чему учит произведение сказка серебряное копытце

admin

«Серебряное копытце» — читательский дневник по сказке Бажова

Сказка о Серебряном Копытце считается одной из самых известный в творчестве Павла Бажова. Она была написана в 1938 году.

Описание книги

ФИО автора: Бажов Павел Петрович

Название: Серебряное копытце

Число страниц: 56.

Издательство «Акварель».

Год издания 2017 год

Жанр: Сказ

Год написания: 1938 год

Главные герои

Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.

Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.

Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.

Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.

Краткое содержание и сюжет

Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.

Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.

Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.

Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.

План пересказа

Основная мысль

Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.

Чему учит

Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.

Отзыв

Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.

Источник

Разбор сказа П. Бажова «Серебряное копытце» для читательского дневника

Уральские сказы увлекают взрослых и детей в мир старинных преданий. Они изложены простым языком, отражают надежды и быт русских людей во время крепостного права. Среди таких книг ярко выделяется произведение Павла Бажова «Серебряное копытце». В читательский дневник школьникам нужно написать характеристику и краткое содержание сказа. Информация помогает ученикам подготовиться к пересказу и сделать выводы.

История создания

Павел Петрович Бажов — талантливый интерпретатор уральского фольклора. В своих произведениях, которые написаны в стиле русских народных сказок, автор сочетал элементы реальности и фантазии. Литературные работы писателя учат мудрости, доброте, милосердию. В основу сказа о копытце лег фантастический образ. Когда-то ходил по Уралу серебряный олень — хранитель богатств. Аналогией ему в народных преданиях служат «лось — золотые рога» и «козел — серебристое копытце».

Олень (косуля) стал одним из самых поэтичных образов, созданных Бажовым. В предании говорится, что ему поклонялись финно-угорские племена. Рогатая голова лося (оленя, косули) — символ неба. На рогах лесной житель нес солнце, не касаясь копытами земли, которая была скверна для него.

На капищах шаманы укладывали священные серебряные блюда. На них лось мог опускаться, чтобы постоять на земле. В большом количестве такая посуда выменивалась жителями Урала на пушнину через татарских купцов. Наследие сохранилось, лучшая его часть вошла в коллекцию иранского серебра в Эрмитаже. Есть мнение, что от этой легенды и пошло в народе название Серебряное копытце. Священный олень касался копытами серебра, монет и драгоценных камней, которые лежали на блюдах в качестве даров для животного.

Впервые произведение было опубликовано в 1938 году в альманахе «Уральский современник». В 1942 году его отредактировали для сборника «Ключ-камень».

В сказе выделяется одна сюжетная линия, близкая к волшебной бытовой сказке. Фантастические события разворачиваются в привычных для героев условиях.

Персонажи произведения

Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:

Краткое содержание сказки

Старый охотник Кокованя остался один и надумал взять сиротку. Выбор пал на Даренку — маленькую девочку, которая недавно осиротела. Девочка согласилась идти к нему в дом только со своей кошкой Муренкой. Кокованя не был против. Они стали жить втроем, у каждого были свои обязанности. Кокованя работал, Даренка хлопотала по хозяйству, Муренка ловила мышей.

Вечером маленькая семья собиралась за ужином, и старик рассказывал сказки. Одну из них, о волшебном козле по прозвищу Серебряное копытце, Даренка любила больше других. Она очень хотела увидеть лесного жителя, из-под копыта которого появляются самоцветы. Кокованя тоже верил в то, что козел существует, и очень хотел встретиться с ним.

На зиму старик планировал переехать в балаган у покосных ложков. Там и зверя можно пострелять, и заветного козлика вычислить. Даренка уговорила взять ее с собой, а Муренка сама их догнала. Стали они жить дружно, но вскоре Кокованя насолил много козлиного мяса, его нужно было отвезти в город. С согласия девочки он собрался домой на два или три дня. Даренка с Муренкой на хозяйстве остались.

Днем были дела, а вечером девочка скучала. В первый вечер она услышала топоток по стенам, но ничего не увидела. Во второй вечер увидела козлика, готового топнуть передней ножкой. В третий вечер пропала Муренка. Даренка выглянула в окно и увидела, что кошка играет с козликом. Вышла девочка из дома, чтобы поближе посмотреть, а ночной гость запрыгнул на крышу и стал бить копытцем. На ту пору и Кокованя вернулся. Застыл старик в изумлении, глядя на радужные самоцветы. Их становилось все больше.

Снял Кокованя шапку и стал складывать камни. Однако Даренка попросила дедушку до утра не собирать драгоценности, чтобы посмотреть, как такая роскошь будет сиять на солнце. Вскоре волшебство исчезло. Пропал навеки козлик, а вместе с ним и Муренка. Ночью повалил густой снег, после чего от былой россыпи самоцветов не осталось и следа.

Сколько потом ни искали Кокованя с Даренкой, ни камушка не нашли. Однако им и того, что старичок в шапку насобирал, до конца жизни хватило. В местах же, где происходили события, долгие годы люди находили хризолиты и другие камни.

Информация для читательского дневника

Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:

Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:

Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова. Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.

Приводя ситуацию с шапкой, писатель подчеркивает, что не нужно брать больше положенного. Лишнее впрок не пойдет, им лучше поделиться без сожаления. К произведению хорошо подходят пословицы «Добро делай и добро жди» и «Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет».

Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.

Отзывы о книге

Сказка Бажова о волшебном козлике — одна из моих самых любимых с детства. Проходили мы ее и в школе, разбирали, анализировали. Мне очень нравится, что Кокованя спокойный и рассудительный, а Даренка веселая и непоседливая. Муренка их объединяет, ласковая кошка. Жалко, что в конце произведения она пропала вместе с козликом.

Потянуло меня на пенсии перечитать сказы Бажова, тут и внуки подросли, сидят рядом, слушают. Из всех произведений больше всего запомнилось про Полоза и Кокованю. Выдумщик был русский народ такие истории придумывать, да и земля уральская богатая, располагала к этому. Читаешь, думаешь, погружаешься в другой мир. Все заботы уходят.

Сказку о Даренке и Коковане знаю и люблю с детства. Книжка с красивыми картинками передалась по наследству дочери. Теперь ей задали написать в читательском дневнике свое отношение к прочитанному. Разобрали тему, легко и быстро заполнили основные пункты — автор, смысл, содержание, выводы. Любимый момент у нас — это когда Муренка деда с девочкой догоняла, чтобы с ними отправиться на зимовку. Кошка в этом произведении — уникальный, волшебный персонаж.

Источник

Бажов «Серебряное копытце», чему учит эта сказка, какой главный смысл?

answer avatar

Бажов в своей сказке «Серебрянное копытце» учит творить добро, уважительно относиться к окружающей на природе.

Так же сказка учит, что не стоит разевать рот на чужой каравай. Дарёнка не дала деду собирать драгоценные камни и Кокованя взял всего несколько камней, но им этого хватило до конца дней.

К сказке подойдёт такая пословица: Лучше в малом, но удача, чем в большом провал.

cAAwzgmoSYZ7Nrs9ZJqb3v9S5wvrfA2G

answer avatar

Отличная сказка, вернее не сказка, а сказ. Павел Петрович Бажов писал именно сказы, основанные на преданиях и легендах жителей Урала.

«Серебряное копытце» повествует о судьбе маленькой девочки Даренки ее кошке Муренки и старике охотнике Коковани. Сказ написан для детей, но несомненно будет интересен и взрослым. Идеи высказанные автором здесь очень поучительны и важны. Прививают нам добродетельность и благородство. Прочитав произведение понимаешь, что человек должен быть трудолюбивым, скромным, бескорыстным, любить природу и тогда все обязательно все будет хорошо и он получит свою награду.

Так же как и закончилось в сказке.

answer avatar

В принципе, довольно много смыслов можно разглядеть в сказе «Серебряное копытце».

Например, то, что нужно помогать слабым и беззащитным и никогда не бросать в беде близкого. То есть, как Кокованя не бросил Дарёнку, когда она осталась сиротой, а взял её к себе жить.

Кроме того, сказ учит добру и любви к ближнему, к природе и к животным. А также, проскальзывает мысль, что доброму челоыеку обязательно воздастся за его добрые дела и что мечтать не вредно. Очень часто мечты сбываются, как, например, мечта собрать побольше драгоценных камней у Коковани и Дарёнки.

И ещё, говорится о том, что надо верить в чудеса.Если верить, то оно обязательно произойдёт.

answer avatar

И все же есть определенная закономерность в галерее художественных образов наших любимых героев: ошибаясь, попадая в тупиковые ситуации, спотыкаясь, разбиваясь на жизненных виражах, эти герои всегда несут в себе какую-то силу нравственного очищения, будоражат душу, будят в ней желание стать лучше, добрее и умнее.

В тему здесь цитата Л.Н. Толстого, очень много объясняющая в судьбе самого писателя и судьбах его любимых героев:

zP9wj5IyAWBkWb4qr3fBOY5Yd362

answer avatar

По моему, одно из самых известных убийств это убийство мавром Отелло своей жены Дездемоны из трагедии Шекспира. Приходит на ум ещё одно убийство, когда у Достоевского студент Раскольников топором зарубил старуху процентщицу.

answer avatar

Одного чела заслали на другую планету где жили похожие на людей аборигены, но во временах феодального строя

Он должен был наблюдать

Но он был такой правильный, а жизнь там была такая мерзкая, что он постоянно считал, что нужно вмешаться и местную жизнь улучшить

а потом местные составили заговор против своего короля, покрушили море народа и случайно убили девушку главного героя, которую он полюбил

но девушку это конечно не вернуло

За это начальство его отправило на землю, ибо нефиг.

answer avatar

С.Михалков «Кошкин дом»

Р.Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»

Ш.Перро «Кот в сапогах»

К.Чапек «Жили у меня собака и кошка», «С точки зрения кошки»

Э.Гофман «Житейские воззрения кота Мурра»

Э.Хэмингуэй «Кошка под дождем»

Р.Брэдбери «Кошкина пижама»

К.Булычев «Разум для кота»

Дж.Китс «Коту госпожи Рейнольдс»

Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»

С. Лукьяненко «Купи кота»

Л.Д. Браун серия «Кот, который. «

answer avatar

Рассказ написан Львом Николаевичем Толстым в 1872-ом году. Действие происходит на Кавказе.

Главные герои: офицеры Жилин и Костылин, девочка Дина.

Жилин ехал домой навестить матушку. Но его и Костылина хитрые татары захватили в плен. Но в этом была и вина Костылина, который струсил и сбежал, а не стал прикрывать Жилина.

В плену Жилин все время вынашивал план, как сбежать из плена. Он подружился с татарской девочкой Диной, делал ей игрушки, а она подкармливала его.

Жилин сделал подкоп в сарае, они сбежали, но Костылин снова подвел его, потому что ныл и жаловался на натертую ногу. Татары вновь взяли их в плен и заковали в колодки, посадили в яму. Но они хотели за офицеров выкуп получить, потому заставили их написать родственникам, чтобы заплатили за них деньги. Костылин-то сразу написал, а Жилин другой адрес сочинил, потому что знал, что у его мамы нет денег, и не хотел ее волновать.

Выбраться из ямы Жилину помогла Дина. Она и лепешки на дорогу принесла. А Костылин не стал выбираться из ямы, решил выкупа дожидаться.

Жилин с трудом шел и полз, потому что ослаб, да еще и в колодке был. И когда добрался до поля, его увидели татары. Но Жилин стал кричать и просить спасти его. Казаки услышали и примчались на конях, а татары не стали с ними воевать. Так Жилин и был спасен.

А за Костылина заплатили выкуп пять тысяч через месяц, татары его отпустили, он сильно ослаб за это время.

Человек должен всегда искать выход, не отчаиваться, бороться за свою свободу, как офицер Жилин.

Мое мнение: Мне очень понравился этот рассказ. Я посоветую своим друзьям его прочитать.

Источник

Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

Как и во всех народных или авторских сказках в произведении Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце» заложен глубокий смысл. Волшебная история о сказочном олене, с которым в конце встретились люди, раскрывает в главных героях лучшие качества, на основе которых и строятся взаимоотношения. Дружба между людьми и животными имеет немаловажное значение, так как в ней зарождаются и доброта, и милосердие, нежность и забота.

Автор произведения с самого начала акцентирует внимание на качествах пожилого охотника – Коковани, наделяя его трудолюбием (несмотря на возраст, у него есть желание обучать какого-нибудь мальчишку «своему делу», он выделяется добротой и жалостью (так как принял к себе шестилетнюю сироту и животное), веселым нравом. Девочка отличается особой лаской (проживая в чужой семье, подобрала кошку ободранную), любопытством, доверчивостью. Обращает на себя внимание и щедрость оленя, и поддержка кошки. Благодаря созданным образам автор раскрывает перед читателем смысл произведения, которое учит быть открытым миру, уметь разделять несчастье других, их радость, помогать друг другу в трудную минуту. С помощью веры в чудеса в жизни героев наступает волшебный момент. Их мечта увидеть оленя, который выбивает копытом драгоценные камни, сбывается. Именно так автор сказки пытается донести мысль о том, что, если у человека большое доброе сердце и открытая душа, то он всегда в конце пути встретится с удачей.

Суть произведения состоит в исполнении добрых дел, отсутствии равнодушия героев к наживе, в том, что каждый добросовестный, отзывчивый человек обязательно будет награжден за терпение, искреннее желание помочь нуждающимся. Кокованя на собственном примере учит девочку Даренку быть доброй, легко относиться к трагическим моментам в жизни, уметь радоваться каждому прожитому в труде дню, искренне верить в волшебство, которое обязательно сбудется. А для этого нужно иметь добрые помыслы. П. П. Бажов с осуждением относится к жадности, награждая щедрых, правдивых людей.

Таким образом, автор произведения говорит читателю о том, что люди, которые стараются сделать окружающих счастливыми, сами к себе притягивают счастье и удачу. Они не замечают плохого, их сердца наполнены любовью, удовлетворением. Заботясь о близких – людях и животных – они делают мир добрее, а себя счастливее. Именно поэтому жизнь героев наполнена настоящими чудесами, которые рано или поздно сбываются.

2 вариант

В каждом произведении Бажова заложен глубокий смысл. Главным героем в нем является олень, который раскрывает в людях совсем другие качества и делает их немного добрее друг к другу, нежнее и заботливее, чем раньше.

Еще одним главным героем является старик, который увидев маленькую беззащитную и одинокую девочку, он решает забрать ее к себе и воспитать, как свою дочь. Днем она во всем ему помогает, а вечером дедушка рассказывает ей разные сказки. Среди множества сказок ей очень нравится та, в которой главным героем был козел с серебряными копытцами. И хотя старик и старый, но у него имеется огромное количество энергии, которую он решил потратить на девочку.

Каждую зиму дедушка отправляется в лес для того чтобы добыть пропитание, и в этот раз девочка решила напроситься с ним и посмотреть на того самого козла с серебряными копытцами, а ведь это была ее самая большая мечта, и ей хотелось, чтобы эта мечта поскорее сбылась.

Глубоко в лесу находится небольшая и очень красивая избушка, где и жил тот самый козел. Он бил своими копытцами и из под них вылетали драгоценные камни. Эти камни очень сильно переливаются, что в лесу становится светло и ясно. Конечно, это все происходит недолго, но кому удастся хотя бы раз увидеть эту красоту, тот уже никогда не забудет и ему обязательно захочется увидеть это все еще раз. И такое же ощущение серебряное копытце произвело на наших главных героев. Но неожиданно это все исчезло, а немного погодя исчезла и кошка девочки. Даренка была очень огорчена такому исходу событий. А для того чтобы хотя бы немного развеселить девочку дедушка набирает те самые драгоценные камни и приносит домой. Вот только увидеть их никто не смог, а все, потому что они неожиданно исчезли. С тех пор сколько бы они не ходили в лес и не искали тот самый дом, где жил серебряное копытце, но никак не могли его отыскать. А в тех местах, где раньше пробегало серебряное копытце люди стали находить красивые драгоценные камни и подбирать их.

Из всей этой сказки можно сделать вывод о том, что чудеса случаются лишь в тех случаях, когда его сильно ждешь. Кроме этого чудеса появляются в жизни лишь тех людей, которые этого заслуживают.

Также читают:

Картинка к сочинению Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

Популярные сегодня темы

Время каникул – прекрасная пора. Все дети любят каникулы, и совсем не потому, что в этот период не нужно ходить в школу, спешить на занятия и делать домашнее задание, а просто потому, что можно получать удовольствие

Эпизод смерти Евгения Базарова, одного из главных героев романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, является не просто одним из ключевых, но и фактически главным эпизодом всего произведения.

В каждом своем произведении М. Пришвин выступает не просто любителем пейзажа родного края, чутким, наблюдательным человеком, но и защитником ее. Он не равнодушен к тому, что происходит ежедневно

Одним из ключевых персонажей произведения является Артур Грей, единственный сын знатных родителей.

Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.

Источник

Серебряное Копытце читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.

Павел Петрович Бажов – русский писатель, автор множества литературных произведений в жанре малой прозы. При написании произведений автор вдохновлялся народным творчеством. Сказка о Серебряном Копытце считается одной из самых известный в творчестве писателя. Она была написана в 1938 году.

Краткое содержание для читательского дневника

1)Одинокий охотник решает взять опеку над осиротевшей девочкой.

2)Старик по прозвищу Кокованя знакомится с Дарёнкой и рассказывает ей истории о волшебном козле.

3)Девочка соглашается переехать к Коковане вместе с кошкой Мурёнкой.

4)Кокованя с Дарёнкой отправляются в лес на охоту.

5)Дарёнка встречает волшебного козла.

6)Старик и девочка получают щедрые дары от Серебряного Копытца.

Главные герои

1) Кокованя – добродушный пожилой охотник.

2) Дарёнка – шестилетняя сирота.

3) Мурёнка – любимая кошка Дарёнки.

4) Серебряное Копытце – волшебный козёл, щедро одаривший старика и девочку драгоценностями.

Главная мысль

Основной посыл сказки заключается в том, что любящее сердце является настоящим богатством человека. Старик и маленькая девочка были добрыми и бескорыстными людьми. Именно по этой причине они заслужили щедрое вознаграждение.

Читайте по теме:

Чему учит

Суть произведения состоит в том, что доброта всегда вознаграждается.Сказка учит быть добрыми и трудолюбивыми. Старик, несмотря на скромные условия жизни, решил проявить акт милосердия и взять к себе сиротку. В результате этого он не только нашёл близкого человека, но и получил награду за свой великодушный поступок.

Пословицы

1.Доброму человеку помощь не в убыток.

2.Не дорог подарок, дорога любовь.

3.Добрый человек в добре проживёт век.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса.

Отзыв

Данная сказка учит быть бескорыстными и проявлять милосердие к оказавшимся в беде людям. Чуткое сердце одинокого старика привело его к маленькой девочке, оставшейся без семьи. Их встречу можно назвать судьбоносной, поскольку и старик, и девочка-сирота, обрели семью и благополучие. Можно сказать, что они нашли друг друга в нужный момент.

Источник