Анализ рассказа «Цифры» (И. А. Бунин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.01.2020 · Обновлено 22.01.2020
Проза И. А. Бунина отличается необыкновенным реализмом и психологизмом. В своих рассказах писатель поднимает самые разные темы: природы, нравственности, любви, жизни и смерти. В рассказе «Цифры» Бунин обращается к еще одной важной для русской литературы теме – детства и взросления. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор рассказа «Цифры» по плану.
История создания
Во второй половине XIX века в русской литературе формируется традиция обращения к теме детства. Описывают период взросления и становления личности в своих произведениях Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие писатели. Обращается к этой теме и Иван Бунин. В его рассказе «Цифры» на первый план выходит история взаимоотношений дяди и маленького племянника. Автор показывает детское восприятие мира, эмоции и мотивы, которыми диктуется поведение маленького человека.
Рассказ был написан в 1906 году, через год после смерти в Одессе единственного сына Бунина – пятилетнего Коли. Сюжет «Цифр» напрямую не связан с этим событием, однако вся история окрашена в ностальгические, немного печальные тона.
Жанр, направление
Иван Бунин по праву считается одним из мастеров русского Реализма, каждое его произведение необыкновенно точно отражает те или иные аспекты жизни, а тонкий психологизм писателя помогает ему через отдельные реплики и детали изображать мельчайшие душевные движения персонажей.
«Цифры» — это рассказ, один из любимых жанров Бунина. Его отличает небольшой объем, ограниченное количество действующих лиц, но главное – все действие подчинено описанию одной сюжетной линии, раскрытию одной основной идеи. В данном случае речь идет о взаимоотношениях ребенка и взрослого, особенностях детского восприятия.
Суть: о чем?
Рассказ «Цифры» представляет собой своеобразную исповедь дяди перед племянником. Он написан от первого лица, то есть события прошлого раскрываются перед читателем глазами самого дяди, который вспоминает одну из крупных ссор с маленьким Женей.
Душа ребенка захвачена новой мечтой учиться, но дядя откладывает обещанный урок на завтра. Погруженный в свой яркий мир, Женя принимается активно и шумно баловаться, чем вызывает раздражение взрослых. Это приводит к крупной ссоре, в которой ни мальчик, ни дядя не собираются признавать свою неправоту.
Лишь мудрой бабушке удается примирить «мужчин», когда она напоминает внуку о «цифрах», которым может научить его только дядя.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на небольшой объем рассказа, Бунину удается создать живые и объемные образы героев в рассказе «Цифры», которые Многомудрый Литрекон заточил в таблицу.
Главные действующие лица – это дядя, он же рассказчик, и мальчик Женя.
Женя | активный и любознательный ребенок. Любая новая мечта, например, обучение счету, способна полностью захватить его душу. Дядя трогательно описывает его так: «Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!» И все же безудержная энергия мальчика часто выливается в капризы, которые приводят к конфликтам с самыми близкими людьми. |
Дядя | Из речи рассказчика становится очевидно, что он очень привязан к племяннику, с такой теплотой и нежностью мужчина вспоминает детские годы Жени. В то же время дядя эмоционален и вспыльчив, шалости ребенка быстро выводят его из равновесия, что и приводит к ссоре. |
Женщины | Строгая мама и заботливая бабушка – второстепенные персонажи рассказа, но их образы позволяют полнее обрисовать атмосферу, в которой происходит действие. Пусть любящая бабушка не является для ребенка серьезным авторитетом, как дядя, но именно ее житейский опыт помогает подобрать нужные слова, чтобы примирить дядю с племянником. |
Тематика рассказа «Цифры» может быть описана более подробно, если Вы, уважаемые читатели, шепнете Литрекону в комментариях, чего не хватает его разбору?
Проблемы
Проблематика рассказа «Красавица» обусловлена центральной темой детства и взросления. Многомудрый Литрекон расширит ее, если Вам понадобится более обширный комментарий.
Основная идея
Название рассказа имеет сразу несколько значений. Самое очевидное, цифры – это предмет конфликта между дядей и племянником, на обещании «обучить цифрам» строится сюжетная линия повествования. В то же время, цифры – символ детской мечты. Они становятся идеей, которая захватывает сознание маленького Жени и обретает для него большую важность. Наконец, цифры – это возраст. Несмотря на большую разницу в возрасте, оказывается, что рассказчик и Женя ведут себя одинаково: подчиняются эмоциональному порыву и затевают ненужную и неприятную для одного и другого ссору. Смысл рассказа «Цифры» заключается в необходимости вести себя мудро, ценить близких людей и их мечты.
Бунин вложил в свой рассказ не только назидание для взрослых, но и наблюдение за становлением личности ребенка. Главная мысль рассказа «Цифры» выражается в описании детского внутреннего мира, где обретение новых знаний становится настоящей навязчивой идеей.
Чему учит?
О чем заставляет задуматься рассказ «Цифры»? Прием взгляда в прошлое придает произведению не только ностальгическое, но и назидательное звучание. Оглядываясь назад, рассказчик может проследить мотивы своих поступков, попытаться понять психологию племянника и вынести из прошлого определенные нравственные уроки.
Если тогда мужчину раздражало шумное поведение и бесконечные просьбы Жени обучить его счету, то теперь воспоминание о них вызывает у него теплоту и нежность. Он понимает, что мир ребенка отличается от мира взрослого, любая мелочь обретает в этом мире небывалое значение, а новая мечта способна полностью увлечь его сознание.
Задача находящегося рядом взрослого – бережно отнестись к хрупкому миру ребенка и поддержать в его начинаниях. Это и есть вывод, который можно сделать после прочтения книги.
Критика и художественные особенности
Выдающийся вклад И. А. Бунина в литературу многократно подчеркивался писателями и критиками и был отмечен присуждением ему Нобелевской премии по литературе.
Как и другие рассказы Бунина, «Цифры» написаны легким, живым и эмоциональным языком. Сюжетная линия позволяет проследить проблемы, которые волнуют писателя, а яркие образы персонажей – полностью погрузиться в созданный автором мир.
Рассказ «Цифры» раскрывает тему детства и взросления, показывает особенности мировосприятия ребенка, учит читателя проявлять чуткость и житейскую мудрость.
Проникнутый легкой ностальгической грустью, текст показывает, как хрупок мир и как много в нем значат сила мечты, заботы и любви.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
19.07.2019
Бунин И. «Цифры»
Главные герои рассказа «Цифры» и их характеристика
Чему учит рассказ «Цифры»
Рассказ учит справедливости, доброте, умению прощать. Учит тому, что тот, кто сердится никогда не бывает прав. Учит держать себя в руках, сохранять спокойствие. Учит не срывать свое зло на маленьких и слабых. Учит тому, что взрослые не всегда бывают правы.
Отзыв на рассказ «Цифры»
Мне не понравился этот рассказ о страшном, безжалостном дяде, который настолько сильно страдал комплексом собственной неполноценности, что ему было важно победить маленького мальчика. Взрослые должны быть мудрее и добрее, а не равняться на капризных малышей.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Цифры»
Мальчик был большой шалун. Он часто не давал покоя всему дому криком и беготней. Но не было ничего трогательнее его, когда он прижимался к плечу своего дяди.
Но в тот день произошла слишком сильная ссора и мальчик не подошел к дяде, а просто пожелал ему спокойной ночи. Но мальчик слишком сильно мечтал об одной вещи, а потому пересилил свою гордость, забыл обещание вечно ненавидеть дядю, и подошел к нему, чтобы попросить его показать ему цифры.
В то утро он проснулся с мечтой иметь свои собственные книжки и карандаши, научиться читать и писать цифры. И поэтому Женя сразу стал доставать своего дядю просьбами срочно купить ему книжек.
Дяде не хотелось идти в город и он стал придумывать разные отговорки. Он говорил, что сегодня царский день, праздник, и магазины закрыты. Тогда мальчик стал просить хотя бы показать ему цифры, и дядя, чтобы отвязаться от малыша, пообещал показать ему цифры завтра.
Мальчик пришел в сильное волнение, начал бегать и ронять стулья, и все время переспрашивал дядю. Он мечтал, чтобы скорее пришло завтра.
И от избытка эмоций Женя стал прыгать и громко кричать. Взрослые кривились, но терпели, пока дядя не выдержал и не потребовал прекратить балаган. Мальчик снова крикнул, и дядя сорвался с места, встряхнул Женю и дал ему хорошего шлепка.
Мальчик выскочил из комнаты и стал громки кричать, заливаясь слезами. Взрослые сидели в зале, делая вид, что ничего не происходит. Им всем хотелось пойти и успокоить мальчика, но они сидели, показывая характер.
А мальчик все кричал и кричал, пока не обессилел.
Через полчаса дядя зашел к мальчику, делая вид, что ищет портсигар. Мальчик на полу играл с пустыми спичечными коробками. Он зло посмотрел на дядю, и сказал, что никогда не станет его любить и ничего ему не купит.
Дядя пожал плечами, сделав вид, что ему все равно.
Потом к мальчику заходили мама и бабашка, уговаривая его попросить прощения и грозя разными бедами. Но мальчик проявил характер.
Тогда взрослые сделали вид, что забыли про него.
Вечером бабушка вновь принялась уговаривать мальчика. Она напирала на то, что дядя обиделся и никогда ему ничего не купит и не подарит. И не покажет цифры.
Самолюбие мальчика было сломлено. Мечта сжигала его и у мальчика не было сил бороться с ней. Он был побежден.
Мальчик пришел к дяде и стал просить у того прощения. Дядя покапризничал для вида, но потом все-таки стал показывать мальчику цифры. Женя выводил цифры в тетрадке и был совершенно счастлив.
«Цифры» читательский дневник
Всего получено оценок: 731.
Всего получено оценок: 731.
«Цифры» – это трогательный рассказ о том, как ребёнок постигает окружающий мир под чутким руководством взрослых, а также о том, насколько важным является правильное воспитание.
Краткое содержание «Цифры» для читательского дневника
Название: Цифры
Число страниц: 7. Иван Бунин. «Легкое дыхание». Издательство «Эксмо». 2001 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1906 год
Время и место действия
Действие произведения разворачивается в начале ХХ века в царской России. Время действия рассказа — всего один день, с утра до вечера, день, запечатлённый в воспоминаниях взрослого человека. Этот день разделён на семь глав, каждая из которых является определенным этапом в познании жизни ребенком, умении строить отношения со взрослыми людьми.
Главные герои
Женя – маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.
Рассказчик – дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный рассудительный, справедливый.
Мама и бабушка Жени – любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.
Сюжет
Однажды утром Женя проснулся с новой мечтой – научиться читать, писать и рисовать. Мальчик страстно хотел стать владельцем пенала, цветных карандашей, книжек с картинками и детского журнала. Он принялся умолять дядю как можно скорее пойти в лавку и купить всё необходимое, чтобы научиться писать цифры. Дяде совершенно не хотелось идти в город за покупками, и он объявил Жене сегодняшний день «царским». Мальчик принялся упрашивать дядю хотя бы начать учить цифры, но тот твёрдо настоял на своём: покупки и обучение будут только завтра. Женя немного покапризничал, но затем успокоился, смирившись.
Радость, смешанная с нетерпением, вылилась у Жени в проказы: он принялся подпрыгивать, с силой бить ногами по полу и при этом звонко вскрикивать. Эта шалость вызывала у него чувство эйфории, но крайне раздражала взрослых. После нескольких замечаний от мамы и бабушки, которые мальчик будто и не слышал, дядя потерял терпение. Он дёрнул Женю за руку, шлёпнул и вытолкнул из комнаты.
От внезапного оскорбления Женя горько заплакал и принялся умолять бабушку и маму прийти к нему на помощь. Любящим женщинам было трудно себя сдерживать, но они старались быть невозмутимыми: избалованность в детях в их семье не приветствовалась. Дяде также хотелось вскочить, распахнуть дверь и обнять плачущего племянника, однако он чувствовал на себе ответственность за его разумное воспитание.
Дядя выдержал характер и зашёл в детскую только спустя полчаса, сделав вид, что зашёл по делу. Всё ещё всхлипывающий Женя играл на полу пустыми спичечными коробками. Дядя направился было к выходу, когда мальчик сказал, что никогда больше не будет любить его. Зашли мама и бабушка и посоветовали Жене попросить прощения у дяди, но тот наотрез отказался. Наконец, бабушке удалось переломить его гордость, напомнив о заветных цифрах.
Женя попросил у дяди прощения, и они помирились. Удобно усевшись за стол, Женя под руководством дяди принялся писать цифры, старательно выводя огрызком карандаша чёрточки – его мечта сбылась.
Вывод и своё мнение
Женя – обычный шаловливый ребёнок, с неуёмной энергией и жаждой знаний. И направить эту энергию в правильное русло – большая наука. В произведении красочно описаны моменты, когда состояние Жени вызывает искреннюю жалость. Но, если бы дядя, мама или бабушка в такие моменты проявили слабину, это бы негативно сказалось на воспитании ребёнка и он не смог бы получить важный жизненный урок: за свои поступки всегда нужно держать ответ.
Главная мысль
Правильное воспитание – залог развития гармоничной, полноценной личности. Искренняя любовь к ребёнку – это не вседозволенность и потакание его прихотям, а мудрое наставничество и забота о его физическом, моральном и духовном развитии.
Авторские афоризмы
«…Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди. »
«…тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…»
«…Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее…»
«…чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее…»
«…детские волосы хорошо пахнут, — совсем как маленькие птички…»
Толкование непонятных слов
Царский день – дни коронации и восхождения на престол, дни рождения государей.
Ушат – большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения.
Небось – вероятно, пожалуй, должно быть.
Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
Новые слова
Альт – второй по высоте голос в музыке четырехголосного склада.
Сочинение на тему «Чему учит рассказ Цифры» в рассказе Бунина И.А.
Для того, чтобы осуществилась мечта, иногда важно оставаться спокойным, набраться терпения. Мальчик Женя еще совсем мал, он хочет рисовать цифры немедленно. В детских сказках желания исполняются по взмаху волшебной палочки, но в жизни все бывает по-другому.
Я считаю, что человеку стоит научиться смиряться с тем, что он не в состоянии изменить. Иногда требуется выдержка и терпение на пути к заветной цели. Хотя, я думаю, что так может поступать именно взрослый человек, но не ребенок. Он еще не умеет управлять собой, и этому учат его взрослые. Я считаю, что от Жени требуют слишком многого, хотя сами взрослые ведут себя, как дети. Они, зачем-то, сдерживают себя, не выражают свои эмоции, подавляют чувство сострадания и любви к мальчику.
Мама, дядя и бабушка Жени – это близкие и родные люди для ребенка. Тяжело жить человеку, если он не получает поддержки и понимания в собственной семье. Кто же тогда его услышит и защитит?
Думаю, что взрослым стоит подумать, отчего Женя так агрессивно себя ведет, что ему не хватает. Я думаю, что в такой атмосфере любой ребенок стал бы «злючкой», как его называет самый близкий и дорогой человек – его мама. Она ведет себя бесстрастно, в ней не ощущается чувств к ребенку, не понимает его, считает сына злым и испорченным. Его обманывает дядя, а бабушка пугает и стыдит. Женя любознательный, стремится учиться, но осуществление его желания оттягивают, а мальчиком манипулируют.
Семья человека – это его основа, место силы, поддержки, радости. Хотелось бы в жизни видеть именно такие родственные связи, тогда бы и дети вырастали счастливыми.
Взрослые заняты своими «серьезными» делами. Они считают незначительной просьбу ребенка показать ему цифры. Читая рассказ, мы видим, какое большое значение для мальчика играет это желание. Он весь горит от предвкушения необыкновенного замечательного процесса. Его захватывает мир цифр, он хочет иметь общее занятие с дядей, которого любит. Я считаю, что не стоит отмахиваться от детских просьб, которые кажутся незначительными. Появляются «капризы», потому что ребенок не в состоянии выдержать всю ту бурю чувств и желаний, которая вовремя не смогла вылиться в какое-либо дело.
Цифры Бунин И.А. — читательский дневник
Бунин – известный писатель, переводчик, поэт. Его произведения интересны, эмоциональны, правдивы. Предлагаем рассмотреть читательский дневник к произведению Бунина «Цифры», который поможет лучше осмыслить это трогательное произведение, раскрывающее внутренний мир ребенка.
Рассказ написан автором в 1906 году. События, описанные в произведении, происходят в дореволюционной России в начале ХХ века. Дядя приезжает к родным из Москвы.
Женя — непоседливый активный ребенок. Он – настойчивый, стремится добиваться желаемого. Он искренне проявляет себя как в любви, так и в ненависти. Мальчик бывает агрессивен, у него много энергии, но он еще самостоятельно не может найти дело, на которое будет направлена его деятельность и внимание. Его переполняют чувства восторга в предвкушении нового интересного занятия.
Дядя — родной дядя Жени. Он искренне привязан к ребенку, очень его любит, но боится разбаловать. От лица дяди ведется повествование. Дядя сдержан в проявлении своих чувств. Иногда он просто-таки безжалостен к ребенку, обманывает его, откладывает дело, намеченное совместно с ребенком.
В рассказе показаны взаимоотношения дяди, приехавшего погостить к родным, и его маленького племянника. Они очень любят друг друга, но у обоих непростой характер. Ребенок просит дядю показать ему цифры, но дядя настаивает, что покажет их позже. Ребенок не может дождаться и ведет себя вызывающе. Дядя и племянник неоднократно ссорятся. Дядю поддерживают мама и бабушка мальчика, которые возмущаются поведением ребенка. Наступает момент перемирия, когда дядя и племянник рисуют цифры. Они наслаждаются процессом, и счастливы от общения друг с другом.
Для родителей, родственников важно понять ребенка, а не воспитывать его. Взрослые люди уже имеют жизненный опыт, они самостоятельны, а ребенок еще зависим и мал. Мама производит впечатление безынициативного человека, равнодушного к ребенку. Не удивительно, что в такой атмосфере, мальчик злится, крушит стулья. Нет человека, который честен, искренен с ним, который поддерживает его. Что же удивляться, что он так агрессивно себя ведет?
Я считаю, что недопустимо так относится к маленькому живому человеку. В нем-то и человека не видят. Взрослые обманывают его, пугают, стыдят, унижают его достоинство. Мама называет мальчика злючкой. Взрослые пользуются тем, что ребенок еще мал, не может уличить их в обмане, не в состоянии понять, что его пугают, не умеет постоять за себя. Жаль, что родители иногда так относятся к своим детям. Он делает первые шаги, и еще только учится жить, а от него хотят такого же поведения, как от взрослого – выдержки и смирения. Я считаю, что произведение учит чувствовать и понимать своего малыша, а не ставить перед ним непереносимые запреты.
Мне не понравилось, как взрослые люди относятся к ребенку, который им не посторонний человек, а родной. Дяде не хочется идти в магазин, и он обманывает мальчика, говоря, что сегодня царский день. Ребенок чувствует подвох и противоречит, но он не в силах еще ничего доказать. Бабушка пугает ребенка полицейским, тоже обманывает его, стыдит, что дядя возит ему подарки, а Женя так плохо относится к нему.
Мне рассказ очень понравился. Бунин так ярко и достоверно описывает чувства ребенка, его состояния, любознательность, не имеющую пределов. Читая рассказ, понимаешь, какой огромный, безграничный мир живет в душе каждого малыша. Жаль, что для своих близких мальчик выглядит таким несмышленым. Об эмоциональных проявлениях ребенка в интерпретации Бунина очень интересно читать.
Я бы сказала, что все образы находятся в единстве – это родные люди, которые растят живого подвижного мальчика. Но, несмотря на любовь к ребенку образы всех троих взрослых находятся в конфронтации с образом мальчика. Они как-то странно воспринимают процесс воспитания и создают преграды в своей любви к родному маленькому человеку. Они, так сказать воспитывают ребенка, а на самом деле просто издеваются над ним.
Горничная — женщина, прислуживающая в господском доме.
Небось — значение слова соответствует словам «должно быть», «пожалуй», «скорее всего».
Альт — голос, стоящий вторым по высоте в момент исполнения музыкального произведения.
Царский день — к нему относятся дни рождения царей, а также день коронации.
Ушат — кадка из дерева с боковыми выступами, похожими на уши, через которые вставляли палку для ее ношения.
Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это.
Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди?
как я, делали сначала вид, что вошли случайно… по делу
своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе