Чему учит сказ Левша?
Несмотря на то, что произведение «Левша» написано в форме простого сказа, оно имеет и «обучающую» составляющую, которая представлена в нескольких ипостасях.
Во-первых, трудолюбие. Главный герой показывается неимоверно усердным. Мало того, Лесков намеренно делает акцент на том, что только тот человек, что тяжко и непрестанно трудится, может добиться успеха. Мало того, он становится выше духовно. Еще одна мораль, касающаяся труда – не нужно недооценивать чужую работу, нужно ценить тот факт, что человек трудится.
Еще творение учит доброте. Писатель считает своим долгом показать, насколько же велико различие между социальными слоями. Следовательно, нужно идти от противного, быть добрым и милосердным, относиться к людям по-человечески. Нужно проявлять к другим представителям рода человеческого заботу, дружелюбие, всегда оказывать посильную помощь.
Примечательно, что герой по прозвищу «Левша» был небогат. К нему очень плохо относились окружающие. Даже сам факт того, что его попросили подковать блоху, уже подразумевал издевку и некую невозможность.
После того, как улучшений не было обнаружено, мужчину избили. Он заболел. Однако он ни секунды не таил зла на своих обидчиков. Левша был милосерден, он очень любил людей, поэтому не ушел в мир иной озлобленным, а остался человеком.
Автор показывает, что вне зависимости от обстоятельств, в человеке главное душа и тот свет, что он источает – а не внешность, не социальный статус, не власть. В мире есть иные ценности, высшие – а не материальные.
2 вариант
Итак, во-первых, на примере образа главного героя показаны неординарные, уникальные способности умельца из народа. Но его талант не ценится государством.
Во-вторых, в данном сказе видно бесправное положение простолюдина, хотя этот человек из народа достоин внимания к своей личности, к своему таланту.
Во-третьих, на примере нахождения российского императора в Англии, его восхищении зарубежными изделиями показана проблема почитания иностранного, в то время, как отечественные достояния в полной мере не оцениваются по заслугам.
Итак, произведение «Левша», повествующее об удивительном таланте тульского умельца, не только поднимает ряд важных проблем, но и многому нас учит. Чему же именно? Например, учит тому, что и в далекой глубинке может проживать искусный мастер, мастер своего дела. И таких людей страна должна изыскивать и использовать их способности с пользой для государства, правильно оценивания и распределяя.
Также мы должны понимать, что все люди равны и нельзя принижать достоинства одних перед другими. И оценивать человека нужно по его способностям и по его делам, а не по сословной принадлежности.
Сказ «Левша» написан в 1881 году, но актуален и по сей момент. А ведь сейчас чувство патриотизма у большинства людей уходит на второй, третий или даже десятый план, и люди готовы без сожаления покидать свою страну и трудиться на благо других государств.
Я бы посоветовал каждому человеку прочитать данное произведение Н.С. Лескова, ведь его сюжет прост, понятен и очень поучителен, да и более того очень интересен.
Также читают:
Картинка к сочинению Чему учит сказ Левша?
Популярные сегодня темы
А я так мечтал! Так мне хотелось пойти с отцом и братом на рыбалку… Давно уже хотел, но даже спросить не решался. Всегда представлял, как это здорово – взять удочку, как взрослый, выйти на речку
Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.
На земном шаре живет очень много людей. А все остальные живые существа и растения живут среди людей. Среди людей живут домашние цветы. Они тоже живые. Их надо поливать, мыть и опрыскивать.
Великая Отечественная война – это одна из тем, которая невольно вызывает слезы на глаза. И, не важно, что ты далекий потомок тех, кто непосредственно пережил тот сложнейший этап нашей общей истории.
Произведение Н.В. Гоголя «Мёртвые души» было задумано автором как поэма в трёх томах. Но до читателя дошёл только том первый. Второй том, почти готовый, был уничтожен самим автором.
Чему учит произведение “Левша”?
Любовь к Родине, положительное отношение к труду, доброжелательное отношение к людям – это то, чему учит произведение «Левша».
Трудолюбие
Н. С. Лесков в центр повествования поставил образ тульского мастера, который обладал одним из важных качеств человека – трудолюбием. Писатель обращает внимание читателей, что труд только красит человека, делает его необыкновенным и ценным. Но сказ «Левша» не только учит трудолюбию, но и дает следующий урок: нужно уважать и ценить дело каждого человека.
Патриотизм
Любовь к своей Родине – вот то самое главное, чему учит сказ «Левша». Главный герой произведения искренне любит место, в котором он родился. Без Родины Левша не представляет себя и своей жизни. Чувство любви настолько глубоко в сердце героя, что он отказывается от предложения англичан, хотя понимает, что в Лондоне у него больше возможностей реализовать себя. Левша жертвует собой и своей жизнью ради благополучия Родины. Даже перед смертью, когда главного героя оставили умирать на полу больницы, Левша заботится о своем Отечестве. Он дает наставления о том, как правильно чистить ружья. И эти слова становятся последними в жизни героя.
Доброта
Для Н. С. Лескова было важным показать социальную несправедливость в сказе «Левша». Методом от противного писатель учит милосердному и доброму отношению к другим людям. Читателям становится неприятно отношение других персонажей к Левше, поэтому они понимают, как нужно правильно себя поступать с людьми: относиться к ним бережно, заботливо и дружелюбно.
«Левша» — читательский дневник по повести Н. Лескова
Повесть Николая Лескова «Левша» в жанре сказа написана и опубликована в 1881 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Лесков Николай Семенович
Название произведения: Левша
Число страниц: 48.
Издательство: «Азбука».
Год издания: 2016 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1881 год
Время и место сюжета
Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.
В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.
Главные герои и их краткая характеристика
Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.
Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.
Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.
Николай I – император, который не собирался ни в чем уступать иностранцам.
Краткое содержание и сюжет
Как-то раз император Александр I решил отправиться в поездку по Европе, чтобы посмотреть на разные заморские чудеса. Его сопровождал верный слуга Платов – отважный донской казак, на которого иностранные диковины не производили никакого впечатления.
В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищенный столь тонкой необычной работой, приобрел ее и привез на родину. Вскоре после возвращения он скончался, и престол занял Николай I.
Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезенная из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских, и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.
В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники еще трех умельцев, Левша закрылся в своем домишке, и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.
В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди, и подковал ими блоху.
За свою работу Левша был награжден орденом и отправлен в Англию представлять свое изобретение. Англичане были поражены его мастерством, и предложили остаться. Однако Левша отказался, и вернулся на родину.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Англичане подарили императору Александру Павловичу металлическую блоху. Платов отвозит блоху тульским мастерам и приказывает сделать что-нибудь лучше. Левшу везут к Николая Павловичу и он показывает подкованную блоху. Левшу с почетом принимают в Лондоне, но он отказывается поменять страну и веру. Левша плывет обратно и заболевает, его бросают в больнице для бедных. Умирая Левша рассказывает о ружьях, которые нельзя чистить кирпичом.
План пересказа
Вывод и свое мнение
Поведение Левши, его искренняя любовь к родине вызывает одно лишь уважение. Будучи бедным, неграмотным мужиком, ему удалось доказать превосходство русских мастеров над заграничными, и тем самым принести славу своему Отечеству. Он отказался от обеспеченной жизни в Лондоне, и до последнего своего часа думал лишь о том, как принести пользу России. Неудивительно, что после публикации данного произведения в быту стала популярной фраза «блоху подковать» – то есть мастерски выполнить тончайшую, филигранную работу.
Основная мысль
Любовь к родной земле и желание ее прославить способны творить чудеса и заставить поверить в невозможное.
Чему учит
Сказ учит любить Родину, быть патриотом своей страны, не поддаваться на щедрые посулы иностранцев. Учит быть честным, работящим, ответственным. Учит гордится своей работой, учит не преклоняться перед иностранным, а ценить свое, родное, русское.
Что понравилось
Мне очень понравился этот сказ. Левша в нем действительно показан легендарной личностью, с твердым характером и сильной волей. Он был верен своей Родине до смертного часа и даже умирая, думал не о себе, а о том, чтобы принести пользу своей стране. Левша был настоящим патриотом, каким должен быть каждый человек.
«Левша» читательский дневник
Всего получено оценок: 4084.
Всего получено оценок: 4084.
«Левша» – трогательная история о простом русском человеке, талантливом мастере Левше, которому удалось заткнуть за пояс англичан и на всю Европу прославить Россию-матушку.
Краткое содержание «Левша» для читательского дневника
Название: Левша
Число страниц: 48. Лесков Николай Семёнович. «Левша». Издательство «Азбука». 2016 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1881 год
Время и место действия
Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.
В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.
Главные герои
Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.
Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.
Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.
Николай I – император, который не собирался ни в чём уступать иностранцам.
Сюжет
Как-то раз император Александр I решил отправиться в поездку по Европе, чтобы посмотреть на разные заморские чудеса. Его сопровождал верный слуга Платов – отважный донской казак, на которого иностранные диковины не производили никакого впечатления.
В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищённый столь тонкой необычной работой, приобрёл её и привёз на родину. Вскоре после возвращения он скончался и престол занял Николай I.
Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезённая из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.
В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники ещё трех умельцев, Левша закрылся в своём домишке и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.
В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди и подковал ими блоху.
За свою работу Левша был награждён орденом и отправлен в Англию представлять своё изобретение. Англичане были поражены его мастерством и предложили остаться. Однако Левша отказался и вернулся на родину.
Вывод и своё мнение
Поведение Левши, его искренняя любовь к родине вызывает одно лишь уважение. Будучи бедным, неграмотным мужиком, ему удалось доказать превосходство русских мастеров над заграничными и тем самым принести славу своему Отечеству. Он отказался от обеспеченной жизни в Лондоне и до последнего своего часа думал лишь о том, как принести пользу России. Неудивительно, что после публикации данного произведения в быту стала популярной фраза «блоху подковать» – то есть мастерски выполнить тончайшую, филигранную работу.
Главная мысль
Любовь к родной земле и желание её прославить способны творить чудеса и заставить поверить в невозможное.
Авторские афоризмы
«…Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит…»
«…Мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные…»
«…Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно…»
«…Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…»
«…Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши…»
Толкование непонятных слов
Мелкоскоп — вместо «микроскоп»; соединение слов «микроскоп» и «мелкий».
Буреметр — вместо «барометра»; соединение слов «мерить бурю».
Грандеву — вместо «рандеву» (франц. rendez-vous — любовное свидание); объединение со словом «грандиозный».
Озямчик — «азям», крестьянская верхняя долгополая одежда.
Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках (от «складывать»).
Кунсткамера — собрание редкостей, музей.
Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.
Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.
Основная мысль
Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.
Жизненные уроки в произведении Лескова
В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:
«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».
Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.
Любовь к родине
Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.
Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.
Трудолюбие и преданность своему делу
«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.
Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.
Доброта и скромность
Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».
Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.
Социальное неравенство
Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:
Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».
Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.
Доброжелательное отношение к людям
Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.
Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».
Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».
Роль в русской литературе
«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.
Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.
Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».