чему учит произведение ташкент город хлебный

admin

0e88 00098467 491b1f44

по повести А. Неверова

«Ташкент – город хлебный»

Тема: Читательская конференция по книге А. Неверова

«Ташкент – город хлебный».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством

писателя – симбирянина А. Неверова;

аналитически прочитать повесть «Ташкент – город

хлебный», проникнуться отчаянием и болью героя,

милосердием; трепетно и чутко прочесть книгу;

воспитывать патриотизм, нравственность, гуманность,

твердость характера и волю, умение и желание преодолевать

Оборудование: выставка обложек книг А. Неверова; рисунки

учащихся к повести;

стенд « Хлеб – всему голова», грамзапись музыки;

Александр (Скобелев) Неверов

24 декабря – 122 года со дня рождения.

« Ташкент – город хлебный»

— Историческая основа повести.

— Мотивы повести ( традиционные)

/ Боковая доска/ правая задняя сторона/

Меня потрясли страницы, где…

Удивляет и поражает, как

Невозможно представить себе отчаяние и боль…

Мотив – «великого похода»

Центральный образ – железная дорога

Рефрен – постоянно повторяющаяся фраза, звуки, строки.

/Боковая сторона/ левая задняя сторона/

1. Проводя устный журнал «Хлеб – всему голова», на странице пятой рассказывали об искусстве. На празднике организована выставка изделий из теста – изобилие! пшеницы, изделий из неё.

Это сейчас. А как было?

Вот об этом рассказывается во многих книгах. Сегодня мы проводим читательскую конференцию по повести А. Неверова «Ташкент – город хлебный».

Автор –писатель Поволжья, нашего региона, уроженец Симбирской губернии Александр Неверов ( Скобелев),

122 года со дня рождения которого литературная Россия отметит 24 декабря.

2. Познакомимся с биографией писателя.

Александр Сергеевич Неверов (Скобелев) родился 25 декабря 1886 года в селе Новиковка Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне это Старо –Майнский район Ульяновской области) в крестьянской семье. Рано потерял мать. Мальчик воспитывался у деда, державшего мелочную лавочку. Внук вскоре отправился в «люди»: работал и в типографии, и в лавке, и в магазине.

Осенью 1903 года поступает в Озерскую мужскую второклассную гимназию, окончание которой давало право преподавать в церковно- приходских школах. Учительствовал, затем служил в армии в годы первой мировой войны. Учился на фельдшера при Самарском военном лазарете, работал фельдшером до 1917 года. Пишет рассказы под псевдонимом Неверов.

Главным университетом была жизнь. В голодном 21 году отправляется в Ташкент за хлебом.

Историческое значение писателя в том, что он создавал первым страницы истории советской прозы ( рассказы, повести и драматургии).

«Авдотьина жизнь» (1907)

«Пропавшая страна» (1914)

«Последнее средство» (1914)

«Черное и белое» (1917)

«Веселые ребята», «Хлеб наш насущный» (1922)

Роман «Гуси – лебеди» (1918- 1923)

Повесть « Андрон Непутёвый» (1922)

«Ташкент – город хлебный» (1923)

Самым известным произведением является повесть «Ташкент – город хлебный». До её успеха писатель не дожил, а именно эта повесть составила посмертное счастье художника.

Повесть переведена на немецкий, французский, итальянский,

английский, венгерский, датский, португальский, румынский,

сербохорватский, чешский, шведский, польский, болгарский языки.

Экранизирована, по ней был поставлен радиоспектакль.

В центре повести пристальное внимание к человеку в мире острых конфликтов, меняющемся, не обещающем легких путей и требующем от этого человека решений, ответственных решений.

Каково ваше отношение к книге?

— Кто автор повести? /А. Неверов./

— Назовите главного героя? /Мишка Додонов/

— Сколько лет Мишке? /12/

— Сколько лет братьям? / 4 и 8/

— Куда поехал герой? / В Ташкент/

— С кем поехал? /С Сережкой – соседом/

— Куда «исчез» Сергей? /умер от тифа/

— Кто помогал Мишке в трудные минуты отчаяния? /машинист

— Кто заменил Сергея на время? /Тимофей/

— Что хотели сделать с Мишкой мужики?

Как от него избавиться?

5. Перелистаем страницы повести.

1. Какое событие легло в основу повести?

(Голод в Поволжье в 20 – е годы)

Читаем волнующие страницы.

Рассказ и чтение отрывков

Глава 1 – что узнали о Мишке?

Глава 2 – двор и хозяйство

Глава 3- каким видел Ташкент и боялся ли?

Глава 4 – сборы и отправка.

Мишка – персонаж дороги, носитель распространенного в фольклоре мотива путешествия (шёл он, долго ли, коротко ли)

Учимся научно анализировать текст!

Все герои и события в повести объединены вокруг железной дороги.

Это дорога бытия и в житейском смысле и в символическом:

В центре повести – мотив «великого похода».

Цель похода – победить, обрести удачу, вернуться домой счастливым и богатым.

Глава 5 – описание Ж/д в восприятии Мишки.

Глава 10 – ужасные картины быта, жизнь людей того времени.

Учитель: Мишка- представитель целого социального слоя – крестьянства, несёт в себе жизнь крестьянства. За Мишкой угадываются все мужики, едущие за хлебом, чтоб «заново заводиться»

Глава 29 Крестьянин – старик:

«Каждый несёт по зёрнышку, кладёт своё зернышко в

родную голодную землю».

та – та –та Изобразите звуками движение поезда

та – та –та по рельсам.

Как колёса вагонные стучат по рельсам – этот звук рефреном проходит через всю повесть

Учитель: Здесь и мотив «маленького проповедника»

Каковы аргументы (доказательства) нашего проповедника?

« …начал рассказывать, как его бросили товарищи, как он ночевал одну ночь прямо в степи, а другую – в будке, и никого с ним не было. Потом попался машинист товарищ Кондратьев, посадил его на паровоз, поил чаем из своего чайника и хлеба немножко давал. Будь таких людей побольше, давно бы все доехали…»

«Будь таких людей побольше…»

Это «крестьянская земляная» сила, стихийная и городской организующий разум.

В повести человеческая забота и помощь приходит к голодающим от людей города как раз вовремя, когда, казалось бы, уже надеяться не на что. Застрял Мишка на станции с тяжело заболевшим Серёжкой – сестра из санитарного поезда берёт их в вагон.

Глава 12 стр.44, стр. 49 – угрызение совести

А когда уже совсем плохо стало Мишке, не сумевшему попасть на поезд, одинокому, затерянному на глухой станции среди безлюдных казахских степей, ему на выручку приходит паровозный машинист «товарищ Кондратьев»

Каждый из этих «городских» может устроить и устраивает на поезд, везущий к спасению.

Судьба передаёт Мишку из одних добрых рук в другие.

Почему так много смертей видит герой?

Зачем автор сталкивает Мишку с горем?

Чтоб показать, что погибают несильные, слабые духом, а Мишка пересилит всю боль, все ужасы, физические недомогания и выдержит, чтоб спасти семью.

1.Каков финал повести?

Каковы уроки повести?

2. Почему «уцелевают» Мишка и Мать?

Чтоб заново зародиться, чтоб жизнь продлилась и наладилась.

6. Думаю, ваше отношение к повести высказано в рисунках.

— Какой эпизод изобразил?

7. Домашнее задание: Написать сочинение- отзыв «Уроки повести».

Использовать данные синтаксические конструкции / на доске/

Ученики вносят на руках огромный душистый каравай хлеба и угощают всех.

Учитель: Повесть А. С. Неверова «Ташкент – город хлебный» входит в золотой фонд детской литературы. Надеюсь, вы с большим интересом прочли её и извлекли нравственные уроки человечности и доброты.

Чтение примерного отзыва:

Недавно я прочла повесть симбирского писателя А. Неверова «Ташкент – город хлебный».

Действие происходит в среднем Поволжье в голодные двадцатые годы. Автор сам испытал на себе голод, поэтому так правдоподобно изображает происходящее.

Главный герой Михаил Додонов решил поехать в Ташкент, чтоб заработать хлеба. После смерти отца на его руках остались больная мать и младшие братья. Он взял заботы о семье на себя, почувствовал ответственность за близких, за слабых. Я поражён мужеством 12- летнего мальчика, моего ровесника. Смелость, уверенность себе, настойчивость, трудолюбие, упорство, терпение- вот эти Мишины качества удивляют меня. Я восхищаюсь твердостью характера и силой духа подростка.

Надо ремонтировать дом, построить забор, вспахать землю и посадить зерно. И я верю, что Михаил со всем этим справится.

Повесть Неверова мне очень понравилась, затронула мою душу, взволновала, наполнила моё сердце болью.

Книга учит нас упорно добиваться цели, быть терпеливыми, в трудные минуты брать ответственность на себя за слабых и больных, защищать и оберегать свою семью. Я думаю, книга никого не оставила равнодушным. Советую всем её прочитать.

Неверов А. С. Ташкент – город хлебный. – М.: 1983.

Неверов А. С. Гуси – лебеди. – М.: 1989.

Русские писатели. Библиографический словарь. – т. 2. – М.: 1990.

Страхов Н. Александр Неверов. – М.: 1972.

Чалмаев В. «ЖЗЛ». Серафимович, Неверов. – М.: 1986.

0815 000105fc 035ac698

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

08ab 000315ea 818e2afc

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

0e27 0001cf5e 938337aa

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Выдержка из текста:

Повесть Неверова мне очень понравилась, затронула мою душу, взволновала, наполнила моё сердце болью. Книга учит нас упорно добиваться цели, быть терпеливыми, в трудные минуты брать ответственность на себя за слабых и больных, защищать и оберегать свою семью. Советую всем её прочитать.

Тема: Читательская конференция по книге А. Неверова «Ташкент – город хлебный».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя – симбирянина А. Неверова; аналитически прочитать повесть «Ташкент – город хлебный», проникнуться отчаянием и болью героя, милосердием; трепетно и чутко прочесть книгу; воспитывать патриотизм, нравственность, гуманность, твердость характера и волю, умение и желание преодолевать любые трудности.

Оборудование: выставка обложек книг А. Неверова; рисунки учащихся к повести;стенд « Хлеб – всему голова», грамзапись музыки; отзывы – сочинения.

Осенью 1903 года поступает в Озерскую мужскую второклассную гимназию, окончание которой давало право преподавать в церковно- приходских школах. Учительствовал, затем служил в армии в годы первой мировой войны. Учился на фельдшера при Самарском военном лазарете, работал фельдшером до 1917 года.

Повесть переведена на немецкий, французский, итальянский,английский, венгерский, датский, португальский, румынский,сербохорватский, чешский, шведский, польский, болгарский языки.Экранизирована, по ней был поставлен радиоспектакль.В центре повести пристальное внимание к человеку в мире острых конфликтов, меняющемся, не обещающем легких путей и требующем от этого человека решений, ответственных решений.

Каково ваше отношение к книге?

4. Мозговой штурм.

— Кто автор повести? /А. Неверов./- Назовите главного героя? /Мишка Додонов/- Сколько лет Мишке? /12/- Сколько лет братьям? / 4 и 8/

— Куда поехал герой? / В Ташкент/- С кем поехал? /С Сережкой – соседом/- Куда «исчез» Сергей? /умер от тифа/- Кто помогал Мишке в трудные минуты отчаяния? /машинист Дунаев Кондратьев /- Кто заменил Сергея на время? /Тимофей/- Что хотели сделать с Мишкой мужики?Как от него избавиться?5. Перелистаем страницы повести.

Каждый из этих «городских» может устроить и устраивает на поезд, везущий к спасению.Судьба передаёт Мишку из одних добрых рук в другие.Почему так много смертей видит герой? Зачем автор сталкивает Мишку с горем?Чтоб показать, что погибают несильные, слабые духом, а Мишка пересилит всю боль, все ужасы, физические недомогания и выдержит, чтоб спасти семью.

1. Каков финал повести?Каковы уроки повести?2. Почему «уцелевают» Мишка и Мать?Чтоб заново зародиться, чтоб жизнь продлилась и наладилась.

6. Думаю, ваше отношение к повести высказано в рисунках.ОбзорЗащита рисунков- Какой эпизод изобразил?7. Домашнее задание: Написать сочинение- отзыв «Уроки повести».Использовать данные синтаксические конструкции / на доске/Итог урока.Порой мы склонны забывать истинную цену хлеба.

Ученики вносят на руках огромный душистый каравай хлеба и угощают всех.Учитель: Повесть А. С. Неверова «Ташкент – город хлебный» входит в золотой фонд детской литературы. Надеюсь, вы с большим интересом прочли её и извлекли нравственные уроки человечности и доброты.Чтение примерного отзыва:

Недавно я прочла повесть симбирского писателя А. Неверова «Ташкент – город хлебный».Действие происходит в среднем Поволжье в голодные двадцатые годы. Автор сам испытал на себе голод, поэтому так правдоподобно изображает происходящее. Главный герой Михаил Додонов решил поехать в Ташкент, чтоб заработать хлеба.

После смерти отца на его руках остались больная мать и младшие братья. Он взял заботы о семье на себя, почувствовал ответственность за близких, за слабых. Я поражён мужеством 12- летнего мальчика, моего ровесника. Смелость, уверенность себе, настойчивость, трудолюбие, упорство, терпение- вот эти Мишины качества удивляют меня.

Повесть Неверова мне очень понравилась, затронула мою душу, взволновала, наполнила моё сердце болью.Книга учит нас упорно добиваться цели, быть терпеливыми, в трудные минуты брать ответственность на себя за слабых и больных, защищать и оберегать свою семью. Я думаю, книга никого не оставила равнодушным. Советую всем её прочитать.

Источник

КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ

БЛОГ Кишкуновой Людмилы Фёдоровны

7 декабря 2020 г.

Был такой русский писатель-драматург — Александр Сергеевич Неверов (1886-1923). Самым значительным его произведением стала повесть «Ташкент — город хлебный». Книга прочитана в рамках читательского марафона «Отличная книга».

Тема месяца: «Географические объекты в названии произведения» https://olgagolubeva.blogspot.com/2020/12/blog-post.html#more

Повесть, вопреки названию, совсем не про Ташкент. Она о тяжёлом, полном жестоких лишений пути по железной дороге, который пришлось проделать храброму Мише Додонову на пути в солнечный хлебный край.

Непосредственным свидетелем и участником тех трагических событий был писатель Александр Неверов, который осенью 1921 года ездил в Ташкент за хлебом для своей семьи. Во время голода 1921 – 1922 годов его семья страшно бедствовала. Говорили, что дети его были при смерти. Сам он был истощён до крайности и держался ценой нервного напряжения.

Близкий друг А.С.Неверова, с которым он дружил многие годы, Николай Степной, вспоминал об этом трудном времени так: «Это было в голодном 1921 году. Мы с Неверовым находились в десяти верстах от Самары в санатории и обдумывали, как быть дальше, чем кормить семьи. Жара. Пыль. По дорогам скрипели телеги, днём и ночью двигались пешеходы. Люди, спасаясь от голода, что-то предпринимали, куда-то спешили. А мы ещё только смотрели на них … Говорили о том, что есть такой город – Ташкент, где за одни сапоги дают три пуда муки (48 кг). Надо и нам, брат, ехать…».

1003104614

Ташкент – город хлебный/Рис. В. Гальдяева; Предисл. В. Чалмаева. – М.: Сов. Россия, 1980. – 120 с., ил.

Книга выдержала множество изданий. Я прочитала именно эту, 1980 г. Спасибо библиотеке «На Лесном», сохранившей уникальное издание- с предисловием В. Чалмаева и рисунками В. Гальдяева.

Повесть «Ташкент – город хлебный» – самое глубокое и цельное выражение любви замечательного писателя к родному народу, к мужеству и красоте его души. Эта книга об испытаниях, которые проходит человек. Она сострадательная и исполнена любовью к человеку. С самых первых страниц повесть Александра Неверова поражает читателя страшной обыденностью картин того времени, нарисованных самыми трагическими красками. Книга повествует бесхитростную историю ничем не приметного 12-летнего мальчишки Мишки Додонова, деревенского паренька из села Лопатина Бузулукского уезда Самарской губернии. В семье кроме него двое младших братьев и мать. Матери трудно одной вести хозяйство, она часто болеет. И «самым надежным» человеком в семье оказался Мишка: ему пришлось отправиться за хлебом в далёкие места.

Народ тогда потянулся в Ташкент, где, по слухам, можно было заработать хлеба. Мрачной осенью 1921 года Мишка, решает сделать все от него зависящее, чтобы спасти свою семью от неминуемой голодной смерти. Сам писатель потом признавался, что конкретного прообраза у главного героя не было. Автор, по его словам, собрал в этом персонаже черты и поступки многих малолетних путешественников, с которыми ему довелось беседовать во время своего продовольственного «вояжа».

5

Хлеб – дорога – Ташкент. Как же туда идти? Как уцелеть в потоке голодных людей? В повести всё показывается глубоким, жизненным и серьёзным: оба мальчика учатся чему-то друг у друга. Мишка сразу начал чувствовать свою ответственность перед товарищем. Он проверял выносливость друга, спросив, сколько дней Серёжа может «протерпеть» без еды и без воды. Мишка не нянчится и не сюсюкает. Он просто и сурово говорит, что выдержит без воды не один день, как Серёжа, а «день да ещё полдня».

По дороге Сергей заболел тифом и остался в лазарете на одной из железнодорожных станций. Мишка остался совсем один среди незнакомых людей. Украли его мешок, он отстал от поезда.

d453efe9ae4bb9c55d600b99b17953de

«Мишка с Трофимом шли ягнятами позади.

Они не спрашивали, возьмут ли их мужики, даже с собой хорошенько не уговорились. Нужно было итти ближе к Ташкенту, в сытый, хлебный край, скрывающийся за далекими курганами, а станция не посадила, сбросила с вагонной крыши, и пошли они без раздумья, мелкими, веселыми шагами, не чувствуя страха. Все казалось им, что мужики обернутся и скажут:

И тогда они ответят мужикам:

Мужики обертывались, но никто не спрашивал, куда идут ребятишки, никому не было дела до них. Солдат, переваливаясь на один бок, широко загребая деревянной ногой, громко рассказывал:

— Вода, понимаешь, в Ташкенте больно холодная, и видно все в ней, будто в зеркало. Ягода разная, как бы не соврать, растет целыми десятинами. Идешь, к примеру, день и все сады, сады, сады. Избы у каждого без крыши, и канавки нарыты для пропуска воды.

— Хлеб дешевый. Если поработать сартам недели две, пудов двадцать можно загнать на готовых харчах.

Старик, девчонка, бабы, три мужика и Мишка с Трофимом, ободренные веселым голосом хромого солдата, доверчиво смотрели на синие верхушки гор и шли вперед неровным растянутым треугольником на холодную, прозрачную воду, на дешевый, волнующий хлеб с зелеными, бесконечными садами…»

Однако описание трудностей не подавляет основного настроя этой удивительной, «солнечной» по замыслу автора книги. Испытав многочисленные лишения и опасности, непосильные и взрослому, Мишка Додонов приезжает в город Ташкент.

В повести показаны несгибаемость и оптимизм героя в стремлении к счастью, к светлой жизни. Побеждают детство, мальчишеская вера в «чудных людей», которые, оказывается, есть на самом деле. Победила доброта человеческая и стремление поделиться всем, что есть.

28

50

Уже глубокой осенью, парнишка все же смог вернуться домой из Ташкента. С деньгами и несколькими мешками зерна Миша приезжает в родную деревню.

Шесть пудов пшеницы должны были хватить до будущего года. Больная, измождённая мать дождалась своего старшего сына, а братишки Яша и Федя умерли. Хозяйство разрушено, но Мишка закалился в трудностях борьбы за хлеб, он верит в свою способность создать новую жизнь. «Ладно, тужить теперь нечего, буду заново заводиться». Вот такая мальчишеская вера в жизнь.

6

Удивляет в Мишке эта ранняя взрослость и недетское разумение, бесконечное очарование всего образа главного героя, смышленость, чередование озорства и нелёгких раздумий. Мишка Додонов усвоил своё назначение на земле – быть кормильцем, заступником, хозяином.

Александр Сергеевич Скобелев появился на свет в простой крестьянской семье. Отец служил унтер-офицером лейб-гвардии Уланского полка в Петербурге; мать умерла рано, оставив пятерых детей. С отцом отношения у Неверова не сложились. Поэтому будущий писатель воспитывался и провел все своё детство в семье деда. Его дом был приютом для странствующих людей (нищие, старухи, монахи с Афонской Горы). К сожалению, для деда маленький Саша был лишь мальчиком на побегушках.

В 1903 году Александр Сергеевич ушел от деда учиться в волостной центр. В 1906 году после окончания Озерковской школы получил право преподавать в «школах грамоты». В 1907-10 годах писатель учительствовал.

В 1906-08 годах появляются первые публикации Неверова в газете «Симбирские вести», «Вестник трезвости». Это были резко обличительные зарисовки о «мужицких кровопускателях», «мужицких выродках». Местные власти расценили произведения автора как подстрекательские, зовущие к крестьянскому бунту. Александр Сергеевич был подвергнут негласному полицейскому надзору, обыскам (слежка длился в течение 8 лет).

Неверов тяжело переживал первую русскую революцию, верил в неизбежное обновление истории, продолжал рисовать крестьян-бунтарей, мстителей, которые поднимаются на борьбу за новую жизнь. В 1915 году был мобилизован, но в боевых действиях не участвовал по состоянию здоровья. В 1917 году Александра Сергеевича выбирают в Совет солдатских депутатов. Весной 1918 перебирается в Самару. Здесь печатается цикл очерков Неверова «В глухих местах». Реалистическая достоверность цикла всегда ставилась в заслугу автору, но при этом критика советского времени, как правило, отмечала, что писатель был подвержен политическим колебаниям. С самого начала произведения Неверов несли на себе печать глубокого сострадания к народу, чем они и отличались от многих произведений.

В голодном 1921 году вместе с Н.Степным в поисках литературного заработка и за хлебом для семьи Александр Сергеевич отправляется в Среднюю Азию (Самарканд, Ташкент). Впечатления от этой поездки легли в основу повести «Ташкент — город хлебный», где на фоне правдивого быта писатель раскрывает хрупкий и доверчивый мир детской души.

Великий немецкий писатель Франц Кафка успел перед смертью прочитать «Ташкент — город хлебный» и написать по этому поводу: «Народ, у которого есть такие ребята, как в этой книге, невозможно победить».

Источник

tn Tashkent gorod hlebnyj oz 8393

А путь далек и долог…

Александр Сергеевич Неверов (Скобелев) родился в 1886 году в семье крестьян из Самарской губернии. Во время голода 1921-1922 годов с другими голодающими бежал из Поволжья в Ташкент. Самым знаменитым и значимым произведением его творчества, стала повесть «Ташкент – город хлебный», созданная на реальных событиях.

Снова возвращаясь к советской детской литературе, поражаюсь, насколько она Недетская. Судите сами.

Село Лопатино Бузулуцкого уезда. Страшный голод из-за засухи в Среднем Поволжье. Жителей села косит одного за другим, кругом умирают родственники и соседи, в каждом доме готовятся к очередному покойнику. Дед умер, бабка умерла, умер и отец. Остался двенадцатилетний Мишка один за старшего, на его плечах хворающая с голодухи мать и двое младших братьев. Услыхал Миша от разговорчивых соседских мужиков про волшебный хлебный город, стал фантазировать о Ташкенте и мысленно готовиться к поездке.

Больной матери некуда было деваться, хлебную идею она поддержала, даже единственную целую рубаху свою на мешок пустила. Денег в дорогу нет, хлеба на еду нет, только попутчик Мишке быстро отыскался – соседский Сережка.

«Легло большое человеческое горе на маленького Мишку, придавило, притиснуло».

Срочно уложили Сережу в больницу с подозрением на брюшной тиф, а расстроенного Мишу обокрали на вокзале – украли юбку бабкину, на которую была одна надежда, что на вырученные с ее продажи деньги, можно будет хлеба купить.

Скрытая мужицкая сила в теле мальчика помогла справиться со страхом, отчаянием и постоянным чувством голода. А еще, в мыслях маячил Ташкент – город сказочный: сытый и хлебный, солнечный и улыбающийся, гостеприимный и изобилующий. Бесконечные сады, кишмя кишевшие виноградом, деревья со зрелым урюком по всему городу, хоть полные карманы набивай, а пшеницы – валом и дешево. Не город, а рай. Такие мысли приводили в чувства и давали надежду пареньку:

«И сердцу веселее, и голоду меньше в кишках».

Во сне Мишаня видел, что возвращается он домой с полными мешками хлеба: в одном мешке пшеничный, в другой ржаной, а в третьем – зерна пшеницы на посев для будущего урожая.
Не обошлось в пути и без добрый людей: то медсестра помогла, то милиционер покормил и на поезд подсадил, то машинист не оставил в беде. Хороший малый Мишка, но, чтобы выжить, приходилось ему лгать, сочинять истории, при этом краснея и пряча глаза от стыда

«…есть на свете хорошие люди, только сразу не нападешь».

Заключительная часть книги вызвала бурю эмоций. Вернулся Мишка домой живой и повзрослевший, но финал все равно получился грустным и трагичным. Если уж и называть повесть детской, то с припиской – шокирующая, не для слабонервных. Реалистично передана атмосфера голодного времени. Хорошо показаны отношения голодных людей друг к другу, злость, недоверие, попытки обокрасть при случае, страдания физические и душевные. Отталкивающий момент в повести, опять же, отдаляющий ее от детской литературы – это гадкие физиологические подробности, которых, наверное, нельзя было избежать. А в целом, жизнеутверждающая история про маленького героя, который возомнил себя главой семьи, взвалив на себя немалый груз ответственности, и доказал в последствии, что он и есть настоящий кормилец.

Источник