чему учит произведение маленькие трагедии

Маленькие трагедии Пушкина анализ

profile photo

crown3

В «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкин демонстрирует читателю различные дороги, которых придерживаются люди, отходя от нравственности. Итогом же всего может стать утрата ценного в жизни, отсутствие смысла бытия и непонимание собственного существования в мире. Автор начинает сравнивать нравственные законы и людские соблазны, ставя всё на чашу весов. До последней страницы хочется узнать, что же победит в схватке: соблазны, которые сводят с ума каждого человека, или же нравственность.

В цикле «Скупой рыцарь» во главе стоит власть. Пушкин сделал акцент на стремление человека к власти, хоть первоначально кажется, что основной мотив – показать скупость. Желание быть главным и властным человеком проявляется в олицетворении золота и денег. Так, взяв за героя Барона, писатель показывает нам его жаждущим, голодным до власти, имеющим неутолимую страсть к богатству. Все это негативно влияет на Барона: все присущие человеческие черты исчезают, пропадает даже искренняя чистая любовь к собственному сыну.

В цикле «Моцарт и Сальери» во главе – порок. Сальери живет лишь с одной мыслью – стремится к славе. Когда же он достигает пика желаемого, то понимает, что цель творчества совсем не в таланте и не в лаврах. Основной целью творчества становится ощущение, испытываемое при окончательном результате труда. Именно так работает Моцарт, которому завидует Сальери. Единственный выход, видимый Сальери – убийство Моцарта. В цикле поднята проблема злодейства и гения. Первое, в свою очередь, выражается как следствие безнравственного.

В цикле «Каменный гость» А. С. Пушкин показывает волю личности и нравственные законы. В центре фигура Дон Гуана – человека, который попирает все законы. Он ощущает себя сильным и волевым. Ухаживая за женщиной, Дон Гуан соревнуется с Богом. Такое поведение человека несопоставимо с Божьими законами. И, как следствие, герой наказан.

«Маленькие трагедии» – философское произведение, в котором представлены размышления о смысле жизни.

Источник

Анализ “Маленьких трагедий” Александра Пушкина

malenkiye tragediyi 02

Драматический цикл «Маленькие трагедии» классика русской литературы состоит из четырех произведений – «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь», главными героями которых являются личности, живущие своими страстями, приводящими их и близких им людей к гибели.

В числе основных персонажей «Маленьких трагедий» – Дон Гуан, Сальери, Барон… Все они сильные, мыслящие и незаурядные натуры, но внутри каждого из них зреет конфликт, который неизбежно приводит к трагическим последствиям. Дон Гуан оказался слишком чувствительной натурой, Барон – скуп и жаден, а Сальери – завистлив. Именно эта черта характера последнего делает его более важным персонажем, чем талантливого и беспечного везунчика Моцарта, которому написание музыки дается с невероятной легкостью, он пользуется успехом у очаровательных юных дев, любит веселье и балы.

Сальери восхищается его талантом, но в то же время сильно завидует «конкуренту» и решает, что справедливость, в его представлении, должна восторжествовать. В итоге Моцарт гибнет, а Сальери остается жить, но почему-то его зависть не исчезает и лучше ему не становится. Выясняется, что виной тому были не внешние факторы, а внутренние проблемы завистливого композитора. Его жизнь лишена чувства гармонии, он не умеет радоваться успехам других и обречен на вечное страдание.

Персонаж «Скупого рыцаря» Альбер побеждает в турнире над графом Делоржем. Его прославляют вельможи и дарят свои улыбки прекрасные дамы, но победитель недоволен. Его гнетет, что соперник своим копьем повредил ему шлем, а купить новый Альберу не за что. Рыцарю не остается ничего другого, как просить взаймы у состоятельного еврея.

malenkiye tragediyi 01

Герой хочет стать независимым и это желание наводит его на мысль о богатом отце, наследство которого перейдет ему после смерти старика.

Барон – страшный скупердяй. Он обделяет своего сына в расходах, так как считает того мотом, из-за чего молодой рыцарь часто злится на жадного родителя, у которого нет никаких отцовских чувств к наследнику. Хоть он и считает себя настоящим рыцарем, но злость и досада на родного человека берут верх над благородством и честью.

В финале происходит открытое противостояние отца и сына, которое приводит к трагическим последствиям.

Главная идея книги

malenkiye tragediyi 03

«Маленькие трагедии» Пушкина – произведение актуальное и в наше время. В «Скупом рыцаре» раскрывается суть страсти людей к накопительству, присущая и некоторым современным жителям нашей планеты, для которых деньги стали чем-то священным, смыслом их жизни.

Каков он Моцарт? Сумасшедший гений или создатель божественной музыки? А Сальери совершил злодеяние или восстановил справедливость?

В «Каменном госте» Пушкин поразмышлял на тему смерти и любви. Очень часто эти два понятия в жизни людей пересекаются. Как уберечь светлое чувство от тьмы? Как страсть отделить от любви? Что ощущает человек на пике главного человеческого чувства?

В «Пире во время чумы» люди находятся на грани жизни и смерти. В этом состоянии они готовы на безрассудные поступки. Их земной путь может прерваться в любой момент. Старуха с косой где-то совсем близко. Как при этом не потерять свой человеческий облик и жить до конца с высоко поднятой головой?

Анализ произведения

malenkiye tragediyi 05

Основным посылом пушкинского «Скупого рыцаря» является формула «деньги – это власть». Главная цель жизни Барона – нажива. Он купается в своем богатстве и не желает делить его ни с кем. Даже с самыми близкими людьми.

Немного другая страсть гложет сердце героя произведения «Каменный гость». Она находится в иной плоскости людской натуры и более человечна. Дон Гуан превратился из опытного любовника в легкоранимого, страдающего рыцаря. Если раньше женщины ложились у его ног, то теперь он сам готов отдать все за улыбку и поцелуй Донны Анны.

В свое время Дон Гуан лгал женщинам, чтобы завоевать их расположение и у него это здорово получалось. Теперь он хочет быть со своей возлюбленной до конца честен.

Было время, когда главный герой «Каменного рыцаря» уничтожал всех соперников на своем пути. И не важно, были ли это любимые мужья или влюбленный юнцы. Ни что не могло стоять на пути Дона Гуана к сердцу его «жертвы». Но когда в его душе родилось настоящее чувство, он сам стал уязвим.

Новоявленный рыцарь приглашает Командора на ужин и там он встречает его супругу Донну Анну. Сердце обольстителя разбито. Он не представляет себе жизни без этой женщины. Теперь внутри Дона Гуана кипит не животная страсть, а настоящее божественное чувство. Но, видимо, прежние грехи не списаны и трагический финал неизбежен.

Другой герой-любовник Пушкина – музыкальный гений Моцарт. Этот композитор творит, как дышит – легко и непринужденно. Ему не свойственны сомнения. Он в плену у своих звуков, которыми готов делиться со всеми вокруг. Моцарт думает, что так будет продолжаться вечно. Но любая жизнь рано или поздно имеет свой конец.

Его визави Сальери обладает рациональным умом. Он пишет музыку, будто рассчитывает математические формулы. Этот композитор знает цену каждой ноте. Музыка для него священна и он не желает подпускать к ней никого. Сальери хочет сохранить всю ее красоту только для себя и наслаждаться ею в одиночку. Его гармонические отношения с музыкой не могут быть нарушены и те, кто не понимает это, должны погибнуть.

Самая страшная цена за величие – убийство. Страсть к единовластию в мире музыки у Сальери велика и он не потерпит, чтобы священнодействие превратилось в балаган. Ради гармонии он готов на разрушения.

В «Пере во время чумы» классик русской литературы тоже пишет об одной из человеческих страстей – отсутствии боязни смерти. Жизнь – это все, но перед смертью и она сдается. Остается прожить каждый отведенный день по разумению самого человека, стоящего на краю пропасти. Именно в этом состоянии оказывается, что сила духа может победить старуху с косой.

Действие «Маленьких трагедий» происходит в Средние века, в эпоху Ренессанса. Именно в то время у людей максимально проявлялись такие чувства как рыцарская честь и бесстрашие, которые абсолютно контрастировали с жадностью, накопительством, завистью и прелюбодеянием.

Пир во время чумы

Мужчины и женщины принимают решение устроить праздничный пир во время сильнейшей эпидемии чумы. Во время застолья председатель Вальсинаг предлагает Мери спеть грустную песню, и девушка запела печальную песню родине на которую свалилось несчастье после чумы. Присутствующим гостям по душе песня, но дерзкая Луиза утверждает, что только наивные и сентиментальные люди. Но, увидев телегу, груженную мертвецами, первая падает в обморок.

Затем Вальсингам решил спеть собственную мрачную песню которую сочинил Иза личного несчастья. Священник против пира, настаивает прекратить веселье, гости нарушают тишину умерших. Председатель отказывается слушать священника и дальше остается пировать с друзьями, но погружается в задумчивость.

Цитаты из книги “Маленькие трагедии”

Чему учат “Маленькие трагедии”

Произведение Пушкина учит не ставить личные интересы ставить на первый план, не быть жадным и корыстным соблюдать Божьи заповеди, учит отличать, где зло, а где добро, не бояться смерти, так как этого не избежать.

Пословицы к “Маленьким трагедиям”

Жадность всякому горю начало.

Грех не по лесу ходит, а по людям.

Жизнь прожить, не поле перейти.

От корысти и зависти нет ни счастья, ни радости.

Источник

Анализ цикла «Маленькие трагедии» Пушкина А.С.

«Маленькие трагедии», включающие четыре произведения, были написаны в так называемый Болдинский период. Осень 1830 года стала одним из самых продуктивных периодов творчества Пушкина, благодаря затворничеству из-за бушевавшей в Москве эпидемии холеры, Александр Сергеевич смог почти полностью погрузиться в написание произведений. Кроме того, холерный карантин нашел отражение в одном из произведения цикла, а именно в «Пире во время чумы».

Главной общей идеей цикла является попытка показать, хоть и с разных углов восприятия, но все же единую цельность нравственных законов.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Пушкин демонстрирует нам различные дороги, по которым люди нередко отходят от нравственных законов. В результате Александр Сергеевич показывает, что итогом отступления от даже самых незначительных, нравственных законов является утрата самого ценного в жизни — смысла своего бытия и существования.

Создается такое ощущение, что Пушкин сравнивает нравственный закон и человеческие законы, а также свойственные людям соблазны, взвешивая их на самых точных весах?

Что же победит? Какие человеческие соблазны, сводящие с ума, освещены в произведениях Александра Сергеевича?

В «Скупом рыцаре» главным героем является — власть. Центральная роль отводится не Барону, а его нравственному падению. Причем акцент сделан не на скупости и накопительстве, присущим Барону, а на стремлении его к власти. Ее олицетворением является золото и деньги. Он восхищается своей собственной силой. Жажда власти, неутолимая страсть негативно влияет на Барона: происходит замещение нравственных ценностей — на первом месте у него теперь стоят исключительно жажда денег и жажда власти. У него исчезают все человеческие черты, у него даже исчезает любовь к сыну. Не гнушается он и ложными обвинениями: обвиняя сына в попытке покушения на собственного отца.

А вот главным пороком «Моцарта и Сальери» является слава. Сальери всю жизнь живет, стремясь только к одной цели: славе. Однако достигнув желаемого, понимает, что цель творчества заключается не в лаврах. Природа, цель и итог творчества заключены в людях, в том, какие чувства возникают у них, когда они видят или слышат результат труда художника. Так работает Моцарт, и Сальери завидует ему. Одним только своим существованием Моцарт попирает систему ценностей, присущих Сальери. Поэтому он видит только один выход из положения: убийство Моцарта. «Моцарт и Сальери» произведение, в котором поднимается две проблемы. Помимо раскрытия ложно главной цели жизни — славы, Пушкин показывается нам одну из центральных идей многих его произведений. Мысль заключена в том, что гений и злодейство — понятия не совместимые, а взаимно исключающиеся. Злодейство — следствие безнравственного, а значит ложного пути.

В «Каменном госте» Пушкин сопоставляет волю личности одного человека и обще нравственных законов. Дон Гуан, герой-индивидуалист, сознательно попирает все эти законы. Это дает ему ощущение собственной силы, воли и власти. Принятие этих губительных для многих свойств дает Дон Гуану возможность осознанного противопоставления их Божьему промыслу. Ухаживая за Донной Анной, вдовой убитого человека, он преследует цель соревнований с самим Богом. Итогом своевольного поведения и попытки состязания с Богом является высшее наказание в лице Статуи.

Как мы можем понять, «Маленькие трагедии» — это философский манифест Александра Сергеевича, его представление о смысле жизни, вынашиваемые им на протяжении всего его творчества, но отраженное только в небольшом цикле произведений.

Источник

Морально–философская проблематика в “Маленьких трагедиях” Пушкина

“Маленькие трагедии” пострены на нравственно-исторических конфликтах между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в “Скупом рыцаре”, классицизм и романтизм в “Моцарте и Сальери”, Ренессанс и Средние века в “Каменном госте” и Ренессанс и пуританизм в “Пире во время чумы”.

“Один “ужасный век” сменяется другим, но человек может или застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки, или же встать выше “железного века”, прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным”, – пишет Лотман.

Характеры героев одномерны – носители какого-либо одного начала, одной страсти. Для Пушкина очень важно исследовать эти страсти. Композиция “Маленьких трагедий”, которая предполагает обрисовку противоположных позиций, показывает, что мир сложнее, чем кажется, а одно правды нет, ведь любое событие можно интерпретировать по-разному.

Основа – столкновение разных типов сознания: рыцарской идея и идеи денежного века. Не случайно в названии оксюморон – “скупой рыцарь”, что для рыцарского века практически невозможно. Барон – носитель идеи буржуазного века, века феодализма Страсть Барона – страсть к деньгам: он пьет воду, ест сухие корки, чахнет над своим златом в сундуках.

Вот счастье для него – добавить немного злата в очередной сундук. Золото для него – символ власти: “Что не подвластно мне? как некий демон отселе миром править я могу…” Среди золота он чувствует, что он царствует. Пир для него – смотреть на раскрытые сундуки, “на блещущие груды”. Сына считает “безумцем, расточителем”, недостойным наследства.

Соединению феодального и буржуазного сознания противостоит молодой барон – носитель средневековой рыцарской идеи, ради которой он, казалось бы, готов на преступление. Однако оказывается, что душа Альбера не готова к убийству ради достижения высокой рыцарской цели.

Сам же Барон одержим свои золотом, он клевещет на сына, всячески поносит его при Герцоге, обвиняя его в попытке кражи. Он настолько одержим своей страстью, что бросает вызов сыну, который тот принимает почти с радостью. Уже сам факт вызова позволяет Герцогу (как судье) вынести приговор: “Ужасный век, ужасные сердца”

2. Моцарт и Сальери

Основа – столкновение 2х разных веков: романтизма и классицизма, вдохновения возвышенного и рационалистического. Пушкин стремится к некой мифологизации этого сюжета, однако реализм – в противопоставлении романтической установки на гениальную одаренность, щедрость и классицистической установки на поддержание таланта, усердный труд.

Сальери – пример классицистической установки, он – ремесленник: “Ремесло поставил я подножием искусству”. Он разлагает музыку, относится к ней с рационалист., научной точки зрения: “Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй искусству”. Произведения создавал долго, сжигая предыдущие труды, достигая совершенства постепенно, мучительными трудами. Страсть Сальери – желание славы, которой он так долго добивался. А тут Моцарт со своими озарениями, “гуляка праздный, безумец”. Кстати, изначально в заголовке стояла “Зависть”.

Моцарт же гениален, причем своей гениальности не осознает даже. У него дар от Бога. В конце он говорит: “Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой…”. Моцарт – гениальная натура, Сальери – только лишь талантливый человек. “Гений и злодейство – две вещи несовместные”.

3. Каменный гость

Предмет исследования Пушкина – любовная страсть. В большей степени новаторским в “Каменном госте” является образ Дона Гуана. В его трактовке Пушкин следует за Мольером и представляет его не как пошлого распутника, а как человека, воплощающего в себе свободу чувства, который каждый раз любит искренне, истинно чувствует. Каждый раз влюбленность для него – истинное счастье.

Здесь возникает и тема наслаждения: если в первой трагедии наслаждение связано с богатством, то здесь наслаждение – минуты любви: “Наслаждаюсь молча, глубоко мыслью быть наедине с прелестной Доной Анной”. Для него – это “райское блаженство”. Любовь сравнивается с мелодией:

…Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает

Но и любовь мелодия…

4. Пир во время чумы

В основе – нравственно-психологический конфликт. Пушкин объединяет трагедии в цикл и неслучайно “Пир” завершает его. Сюжет – из мировой классики, “Пир” – перевод 1й сцены из драматической поэмы 1816г. “Чумный город” Вильсона, который описывает события страшной эпидемии чумы в Лондоне 1665г. Однако в трагедии присутствуют оригинальное – песни Мери и Председателя. Песня Мери – жалобная песнь о том, как все хорошо до чумы и как плохо во время нее: одно кладбище не пустеет. Луиза отмечает, что нынче такие песни не в моде.

Трагедия – философское произведение. Звучит идея эпикурейского противостояния чуме, страсть наслаждения опасностью. Герой находит наслаждение даже в игре со смертью.

Однако у самого Пушкина нет стоического презрения к жизни во славу смерти. Подчеркивается это введением 2го героя – Священника, который появляется в самом финале и напоминает Председателю о том, как он рыдал три недели назад над трупом матери. Он говорит, что их ждет ад, если они не прекратят этот чудовищный пир. Именно после его финальных слов идет авторская ремарка: “Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость”. Позиция Председателя в песне не кажется такой уж неуязвимой. Читатель видит признание правоты священника.

Характерно, что “Пир во время чумы” и “маленькие трагедии” в целом завершаются образом героя безмолвного, погруженного в “глубокую задумчивость” (похоже на конец “Бориса Годунова”).

В итоге, в трагедиях Пушкин противоречиво показал крах романтического мироощущения: сначала победу денег над сознанием людей и родственными узами в “Скупом рыцаре”, затем развенчание дружбы в “Моцарте и Сальери”, после обреченность эротического чувства в “Каменном госте” и окончательный распад нравственных ценностей в “Пире во время чумы”.

Источник

Моцарт и Сальери Пушкин А.С. — читательский дневник

small item 1026

В плодотворный болдинский период Пушкин написал свои четыре «маленьких трагедии», хотя задумывал написать их девять. Предлагаем вам изучить читательский дневник по пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери», которая и входит в число «маленьких трагедий».

Пушкин написал произведение в 1830 году в период пребывания в имении Болдино, где провел несколько месяцев. Оказавшись затворником вследствие эпидемии холеры, поэт плодотворно работает. Именно в болдинский период из-под пера Пушкина выходит пьеса «Моцарт и Сальери».

Время и место сюжета – Австрия, 1791 год. Моцарт умер в 1791 году в Вене, хотя в пьесе не указано ни время, ни место сюжета.

Моцарт — композитор. Он – молод, весел и добродушен, как ребенок. Моцарт открыт миру, видит его в розовых очках. Он относится к Сальери, как к другу, не подозревая о его тайном разрушительном замысле.
Сальери — композитор, одержимый желанием постичь гармонию музыки. Эта мечта заставила его отречься от праздности, удовольствий. Он много работал, поскольку обучение не давалось ему легко. Благодаря своему упорству он стал хорошим «ремесленником», но истинное искусство неподвластно ему.

Для человека важно контролировать свои чувства, не позволять им затмевать свой разум. Доводы, которые приводит Сальери в пользу убийства Моцарта, абсурдны. Чувствуется, что разум человека, просто-таки, помутился.

Сальери нельзя назвать посредственностью. Как композитор, он был достаточно популярен в свое время. В пьесе речь идет о неистовом труженике, в поте лица работающего над собой. Он отторгает собственную жизнь, ее праздность, потому что хочет достичь высот. И тут он видит Моцарта, по-мальчишески, беспечного, который не придает большого значения своему таланту и способностям других людей. Музыка, которую пишет Моцарт, дается ему легко. Со слов Сальери, Моцарт лишь гуляка, талант которого падает ему с небес.

Мнение завистника ошибочно. Человек, который завидует, как правило, преуменьшает заслуги предмета своей завести. Зная по другим источникам биографию Моцарта, предполагаешь, что Сальери просто злится. Моцарт – тоже трудяга, но без одержимости и фанатизма, это лишь человек, который подвернулся человеконенавистнику под горячую руку. Сальери зол, потому что несчастен. Он не жил свою жизнь, а лишь упорно трудился, пытаясь вырастить в себе гениальность.

Сальери негодует, глядя на счастливого Моцарта, который умеет радоваться, как ребенок. И червь зависти проникает в его душу, вызывая сильнейший конфликт. Сальери превращается в убийцу. Он отнял жизнь у Моцарта, но не отнял его гениальности. Угрызения совести – это то, что может, подобно яду, отравлять жизнь Сальери. Моцарт умер, но Сальери понимает, что все равно ему не стать гениальным.

Моцарт станет еще более популярным после смерти. Никогда Сальери не освободится от его гения, от его тени.

Образ Сальери, одержимого своей профессией, противопоставлен образу Моцарта, относящегося к своей одаренности спокойно, весело, с юмором.

Я считаю, что после смерти Моцарта противоборство их образов осталось неразрешенным. Несмотря на то, что Моцарт умер, конфликт еще более усугубился.

Гамма — звуковой ряд, состоящий из восьми нот, где первая имеет то же название, что и последняя.
Келья — комната монастыря с минимальной обстановкой, предназначенная для одного-двух монахов.
Фигляр — двуличный, лицемерный человек, обманщик, акробат, фокусник, используется как презрительное, нарицательное прозвище.
Жрец — служители языческих культов, совершающие жертвоприношения.
Херувим — небожитель, крылатое существо.

Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя
(Сальери)

Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни
(Моцарт)

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит»
(Моцарт)

А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?
(Моцарт)

Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма
(Сальери)

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector