чему учит произведение оруженосец кашка

Содержание

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Крапивин Владислав “Оруженосец Кашка” Читательский дневник, краткое содержание

Крапивин Владислав “Оруженосец Кашка” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Крапивин Владислав.

Название: «Оруженосец Кашка».

Жанр: повесть.

Тема произведения: дружба.

Число страниц: 250.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Володя получает в оруженосца мальчика Кашку, которого не очень любит. Но постепенно между Володей и Кашкой возникает искренняя и преданная дружба.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод в лесу, когда Володя искал Кашку, а тот шёл следом. И когда на Володю чуть не набросился пёс, Кашка был готов прийти на помощь, хотя сам сильно боялся собаку.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Разница в возрасте не может быть преградой для людей, которые чувствуют и понимают друг друга.

Чему учит эта книга

Повесть учит дружбе, преданности, верности. Учит взаимовыручке и готовности прийти на помощь другу. Учит преодолевать собственные страхи. Учит смелости и мужеству.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть, и больше всего мне понравился маленький мечтатель Кашка. Мальчик словно жил в своём собственном мире, он даже выдумал сказочную страну, и это было здорово.

Новые слова и выражения

Лупоглазый с выпученными, большими глазами.

Оруженосец помощник рыцаря.

Стиляга модный, хорошо одетый человек.

Пословицы к произведению

Друг познаётся в беде.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Друга на деньги не купишь.

Без друга жить самому себе постылым быть.

Верный друг лучше сотни слуг.

Источник

Оруженосец кашка читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.

Произведение «Оруженосец Кашка» написано в 1965 году. Автор повести: Владислав Петрович Крапивин.

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои произведения- друзья Володя и Кашка. Ребята вместе отдыхали в детском лагере. Аркашка младше своего друга, а потому старался во всем подражать Володе. За это его и назвали оруженосцем. После отдыха мальчики хотели вместе поехать в гости к Кашке. Но Володя резко поменял планы, чтобы встретиться с девочкой, которая ему нравилась. Кашка сильно расстроился. Затем Володя все же решил, что друг ему важнее всего и поехал в гости к нему, как и собирался.

Главные герои

Главная мысль

Главная мысль произведения заключается в том, что необходимо ценить дружбу и преданность. Автор возвышает в произведении честность и искренность.

Чему учит

Произведение учит тому, что дружба является одной из главных ценностей нашей жизни. Верный друг- редкость в наше время и каков бы сложен не был выбор, не стоит играть на чувствах друзей и предавать их. Володя сделал сложный выбор, ведь ему предстояло определить что для него важнее: девочка, которая ему понравилась или же настоящий друг. Хочется верить, что дружба парней прошла все испытания и сохранилась на всю жизнь.

Отзыв

Пьеса мне очень понравилась. Она небольшая, легко читается и действительно интересная. Писатель смог донести свою мысль до читателей. Произведение учит ценить дружбу, а также показывает негативные стороны человека, такие как: жадность и трусость. С удовольствием прочитаю похожие рассказы.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 5 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Источник

Владислав Крапивин — Оруженосец Кашка:
Краткое содержание

В детском летнем лагере «волна»: массовое изготовление заскучавшими ребятами луков и стрел с наконечниками из жестянки. Вожатые Серафима, Ольга в тревоге. Спокоен только вожатый Сергей Привалов, хотя больше всего стрелков в его отряде. Привалов берет «волну» в свои руки: приглашает стрелков на рыцарский турнир. Каждому участнику дают оруженосца помладше. Окончившему 6 класс Володе Новоселову – робкого неумеху Аркашку (Кашку) Голубева лет восьми. Пару дней рыцари с оруженосцами будут жить в палатках. Среди рыцарей и Райка. Ей нравится Володя.

В первый день Володя мажет мимо мишени: стрелы липнут к рукам. Это Кашка перестарался, окрашивая перья. Володе жалко испуганного малыша. Он и не знает, что у Кашки много чего на сердце. К примеру, когда мама увезла папу в больницу, мальчик жил с сердитой бабушкой Лизой, и отдушиной ему была Кашкина Страна. Жили в ней фигурки-челотяпики.

В то лето он решил продать ягод у поезда, чтобы купить маленький парусник, как у Пимыча. И отдал кулек за кульком даром: такие хорошие ребята попались. Он дарил радость им, они ему. Альпинист и бродяга Костя, ищущий свою Жар-птицу – «челотяпика» альпиниста в коллекцию Кашки. Правда, Левка-продавец его побил, а бабка отругала. Но «если человек не виноват, справедливость всегда победит». И на защиту пришел Пимыч. Они были друзьями, пока Пимыч не уехал. У Володи тоже есть что вспомнить. Прошлым летом он в Белом Ключе подружился с задиристой Надькой, ребятами, был на озерах, видел красных стрекоз.

Володя становится победителем турнира. Рыцарь хвалит своего верного оруженосца. Кашка счастлив. Володя, наконец, видит в нем друга, братишку. Оба любуются фигуркой Альпиниста. Когда к ним выскочил чужой пес, перепуганный Кашка не бросил своего рыцаря. Тут Володя разглядел в нем хорошего человечка. Кашка умоляет погостить у него. Володя обещает.

А потом приходит письмо от той самой Нади. Она три дня будет в городе, можно встретиться. И паренек хочет увидеться с ней. Кашка горюет без слез. Жизнь разводит людей, это нормально. Пимыч, Костя, теперь вот Володя. И Володя дрогнул, передумал. В последнюю минуту заскочил в автобус малышей. И увидел улыбку Кашки, его лучистые светло-голубые глаза.

Читательский дневник по повести «Оруженосец Кашка» Крапивина

Сюжет

В летнем лагере турнир по стрельбе из лука. Закончившему 6 класс рыцарю Володе Новоселову в оруженосцы дают тихоню лет восьми Кашку (Аркашу) Голубева. В первый день турнира из-за Кашки Володя проиграл. Тот измазал перья стрел несохнущей краской. Перестарался. Володе жалко малыша.

Прошлым летом ради покупки парусника Кашка носил к поездам ягоды на продажу. И хорошим, веселым людям, как альпинист Костя, отдавал их просто так. От Кости у него осталась фигурка альпиниста. За такую доброту с ним подружился мальчишка Пимыч. А Володя тем летом познакомился с ребятами из Белого Ключа и Надькой, девчонкой с характером.

На турнире Володя победил и Райку (она поддалась, потому что мальчик ей нравится), и Юру. Счастливый Кашка всюду ходит за ним. И Володя видит в мальчонке друга и хорошего человека: Кашка не сбежал от чужой злой собаки, остался рядом с «рыцарем». Володя соглашается после лагеря погостить у Кашки. Но приходит письмо от Нади. Она в городе. Володя хочет ее видеть. Кашка огорчен, но смиряется. Володе совестно. В последний момент он заскакивает в автобус с малышами и видит улыбающегося Кашку.

Отзыв

Повесть о настоящей дружбе, человечности, чуткости, душевной доброте, взрослении. Мир глазами ребенка. Каждому нужен друг. Володя побежден преданностью, доверием маленького Кашки. У них есть взаимопонимание. В финале повести Володя делает выбор в пользу дружбы вместо первой влюбленности. Все мы встречаемся не просто так, а чтобы научиться друг у друга чему-то хорошему.

Повесть учит быть отзывчивым, добрым, благодарным, бескорыстным, держать слово, быть к себе строже, чем к другим, дружить, не предавать, а радовать людей.

Источник

Оруженосец Кашка — краткое содержание рассказа Крапивина

Вот только с оруженосцем, как он считал, ему не повезло. В оруженосцы ему достался маленький тихий мальчик, которого все называли Кашкой, так как полное имя — Аркадий, было для него слишком тяжеловесным.

Володя был огорчён, что ему достался такой оруженосец. Но и Кашку расстраивать ему не хотелось. Володя придумал для оруженосца задание — краской нарисовать на стрелах полоски, чтобы стрелы не терялись в траве. Но Кашка перепутал, и вместо быстро сохнувшей краски покрасил стрелы краской масляной, которая несколько дней сохнет. Липкие от краски стрелы помешали Володе выиграть в отборочном турнире. Он рассердился, и прогнал Кашку.

Кашка был фантазер и мечтатель. Он выдумал свою страну, и населил ее челопятиками. Челопятиков Кашка делал сам, или находил. Ему нравилось жить в придуманной стране. Но настоящего друга у Кашки не было. А Володя ему очень понравился, и Кашка хотел с ним подружиться

Кода Володя прогнал Кашку, тот очень расстроился. Он думал о том, как подружиться с Володей. И стал незаметно ходить за ним следом. А Володя любил бродить один по лесу, хоть это и запрещалось правилами. Во время такой прогулки Володе повстречался злой пес. Он рычал и лаял, и Володя решил, что сейчас набросится. К счастью, появился хозяин пса и отогнал его. Володя с облегчением обернулся, и увидел Кашку с дубиной в руке. Кашка был рядом и готов был бросится на помощь. И Володя оценил этот поступок и простил своего оруженосца. Они помирились. Володя выиграл турнир. Он был счастлив. Но когда турнир закончился, Володя забыл о Кашке.

Кашка звал Володю в гости по окончанию смены. Это было невозможно, ведь Володю ждали дома родители. А жили они в разных местах.

Но когда автобус уже должен был увезти Кашку, Володя, увидев его понурую фигуру, вдруг понял, что несколько лет разницы в возрасте — это не помеха для дружбы. И что Кашка может стать его хорошим другом. И Володя принял решение съездить в гости к Кашке на несколько дней.

Повесть заканчивается тем, что Володя заскакивает в автобус, который должен увести Кашку, и тот улыбается.

Другие произведения автора: ← Звёзды под дождём↑ КрапивинБрат которому семь →

Сюжет – краткое содержание

Оруженосец Кашка — Крапивин Владислав Петрович

Серафиме приснился дятел. Он сидел на сухом стволе сосны и целился носом в какую-то букашку. Потом он быстро откинулся назад, стукнул клювом по коре и снисходительно посмотрел на Серафиму черным блестящим зрачком. Серафима удивилась и открыла глаза.

Дятла, конечно, не было. Был некрашеный потолок с круглыми пятнами сучков, лампочка в самодельном абажуре и пестрый табель-календарь, пришпиленный над кроватью к стене из тесаных бревен.

Она торчала над календарем, и белое хвостовое перо ее хищно дрожало.

«Так, – подумала Серафима. – Кажется, кто-то совершил покушение на мою жизнь. Только этого мне и не хватало».

Она с беспокойством взглянула на затянутое марлей окно. В марле ярко голубела круглая дырка. Серафиме захотелось поглубже забраться под одеяло.

– Нет, стоп, – сказала она себе. – Главное – не поддаваться панике.

Серафима была рассудительным человеком. Она прогнала страх и стала вспоминать, кому причинила зло и кто мог желать ей такой ужасной гибели.

Никому она не причиняла зла! Честное слово! Правда, вчера во время ужина она прогнала из столовой Мишку Зыкова, но он даже не обиделся. Он понимал, что сам виноват: ведь никто не заставлял его опускать в компот нытику Генке Молоканову живого зеленого лягушонка…

«Не было покушения, – решила Серафима. – Стрела случайно влетела в окно, и теперь, наверно, ее хозяин прячется в кустах и с тревогой думает: узнают или не узнают? Попадет или не попадет?»

Она вскочила с кровати, натянула сарафан и шагнула на крыльцо.

В двух метрах от крыльца росла прямая береза. В стволе березы высоко, так что не дотянешься, торчали две стрелы. Одна – толстая и короткая, с черным вороньим пером, другая – длинная, без перьев, с зелеными полосками у наконечника.

– Не нравится мне это, – задумчиво сказала Серафима и огляделась.

Горнисты еще не сыграли побудку, и над лагерем висела сонная тишина. А солнце стояло уже высоко. Жестяные наконечники стрел, глубоко вонзившиеся в березу, горели серебряными точками.

Еще одна стрела взмыла над кустами черемухи, описала пологую дугу и ушла за дальние сосны. Она была ярко-алая, с белыми перьями у хвоста. В зарослях черемухи затрещали ветки и послышались тихие напряженные голоса.

– Батюшки, – прошептала Серафима. – Волна…

Коротким словом «волна» в лагере называли массовые увлечения. Что такое массовое увлечение, каждому понятно. Допустим, один человек нашел на дороге обрезок жести и сделал из него свисток. Ходит и свистит. Другой человек услышал и думает: «У него есть свисток. А у меня нет свистка. Разве это жизнь?» Идет он тоже искать кусок жести. Режет ее, гнет и в конце концов гордо подбрасывает на ладони великолепную свистелку собственной конструкции. Потом подносит ее к губам и надувает щеки…

Когда у двух человек есть свистки, а у других нет, это большая несправедливость. И вот уже всюду стучат по металлу молотки и кирпичные обломки, сгибая в трубки жестяные полоски. Воздух наполняется режущим свистом, и тишина рвется в мелкие клочки.

Это значит, что на лагерь накатила свистковая «волна».

Вообще волны бывают разные: вредные и полезные, опасные и безобидные.

В начале первой смены прокатилась «шляпная» волна: мальчишки и девчонки мастерили из лопухов широкополые мексиканские шляпы, украшали их подвесками из сосновых шишек и пышным оперением из листьев папоротника. Ходить без такой шляпы считалось просто неприличным. Однако лопухи увядали быстро, а росли медленно, и волна утихла, когда в окрестностях лагеря был найден и вырван с корнем последний лопух.

Через неделю прошумела другая волна – «разбойничья». Несмотря на грозное название, она была очень спокойная. Все мирно сидели под деревьями и мастерили маленьких разбойников. Туловища лепили из глины, головы делали из шишек и репейника, руки и ноги – из веток, а усы – из сухих сосновых иголок. Потом эти разбойники стояли всюду: на подоконниках, на перилах, на спинках кроватей и даже на умывальниках. Наконец их собрали в пионерскую комнату и устроили выставку.

После «разбойничьей» волны прокатилась волна «ужасов». Всем захотелось наряжаться привидениями и кого-нибудь пугать. Мальчишки после отбоя малевали на голых животах страшные рожи, приматывали к голове деревянные рога и бесшумными скачками подкрадывались к девчоночьим дачам. Но девчонки не спали. Вымазав мелом лица и завернувшись в простыни, они со зловещим подвыванием бродили вокруг дач. В общем, привидений развелось видимо-невидимо, а пугать было некого.

Потом прошумело еще несколько волн, и самая грозная из них называлась «ракетная».

Ракеты с ядовитым шипением взмывали над полянами и, кувыркаясь, падали в кусты. Иногда они сгорали прямо на стартовой площадке. А ракета с гордым именем «Сириус-5» вышибла кухонное окно и утонула в котле с рассольником. Среди вожатых началась паника. Но эта волна угасла сама собой из-за недостатка реактивного горючего.

Все дружно вздохнули и повернулись к окну. За окном была усыпанная песком площадка, а на площадке – столб с репродуктором. В столбе, не очень высоко от земли, торчала стрела с огненным петушиным пером. Появился лохматый исцарапанный мальчишка в зеленых трусиках. Подошел к столбу. Поправил на плече маленький, сильно изогнутый лук. Поднял голову, подумал и лениво подпрыгнул, чтобы достать стрелу. Не достал. Почесал о плечо подбородок, снова поправил свой лук и неторопливо удалился.

– Вот-вот… – мрачно произнес Семен

Васильевич. – Про это я и говорю. Видали? Ему, тунеядцу несчастному, даже прыгнуть лень как следует. Потому что стрел у него и без этой хватает. Три сосновые чурки на стрелы пустили! Изверги…

– Три чурки, три чурки, три чурки… – басовито пропел вожатый первого отряда Сергей Привалов.

– Нет ничего смешного, Сергей Петрович, – строго и обиженно сказала старшая вожатая Светлана. – Здесь не опера, а педагогический совет лагеря. Дети могут получить увечья и травмы…

– Виноват, Светлана Николаевна, – откликнулся из угла Сергей. – Больше не буду. Хотя должен заметить, что увечья и травмы – это одно и то же.

– Товарищи, – укоризненно сказала директор лагеря Ольга Ивановна. – Света, Сережа, не надо. Вопрос-то серьезный. Продолжайте, Семен Васильевич.

Он вздохнул, шумно поворочался на стуле и затих.

– Помогло? – печально спросила Ольга Ивановна.

– Не знаю, кто как, а я к этой доске и на сто шагов не подойду, – заявила Светлана. – Ее превратили в щит для мишеней. Там уже висит, между прочим, один приказ – с выговором за самовольное купание. Кажется, Юрию Земцову. В этом приказе торчат четыре стрелы. Их не убирают. По-моему, нарочно… Я не понимаю, Сергей, что тут смешного!

– Я серьезен, как надгробие.

– Надгробие скоро понадобится мне. От такой жизни. Я поймала Игоря Каткова (кстати, он из твоего отряда) и говорю: «Вы другого занятия не могли найти? Вы без глаз останетесь». А он хоть бы хны!

Пословицы к произведению

Друг познаётся в беде.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Друга на деньги не купишь.

Без друга жить самому себе постылым быть.

Верный друг лучше сотни слуг.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Интересные темы

Рецензии на книгу «Оруженосец Кашка» Владислав Крапивин

Лук способствует дружбе

— Юрка! — Володя с надеждой повернулся к Юрику Земцову. — Слушай, Юрка, давай меняться, а? У тебя ведь Мишка Зыков. Давай, ты мне Мишку, а я тебе десять наконечников и Кашку. Юрик обалдело глянул на Володю. — Мишку. — Пятнадцать наконечников, — безнадежным тоном сказал Володя. — Все из желтой жести. Как золотые. Я их для турнира берег. Ну, семнадцать… А? Вот тогда-то Сережа и сказал, не выходя из пионерской комнаты: — Работорговец! Человека меняет на какие-то наконечники! Догадался…

Медленно и сложно завязывается дружба между мальчишками, но тем интересней за этим следить. Автор показывает нам, как Кашка с Володей провели прошлое лето, а потом снова возвращается к событиям в пионерлагере. Во время этих флэшбеков можно понять, как не хватает ребятам надёжного друга, особенно Кашке и на что он только не идёт, чтобы найти такого друга, но все его находки оказываются «временными». Кашка находит утешение в мире Челотяпиков, который он придумал сам и населил его вышеуказанными существами.

Челотяпики были разные: Летчик из сломанного самолетика; оловянный Мотоциклист; морской Капитан, сделанный из поплавка и спичек; старый ворчливый Шишан из еловой шишки и Матрешка — самая маленькая из всех матрешек. Раньше она сидела внутри остальных, а потом потерялась и попала в компанию челотяпиков. Позже других появился шестой челотяпик — Альпинист, но про него речь пойдет дальше, потому что все надо рассказывать по порядку.

Я заметил некоторые сходства с первым прочитанным мною романом этого писателя: 1. Тут тоже есть старший друг главного героя, который быстро исчезает из сюжета и его также зовут Костя. 2. На главного героя нападают сразу четверо хулиганов. 3. В обеих книгах есть похожее описание ножа, правда в первой хулиганского, а во второй охотничьего. 4. Действие также начинается в Июле. Может потому, что свой отряд «Каравелла», Крапивин также создал в этом месяце.

Показалось мне или Крапивин действительно вдохновлялся творчеством Анатолия Алексина, но есть неуловимая схожесть этой повести с некоторыми произведениями Алексина. Книга более детская, чем «Мальчик со шпагой» и подойдёт, как для самостоятельного чтения учащимися средних классов, так и для чтения родителями младшеклассникам или даже дошкольникам. Но повесть не так проста, как кажется на первый взгляд и может понравиться даже взрослому читателю, особенно, если он такой же любитель детской литературы и искатель мостиков в детство, как и я!

Прочитано в рамках книгоигр: «Новогодний Флэшмоб 2019», «Школьная вселенная», «Мужчина и женщина», а также совместных чтений клуба «КПДЛ» За отличный совет в «НФ», сердечно благодарю Viculichna

Источник

В.Кравивин Тема детства в повести «Оруженосец Кашка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Оруженосец Кашка.docx

Владислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).

Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство. Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет».

До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».

Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.

Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.

Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.

Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям — «no comment».

В 2010 году Владислав Петрович Крапивин награжден Почетным дипломом Премии Ганса Христиана Андерсена «по совокупности» созданных произведений. Дипломом также награжден двухтомник В. Крапивина «Белые башни родины», выпущенный Издательством Тюменского государственного университета, как лучшее российское издание для детей. Вручение диплома состоится в сентябре 2010 г. в Испании.

Повесть начинается турниром лучников, в котором одному из «рыцарей» в оруженосцы достается нескладный мальчишка Кашка. Так начинается настоящая дружба между двумя мальчишками, которой вовсе не препятствует разница в возрасте.

Один из первых романов Крапивина повествует о двух мальчуганах, которым довелось в лагере участвовать в соревнованиях по стрельбе из лука.

Старший, Володя, сначала противился, тому что ему подсунули такого аморфного оруженосца Аркадия, Аркашку (или попросту Кашку), ну а потом сдружился с малым. Роман полон воспоминаний о других историях, которые случались с героями до встречи в лагере, историй которые в полной мере раскрывают характер Володи и Аркадия, и их взаимоотношения со сверстниками. Становится понятно, почему такие разные ребята стали друзьями после стрелкового турнира.

Как обычно у Мастера, все очень трогательно и знакомо. Крапивин лучше любого другого автора может в нескольких предложениях полностью описать любого персонажа, выделив в нем именно те основные особенности, которые будут однозначно определять характер человека. При этом все герои получаются уникальные. И среди них нет кардинально плохих, нет и идеальных, но все они особенные и запоминающиеся. Кашку запомнаешь вместе с его парашютистом и выкрашенными масляной краской стрелами. Володю с его рогаткой и бесстрашием, а Райку с ее первой детской любовью, ради которой можно и стрелу пустить мимо в самый ответственный момент.

Романтика первых отношений, ностальгия по пионерлагерям, друзья, которые после смены уезжают домой, навсегда. Тогда все это воспринималось предельно серьезно, ну а сейчас, читая Крапивина, нам дается прекрасная возможность вспомнить свое беззаботное детство и сравнить его с теми историями, что рассказывает автор.

Это история о двух молодых судьбах, слившихся воедино. История не о любви, а о дружбе. Той самой дружбе, о которой говорят, что она настоящая.

Кашка — маленький мальчик, замкнутый в таком же маленьком мире. Его душа жаждет приключений, но жизнь складывается так, что ему даже не с кем поделиться своими идеями.

Эпизоды истории Кашки показывают, насколько он нуждается в друге. Альпинист местный забияка, и простые люди, проезжающие мимо на поезде и никогда больше не возвращающиеся — все эти персонажи, мелькающие и исчезающие, являются ключевыми элементами для понимания внутренней жизни Кашки.

А история Володи — это история мальчика, полного сил и сугубо мальчишеских амбиций. Он наверное, нуждался в чем-то большем. Понять, в чем именно — значит попытаться осознать чувства.

Невольно вспомнилась трилогия Льва Толстого «Детство, Отрочество, Юность». Детские впечатления, переходный возраст, ложные идеалы, первые чувства. Здесь тоже всё это есть. Пусть не с таким тонким психологизмом. Но, как мне кажется, с более тонкой духовной основой. С этим огнем, полыхающем в душах маленьких мальчиков. Мы не можем на примере героев судить о детях в целом, но мы можем говорить о том, что же такое свет, который мы можем принять вместе с человеком, который просто-напросто «следует попятам».

И не могу не упомянуть шарм пионерских лагерей. Повесть, к тому же, очень летняя, хоть многие из сцен (не без идеи) и промокли от дождя.

Костер — как живой, он похож на жар-птицу,

Она мне сегодня, наверное, приснится. (с) Оруженосец Кашка.

В начале повести показывают летний лагерь, в котором всё должно подчиняться строгому контролю и распорядку дня. Естественно, это совершенно не нравится детям, им очень скучно, они пытаются найти себе интересное занятие. А это в свою очередь не нравится тем, кто за ними следит. Им хотелось бы, чтобы дети вели себя тихо и слушались, не нарушали правила. Ага, конечно! Это попросту невозможно. Хорошо, что находятся люди вроде вожатого Серёжи, которые все это понимают и направляют энергию детей в безопасное русло, делая всех довольными.

Крапивин очень объективен. Он показывает картину в целом, каждого человека в отдельности. Никто из них не понимает, что творится в мозгах других людей, и что вообще, собственно, происходит. Из-за этого, кстати, возникает очень много проблем, всё как в жизни. А Крапивин все это знает, но не говорит прямым текстом, передает информацию через своих персонажей.

11. Мешавкин С. Мальчишки Вселенной // Урал. 1988

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector