чему учит произведение лисица и виноград

Содержание

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Эзоп Басня «Лисица и виноград» Читательский дневник, краткое содержание

Эзоп Басня «Лисица и виноград» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Эзоп

Название: «Лисица и виноград»

Жанр: Басня

Тема произведения: путь к успеху.

Число страниц: 1

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Басня о том, как однажды Лисица пыталась достать виноград, но не смогла. Тогда она решила, что проблема не в ней, а виноград этот невкусный и неспелый.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Эта басня Эзопа очень краткая, поэтому сложно выделать какой-то определённый эпизод, мне понравилось всё произведение в целом.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Иногда в своих неудачах люди склонны винить всех вокруг, но не себя.

Чему учит эта книга:

Басня учит нас тому, что на пути к успеху могут быть сложные препятствия, но не стоит винить в этом окружающих. Важно уметь взглянуть объективно на свои силы и способности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

После прочтения басни Эзопа сразу запоминаются, потому что они краткие и содержательные. Мне нравится, что эта басня про Лисицу состоит всего из одного предложения, но заставляет задуматься о многом, помогает взглянуть на себя и оценить своё поведение.

Новые слова и выражения:

Прочь – в сторону, в значении отойти подальше от какого-то места.

Пословицы к произведению:

Мало что хотеть, надо знать да уметь.

Какие труды, такие плоды.

Источник

Лисица и виноград читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Автором басни «Лисица и виноград» принято считать знаменитого древнегреческого поэта Эзопа. В 1808 году Иван Андреевич Крылов опубликовал русскоязычный литературный пересказ произведения (читайте по теме: Краткая биография Крылова: самое главное).

Краткое содержание для читательского дневника

1) Проголодавшаяся Лиса пробралась в чужой сад, где увидала аппетитные гроздья винограда.

2) У кумушки аж глаза загорелись, таким спелым и манящим казался ей виноград.

3) Слишком высоко располагалось заветное лакомство, но Лиса все равно намеревалась его заполучить.

4) Целый час она пыталась добыть сочную гроздь винограда, но ничего не выходило.

5) Тогда разочарованная Лиса бросила бессмысленное занятие.

6) По ее мнению, красивые ягодки все равно были зелеными и неспелыми.

Главные герои

1) В басне Крылова только один главный персонаж – это Лисица, которая винит обстоятельства, вместо того, чтобы проявить больше усердия. Хитрая, ленивая, любит слукавить.

2) Виноград является неодушевленным предметом, символизирующим недостигнутую цель.

Читайте по теме:

Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.

Главная мысль

Мораль басни Ивана Андреевича Крылова заключается в том, что неразумно обвинять жизненные препятствия или других людей, чтобы хоть как-то оправдать собственные неудачи. Чтобы достичь желаемого результата, нужно проявить терпение и трудиться не покладая рук.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.

Чему учит

Короткий остроумный рассказ учит читателей усердию, ответственности, трудолюбию и упорству. В любой ситуации следует полагаться только на себя. А в случае провала глупо искать виноватых. Любой результат – это всегда следствие приложенных человеком усилий. Хитрость же едва ли приведет к чему-то достойному.

Пословицы

1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2) Глаз видит, да зуб неймет.

3) Близок лоток, да зубок короток.

Отзыв

Буквально несколькими строками Иван Андреевич Крылов сумел обличить лень, фальшь, отсутствие моральных принципов. Автор повествует о реальной жизни и тех людях, которые привыкли себя жалеть и взваливать всю ответственность за происходящие события на плечи окружающих. «Лисица и виноград» – очень честная басня, призывающая каждого человека к самосовершенствованию.

Источник

«Лисица и виноград» — мораль басни И.А. Крылова

Дети рано начинают знакомиться с баснями, то есть короткими рассказами, заканчивающимися определёнными нравственными уроками. Среди авторов таких произведений особой известностью пользуется Иван Андреевич Крылов, написавший более 230 сюжетов, оригинальных и заимствованных у иностранных писателей, а затем переработанных. Одной из самых интересных является мораль басни «Лисица и виноград».

77d4562ecc514cec99ea3aa75bae95cc

История создания

Сюжет истории про лису и виноград не был придуман Крыловым. Он только сделал удачный перевод произведения французского баснописца Жана де Лафонтена. Это был не первый опыт в практике Ивана Андреевича. Его карьера началась с адаптации к русскому языку французских сюжетов «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», которые были затем напечатаны в журнале «Московский зритель». Также «Лису и виноград» переводили Тредьяковский и Сумароков.

a65a12368b04110464c6afe28fda31bf

Но и Жан де Лафонтен не был создателем оригинального сюжета. По различным источникам он заимствовал его у одного из следующих поэтов:

Информация об авторах и развитие жанра

3fab0e3a664c16a7a8de4af28896740d

Римский поэт Федр, живший на семь веков позже грека, скорее всего, выступил только как переводчик его произведения и подражатель автора. Тем не менее он сделал существенный вклад в литературу, изобретя жанр латинской басни. Бабрий же обычно занимался переложением историй Эзопа в стихотворную форму. Их произведения можно прочитать онлайн, поскольку они находятся в свободном доступе.

2222a2c7e32c77f5dc188cd936ba0405

Хотя жанр басни очень древний, он не имел особого распространения вплоть до XVII века, когда его возвеличивали Лафонтен, а также русские авторы А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев.

Крылов стал заниматься развитием традиций позже, но при этом не менее успешно. Чуть более чем за 30 лет он создал около 200 басен.

Художественные характеристики

«Лисица и виноград» И. А. Крылова наравне с другими его баснями заслуживает особого восхищения. Анализ его рукописей показал, что автор интуитивно выбирал удачные истории, глубоко обдумывал их, а потом ещё и неоднократно редактировал.

В итоге его произведения получались краткими, ёмкими, наполненными сатирой и остротами, быстро превратившимися в пословицы. В итоге сила выражения и красота формы рассказа становились совершенными.

Пересказ содержания

Главная героиня басни, кума Лиса, залезла в сад, где рос виноград. Она увидела сочные «как яхонты» кисти и очень захотела их попробовать. Но задача оказалась не из простых, так как ягоды висели высоко. Целый час она подходила к ним то с одной, то с другой стороны и раздражалась оттого, что видит виноград, а достать не может («зуб неймёт»). В конце Лисица ушла, попусту пробившись целый час и произнеся речь о том, что ягоды ещё не созрели и кислые, ими можно набить оскомину, хотя на взгляд они были хорошими.

2992cc43131c3720c2d3d41efbc574c0

Это краткое содержание составлено по басне Крылова, но его общая мысль созвучна произведениям Лафонтена, Эзопа, Федра или Бабрия. Но многочисленные переработки истории не могли не обзавестись собственными отличительными чертами, помимо сходств. Чтобы разобраться в них, можно заполнить соответствующую таблицу. Например, такую.

Общее Различное
Главный герой — Лисица (Лис у Лафонтена) Объём
Тема — Лису прельстил зрелый виноград и она решила им угоститься Одни авторы писали в стихотворной форме, другие — в прозаической
Наличие морали, нравственного вывода Крылов добавил сюжету развёрнутости действий и выразительных характеристик
Высмеивание таких пороков, как себялюбие и тщеславие на примере поступков животных, которые имитируют действия людей В басне Лафонтена, в отличие от произведений других поэтов, автор оправдывает поступок и даже слова главного героя

Известную басню Крылова дети могли читать в книге с рисунками и иллюстрациями или слушать в самом раннем возрасте. Мораль, которую передал автор, несложно понять самому или попросить разъяснений у родителей.

Мораль басни

Чтобы понять, о чём басня Крылова и её основная мысль, достаточно дочитать стихотворный текст до конца. Там сделан однозначный вывод. Героиня не смогла получить желаемое, но не возложила ответственность за это на себя. Проще оказалось убедиться, что это ей вовсе и не нужно в связи с придуманными обстоятельствами, будто зрелый на самом деле виноград ещё зелен.

bf507a6353aa110839efdc2076381041

Смысл басни очень прозрачен, тем не менее каждый человек хоть раз в жизни примерял на себя роль неудачливой Лисицы, когда его желания не исполнялись, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он отступал, успокаивая себя выдуманным убеждением.

Примеры есть и в другой литературе. Например, в романе Джона Голсуорси «Серебряная ложка» входящем во всемирно известную эпопею о Форсайтах, одна из главных героинь, Флёр, не могла добиться свадьбы с любимым человеком. Причина была в разладе их семей, и на это внешнее обстоятельство ссылались практически все персонажи.

Но не все обратили внимание на слова матери возлюбленного Флёр, которая объяснила сыну тяжёлый характер и собственнические инстинкты девушки, которые не дали бы супругам стать счастливыми.

Таким образом, причина была не только в обстоятельствах, но и в поведении само́й девушки, которое она и не подумала изменить.

А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя.

Сравнение с другими сюжетами

Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:

0697760a2976ef1472a2e39dff639ec3

Если сравнить несколько басен с одним и тем же персонажем, видно, что Лиса в них всех выступает как хитрая и ненадёжная героиня. Такие же характеристики ей присущи в русских народных сказках. Таким образом, она олицетворяет худшие качества человека.

Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.

Источник

Чему учит басня Крылова «Лиса и виноград», главная мысль?

answer avatar

Главная мысль басни Крылова «Лиса и виноград» заключается в том, что без усилий нельзя достичь своей цели.

Ведь лиса хотела поесть винограда, но ходила вокруг него и все. она не попыталась достать ягоды и попробовать их,и решила, что виноград кислый.

Так и человек может желать купить дорогую машину, но ничего не делать для этого, а только мечтать. В итоге машины у человека нет и он начинает оправдывать себя тем, что машина слишком дорогая, и запчасти на нее достать тяжело, и он воровать не хочет, а честно таких денег не заработать и т.п.

Басня же учит тому, что для достижения цели, надо прилагать к этому усилия.

answer avatar

Басня Крылова «Лиса и виноград» совсем короткая, но из этих строк можно сделать весьма существенный для себя вывод: чтобы добиться поставленной цели, нужно к ней стремиться и прилагать усилия. Лиса же в этой басне ходила вокруг винограда кругами и практически ничего не сделала, чтобы его достать.

В итоге она бросила свою затею и стала искать тому оправдание: виноград хоть и хорош, но весь зеленый, а значит невкусный. И вовсе он такой не нужен. Крылов в своих баснях высмеивает человеческие пороки, так и здесь на первый план выводится лень (усилий никаких Лиса не приложила) и поиск оправданий своим неудачам.

answer avatar

У Крылова всегда басни со смыслом. В своем произведении описывает лисицу, которая хотела поесть винограда, кружилась вокруг него и ходила, только облизывалась, потому что тот был далеко, не достать. Когда люди не получают желаемого, то они обвиняют обстоятельства. А И. А. Крылов часто показывает на примере животных и их повадках человеческую суть, обличая слабые стороны. Точно так же, как лисица решила сходу, что ягоды все равно недостаточно зрелые, зеленые, что невелика потеря, аналогично люди на месте лисицы оправдали бы свое невезение и неудачу внешними факторами, смогли бы оправдать свою беспомощность попытки дотянуться до желаемого.

answer avatar

В басне Ивана Андреевича Крылова «Лиса и виноград» голодная Лиса забралась в сад, где рос спелый и вкусный виноград. Лиса захотела полакомиться виноградом, но он рос очень высоко. Она целый час пыталась до него достать, но у нее так и не вышло. Тогда Лиса стала убеждать себя, что виноград кислый и невкусный.

6updQbNjKil6kt2pTjoShJMZvicHC5

answer avatar

Лично я, вижу в этой знаменитой стихотворной басне Крылова, большой смысл, который актуален и в наши дни.

Мораль басни в том, что обвинять окружающих не стоит, если ты чего-то не можешь достичь сам.

Надо или добиться цели, или признаться самому себе, что это не твое и отступить.

answer avatar

Главная мысль басни Крылова в том, что Лиса попусту промаявшись целый час и так и не добравшись до винограда, сказала, как часто люди говорят, что не очень то и хотелось, и ягодки не зрелые и вообще оскомину набьешь. Так и некоторые из нас, когда не могут добраться до чего-то недостижимого для них, пытаются себя успокоить, что не очень то и надо им это было, чтобы не переживать и не стремиться достигнуть недостижимых целей. Басня учит не переживать из-за того, что не все у нас в жизни получается, как мне кажется. Но хотя бы попытаться стоит.

answer avatar

В басне Крылова «Лисица и виноград» говорится о ситуации, где лиса залезла в сад и увидела высоко висящий виноград. Добраться до него она не могла. Попускала слюнки и в итоге ушла. В конце концов ничего не добившись во всем обвинила саму ситуацию. Более того сам виноград уже даже оказался не такой красивый и вкусный.

Крылов в своих баснях обычно раскрывает недостатки человека. Что получается и в этом случае. Человек обычно не добившись желаемого начинает обвинять все и вся, но только не себя. Своего рода успокоение за свою несостоятельность и бессилие. Я даже уверен прочитавший этот ответ некоторые люди вспомнят подобную историю и с собой.

Здесь можно прочитать краткое содержание басни.

Здесь можно прочитать отзыв о басне.

Здесь можно прочитать о главных героях басни.

UwAm1MWamSVCJutirwQYRkSPFeg7O4D

answer avatar

Данная басня Крылова, как и другие басни писателя, безусловно, содержит поучительную мысль.

В каждой из басен автор раскрывает и подвергает насмешкам те или иные отрицательные черты характера людей и пороки общества.

Вот и в этой басне писателем на всеобщее обозрение выставляется такой недостаток, как нежелание что-либо делать для достижения цели.

Не нужно оправдывать свое бездействие.

Не нужно ходить кругами вокруг винограда, как это делала лиса из басни.

Бери и собирай виноград.

Басня актуальна и в наши дни.

На ее идее построено много тренингов личностного роста.

answer avatar

Натуру слабых и хитрых людей точно передает эта басня. Один из человеческих пороков показывает очень емкое короткое произведение Известного баснописца Крылова под названием “Лиса и виноград”. Крылов показывает на примере героини басни лисицы, что человек, который не способен какие-то дела самостоятельно сделать, ищет способы отвертеться, и найдет их всегда. При этом он может собственный низкий поступок прикрыть отговоркой. Если у него нет сил, смелости на достижение желаемого, он способен найти массу недостатков у других.

answer avatar

Это очень короткая, но поучительная басня. В басне «Лисица и виноград» главной героиней является лиса, которая позарилась на виноград. Как бы он её не манил, она не предприняла никаких усилий для того, чтобы заполучить его.

Главная мысль басни заключается в том, что для получения желаемого, нужно что-то делать, стремиться к чему-то и прилагать усилия. К данной басне подходит пословица «Под лежачий камень вода не течет».

answer avatar

Но умные люди на них не обращают на таких внимания, подчеркивая этим свою мудрость.

answer avatar

answer avatar

В басне Крылова «Зеркало и обезьяна» действующих персонажей не так уж и много.

Главные герои:

Главная мысль басни «Зеркало и обезьяна»:

Внешность отнюдь не самое главное и это очень некрасиво называть кого-либо «рожей», тем более обсуждать это за спиной у людей. Вместо того, чтобы обсуждать других, нужно следить за собой, иметь смелость взглянуть на себя со стороны (в зеркало), реально себя оценивать, а не ставить выше других, красивее других. В этом мораль басни Крылова.

Краткое содержание смотрите здесь.

answer avatar

Главных героев в басне Ивана Крылова «Волк и Мышонок» всего двое:

Мораль басни: есть воры, имеющие вид порядочных людей и именно они громче всех кричат когда узнают о содеянной краже, хотя она и намного мельче их собственных преступлений.

answer avatar

v9GUDJTbhA2ADZ10zKNMYLHeEn6vcog

И тут внезапно появляется Ягненок, который невинно резвится на поле, но она становится добычей подлой змеи,ягненок спрашивает у змеи, зачем она убивает его, за какие грехи, на что Змея отвечает, что ты вот резвишься, а могла бы растоптать меня, и я из осторожности решил карать тебя. Но ягненок не соглашается с ней и испускает дух.

Мораль басни в том, что есть такие особы, в коих кроме ненависти и злости нет ничего, и что такие только считает каждого невинного злодеем, хотя сами совершают злодейские поступки.

Источник

moral basni krylova lisica

История создания

Сюжет истории про лису и виноград не был придуман Крыловым. Он только сделал удачный перевод произведения французского баснописца Жана де Лафонтена. Это был не первый опыт в практике Ивана Андреевича. Его карьера началась с адаптации к русскому языку французских сюжетов «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», которые были затем напечатаны в журнале «Московский зритель». Также «Лису и виноград» переводили Тредьяковский и Сумароков.

istoriya sozdaniya basni

Но и Жан де Лафонтен не был создателем оригинального сюжета. По различным источникам он заимствовал его у одного из следующих поэтов:

Информация об авторах и развитие жанра

ezop

Римский поэт Федр, живший на семь веков позже грека, скорее всего, выступил только как переводчик его произведения и подражатель автора. Тем не менее он сделал существенный вклад в литературу, изобретя жанр латинской басни. Бабрий же обычно занимался переложением историй Эзопа в стихотворную форму. Их произведения можно прочитать онлайн, поскольку они находятся в свободном доступе.

razvitie zhanra basnya

Хотя жанр басни очень древний, он не имел особого распространения вплоть до XVII века, когда его возвеличивали Лафонтен, а также русские авторы А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев.

Крылов стал заниматься развитием традиций позже, но при этом не менее успешно. Чуть более чем за 30 лет он создал около 200 басен.

Художественные характеристики

«Лисица и виноград» И. А. Крылова наравне с другими его баснями заслуживает особого восхищения. Анализ его рукописей показал, что автор интуитивно выбирал удачные истории, глубоко обдумывал их, а потом ещё и неоднократно редактировал.

В итоге его произведения получались краткими, ёмкими, наполненными сатирой и остротами, быстро превратившимися в пословицы. В итоге сила выражения и красота формы рассказа становились совершенными.

Пересказ содержания

Главная героиня басни, кума Лиса, залезла в сад, где рос виноград. Она увидела сочные «как яхонты» кисти и очень захотела их попробовать. Но задача оказалась не из простых, так как ягоды висели высоко. Целый час она подходила к ним то с одной, то с другой стороны и раздражалась оттого, что видит виноград, а достать не может («зуб неймёт»). В конце Лисица ушла, попусту пробившись целый час и произнеся речь о том, что ягоды ещё не созрели и кислые, ими можно набить оскомину, хотя на взгляд они были хорошими.

lisica vinograd i a krylova

Это краткое содержание составлено по басне Крылова, но его общая мысль созвучна произведениям Лафонтена, Эзопа, Федра или Бабрия. Но многочисленные переработки истории не могли не обзавестись собственными отличительными чертами, помимо сходств. Чтобы разобраться в них, можно заполнить соответствующую таблицу. Например, такую.

Общее Различное
Главный герой — Лисица (Лис у Лафонтена) Объём
Тема — Лису прельстил зрелый виноград и она решила им угоститься Одни авторы писали в стихотворной форме, другие — в прозаической
Наличие морали, нравственного вывода Крылов добавил сюжету развёрнутости действий и выразительных характеристик
Высмеивание таких пороков, как себялюбие и тщеславие на примере поступков животных, которые имитируют действия людей В басне Лафонтена, в отличие от произведений других поэтов, автор оправдывает поступок и даже слова главного героя

Известную басню Крылова дети могли читать в книге с рисунками и иллюстрациями или слушать в самом раннем возрасте. Мораль, которую передал автор, несложно понять самому или попросить разъяснений у родителей.

Мораль басни

Чтобы понять, о чём басня Крылова и её основная мысль, достаточно дочитать стихотворный текст до конца. Там сделан однозначный вывод. Героиня не смогла получить желаемое, но не возложила ответственность за это на себя. Проще оказалось убедиться, что это ей вовсе и не нужно в связи с придуманными обстоятельствами, будто зрелый на самом деле виноград ещё зелен.

pereskaz soderzhaniya basni

Смысл басни очень прозрачен, тем не менее каждый человек хоть раз в жизни примерял на себя роль неудачливой Лисицы, когда его желания не исполнялись, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он отступал, успокаивая себя выдуманным убеждением.

Примеры есть и в другой литературе. Например, в романе Джона Голсуорси «Серебряная ложка» входящем во всемирно известную эпопею о Форсайтах, одна из главных героинь, Флёр, не могла добиться свадьбы с любимым человеком. Причина была в разладе их семей, и на это внешнее обстоятельство ссылались практически все персонажи.

Но не все обратили внимание на слова матери возлюбленного Флёр, которая объяснила сыну тяжёлый характер и собственнические инстинкты девушки, которые не дали бы супругам стать счастливыми.

Таким образом, причина была не только в обстоятельствах, но и в поведении само́й девушки, которое она и не подумала изменить.

А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя.

Сравнение с другими сюжетами

Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:

basni krylova

Если сравнить несколько басен с одним и тем же персонажем, видно, что Лиса в них всех выступает как хитрая и ненадёжная героиня. Такие же характеристики ей присущи в русских народных сказках. Таким образом, она олицетворяет худшие качества человека.

Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector