чему учит произведение снап сетон томпсон

«Снап (История бультерьера)», анализ произведения Сетон-Томпсона

Краткая историческая справка

Эрнест Сетон-Томпсон (1860 – 1946) — канадский писатель британского происхождения, естествоиспытатель, художник-анималист, общественный деятель. Он считается одним из зачинателей нового литературного жанра произведений о животных и оказал сильное влияние на последующих писателей-анималистов.

Смелость и храбрость, достойные восхищения

Краткое содержание произведения «Снап (История бультерьера)»

Хозяин вынужден отправиться в командировку и оставить своего питомца на попечение квартирной хозяйки, которая сразу же невзлюбила Снапа и постоянно жаловалось на его шалости рассказчику. Тот был вынужден забрать собаку к себе.

Во время одной из собачьих охот на волков, загрызающих местных фермерских коров, Снап бесстрашно вступает в схватку с сильным и взрослым волком и геройски погибает.

Основные идеи рассказа

Несмотря на повествовательный и информативный (на первый взгляд) характер изложения, рассказ «Снап (История бультерьера)» заключает в себе несколько принципиальных идей, которые автор пытался донести до читателя.

Собака тоже обладает характером

Сцена встречи рассказчика и щенка просто умиляет: маленький бультерьер загнал взрослого человека на стол и не давал ему возможности спуститься вниз до утра. Причина такого поведения щенка – его усталость и утомленность путешествием в посылочной коробке. Снап сердито ворчал и старался укусить будущего хозяина не просто так. Тому были основания. Но маленькая собачка проявила независимость, настойчивость, упрямство. Можно сказать (и автор это проводит «красной нитью»), что собака имеет характер. Как человек!

Сострадание и воспитание

Смелость как путь к уважению

Автор устами рассказчика восхищается храбростью бультерьера. Снап был просто бесстрашным: он никогда не трогал маленьких собак, а с крупными и сильными особыми вступал в непримиримую схватку. И часто оказывался победителем. Щенку не было знакомо чувство страха. И именно за это его уважал хозяин и рассыльный – два человека, с которыми у Снапа были дружеские отношения.

Фермер Пенруф восхищался Снапом, когда, увидев умирающего после схватки с сильным волком щенка, сказал: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков». Он уважал маленького бультерьера за его отвагу и самоотверженность и принял на себя боль погибающего щенка. Именно фермер сказал о Снапе, как о настоящем мужчине: «Вот это действительно храбрец!».

Самоотверженность, а не безрассудство

Мысль о сходстве Снапа и человека прослеживается и строках, где Эрнест Сетон-Томпсон описывает начало финальной схватки. Снап, раненный в плечо, был закрыт хозяином в сарае, но сумел выбраться и догнать свору собак.

Увидев, что окруженный волк все еще представляет опасность для других собак, и что никто из своры не решается вступить в бой с матерым хищником, Спан, несмотря на огромную разницу в весовых категориях, бросается в бой и побеждает. Но при этом погибает сам.

Автор рассказа как бы хочет сказать читателю, что храбрость и смелость Снапа – это проявление самоотверженности в критической ситуации, а не безрассудство. И с этой мыслью нельзя не согласиться.

Заключение

История бультерьера Снапа – это не жизнеописание короткой судьбы собаки. Это пример подлинной смелости, истинной храбрости, которых так не хватает современному человеку для достижения общественно важных целей. Не безрассудства – вечного спутника людей в современную – чрезвычайно динамичную – эпоху, а именно, храбрости, смелости, самоотверженности.

Источник

Пожалуйста, помогите, очень надо.. Чему учит произведение «Снап»Сетон-Томпсон, очень-очень надо, максимум 7-10 предложений. ((

answer avatar

answer avatar

Под Москвой снимают дачу отец, мать Маруся и их дочь, шестилетняя Светлана. Отец и дочка мечтают купаться, ловить рыбу, собирать ягоды, но Маруся сперва заставляет навести на даче порядок.

Когда все дела сделаны, к Марусе приезжает в гости её старый друг, полярный лётчик. Маруся проводит весь день с ним, а потом идёт провожать его на станцию. Отец и Светлана вешают на крышу самодельную вертушку из цветной бумаги. Вернувшаяся Маруся недовольна, что Светлана ещё не спит и сидит на крыше. Несмотря на принесённые матерью подарки, отец с дочкой идут спать обиженные.

Утром Маруся обвиняет мужа с дочкой в том, что они разбили её голубую чашку. Маруся уезжает в город, а отец и Светлана решают идти куда глаза глядят.

По дороге они встречают соседского мальчишку Саньку. Санька жалуется, что его хочет побить пионер Пашка. Светлана обещает Саньке защиту. Вскоре путники встречают Пашку, который называет Саньку фашистом. Из Германии, спасаясь от фашистов, приехал рабочий-еврей со своей дочкой. Пашка вступился за девочку, которую Санька оскорбил. Возмущённых отца со Светланой поддерживает колхозный сторож: нет фашистов при советской власти. Санька раскаивается.

Сторож советует отцу со Светланой идти к озеру, где сосновый лес — там живут его дочь Валентина и внук Фёдор.

По дороге путники дарят цветы какой-то бабке, которая угощает их огурцами, купаются в речке. Наконец, они добираются до дома Валентины, где им радушно предлагают отдохнуть в саду под яблоней.

Отец рассказывает Светлане, как они с Марусей познакомились. Во время Гражданской войны отец спас Марусю от белых, и его, раненого, Маруся выхаживала. С тех пор они не расставались. Отец переживает: вдруг Маруся его больше не любит, но Светлана успокаивает отца. Ночью она заметила, с какой любовью Маруся смотрела на него.

Валентина находит телегу, чтоб путники смогли добраться до дома, а Фёдор на прощание дарит Светлане котёнка.

Дома их встречает смеющаяся Маруся, которая успела залезть на крышу и поправить вертушку.

Вечером счастливая семья долго сидит за столом. Они рассказывают друг другу, что видели за день. А голубую чашку, скорей всего, разбили мыши.

Источник

Цель урока: пробудить интерес к творчеству писателя, к произведени­ям о природе.

Оборудование урока: портрет писателя, сборники его произведений и произведений В. Бианки, Н. Сладкова, Дж. Даррела.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение эпизодов киносценария по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни».

II. Слово учителя

Эрнест Сетон-Томпсон всю жизнь занимался изучением природы. Это тот счастливый случай, когда работа и увлечение совпадают. Вспом­ним, в произведении какого русского писателя природа играет важную роль? Ему принадлежат слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». (М.М. Пришвин, «Кладовая солнца»).

Естествоиспытатели и писатели В. Бианки и Н. Сладков, увлеченные изучением природы люди, рассказали о другом натуралисте — Сетоне-Томпсоне. Прочитаем их статью в учебнике-хрестоматии.

— Какой случай определил судьбу этого человека?

(«Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо за­пела. Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. Я был взволнован этой песней до глубины души. С тех пор я каждый год ждал свою синюю птичку и с ней — весну».)

Сетон-Томпсон с большой любовью и нежностью пишет о животных. Он же автор замечательных рисунков, изображающих животных — героев его произведений. Прочитаем его рассказ «Снап (история бультерье­ра»). Читает учитель.

III. Беседа по вопросам

— Как вел себя Снап при знакомстве с хозяином? Как он проявил свой характер?

(Снап был утомлен путешествием в посылке, поэтому сердито ворчал, сварливо рычал, старался укусить. Когда раздражение его улеглось, он по­чувствовал себя хозяином положения. Автор так и пишет: «Я ухитрился улечься, не встревожив своего повелителя». Снап улегся на кровати, потес­нив хозяина; утром не хотел вставать — «предпочел отложить вставание до восьми, поэтому мы встали в восемь». «Он разрешил мне затопить камин и одеться». Снап проявил настойчивость, своеволие, независимый характер и упрямство.)

— Какой способ воспитания собаки избрал рассказчик? (Хозяин целый день не кормил собаку, хотя мучился тем, что поступает

жестоко. В результате «к вечеру он охотно согласился взять из моих рук немного пищи». «Система лечения, которая называлась «оставлять без зав­трака», сделала чудеса, и через три месяца нас нельзя было разлить водой».)

— Какое качество Снапа было главным, вызывало уважение лю­дей?

(Снап был бесстрашным бойцом: «чувство страха было ему незнакомо». Снап не трогал маленьких собак, но с большими и сильными рвался в бой и обычно побеждал. Он подружился только с двумя людьми: хозяином и рас­сыльным, которые «умели видеть его хорошие стороны».)

— Как Снап оказался рядом с хозяином в его поездке в Северную Дакоту?

(Рассказчик участвовал в охоте на волков и койотов и убедился, что ни одна из пород собак не могла справиться с дикими зверями: «хотя собаки были сильны и быстроноги, но вид волка, очевидно, наводил на них ужас». Квартирная хозяйка, у которой со Снопом была взаимная ненависть, пот­ребовала удаления «мерзкой собаки». Так и получилось, что Снап оказался рядом с хозяином.)

— Какие эпизоды рассказа вызывают улыбку?

(Эпизод знакомства Снапа с хозяином, когда они поменялись местами — сначала хозяйничал в доме Снап. Эпизод охоты (III глава), когда Гилтон выслеживает койота в бинокль, а рассказчик замечает, что борзые «не мо­гут смотреть в бинокль». Эпизод, когда маленький Снап бесстрашно вце­пился волку в нос. Эпизод, когда большие доги чувствуют «внезапный прилив застенчивости», испугавшись грозного вида волка.)

— Как проявляется отношение рассказчика к Снапу?

(Рассказчик ласково называет Снапа «бесстрашным песиком», «малень­кой белой собачкой», «белым мячиком», «белоснежным резиновым мячиком», скучает по нему: «Как мне хотелось, чтобы он был здесь!», гордится им, ког­да Снап показывает на охоте, на что он способен:« Теперь настал мой черед торжествовать». Когда Снапа ранит волк, рассказчик ухаживает за соба­кой, «как за ребенком».)

— Как рассказчик описывает свору охотничьих собак и волка (глава IV)?

(Рассказчик использует антитезу. Догам, «грузным тварям», противо­поставлен старый волк, вызывающий уважение: «бесстрашный вид, муску­листая грудь, смертоносные челюсти», волк готов «умереть, если надо», но уверен в том, «что умрет не он один».)

— Что заставило старого Пенруфа пробормотать «дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

(Пенруф был поражен несокрушимой смелостью маленькой собачки, от­важно кинувшейся на огромного матерого волка. Он уважал Снапа за отва­гу; почувствовал боль, когда понял, что Снап погибает. Боль за то, что из этой жизни уходят лучшие, самые мужественные. Пенруф говорит о Сно­пе, как о человеке: «Вот это действительно храбрец! Без храбрости в нашем деле недалеко уйдешь».)

IV. Прочитаем эпизод печальной, но славной кончины Снапа

— Встречались ли вам в жизни такие мужественные животные?

(Слушаем рассказы учеников.)

Читаем отрывки из статьи В. Пескова «В гостях у Сетона-Томпсона» в учебнике-хрестоматии.

— Читали ли вы другие рассказы Сетона-Томпсона?

Домашнее задание

1. Написать небольшое сочинение о жизни животных или птиц, кото­рых вам приходилось наблюдать.

2. Иллюстрировать сочинение (по желанию).

3. Почитать рассказы и повести писателей-анималистов (задание на перспективу).

Дополнительный материал

Эрнест Сетон-Томпсон (Seton Thompson) родился 14 августа 1860 г., Саут-Шилдс, Шотландия, но через 6 лет его семья переехала в Канаду. Отец занимался фермерством, их семья была большая, и впечатлительный мальчик часто играл с братьями в лесу. Животные, птицы, индейцы и охота — вот что с детства привлека­ло будущего писателя.

Эрнест с детства был очень способным и упорным мальчиком. Увидев в мага­зине книгу «Птицы Канады», он решил купить ее, во что бы то ни стало. Книга сто­ила один доллар. Чтобы собрать эти деньги, Эрнест продал своих кроликов, перенес дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и це­лый месяц соревновался с братом в рубке дров, зарабатывая недостающие центы. И вот желанная книга в руках. Он много путешествовал, охотился и написал около сорока книг, в том числе восьмитомный труд «Жизнь диких зверей».

Томпсон вел насыщенную, можно сказать, бродяжью жизнь, он кочевал по прерии, никогда не мог долго жить в крупных городах — его неизбежно тянуло к канадским и американским охотникам, фермерам, индейцам, а главное — к жи­вотным. В Канаде он получил должность «государственного натуралиста», что дало ему возможность с головой отдаться изучению животных. Сетоном-Томпсо­ном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен выс­шей награды, присуждаемой в США за научные труды, — золотой медали «Элиот».

Стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких живот­ных, Сетон-Томпсон организовал в Канаде «Лигу лесоведения», целью которой было изучение молодежью родной природы и охрана животных. Сетон-Томпсон создавал настоящие биографии животных, ставил их рядом с людьми в своих про­изведениях, люди и животные были у Сетон-Томпсона партнерами, друзьями. Писатель был убежден, что каждое животное — драгоценное наследие, которое люди не вправе уничтожать и мучить. Всю жизнь им владела неутолимая страсть разгадывать все тайны и загадки в жизни птиц и зверей, страсть рассказывать об этих тайнах людям и передавать красоту животных в рисунках и вырезанных из де­рева фигурках.

Источник

0e88 00098467 491b1f44

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946). Рассказ «Снап

Цель урока: пробудить интерес к творчеству писателя, к произведени­ям о природе.

Оборудование урока: портрет писателя, сборники его произведений и произведений В. Бианки, Н. Сладкова, Дж. Даррела.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

I . Проверка домашнего задания

Чтение эпизодов киносценария по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни».

Эрнест Сетон-Томпсон всю жизнь занимался изучением природы. Это тот счастливый случай, когда работа и увлечение совпадают. Вспом­ним, в произведении какого русского писателя природа играет важную роль? Ему принадлежат слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». (М.М. Пришвин, «Кладовая солнца»).

Естествоиспытатели и писатели В. Бианки и Н. Сладков, увлеченные изучением природы люди, рассказали о другом натуралисте — Сетоне-Томпсоне. Прочитаем их статью в учебнике-хрестоматии.

— Какой случай определил судьбу этого человека?

(«Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо за­пела. Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. Я был взволнован этой песней до глубины души. С тех пор я каждый год ждал свою синюю птичку и с ней — весну».)

Сетон-Томпсон с большой любовью и нежностью пишет о животных. Он же автор замечательных рисунков, изображающих животных — героев его произведений. Прочитаем его рассказ «Снап (история бультерье­ра»). Читает учитель.

III . Беседа по вопросам

— Как вел себя Снап при знакомстве с хозяином? Как он проявил свой характер?

(Снап был утомлен путешествием в посылке, поэтому сердито ворчал, сварливо рычал, старался укусить. Когда раздражение его улеглось, он по­чувствовал себя хозяином положения. Автор так и пишет: «Я ухитрился улечься, не встревожив своего повелителя». Снап улегся на кровати, потес­нив хозяина; утром не хотел вставать — «предпочел отложить вставание до восьми, поэтому мы встали в восемь». «Он разрешил мне затопить камин и одеться». Снап проявил настойчивость, своеволие, независимый характер и упрямство.)

— Какой способ воспитания собаки избрал рассказчик? (Хозяин целый день не кормил собаку, хотя мучился тем, что поступает

жестоко. В результате «к вечеру он охотно согласился взять из моих рук немного пищи». «Система лечения, которая называлась «оставлять без зав­трака», сделала чудеса, и через три месяца нас нельзя было разлить водой».)

— Какое качество Снапа было главным, вызывало уважение лю­дей?

(Снап был бесстрашным бойцом: «чувство страха было ему незнакомо». Снап не трогал маленьких собак, но с большими и сильными рвался в бой и обычно побеждал. Он подружился только с двумя людьми: хозяином и рас­сыльным, которые «умели видеть его хорошие стороны».)

Как Снап оказался рядом с хозяином в его поездке в Северную Дакоту?

(Рассказчик участвовал в охоте на волков и койотов и убедился, что ни одна из пород собак не могла справиться с дикими зверями: «хотя собаки были сильны и быстроноги, но вид волка, очевидно, наводил на них ужас». Квартирная хозяйка, у которой со Снопом была взаимная ненависть, пот­ребовала удаления «мерзкой собаки». Так и получилось, что Снап оказался рядом с хозяином.)

Какие эпизоды рассказа вызывают улыбку?

(Эпизод знакомства Снапа с хозяином, когда они поменялись местами — сначала хозяйничал в доме Снап. Эпизод охоты ( III глава), когда Гилтон выслеживает койота в бинокль, а рассказчик замечает, что борзые «не мо­гут смотреть в бинокль». Эпизод, когда маленький Снап бесстрашно вце­пился волку в нос. Эпизод, когда большие доги чувствуют «внезапный прилив застенчивости», испугавшись грозного вида волка.)

— Как проявляется отношение рассказчика к Снапу?

(Рассказчик ласково называет Снапа «бесстрашным песиком», «малень­кой белой собачкой», «белым мячиком», «белоснежным резиновым мячиком», скучает по нему: «Как мне хотелось, чтобы он был здесь!», гордится им, ког­да Снап показывает на охоте, на что он способен:« Теперь настал мой черед торжествовать». Когда Снапа ранит волк, рассказчик ухаживает за соба­кой, «как за ребенком».)

— Как рассказчик описывает свору охотничьих собак и волка (глава IV )?

(Рассказчик использует антитезу. Догам, «грузным тварям», противо­поставлен старый волк, вызывающий уважение: «бесстрашный вид, муску­листая грудь, смертоносные челюсти», волк готов «умереть, если надо», но уверен в том, «что умрет не он один».)

— Что заставило старого Пенруфа пробормотать «дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

(Пенруф был поражен несокрушимой смелостью маленькой собачки, от­важно кинувшейся на огромного матерого волка. Он уважал Снапа за отва­гу; почувствовал боль, когда понял, что Снап погибает. Боль за то, что из этой жизни уходят лучшие, самые мужественные. Пенруф говорит о Сно­пе, как о человеке: «Вот это действительно храбрец! Без храбрости в нашем деле недалеко уйдешь».)

IV . Прочитаем эпизод печальной, но славной кончины Снапа

— Встречались ли вам в жизни такие мужественные животные?

(Слушаем рассказы учеников.)

Читаем отрывки из статьи В. Пескова «В гостях у Сетона-Томпсона» в учебнике-хрестоматии.

— Читали ли вы другие рассказы Сетона-Томпсона?

1. Написать небольшое сочинение о жизни животных или птиц, кото­рых вам приходилось наблюдать.

2. Иллюстрировать сочинение (по желанию).

3. Почитать рассказы и повести писателей-анималистов (задание на перспективу).

Эрнест Сетон-Томпсон ( Seton Thompson ) родился 14 августа 1860 г., Саут-Шилдс, Шотландия, но через 6 лет его семья переехала в Канаду. Отец занимался фермерством, их семья была большая, и впечатлительный мальчик часто играл с братьями в лесу. Животные, птицы, индейцы и охота — вот что с детства привлека­ло будущего писателя.

Эрнест с детства был очень способным и упорным мальчиком. Увидев в мага­зине книгу «Птицы Канады», он решил купить ее, во что бы то ни стало. Книга сто­ила один доллар. Чтобы собрать эти деньги, Эрнест продал своих кроликов, перенес дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и це­лый месяц соревновался с братом в рубке дров, зарабатывая недостающие центы. И вот желанная книга в руках. Он много путешествовал, охотился и написал около сорока книг, в том числе восьмитомный труд «Жизнь диких зверей».

Томпсон вел насыщенную, можно сказать, бродяжью жизнь, он кочевал по прерии, никогда не мог долго жить в крупных городах — его неизбежно тянуло к канадским и американским охотникам, фермерам, индейцам, а главное — к жи­вотным. В Канаде он получил должность «государственного натуралиста», что дало ему возможность с головой отдаться изучению животных. Сетоном-Томпсо­ном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен выс­шей награды, присуждаемой в США за научные труды, — золотой медали «Элиот».

Стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких живот­ных, Сетон-Томпсон организовал в Канаде «Лигу лесоведения», целью которой было изучение молодежью родной природы и охрана животных. Сетон-Томпсон создавал настоящие биографии животных, ставил их рядом с людьми в своих про­изведениях, люди и животные были у Сетон-Томпсона партнерами, друзьями. Писатель был убежден, что каждое животное — драгоценное наследие, которое люди не вправе уничтожать и мучить. Всю жизнь им владела неутолимая страсть разгадывать все тайны и загадки в жизни птиц и зверей, страсть рассказывать об этих тайнах людям и передавать красоту животных в рисунках и вырезанных из де­рева фигурках.

Источник

Урок внеклассного чтения (6 класс) «Э. Сетон – Томпсон. «Снап. История бультерьера»

0e88 00098467 491b1f44

Автор урока: Шаяхметова Флорида Адвардовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия с. Месягутово

МР Дуванский район РБ

Урок литературы (6 класс) «Э. Сетон – Томпсон. «Снап. История бультерьера»

1. Усвоение идейно – художественного содержания рассказа.

2. Воспитание гуманного отношения к животным.

3. Развитие умений анализировать художественное произведение.

Оборудование : портрет писателя, книги Сетона – Томпсона с иллюстрациями, открытки с изображением бультерьера и собак других пород.

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитать рассказ Сетона – Томпсона «Снап».

2. Написать небольшое сочинение на тему: «Мой четвероногий друг».

Межпредметные связи: литература, живопись и биология.

I . Вступительное слово учителя

Учитель: Представьте себе, что вы сегодня получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка.

— Что бы почувствовали? Испугались? Удивились?

— Мог ли его написать действительно волк? ( Нет, не умеют писать. )

— Действительно, обыкновенные волки не умеют писать, а Черный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Черный Волк – это человек. Такое имя дали канадские индейцы своему другу – писателю, художнику и натуралисту Э. Сетону – Томпсону (слайд 1)

Запишите имя писателя : Эрнест Сетон – Томпсон . Обратите внимание на слова, записанные на доске:

Натуралист – человек, занимающийся изучением природы; естествоиспытатель;

Анималист писатель, художник, изображающий в своих произведениях животный мир.

Всегда интересно, почему и как человек становится известным во всем мире. Всегда интересна биография такого человека. Послушайте небольшой рассказ о жизни писателя.

II . Выступления заранее подготовленных учащихся

1 ученик : Родился Сетон – Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест мечтает стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги книги о животных и птицах. Выписывал самое интересное в тетрадь. Вел дневник наблюдений.

2 ученик : Первый сборник своих рассказов Сетон – Томпсон издал в 1898 году под названием «Животные, которых я знал» (слайд 3). Сборник имел огромный успех. Книга открыла тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей.

До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сом по себе. Людям казалась оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению.

Сетон – Томпсон первый в мире выступил с рассказами, где героями были настоящие птицы и звери. Писатель не только знал, но и отлично понимал и любил зверей и птиц. В автобиографии он говорит о своем первом сборнике: «Нет сомненья, что эта книга положила начало новому направлению в литературе о животных. В ней впервые правдиво обрисовано поведение животных». В этом огромная заслуга замечательного писателя, в этом и объяснение быстрого распространения его книг во всех странах мира».

III . Анализ рассказа

— Название рассказа «Снап» имеет подзаголовок – «История бультерьера». Бультерьер – это порода собак. Какой вы представляется собаку этой породы? Как выглядит бультерьер? (Устное рисование)

Рассказ заранее подготовленного ученика о породе собак «бультерьер» ( слайд 4 ).

Бультерьер — собака, имеющая мускулистое и крепкое телосложение, гибкая в движении и легкая в беге. Голова длинная, сильная, низко посаженная. Верхняя часть плоская. Нижняя челюсть очень сильная. Зубы белые, крепкие. Глаза узкие и косо посаженные, расположены внутри черепа, имеют форму треугольника, по стандарту должны быть темно-коричневыми. Уши маленькие и тонкие. Лапы имеют круглые и крепкие кости. Спина крепкая и короткая. Окрас белый и цветной. Хвост у бультерьера короткий, низко поставленный, сужающийся к концу. Весит животное от16 до 24 килограммов.

Существует мнение о том, что собаки этой породы крайне агрессивны. Связано это с тем, что бультерьеры считаются бойцовскими собаками. Собаки этой породы — отличные охранники. Они обладают хорошо развитой мускулатурой и нечувствительны к боли. Бультерьеры не любят оставаться в одиночестве, но при этом не требуют от хозяина постоянного внимания и общения.

— А каков «портрет» Снапа? ( маленький, белый; короткий хвост)

— С чем сравнивает автор щенка? ( белоснежный резиновый мячик )

— А теперь прочитаем каким было первое знакомство рассказчика со щенном? (прочитать )

— Как вел себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином? ( злился, хотел укусить, рычал)

-Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик (решил оставлять без завтрака)

-Прочитайте, как он об этом говорит?

-Как вы считаете, какой метод воспитания лучше: метод хлыста или лишение завтрака? (второй гуманнее.)

-А как объясняет рассказчик то, что дал щенку очень странную кличку? Ведь Снап ( snap ) – «хватать», «щелк»? ( кличка явилась сама собой )

-Подходит ли эта кличка щенку? ( судя по характеру, – да )

-А как вел себя Снап с окружающими людьми или когда встречал других собак на улице?

-В телеграмме Снап был назван «замечательным щенком». Когда и при каких обстоятельствах он оправдал хвалебную телеграмму? ( Когда рассказчик поехал по делам своей фирмы в Мендозу. Он познакомился с братьями-фермерами Пенруфами. На ферме готовились к охоте на большого волка, который причинил много вреда их стадам. Как раз в это время рассказчик получил письмо от квартирной хозяйки, которая не ладила с собакой. И рассказчик решил выписать Снапа к себе.)

Найдите эпизод первой охоты. Обратите внимание на поведение щенка во время охоты. Учащиеся (по цепочке) читают отрывок из рассказа.

-Расскажите подробнее о том, что имеет ввиду рассказчик?

Пересказ учащимися эпизода

( В телеграмме Снап назван «замечательным щенком». Эта охота для него – первое испытание. Он не испугался.)

— Прочитайте сцену второй большой охоты на волка. Учащиеся читают (по цепочке.)

Чем вы можете объяснить трусость собак во время охоты на волка?

( В своре оказались трусливые собаки, их страх передался другим.)

— А почему не испугался Снап? ( Смелость- его врожденное качество. В начале рассказа говорится: чувство страха ему было незнакомо. Поэтому он ни на минуту не заколебался и бросился напролом).

— Как отозвался о Снапе после его гибели Пенруф? (« Лучше бы у меня пропало 20 быков. Вот это действительно храбрец…»)

— Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ?

Учитель: Конец рассказа трагичен: погибает волк, погибает Снап. Так печально заканчиваются многие рассказы Сетона – Томпсона.

-Как вы думаете, ребята, почему рассказы писателя часто имеют трагический финал? Во имя чего Сетон – Томпсон писал свои рассказы? ( Во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления. Он хотел, чтобы даже самая черствая душа после общения с его книгами прониклась чувством сострадания и жалости. Ведь отношение к животным – это показатель нравственности общества.

Нравственность – это норма поведения человека, относящаяся к его внутренней духовной жизни (слайд 5).

Многие из вас очень любят животных и содержат дома кошек, рыбок, собак. К сегодняшнему уроку вы написали небольшие сочинения на тему: «Мой четвероногий друг». Послушаем, что у вас получилось.

Ребята по желанию зачитывают свои сочинения

Счастье, когда в дом входит новый член семьи. У нас появился щенок. Он был маленький, светло-коричневого цвета. Щенок еще не открывал глазки, но мог стоять на ногах. Мы долго подбирали ему имя. И наконец – Полкаша.

Прошло время. И из нашего маленького, слепого щенка вырос большой крепкий пес. С каждым днем он становился сильней и крепче. Полкаша бегал повсюду: в огороде, во дворе, на улице. И однажды, в одну из таких прогулок, случилось несчастье. Полкашу сбил автобус. Пса не было дома уже день. Я и папа искали его всюду. Но никак не могли его найти. Когда стемнело, я еще раз пошла посмотреть. На дне канавы я увидела темное пятно. Я сходила за папой, чтобы он посмотрел, нет ли в яме собаки. Там мы нашли свернувшегося в комочек Полкашу. От холода и боли он сильно дрожал и лизал рану. У собаки отнялась задняя нога, он не мог на нее наступить. Мы принесли его домой, положили на коврик около батареи и накормили. Полкаша перестал дрожать и успокоился. С этого дня у нас в доме прибавилось забот. Каждый день я меняла подстилку, кормила его.

Время шло, но рана не заживала. Полкашу мы водили к ветеринару, давали лекарства. Но все напрасно. У пса отнялась и вторая нога. Он перестал ходить. Лежал в будке, жалобно скуля, когда я к нему подходила. Пришел день, и Полкаши не стало. Я с болью и грустью смотрю на пустую будку. Мне очень больно и грустно терять друга. (Наташа С.)

Какой эпизод из жизни Сетона – Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление?

— Какие еще рассказы писателя вы читали?

— Кто такой художник – анималист?

Учител ь: Сетон – Томпсон, будучи художником, часто сопровождал свои рассказы рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором.

Демонстрация рисунков писателя (слайды 6, 7, 8)

VI . Домашнее задание:

Подготовить для внеклассного чтения пересказ любого произведения Сетона – Томпсона.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector