чему учит произведение гранатовый браслет

Анализ и основные мысли произведения «Гранатовый браслет»

Повесть А.Куприна «Гранатовый браслет» представляет собой настоящую классику, с которой стоит ознакомиться каждому. Сюжет хоть и посвящен действиям, происходящим очень много лет назад, еще при царской России, но не теряет актуальность и в наши дни. За материальными ценностями крайне редко сегодня мы видим душу, а искренние чувства зачастую совершенно не ценятся окружающими.

lazy placeholder

История создания

Повесть о гранатовом украшении и несчастной любви Желткова основана на реальных событиях. Незадолго до её написания Куприн был в гостях у семьи Любимовых. Супруги, с которыми Куприн дружил, показывали ему семейный альбом, а заодно рассказали интересную историю. Когда жена губернатора была молодой, в неё влюбился телеграфный служащий. Воздыхатель писал женщине трогательные письма. Она прочитывала их и складывала, а к некоторым делала забавные рисунки. Однажды вместе с письмом Любимова получила подарок: кулон в форме пасхального яйца на позолоченной цепочке.

lazy placeholder

Рассказанная история вдохновила писателя на создание повести о несчастном влюблённом. Из писем, которые писал Куприн коллегам, следует, что к работе над произведением он приступил в 1910 году. Сначала он решил ограничиться рассказом, но в процессе стало ясно, что нужна другая форма. Куприн уделил много внимания деталям, и к тому же он сильно преобразил историю. В результате текст получился большим по объёму, а содержание идеально укладывалось в каноны повести.

На создание «Гранатового браслета» у автора ушло около полугода, о чём он сообщал в письмах, адресованных Батюшкову. Загвоздка была в том, что писатель не очень хорошо разбирался в музыке, и потребовалось дополнительное время. Александр Иванович не хотел, чтобы из-за его «невежества» произведение получилось скомканным, так как очень трепетно относился к своему труду.

В 1911 году работа над повестью была завершена, и вскоре «Гранатовый браслет» опубликовали в журнале «Земля». Критики встретили повесть тепло. Они отмечали, что в произведении присутствуют яркие идеи и острые «психологические ситуации». Вот некоторые высказывания современников:

Обыватели тоже были в восторге. Произведением зачитывались даже те, кто не знал инициалов Куприна.

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Анализ «Гранатового браслета» Куприна

Автор: Guru · Опубликовано 05.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

Характеристика героев

В повести довольно много действующих лиц, и отчасти поэтому писатель так долго над ней работал. Все образы выписаны ярко и реалистично, за счёт чего произведение получилось захватывающим и эмоциональным. Каждый человек обладает узнаваемым характером, причём одни герои вызывают восхищение, другие — жалость, а третьи — удивление.

Главные действующие лица

Ключевые персонажи — это супруги Шеины и их близкие. Главных героев кратко можно описать так:

Второстепенные персонажи

Родственники и знакомые семьи Шеиных не относятся к главным действующим лицам, однако каждый из них играет в произведении значимую роль. Второстепенные персонажи и их характеристики:

Тема и основная проблема

Анализ повести «Гранатовый браслет» следует начать с определения проблематики. Основная тема произведения — любовь. Писатели показывали разные грани чувства, и чаще герои, которых оно посетило, ждали ответа и делали всё, чтобы завоевать сердца возлюбленных.

В «Гранатовом браслете» любовь показана с неожиданной стороны. У Куприна это самодостаточное чувство. Влюблённый Желтков не ждёт взаимности и не делает ничего, чтобы её добиться. Он даже не раскрывает своего имени. Супругу и родственнику Веры приходится прилагать усилия, чтобы отыскать загадочного дарителя и поговорить с ним. Проблематика произведения строится на главной теме. Устами героев Куприн доносит до читателей свои мысли. Он рассуждает о том, что такое любовь, какие образы она может принимать, как отличить глубокое чувство от мимолётного увлечения.

Погрузиться в атмосферу повести и почувствовать то же, что главная героиня, помогают пейзажные зарисовки. Действие разворачивается на даче супругов Шеиных. Погода радует солнечными деньками, что создаёт ощущение теплоты и светлой грусти. Природа стоит на пороге перемен, и они же вскоре произойдут в жизни главной героини.

Как август не радовал хорошей погодой, так и жизнь Веры не баловала её яркими событиями. Но после подарка от таинственного незнакомца женщина поняла, что напрасно считала этого мужчину сумасшедшим. Княгиня начала догадываться, что он испытывает к ней сильное и искреннее чувство, о котором многие лишь мечтают.

Символ истинной любви — браслет с камнями, давший название произведению. Автор построил сюжет вокруг этого украшения, оставляя читателя наедине с размышлениями о вечной любви. По мнению писателя, истинное чувство сильнее смерти. Оно не проходит, не исчезает, даже когда человека уже нет на этом свете. Лишь избранным дано испытать такую любовь, и далеко не каждый умеет её принять.

Анализ «Гранатовый браслет» Куприн

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

lazy placeholder

Композиция и жанр

Композиционные особенности проявляются не только в построении, но и на уровне смысла. В качестве эпиграфа Куприн указывает сонату Бетховена. В финале он опять обращается к творчеству этого музыканта. Соната символизирует вечность любви и прощение, дарованное Вере. Вот каковы элементы повести:

Когда женщина слушала игру Женни Рейтер, она будто слышала, как обращается к ней Желтков, и его посмертные слова заставили её плакать. Как только пианистка доиграла, княгиня поняла, что несчастный влюблённый её простил.

Так автор показал, что истинное искусство может затронуть самые глубокие струны души. Оно и заставляет плакать, и исцеляет.

Жанр «Гранатового браслета» — повесть. На это указывают такие признаки: присутствие нескольких сюжетных линий, множество образов, солидный объём. Литературное направление — реализм. Автор передал не только детали, но и атмосферу эпохи, а за основу взял то, что произошло на самом деле. Произведение стоит прочитать полностью: оно подарит сильные эмоции, заставит сопереживать Желткову и плакать вместе с главной героиней.

Особенности творчества Куприна

Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

Источник

Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Школьное сочинение

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе «Гранатовый браслет». Это гамсуновская тема о «неразделенной, невознагражденной, мучительной любви «, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна («Олеся», «Поединок», «Суламифь»).

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе «Гранатовый браслет». Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей «прекратить как можно скорее» навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда «должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, «дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Ее не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы». О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви «грезят женщины». Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, «виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию».

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу «Гранатового браслета», взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа «Гранатовый браслет» соответствуют образу «маленького человека». Но этого «маленького» человека можно назвать «великим «: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это».

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих «избранных», удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. «В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли».

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, «которой она в себе не ожидала». Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Источник

Смысл книги Гранатовый браслет

Смысл названия книги «Гранатовый браслет»

Повесть называется «Гранатовый браслет», потому что именно это украшение является краеугольным камнем произведения, вокруг которого строится сюжет. Переданный в качестве подарка главной героине от безнадежно влюбленного в нее тайного поклонника, гранатовый браслет служит переломной точкой повествования, после которой и наступает трагическая развязка. Кроме того, уникальные гранаты браслета, помещенные в оправу низкого качества, являются аллегорией на главного героя — «маленького человека», одержимого любовными чувствами исключительной силы и искренности.

Основной сюжет произведения

Повествование начинается с празднования именин княгини Веры Николаевны Шеиной в узком семейном кругу. На празднике присутствуют: муж Веры, Василий Львович, сестра Анна, брат Николай и друг семьи, пожилой генерал Аносов. Тихий семейный ужин перестает быть таковым, когда Вере приносят подарок от тайного воздыхателя – гранатовый браслет, а также письмо с клятвами в вечной преданности. Василий Львович рассказывает присутствующим, что это очередной знак внимания от давнего поклонника, который присылал Вере любовные письма еще до ее замужества.

Смысл произведения

Повесть рассказывает об истинной любви, настолько всеобъемлющей и сильной, что она не требует ничего взамен. Отношения Желткова и Веры изначально были однонаправленными и не имели никаких перспектив из-за разницы в социальном статусе и влюбленности Веры в будущего мужа. Однако, чувства Желткова, начисто лишенные эгоизма, с годами не ослабевают, а напротив, наполняют всю его жизнь и принимаются им как высшая благодать.

Любовь Желткова к Вере сродни божественной. Не зря перед смертью он обращается не к Богу, а к любимой женщине, произнося в ее адрес слова молитвы «Да святится имя твое». Так же и гранатовый браслет, который для Веры, по сути, не представлял никакой ценности, но был единственной семейной реликвией Желткова, доставшейся ему от матери, показывает читателю, что Желтков готов был принести самое дорогое в жертву своему божеству. Такие сильные чувства, вызывающие раздражение у брата, смех и жалость у мужа, находят некоторое понимание только у генерала Аносова, который предположил, что это и есть та самая истинная любовь, к которой стремятся все женщины.

Смысл финала

В финале произведения Вера, вернувшаяся после прощания с покойным, который в гробу выглядел так, будто познал некую великую тайну, просит сыграть ей «Сонату №2» Бетховена, о которой упоминал в своем последнем письме Желтков. После того как произведение было окончено, Вера осознает, что ей не нужно винить себя за то, что она не сумела ответить поклоннику взаимностью, потому что любовь Желткова была настолько глубокой и искренней, что не требовала ответных чувств. При этом у Веры мелькает мысль, что сама она, возможно, упустила что-то очень важное, что больше никогда в ее жизни не повторится.

Источник

Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Школьное сочинение

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе «Гранатовый браслет». Это гамсуновская тема о «неразделенной, невознагражденной, мучительной любви «, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна («Олеся», «Поединок», «Суламифь»).

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе «Гранатовый браслет». Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей «прекратить как можно скорее» навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда «должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, «дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной». Ее не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы». О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви «грезят женщины». Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, «виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию».

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу «Гранатового браслета», взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа «Гранатовый браслет» соответствуют образу «маленького человека». Но этого «маленького» человека можно назвать «великим «: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это».

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих «избранных», удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. «В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли».

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, «которой она в себе не ожидала». Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Источник

Чему научил меня “Гранатовый браслет” Куприна

Это – за пределами сознания, разума, расчета.

Повесть А. И. Куприна “Гранатовый браслет” учит большему – как сберечь человеческое уважение и доверие, как быть внимательным не

Возвращая подарок, князь Шеин говорит с мелким чиновником Желтковым с уважением, потому что ощущает силу его любви и его боль. Более того, он ни на минуту не сомневается в собственной жене и позволяет Желткову последний телефонный разговор, передает Вере Николаевне их встречу в подробностях. Мало того, он сдерживает шурина, который ведет себя не столь благородно, пытаясь злоупотребить своим положением. Понимая, что Желтков, этот далекий, чужой человек, закончит трагически свою жизнь, они не смогут в этот вечер быть счастливыми.

Случайно узнав из газеты о смерти Желткова, княгиня решается впервые увидеть его, чтоб попрощаться с ним, и предупреждает об этом мужа. Поражает ответ князя Шеина, что он и сам бы пошел с нею, если б все не испортил его вчерашний визит. И эта специально взятая из сада красная роза – первый и последний подарок неразделенной любви покойному, и поцелуй – все это говорит о большой, по-настоящему доброй и благородной душе, что была достойна такого высокого чувства.

Символично, что Желтков надеялся на это понимание, на этот ответ души! “Если придет и захочет меня увидеть дама, скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…”. Значит, он верил в нее и не ошибся. Значит, недаром же звенело в его душе вечное и светлое, как неугасимая лампада: “Да святится имя Твое!” Поэтому и очищает он музыкой, песней своего сердца душу любимой, снимая с нее невольную вину.

Я где-то слышала, что “Гранатовый браслет” может служить эталоном настоящего гуманизма, чуткости, величия души человеческой. Наверное, каждый человек, прикоснувшись к этой книге, становится хоть чуточку лучше.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector