чему учит произведение васек трубачев и его товарищи

Содержание

Валентина Осеева — Васек Трубачев и его товарищи:
Краткое содержание

Книга 1

Школа под Москвой готовится к встрече Нового, 1941-го, года. Здесь и ученики 4 «Б» класса: рыжий отличник и председатель совета отряда Васек Трубачев, староста и старший сын из многодетной семьи Саша Булгаков, сын полярников Коля Одинцов, закадычные друзья и «следопыты» Коля Мазин и Петя Русаков, звеньевая Лида Зорина, художник с больным сердцем Сева Малютин. На вечере среди гостей не только родители, но и парни герои войны.

Об их мужестве отец Васька Павел Васильевич говорит так: «Русский человек после боя раны считает». Сам он мастер паровозного депо и любит свою работу, ведь «всякое дело любит, чтобы человек в него душу вкладывал». Мама Васька умерла. В школе как в семье. Все уважают строгого, но доброго директора Леонида Тимофеевича, учителей, и старого доброго сторожа Ивана Васильевича Грозного. Вожатый Митя Бурцев – лучший друг ребят, как и справедливый учитель Сергей Николаевич. Он научил их дисциплине, ответственности. Ребята помогают друг другу с учебой.

Но случается, и ссорятся. Да и дома у всех по-разному. Саша иногда стыдится, что в няньках у младших братьев и сестер, Сева переживает, что слаб здоровьем, Васек скучает по уехавшему по работе папе. А Петя трусит перед строгим отцом. Однажды он, боясь вызова к доске, спрятал мел. А обвинили во всем Трубачева. Была драка, и обидная статья в школьной газете. Но дружба победила. Весной после экзаменов ребята пошли в поход, где каждый проявил себя с лучшей стороны. Награда отряду Трубачева – поездка в украинское село. Шел июнь 1941 года…

Книга 2

Ребята в восторге от гостеприимной и цветущей Украины. Поселяются они в новой колхозной школе. С ними Сергей Николаевич (он родом из этих мест, здесь его сестра Оксана) и Митя. Ребята знакомятся с местными школьниками и их учительницей Мариной Ивановной, вместе поют и танцуют. Васек дружит с сиротой Генкой. Тот мечтает выучиться в Москве на селекционера.

В день начала войны, 22 июня, ребята видят над своим лесным походным лагерем самолеты со свастикой. Ребята готовы защищать Родину, «как родную мать». А в селе уже все знают: немцы перешли границу. Отовсюду едут красноармейцы и первые беженцы, идет эвакуация, враг наступает и бомбит. Первыми вывозят девочек. Все думают, что они погибли. Председатель колхоза Степан Ильич не дает ребятам пасть духом. Вместе они копают, ссыпают зерно. Когда Митя хочет увести их на станцию, в село входят немцы. Арестованного Митю угоняют. За командира остается Васек. Для старых бойцов еще Гражданской войны, живших на пасеке, он собирает сведения о численности врага и орудий, бегает с поручениями. Помогает ему и Сева, знавший немецкий язык.

К счастью, Митя смог бежать. Теперь он жил в лесу, в их бывшем лагере. Генка отдал ему своего любимого коня Гнедого. В лесу собирались будущие партизаны. Нашлись в селе и предатели, стали полицаями. А Степан Ильич пошел в старосты. Не сразу Васек понял, что об этом старика попросили партизаны. Оказалось, что три девочки остались живы: Нюра, Лида и Валя. Они стали как сестры. Жили у хороших людей, тайком кормили партизан и скучали по своей школе. И знали, что «все папы сейчас на фронте».

Встретившись с девочками и Митей, ребята попадают в партизанский лагерь. Партизаны рады, что Васек и его товарищи такие дружные. Всех их хотят отправить подальше от фронта. Только Гена остается в отряде «бить Гитлера». Ребята прощаются со всеми как с родными, любимыми людьми. Девочек и Севу забирает самолет, остальные идут через фронт пешком.

Книга 3

В родном городе всюду военные, воют сирены, очереди. Ребята, «фронтовые товарищи», возвращаются к мамам. Отцы у всех на войне, как и любимый учитель Сергей Николаевич. Ребята, скучая без дела, помогают в госпитале. Мальчишки стали настоящими мужчинами. В письме Митя убеждает их учиться самим. «Учеба и труд», чистая совесть, вот главное. Среди учителей у ребят мачеха Пети. Мальчику она как родная мать.

Ребята рады, что бойцы отстояли Москву, впечатлены подвигом партизанки Зои Космодемьянской, мужеством раненого подносчика снарядов Кондакова. Весь народ встал на защиту Родины. Ушла на фронт и юная сирота Таня, соседка Трубачевых. А пионеры вместе с директором занялись ремонтом дома под школу. Помогают все, и новые друзья Васька тоже: сын генерала Кудрявцева и сирота Андрейка из отцовского депо. Ребята получают письмо из Украины от Генки. Он пишет, что Митя ранен. Ребята стараются не плакать, а работать на совесть. Митя это бы одобрил. У Васька появилась мечта стать моряком.

Трубачев узнает, что его отец теперь Герой Советского Союза. Он вел поезд через линию огня, ранен, но жив. Он возвращается к сыну. Ребят экзаменуют и разрешают идти в 6 класс. К ним возвращается дорогой Сергей Николаевич, любимый командир того самого подносчика снарядов Кондакова. У него погибли родные. Но остались преданные, чуткие ученики, строители и бойцы по характеру. Первого сентября в новой школе прозвенел первый звонок.

Прошло 10 лет. Васек Трубачев, Алеша Кудрявцев и Витя Бобров стали моряками на Балтике, Саша Булгаков учителем, Сергей Николаевич создал семью с учительницей Еленой Александровной, Сева Малютин стал художником, Мазин и Русаков – геологами, девчонки – медиками, а Гена – селекционером. Навещает школу и храбрый майор Бурцев, когда-то любимый вожатый Митя. Свой здесь и герой Павел Трубачев. А за партами уже другие школьники, но с теми же искренними, честными сердцами. И будущее будет у них счастливым.

Читательский дневник по повести «Васек Трубачев и его товарищи» Осеевой

Сюжет

Отличник рыжий Васек Трубачев – ученик 4 «Б» класса школы под Москвой. Сергей Николаевич – их любимый и авторитетный учитель, вожатый Митя – друг. Ребят награждают летней поездкой в украинское село. 22 июня 1941 года начинается Великая Отечественная война. Немцы занимают село. Часть детей вывозит учитель. Митя уходит в партизаны. Ребята, рискуя жизнью, добывают для них сведения. За командира Васек. С ним Саша Булгаков, Коля Мазин и Петя Русаков, Сева Малютин и местный Гена Наливайко.

Немцы вешают деда Гены, расстреливают учительницу Марину Ивановну и ученицу 4»Б» Валю, убивают семью Сергея Николаевича. Отряд Васька находит партизан в лесу. Детей отправляют по домам. Война сделала из них фронтовых товарищей, честных и смелых людей, защитников Родины. Дома они трудятся в госпитале, учатся, строят новую школу. Отец Васька за подвиг стал Героем Советского Союза. Спустя годы Васек стал моряком, Митя – майором, Гена – селекционером, Саша – учителем, Коля с Петей – геологами, девочки – медиками, Сева – художником. А родная школа воспитывает новое поколение достойных людей.

Отзыв

Повесть о школьниках, которым из-за войны пришлось рано повзрослеть. История дружбы и фронтового товарищества, любви к Родине и своему народу. В каждое дело нужно вкладывать душу, больше думать о других, чем о себе, чтить память героев славными делами. Повесть учит быть честным, благодарным, бескорыстным, жить по совести, защищать Родину, дорожить друзьями и близкими, жалеть людей, уважать старших, приходить на помощь, жертвовать собой, отвечать за свои поступки, с удовольствием учиться и трудиться, бороться сообща и верить в победу.

Источник

Урок литературного чтения в 4 классе на тему » В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»

0e88 00098467 491b1f44

Урок литературного чтения в 4 классе

Крупко Т.Е. учитель начальных классов ШГ№6 имени Абая Кунанбаева г.Степногорск

Тема: В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»

Цель: Формировать представление учащихся о дружбе.

Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков,

развивать умение эмоционально воспринимать текст,

выражать при чтении чувства и характер действующих лиц,

развивать критическое мышление,

воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.

-Создать ситуации успеха для каждого ребенка;

-Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

-содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему.

-развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, самовыражении.

-формировать способность к рефлексии

-содействовать развитию умения общаться.

проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Технология: развитие критического мышления.

Приёмы: прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер,

чтение с остановками, синквейн.

1. Орг. момент. Психологический настрой

-Возьмите за руки друг друга и прочитаем девиз нашего урока. Слайд 1

Мы будем читать, размышлять,

О многом из книг узнавать.

1 этап — «Вызов» . Работа в парах. Прочитайте пословицы про себя, шепотом, вполголоса: Слайд 2

Не мил и свет, когда друга нет.

Добрый человек в добре проживет век.

— К какому разделу нашего учебника можно отнести данные пословицы? ( Мои друзья)

— Мы с вами прочитали несколько рассказов из данного раздела. Перечислите их.

Назовите те основные качества человека, которые они воспитывают

Заполним «Бортовой журнал»: Слайд 3,4,5

Слепой музыкант
Мой первый друг

Телеграмма
Васек Трубачев и его товарищи

Умение сопереживать
Вовремя прийти на помощь

– Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.)

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

-Сейчас мы с вами проведём игру «Узнавай-ка!». Я вам покажу сюжетную картинку, а вы мне –название произведения Валентины Осеевой. Слайд7

Сегодня мы будем читать отрывок из повести В.А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Как вы думаете, кто будет героями произведения? (мальчики)

— О чем может быть рассказ с таким названием?

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

— Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»? Работа со словарем Слайд 15

-А зачем человеку друг?

Продолжая разговор о дружбе и друзьях, выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.

-Подумайте, кого можно назвать товарищем, и составьте кластер со словом

Составляется кластер «Товарищ» Работа в группах. Слайд 16

Прочитав текст, мы выясним , кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

Словарная работа Слайд 17,18

Цветистый ковер ЦВЕТИ́СТЫЙ

Поймать быка за рога

Щеки лоснились Блестеть, отсвечивать. Щёки лоснятся от жира.

Размолвка- Лёгкая ссора.»Р. друзей»

Мы прочитаем сейчас текст и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.

Первичное чтение – чтение с остановками. (Читает учитель и дети).

Свое отношение к прочитанному отмечайте знаками карандашом на полях текста.

-В какое время года происходили события?

-С кем из героев нас уже знакомит автор? Почему Васька назвали «своим профессором»

-Какое настроение у героев повести?

-Что удивило вас в данном отрывке?

2 отрывок Читают дети до слов «прибавилось»

-О каких знаниях идет речь?

Первый урок был география. Сергей Николаевич принос в класс большую

сторону и потирая руки.

— Три рыбака. скажем, бригадиры рыболовецких бригад. водным путем везут в Москву. Ребята слушали внимательно, боясь пропустить хоть одно слово.

После ответов детей Сергей Николаевич

посадил всех трех учеников на место и сказал:

— Трубачев справился с трудным путем. Зорина тоже не сплоховала. А вот Мазин пока что плохой путешественник. Москва, пожалуй, не скоро получит от

него рыбу.Ребята засмеялись. Но Сергей Николаевич стал серьезным:

— Тебе, Мазин, нужно немножко подучиться. Мазин почесал затылок:

По одному взгляду его Мазин понял, что занятия будут серьезные…

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

-Что вы можете рассказать о Мазине?

-Каким он представился вам в начале и как меняется его поведение впоследствии? ( волновался,былнеуверенным, затем смог показать свои знания, говорил робким, бесстрастным голосом, стал спокоен.

-Опишите Петю Русакова.

-Как вы понимаете его фразу: «Пусть стоит!»( Он переживал за друга)

-Какова была похвала Мазину? (Я вижу,ты поймал быка за рога.. Смотри не упускай его больше.) (брать быка за рога- начинать действовать энергично, сразу и с самого главного ).Лиха беда начало

-Какие отношения были у ребят в классе?

-Умели ли они радоваться успехам друзей? Какую помощь оказал Васек своему другу?

-Как переживал за него?

Вопросы по содержанию задавала я вам. А теперь вы составляете толстые и тонкие вопросы «2 вопроса однокласснику»

Вы хорошо отвечали на вопросы. Видно что не просто прочитали, а думали на, анализировали поступки героев.Пришло время читать по ролям, вы сможете вжиться в свой образ, как настоящий актер.

— Чтение по ролям. Работа в парах.

— Выберете понравившийся диалог.

Подготовьте чтение отрывка по ролям.

Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста»

-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».

-Пожалуйста, руки вверх!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

Работа в парах Игра «Собери пословицу».( карточки)

-В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались. «Соберите» их и объясните их значение. (работа в группах)

(карточка на группу)

Друзья а товарища выручай.

Крепкую дружбу лучше новых двух.

Сам погибай, познаются в беде. Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Мудрым никто не родился, а научился.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.

Старый друг и топором не разрубишь.

-Как вы понимаете последнюю пословицу?

— Какая пословица больше всего подходит содержанию произведения?

-Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?
— Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?-Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение. – Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу. (Толерантность) Находить компромисс.(терпимость)

Синквейн тема Товарищи Слайд 19

-Оцените свою работу на уроке. Слайд 20

-Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Я узнал, что ….
У меня получилось…

Источник

Рецензии на книгу «Васек Трубачев и его товарищи» Осеева Валентина

Поэтому я даже не знаю, как относиться к Ваську. Дети в то время были да, самостоятельней. И да, время написания диктует многое в этой книге.

Но, по-моему, это не повод, чтобы закрывать глаза на потоки сахарной пропаганды и трехгрошовых страстей, которые льются на нас со страниц.

Порой я приходила в ужас.

Да уж, спасибо товарищу Сталину за возможность пахать сверхурочно.

– Я думал, что говорить о чистоте и порядке в четвёртом классе мне не придётся. Но пусть это будет в первый и последний раз. Вы не малыши, и объяснять тут вам нечего. Есть староста, есть дежурный по классу, есть санком.

Да, ведь 4 класс это целых 10 лет. Конечно, уже не дети.

Дружить втроём? – переспросил учитель. – Разве ваш класс делится на такие дружные тройки? А остальные в счёт не идут?

Потому что, не знаю, дружба это зло. Или со всеми, или ни с кем.

Я думаю, что если ты не сам зачеркнул свою фамилию, то ты хорошо знаешь, кто это сделал.
– Я не знаю, – твёрдо сказал Трубачёв, сжимая зубы. «Пусть Мазин сам сознаётся, если хочет», – подумал он.
– Трубачёв, ты знаешь, – тихо и настойчиво сказал Митя.
Трубачёв опустил голову.
Ребята заволновались:
– Трубачёв, сознавайся!
– Трубачёв, говори!

Павлик Морозов стайл детектед)

Эта премия… – Митя остановился, обвёл глазами ребят и торжественно закончил: – поездка на Украину, в колхоз «Червоны зирки»!

– А куда же ты их в дождь отправил? – усмехнулся Васёк, глядя вслед ребятишкам.
– Ну какой это дождь! Пусть ко всему привыкают, – махнул рукой Саша.
– Правильно, Сашка! Ну что за Сашка! – обнимая товарища за плечи, растроганно сказал Одинцов.

Потому что им сколько, 6-8 лет? Самое время бродить под дождем и отжимать у женщин медные кастрюли.

– Мы уже всё обдумали, – смело сказал Васёк. – Как бы там ни было, а нам нужна школа. Летом ещё наши ребята приедут, тоже будут помогать. А если мы что не сумеем, тогда Леонид Тимофеевич…
– Леонид Тимофеевич не столяр и не плотник – он директор. Он будет только распоряжаться.

А 11-летки будут строить школу. Именно так все и должно быть.

Помирившись с матерью, Нюра тоже постепенно успокоилась, мать снова вызывала в ней чувство нежности и любви. Глядя, как старательно и серьёзно она помогает Федосье Григорьевне шить занавески для школы, как, окружённая ребятами, кроит мешочки для подарков бойцам, Нюра радовалась, что её мать уже не сидит дома, а участвует в общей школьной работе. Даже внешне Мария Ивановна очень изменилась. Она ходила теперь в тёмном платье и убирала волосы под скромную косыночку.

Эта порочная мама, чтобы вы понимали, смела ходить в парикмахерскую и носить шелковые платья. Но теперь-то все ок, косыночка и общественная работа всех исправят.

В тексте 3 части: в первой мы знакомимся в героем и наблюдаем за внутриклассными терками.

А между тем мое компаративистическое естество не всегда дает мне читать книги нормально. Я даже неосознанно начинаю искать параллели и типологические совпадения. Страх как люблю их.

Именно поэтому, хотя я вполне представляю, как странно это все смотрится, я буду говорить про Васька Трубачева, сравнивая его с другой, довольно похожей на него сюжетными линиями книгой. И это, естественно, Гарри Поттер.

И вот о чем я хотела сказать на самом деле.
Проблема Осеевой в том, что она все пишет в лоб.
Именно поэтому, когда у нее опять кто-то умирает, все, что я могу, это констатировать: ну конечно, ее роль в сюжете самая маленькая, кому же еще умирать.
Вот почему все гипертрофированные страсти выглядят детской возней, на которую не очень аккуратно наложена выдумка.

Все же лишний надрыв, к сожалению, убивает чувства и интерес.

А теперь поговорим о войне.

Тут хочется еще поговорить про богомерзкий Матч смерти, затхлый миф, который снова вытащили на свет, что очень печально.

Но к книге это уже никак не относится.

И там им всем и место.

«Васёк Трубачёв» оставил противоречивые чувства. С одной стороны, я многое прощаю наивному агитационному советскому детскому роману, потому что посыл у него действительно хороший. Пусть и не слишком верится во всех этих сусальных пионеров, слишком уж они идеальные, да и проблемы у них игрушечные, показательные, как в учебнике. Всё равно, почитать о школьниках, их мелких дрязгах – самое милое дело, ах, неужто мы тоже когда-то были такими и мир рушился из-за какой-то плохой оценки или обиженного товарища. С другой стороны, роман написан прямолинейно, как танк, и большую часть его немалого объёма читать откровенно скучно, тем более, ты всё равно знаешь, чего ждать в конце.

Роман состоит из 3-х книг, которые иногда даже печатают по отдельности, и я прекрасно понимаю почему. 1-я книга самая интересная на мой взгляд, потому что в ней идёт рассказ об обычных советских школьниках: уроки, учителя, дружба, стенгазеты. Впрочем, некоторая часть текста так и оставила меня в недоумении. Единственный по-настоящему сильный момент даже не приключения ребят в школе, не дурацкая победа на соревновании по ориентированию, приведшая ко 2-й части книги, а описание различных семей, по большей части неполных, многодетных, несчастных, проблемных, но всё равно крепких и дружных. Впрочем, лукавлю, есть ещё один сильный момент: даты. Мы-то знаем, что скоро школьной рутине придёт конец, потому что счётчик дней неумолимо приближается к 21 июня 1941 года. Ну а пока ребята только играют в войнушку, благо что ещё слышны отзвуки советско-финской войны. В этой части обширнее всего поднимаются вопросы дружбы и честности. В общем-то, вся трагедия «проблемы Трубачёва» высосана из пальца, но именно неумение детей «поговорить по душам» и привело к ней. Даже вполне верится, хотя внутренний мир героев, показанный в романе, какой-от восьмибитный, плоский, одноклеточный.

В итоге я понимаю, что книжка получилась ниже среднего. Детскую советскую литературу я люблю, но именно «Трубачёв» вряд ли бы мне понравился даже в детстве. Просто потому, что есть на ту же тему, только лучше. Да и потому, что не очень я верю голосу автора. Зато отлично представляю, как эта книжка может всколыхнуть ностальгические воспоминания.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Осеева Валентина “Васек Трубачев и его товарищи” Читательский дневник, краткое содержание

Осеева Валентина “Васек Трубачев и его товарищи” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Осеева Валентина.

Название: «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Жанр: повесть.

Тема произведения: детство, дружба.

Число страниц: 754.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Во время войны группа детей оказывается на оккупированной немцами территории. Они борются с врагами своими методами, проявляя чудеса храбрости и героизма.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда пионеры решили, что Степан Ильич предатель, и даже не хотели есть его хлеб. Но на самом деле, всё было не так, и Степан Ильич только претворялся пособником фашистов. Ему было очень тяжело видеть недоверие ребят.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Каждый человек должен любить и защищать Родину.

Чему учит эта книга

Этот роман учит нас любить свою Родину, быть настоящими патриотами, защищать свою страну в минуту опасности. Учит мужеству и героизму, смекалке и находчивости, учит помогать друзьям и не щадить врагов.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравилась эта прекрасная книга и больше всего понравился Васёк Трубачёв. Этот ещё очень юный мальчик показал себя настоящим героем. Ему пришлось быстро повзрослеть и забросить детские шалости, он стал настоящим мужчиной, отвечающим за себя, свои поступки и своих друзей.

Новые слова и выражения

Крупеник – суп из крупы.

Хлопотун – суетливый человек, добытчик.

Хата – сельский дом на Украине.

Пословицы к произведению

Есть такое дело – Родину защищать.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина –мать, умей за неё постоять.

Пионер – всем ребятам пример.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Источник

Краткое содержание повести «Васек Трубачев и его товарищи» Валентины Осеевой

md foto

Книга 1

Школа под Москвой готовится к встрече Нового, 1941-го, года. Здесь и ученики 4 «Б» класса: рыжий отличник и председатель совета отряда Васек Трубачев, староста и старший сын из многодетной семьи Саша Булгаков, сын полярников Коля Одинцов, закадычные друзья и «следопыты» Коля Мазин и Петя Русаков, звеньевая Лида Зорина, художник с больным сердцем Сева Малютин. На вечере среди гостей не только родители, но и парни герои войны.

Об их мужестве отец Васька Павел Васильевич говорит так: «Русский человек после боя раны считает». Сам он мастер паровозного депо и любит свою работу, ведь «всякое дело любит, чтобы человек в него душу вкладывал». Мама Васька умерла. В школе как в семье. Все уважают строгого, но доброго директора Леонида Тимофеевича, учителей, и старого доброго сторожа Ивана Васильевича Грозного. Вожатый Митя Бурцев – лучший друг ребят, как и справедливый учитель Сергей Николаевич. Он научил их дисциплине, ответственности. Ребята помогают друг другу с учебой.

Но случается, и ссорятся. Да и дома у всех по-разному. Саша иногда стыдится, что в няньках у младших братьев и сестер, Сева переживает, что слаб здоровьем, Васек скучает по уехавшему по работе папе. А Петя трусит перед строгим отцом. Однажды он, боясь вызова к доске, спрятал мел. А обвинили во всем Трубачева. Была драка, и обидная статья в школьной газете. Но дружба победила. Весной после экзаменов ребята пошли в поход, где каждый проявил себя с лучшей стороны. Награда отряду Трубачева – поездка в украинское село. Шел июнь 1941 года…

Книга 2

Ребята в восторге от гостеприимной и цветущей Украины. Поселяются они в новой колхозной школе. С ними Сергей Николаевич (он родом из этих мест, здесь его сестра Оксана) и Митя. Ребята знакомятся с местными школьниками и их учительницей Мариной Ивановной, вместе поют и танцуют. Васек дружит с сиротой Генкой. Тот мечтает выучиться в Москве на селекционера.

В день начала войны, 22 июня, ребята видят над своим лесным походным лагерем самолеты со свастикой. Ребята готовы защищать Родину, «как родную мать». А в селе уже все знают: немцы перешли границу. Отовсюду едут красноармейцы и первые беженцы, идет эвакуация, враг наступает и бомбит. Первыми вывозят девочек. Все думают, что они погибли. Председатель колхоза Степан Ильич не дает ребятам пасть духом. Вместе они копают, ссыпают зерно. Когда Митя хочет увести их на станцию, в село входят немцы. Арестованного Митю угоняют. За командира остается Васек. Для старых бойцов еще Гражданской войны, живших на пасеке, он собирает сведения о численности врага и орудий, бегает с поручениями. Помогает ему и Сева, знавший немецкий язык.

К счастью, Митя смог бежать. Теперь он жил в лесу, в их бывшем лагере. Генка отдал ему своего любимого коня Гнедого. В лесу собирались будущие партизаны. Нашлись в селе и предатели, стали полицаями. А Степан Ильич пошел в старосты. Не сразу Васек понял, что об этом старика попросили партизаны. Оказалось, что три девочки остались живы: Нюра, Лида и Валя. Они стали как сестры. Жили у хороших людей, тайком кормили партизан и скучали по своей школе. И знали, что «все папы сейчас на фронте».

Встретившись с девочками и Митей, ребята попадают в партизанский лагерь. Партизаны рады, что Васек и его товарищи такие дружные. Всех их хотят отправить подальше от фронта. Только Гена остается в отряде «бить Гитлера». Ребята прощаются со всеми как с родными, любимыми людьми. Девочек и Севу забирает самолет, остальные идут через фронт пешком.

Книга 3

В родном городе всюду военные, воют сирены, очереди. Ребята, «фронтовые товарищи», возвращаются к мамам. Отцы у всех на войне, как и любимый учитель Сергей Николаевич. Ребята, скучая без дела, помогают в госпитале. Мальчишки стали настоящими мужчинами. В письме Митя убеждает их учиться самим. «Учеба и труд», чистая совесть, вот главное. Среди учителей у ребят мачеха Пети. Мальчику она как родная мать.

Ребята рады, что бойцы отстояли Москву, впечатлены подвигом партизанки Зои Космодемьянской, мужеством раненого подносчика снарядов Кондакова. Весь народ встал на защиту Родины. Ушла на фронт и юная сирота Таня, соседка Трубачевых. А пионеры вместе с директором занялись ремонтом дома под школу. Помогают все, и новые друзья Васька тоже: сын генерала Кудрявцева и сирота Андрейка из отцовского депо. Ребята получают письмо из Украины от Генки. Он пишет, что Митя ранен. Ребята стараются не плакать, а работать на совесть. Митя это бы одобрил. У Васька появилась мечта стать моряком.

Трубачев узнает, что его отец теперь Герой Советского Союза. Он вел поезд через линию огня, ранен, но жив. Он возвращается к сыну. Ребят экзаменуют и разрешают идти в 6 класс. К ним возвращается дорогой Сергей Николаевич, любимый командир того самого подносчика снарядов Кондакова. У него погибли родные. Но остались преданные, чуткие ученики, строители и бойцы по характеру. Первого сентября в новой школе прозвенел первый звонок.

Прошло 10 лет. Васек Трубачев, Алеша Кудрявцев и Витя Бобров стали моряками на Балтике, Саша Булгаков учителем, Сергей Николаевич создал семью с учительницей Еленой Александровной, Сева Малютин стал художником, Мазин и Русаков – геологами, девчонки – медиками, а Гена – селекционером. Навещает школу и храбрый майор Бурцев, когда-то любимый вожатый Митя. Свой здесь и герой Павел Трубачев. А за партами уже другие школьники, но с теми же искренними, честными сердцами. И будущее будет у них счастливым.

Читательский дневник по повести «Васек Трубачев и его товарищи» Осеевой

Сюжет

Отличник рыжий Васек Трубачев – ученик 4 «Б» класса школы под Москвой. Сергей Николаевич – их любимый и авторитетный учитель, вожатый Митя – друг. Ребят награждают летней поездкой в украинское село. 22 июня 1941 года начинается Великая Отечественная война. Немцы занимают село. Часть детей вывозит учитель. Митя уходит в партизаны. Ребята, рискуя жизнью, добывают для них сведения. За командира Васек. С ним Саша Булгаков, Коля Мазин и Петя Русаков, Сева Малютин и местный Гена Наливайко.

Немцы вешают деда Гены, расстреливают учительницу Марину Ивановну и ученицу 4»Б» Валю, убивают семью Сергея Николаевича. Отряд Васька находит партизан в лесу. Детей отправляют по домам. Война сделала из них фронтовых товарищей, честных и смелых людей, защитников Родины. Дома они трудятся в госпитале, учатся, строят новую школу. Отец Васька за подвиг стал Героем Советского Союза. Спустя годы Васек стал моряком, Митя – майором, Гена – селекционером, Саша – учителем, Коля с Петей – геологами, девочки – медиками, Сева – художником. А родная школа воспитывает новое поколение достойных людей.

Отзыв

Повесть о школьниках, которым из-за войны пришлось рано повзрослеть. История дружбы и фронтового товарищества, любви к Родине и своему народу. В каждое дело нужно вкладывать душу, больше думать о других, чем о себе, чтить память героев славными делами. Повесть учит быть честным, благодарным, бескорыстным, жить по совести, защищать Родину, дорожить друзьями и близкими, жалеть людей, уважать старших, приходить на помощь, жертвовать собой, отвечать за свои поступки, с удовольствием учиться и трудиться, бороться сообща и верить в победу.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector