чему учит произведение планета людей

Содержание

Экзюпери Планета людей читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.

Роман был написан Антуаном де Сент-Экзюпери в 1939 году. В книге описывается интересный и насыщенный период жизни, сформировавший мировоззрение автора

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои

Рассказчик — в начале романа предстаёт в образе неопытного пилота, не пользующегося почётом у более опытных коллег. Но с годами юный лётчик превращается в настоящего бойца, готового бесстрашно преодолеть любые трудности. Главный герой умеет делать выводы, размышлять, ему свойственна ответственность.

Главная мысль

Каждый человек сам находит то, что приносит ему счастье. Именно любовь к своему делу превращает человека из любителя в настоящего специалиста и даёт возможность совершить новые открытия.

Чему учит

Роман наполнен множеством интересных и сюжетных линий. История Гийома учит нас не отчаиваться, попадая в тяжёлую ситуацию. Путь главного героя показывает: преданность выбранной профессии способна напомнить жизнь яркими красками и новыми идеями.

Отзыв

Антуан де Сент-Экзюпери — один из моих любимейших авторов. И эта история просто не могла пройти для меня незаметно: именно здесь я могу узнать о жизненном пути великого писателя. Читая роман, понимаешь, почему все книги Антуана трогательные и добрые. Слишком много бед и трагедий он пережил за свою недолгую жизнь. Мечта о добре и счастье воплощается на страницах произведений, даря надежду и автору, и читателям.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 7 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

Источник

1.Какие мысли писателя в «Планете Людей» показались вам существенными, важными? Почему? 2. Каким предстает перед нами

Ответ или решение 1

14 289add1993cac383aa6c1c028493840b62c89f316423e3721e57c37b113937bc

В своем произведении «Планета людей» Экзюпери, как мне кажется, хотел донести до нас, читателей, одну простую, но вместе с тем, пожалуй одну из самых важных мыслей для всего человечества. Нужно ценить то что имеешь. Иногда в ежедневной суете мы перестаем обращать внимание, на те простые радости, ценности которые даровала нам жизнь и окружающий мир. Тепло и свет солнца, улыбка матери и смех ребенка, ласковый летний ветерок. Так герои в произведении, лишь испытав лишения, открыли для себя неожиданную истину — дорожить и уважать тех кто рядом, любить жизнь, какой бы тяжелой она не казалась, а так же ценить дары предоставленные нам. Даже такие, казалось бы, незначительные как простой глоток воды.

2. В произведении «Планета людей» рассказчик предстает перед нами человеком любящим равно, как безграничное небо, так и землю. Такие разные, но вместе с тем, объединенные в единое целое — планету людей. Ему не чужды такие понятия как долг, честь, ответственность. Главный герой рассуждает о предназначении человека, как великую цель для каждого живущего на нашей планете. Думаю произведение «Планета людей» можно считать автобиографической, так как многое свидетельствует о том, что рассказчик и герой повествования прототип самого автора. Так же как Сент-Экс, Экзюпери попадал в авиакатастрофы и с трудом выжил. А так же стоит отметить что, Сент-Экс это прозвище самого автора.

3. Служба летчика идет рука об руку с опасностью. Именно о таких приключениях мы и узнаем от рассказчика произведения «Планета людей». Поломки самолета, которые зачастую происходили в пустыне, где героям приходилось бороться за свою жизнь. Сахара встречает неприветливо наших пилотов, там они борятся с жаждой, миражами. Так же столкновения с дикими племенами, которые казнили любого европейца попавшего к ним в руки. Но герои стойко переносят все тяготы. Подавая пример бесстрашия, стойкости духа и веру в себя.

4. «Планета людей» это сборник очерков. Очерк — это небольшое литературное произведение, кратко описывающее жизненные факты. В данном произведении повествуется о службе летчиков. Оно наполнено жизненными ситуациями и опасностями, которые подстерегают каждого пилота.

Источник

Чему учит произведение планета людей

Очередной выпуск программы проекта «Читательский дневник» историк, писатель, выпускник РАНХиГС Сергей Дашков посвятил философскому шедевру классика французской литературы Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей».

Писателей-летчиков, то есть, людей, которые подчеркивали свою принадлежность к этой профессии, единицы. Можно вспомнить футуриста Василия Каменского. Своим масштабом, и писательским, да и пилотским, он, конечно, не идет в сравнение с Антуаном де Сент-Экзюпери, французским аристократом, человеком, который прожил всего 44 года, преисполненных бурных приключений, которые, впрочем, продолжились и после его смерти. Ведь чего стоит только история, когда браслет пропавшего над Средиземным морем в 1944 году писателя и авиатора обнаружил в 1998 году где-то в Сицилии рыбак, а 5 лет спустя были найдены и обломки самолета, и по номеру его деталей идентифицированы.

«Посмотрите, какая интересная жизнь: человек начал летать на заре авиации, стал достаточно известным, сильным с технической точки зрения пилотом, прошел значительную часть войны, пропал без вести – и был обретен таким почти мистическим образом», – отмечает ведущий проекта.

Вообще Экзюпери удивительно современный автор. Вот строчки из «Планеты людей» (1939): «Нам кажется, будто машина губит человека, – но, быть может, просто слишком стремительно меняется наша жизнь, и мы еще не можем посмотреть на эти перемены со стороны. По сравнению с историей человечества, а ей двести тысяч лет, сто лет машины – это такая малость. Мы едва начинаем осваиваться среди шахт и электростанций. Мы едва начинаем обживать этот новый дом. Да и наш внутренний мир потрясен до самого основания. Хоть и остались слова – разлука, отсутствие, даль, возвращение, – но их смысл стал иным. Мы – скитальцы, мы еще не успели создать себе отчизну. Все мы – молодые дикари, мы не устали дивиться новым игрушкам».

«Этим новым игрушкам мы тоже не устаем дивиться», – соглашается Сергей Дашков, доставая из кармана смартфон.

Это книга о величии человека, о величии природы, о величии нашей жизни. «Планета людей» удивительно хорошо построена. Вы можете начать читать с любой страницы, и вам будет интересно. Этот сборник эссе, книга-раздумье написана Экзюпери в тот момент, когда он восстанавливался после тяжелейшей аварии, его самолет разбился в Гватемале по пути на Огненную Землю из Нью-Йорка, и писатель начал систематизировать воспоминания, которые накопил за свою жизнь. В конце концов родилась книга, которая принесла ему мировую славу.

С точки зрения ведущего, у автора «Планеты людей» очень зороастрийский взгляд на вещи. Вот, например, цитата, которая украсила бы любую зороастрийскую книгу: «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

А еще, читая «Планету людей», ты понимаешь, что когда падал самолет или когда человек не мог найти дорогу домой в бескрайнем небе, вот именно эти переживания им овладевали. «Это очень личная книга», – убеждает автор программы.

Организаторы проекта «Читательский дневник» выражают особую благодарность сотрудникам библиотеки Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки), где проходят съемки при участии писателя, экономиста, историка, финалиста конкурса «Лидеры России» Сергея Дашкова.

Источник

Отзывы на книгу « Планета людей »

Вот бывают же такие книги – простые и невероятно трогательные, вызывающие у тебя слезы, и это притом, что нет тут давления на чувства, нет манипуляций. У Антуана де Сент-Экзюпери неизвестно как получалось писать уютные, нежные и печальные книги, от которых и должно замирать живое человеческое сердце. После его книг хочется снова верить в альтруизм, мужество и благородство. Понятно, отчего работы Экзюпери вызывают столь сильные эмоции. Кое в чем он прав: мы, люди, живем в болоте, нас окружают мелочность, глупая злоба и зависть; мы привыкли к бесформенной жизни, мы толком-то и не наслаждаемся, не мечтаем, не строим великолепные замыслы, мы довольствуемся примитивными переживаниями, потому что переживания большие требуют от нас невероятной отдачи. Экзюпери же рассказывает о совершенно другой жизни: о путешествиях и опасностях там, за горизонтом, о сильных чувствах, самозабвенном творчестве и невероятном мужестве у ворот смерти. Мы об этом знаем из книг и кино (а что нам еще остается?), а Экзюпери сам это пережил, и не скажешь, что он какой-то герой. И он грустит о нас: «Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт».

«Планета людей» же – о первых летчиках, которые рисковали в каждый свой полет. По сравнению с современными самолетами, их были ничтожны, оттого летчики постоянно разбивались. Причем, летали все больше через моря, горы и пустыни. Если самолет упадет, а ты выживешь каким-то чудом, скорее всего, позже загнешься в сорокаградусный мороз в Андах или сдохнешь от жажды в Сахаре, закопавшись в песок.

Экзюпери призывает не восхищаться этими невероятными людьми, которые умели выживать вопреки всему. Но как ими можно не восхищаться? Он рассказывает о своем приятеле-летчике, что разбился в горах, а потом, замученный, без сна, еды и воды шел и шел навстречу спасателям, и так пять суток. Потом рассказывает, как сам потерпел крушение в Сахаре и оказался отрезанным от цивилизации на несколько дней, опять же, без еды и воды. Экзюпери нисколько не рисуется, описывая, как боролся с пустыней. Это ты пребываешь в некотором шоке: нет, я бы так не смогла, я бы точно загнулась в первые же сутки! Идти по пустыне сто километров, лишь изредка останавливаясь, без воды, и это в жару… нет, увольте! У меня бы не хватило силы духа. Но Экзюпери считает иначе: на «подвиг» способен любой человек, каждый из нас в критической ситуации может оказаться кремнем, мы сами не знаем, какие огромные силы в нас дремлют. Он прав, говоря, что пугают нас не обстоятельства, а неизвестность, и стоит неизвестности отступить, стоит из потемок выступить опасности – и мы набираемся мужества.

В этом смысле «Планета людей», конечно, помогает вернуть веру в себя. Даже если ты в жизни не был в пустыне или в горах и ни разу не оказывался на краю смерти. Приятно думать, что ты, в случае необходимости, тоже сможешь принять вызов. Летчикам Экзюпери даже немного завидуешь, несмотря на высокую смертность. Они были первыми в своей сложной профессии, без них не было бы современной авиации. А так обычно и бывает: чтобы что-то построить, большое и величественное, нужно многим пожертвовать, и есть ли смысл об этом сокрушаться.

Источник

«Планета людей» — краткое содержание и пересказ по главам романа Антуана де Сент-Экзюпери

Краткие сведения о произведении

Главный герой повести

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

В начале романа автор размышляет о том, что люди познают себя в борьбе с препятствиями, что самолёт — это одно из орудий, которые используются в этой борьбе.

В первой главе «Линия» рассказывается о том, как пилот поступил служить на авиалинию «Латекоэр», установившую сообщение между Тулузой и Дакаром.

После стажировки ему предстоял первый полёт с пассажирами. Его друг Гийоме, уже отлично знающий сложные маршруты и посадочные площадки, рассказал пилоту об опасностях, которые могут встретиться.

Однажды ночью в одном из полётов радиопеленги с аэродромов Сахары сильно искажались, и пилот с радистом сбились с пути. Внизу сквозь туман сверкнула вода. Было неясно, далеко ли ушёл самолёт от берега и хватит ли у него горючего. Аэродромы, которые откликались на зов, не могли определить, где находится самолёт. Наконец, с аэродрома в Тулузе сообщили, что горючего осталось ещё на два часа, потому что у этого самолёта нестандартный бак, и сказали, что нужно взять курс на Сиснерос.

Вторая глава «Товарищи» состоит из двух очерков. В первом рассказывается о Мермозе, одном из пионеров французской гражданской авиации. Сначала он летал над Сахарой, а затем стал летать над Андами. В горах ему пришлось сесть на площадку, края которой отвесно обрывались. Чтобы выбраться оттуда, пришлось рисковать: Мермоз разогнал самолёт, он сорвался в бездну, но при падении набрал скорость и стал послушен рулям.

Затем Мермоз стал осваивать ночную посадку на аэродромы, которые тогда не освещались, и ориентиром служили только 3 факела.

После этого Мермоз перелетел через Атлантический океан и впервые доставил за 4 дня почту из Тулузы в Буэнос-Айрес. Однажды во время перелёта через Атлантический океан Мермоз погиб вместе с экипажем.

Второй очерк этой главы — о Гийоме, друге пилота-рассказчика, о том, как он попал в плен к горам Андам. При перелёте через горы его самолёт попал в метель и стал падать. Лётчику удалось выровнять самолёт только по блеску озера, находящегося в котловине.

Вырваться из этой котловины было невозможно, так как самолёт разбился бы об её каменные стены. Гийоме кружил над озером, а когда горючее закончилось, самолёт сел и перевернулся. Идти в бурю было невозможно, лётчик вырыл в снегу яму и просидел в ней двое суток.

Когда буря утихла, Гийоме пошёл. Шёл он 5 дней и 4 ночи, исхудал, обморозился. Силы ему придавали мысли о жене, о том, что, если его не найдут, то страховку за него она получит только через 4 года. Гийоме понимал, что он в ответе за жену и за товарищей, надеющихся на его возвращение. Гийоме нашли, и в тот же вечер пилот-рассказчик доставил его самолётом в Мендосу, в больницу. После выздоровления Гийоме снова стал летать.

В третьей главе «Самолёт» автор рассуждает о том, что по сравнению с историей человечества история машин, в частности, самолёта, очень коротка, что люди только ещё начинают обживаться среди электростанций и шахт. Самолёт для пилота — не цель, а орудие, такое же, как для крестьянина плуг.

Четвёртая глава «Самолёт и планета» содержит рассуждения о том, что только благодаря самолёту люди поняли, что наша планета — это, в основном, бесплодные земли, пески и скалы. Жизнь и человеческий разум — это настоящее чудо, появившееся среди мёртвой материи на Земле.

В пятой главе «Оазис» пилот вспоминает о случайной стоянке в Аргентине, когда он приземлился среди поля, его увидела супружеская чета и пригласила на ночлег. Их дом показался ему крепостью, а внутри он был очень обветшавший и очень таинственный. У супругов были две дочери, молодые девушки. Жила эта семья в согласии с природой, даже гадюки, закончив дневную охоту, возвращались в их дом, в дыру под столом.

В шестой главе, которая называется «В пустыне», рассказывается о людях, которых пилот встречал в пустыне. В первом полёте он с экипажем потерпел аварию недалеко от маленького военного поста, где служил старый сержант с пятнадцатью сенегальцами. Он по полгода не видел своих соотечественников и очень обрадовался возможности поговорить с лётчиками.

Пилот рассказывает, что иногда лётчики возили в города мавров из непокорённых племён, и они плакали, увидев деревья, дожди и водопады.

Пилот с помощью друзей сумел выкупить пятидесятилетнего невольника мавров Барка, страстно мечтавшего о свободе. Они вернули ему не только свободу, но и его имя — ведь мавры всех невольников зовут Барками. Он снова стал Мохамедом и вернулся на родину.

В седьмой главе «В сердце пустыни» повествуется о том, как пилот и механик выбирались из пустыни, где самолёт потерпел аварию. Они страдали от жажды, но шли вперёд. Так прошло три дня, и, наконец, их заметил один из арабов, ведущих караван.

В восьмой главе «Люди» автор вспоминает два эпизода из своей жизни.

Самый последний и наиболее патетический эпизод романа — рассказ о ребёнке, в котором, «быть может, убит Моцарт».

Как-то во время долгой поездки на поезде автор прошёл вагоны, где ехали сотни рабочих-поляков с семьями. Их выслали из Франции, и они ехали на родину. В одном из вагонов автор увидел чудесного малыша, спящего между отцом и матерью, и пожалел его, так как понимал, что он попадёт под пресс такой же тяжёлой жизни, какая у его родителей. Ребёнок вырастет и будет наслаждаться кабацкой музыкой, ведь никто не научит его любить другую. В этом малыше, как и в каждом из людей, которых экономические приливы и отливы швыряли по Европе, возможно, «убит Моцарт».

И заканчивается роман фразой: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека».

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

В начале романа автор рассуждает о том, что земля помогает людям познать самих себя. Она сопротивляется им, а люди познают себя в борьбе с препятствиями. Для борьбы они используют орудия, и одним из них является самолёт — орудие, прокладывающее воздушные пути и приобщающее людей к вечным вопросам.

Глава I. Линия

В 1926 году рассказчик поступил пилотом на авиалинию компании «Латекоэр», которая установила сообщение между французским городом Тулузой и столицей Сенегала Дакаром. Сначала он вместе со своими товарищами проходил стажировку. Они ещё страшились гор Испании и с почтением смотрели на бывалых пилотов. «Старики» поддерживали в них почтительный трепет. Иногда кто-нибудь из «стариков» не возвращался из полёта, «и живым оставалось вечно чтить его память».

Наконец начальник сказал пилоту, что завтра он летит, ему доверят пассажиров и африканскую почту. Пилот был горд, но не очень уверен, найдёт ли посадочную площадку в случае поломки, ведь в Испании таких площадок мало. Он пошёл к своему другу Гийоме, чтобы вместе с ним посмотреть на карте свой маршрут. Гийоме предупредил его, что без неприятностей в полёте не обойтись (возможны снег, туман или гроза), и посоветовал рассуждать так: другие тоже через это прошли, значит, можно эти неприятности преодолеть.

Всё-таки пилот попросил Гийоме посмотреть его маршрут по карте, и тот преподал ему интересный урок географии. Анри сказал отметить на карте три апельсиновых дерева близ испанского города Гуадиса и предупредил, чтобы пилот опасался их.

Рассказал он о ферме на горном склоне. Её хозяева, как смотрители маяка, всегда ночью не гасили в доме огонь.

Гийоме сказал отметить на карте и ручеёк на лугу, который портит поле, и оно стало опасно для посадки самолёта. Ещё есть опасность — на склоне холма всегда пасутся тридцать баранов. Их может быть не видно, но при посадке самолёта они кидаются под колёса.

Все сделанные пометки превратили карту Испании в какую-то сказочную страну.

В три часа пилота разбудили, и он поехал на аэродром на автобусе, который вёз на службу служащих аэродрома и пилотов. Погода была дождливая, но пилота не страшил дождь, и он готов был совершить свой первый самостоятельный полёт.

Пилот и его товарищи, стажировавшиеся вместе с ним, стали работать на линии.

Однажды ночью радиопеленги, которые посылались с аэродромов Сахары, сильно искажались и сбили с толку пилота и его радиста Нери́. Сквозь просвет в тумане сверкнула вода, и пилот повернул к берегу, но неясно было, далеко ли ушёл самолёт от него. Могло не хватить горючего. Аэродромы, откликавшиеся на зов, не могли определить место нахождения самолёта.

Пилот и радист увидели огненную точку, подумали, что это аэродром, но огонёк угас — это была заходящая звезда. Потом появились другие огни, но это были не аэродромы, а звёзды. И тогда пилот с Нери почувствовали, что они заблудились среди планет и не знают, как отыскать свою планету с её полями и лесами, с любимым домом и дорогими людьми.

С аэродрома Сиснероса передали, что пытаются определить, где самолёт пилота. В разговор вступали другие аэродромы, и в них поднималась тревога. С самолётом связывались начальники аэропортов и товарищи пилота и радиста. Они с сочувствием давали напрасные советы. И вдруг головной аэродром в Тулузе прорвался издалека и спросил, какой индекс самолёта. Пилот ответил, и ему сообщили из Тулузы, что у его самолёта нестандартный бак, поэтому горючего осталось на два часа, и нужно взять курс на Сиснерос.

Глава II. Товарищи

1

Друг пилота Мермоз в числе других лётчиков проложил авиалинию над непокорёнными районами Сахары. Он потерпел аварию и попал в плен к маврам, через две недели они его отпустили за выкуп, и он снова стал летать над теми же районами.

«Одолев пески, он вызвал на поединок горы» и стал разведывать отрезок трассы, находящийся над Андами. «Мермоз прокладывал дорогу для других».

Однажды он попал в плен к горам Андам. Ему пришлось сесть в горах на площадку, края которой отвесно обрывались. Мермоз с механиком два дня старались выбраться оттуда. Наконец, они решились на отчаянную попытку: самолёт разбежался, сорвался в бездну и при падении набрал скорость и стал повиноваться рулям.

Затем Мермоз передал этот участок трассы Гийоме и начал разведку ночи. В то время аэродромы не освещались. Когда Мермоз ночью шёл на посадку, на аэродроме зажигали три бензиновых факела.

После того, как приручил ночь, он взялся за океан и впервые доставил за четверо суток почту из Тулузы в Буэнос-Айрес. При возвращении у него испортился маслопровод, и он опустил самолёт на океан. Судно, оказавшееся поблизости, спасло и экипаж и почту.

За 12 лет Мермоз покорил пески, горы, ночь, океан. Однажды, пролетая над Южной Атлантикой, он сообщил, что выключает правый мотор, и больше от него ничего не поступило. Мермоз и его товарищи после своего труда обрели покой в глубинах океана.

2

Рассказчик поведал о самом поразительном приключении его друга Гийоме. Зимой он ушёл в рейс через Анды — и пропал. Пять дней его безуспешно разыскивали. Все уверяли, что зимой ночь в горах пережить нельзя. Но на седьмой день всех поразила весть, что Гийоме жив.

Позже Гийоме рассказал, что метель продолжалась двое суток. Его самолёт попал в нисходящее воздушное течение и перестал слушаться пилота.

Самолёт ухнул вниз, приборы перестали показывать горизонт. Гийоме увидел внизу горное озеро, оно помогло ему выровнять самолёт. Озеро находилось в котловине, и если бы пилот попытался увести самолёт от озера, он разбился бы о каменные стены котловины. Гийоме кружил над озером на небольшой высоте, пока не кончилось горючее. Тогда самолёт сел и перевернулся. Гийоме выбрался из-под него, но его сбила с ног буря. Лётчик залез под кабину, вырыл в снегу яму, обложился мешками с почтой и сидел так двое суток.

Когда буря утихла, он пошёл и шёл пять дней и четыре ночи. Он страшно исхудал, лицо почернело и опухло, руки и ноги были обморожены.

Пилот-рассказчик доставил Гийоме в Мендосу, в больницу, там поил целебными снадобьями и слушал воспоминания друга о том, как он шёл в сорокаградусный мороз пять суток без сна, потому что понимал, что жена и товарищи верят, что он жив и идёт.

Гийоме понимал, что, если уснёт в снегу, то больше не проснётся. Однажды он поскользнулся, упал и не стал подниматься, сознание его покидало, но в сонные грёзы вторглась мысль о жене, о том, что его страховой полис убережёт её от нищеты.

Застрахованного, пропавшего без вести, по закону признают умершим только через четыре года. Гийоме понимал, что если он замёрзнет здесь, на откосе, летом поток талых вод унесёт тело в какую-нибудь расселину в Андах. Гийоме решил дойти до утёса и прижаться покрепче к камню, чтобы летом нашли тело.

Он поднялся и шёл ещё две ночи и три дня. Гийоме шёл голодный, поэтому на третий день пути сердце начало сдавать: то замрёт, то опять работает.

Слушая Гийоме, пилот понимал, что «его величие — в сознании ответственности». Он в ответе за жену, товарищей, которые надеялись на его возвращение. «В ответе за судьбы человечества — ведь они зависят и от его труда».

Глава III. Самолёт

Пилот рассуждает о том, что привычка к сложнейшим инструментам, которыми оснащён самолёт, не сделала Гийоме бездушным техником. «Самолёт — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как плуг». «Орудие уже не поглощает нашего внимания без остатка. За орудием и через него мы вновь обретаем всё ту же вечную природу, которую издавна знают садовники, мореходы и поэты».

Глава IV. Самолёт и планета

1

Самолёт — не только машина, но и орудие познания, открывшее людям истинный облик Земли.

Веками люди брели по извилистым дорогам, которые обходили стороной скалы, пески, бесплодные земли и вели от родника к роднику. Люди верили, что наша планета — мягкая и влажная. И только сейчас, когда самолёт научил людей двигаться по прямой, они поняли, что основа Земли — это «фундамент из скал, песка и соли, на котором, пробиваясь там и сям, словно мох среди развалин, зацветает жизнь».

2

Пилот рассуждает о том, что людей отделяет друг от друга их внутренний мир. Они далеки друг от друга, точно живут на разных планетах.

3

Порой, благодаря самолёту, люди узнают что-то новое о нашей планете-страннице.

Однажды, когда надо было выручать из плена двоих лётчиков, захваченных непокорными африканскими племенами, пилот доставил мавра, посланного для переговоров, на плоскогорье, состоявшее из слежавшегося песка — громадных залежей мелких ракушек.

Пилот, прежде чем улетать, стал искать вместе с мавром, где бы ему сойти с плоскогорья вниз. Но площадка со всех сторон обрывалась отвесно в бездну. Надо было лететь, чтобы найти более подходящее место.

Пилот замешкался, пересыпая в ладонях ракушки, раздробленные в пыль, и думал, что он делает это первым, ведь сюда ни разу не ступали ни человек, ни животное. И вдруг на чистой белой глади он увидел чёрный камень. Это был метеорит. Пилот стал подбирать метеориты, примерно по одному на гектар. Они были точно капли застывшей лавы и тверды, как алмаз.

4

Но самое большое чудо — это то, что среди напластываний мёртвой материи на нашей планете поднялся человеческий разум.

Однажды самолёт пилота отказал, и пилот ночью оказался в пустыне. Дожидаясь рассвета, он стал вспоминать старый дом, в котором вырос, и ему показалось, что грёзы реальнее, чем окружавшие его дюны и луна над ними.

Глава V. Оазис

Пилот уже столько рассказал о пустыне, что решил описать оазис. Он вспоминает о случайной стоянке в Аргентине. Он приземлился среди поля, его пригласила на ночлег супружеская чета.

Когда их машина подъехала к дому, он показался пилоту почти крепостью. Две молодые дочери супружеской пары подали пилоту руку и скрылись. Отец сказал, что они дикарки.

В доме всё обветшало, в полу зияла дыра. Пилота пригласили к столу, Когда он ел, на полу что-то прошуршало, и младшая из сестёр пояснила, что это гадюки. Пилот улыбнулся, и старшая сестра сказала, что гадюки живут в дыре под столом, днём они охотятся, а к десяти часам вечера возвращаются домой.

Глава VI. В пустыне

1

Пилот за три года полётов над Сахарой и мечтать не мог о таких передышках, какая случилась у него в Аргентине. И всё же он и его товарищи любили пустыню.

2

Уже в первом полёте пилот познакомился с пустыней. Он с экипажем потерпел аварию близ форта, маленького военного поста, где жил старый сержант с пятнадцатью сенегальцами.

Сержант так обрадовался, что заплакал. Он сказал, что он уже полгода не видел никого, кроме этих сенегальцев. На этот форт доставляют припасы раз в полгода, и старый сержант страдает от одиночества.

Сержант сказал, что мечтает когда-нибудь добраться до Туниса к троюродной сестрёнке. Один раз он попросил увольнительную у капитана, чтобы съездить в Тунис, но тот послал его в Дакар, потому что он ближе Туниса.

3

Ангар для самолётов и барак для команды находился в городке Порт-Этьен, стоящем на рубеже непокорённых французами земель. В этом городке был небольшой форт. Вокруг простиралась мёртвая пустыня.

Однажды комендант форта показал пилотам свой сад — три ящика земли, присланной из Франции. В них уже развернулись три зелёных листика, и капитан называет их «мой парк».

4

Некоторых мавров из непокорённых племён лётчики возили в города, и эти люди, живущие среди песков, плакали, увидев деревья, и поражались водопадам, ведь вода в пустыне дороже золота.

5

Пилота пригласил в гости в свой шатёр один из мавров. Брат хозяина сказал, что капитан Боннафу, командовавший отрядом кавалеристов, украл у одного из мавров тысячу верблюдов, и что завтра 300 мавров пойдут войной на капитана.

Но в дальнейшем, когда Боннафу возвратился во Францию, его враги из непокорённых племён жалели об этом и были уверены, что он вернётся, они уважали его силу и смелость.

6

Каждый вечер Барк, пятидесятилетний невольник мавров просил пилота спрятать его в самолёте и отвезти на родину. Пилот отвечал, что там видно будет.

Барк четыре года в плену, когда-то он был королём. Звали его Мохамед, и у него было ремесло — он перегонял стада. Однажды мавры позвали его с собой за скотом, но там, где начинались владения непокорных племён, его схватили и продали в рабство. С тех пор, как и всех невольников, его зовут Барк. Среди тех невольников, которых знал пилот, служивший сейчас начальником маленького аэродрома, чернокожий Барк был единственным, кто не покорился и мечтал вырваться из плена. Пилот и его друзья не могли ему помочь бежать, ведь мавры за это отплатили бы резнёй.

Пилоту, с помощью друзей из Франции, удалось выкупить Барка. Аэродромные механики дали Барку 1000 франков, чтобы он жил на них до тех пор, пока не найдёт работу. Провожая его, люди махали ему на прощанье: «Прощай, Барк!» Он ответил: «Я не Барк. Я Мохамед бен Лаусин».

Сотрудники аэродрома попросили одного араба, чтобы он позаботился о Барке, когда его доставят на самолёте в город.

Этот араб рассказал, что автобус, на котором должен был дальше ехать Барк, отходил вечером, и весь день бывший невольник гулял. Барк хотел быть кому-нибудь нужным, и он накупил для детей, играющих на улице, кучу вещей в лавчонках: игрушки, браслеты, красивые туфли. Обув кучу детей в расшитые золотом туфли, Барк ощутил своё значение на земле.

7

Сейчас непокорённой пустыни нет, она утратила таинственность. Раньше пилоты «впивали чары пустыни». Сейчас другие люди, может быть, выроют в её песках нефтяные скважины, но они уже не ощутят тот восторг, который испытали пилоты от редких пальмовых рощ и нетронутой пыли ракушек.

Глава VII. В сердце пустыни

1

В 1935 году пилот летел в Индокитай. В Тунисе, когда самолёт заправляли горючим, на дороге, идущей вдоль лётного поля, столкнулись два автомобиля. После этого пилота не оставляло ощущение нависшей угрозы.

2

Самолёт летел в непроглядной мгле ночи уже четыре часа, но Каира ещё не видно. Пилот и механик Прево увидели вспыхивающий огонь морского маяка, затем он исчез. Самолёт на скорости 270 км в час врезался в землю, но взрыва не было.

3

Было непостижимо, как пилот и Прево уцелели. Пилот осмотрелся и не увидел ни одной травинки. Вода из баков в самолёте вытекла, питья осталось меньше литра, ещё нашлось немного винограда и один апельсин. Пилот понял, что этого хватит на пять часов пути по пустыне.

4

Утром пилот и механик пошли по песку, волоча по нему ноги, чтоб оставался след, который приведёт их потом обратно к самолёту. Перед ними иногда вставали миражи: крепости, минареты, рощи. После шести часов пути они повернули назад, к самолёту, ведь только его могли заметить те, кто отправится на их розыск.

За день они отшагали больше 60 км. Вернувшись к самолёту и дождавшись темноты, запалили костёр из обломков разбитого крыла, облив их бензином.

5–6

Питья больше не было. Пилот с Прево собрали на рассвете тряпкой с уцелевшего крыла немного росы и промочили горло. Чтобы набрать больше росы, они вечером разрезали парашют, разложили на песке и придавили камнями. Утром они набрали литра два росы. Но после питья их стало рвать. Наверно, из-за вещества, которым был пропитан парашют или осевшим на стенки бака.

Пилот и механик уже поняли, что здесь, у самолёта их искать не будут, и решили идти только вперёд, пока не свалятся замертво. Они понимали, что их ждут родные, и только ради них шли и шли дальше.

Тело человека не может бороться с жаждой более трёх дней. Считается, что люди могут идти куда им вздумается, что они свободны. Пилот понял, что на самом деле «мы на привязи у колодцев, мы привязаны, точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг — и умрёшь».

7

Ранним утром, после очень холодной ночи с пронизывающим ветром, путники двинулись дальше. Шли они быстро, пользуясь прохладой утра, ведь когда станет припекать, идти уже станет невозможно.

Они валились от усталости через каждые 500 метров, затем через каждые 200 метров.

Наконец путники заметили след человека и след от верблюда. Затем они услышали крик петуха, увидели бедуина и стали звать его. Но их голоса были еле слышны, так как уже высохли голосовые связки. Бедуин их не слышал и медленно удалялся за своим верблюдом. У путников не было сил бежать за ним.

На дюне показался ещё один бедуин, он смотрел прямо перед собой. Но вот, не спеша, он обернулся и пошёл по песку к путникам, «словно некий бог по водам…»

Араб налил воду в таз, и путники жадно пили из него. Бедуин часто заставлял их передохнуть.

Автор пишет, что вода не просто необходима для жизни, она и есть жизнь. Для него их спаситель, ливийский бедуин, — Человек, и в нём пилот узнаёт всех людей, и в каждом человеке узнаёт его, своего спасителя.

Глава VIII. Люди

1

Автор рассуждает о том, что такое истина человека. Он считает, что истина человека — это та религия, та мера вещей, та культура и та форма деятельности, которая даёт человеку ощущение душевной полноты и могущество, которое он в себе не подозревал.

2

На фронте под Мадридом автор побывал как журналист. Он вспоминает, как в бомбоубежище молодой капитан получил по телефону приказ о наступлении на небольшом участке. Капитан сказал, что он и сержант пойдут в атаку первыми. Но пока оставалось время, и он сказал, чтобы сержант лёг спать.

Когда зазвонил будильник, товарищ сержанта стал будить его. Видно было, что сержанту очень не хотелось просыпаться, но когда он поднялся, то спросил: «Уже пора?» — и улыбнулся.

3

Ради того, «чтобы плечом к плечу устремиться к одной и той же цели, вовсе незачем воевать». Война — это суррогат истинного существования, «Война и ненависть ничего не прибавляют к радости общего стремительного движения». Все мы состоим в команде одного корабля — Земли, несущейся в космосе.

4

Автор сожалеет, что в мире много людей, которые ещё не осмыслили свою роль на земле, духовно не пробудились, и вспоминает свою поездку по железной дороге. В вагонах третьего класса ехало много рабочих-поляков, которых выслали из Франции.

Автор прошёл через эти вагоны ночью, и ему спящие рабочие и их жёны показались комьями глины. Он увидел маленького мальчика, спящего между отцом и матерью. Ему было удивительно, что «от этих двоих родился на свет чудесный золотой плод». У мальчика было лицо музыканта, и, если бы он рос, согретый разумной заботой, он мог бы быть таким, как Моцарт. Но, скорее всего, этот мальчик, так же, как его родители, попав под чудовищный пресс своей судьбы и нищеты, будет наслаждаться низкопробной кабацкой музыкой, которая его изуродует и сделает комом глины. Автор сожалеет, что из-за тяжёлой судьбы в каждом из людей, может быть, убит Моцарт.

«Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека», — этой фразой заканчивается книга.

Заключение к краткому пересказу

В романе Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) романа «Планета людей»: настоящая личность человека раскрывается в борьбе с препятствиями. Только тогда можно постигнуть истинные масштабы человеческих возможностей и вообще человеческой жизни.

Книга учит не отчаиваться в сложных ситуациях, верить в своё предназначение, быть верным любимому делу и, главное, помнить, что люди — «обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля», как писал Сент-Экзюпери в одном из писем.

Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector