чему учит произведение трудный хлеб носова

Евгений Носов — Трудный хлеб:
Краткое содержание

Рассказчик в осенний день рыбачит на реке за деревней Гуторово. Он любуется парой крохалей (уток). На юг не спешат, человека не боятся. Внезапным выстрелом охотника одна из птиц убита. Из кустов за ней выскакивает спаниель. Но из воды ее не берет, будто теряет след. Зато выхватывает ее ниже по течению. И обдает водой рыбака. Его хозяин, грузный человек средних лет, извиняется за пса. Рыбак считает собаку за новичка в охоте.

Но пес с умными глазами уже 5 лет с хозяином. Просто он слеп. Хозяин и сам не знал. Бросил как-то хлеб – и увидел, что пес нашел его по звуку падения. А так ему цены нет – любую добычу берет. Рыбак удивляется: не лучше ли завести другую собаку? Но ответ хозяина Чанга тверд: «Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный». Они друзья. Рыбак смотрит им вслед с уважением.

Читательский дневник по рассказу «Трудный хлеб» Носова

Сюжет

Во время осенней рыбалки при рассказчике охотник убивает на реке утку-крохаля. Его собака-спаниель Чанг не сразу, но достает птицу. Выясняется, что Чанг слеп. Но свой хлеб отрабатывает честно. Уже 5 лет он служит хозяину. «Золотая собака». И замены ему нет. Они уходят. Рассказчик с уважением думает об их дружбе.

Отзыв

Главная мысль рассказа: в настоящей дружбе нет предательства. Слепой Чанг – верный помощник хозяина. Он не выпрашивает подачки, а зарабатывает свой хлеб. Чангу сложнее, чем зрячим собакам. Но он научился всему. Рассказ учит любить и знать природу, ценить доверие животных, учит состраданию, уважению, не судить по внешности, ставить себя на место другого, давать шанс, дорожить дружбой, честно трудиться, приносить пользу, быть верным, благодарным.

Источник

Смысл рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб»

Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб» повествует о жизненных трудностях, вызванных физиологическими лишениями. Сила духа четвероногого друга, способная превозмочь невзгоды и преодолеть сложности.

Произведение начинается с красивого описания осенней природы. Одинокий рыбак на берегу реки сидит в ожидании улова. В воде плавают крохали. Вдруг он слышит выстрел, который сопутствует смерти одной из птиц.

За птицей поплыла охотничья собака, но ее поведение выглядело странным. Крохаля относило течением, а собака этого как будто не замечала, но окрик хозяина заставил собаку развернуться в направлении уплывающей добычи. Крохаль был успешно выловлен, промокшая собака выбралась на берег и стала отряхиваться. Ее хозяин забеспокоился и решил поинтересоваться, не сильно ли Чанг забрызгал рыбака. Так между ними завязался разговор.

Мужчина поинтересовался у охотника, почему собака сразу не увидела крохаля. Выдвинул предположение о неопытности новичка. Последовал ответ, что Чанг уже 5 лет служит верой и правдой, и является незаменимым помощником в охоте. Рыбака такой ответ удивил, но объяснение поразило еще больше. Оказывается, собака была абсолютно слепая, поэтому, потеряв след птицы, он не сразу учуял ее.

Рыбак не поверил рассказам охотника: разве может собака с такими умными светлыми глазами быть слепой? Охотник решил доказать свою правоту, бросив Чангу ломтик хлеба. В отличие от остальных собак, молниеносно бросающихся за лакомством, это животное дождалось падения хлеба на землю, после чего бросилось за угощением. Выяснилось, что Чанг был слепым с рождения, но хозяин долго об этом не знал, пока однажды случайно не выяснил. На предложение рыбака заменить собаку охотник наотрез отказался, сказав, что Чанг свой трудный хлеб лучше других отрабатывает. После этого, охотник со своей собакой удалились в чащу леса.

Смысл рассказа в том, чтобы донести до читателей ценность настоящей дружбы. Несмотря на физиологические лишения пса, хозяин не отказался от него. Он заботился о нем, проявлял внимание и заботу. Это видно по реакции пса на хозяина: он вилял хвостом, когда его хвалили, не видя старика, а почувствовав исходящее тепло от звука его голоса. В современном мире, к сожалению, люди выбрасывают питомцев на улицу, не всегда за увечья, порой просто от скуки. Этот рассказ доказывает силу дружбы между человеком и его четвероногим другом, верность которого ничем не разрушить.

Произведение поднимает такой серьезный вопрос, как способ заработка на хлеб. Каждый живой организм должен приносить свой вклад в пользу общества или конкретного человека, как в случае с Чангом и его хозяином. Слепая собака смогла приспособиться к условиям своего существования и стала полезной хозяину. Ее способность чуять запахи, даже находясь в воде, не раз помогало охотнику получить добычу. В рассказе хорошо описана реакция на предложение рыбака поменять собаку на здоровую. Охотник не променяет верного помощника и друга даже на несколько других псов. Чанг зарабатывает свой трудный хлеб, как может. Оттого он трудный, что достается ему нелегко из-за отсутствия зрения. Но своим упорством и хорошим обонянием он способен дать фору здоровым охотничьим псам.

В рассказе происходит сравнение охотника и рыбака в плане сферы деятельности. Охотник утверждает, что ловля рыбы — это тоже своеобразная охота. Упоминается момент с сорванной с крючка рыбой. Получается, рыбак потерпел на своей «охоте» неудачу. Возможно, таким образом, автор хотел провести параллель между двумя охотами. Ведь Чанг, будучи лишенным зрения, сумел на хорошо развитых инстинктах поймать птицу, а рыбак с хорошим зрением свою добычу упустил.

Источник

В чем заключается главная мысль в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»?

Смысл названия рассказа?

answer avatar

В рассказе «Трудный хлеб» Носова читатель знакомится с охотником и его собакой. На их примере автор показывает, какой крепкой может быть дружба между человеком и животным. Собака по кличке Чанг слепая, но ее хозяин даже не думает оставлять ее. Он ценит ее верность и ту службу, которую она исполняет. Пусть она отличается от других собак, но свою работу она исполняет исправно, как может. Охотник ни за что не хочет бросать своего верного пса.

Рассказ учит ценить дружбу. Он учит проявлять милосердие и ценить преданность. Не важно, что у кого-то есть физические недостатки. Уважения заслуживают все, несмотря на свои возможности. Рассказ учит тому, что важно проявлять преданность и помнить о своей ответственности перед теми, кто нам доверяет.

DgzNt9Sb6EfSqkVOPOpplo9AN55maFEp

answer avatar

qr2m1qeLE4Faws6igsLkMbtNYPFFz1M

answer avatar

c3a9Q8hpsynUuATqbDM1Mt6pdB13qg5

answer avatar

Этот рассказ Е. И Носова учит тому, что такие качества как: ласка, преданность, верность может быть не только в дружбе между нами людьми, но еще и в отношениях между человеком и собакой.

Благодарности и преданности от собаки не сложно добиться, главное ее любить, понимать, заботиться о ней и не бросать в трудную минуту.

answer avatar

Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб» очень трогательный. В нем читатель знакомится с охотником и его верным другом и помощником спаниелем по кличке Чанг.

Охотник говорит, что с Чангом они уже вместе пять лет, служит пес исправно и честно зарабатывает свой нелегкий хлеб.

Мне кажется, в этом небольшом рассказе две основных мысли.

Первая: дружба, верность и преданность не зависят от особенностей и недостатков друзей, особенно физических. Недостатки всегда можно компенсировать достоинствами.

Вторая: животные и люди, про которых сейчас принято говорить «с ограниченными возможностями», не являются ущербными, они должны и могут жить полноценной жизнью, но кроме их собственного желания и стремления, нужно, чтобы в обществе были для этого созданы определенные условия.

answer avatar

В рассказе Носова «Трудный хлеб» речь идет о собаке, спаниеле по кличке Чанг. Он главный герой рассказа, тот, кто добывает свой нелегкий хлеб.

Вот и в данном случае, Чанг поплыл по воде за убитым лебедем, но промахнулся, и только окрик хозяина вернул его на верное направление.

Главная мысль этого рассказа мне видится в том, что каждый может быть чем-то полезен обществу, может своим трудом добывать себе хлеб, даже если он в чем-то более ограничен, чем другие. И хлеб добытый самостоятельно всегда будет слаще того, что можно получить из сочувствия или жалости.

answer avatar

В рассказе сюжет развивается вокруг слепого спаниеля по кличке Чанг. Этот умный трудолюбивый пес, который честно работает на охоте, приносит добычу хозяину. Охотник мог бы сменить этого пса не другого, здорового, но не намерен делать это, потому что относится к нему с уважением за его труд. Охотник милосердный и добрый, ведь слепой пес больше никому не нужен. Этот рассказ учит доброму, благородному отношению в живому существу, за которое ты несешь ответственность. Пес честно свой трудный хлеб отрабатывает на реке.

answer avatar

Рассказ «Трудный хлеб» Н. Носова интересный и поучительный. Однажды в осеннее время, когда иволги с ласточками уже потянулись в теплые края, утки сели на плес, за ними наблюдал рассказчик, от лица которого ведется повествование. Он стал свидетелем, как грянул выстрел, вслед за которым одна из птиц взмахнула крыльями и полетела, а другая только в воду окунула голову. Сразу раздался плеск, собака вошла в воду, это был спаниель с белым лысоватым пятном на лбу. Он кинулся к тому месту, где только что была дичь, а утку уже отнесло течением. Следом раздался возглас: «Чанг!». Это собаку звал хозяин. Пес нашел утку и бросил на берегу на песок, где были удочки. Кода рассказчик разговорился с хозяином собаки, то выяснилось, что собака слепая, вот уже пять лет, этот преданный друг и охотник помогает найти дичь.

Смысл в том, что собака, хотя слепая, является верным помощником на охоте, а еще поддержкой своему хозяину. Преданный пес и любящий хозяин вместе занимаются охотой. Рассказ учит любить животных, видеть в них не просто объект для ловли дичи, а друга, сотоварища. Рассказ учит наблюдательности, быть внимательным, в этом его смысл.

answer avatar

Этот поучительный рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу, в данном случае охотника к слепому пятилетнему спаниелю по кличке Чанг.

Несмотря на свою слепоту, собака сполна выполняет свои функции на охоте, помогая доставать из воды подстреленную дичь.

Сюжет развивается вокруг встречи и беседе рассказчика, который утром ловил рыбу и охотника. Рыбак посочувствовал о трудностях в охоте с слепой собакой, но охотник развеял все сомнения – Чанг, благодаря острому слуху и чутью не уступает зрячим собакам.

Смысл названия произведения можно понять, прочитав строки в конце рассказа:

30vtYi4nrsAGkjrfF2ng0jLG1kcQtmD

i4ZmOSGspRk7tK80C7dH1ESVmg460FI

answer avatar

В этом рассказе мы узнаем об охотнике и его слепой собаке. Собака хоть и слепая, но прекрасно ориентируется по нюху и слуху. Таким образом рассказчик удивился, как слепая собака смогла принести убитую охотником утку. Сам же рассказчик понял, что собака слепая после того, как кинул ей хлеб, та даже не отреагировала. Именно этот момент и дает понять, на сколько друдным является хлеб для этой собаки. Сам охотник говорит, что хлеб Чанга трудный, но за то честный.

Именно по этому моменту мы и понимаем смысл названия данного рассказа. Жизнь собаки трудна и зарабатывать на еду ей приходится очень сложно.

Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.

Источник

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ в произведении Е. И. НОСОВА «Трудный хлеб».

Просмотр содержимого документа
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ в произведении Е. И. НОСОВА «Трудный хлеб».»

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА

«Лучшийспособ сохранить друзей – не предавать их».

Вводное слово учителя: Литература не только учила, но и воспитывала, проповедуя сострадание к ближнему, любовь к «братьям меньшим», закаляла дух и волю читателя, проводила четкую грань между нравственным и безнравственным. Быть терпимее, милосерднее, щедрее, добрее учат нас произведения В.П.Астафьева, В.Г Распутина, М.М.Пришвина, Ю.М.Нагибина и Е.И.Носова.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Носова «Трудный хлеб».

Давайте обратим внимание на слова:

нравственность –внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;

уважение– 1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п. 2. Уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.;

сострадание –жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Подготовка к восприятию текста.

— Почему вы так старались, когда рисовали их, фотографировали, придумывали им имена?

— Вспомните, когда первый раз вы увидели своего будущего друга, какие чувства вы при этом испытали?

— Что вы любите в животных?

— Чувствуют ли животные любовь? Как?

Учитель обращает внимание учеников на вопрос и просит дать на него ответ одним определением:

— Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… Учитель записывает то, что предлагают ученики, при этом пишет слова в две колонки: в одной – слова, положительно характеризующие поступки людей, в другой –отрицательно.)

— А теперь давайте подумаем, почему одна колонка получилась длиннее, чем другая? Чем вы это можете объяснить?

-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

— Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление последнего? (Ученики обратят внимание на знаки препинания, лексику: «пристально», «недоверчиво», «повернулся от изумления»; повторы: «слепой. совершенно слепой».)

-Как охотник относится к Чангу? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)

Охотник относился к Чангу … (как?)(Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)

— В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?

— Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет.Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)

-Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

— Попробуйте дать характеристикуохотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.

-А теперь ребята давайте поработаем над текстом.

(У детей открыты учебники, они самостоятельно работают над текстом. Все цитаты дети находят сами, дают сами лексическое значение словам, которые просит найти учитель, определяют тип речи, находят выразительно- изобразительные средства языка…).

— Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)

— Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)

— В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)

— Дайте лексическое значение слову «трудный», которое встречается в начале произведения. (Требующий большого труда, напряжения.)

— Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)

— В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)

— Изображение осеннего пейзажа представляет собой? Укажите тип речи? (Описание).

— Рассказ хозяина о Чанге («Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. ») представляет собой? Тип речи? (Повествование).

— В словосочетании «золотая собака» прилагательное выступает в роли какого выразительно-изобразительного средства? (Эпитет).

Подведение итогов беседе (показ слайдов, звучит музыка).

— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?

— Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?

Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

Д/з Дайте развернутый ответ на вопрос:- За что можно уважать хозяина Чанга?

Источник

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ в произведении Е. И. НОСОВА «Трудный хлеб».

Просмотр содержимого документа
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ в произведении Е. И. НОСОВА «Трудный хлеб».»

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА

«Лучшийспособ сохранить друзей – не предавать их».

Вводное слово учителя: Литература не только учила, но и воспитывала, проповедуя сострадание к ближнему, любовь к «братьям меньшим», закаляла дух и волю читателя, проводила четкую грань между нравственным и безнравственным. Быть терпимее, милосерднее, щедрее, добрее учат нас произведения В.П.Астафьева, В.Г Распутина, М.М.Пришвина, Ю.М.Нагибина и Е.И.Носова.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Носова «Трудный хлеб».

Давайте обратим внимание на слова:

нравственность –внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;

уважение– 1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п. 2. Уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.;

сострадание –жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Подготовка к восприятию текста.

— Почему вы так старались, когда рисовали их, фотографировали, придумывали им имена?

— Вспомните, когда первый раз вы увидели своего будущего друга, какие чувства вы при этом испытали?

— Что вы любите в животных?

— Чувствуют ли животные любовь? Как?

Учитель обращает внимание учеников на вопрос и просит дать на него ответ одним определением:

— Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… Учитель записывает то, что предлагают ученики, при этом пишет слова в две колонки: в одной – слова, положительно характеризующие поступки людей, в другой –отрицательно.)

— А теперь давайте подумаем, почему одна колонка получилась длиннее, чем другая? Чем вы это можете объяснить?

-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

— Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление последнего? (Ученики обратят внимание на знаки препинания, лексику: «пристально», «недоверчиво», «повернулся от изумления»; повторы: «слепой. совершенно слепой».)

-Как охотник относится к Чангу? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)

Охотник относился к Чангу … (как?)(Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)

— В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?

— Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет.Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)

-Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

— Попробуйте дать характеристикуохотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.

-А теперь ребята давайте поработаем над текстом.

(У детей открыты учебники, они самостоятельно работают над текстом. Все цитаты дети находят сами, дают сами лексическое значение словам, которые просит найти учитель, определяют тип речи, находят выразительно- изобразительные средства языка…).

— Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)

— Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)

— В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)

— Дайте лексическое значение слову «трудный», которое встречается в начале произведения. (Требующий большого труда, напряжения.)

— Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)

— В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)

— Изображение осеннего пейзажа представляет собой? Укажите тип речи? (Описание).

— Рассказ хозяина о Чанге («Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. ») представляет собой? Тип речи? (Повествование).

— В словосочетании «золотая собака» прилагательное выступает в роли какого выразительно-изобразительного средства? (Эпитет).

Подведение итогов беседе (показ слайдов, звучит музыка).

— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?

— Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?

Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

Д/з Дайте развернутый ответ на вопрос:- За что можно уважать хозяина Чанга?

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector