чему учит произведение хамелеон чехова

admin

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Чехов А.П. «Хамелеон» Читательский дневник, краткое содержание

Чехов А.П. «Хамелеон» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Чехов Антон Павлович

Название: «Хамелеон»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: лицемерие людей, быстро меняющих свои взгляды и мысли в угоду другим.

Число страниц: 3

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Это рассказ с элементами иронии и даже насмешки о том, какими люди могут быть «хамелеонами», меняющими свою точку зрения, действия и слова в зависимости от обстоятельств.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился вот этот момент, когда Очумелов так явно меняет свое мнение и решение. То он сердится на собаку, велит наказать и уничтожить ее, и тут же, узнав, что она генеральская, смягчается, добреет и обвиняет Хрюкина. И так не один раз.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Решения и суд должны быть беспринципными и честными, а не зависеть от чьих-то рангов и званий.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что важно иметь свою, справедливую, точку зрения. Наше мнение, и тем более решение суда, не должно зависеть от чинов, влияния, высокого положения окружающих людей. А такое лицемерие, как у героя рассказа, всегда выглядит смешно и глупо.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравилось, как Антон Павлович Чехов так кратко и просто, на примере одного полицейского Очумелова, описал целую категорию людей, для которых очень важны звания и ранги. С одной стороны, рассказ юмористический, хочется посмеяться над такими людьми, но с другой стороны печально, что такие характеры встречаются среди представителей закона.

Новые слова и выражения:

Цыгарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком.

Цуцык – щенок или маленький пёс (диалект).

Пословицы к произведению:

И волки сыты, и овцы целы.

Куда ветер дует, туда он и клонится.

И нашим, и вашим – куда тянут, туда и пляшем.

Источник

Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Источник

«Хамелеон» читательский дневник

hameleon chitatelskiy dnevnik 64977

Всего получено оценок: 1205.

Всего получено оценок: 1205.

«Хамелеон» – это юмористический рассказ о двуличном полицейском надзирателе, который, словно хамелеон, менял своё мнение в зависимости от обстоятельств.

Краткое содержание «Хамелеон» для читательского дневника

Название: Хамелеон

Число страниц: 3. Антон Чехов. «Хамелеон. Рассказы». Издательство «Лениздат». 2013 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1884 год

kuchmina nadegda 100

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в России в конце XIX века, в одном из уездных городов. В то время полицейские надзиратели не только следили за порядком в городе, но и принимали единоличные решения по мелким правонарушениям. Основное действие рассказа разворачивается на базарной площади такого небольшого города.

Главные герои

Очумелов – полицейский надзиратель, беспринципный, недалёкий, трусливый, приспособленец, который во всех вопросах ищет собственную выгоду.

Елдырин – городовой, глупый, безликий человек без собственного мнения, прислужник Очумелова.

Хрюкин – ювелир, большой любитель выпить и поскандалить, лицемерный, лживый человек.

Генерал Жигалов – внесюжетный персонаж, важное лицо в городе, внушающее всем трепет и уважение.

Прохор – повар, работающий у генерала, простой и бесхитростный человек.

Сюжет

По базарной площади прогуливался полицейский надзиратель по фамилии Очумелов. За ним шагал городовой, который нёс конфискованный крыжовник. Послышался собачий визг, и Очумелов увидел, как за собакой гнался разъярённый мужик. Им оказался золотых дел мастер Хрюкин, который, поймав собаку, продемонстрировал собравшейся толпе окровавленный палец.

Тем временем Елдырин засомневался относительно принадлежности собаки генералу. Он стал рассуждать, что у Жигалова почти все собаки легавые. Очумелов тут же преобразился, заявив, что у генерала не может быть беспородных собак, а эта – явно непонятно что. Полицейский посоветовал Хрюкину добиться законной справедливости, и в этот момент из толпы раздался голос, что собака действительно генеральская. Очумелов вновь начал сомневаться в своём решении и принялся обвинять Хрюкина, а не собаку.

В это время на площади показался генеральский повар Прохор. Его спросили, есть ли у его хозяина такая собака, на что тот ответил, что господин Жигалов не держит беспородных собак. Полицейский тут же разразился тирадой о том, что бродячих псов нужно истреблять.

Между тем Прохор заметил, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Очумелов расплылся в улыбке и спросил повара, неужели к генералу пожаловал его брат. При этом он стал нахваливать ловкость собачонки, укусившей за палец Хрюкина. Повар забрал с собой собаку, а толпа принялась потешаться над Хрюкиным. Очумелов пригрозил пострадавшему, после чего продолжил свой обход площади.

Вывод и своё мнение

В центре произведения, безусловно, является поведение полицейского надзирателя Очумелова. Обладая подвижной, приспособленческой натурой, он с легкостью менял своё решение в зависимости от ситуации в более выгодную для себя сторону. В своих действиях надзиратель руководствовался не законом, но прежде всего собственными интересами, что не делает ему чести. Примечательно, что люди, собравшиеся на площади, воспринимали подобное поведение как должное, и не возмущались двуличием полицейского. Таким образом, писатель не только продемонстрировал человеческие пороки в лице главного героя, но и показал проблемы в социуме, которые остаются насущными и по сей день.

Главная мысль

В любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. Особенно это касается представителей закона, которые должны честно выполнять свои обязанности.

Авторские афоризмы

«…чтоб от твари терпеть…»

«…Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить…»

«…Никак беспорядок, ваше благородие. »

«…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…»

Толкование непонятных слов

Надзиратель – в Российской империи чиновник городской полиции.

Городовой – низший чин полицейской стражи городской полиции в Российской империи.

Кабак – питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.

Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Ваше благородие – обращение к представителю власти, военному чину, крупному чиновнику.

Жандарм – конный полицейский в Российской империи, имеющий особые права.

Шельма – плут, мошенник, обманщик, пройдоха, отъявленный негодяй.

Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.

Источник

Анализ рассказа «Хамелеон» Чехов

small item 896

В помощь студентам и ученикам мы предлагаем просмотреть краткий и полный анализ рассказа Чехова «Хамелеон». Данная раскладка произведения позволит глубже понять его в целом, выделить для себя основные смыслы.

Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
Жанр — Рассказ.
Направление — Сатира, реализм.
Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его.
Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.

Проблема: Подхалимство, льстивость, низкопоклонство превращают жизнь человека и его окружения в ад.

Для человека важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство, поступать честно и справедливо. Психология раба так въелась в сознание людей, что они иногда не видят вопиющей несправедливости и не могут ей противостоять.

Так, например, в рассказе толпа видит, что Очумелов не стремится разрешить конфликт по справедливости. Для него важно «выслужиться» перед генералом и не разозлить высокопоставленное лицо ни словом, ни делом. Несмотря на понимание ситуации, никто не возмущается Очумеловым, для многих людей такое поведение в порядке вещей.

Возникает вопрос, настолько ли важны выгоды, получаемые таким низким путем? Как не стать рабом, не превращать свою жизнь в позицию пресмыкающегося, способного менять цвет? Думаю, что на этот вопрос каждый способен ответить себе только сам. Мне хочется написать только о страхах, существующих перед властью. Этот страх, генетически закрепленный в нас, вызывает подобное поведение.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В рассказе проявлен сатирический пафос произведения, где высмеиваются людские пороки. Таковы Очумелов и Елдырин, а Хрюкину важно лишь незаслуженно получить компенсацию, чтобы несколько дней не работать и продолжать выпивать.

При помощи диалогов, точно подобранных колоритных слов, Чехову удается метко высмеять персонажей, проявить их беспринципность, позицию пресмыкающихся, недостаток интересов в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые выставлены в таком ярком, комичном свете.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Главные герои – полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.

Образ Хрюкина находится в противоборстве с образом собаки, которой он сам же сунул в морду цигарку. Все сводится к тому, чью сторону возьмет Очумелов. Полицейский надзиратель колеблется до тех пор, пока не выясняет, кто хозяин собаки, как будто это принципиально важно.

В зависимости от того, кто хозяин собаки, образ Очумелова, то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Его не волнует, кто в этой ситуации виноват, а важно лишь не испортить отношения с генералом. Чехов замечательно описал собаку, которая предстанет в самых разных образах.

Образ городового находится в слиянии с полицейским. Образ Елдырина похож на тень Очумелова, предупреждающего любые его желания. Образ Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что полицейский надзиратель умеет прибрать к рукам чужое, не брезгует изъятым товаром.

Есть еще один персонаж – образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию», находясь в противоборстве с Хрюкиным, который, видимо, пользуется дурной славой. Люди потешаются над «потерпевшим», смеется над ним.

п.4. Литературные приёмы

Автор не описывает внешность главных героев. Он лишь дает им фамилии, отражающие суть каждого из них. Этот прием подчеркивает универсальность, повсеместность образов, которые существовали и будут существовать во все времена. Такие люди есть и сейчас. И в нас могут проявиться эти же черты, но не всегда мы это замечаем.

Интересно читать, в каких фразах Очумелов выражает свое отношение к собаке – то эту «подлость» нужно «истребить», то она же – замечательная, «нежная тварь».

В оборотах речи своих персонажей писатель характеризует героев. Реплики, брошенные из толпы, например, «кажись», «в харю», «тяпни», говорят о том, что на площади собрался простой люд.

Очумелов сыплет штампами, соответствующими занимаемой должности: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям», но, когда его переполняют эмоции, то говорит, как малообразованный и недалекий человек: «покажу кузькину мать», «соскучились по братце».

Лексикон Хрюкина проявляет нахального человека, стремящегося урвать что-либо для себя: «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие».

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт происходит между щенком и Хрюкиным, пьяненьким мастером золотых дел. В этот конфликт втягивается блюститель закона Очумелов, создавая новый конфликт между справедливым и честным выполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными особами в лице генерала и его брата.

Источник

«Хамелеон» — читательский дневник по рассказу А. Чехова

Рассказ «Хамелеон» писателя Антона Чехова впервые опубликован в журнале «Осколки» в 1884 году под подписью «А. Чехонте».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Чехов Антон Павлович
Название произведения: Хамелеон
Число страниц: 3.
Издательство: «Рипол-Классик».
Год издания: 2013 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1884 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в России в конце XIX века, в одном из уездных городов. В то время полицейские надзиратели не только следили за порядком в городе, но и принимали единоличные решения по мелким правонарушениям. Основное действие рассказа разворачивается на базарной площади такого небольшого города.

Главные герои и их краткая характеристика

Очумелов – полицейский надзиратель, беспринципный, недалекий, трусливый, отличный приспособленец, который во всех вопросах ищет собственную выгоду.

Елдырин – городовой, глупый, безликий человек без собственного мнения, прислужник Очумелова.

Хрюкин – ювелир, большой любитель выпить и поскандалить, лицемерный, лживый человек.

Генерал Жигалов – важное лицо в городе, внушающее всем трепет и уважение.

Прохор – повар, работающий у генерала, простой и бесхитростный человек.

Краткое содержание и сюжет

По базарной площади прогуливался полицейский надзиратель по фамилии Очумелов. За ним шагал городовой, который нес конфискованный крыжовник. Послышался собачий визг, и Очумелов увидел, как за собакой гнался разъяренный мужик. Им оказался золотых дел мастер Хрюкин, который, поймав собаку, продемонстрировал собравшейся толпе окровавленный палец.

Тем временем Елдырин стал сомневаться относительно принадлежности собаки генералу. Он стал рассуждать, что у Жигалова почти все собаки легавые. Очумелов тут же преобразился, заявив, что у генерала не может быть беспородных собак, а эта – явно непонятно что. Полицейский посоветовал Хрюкину добиться законной справедливости, и в этот момент из толпы раздался крик, что собака действительно генеральская. Очумелов вновь начал сомневаться в своем решении, и принялся обвинять Хрюкина, а не собаку.

В это время на площади показался генеральский повар Прохор. Его спросили, есть ли у его хозяина такая собака, на что он ответил, что господин Жигалов не держит беспородных собак. Полицейский тут же разразился тирадой о том, что бродячих псов нужно истреблять.

Между тем Прохор заметил, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Очумелов расплылся в улыбке, и спросил повара, неужели к генералу пожаловал его брат. При этом он стал нахваливать ловкость собачонки, укусившей за палец Хрюкина. Повар забрал с собой собаку, а толпа принялась потешаться над Хрюкиным. Очумелов пригрозил пострадавшему, после чего продолжил свою прогулку по площади.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Очумелов шел по площади и услышал крики. Собака укусила за палец Хрюкина. Очумелов хотел уничтожить щенка, но кто-то сказал, что тот генеральский. Несколько раз Очумелов менял мнение, не зная чья собака. Прохор сказал, что собака брата генерала. Он увел щенка, а Очумелов пригрозил Хрюкину.

План пересказа

Вывод и мое мнение

В центре произведения, безусловно, является поведение полицейского надзирателя Очумелова. Обладая подвижной, приспособленческой натурой, он с легкостью менял свое решение в зависимости от ситуации в более выгодную для себя сторону. В своих действиях надзиратель руководствовался не законом но, прежде всего, собственными интересами, что не делает ему чести. Примечательно, что люди, собравшиеся на площади, воспринимали подобное поведение как должное, и не возмущались двуличием полицейского. Таким образом, писатель не только продемонстрировал человеческие пороки в лице главного героя, но и показал проблемы в социуме, которые остаются насущными и по сей день.

Основная мысль

В любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. Особенно это касается представителей закона, которые должны честно выполнять свои обязанности.

Чему учит

Рассказ учит справедливости. Учит не подстраиваться под чье-то мнение, никому не угождать, не раболепствовать. Учит честно делать свою работу. Учит смеяться над глупцами и нечестными людьми.

Цитаты из текста рассказа

«…чтоб от твари терпеть…»

«…Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить…»

«…Никак беспорядок, ваше благородие. »

…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Словарь новых и незнакомых слов

Надзиратель – в Российской империи чиновник городской полиции.
Городовой – низший чин полицейской стражи городской полиции в Российской империи.
Кабак – питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.
Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Ваше благородие – обращение к представителю власти, военному чину, крупному чиновнику.
Цыгарка – сигарета.
Жандарм – конный полицейский в Российской империи, имеющий особые права.
Шельма – плут, мошенник, обманщик, пройдоха, отъявленный негодяй.
Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.

Источник