях, но и на кинематографе. Венцом такого образа стал персонажа Ганнибала Лектора, гениального психиатра из романов «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение» Томаса Харриса, чья экранизация Джонатаном Демме стала поистине культовой.

Источник

Об умении читать книги, рассказывать и писать о них,а также о помощи в этом «Человека-невидимки»

Э тот урок был задуман для того, чтобы научить ребят создавать собственное высказывание о литературном произведении, а также пополнить их лексикон новыми словами, обсудить особенности научно-фантастического и приключенческого жанра.

Учитель рассказывает о жанре рецензии, о подготовке к её написанию. Его слово может быть примерно таким.

Рецензия (лат. “пересмотр”) — это критический отзыв. Рецензии пишут на что-то: литературное произведение, научную работу, спектакль, кинофильм, концерт. Мы будем учиться писать рецензию на литературное произведение.

Латинское слово “рецензия” близко по смыслу русскому “отзыв”. В отзыве мы выражаем своё отношение к прочитанному, передаём свои впечатления о произведении; в рецензии мы не только описываем свои чувства, но и анализируем содержание книги, оцениваем художественное мастерство писателя. Это сложные задачи, требующие от рецензента (автора рецензии) и начитанности, и хорошего литературного вкуса, и знаний по теории литературы. Чем больше анализа в отзыве, тем ближе он к рецензии.

Работая над отзывом и рецензией, нужно определить тему, идею произведения, осветить проблемы, поставленные автором в книге, уметь сжато передать содержание всей книги или содержание отдельных её эпизодов, дать характеристику героям, показать особенности мастерства писателя, выразить своё отношение к прочитанному.

У рецензии есть своя логика построения. Предлагаемый вопросник поможет при её написании.

— Понравилась ли книга? Можно ли рекомендовать её для чтения?

— О чём эта книга? (Тема.)

— Каков сюжет произведения? В чём его своеобразие?

— В чём необычность композиции?

— Как описан герой? Какие чувства он вызывает?

— О какой проблеме говорится в книге?

— Какова главная мысль книги? (Идея произведения.)

— Когда, в какой обстановке вы её прочитали?

— Как оформлена книга?

А теперь начнём обсуждение книги Герберта Уэллса «Человек-невидимка» по этим вопросам, записывая ответы в тетрадь. (Важно подобрать для рецензии такое произведение, которое увлечёт всех. Мой выбор пал на роман Уэллса.)

Какую рецензию будем писать (положительную или отрицательную)? Всем понравилась книга? Или кто-то остался равнодушным?

Но равнодушных нет. Книга, несомненно, увлекательна и трудно представить человека, который отложит её в сторону, прочитав первые страницы. (Здесь можно привести суждение Юрия Олеши из его книги «Прощание с жизнью»; издательское название — «Ни дня без строчки».)

О чём эта книга, какова её тема?

О необычной судьбе талантливого учёного-физика, сумевшего сделать себя невидимым.

— В рецензии целесообразно передать сюжет произведения. Вспомним, как в захолустном Айпинге появился таинственный незнакомец.

(Следует краткий пересказ сюжета — выступление ученика.)

— Какие определения вы подобрали бы для того, чтобы охарактеризовать этот сюжет? Увлекает ли вас он вас? Чем интересен?

Подберём и запишем эпитеты к слову “сюжет”: увлекательный, острый (вызывающий острые ощущения), напряжённый, фантастичный, оригинальный, интересный.

В пёстром мире приключенческой литературы царят свои законы. Один из них — стремительно развивающееся действие, сюжет должен быть острым, чтобы держать читателя в напряжении. Уэллс писал об этой особенности научно-фантастического жанра: “Когда человек бежит от тигра, он не будет останавливаться, чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по которой он бежит; и вряд ли у него достанет времени любоваться бархатным мхом на стволе дерева, куда он, спасаясь от преследования, погони, взбирается. Вот так же стремительно должен развиваться сюжет в приключениях”.

— Каким приёмом пользуется автор научно-фантастических и приключенческих произведений, чтобы вызвать у нас острое любопытство? Что вы можете сказать о композиции произведения?

Уэллс нарушает порядок в изложении событий, чтобы заинтересовать нас. Всё начинается с тайны, загадки. Вспомним похожие примеры: «Человек-амфибия» А.Р. Беляева, «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н. Толстого.

— Загадочен и мрачен уэллсовский герой. Кратко опишите его, используя назывные предложения.

Перекрещенные бинты на лице. Розовый картонный нос. Синие очки-консервы. Фетровая шляпа с широкими полями. Плащ, закутывающий героя с головы до пят. Перед нами фальшивый облик героя, маска, за которой скрывается преступник.

— Какие выразительные детали дополняют портрет героя?

Яростные жесты, стремительная походка, раздражённый голос. С помощью лаконичного (скупого, но выразительного) портрета автор рисует внешний облик героя, окружает его мрачным ореолом.

— Как можно охарактеризовать внешность невидимки?

Жуткая, фальшивая, страшная, поразительная, отвратительная, дьявольская. Портрет у Уэллса — “говорящий”, если мы заглянем в душу Гриффина, нам станет гадко и отвратительно. Описание тонких душевных движений — психологизм (ср. психея — греч. “душа”) не свойственен писателям-фантастам. Однако Уэллс не только фантаст, но и тонкий психолог. С его помощью мы начинаем понимать, почему талантливый учёный стал преступником.

(Ученик рассказывает краткую историю падения Гриффина.)

Мы понимаем: страсть к исследованиям отгородила Гриффина от людей вместо того, чтобы соединить с ними. Из живого мира он переместился в пустыню. Аппараты заменили ему людей. Постепенно он дичает от одиночества, которое становится нормой его жизни, он перестаёт испытывать обычные человеческие чувства. Человечность ему кажется слабостью.

Если вбить клин между умом и сердцем, то разум очерствеет, а сердце остынет. И недозволенное станет дозволенным.

— О чём мечтает Гриффин?

О царстве террора, о том времени, когда он будет диктатором и весь мир будет лежать у его ног.

— Можно ли одного Гриффина обвинить в его преступлениях?

Обратите внимание, в каком обществе живёт Гриффин. Здесь царят волчьи законы, сильный поедает слабого. При первой же возможности тебя сомнут, растопчут, ограбят. Гриффин знал, что его никто не поддержит, а если кто и заинтересуется его исследованиями, то только в корыстных целях. Гриффин испуган миром, в котором живёт, и, чтобы избавиться от страха, мечтает о временах, когда сам будет внушать ужас. Он совершает отвратительное преступление ещё до того, как кто-то успел совершить преступление против него.

Гриффин знает, что мир жесток, — и желает противопоставить ему ещё большую жестокость, он знает, что живёт среди волков, — и хочет быть самым крупным волком. Но, приняв волчью мораль, трудно сохранить человеческую душу.

— Как по-вашему, был бы Гриффин счастлив, если бы достиг мирового господства?

Человек только тогда счастлив по-настоящему, когда творит добро для других.

— Почему погиб человек-невидимка?

Он погиб до того, как его забили насмерть на городской окраине. Он погиб, потому что не сумел подняться до высокого служения людям. А только оно определяло — остаться ему человеком или нет.

— Жаль ли вам этого человека?

Обидно за незаурядную личность.

— Какую же проблему ставит Уэллс в своей книге? Важна ли она?

Уэллс не желает скрывать опасности, таящиеся в научно-техническом прогрессе. Наука может приносить человеку не только великие блага (электричество, радио, телевидение, лекарства от смертельных болезней), но и быть обращённой во зло людям (например, помогать создавать оружие).

Создание собственно рецензии (с опорой на записи в тетради) мы предлагаем в качестве домашнего задания. В классе можно оформить стенд, на котором вывесить ученические работы.

Несколько суждений в дополнение к уроку Е.Ю. Алексеевой.

Обучать школьников составлению личностно окрашенного высказывания о литературном произведении, вне всякого сомнения, надо — и Е.Ю. Алексеева предлагает для такой работы интересный, незаезженный материал.

Однако вряд ли стоит называть это работой над рецензией. Настоящая рецензия пишется на произведение искусства, которое ещё только входит в обиход: о нём не сложилось мнения, и весь интерес рецензии как раз и состоит в остро-субъективной оценке явления. Нам хочется видеть взгляд рецензента — этот взгляд отбирает и группирует факты, окрашивает их эмоционально. Рецензент обязан сообщить свою точку зрения на произведение, чтобы активно влиять на возникновение точки зрения в другом человеке. В работе же над книгой Уэллса, уже давно прочно и спокойно занявшей свое место в подростковом круге чтения, превалирует анализ, а оценка высказывается поскольку-постольку, робко и как бы необязательно. Вряд ли в итоге у учеников получится именно рецензия. Может быть, отказаться в данном случае от этого термина — и всё встанет на свои места?

Источник

Вопрос №47. Сюжет и конфликт фантастического романа Уэллса «Человек-невидимка»

«Человек-невидимка».Этот роман — одно из хрестоматийных сочинений Уэллса. Он демонстрирует замечательную черту его таланта — способность осветить уже не новую тему с неожиданной стороны. Мечта стать невидимым и таким образом обрести сказочное могущество и власть издавна пленяла умы. Этот мотив можно найти уже в фольклоре, в сюжетах о шапке-невидимке. Уэллс подходит к проблеме с научной точки зрения. Его Гриффин после многолетних целеустремленных экспериментов в лаборатории делает удивительное открытие, следуя известному постулату физики: «Если тело не отражает, не преломляет и не поглощает света, то оно не может быть видимым».

«Человек-невидимка» — самый «реальный» из фантастических уэллсовских романов, среди других произведений этого жанра. Действие разворачивается в английском провинциальном городке; фантастический элемент, вытекающий из метаморфозы главного героя, сосуществует с юмором и описаниями быта. Уэллс умеет прорваться в будущее и в то же время схватывает конкрет­ные детали обыденной действительности. В «Человеке-невидимке» важна тема «маленьких людей» — обывателей и мещан, — тема, которая позднее получит развитие в серии бытовых рома­нов писателя.

Шаг за шагом, интригуя читателя, Уэллс подводит его к осмыслению «невидимости» своего героя. В начале Гриффин показан через призму восприятия других персонажей: обитателей Айпинга, хозяев гостиницы «Кучер и кони», констебля, священника, учителя. Все они являют собой разновидности типа английского мещанина, к которому Уэллс будет не раз возвращаться во

многих своих книгах. В «Человеке-невидимке» они с единодушной неприязнью реагируют на вторжение в их среду «инородного тела», и это вызывает немало комических ситуаций, конфликтов. Писатель исследует природу менталитета обывателя. Казалось бы безобидные провинциалы становятся опасными, когда сплачиваются перед лицом общего «врага», участвуют в массовой облаве на «невидимку» и безжалостно его уничтожают.

Фигура главного героя, ученого и человека, противоречива и неоднозначна. С одной стороны, Уэллс запечатлел свой излюб­ленный тип энергичного и умного исследователя: Гриффин даже несколько романтически одержим страстью к науке. С другой стороны, ради науки он поступается морально-этическими соображениями: похищает деньги у отца, доводя его тем самым до самоубийства. Гриффин оттеняется явно негативно обрисованной фигурой Кемпа, своего коллеги. Кемп, которому Гриффин расска­зывает свою историю, олицетворяет мещанский дух: он законопослушен, идет лишь безопасными тропами. Гениальный Гриффин трагически изолирован от общества, что скорее его беда, чем вина. Одиночеством объясняется его индивидуализм, психология изгоя и отщепенца. Уэллс дает понять: наука имеет смысл тогда, когда обращена на благо человечества, содействует прогрессу. Между тем удивительное открытие Гриффина служит только ему одному: для него это способ самоутверждения. Уверовав в соб­ственную исключительность, он уподобляется сверхчеловеку ницшеанского толка. В последних главах романа открываются явно негативные стороны характера героя. Отринутый Кемпом, ожесточившийся Гриффин начинает грабить, убивать, дает волю злому, мстительному чувству. Финальная сцена, когда герой умирает, растерзанный толпой, подчеркивает трагизм ситуации. Перед взорами присутствующих — не опасный «демонический» преступник, а простой смертный: на земле распростерто голое, жалкое, изби­тое, изувеченное тело мужчины лет тридцати. Так завершает свой «странный и страшный жизненный путь Гриффин — первый из людей, сумевший стать невидимым», — комментирует эту сцену романист и добавляет: «Гриффин — даровитый физик, равного которому еще не видел свет».

За внешним, событийным планом обнаруживается второй план — притчевый. Этот роман — история о трагичном положении таланта, попавшего в среду завистников и мещан. Уэллс верит в прогресс науки и тревожится по поводу того, что косная мещанско-обывательская стихия часто бывает враждебна новаторскому, творческому началу. Эта мысль одна из глубинных для писателя.

«Машина Времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка» закрепили за Уэллсом статус одного из пионеров научной фантастики. В его творчестве обозначились многие особенности проблематики и поэтики научно-фантастической литературы, которая получит столь интенсивное развитие в XX в. у С.Лема, А.Кларка, И.Ефремова, Р.Бредбери, А.Азимова, Р.Шекли, братьев Стругацких и др.

image066

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

image021

image054

image052

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector