чему учит произведение приключения оливера твиста

admin

Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста»: как мальчик стал воплощением идеи добра и искупления

«Приключения Оливера Твиста» стал вторым романом Чарльза Диккенса, английского писателя, одного из величайших англоязычных прозаиков XIX века, гуманиста и классика мировой литературы. Первая публикация вышла в 1837 году, Диккенсу тогда было 25 лет. Как и другие произведения известного писателя «Приключения Оливера Твиста» — это нечто большее, чем история о мальчике, который, несмотря на трудности, достиг успеха. Об аллегориях и библейских мотивах в произведении Чарльза Диккенса «Оливер Твист», читайте дальше.

Сюжет

«Приключения Оливера Твиста» — это история чистого мальчика-сиротки, незаконнорожденного, который чудом выживает в работном доме, в учениках у свирепого гробовщика, в самых мрачных воровских притонах Лондона. Ангелоподобного Оливера хочет погубить его брат, светский молодой человек Монкс, не желающий выполнять волю покойного отца, который перед смертью завещал половину состояния своему незаконному сыну Оливеру. По условиям завещания, деньги достанутся Оливеру только в случае, если до совершеннолетия он не собьется с прямого пути, не запятнает свое имя. Чтобы погубить Оливера, Монкс вступает в сговор с одним из воротил лондонского преступного мира евреем Феджином, и Феджин заманивает Оливера в свою шайку. Но никакие силы зла не могут одержать верх над доброй волей честных людей, которые сочувствуют Оливеру и вопреки всем козням восстанавливают его доброе имя. Роман кончается традиционным для английской классической литературы счастливым концом, «хэппи эндом», в котором все негодяи, стремившиеся сбить Оливера с истинного пути, наказаны, а Оливер находит родных и близких, возвращает себе имя и состояние.

Оливер Твист – воплощение идеи добра

«Приключения Оливера Твиста» — первый «роман воспитания» у Диккенса — жанр, к которому он не раз еще обратится. Структура у всех этих произведений приблизительно одинакова: ребенок, брошенный на произвол судьбы нерадивыми или попавшими в тяжелые обстоятельства родителями, преследуемый родственниками, которые незаконно хотят воспользоваться его наследством, благодаря странному, романтическому по своей природе стечению обстоятельств, выкарабкивается из «бездны нищеты и тьмы»: неожиданно получает состояние, а вместе с ним и соответствующее положение в обществе.

Раскрыть тайну, обрести благополучие и жизненную стабильность помогают Оливеру Твисту добрые буржуа — богатый джентльмен, случайно оказавшийся родственником мальчика. Вопреки доводам логики и художественному правдоподобию, Оливер (несмотря на пагубное влияние воровской шайки Фейджина) остается столь же чистым и возвышенным, как сама идея добра.

«Темные» герои «Оливера Твиста»

Диккенс-романтик утверждает добро, Диккенс-реалист начинает внимательно вглядываться в психологию своих «темных» героев. И тогда из-под его пера выходят удивительные в своем прозрении наблюдения — драматическая встреча ангелоподобной Роз Мейли и падшей Нэнси в «Оливере Твисте», характеры, полные знания реальной жизни (Чарли Бейтс, Ловкий Плут).

В «Оливере Твисте» зло существует как бы в двух ипостасях: общественное зло и зло онтологическое.

В произведении Диккенса общественное и онтологическое зло еще мало связаны друг с другом. А романтическая антитеза приводит к тому, что социальные конфликты, реально определяющие благополучие или несчастье персонажей, в конечном итоге снимаются, уступая место утопически-романтическому разрешению интриги. Есть определенная механистичность и в понимании добра. Добро — идея, которая победит зло, поэтому носителями добра могут быть самые разные люди, вне зависимости от их социального положения.

Оливер Твист ребенок, который остался ребенком до конца романа

Из всех произведений Чарльза Диккенса только один герой Оливер Твист ребенок, который остался ребенком до конца романа. Писатель рисует картину жизни, полной борьбы, страданий, превратностей и невзгод, которые выпадают на судьбу мальчика. Он сумел пройти своего рода инициацию, или «запрещенный порог» устоявшихся законов, но при этом не измениться и остаться живым. Так, образ мальчика личность психологически достаточно условная. Почему?

Роман Диккенса неразрывно связан с христианским символизмом, за мотивами которого скрыты античные представления о мире, которые опираются на идеи К.Г. Юнга об архетипах и вызывают к жизни комплексы представлений, выступающих в виде мифологических мотивов. Подход писателя к написанию романа был вдохновлен концепцией Ж.-Ж. Руссо об изначальной невинности ребенка, а также поэтами-романтиками, которые придавали детству высшую священную ценность. Представляя Оливера Твиста святым, неизменной статической сущностью в жестоко падшем мире, писатель передает в его образе архетип Бога или божественного ребенка, противопоставляя ему образ Фейджина как архетипа дьявола.

Задумка романа Чарльза Диккенса тесно связана с произведением Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную страну», а также библейской притчей «Добрый Самаритянин», как сказка о добре и зле, борющихся за душу человека. Таким образом, Оливеру необходимо оставаться жертвой, как и всем мученикам, чтобы раскрыть спасительное божественное провидение, где последним выступают устремления среднего класса, целью и спасением самого Чарльза Диккенса, когда-то работавшего на фабрике ваксы, или в нижнем мире. Не божественного рая достигает Оливер, а уважения и богатства.

Главная христианская тема романа — борьба Бога и дьявола, как аллегория добра и зла, космоса и хаоса и даже жертвы и агрессора.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Источник

Анализ романа «Приключения Оливера Твиста»

Общая характеристика романа

Роман «Приключения Оливера Твиста» впервые публиковался с 1837 по 1839 год в журнале «Bentley’s Miscellany». Это второй роман Чарльза Диккенса, который относится к раннему периоду творчества писателя.

Роман объединяет в себе две темы: вечную тему детства и конкретно-историческую тему жизни бедных детей в английском обществе первой половины XIX века.

Проблематикой произведения выступает вопрос о взаимоотношении личности и общества. Ответом на него и художественной идеей романа становится мысль о том, что окружающий человека мир имеет огромное влияние на становление личности: как положительное, так и отрицательное. Исходя из этого, конкретно-исторический аспект тематики стоит считать средством раскрытия данной мысли.

В этом отношении интересны образы людей, которых встречает Оливер на своем пути в первых главах. Мистер Гэмфилд, трубочист, смакует подробности своих издевательств над мальчишками, застрявшими в трубах [3, с. 30]; гробовщик мистер Сауербери вторит Бамблу, возмущаясь вместе с ним в ответ на негодование бедняка, чья жена умерла от плохого лечения [3, с. 52]; наконец, один из сирот работного дома, умирающий бедный Дик, получает отказ на свою последнюю просьбу: передать прощальный привет Оливеру Твисту [3, с. 157–158].

Смерть бедняка, даже ребенка, в мире Бамбла, Сауербери и прочих – лишь множество неудобств и издержек, связанных с похоронами и поиском новых работников. (Любопытно, что совсем в других словах Бамбл говорит о смерти «достойного джентльмена в белом» [3, с. 483].)

Лишь единственный раз взрослый персонаж в этой части романа проявляет искреннее сострадание к детям – речь о судьях, решающих вопрос о передаче Оливера в учение к трубочисту мистеру Гэмфилду [3, с. 36]. В остальном же бедняк не воспринимается людьми, имеющими власть в обществе, как самодостаточная личность. Показывая это, Ч. Диккенс намеренно использует доведение до абсурда.

Так, после того как Оливер оказывается заперт в чулане семейства Сауербери, бидл даже не желает выслушать мнение мальчика, сразу вынося приговор [3, с. 66–68]. Ранее простая просьба Оливера о добавке («Простите, сэр, я хочу еще» [3, с. 25]) становится поводом избавить приход от него, а оставшийся безымянным джентльмен в белом проводит опять же весьма абсурдную логическую цепочку, решая на основании поступка мальчика, что тот «кончит жизнь на виселице» [3, с. 26].

Не лишено изображение работного дома и других приемов, использующихся в сатирических и юмористических произведениях. Так, гротескной является реакция надзирателя и его помощниц на просьбу Оливера о добавке: «Надзиратель был дюжий, здоровый человек, однако он сильно побледнел. Остолбенев от изумления, он смотрел несколько секунд на маленького мятежника, а затем, ища поддержки, прислонился к котлу. Помощницы онемели от удивления, мальчики – от страха» [3, с. 25]. Кроме того, Ч. Диккенс нередко использует иронию, якобы одобряя описываемые им картины: «Какая превосходная иллюстрация к милосердным законам Англии! Они разрешают беднякам спать!» [3, с. 23].

Образ детства играет в романе особую роль. Выполняя техническую задачу усиления эмоционального воздействия, он также конкретизирует художественную идею. В первой главе настоящей работы уже отмечался высокий интерес Ч. Диккенса к вопросам воспитания, развития и становления личности с самого детства. В романе писатель показывает, какие последствия может иметь для ребенка дурное влияние. Собирательным образом такого влияния выступает Феджин – старый еврей, который берет юных беспризорников себе в помощники и обучает их воровству.

В отличие от других взрослых персонажей романа, демонстрирующих, как правило, свое превосходство либо физической силой, либо властью, Феджин выступает прежде всего как искусный и хитроумный манипулятор. Например, он скрывает от Оливера, что все платки и бумажники – ворованные, убеждая мальчика в том, будто они «сделаны» и сделаны «искусно». Тем самым Феджину удается заинтересовать Оливера, желающего «делать носовые платки так же искусно, как Чарли Бейтс» [3, с. 85]. Другой пример: видя отчаяние Чарли Бейтса после поимки Ловкого Плута, Феджин, стремясь сохранить влияние на юного помощника, объясняет тому случившееся не заслуженным наказанием за преступления «простого воришки», а предметом гордости: «Феджин столь искусно воздействовал на эксцентрический характер своего молодого друга, что Бейтс, который сначала был склонен почитать арестованного Плута жертвой, смотрел на него теперь как на первого актера на сцене» [3, с. 403].

Несмотря на принципиальную разницу между работным домом и шайкой Феджина, обе эти социальные группы в романе имеют очевидное сходство, проявляющееся в эгоизме, алчности и жестокости принадлежащих к ним людей. Оливер Твист выступает не только героем романа, но и своеобразным инструментом автора, вскрывающим истинную сущность вещей в обществе.

Своими поступками эта группа персонажей характеризует себя иначе, чем люди из прихода или шайка Феджина. Они готовы бескорыстно помогать Оливеру вновь обрести свое доброе имя. Даже любовь Роз Флемминг и Гарри Мэйли совсем не похожа на отношения мистера Бамбла и надзирательницы миссис Корни. Последние описаны в главе XXIII, где мистер Бамбл после довольно навязчивого разговора начинает буквально приставать к миссис Корни: «Бидл… преспокойно поцеловал надзирательницу», «Вместо ответа мистер Бамбл не спеша, с достоинством обвил рукой талию надзирательницы» [3, с. 213]. Совсем иначе ведет себя Гарри Мэйли, объясняясь в любви к Роз: он просит дать ответ на коленях, а объясняясь в чувствах, нередко делает паузы, подбирая слова [3, с. 317–323]. Мир, в котором оказывается Оливер в конце романа – это характерный для раннего диккенсовского творчества мир любви, доброты и благородства.

Источник

Анализ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», сочинение

Сюжет романа «Приключения Оливера Твиста» выстроен таким образом, что в центре внимания читателя оказывается мальчик, который столкнулся с неблагодарной действительностью. Он сирота с первых минут своей жизни. Оливер не только был лишен всех благ нормального существования, но и рос очень одиноким, беззащитным перед несправедливой участью.

Поскольку Диккенс относится к писателям-просветителям, то он никогда не акцентировал внимание на нечеловеческих условиях, в которых жили бедняки того времени. Литератор считал, что не так страшна сама бедность, как безразличное отношение других людей к такой категории людей. Именно из-за подобного неправильного восприятия обществом и страдали бедняки, поскольку они были обречены на вечные унижения, лишения и скитания. Ведь работные дома, создание которых задумывалось для обеспечения простых людей кровом, едой, работой, скорее напоминали тюрьмы. Неимущих разлучали с семьями и заключали туда насильно, очень плохо кормили, заставляли заниматься непосильным и бесполезным трудом. В результате они просто медленно умирали голодной смертью.

После работного дома Оливер становится учеником гробовщика и жертвой издевательств приютского мальчика Ноэ Клейпола. Последний, пользуясь своим преимуществом в возрасте и силе, постоянно унижает главного героя. Оливер спасается бегством и попадает в Лондон. Как известно, такие дети улицы, судьба которых никого не волновала, в своем большинстве становились отбросами общества – бродягами и преступниками. Они были вынуждены заниматься криминалом, чтобы хоть как-то прожить. А там царили жестокие законы. Юноши превращались в попрошаек и воров, а девушки зарабатывали на жизнь своим телом. Чаще всего они не умирали природной смертью, а заканчивали жизнь на виселице. В лучшем случае их ждало тюремное заключение.

Даже Оливера хотят вовлечь в преступный мир. Обычный мальчик с улицы, которого все прозывают Ловкий плут, обещая главному герою покровительство и ночлег в Лондоне, отводит его к скупщику краденого. Это крестный отец местных мошенников и воров Феджин.

В этом криминальном романе Чарльз Диккенс по-простому изобразил лондонское преступное общество. Он считал его неотъемлемой частью тогдашней столичной жизни. Но писатель попытался донести до читателя главную мысль о том, что душа ребенка изначально не склонна к преступлению. Ведь ребенок в его представлении олицетворяет собой незаконные страдания и душевную чистоту. Он просто жертва того времени. Именно этой идее посвящена основная часть романа «Приключения Оливера Твиста».

Но вместе с этим писателя волновал вопрос: что влияет на формирование характера человека, становление его личности? Природные задатки и способности, происхождение (предки, родители) или все же общественная среда? Почему кто-то становится благородным и порядочным, а кто-то подлым и бесчестным преступником? Может ли он не быть бездушным, жестоким и подлым? Для того чтобы ответить себе на этот вопрос, Диккенс вводит в сюжетную линию романа образ Нэнси. Это девушка, которая попала в криминальный мир еще в раннем возрасте. Но это не помешало ей остаться доброй и отзывчивой, способной проявлять сочувствие. Именно она пытается не допустить, чтобы Оливер стал на неверный путь.

После анализа «Приключений Оливера Твиста» изучите другие сочинения по этой теме:

Источник

2058. Анализ романа Приключения Оливера Твиста Диккенса Русский язык

Сочинение — Анализ романа Приключения Оливера Твиста Диккенса. Русский язык и литература

Книга «Приключения Оливера Твиста» повествует читателю о злоключениях ребёнка-сироты, которому пришлось встретиться с жестокой реальностью. Ему пришлось расти без семьи ещё с пелёнок. Оливер, как и его сверстники, был лишён родительской любви и счастливого детства, воспитывался в полном одиночестве и без какой-либо защиты перед несправедливой судьбой.

Будучи писателем эпохи Просвещения, Диккенс не старался концентрировать внимание читающих на всех тех ужасах и безобразиях лондонских трущоб, в которых проживала беднота тех времён. Прозаик придерживался мысли, что именно равнодушие других людей к такой категории жителей Лондона и есть главным злом, а не сама бедность. Ведь как раз от ложного восприятия общества и страдали нищие, которым приходилось терпеть вечные беды и мучения. Ведь работные дома (приюты) строились для обеспечения крыши над головой, пропитания и заработка нуждающимся, в реальности ничем не отличались от тюрем. Родители, что были неспособны прокормить своих детей, силой разлучали и забирали их чадо в приюты. Скудное питание и голод, непосильный и бесплодный труд и нечеловеческое отношение обрекало несчастных на мучительную гибель.

После сиротского приюта главного героя отправляют гроботесу на учёбу, где он становится жертвой мальчишки с приюта Ноэ Клейпола. Будучи постарше и более сильным за Оливера, задира постоянно унижает его. Не став терпеть издевательства, Твист устраивает драку с задирой убегает в Лондон. Такая бездомная детвора, как он, со временем превращались в отбросы общества. Чтоб хоть как-то заработать на хлеб, они занимались бродяжничеством и криминалом, а там правили волчьи законы. Юноши просили милостыню и обворовывали прохожих, а девушки торговали своим телом. От подобного образа существования несчастные доживали свои дни в темнице, были казнены на эшафоте или погибали насильственной смертью.

Точно также происходит и с Твистом. Джек Доукинс, по прозвищу «Ловкий плут», обещает дать защиту и крышу над головой в столице и представляет его к Фейгину – главарю городских преступников и карманников и скупщику краденых вещей.

Чарльз Диккенс по-простому отобразил криминальный мир Лондона, так как считал его неотъемлемым элементом жизни трущоб Лондона. Тем не менее, он старался доказать читателю главную истину о том, что ребёнок с самого начала не склонен к преступлению. В глазах романиста дети воплощают в себе чистоту души и незаслуженные страдания. Главный герой и остальные дети − жертвы того времени, именно в этом и есть смысл криминального романа.

Но есть не менее важные вопросы: что именно может повлиять на человеческий характер, его личность? Природный талант, воспитание семьи или все же социум, в котором он растёт? Почему один становится честным и порядочным человеком, а другой жестоким и бессовестным преступником? Может ли он измениться и стать другим? Все эти ответы раскрываются, когда Диккенс представляет читающим девушку Нэнси. Она варилась в преступной среде, когда она была ещё маленькой девочкой, но при этом ей удалось сохранить в себе доброту, отзывчивость и способность сопереживать горю других. Благодаря её помощи Оливер и не становится на скользкую дорогу криминала.

Авантюрный роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» – это шедевр направления реализма и отражение наиболее актуальных и наболевших проблем современности. Благодаря этому, книга остаётся популярной до сегодняшнего дня и есть всемирным достоянием в литературе.

Источник

«Приключения Оливера Твиста»

Книгу написал Чарльз Диккенс. В своих произведениях он никогда не заострял внимание на жутких условиях, в которых живут бедняки, но делал акцент на безразличное отношение других людей на категорию таких людей. Диккенс считал, что из-за игнорирования проблем бедного населения их условия жизни становятся ещё хуже.

В романе «Приключения Оливера Твиста» Диккенс критикует работные дома, равнодушие политиков решить проблему детской преступности и использование детского труда. На примере мальчика Оливера показывает трудную сиротскую жизнь в беднейших кварталах Англии.

Краткое содержание

Оливер Твист не знал ласки и любви с рождения. Его мать умерла при родах и с тех пор он жил в работном доме. С детства его окружала нищета, грязь, побои и издевательства. Он вынужден был работать подмастерьем у гробовщика.

От других детей сносит оскорбления особенно от Ноэ Клейпола, пока тот однажды оскорбил покойную мать Оливера. Мальчик не в состоянии стерпеть такую обиду отколотил более старшего и сильного мальчишку и пришлось от гробовщика сбежать.

Словно затравленный зверь Оливер пробирается к Лондону, ночуя в стогах сена. Он изнурён холодом и голодом и через неделю странствий в городке Барнет беглец познакомился с мальчиком по кличке Ловкий Плут. Настоящее его имя Джек Даукинс. Сорванец покормил Оливера и пообещал, что в Лондоне тому гарантирован ночлег и покровительство одного видного господина.

В Лондоне Ловкий Плут сводит Оливера с Фэджином одним из главных в городе скупщиков краденого и вором. Старый пройдоха обещает научить Оливера воровскому ремеслу. На первом же «деле» мальчик, видя, как на его глазах его товарищи крадут у джентльмена из кармана платочек, сильно испугался и начал убегать.

Его поймали и потащили в полицию как грабителя. К удивлению сироты, господин не стал писать заявление, а пожалел несчастного Оливера и оставил у себя в доме жить. Мальчик от всех пережитых потрясений надолго заболел. Добрая экономка Бэдуин присматривает за ним и удивляется сходству беспризорника с портретом красивой женщины, который висит на стене в гостиной.

Между тем Феджин, боясь разоблачения, решил выкрасть Оливера из дома и с его помощью ограбить богатого господина, который приютил сиротку. У Фэджина появилась странная навязчивая мысль во что бы то ни стало сделать из Оливера преступника и полностью подчинить своей воле.

Мальчик не хочет этого и решил предотвратить ограбление. Мы вам рассказали лишь краткое содержание книги «Оливер Твист» полностью роман Чарльза Диккенса мы предлагаем читать на сайте booksonline. Вы узнаете из неё, чем закончилась эта печальная история про бедолагу.

Что хотел показать в своём произведении автор?

Критика

Книга «Оливер Твист» Чарльза Диккенса о том, как трудна бывает жизнь и длинна дорога к счастью. Ребёнок подвергался издевательствам, был предан, зависим от сложившихся обстоятельств, но за своё чистое сердце и доброту жизнь вознаградила его обретённым уютным домом и заботливым опекуном.

Примитивная, на первый взгляд, история, но заставляет задумываться над положением бедных людей и протягивать им руку помощи. Тема, которую затронул писатель не потеряла актуальности и в наши дни. Книга выдержана в стиле истинного английского романа и понравится многим читателям.

Источник