чему учит произведение левша лескова кратко

Чему учит сказ Левша?

Несмотря на то, что произведение «Левша» написано в форме простого сказа, оно имеет и «обучающую» составляющую, которая представлена в нескольких ипостасях.

Во-первых, трудолюбие. Главный герой показывается неимоверно усердным. Мало того, Лесков намеренно делает акцент на том, что только тот человек, что тяжко и непрестанно трудится, может добиться успеха. Мало того, он становится выше духовно. Еще одна мораль, касающаяся труда – не нужно недооценивать чужую работу, нужно ценить тот факт, что человек трудится.

Еще творение учит доброте. Писатель считает своим долгом показать, насколько же велико различие между социальными слоями. Следовательно, нужно идти от противного, быть добрым и милосердным, относиться к людям по-человечески. Нужно проявлять к другим представителям рода человеческого заботу, дружелюбие, всегда оказывать посильную помощь.

Примечательно, что герой по прозвищу «Левша» был небогат. К нему очень плохо относились окружающие. Даже сам факт того, что его попросили подковать блоху, уже подразумевал издевку и некую невозможность.

После того, как улучшений не было обнаружено, мужчину избили. Он заболел. Однако он ни секунды не таил зла на своих обидчиков. Левша был милосерден, он очень любил людей, поэтому не ушел в мир иной озлобленным, а остался человеком.

Автор показывает, что вне зависимости от обстоятельств, в человеке главное душа и тот свет, что он источает – а не внешность, не социальный статус, не власть. В мире есть иные ценности, высшие – а не материальные.

2 вариант

Итак, во-первых, на примере образа главного героя показаны неординарные, уникальные способности умельца из народа. Но его талант не ценится государством.

Во-вторых, в данном сказе видно бесправное положение простолюдина, хотя этот человек из народа достоин внимания к своей личности, к своему таланту.

Во-третьих, на примере нахождения российского императора в Англии, его восхищении зарубежными изделиями показана проблема почитания иностранного, в то время, как отечественные достояния в полной мере не оцениваются по заслугам.

Итак, произведение «Левша», повествующее об удивительном таланте тульского умельца, не только поднимает ряд важных проблем, но и многому нас учит. Чему же именно? Например, учит тому, что и в далекой глубинке может проживать искусный мастер, мастер своего дела. И таких людей страна должна изыскивать и использовать их способности с пользой для государства, правильно оценивания и распределяя.

Также мы должны понимать, что все люди равны и нельзя принижать достоинства одних перед другими. И оценивать человека нужно по его способностям и по его делам, а не по сословной принадлежности.

Сказ «Левша» написан в 1881 году, но актуален и по сей момент. А ведь сейчас чувство патриотизма у большинства людей уходит на второй, третий или даже десятый план, и люди готовы без сожаления покидать свою страну и трудиться на благо других государств.

Я бы посоветовал каждому человеку прочитать данное произведение Н.С. Лескова, ведь его сюжет прост, понятен и очень поучителен, да и более того очень интересен.

Также читают:

Картинка к сочинению Чему учит сказ Левша?

Популярные сегодня темы

А я так мечтал! Так мне хотелось пойти с отцом и братом на рыбалку… Давно уже хотел, но даже спросить не решался. Всегда представлял, как это здорово – взять удочку, как взрослый, выйти на речку

Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.

На земном шаре живет очень много людей. А все остальные живые существа и растения живут среди людей. Среди людей живут домашние цветы. Они тоже живые. Их надо поливать, мыть и опрыскивать.

Великая Отечественная война – это одна из тем, которая невольно вызывает слезы на глаза. И, не важно, что ты далекий потомок тех, кто непосредственно пережил тот сложнейший этап нашей общей истории.

Произведение Н.В. Гоголя «Мёртвые души» было задумано автором как поэма в трёх томах. Но до читателя дошёл только том первый. Второй том, почти готовый, был уничтожен самим автором.

Источник

Чему учит произведение “Левша”?

Любовь к Родине, положительное отношение к труду, доброжелательное отношение к людям – это то, чему учит произведение «Левша».

Трудолюбие

Н. С. Лесков в центр повествования поставил образ тульского мастера, который обладал одним из важных качеств человека – трудолюбием. Писатель обращает внимание читателей, что труд только красит человека, делает его необыкновенным и ценным. Но сказ «Левша» не только учит трудолюбию, но и дает следующий урок: нужно уважать и ценить дело каждого человека.

Патриотизм

Любовь к своей Родине – вот то самое главное, чему учит сказ «Левша». Главный герой произведения искренне любит место, в котором он родился. Без Родины Левша не представляет себя и своей жизни. Чувство любви настолько глубоко в сердце героя, что он отказывается от предложения англичан, хотя понимает, что в Лондоне у него больше возможностей реализовать себя. Левша жертвует собой и своей жизнью ради благополучия Родины. Даже перед смертью, когда главного героя оставили умирать на полу больницы, Левша заботится о своем Отечестве. Он дает наставления о том, как правильно чистить ружья. И эти слова становятся последними в жизни героя.

Доброта

Для Н. С. Лескова было важным показать социальную несправедливость в сказе «Левша». Методом от противного писатель учит милосердному и доброму отношению к другим людям. Читателям становится неприятно отношение других персонажей к Левше, поэтому они понимают, как нужно правильно себя поступать с людьми: относиться к ним бережно, заботливо и дружелюбно.

Источник

Анализ повести «Левша» Лесков

small item 1238

Повесть Лескова «Левша» наполнена фольклорными и сказочными мотивами, но создана в духе реализма и поднимает серьезные проблемы русского общества. Судьба талантливого оружейного мастера могла быть блистательной, однако оказывается трагической по вине государства.

Год написания и публикации — 1881.
История создания — Лескова обвиняли в том, что он якобы просто пересказал тульскую легенду об оружейнике, но автор создал ее сам. Прототип героя – Алексей Сурнин. Он долго жил и обучался в Англии, а после внедрял в России новаторские разработки и обучение для рабочих.
Жанр — повесть, в другой трактовке – сказ.
Направление — реализм.
В повести присутствуют элементы фольклорной сказки, басни, цеховой легенды, что несколько затрудняет определение литературного направления.
Основная идея — Русское общество пренебрежительно относится к мастерам из народа, имеющим золотые руки и уникальные навыки. Те умения, которые за границей были бы оценены по достоинству, в России полностью обесцениваются из-за негуманного отношения к простому человеку.
Тема — Русский народ может создать шедевр, не имея условий труда, нужных инструментов и достаточно времени, но это не делает ценным его мастерство, только результат.
Проблема — Неумение ценить в своем отечестве творческую одаренность народа, которая могла бы прославить Россию на весь мир.
Композиция — повесть состоит из 20 небольших глав.
Сюжет строится вокруг одного необыкновенного события в жизни левши, которая сводит его и с царем, и с заграничными коллегами, но после приводит его к смерти.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема социальной несправедливости русского общества.

Проблема: Положение народа остается бесправным и угнетенным; даже к самым искусным и талантливым представителям народа власти относятся пренебрежительно, бессердечно, жестоко. Судьба маленького, простого человека – ничто в этой антигуманной системе ценностей.

2. Тема патриотизма, любви к родине.

Проблема: Человек может пламенно любить родину и служить Отечеству, но это не убережет его от потребительского отношения со стороны власти. Эта любовь часто бывает односторонней и невзаимной, но русские люди все равно бескорыстны и искренни в этих проявлениях.

3. Тема состязания двух народов в таланте и мастерстве.

Проблема: Исторически сложилось так, что Россия всегда жила, сравнивая себя с другими странами, причем не в свою пользу.

Позиция Александра I однозначна: русские во всем уступают иностранцам. Позиция его преемника Николая не лучше: русские всех за пояс заткнут, но неважно, какой ценой.

4. Тема отношения к труду и таланту.

Проблема: Носителями всего самого талантливого и производительного в русском обществе является народ, но именно он страдает от угнетения и бесчеловечного отношения.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Левша – это собирательный образ талантливого русского народа, который умеет хорошо делать все, за что ни возьмется. Недаром автор включил эту повесть в свой сборник «Праведники». Безымянный левша – один из тех праведников, которые всегда готовы пожертвовать собой ради Отечества, при этом не требуя ничего взамен. Такие люди – нравственная опора народа и страны в целом, их самоотверженный труд способен творить чудеса, которые недоступны даже иностранцам, обладающим машинами и технологиями.

Автор учит справедливо относиться к людям, ценить их труд и вклад в процветание страны, видеть в маленьком человеке того, кто в конечном итоге решает большие масштабные задачи государства.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

п.4. Литературные приёмы

Историзм — автор подчеркивает достоверность событий, приводя имена реальных исторических фигур – Александр I, Николай Павлович, генерал Платов, граф Чернышев, Скобелев.
Эффект сказочности достигается благодаря языковым средствам и прямой фантастике (например, на момент описываемых событий Платов уже умер).
Присутствуют и фольклорные сказочные мотивы: блоха помещается в орех, орех – в табакерку, потом в дорожную шкатулку и др.
Гиперболизация — преувеличение, которое должно было подчеркнуть талант и искусность русского народа: работали много дней, не выходя из дома; подковали блоху, то есть сделали еще более сложную и мелкую работу и т.д.
Яркий образный язык наполненный фольклорными словами, шутками и каламбурами, а также неологизмами самого автора, которые имитировали неправильное произношение обычных слов малообразованными людьми. Например: мелкоскоп (микроскоп), долбица умножения (таблица умножения), нимфузория (насекомое), укушетка (кушетка) и др.

п.5. Конфликт произведения

В повести 2 очевидных конфликта:
1. Антитеза между русским и английским народом, которые состязаются в мастерстве и искусности.
2. Конфликт между русским народом и властью, которая его презирает и использует как ресурс.
Второй конфликт более глубинный и важный, так как обозначает проблему и вскрывает причину слабого развития России.
(Сравните эпизод, где лечат английского моряка, а избитый левша в это время валяется в больнице на полу).
Причину неустроенности российского общества автор видел в том, что царское правительство относилось к своему народу потребительски. Лесков не скрывал своего отношения к этой проблеме, показывая авторскую позицию в тексте повести.

Источник

Чему учит произведение “Левша”? (сочинение на тему)

Жизненные уроки в произведении Лескова

В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:

lazy placeholder

«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».

Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.

Любовь к родине

Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.

Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.

Трудолюбие и преданность своему делу

«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.

Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.

Доброта и скромность

Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».

Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.

Социальное неравенство

Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:

Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».

Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.

Доброжелательное отношение к людям

Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.

Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».

Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».

Чему учит повесть

­Чему учит повесть

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» — невероятно доброе и поучительное произведение, наполненное чувством справедливости, искренней любви и веры в человека. Писатель любил использовать элементы мистики и волшебства, а также он умело сочетал смешное и страшное. Жизнь своих героев он изображал в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой и хитростью.

Для того чтобы понять, чему учит повесть «Ночь перед Рождеством», нужно для начала выделить основные положительные качества главных героев. К примеру, Вакула был трудолюбивым, добропорядочным, честным и верным человеком. Этот персонаж нас учит не сдаваться перед лицом жизненных сложностей и смело идти к своей цели. Он также учит нас доброму отношению к ближнему и вечной борьбе со злом.

Главные качества Оксаны избалованность, гордость, красота, самолюбие и способность осознавать свои ошибки. Именно это последнее качество помогло ей обрести и не потерять надежного спутника жизни. Несмотря на то, что в начале повести она ведет себя как капризный и избалованный ребенок, позавидовавший черевичкам подруги, в конце произведения Оксана осознает свои ошибки и исправляется.

Качества, которых точно нужно избегать — это зависть, хитрость, глупость и мстительности. Ими автор наделил черта, которого смог обуздать только благочестивый Вакула. Помимо всего вышесказанного, повесть «Ночь перед Рождеством» учит духовному возрождению. Этот путь мы наблюдали в изменении характера Оксаны. Со временем она стала понимать, что самое главное в человеке не внешняя красота, а доброе сердце. Как говорят в народе: «Добра на худо не меняют».

На мой взгляд, Гоголь написал эту историю именно про Рождественскую ночь, потому что в это время на всей земле происходят чудеса. Так и в его произведении люди преображаются, зло отступает. Почти каждое произведение этого писателя сопровождается мыслью о победе высоких нравственных качеств и благородных стремлений.

см. также: Краткое содержание Ночь перед Рождеством, Гоголь Краткая биография Николая Гоголя

Роль в русской литературе

«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.

Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.

Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».

Доброта

Для Н. С. Лескова было важным показать социальную несправедливость в сказе «Левша». Методом от противного писатель учит милосердному и доброму отношению к другим людям. Читателям становится неприятно отношение других персонажей к Левше, поэтому они понимают, как нужно правильно себя поступать с людьми: относиться к ним бережно, заботливо и дружелюбно.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Чему учит произведение «Левша»?», рассмотрит основные уроки, которые преподает Н. С. Лесков в своем сказе: доброта, трудолюбие и патриотизм.

Развитие литературы

На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.

Древнерусская литература возникла вместе с появлением на Руси христианства и церкви. Первые книги были привезены на Русь извне. Это были в основном церковные тексты, переведённые на русский язык. Основная тема литературы в это время — история Руси и смысл человеческой жизни. Древнерусская литература описывает жизнь исторических личностей. В ней почти нет места выдумке. Авторы безлики и пишут о том, что происходит вокруг. Всё это обуславливает тот факт, что древнерусская литература имеет большое значение для истории, ведь она несёт в себе много исторических данных. Например, «Слово о полку Игореве» является одним из известных памятников древнерусской литературы, дошедших до нас. В этом произведении рассказывается о неудачном походе русского князя Игоря Святославовича на половцев. «Слово о полку Игореве» хоть и относится к древнерусской литературе, но содержит в себе фольклорные и языческие мотивы, которые переплетаются в этом произведении с христианскими.

На портале вы можете также узнать точку зрения, согласно которой — «Слово о полку Ирогеве» ни что иное, как фальсификация конца XVIII века. А также, почему это произведение содержит в себе следы разных эпох от XII до XVIII века. Другим достаточно сложным для изучения произведением русской литературы является поэма великого русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это произведение было задумано трёхтомным, но напечатан был только первый том.

В поэме «Мертвые души» много лирических отступлений, которые создают особое настроение. В них Гоголь выразил свои размышления и глубокие переживания. В курсе литературы вы узнаете о смысле названия поэмы «Мертвые души», историю написания произведения, а также исторический контекст, который Николай Васильевич вкладывал в поэму. Отдельно разбирается одно из лирических отступлений — новелла «Повесть о капитане Копейкине», которая является частью «Мертвых душ», но долгое время была запрещена цензурой. В курсе лите­ратуры ещё много замечательных произведений как русских, так и зарубежных писателей и поэтов, которые позволяют оценить разнообразие и богатство литературных жанров и идей. Это А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок и многие другие. И каждому из них в курсе литературы уделяется достаточно времени, чтобы ученики смогли ознакомиться с их творчеством.

Сочинение про Книги

В современном мире, таком быстром и вечно меняющемся, каждому человеку приходится подстраиваться под этот бешеный ритм, задаваемый постоянным развитием. Время не стоит на месте и движется только вперёд. Как не стоят на месте и технологии, упрощающие жизнь человеку и дающие возможность сделать, найти, приобрести что-то в кратчайшие сроки. Но иногда хочется остановиться и отдохнуть от всей этой суеты. Отвлечься и побыть наедине со своими мыслями. Есть множество способов для духовного отдыха и одним и самых прекрасных считается книга.

Книга – самый главный источник знаний во все времена. Ещё в древности люди олицетворяли её с чем-то священно-важным и незаменимым для мыслящего человека. С первым появлением различных табличек, деревяшек, исписанных какими-либо датами и событиями, люди начинали развивать свой мозг. Любой уважающий себя человек обязан был прочитать хотя бы одну книгу за всю свою жизнь.

Каждая книга по-своему уникальна и важна и выполняет свою определённую миссию. Художественная литература открывает своим читателям двери в мир повестей, романов, рассказов. Она помогает сформировать вкусы и взгляды, помогает лучше разбираться в себе и своих чувствах. Книги этого жанра олицетворяют целую вселенную судеб и жизней как вымышленных, так и существовавших героев, помогают провести параллель между плохими и хорошими поступками персонажей, оценить их поведение.

Научная литература в свою очередь является основой учебного и образовательного процесса. Она обеспечивает своих читателей знаниями в таких сферах науки, как экономика, история, обществознание и многое другое. Учебники и пособия дают возможность «прокачать» свой мозг и усовершенствовать свои знания в какой-либо области.

Подводя итог, можно сказать, что роль книги в жизни человека просто огромная и вряд ли когда-то может быть переоценена. К сожалению, с развитием Интернета, печатные издания постепенно вытесняются, на смену романтичному шелесту бумажных страниц приходит холодный свет от экрана смартфона или монитора компьютера. Но как бы то ни было, такие перемены приносят за собой удобства носить любимое произведение с собой, даже не покупая его.

Книга всегда была, есть и будет незаменимым источником знаний. Чтение книг это как будто личный разговор с их авторами, способный буквально с первых страниц унести своего читателя в мир прекрасного и неповторимого.

Другие темы: ← Какие качества раскрывает в человеке любовь↑ 11 классЧтение →

На уроках в начальной школе учителя часто именно так спрашивают, когда заканчивают чтение и анализ текста и хотят подвести итог. И родители по старой памяти тоже этот вопрос малышам задают. Почему я про это вспомнила? Потому что получила вопрос: чему учит книга «Котёнок по имени Гав»? И задумалась над ответом.

На мой взгляд, не стоит маленьких детей приучать к этой формулировке «чему книга учит», книга всё же не учебник и не сборник нравоучений. Книга рассказывает увлекательные истории, помогает эмоционально прожить ситуации, вызывает эмоции и размышлениям, даёт возможность узнать новое и мысленно перенестись туда, где ты не бывал, развивает фантазию и воображение. Автор делится с читателями своими наблюдениями, открытиями, чувствами, размышлениями, помогает ребёнку задуматься о себе самом (а я какой? А я как бы сделал. )

Книга Г. Остера «Котёнок по имени Гав» – одна из любимых у моей внучки. Мы её перечитали сто раз и столько же раз посмотрели мультфильм. Эта небольшая книжка рассказывает, как малыш открывает мир вокруг, какие неприятности и радости могут с ним случаться, как непросто быть не таким, как все. Котёнок Гав узнаёт, что значит быть внимательным и вежливым и как дружить и помогать другу. И ребёнок вместе с котёнком и щенком дрожит от страха в грозу и смеётся, когда узнаёт, как именно котёнок спрятал котлету. А вот спрашивать, чему учит эта книга, как-то совсем не хочется.

Автор Екатерина Бунеева

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи или написать свою.

Перейти на Форум.

Найти/Купить книги.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector