чему учит произведение пушкина песнь о вещем олеге

admin

Основная идея Песни о вещем Олеге Александра Пушкина

С давних пор люди предписывали свой жизненный путь каким-либо сторонним силам, но не самим себе. Это выражалось в таких понятиях, как фатум, судьба или предназначение. В связи с таким взглядом на свою жизнь у людей происходило формирование определенного культа или появление богов, наделенных специальными функциями, используя которые они предопределяли жизненный путь человека.

Не зная о реальной истории кончины Олега, Александр Сергеевич Пушкин вкладывает в свое произведение сакральный и фатальный смысл. У каждого человека есть свой срок и свой конец. Он может попытаться его отсрочить или обмануть судьбу, как это сделал Олег, когда сразу же слез с коня и отдал его своим отрокам. Да, конь славно служил своему хозяину, за что тот повелел до конца жизни ухаживать за боевым товарищем. Однако, от судьбы не уйти и коль предначертано Олегу умереть от коня, по сути так и случилось, ведь именно лошадиный череп становится пристанищем степной гадюки, которая была потревожена и напугана княжеской ногой, наступившей на череп. Предсказание кудесника сбылось даже после смерти ключевого персонажа в кончине князя.

Не зря Пушкин указывает именно на череп, ведь это прием символизма. Череп является символом опасности и даже смерти. Змея тоже выступает отрицательным персонажем, символизируя искушение, грех и зло.

Судьба формирует мировоззрение людей и силе слова. Ее сила в том, что не человек выбирает, а его. Каждый должен сыграть свою роль и уйти от этого никак не получится. Пушкин пытается донести до читателя, что у каждого человека есть свое место в жизни, у каждого свой путь, который он должен пройти и принять происходящее с ним как должное.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет.

lazy placeholder

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью.

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя.

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Основная идея Песни о вещем Олеге Александра Пушкина

Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Олег показывается в «Песни…» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. А. С. Пушкин, не помня реальной смерти могучего Олега, приложил к биографии князя фольклорный мотив, по‑своему дополняя образ вещего героя. «Песнь о вещем Олеге» – это стихотворная повесть, в основе которой лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием материала.

Как правило, время соотносится с роковым моментом, оно определяет назначенный срок, в то же время именно оно соотносится со счастьем. Судьба как бы соединяет прошлое и будущее.

Предсказатель предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, который не зависит от чьего‑то мнения, ему нечего бояться, он многое видел на свете:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волею небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Причиной смерти Олега стал череп его любимого коня, который был потревожен бывшим хозяином. Здесь сыграл свою роль известный символ. Череп – символ смерти и смертности. Змея – это тоже, как правило, отрицательный герой. Она обычно предопределяет зло, обман, искушение, грех. Олег, услышав предсказание, сначала не поверил ему:

Олег усмехнулся – однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый…

Но все же он отказался от своего коня, заменил его другим. После похода князь вспомнил о любимом скакуне, но было поздно. Кажется, что пророчества оказались ложными: князь жив, а коня больше нет. Но от судьбы не уйдешь:

«Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змия

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. Судьба определяет представления людей о силе воздействия слова на жизнь человека и его ценности. Идея судьбы – одна из основных в жизни человека. Она возникла очень давно, когда человек только начинал понимать смысл своей жизни и свое назначение в ней. Судьба всегда была одним из объектов исследования философии жизни, так как жизнь человека наполнена чувствами, эмоциями и волнениями. Мифологическая судьба не оставляет места свободе. Не человек выбирает, а его выбирают.

А. С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге» пытается донести до читателя, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

lazy placeholder

посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

– жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено.

lazy placeholder

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе?

Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

lazy placeholder

Тема поэта-прорицателя высвечивается в приравнивании Пушкиным волхва к поэту. Волхв неспроста назван «вдохновенным»: ему, как и поэту, открыто многое, и никто не может помешать ни тому, ни другому вещать правдиво и не бояться ни князей, ни его приближенных. Эта тема выражает взгляды поэта о свободе и назначении поэзии.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем.

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Тематика

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег

, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

lazy placeholder

– скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

lazy placeholder

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, о в истории о смерти прославленного князя.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма

. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом).

lazy placeholder

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках.

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Источник

Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»

Читательский дневник по балладе «Песнь о вещем Олеге» Александра Пушкина

Автор: Пушкин Александр Сергеевич

Название произведения: «Песнь о вещем Олеге»

Главные герои: Вещий Олег, волхв-кудесник.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Олег — Князь Киевский.

Могучий, мужественный, смелый, грозный, мстительный. Мнительный.

Волхв-кудесник — Предсказатель, прорицатель, бесстрастный и честный.

Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»

Собираясь отомстить хазарам за набеги, князь Олег встречает в поле волхва, которого спрашивает о собственной судьбе.

Волхв предсказывает князю великие победы. Но добавляет, что умрёт князь от своего коня.

Олег отдаёт коня отрокам.

Спустя много лет на пиру Олег вспоминает то предсказание и интересуется судьбой коня.

Узнав, что тот давно умер, Олег желает видеть останки своего друга.

Он наступает на череп коня, и змея кусает его.

План баллады:

Основная мысль «Песнь о вещем Олеге»

Главная мысль баллады в том, что пути судьбы неисповедимы, но чему быть, того не миновать.

Основная мысль произведения в том, что нужно всегда быть острожным и внимательным, ведь опасность может подстерегать человека на каждом шагу.

Чему учит баллада

Песня учит доверять предсказателям и астрологам, потому что в их словах есть правда.

Учит не пытаться избежать предначертанного судьбой.

Учит не смеяться над тем, чего не понимаешь.

Учит понимать, что в мире много тайн, не раскрытых учёными.

Краткий отзыв по произведению «Песнь о вещем Олеге» для читательского дневника

Прочитав эту песню, я подумала о том, что предсказания часто кажутся туманными и лишёнными смысла, но не прислушиваться к ним глупо.

Великий и могучий князь поверил кудеснику и отослал прочь верного коня.

Но когда услышал, что тот давно умер, решил, что кудесник ошибался.

Он пренебрёг осторожностью, забыл о предсказании и погиб от змеи, которая пряталась в черепе коня.

Это очень поучительное произведение, основанное на древних летописях.

Автору удалось передать общий смысл древних преданий, но облёк он их в современную литературную форму.

Мне нравится смелый Олег, который полагался на свой острый меч и покорил Царьград силой и хитростью.

Но он проявил неосторожность, которая стала уроком другим, ведь сам князь умер.

Я всем советую прочитать эту песню и подумать о том, что любое предостережение следует принимать во внимание.

Потому что осторожности много не бывает.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

«Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Проблематика произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Пушкинская «Песнь о вещем Олеге» отнюдь не простое произведение. Это поэтически переложенная легенда о предсказании, полученном великим князем от волхва.

Пушкин пропустил предание через призму собственного восприятия, усложнил ткань повествования и создал уникальную авторскую балладу, подобной которой больше нет.

В чем же ее проблематика?

Во-первых, автор явно озвучивает проблему обреченности перед роком и предначертанности судьбы.

Потом эта же проблема поднимется в лермонтовском «Фаталисте» и в ряде других произведений русской классической литературы. Но впервые ее так остро затронул именно Пушкин.

Особенно замечателен тот факт, что, согласно тексту, противостоять ударам судьбы не может даже величайший князь, совершивший столько славных военных походов.

Несмотря даже на явную попытку избежать фатального предсказания, Олег все равно гибнет от своего коня:

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Автор поднимает и еще одну интересную проблему, нехарактерную для литературы того времени. Согласно произведению, рок угрожает всем людям, кроме самого волхва.

Он открыто говорит князю:

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Любой поэт, по мнению Пушкина, является пророком. Проблема богоизбранности людей искусства еще не раз прозвучит в творениях великого русского классика.

Многие исследователи считают, что в словах кудесника слышится голос самого поэта.

Олег, как ни пытается, не может противостоять судьбе. Случится все именно так, как предсказал волхв.

Однако сам кудесник «дружен с небесною волей». Это значит, что он предвидит и может предсказывать события, не страшась за последствия. Ему не нужны никакие награды, он не боится реакции князя.

Проблема богоизбранности творчества животрепещуща и волнительна для Пушкина.

Свои собственные мысли он вложил в уста волшебника – фигуры очень значимой для любой баллады.

Пройдут года, и поэт напишет знаменитые стихи «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», в которых эти же идеи прозвучат еще громче и увереннее:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный», август 1836г.)

Опираясь на текст древнерусской «Повести временных лет», Пушкин создал колоритное, яркое и самобытное произведение, в котором поднял очень серьезные проблемы.

Он первым из русских классиков открыто заговорил о пророческом характере художественных произведений (в частности, поэтических), о роке, о предначертанности человеческих судеб.

Конечно, такие стихи не могли остаться незамеченными. И хотя прошло уже почти два века с момента их создания, они все так же впечатляют, вызывая сильнейшие эмоции и заставляя нас задуматься о многом.

Источник

Сочинение по произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Пушкинская «Песнь о вещем Олеге» произвела на меня сильнейшее впечатление, потому что она заставляет задуматься о многом.

Например, о том, что даже будучи сильным, умным, мудрым человеком, ты вряд ли сможешь избежать своей судьбы.

Олега называли Вещим – знающим, видящим наперед, умеющим предсказывать поступки врагов. Он ходил в многочисленные военные походы, не боясь столкнуться с неприятелем, и приносил победу. Он умел принимать верные решения и выходить из сражений практически без потерь.

И все-таки, даже князю не дано было победить собственную судьбу. Тема рока настолько тонко и красиво обозначена Пушкиным, что невольно задумываешься.

В произведении всего два героя: вещий князь Олег и кудесник, покорный лишь одному Перуну, предсказатель грядущего.

Именно к нему обращается великий полководец, задавая роковой вопрос:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?»

Воевода совсем не был готов к такому повороту событий, и Пушкин даже подчеркивает это, описывая реакцию Олега:

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

Тяжелое решение – отпустить коня на покой, но князь принимает его. Почему?

Потому что он человек, и ничто человеческое воеводе не чуждо.

Вещий Олег пугается и решает обмануть судьбу, оставляя боевого товарища. Он наказывает слугам хорошо ухаживать за конем, обеспечив ему достойную жизнь и старость.

Однако тема рока знаковая для этого произведения, более того, именно она ложится в основу художественного замысла. Олегу не суждено обойти собственную судьбу.

«…Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Если бы великий новгородский и киевский князь не захотел бы поиграть со своей судьбой, спросив предсказание у волхва, все могло быть иначе. Однако искушение было слишком велико, и полководец поддался ему.

Человеку не дано знать своего будущего, а если он узнал, то и избежать печальной участи уже не получится. Только волхвы, истинные пророки, говорящие от имени бога, видят образы в непроницаемом грядущем.

К ним необходимо прислушиваться – вот о чем говорит Пушкин. Правда, не всегда то, что скажет пророк, может понравиться его собеседнику.

«Песнь о вещем Олеге» – произведение многоплановое. Есть в нем даже мистическое начало.

В тексте именно этого стихотворения Пушкин впервые затронул очень серьезную и важную для него тему – богоизбранности людей, которые творят. Правда, тут еще нет образа поэта, говорящего от имени господа, он появится несколько позже, но намеки уже очевидны.

Удивительная авторская баллада написана красивым, художественно точным, ярким языком. Ее сюжет увлекателен и интересен для большинства читателей любого возраста.

Мне очень понравилось это произведение именно потому, что вызывало эмоциональный отклик и заставило задуматься.

Источник

План-конспект урока с презентацией по теме: ««Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады»

Создание

Работа над произведением длилась в течение года, а написано оно было в 1822 году. «Песнь о вещем Олеге» Пушкина имела под собой реальную основу: поэт обратился к древнерусским летописям, в которых подробно был пересказан сюжет, связанный с одним из киевских князей.

Это время было непростым в жизни поэта:

Пушкин почувствовал, что свобода становится все более и более ограниченной, поэтому и обратился к историческому прошлому страны, желая найти в нем ответ на мучавшие его вопросы.

lazy placeholder

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет.

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью.

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя.

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Особенности сюжета

Пушкин использует сюжет летописи, придав ему особое стихотворное звучание. По первоисточнику, князь Олег сумел прославить свое имя победоносным походом на Византию, после которого и заслужил прозвище Вещий, то есть глядящий в будущее, умеющий предугадывать.

«Повесть временных лет» характеризует его как смелого воина, мудрого правителя, решительного военачальника, принимающего нестандартные решения. В своем произведении великий поэт уделяет мало внимания описанию героических походов князя, он сосредоточен на единственном эпизоде – разговоре Олега с кудесником и гибели.

Жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина – баллада. Чтобы доказать этот тезис, необходимо рассмотреть особенности данного жанра.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, о в истории о смерти прославленного князя.

Специфика баллады

Какие же черты присущи литературным произведениям, которые являются балладами по своей жанровой специфике?

Нередко в подобных произведениях прослеживается мотив мистики, таинственности, рока. Ключевые герои баллад предстают сильными цельными характерами, личностями. Можно отметить, что такие тексты совмещали в себе черты песни и рассказа о героическом событии.

lazy placeholder

Жанр произведения

На основании вышеперечисленных особенностей рассмотрим, действительно ли жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина является балладой.

Эти черты позволяют нам убедиться в том, что жанр произведения «Песнь о вещем Олеге» Пушкина – это действительно баллада. Назвав свое произведение «песнью», поэт подчеркивает его близость к фольклорным источникам, что также присуще текстам данного жанра.

lazy placeholder

Сочинение по балладе Песнь о вещем Олеге

«Песнь о Вещем Олеге» — легендарное произведение А.С. Пушкина, без которого невозможно представить себе школьную программу — так оно в ней укоренилось. Всем нам известны строки «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам…»

Если провести жанровый анализ, то сразу становится понятно – это баллада. Баллада в самом традиционном своём проявлении – тут и стихотворная форма, и драматичность, и стремительность развивающихся событий, и неожиданная концовка – Олег ведь всё же умирает именно так, как в начале произведения было предсказано волхвом. «От судьбы, от злого рока никуда не уйдёшь» — как бы говорит нам автор. Или это сама Мировая история нам говорит?

Чтобы был возможен несколько более глубокий анализ этой баллады, необходимо знать, насколько большим был интерес А.С. Пушкина к истории как к науке. Вообще, его творчество буквально полнится исторической тематикой. И «Песнь о Вещем Олеге» — не исключение. Другое дело, что видение автором тех или иных событий часто достаточно своеобразно – иногда даже сложно понять, что описанное в разных источниках событие – это не два разных случая, а всего лишь один.

И всё же, несмотря ни на что, «Песнь о Вещем Олеге» имеет огромную ценность даже как источник исторической информации – ведь, согласитесь, мало кто из нас станет читать «Повесть временных лет» в оригинале. Да что уж там – не напиши Александр Сергеевич «Песнь…», не факт, что все мы знали бы хоть что-то об этой истории. Невозможно даже примерно определить влияние этого произведения.

Хотя в «Песни о Вещем Олеге» сложно определить какую-то одну, цельную тематику, тема злого рока проходит буквально через всё произведение. По сути, с самого начала читатели чувствуют некоторую напряжённость, висящую в воздухе. Все понимают, что в тот или иной момент произойдёт что-то плохое. Предсказания волхвов ведь не бывают на пустом месте.

Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.

Виды баллад

В литературоведении различают несколько видов баллад:

Исходя из этой классификации, следует отметить, что рассматриваемое стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» по жанру – историческая баллада.

Короткий пересказ «Песни о вещем Олеге»

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» краткое содержание:

Как многие люди, Олег хотел знать будущее, он был любопытен настолько же, насколько и остальные люди его поколения и других. Олег – пусть он и был высокопоставленной особью, тем не менее, у него были те же пороки и прегрешности, как и у простых людей. Как великий человек, он хотел знать свою судьбу – чего ему ожидать от нее – смерти, величия еще большего, или же предательства?

Именно потому он решил все же испытать судьбу – он рискнул спросить человека – пророка, который мог предсказывать судьбу каждого человека на много лет вперед. Именно потому, веря, что ему скажут правду, Олег не задумываясь просил человека о своей окончательной судьбу – когда его жизнь закончится и от почему, по какой причине он умрет? Олег не ожидал такового ответа от этого странного человека.

Ответ был таков: умрет Вещий Олег, великий и смелый человек, от своего друга и брата – верного коня златогривого. Олег, ожидавший что угодно, был несказанно удивлен. Ведь это была правда, что у него есть конь, которого он очень любит, и даже уважал, пусть это и всего лишь – животное. Но это животное – было ему верным другом в тяжелые для него дни, и помощников в разных бедах.

Этот красивый конь сражался вместе со своим хозяином, не редко его защищая, закрывая его собой. Они были даже чем-то похожи – уважали и любили друг друга. И неважно — что один – человек, и другой – животное.

Олег был опечален, ведь он верил, что их дружба продлиться долго. А теперь он не знал, чего ожидать от своего верного коня. Ответ был однозначен, и ничего более точного сказано больше не было.

Он оставил коня пастись на зеленых лугах, где хороший водопой и светит яркое, теплое солнце, где спокойно и нет никакой опасности. А сам отправился, попрощавшись со своим верным другом, воевать снова и снова. Конь день ото дня грустил за своим хозяином, и грустил по тем боевым полям, где они сражались как бы один за одного, верно и честно.

Так прошли года, Олег был до сих пор жив, и казалось. Что ничего не менялось. Только Олег изредка вспоминал своего друга – коня златогривого. Грустил, и никто из других коней не мог ему заменить того, кто остался там далеко на злачных пажитях. Однажды Олег узнал, что его конь давно уже мертв, и приехав повидать его, он умирает от змеи, выползавшей из костей коня. Ирония, да и только.

Это интересно: Поэма «Песнь о Роланде» является одной из самых известных старинных произведений в классическом французском эпосе. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Песни о Роланде» по главам ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы. Поэма написана в середине 12 века и повествует о крупном сражении между войском Карла Великого и сарацинами.

Особенности построения

Еще одно доказательство жанровой принадлежности текста – написание его балладной строфой. Особенности такой строфы в том, что в четных и нечетных стихах используется различное число стоп.

У Пушкина эта специфика налицо, чередуются строки с 3 и 4 стопами, то есть действительно поэт пользовался балладной строфой.

lazy placeholder

Все это позволяет сделать вывод о том, что жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина – это баллада. Для лиро-эпических текстов (к каковым и относятся баллады) часто использовался размер стиха амфибрахий, характеризующийся ровной интонацией. Именно к этому размеру и обратился поэт.

Смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Опыт написания русской баллады, материалом которой стало летописное предание о князе Олеге, явился для Пушкина поводом поразмышлять о роли божественного предопределения в каждой человеческой судьбе.

Познакомившись с историей о том, каким странным мистическим образом погиб прославленный победитель варягов, мудрейший из русских князей, прозванный Вещим, поэт был поражён.

Это предание явилось для него верным свидетельством всемогущества Рока.

Пушкин и сам был склонен к мистическим предчувствиям. В своих воспоминаниях о поэте друзья в один голос свидетельствуют, что Пушкин был суеверен: к примеру, мог отменить поездку, если видел перебегающего через дорогу зайца.

Он всю жизнь опасался дурных примет, подобно своей любимой героине Татьяне Лариной, которая «верила преданьям простонародной старины».

Настроенность Пушкина на взаимодействие с нематериальным миром, способность предчувствовать, предугадывать дальнейшие события подтверждается многими фактами его биографии.

Столь явное вмешательство судьбы в ход жизни князя Олега не могло не потрясти поэта.

В образе кудесника легко угадывается обобщённый образ поэта-пророка, который утвердился в русской литературе, главным образом, благодаря Пушкину.

Волхву открыто знание о грядущем. Он запросто общается с князем, говорит ему «ты» и уверен в силе своего слова. Всё это свидетельствует о том, что земные страсти не волнуют старика. Его удел – говорить людям правду, если сами они к тому готовы.

Олег не сомневается в пророчестве, но у него возникает вполне понятная мысль как-нибудь обойти нелепую ситуацию собственной гибели.

Он приказывает увести от себя любимого коня, растить его в заботе и достатке, но держать подальше от княжеского двора.

Олегу нелегко даётся эта разлука. И вот, когда зверь умирает, князь принимается бранить волхва, давшего, как он думает, ложное пророчество.

Смысл баллады кроется в том, что нельзя идти наперекор судьбе и оспаривать высшую волю.

То, что предначертано, так или иначе сбудется – человек же должен принять это со смирением и достоинством.

Ни князь, ни простой человек не уйдут от смерти. Лишь божьи избранники способны читать тайны грядущего, но даже они не изменят небесный замысел.

Средства выразительности

Для того чтобы рассказать читателям о князе Олеге, поэт использует целый набор художественных средств:

Все эти приемы позволяют создать легкий для прочтения и восприятия текст, вместе с тем выразительный и лиричный. Чтобы наилучшим образом помочь читателю погрузиться в мир минувшей эпохи, Пушкин активно использует архаичные слова (тризна, секира, сеча) и устаревшие синтаксические конструкции.

Подобные средства нередко использовались и другими авторами баллад, например, Жуковским. В произведении «Светлана» можно встретить и образные эпитеты, и олицетворения, и метафоры.

lazy placeholder

Тематика

Проанализируем тему «Песни о вещем Олеге» Пушкина, жанр которой определен как баллада. В произведении явственно звучит тема рока, судьбы, обмануть которую человеку не по силам. Казалось бы, Олег — могущественный князь, умный и дальновидный, щит его «на вратах Царьграда», его судьбе завидует недруг, но и этот герой не смог противостоять воле судьбы. Отказавшись от любимого коня, он, возможно, отсрочил неминуемое, либо поступил именно так, как от него и требовалось.

В любом случае, даже великий князь не сумел выйти победителем из схватки с судьбой, что уж говорить о простом человеке.

Другая важнейшая тема, которая задается в «Песни о вещем Олеге» Пушкина (жанр ее определен как баллада), – отношения поэта и власти. Кудесник, который предсказал князю судьбу, отказался от предлагаемых Олегом даров, сказал, что «волхвы не боятся могучих владык», поскольку всегда говорят правду. Старик, с которым беседовал могучий князь, характеризуется Пушкиным как «покорный Перуну одному». Кудесник не склоняется перед человеком, олицетворяющим собой власть. Так и поэт не должен бояться говорить правду, пусть даже она и будет неугодна правителям. Вспомним, что в период написания текста Пушкин находится в изгнании, он обижен, считает себя непонятым, эти размышления и вылились в поэтическом тексте на историческую тему в полный горделивого достоинства ответ кудесника.

lazy placeholder

Тот факт, что предсказание волхва оказалось правдивым, доказывает – правда всегда победит.

Основная мысль баллады

В отличие от летописного источника, поэт мало уделяет внимания описанию подвигов князя. Для него главное – встреча героя с волхвом, наводящая на мысль о предназначении человека и его неминуемой судьбе. Именно на это указывает в произведении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» жанр.

Тема рока, как уже отмечалось выше, — отличительная особенность баллады. Но у Пушкина она тесно связана с другой не менее важной для автора идеей – о назначении поэта и его отношениях с властью.

lazy placeholder

Олег не смог противостоять судьбе: отказавшись от своего коня, он подчинился ее воле. Но даже в этом случае рок его настиг, отчего князя, выигравшего немало боевых сражений, нельзя считать победителем в этой нелегкой и несколько мистической схватке с собственной судьбой.

Другое дело — кудесник. Во время разговора он не склоняется перед великим Олегом, олицетворявшим собой власть и силу, а подчеркивает, что волхвы всегда и везде говорят лишь правду, поскольку покорны лишь богам. Именно горделивый ответ кудесника привлекает Пушкина в «Песне о вещем Олеге» — жанр ее определен как баллада, а основная мысль заключается в истинном предназначении поэзии. Правоту этого подчеркивает тот факт, что предсказатель в конечном итоге оказался прав: как ни пытался Олег избежать судьбы, она все равно его настигла, причем мистически и в самый неожиданный момент. И это дает окончательный ответ на вопрос, какой жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина.

Противостояние персонажей

В «Песни о вещем Олеге» Пушкина, жанр которой – баллада, налицо противопоставление двух героев:

И в итоге именно предсказатель оказывается прав. Симпатию вызывают оба героя, но именно кудесник олицетворяет поэта, наделенного особым даром, который в современное Пушкину время оказывается непонятым и гонимым.

lazy placeholder

Мы рассмотрели «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Какой жанр выбрал поэт, чтобы выразить гнетущие его мысли, мы также определили – это жанр баллады.

Источник