чему учит произведение прыжок толстого

admin

Толстой Лев рассказ «Прыжок»

Читательский дневник по рассказу «Прыжок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Название произведения: «Прыжок»

Жанр произведения: рассказ-быль.

Главные герои: обезьяна, мальчик, капитан.

Второстепенные герои отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Мальчишка — ловкий и шустрый.

Так раззадорился, что чуть не лишился жизни.

Капитан — мудрый и сообразительный.

Обезьяна — проказница, баловница, шалунья.

Краткое содержание рассказа «Прыжок»

На палубе корабля обезьяна веселила людей.

Она сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана.

Вместе со шляпой обезьяна забралась на мачту и стала рвать головной убор.

Мальчик бросился следом.

Он поднимался на мачту, а обезьяна отступала всё выше.

Наконец она повесила шляпу на перекладину, а сама села на верхушку мачты.

Мальчик выпустил из рук верёвку и ступил на перекладину.

Внизу кто-то крикнул от страха, мальчик зашатался.

Тут появился капитан с ружьём.

Он стал кричать сыну, чтобы тот прыгал, и мальчик нырнул с мачты.

Его вытащили и откачали.

А капитан плакал в каюте.

План рассказа:

Детский рисунок-иллюстрация

risunok rasskaz prichok lev tolstoi min

Основная мысль рассказа-были «Прыжок»:

Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации.

Основная идея рассказа в том, что при опасности нужно действовать смело, быстро и неожиданно для противника.

Чему учит рассказ

Рассказ учит пониманию, что такое провокация и к чему она может привести, если человек поддаётся на насмешки.

Нужно учиться контролировать свои эмоции и не идти на поводу у зрителей.

Учит не паниковать и не поддаваться эмоциям.

Учит смелости и решительности.

Краткий отзыв к рассказу «Прыжок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что наши собственные гордость и стремление казаться лучше других часто доставляют много хлопот.

Если бы мальчик не был слишком горд, он понял бы, что сравнивать себя с обезьяной глупо.

Это гораздо хуже, чем возможность показаться кому-то смешным.

В результате мальчик подверг ненужному риску себя и чуть не вогнал в гроб отца.

Это очень полезный для воспитания детей рассказ.

Автору удалось показать, как желание избежать насмешки может стать причиной опасности для жизни.

Мне не понравился мальчик, который был храбр, но глуп.

Ему хотелось быть лучше обезьяны, хотя это дано ему от природы.

Мне не понравилась обезьяна, хотя она не делала ничего, что противоречило бы её природе.

Мне понравилась решительность в трудную минуту капитана, который неожиданным приказом спас сына.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что насмешки тех, кто заведомо ниже нас по развитию, не могут обидеть.

Обижают лишь насмешки равных.

Пословицы к рассказу:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»

Мальчик шатался, но не понимал.

«Прыгай или застрелю. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Толстой Л. «Прыжок» Читательский дневник, краткое содержание

Толстой Л. «Прыжок» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Лев Николаевич Толстой

Название: «Прыжок»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: Опасный случай

Число страниц: 2

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Маленький мальчик едва не попал в большую беду из-за своей вспыльчивости и чрезмерной увлечённости.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Самый волнительный момент был, когда капитан кричал сыну, чтоб он прыгал в воду. Я очень переживала за мальчика, который мог разбиться о палубу. Я считаю, что именно капитан спас жизнь ребёнку.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

В любой ситуации важен контроль над эмоциями и желаниями, иначе это может обернуться трагедией.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит контролировать свои эмоции, тщательно обдумывать свои действия.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Я очень рада, что всё закончилось хорошо, и мальчик не пострадал. Очень впечатлило, как отец смог быстро сообразить, что делать в этой ситуации.

Новые слова и выражения:

Мачта – высокий столб, часть парусного вооружения судна

Матросы – должность на гражданском флоте для младшей категории служащих, принадлежащих к палубной команде судна

Пословицы к произведению:

На задорном буяне всегда шкура в изъяне.

Если нрав горяч, жди неудач.

Море отважных любит.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

kopilka

Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «Прыжок»

otzyv ltolstoy pryzhokГлавные герои рассказа Толстого «Прыжок» — капитан корабля и его сын. Парусный корабль возвращался из кругосветного путешествия. На палубе верткая обезьяна веселила народ. Вдруг обезьяна подскочила к мальчику, сыну капитана, сорвала с его головы шляпу и залезла на мачту. Люди стали смеяться.

Сын капитана разозлился и полез следом за обезьяной. Та стала подниматься выше и мальчик полез за ней. Вскоре обезьяна и мальчик добрались до верхней перекладины. Тогда обезьяна ловко повесила шляпу на самый край перекладины, а сама взобралась на верхушку мачты.

Раззадоренный мальчик решил достать шляпу. Он пошел по перекладине, ни за что не держась. Люди, стоявшие на палубе, замерли. Они поняли, что если мальчик сорвется, то разобьется о палубу.

Как только он упал в воду, матросы бросились его спасать. Они достали мальчика из воды и оказали ему первую помощь. Отец мальчика, убедившись, что жизнь его сына вне опасности, убежал к себе в каюту и там заплакал.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Прыжок» заключается в том, что в экстренных ситуациях следует действовать решительно, не поддаваясь эмоциям. Отец мальчика, оценив ситуацию, понял, что единственным решением проблемы будет прыжок мальчика в воду. Он заставил сына совершить этот прыжок и только после этого дал волю чувствам.

Рассказ Толстого учит не поддаваться на провокации, держать свои эмоции под контролем и не бояться чужих насмешек. Обезьяна, сорвавшая шляпу, стала провоцировать мальчика, чтобы тот полез на мачту за ней следом. И герой рассказа поддался на эту провокацию. Немалую роль в его решении догнать обезьяну сыграли и насмешки людей, находившихся на палубе. Если бы сын капитпна не стал реагировать на действия обезьяны и на насмешки людей, он не создал бы опасной для его жизни ситуации.

Рассказ учит быть в некоторых ситуациях хладнокровным.

В рассказе мне понравился капитан корабля, который вел себя решительно и не поддался панике. Его грамотные действия способствовали успешному разрешению ситуации.

Какие пословицы подходят к рассказу Толстого «Прыжок»?

У обезьяны на дню сто безумств.
Насмешка – хорошее испытание для самолюбия.
Решительность устраняет опасность.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Смысл рассказа «Прыжок» Толстого

Лев Николаевич Толстой – один из классиков русской литературы, известный всемирно своими произведениями. Много поучительных коротких рассказов он написал и для детей в стремлении в простой форме донести до подрастающего поколения мудрость и уроки жизни, которые в дальнейшем облегчат жизнь. Одним из таких одновременно поучительных и легких рассказов является короткое произведение под названием «Прыжок», которое написано простым языком и подходит для чтения в младших классах, но содержит в себе очень важные для понимания детьми и подростками уроки жизни.

Содержание рассказа «Прыжок»

Рассказ концентрируется вокруг одного события: прыжка в воду. Но обстоятельства, приведшие к этому прыжку, весьма интересны. Главным героем рассказа является сын капитана корабля, которого дразнит корабельная обезьянка. Животное ворует у мальчика шляпу и забирается с ней на мачту корабля. Вернуть головной убор можно, только направившись за ней, и мальчик бросается за ней, желая забрать у нее свою шляпу. Но обезьяна продолжает его дразнить и отступает выше, заставляя главного героя идти за ней, а в конце концов и вовсе вешает шляпу на перекладину, а сама устраивается на верхушке мачты и наблюдает.

Мальчик, добравшись до перекладины, вынужден делать выбор: отступить и оставить шляпу обезьяне, или же попытаться по перекладине дойти до ее кона и забрать свой головной убор. И, хотя идти по перекладине приходится без страховки, и риск упасть и разбиться о палубу довольно велик, сын капитана решает попробовать забрать шляпу. Когда он отпускает канат и встает на перекладину, на палубе начинается переполох, и, испугавшись, мальчик пошатывается. В этот момент на палубу выходит капитан с ружьем и под угрозой того, что застрелит сына приказывает ему прыгнуть. Мальчик слушается и прыгает в воду. Сына капитана вытаскивают из воды, а сам мужчина уходит в каюту и не сдерживает там слез.

Смысл рассказа «Прыжок»

Это произведение очень поучительно. Оно обращает внимание детей на то, с чем они постоянно сталкиваются, пока растут: на насмешки и желание быть лучше других. И, хотя в стремлении выделиться мы редко попадаем в те ситуации, когда ради достижения своей амбициозной ели нам приходится рисковать жизнью, Толстой в своем рассказе-были создает немного гиперболизированную ситуацию, чтобы сделать впечатления от прочитанного более яркими и позволить подрастающему поколению точно усвоить урок.

В рассказе также затрагивается тема провокаций и ответа на них. С провокациями мы также сталкиваемся довольно часто, но этот рассказ учит тому, что вестись на них не стоит. Стоит осмысливать каждое свое действие и лишний раз не идти на риск ради цели, которая того не достойна. И, кроме того, в рассказе прослеживается мысль о том, что далеко не все риски соизмеримы нашим целям, и иногда стоит не бояться показаться трусом или неуверенным в себе человеком, но отступить и поберечь себя.

В рассказе также затрагивается вопрос семьи и послушания. Мы можем сколько угодно говорить о глупости главного героя рассказа, но его беспрекословное послушание приказу отца, который может лучше оценить ситуацию и понимает весь риск положения, в котором оказался его ребенок, достойно уважения. При этом несмотря на то, что отец ребенка проявил себя как строгий и уверенный в себе человек на палубе, не показатель того, что в нем не было страха. Напротив, именно страх за сына заставил его действовать жестко и безапелляционно, принять быстро правильное решение и тем самым спасти своего ребенка. В то же время в каюте капитан дает волю своим эмоциям и не сдерживает слез от страха за ребенка, который он испытал, от любви к своему еще глупому, неопытному, по-юношески горячему сыну, который чуть было не погиб из-за какой-то глупой провокации.

Источник

Анализ рассказа Льва Николаевича Толстого «Прыжок»

0e88 00098467 491b1f44

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Его произведения вошли в золотой писательский фонд XIX века. Принадлежал к богатому и знатному роду, был в родстве с князьями Голицыными, Трубецкими, по матери – с А.С. Пушкиным. Много писал о детях и для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ «Прыжок».

Детство. Взаимоотношение детей и взрослых. Воспитание детей на своем примере (будучи сыном капитана, мальчик не мог позволить толпе смеяться над собой)

Конфликт между толпой на палубе корабля, « народом » , скучающим и ожидающим развлечений, и двенадцатилетним мальчиком, « сыном капитана », по воле случая оказавшимся в роли «обезьянки». Он вступил в борьбу не с обезьянкой, а именно с толпой.

Дети часто стараются быть похожими на своих родителей, особенно таких которые занимают какой-нибудь важный пост. И стараются не ударить в грязь лицом и не подвести родителей.

Возраст ребенка. Автор не дал имя герою, специально, чтобы показать, что это ребенок. Внутренние переживания мальчика ( « он не знал, плакать ему или смеяться ») и впервые в отрочестве высокое чувство собственного достоинства, заставляющего героя начать мальчишеское соревнование, переходящее в смертельно опасную игру.

Автор призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам толпы. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Прежде чем что-то делать, надо сопоставить цель с риском. Надо хорошо обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. Если случилась беда, то трезво оценить все и найти выход, спрятав на время свои переживания, эмоции. Как это сделал капитан.

Нужно ценить человеческую жизнь, особенно детскую, не деля детей на «капитанских» и «матросских», иначе последствия могут быть необратимыми

Сюжет, его элементы:

Концентрический : все события разворачиваются вокруг одного конфликта (между толпой и мальчиком), все подчинено причинно-следственным отношениям.

Экспозиция: «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.» Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они, собравшись в кругу наблюдают за смешной обезьянкой.

Вот скажем если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту.

Завязка: «Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу».

Развитие действия: со слов: «Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её». До слов: «Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался».

— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.»

Пространство и время: действие разворачивается на палубе парусного корабля, и происходит в течение нескольких минут.

12-тилетний мальчик сын капитана корабля: Он хоть и маленький, но самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый. Полез спасать не свою шляпу. А защищать свои честь и достоинство. Сильно испугался, когда оказался на самом верху мачты. Но когда увидел отца испугался еще больше, поверив, что отец выстрелит в него из ружья. Это значит, что отец человек слова: сказал – сделал. Мальчик смог преодолеть свой страх и прыгнуть в воду.

Обезьяна: глупый зверек, который выступил катализатором случившегося события. В конце автор не говорит о ней ни слова. Это значит, что ее роль в произведении закончилась.

Речь: в рассказе всего несколько фраз, которые говорят мальчик и капитан

Мальчик: «Так не уйдёшь же ты от меня!»

Капитан: «В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю. Раз, два. »

Фразы короткие, отрывистые. Это говорит, что оба героя были в эти моменты решительны и не собирались отступать ни смотря ни на что.

Язык писателя, тропы

Вдребезги – на мелкие кусочки, в данном случае насмерть

Парцелляция : В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю. Раз, два.

Эллипсис : В воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю.

Олицетворение : корабль обошел

Эпитет : тихая погода

Гипербола : живо взобралась; громче стали смеяться; в одну минуту добрались до самого верха; не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море; очень раззадорился

Сравнение : Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море,

Метафора : вдребезги разбился; закричал, как будто его что-то душило,

Перифраз : замерли от страха; двадцать молодцов матросов.

Источник