чему учит произведение честное слово пантелеева

admin

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Пантелеев Леонид “Честное слово” Читательский дневник, краткое содержание

Пантелеев Леонид “Честное слово” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Пантелеев Леонид

Название: “Честное слово”

Жанр: рассказ

Тема произведения: честность

Число страниц: 8

Главные герои и их характеристика:

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Мальчик дал обещание стоять на часах и не покидает своего поста, даже поняв, что про него забыли. Автор приходит на помощь мальчику.

Сюжет — краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда автор попытался сам отпустить мальчика, объяснив тому, что ребята про него забыли. Но автор не был военным, и мальчик не мог оставить свой пост.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Тот, кто умеет держать свое слово, никогда не подведет.

Чему учит эта книга

Рассказ учит честности и умению держать свое слово. Учит твердости духа и силе характера. Учит ничего не бояться и всегда поступать по совести.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ и понравился героический мальчик, которому было очень страшно и одиноко, но который сумел побороть свой страх. Его слово было важнее тепла и ужина, важнее всего на свете. И мальчик не отступил.

Новые слова и выражения:

В глазах зарябило – стало плохо видно.

Хоть лопни – чтобы не произошло.

Несолоно хлебавши – без результата.

Пословицы к произведению:

Честное слово на дороге не валяется.

Давши слово – держись, а не давши – крепись.

Честное слово дорогого стоит.

Лучше богатство потерять, чем слово нарушить.

Крепка окова, а еще крепче слово.

Источник

Рассказ «Честное слово»: краткое содержание

Одна из добрых и поучительных историй, которую написал советский писатель Леонид Пантелеев, — рассказ «Честное слово». Краткое содержание позволяет в сокращении узнать историю ответственного и принципиального маленького мальчика, который не мог нарушить данное им слово и оставить свой пост, даже если это была всего лишь игра. Произведение было написано в 1941 году, но затронутые в нём темы остаются актуальными и для современных детей.

Краткое содержание

Однажды летом рассказчик засиделся в садике на Васильевском острове за чтением интересной книги. Когда наступил вечер, он пошёл к выходу, но тут услышал, будто в стороне, за кустами, кто-то плачет. Пойдя на звук, он увидел странную картинку: там находилось небольшое каменное строение, какие бывают в городских парках, а возле него в одиночестве стоял обычный мальчик лет семи-восьми, который и лил слёзы.

ahrttnzb

Рассказчик спросил у него, что случилось. Задавая ему вопросы, он выяснил, что мальчик не может уйти из парка: он — часовой, сержант, охраняющий в этой будке вымышленный пороховой склад. Ещё днём к нему подошли какие-то большие ребята и позвали его играть в войну.

Они взяли с него честное слово, что он отсюда не уйдёт, пока они его не сменят, но уже стемнело, а они, скорее всего, просто забыли о нём и разошлись по домам. Однако нарушить честное слово он теперь не мог.

Сначала мужчина хотел рассмеяться, но потом спохватился и подумал: мальчик прав. Он должен держать слово, и не имеет значения, игра это или нет.

Он предложил проголодавшемуся мальчику заменить его на часах, но так поступить было нельзя, ведь рассказчик не был военным. И тут его осенило: только начальник может снять его с караула. Тогда он велел мальчику подождать, а сам побежал искать настоящего военного.

Мимо ворот сада, как назло, военные не проходили. К счастью, вскоре мужчина увидел на трамвайной остановке молодого кавалерийского майора. Он уже собирался садиться в трамвай, но рассказчик остановил его и объяснил ситуацию. Сначала майор смотрел на него сердито, ведь его трамвай ушёл, но, когда он выслушал всю историю, он с готовностью направился вместе с ним в сад.

Сторож уже закрывал ворота, но всё же они успели пройти в глубину сада. Товарищ майор приказал мальчику оставить пост, а тот с радостью выполнил приказ.

Характеристика главных героев

В рассказе три главных героя.

Их описание и характеристика:

elaa5rut

Каждый из персонажей этого произведения может чему-то научить читателя: их хорошие поступки заставляют задуматься о многих моральных вопросах.

Идея и основная мысль

Быть честным, ответственным, мужественным и благородным — всему этому учит рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». В читательский дневник можно записать главную мысль, которая отражена в известной пословице: «Давши слово — держись, а не давши — крепись».

5bbkwhd2

Положительные качества характера должны воспитываться с самого детства. Если ребёнок умеет следовать своим принципам и твёрдым убеждениям даже в детских играх и в мелочах, можно не сомневаться, что впоследствии он будет так же ответственно поступать и в более серьёзных ситуациях, вырастет смелым и надёжным человеком. Возможно, он даже станет военным, а на службе очень важно чётко исполнять приказы и держать своё слово. Мальчик понимал, что он принимал участие в игре в войну, его поставили охранять пороховой склад — а это серьёзно, даже если всё это лишь понарошку.

В произведении мальчик противопоставляется безответственным и безалаберным старшим ребятам, которые взяли с него слово и просто забыли об этом, убежали и наверняка уже находились дома, когда голодный и продрогший герой всё ещё стоял на посту. Однако он держал слово, невзирая на какие-либо обстоятельства.

sc2tm35y

Поэтому рассказчик, хоть и хотел сначала посмеяться, вскоре осознал, что мальчик прав, и всерьёз озадачился его проблемой, решив помочь ему. Он и военный проявили отзывчивость и сочувствие, не отмахнулись от него и не посчитали это детскими глупостями, а вошли в положение и тем самым повлияли на воспитание в мальчике достойных качеств.

Читая этот рассказ, с ответственного и принципиального мальчишки хочется брать пример. На протяжении всего рассказа автор относится к своему герою положительно, описывает его с уважением и восхищением, а в финале неслучайно резюмирует: тот, у которого такая сильная воля и крепкое слово, не испугается темноты, хулиганов и более страшных вещей. Такому человеку нечего бояться. Также он предполагает, что, когда этот мальчик вырастет, он станет настоящим человеком, знакомству с которым он рад уже сейчас.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.11.2018

Пантелеев Л. «Честное слово»

Пантелеев Л., рассказ «Честное слово»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Честное слово» и их характеристика

Чему учит рассказ «Честное слово»
Рассказ учит быть честным, смелым, ответственным. Учит крепко держать свое слово, и не обращать внимание на то, что другие свое слово не держат. Учит отзывчивости и сочувствию. Учит уважать любого человека, вне зависимости от его возраста.

Отзыв на рассказ «Честное слово»
Мне очень понравился это рассказ и особенно мальчик, который понимал, что его забыли и бросили, но несмотря на это был полон решимости не покидать свой пост. Ведь для него нарушить свое слово было невозможным. Твердости характера это мальчика может позавидовать каждый.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Честное слово»
Однажды автор засиделся с интересной книжкой в городском саду и опомнился, когда наступил вечер. Он поспешил к выходу, потому что боялся, что сад закроется, и вдруг слышал плач.
Автор заглянул за кустарник и увидел мальчика лет восьми, в коротких штанишках на лямочках, который стоял у будки и плакал.
Автор обратился к мальчику и спросил его, почему тот плачет. Но мальчик ничего не отвечал. Его никто не обидел и он не был болен. Но когда автор хотел увести его, мальчик отказался.
Оказалось, что он играл в войну с большими ребятами и его поставили часовым охранять пороховой склад, который по условиям игры размещался как раз в этой будке. Маршал мальчишек потребовал от мальчика дать честное слово, что тот никуда не уйдет и мальчик конечно дал честное слово.
Автор спросил, давно ли мальчик стоит на часах и тот ответил, что давно, тогда еще светло было. И прибавил, что думает, что про него забыли. Автор спросил, почему же он тогда не уходит, но мальчик снова повторил про честное слово. Автор понял, что смеяться над этим нельзя. Он стал искать выход из ситуации, ведь мальчик был голодным. Он хотел отправить мальчика домой кушать, сказав, что пока сам постоит на часах, но мальчик отказался. Автор не был военным и не мог сменить его.
Автору в голову пришла удачная мысль и он, велев мальчику ждать, торопливо бросился к выходу из парка. Он ждал какого-нибудь военного, но как назло мимо проходили только мальчишки-ремесленники и железнодорожники. Но вот автор увидел военную фуражку. Это был молодой кавалерийский майор и он собирался сесть в трамвай.
Автор подбежал к остановке и отозвал майора в сторону. Тот казался удивленным и автор рассказал ему про маленького мальчика, который стоит на часах, потому что дал честное слово.
Майор сразу проникся сутью дела и поспешил за автором в сад. Он увидел мальчика и спросил его звание. Мальчик ответил, что он сержант. Тогда майор приказал ему оставить пост. Мальчик спросил, какое звание у этого человека, и майор представился.
Мальчик радостно и звонко ответил «Есть, оставить пост!» и все засмеялись.
Они успели выйти сада как раз перед тем, как сторож повесил замок. Потом майор пожал всем руки и побежал на трамвай.
Автор спросил мальчика не проводить ли его, но мальчик ответил, что не боится. И автор понял, что такой мальчик действительно не испугается ни хулиганов, ни темноты, и что из него вырастет настоящий человек. И ему стало очень приятно, что он познакомился с таким мальчиком и автор еще раз пожал мальчику руку.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Честное слово»

Источник

Анализ рассказа «Честное слово»

Рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» повествует о смелом и благородном мальчике, который обладал сильной волей и храбрым сердцем. Повествование ведётся от лица автора, который стал случайным участником описываемых событий. Он отдыхал в парке и услышал плач маленького мальчика. Старшие ребята велели ему стоять на посту, и он не мог уйти, не мог нарушить данное им честное слово. Автор видит, как серьёзно мальчик относится к игре, и это вызывает у него улыбку. Но она сразу же сменяется восхищением силой воли этого маленького человека. Автор придумывает, как освободить мальчика от данного слова. Только приказ командира, которого рассказчик случайно встретил около парка, смог заставить ребёнка покинуть свой пост. Этот герой вызывает уважение. Он ещё маленький и доверчивый, но уже смелый, мужественный, несгибаемый. Для него собственное честное слово оказывается дороже всего. Ни холод, ни голод не могут поколебать его волю. Авторскому восхищению нет предела: «Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей». Этот рассказ учит нас мужеству, благородству, честности. Людям, обладающим такими качествами, нечего бояться. Читателю хочется быть похожим на этого мальчика.

Спс большое ели ели нашёл) респект вам!

Спасибо,большое,а то не знала как написать.

Главная мысль рассказа,на мой взгляд- это чувство долга, верность своему слову,сила духа, достойные уважения и гордости моральные качества человека, незапятнанная репутация

спосибо большое ачто не мог ответить на вопрос в учебной тетрадки.

Источник

rasskaz panteleeva chestnoe

Сюжетная линия

Рассказ Леонида Пантелеева основан на истории о маленьком мальчике. Автор не раскрывает имени героя, так как он сам его не знал. Это не является столь важным, главное заключено в том, что этот ребенок достоин уважения, он сдержал слово и именно этим преподал урок другим сверстникам.

История рассказа начинается с того, что автор не успел узнать имя мальчика, с которым случайно повстречался. Все что запомнил писатель, это возраст ребенка — примерно 7−8 лет. Его нос был усыпан веснушками. Повествование идет от первого лица. Автор рассказа «Честное слово» пишет о том, что однажды отправился в парк, где провел много времени за чтением интересной книги. Через время он услышал звон колокольчика, который говорил, что сторож выпроваживал тех, кто засиделся в парке.

avtor otpravilsya zvuk uvidel

Уже темнело, и рассказчик, торопясь, встал со скамьи и направился к выходу. По дороге, где-то в кустах он услышал тихий плач ребенка, отправился на звук и увидел перед собой мальчика. Пантелеев спросил, почему он не отправляется домой ведь уже очень поздно. На что мальчик сказал, что не может уйти, так как стоит на часах.

После этого малыш рассказал, что большие мальчишки позвали его играть в войну. Ему досталась роль часового, который должен стоять на посту и охранять склад.

Мальчик пообещал, что никуда не уйдет и будет «нести службу» до тех пор, пока ему не скажут уйти. Он дал честное слово и не может его нарушить. Именно поэтому Пантелеев назвал этот рассказ «Честное слово».

Мальчик утверждал, что не может покинуть это место, пока ему не прикажет военный. После этого повествователь быстро направился к выходу, чтобы найти человека в форме. Выйдя за ворота, он заметил майора, который собирался сесть в трамвай. Рассказчик подошел к нему и рассказ историю мальчика, который не отказывается от своих обещаний. После этого двое мужчин поспешили в парк на помощь парнишке.

Мальчик продолжал стоять на месте и плакать. Несмотря на то что ему было страшно и хотелось домой, он не покидал свой «пост». Чувство выполненного долга для него было важнее усталости и голода.

mayor prishedshiy vyruchku

Майор, пришедший на выручку, выслушал рассказ мальчика и отдал приказ покинуть пост. Когда мальчик понял, что это настоящий военный, то с радостью принял приказ. После этого они втроем поспешили на выход, пока сторож не запер ворота.

Произведение Леонида Пантелеева учит многому, например:

Если читать рассказ полностью, то можно понять, что главная мысль заключается в чувстве долга. Маленький мальчик своим поступком показывает на примере, как важно быть ответственным. Автор был уверен, что такой ребенок вырастет достойным человеком.

Чему учит сказка

Автор повести хотел донести своим читателям, что нужно быть смелым, ответственным и уметь держать свое слово в любом случае. Кроме этого, в тексте затронута тема уважения окружающих. Ведь повествователь не прошел мимо, а помог ответственному мальчишке не нарушить своих слов. Он не посмеялся над ситуацией, а с уважением отнесся к маленькому ребенку и к игре, в которой тот участвовал.

В рассказе автор раскрывает проблему воспитания честности. Ведь мало кто может сдержать свое слово, особенно дети. А друзья просто забыли, что мальчик стоял на посту.

Источник