чему учит произведение вий гоголь

Анализ повести «Вий» (Н. В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь – самый загадочный русский писатель XIX века. Его имя постоянно ассоциируется с мистикой и загадочностью, а произведения считаются «нечистыми» и проклятыми. Однако именно этот факт рождает неутолимый интерес к нему, и заставляет его творчество жить вместе с нами. Самой пугающей и загадочной работой автора считается повесть «Вий»

История создания

Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.

Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.

Жанр, направление

Как отмечалось ранее, жанр произведения – повесть. Исходя из содержания работы, можно смело добавить, что повесть мистическая. В отечественной литературе это не самое распространённое направление, однако, именно это добавляет таким литературным произведениям вкуса. Также в повести достаточно много мифологических замечаний, основанных на поверьях народа.

Направление творчества – мистический реализм.

Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Как бы не была завуалирована повесть мистическими событиями, основная проблематика очень насущна – противостояние добра и зла. Но в данном случае она рассмотрена под необычным ракурсом – борьба этих сил за душу человека. Зло побеждает, потому что личность не находит в себе силы и веры противиться ему.

Основная тема книги – народные предания, одно из которых было реализовано в этой истории. Автор детально изобразил злые силы и все, что известно о способах борьбы с ними. По сути, они и есть главные герои повести. Писатель, обращаясь к этим древним образам, продемонстрировал свое уважение к народной культуре.

Главная мысль

Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.

В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.

Критика

Неоднозначное произведение вызывает неоднозначное восприятие. Кто-то видит в «Вие» только неприсущее тому времени откровенное изображение нечисти. А кто-то смотрит глубже и видит отражение целой эпохи.

Например, в работах Ю. В. Манна, В. А. Зарецкого, А. В. Моторина описано мнение, что Гоголь в повести «Вий» показал отечественное общество с его пороками. Страна, разъеденная злом, в которой царит социальное неравенство и беззаконие.

Источник

Вий Гоголь Н.В. — читательский дневник

small item 917

Предлагаем рассмотреть читательский дневник по произведению Гоголя «Вий». В этой страшной мистической повести автор чередует веселые эмоциональные эпизоды реальной жизни со страшными фантастическими сценами, создавая впечатление достоверности.

«Вий» написан Гоголем в 1833 году. Действия повести происходят в первой половине XIX века, на Украине, в одном из хуторов, расположенным неподалеку от Киева.

Хома Брут — семинарист, которого «оседлала» ведьма. Ему и было суждено читать молитвы над усопшей панночкой.
Панночка — молодая красавица, знавшаяся с чертовщиной и умершая при странных обстоятельствах. Она богата, дочь сотника.
Сотник — отец панночки-ведьмы.
Вий — персонаж славянской мифологии, убивавший взглядом и имевший тяжелые веки.

Философ Хома Брут учился в духовной семинарии в Киеве. Отправляясь на каникулы домой, он остановился ночью на хуторе. Старуха, хозяйка ночлега, оказалась ведьмой и взобралась на плечи Хоме, погоняя его, как жеребца. Освободившись от ее оков, он забивает ведьму до смерти, но перед собой видит не старуху, а молодую красавицу. По воли отца панночки, Хома читает в церкви отходную по усопшей. В момент отпевания он подвергается нападкам сил тьмы и погибает.

Мне очень интересен мистический мир Гоголя, описанный в этой повести. Он меня и захватывает, и немного пугает. Когда просыпаешься утром и вспоминаешь свой сон – непонятные и необычные символы и образы, то возникает такое же интересное чувство. Прикасаешься к чему-то мистическому, необъяснимому, тайному, и понимаешь, что как-то оно связано с реальным миром. Гоголь описывает жутковатую историю, где ведьма летает в гробу, призывая на помощь силы тьмы, а Хома в ужасе творит молитвы и заклинания. Читать об этом интересно, но страшно.

На мой взгляд, важно понять, как противостоять силам зла, уметь не бояться сил тьмы, доверять своей интуиции, верить в провидение, в Бога, в Высший разум.

Бурсак — учащийся в бурсе – в духовной семинарии или в училище.
Богослов — преподаватель дисциплины, в основе которой лежит изучение, обоснование знаний о Боге.
Дискант — высокий певческий детский голос.
Галушки — национальное украинское блюдо, кусочки теста, отваренные в воде.
Царедворец — придворный, человек, занимающий должность при царском дворе.

А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать.

И так как малороссияне, когда подгуляют, непременно начнут целоваться или плакать, то скоро вся изба наполнилась лобызаниями

– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий

Источник

Смысл произведения Гоголя «Вий»

Мистическая повесть Николая Гоголя до сих пор увлекает многих любителей ужастиков. ПО ее мотивам снят фильм — в нем целостно отображена история, которую рассказал Гоголь. Снят еще при Союзе, тем не менее фильм восхищает игрой актеров и продуманным до мелочей сюжетом. Повесть сама по себе очень динамична и оригинальна, ведь до этого никому не пришло в голову рассказать о таинственной жизни, мистике и магии, которая имела место в жизни простых селян.

История эта о бурсаках-семинаристах, которые, отправившись на каникулы, заблудились и попросились на ночлег к одинокой старухе. Ей приглянулся Хома Брут — она околдовала его, оседлала и летела на его плечах над землей. Молитвы победили ее, и она упала на землю. Хома, решившись спастись, добивает ее и видит, что на траве лежит не просто старая женщина, а прекрасная панночка. Отец девушки говорит о том, что последняя воля его дочери была таковой: пусть ее три ночи отпевает в местной церкви Хома Брут, иначе ее душе будет неспокойно на том свете. На протяжении трех ночей Хома отпевал панночку, и с ним постоянно творилась какая-то чертовщина. На третью ночь, самую страшную, Хому преодолел Вий, который встретил взгляд Хомы. На утро Брута нашли мертвым.

Эта и остальные повести стали самыми популярными в творчестве Гоголя. Кроме “Вия” были написаны также “Тарас Бульба”, “Старосветские помещики”, “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. Это произведения отображают миф Древней Греции о веках существования человека: золотом, серебряном, бронзовом и железном. “Вий” — это повесть как раз о том самом железном веке, когда человеческая душа нищает, ложь и предательство становится постоянными спутниками человеческой жизни.

В чем же смысл этой повести? Он довольно простой и отображается даже в поведении и именах главных героев: бурсаки, которые учатся в духовной семинарии, не особо переживают за состояние своей души. Им важнее, чтобы было что выпить, поесть и покурить. Также они не могут удержаться от соблазна украсть то, что плохо лежит. Поэтому это были герои, с которых не стоит брать пример. Хома, как главный герой, попадает в передрягу с панночкой и отправляется на своеобразное испытание, чтобы проверить, насколько его вера сильна. Не стоит смотреть греху в глаза, чтобы не дать ему пробраться глубоко в душу — именно таким был главный смысл этой повести. Любому человеку важно заботиться о чистоте своего внутреннего мира, убирать из него все ненужное, что может повлиять на его мысли и рассудок.

Образ Вия в повести и есть тем самым грехом, который и погубил душу Хомы. Внутренний голос семинариста шептал ему:”не смотри”, но Брут не удержался и из-за своего любопытства попрощался с жизнью. Это стало прямым указанием на то, что человеческая душа требует возрождения и заботы о себе, чтобы не увязнуть в грехах и не потерять своего первоначального чистого облика.

Повесть «Вий» о сих пор притягивает и завораживает огромное количество читателей. Это то произведение, которое стало классикой.

Источник

Сочинение на тему «Что хотел сказать Гоголь в повести Вий?»

Тему добра и зла берут в основу своих произведений многие авторы. Где-то я слышала изречение, что, познав добро и зло, познаешь жизнь. Человек так устроен, что сомневается в своих решениях. Правильно ли он поступил для себя? Не принесет ли это вред другим людям? Что есть добро, а что – зло? Задумывается над этими вопросами и Гоголь, раскрывает тему в повести «Вий».

Хома Брут – старшеклассник богословского учреждения. У бурсаков каникулы, и скорее всего, они собираются отдохнуть от учебы и весело провести время. Хома направляется с друзьями домой. Вечереет, спускается тьма и становится как-то совсем невесело. Бурсаки сбились с пути. Им придется ночевать на чужом хуторе у старухи. Тут начинается всякая чертовщина – старуха прыгает на плечи Хомы, погоняет его. С этого момента начинается отчаянная борьба сил добра и зла.

Я считаю, что Хома совершил большую ошибку, когда избил ведьму. Он слышал ее стоны, но не придавал значения этому. Ведьма не могла уже причинить семинаристу вреда. Хома выбрался из-под ее пут и сам оседлал старуху. Если бы она продолжала оставаться для него опасной, тогда бы я его действия поняла. Тем более, светало – самое время начинать петухам петь о приходе утра. Для своего главного героя Гоголь выбрал фамилию «Брут». Возможно, этим он указывал на Хому, как на убийцу, поскольку из истории нам известен Брут – убийца Цезаря.

Неизвестно, случайно ли Гоголь назвал главного героя Хомой? Нет ли в этом намека на библейского неверующего Фому? Возможно, Гоголь хотел сказать, что бурсаку не хватило веры, поэтому злая сила и расправилась с ним.

Я считаю, что Гоголь вывел несколько основных мыслей. Не стоит бояться сил тьмы, важно укреплять свою веру, нужно слышать свою интуицию и следовать ей. Без крайней необходимости нельзя убивать человека, если даже он, по своей злобе, пытался завладеть тобой. Проучить и одолеть его нужно, но не убивать. Такой поступок будет наказан.

Источник

Анализ повести Гоголя «Вий»

О чём предупреждает евангельская заповедь «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы». Вряд ли кто из писателей смог бы ответить на этот вопрос более убедительно и эмоционально сильнее, чем Николай Васильевич Гоголь, — так, как он сделал это в повести «Вий».

Мотив Страшного суда проходит красной нитью через многие произведения Гоголя, пронизывая их апокалипсическим предчувствием, страхом перед предстоящим ответом за свои дела.

Этот мотив слышится и в финале повести «Вий». Кажется, что сама преисподняя предстала перед читателем в жутком, пугающем виде.

В ожесточённой схватке сражаются два мира: тьмы, зла, смерти и света, добра, жизни.

О последних временах напоминает внешний вид церкви, в которой Хома Брут должен читать Псалтирь над убитой им панночкой ведьмой: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зелёным мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправляли никакого служения, «ветхие деревянные своды» церкви показывали, «как мало заботился владетель поместья о Боге и о душе своей».

Описание храма напоминает о евангельских словах про мерзость запустения на святом месте и об оскудении веры в последние времена.

В своих произведениях Гоголь не раз обращался к теме Страшного суда, делал выписки из творений святых отцов церкви, отмечал на полях принадлежавшей ему Библии места, где говорится о грядущем Божьем суде, о времени его прихода и о воздаянии каждому по заслугам.

Писателю был дан удивительный дар обострённого ощущения мирового зла, которое он понимал как проявление тёмных,
дьявольских сил в мире.

Чуткая душа Гоголя выплеснула это ощущение в призыве-предупреждении к соотечественникам в «Выбранных местах из переписки с црузьями»: «Диавол выступил уже без маски в мир … он перестал уже и чиниться с людьми. С дерзким бесстыдством смеётся в глаза им».

В «Вии» Гоголь призывал читателей задуматься о своей жизни. Страх Божий и память о Страшном судеспособны удерживать людей от «участия в делах тьмы». И в этом смысле «Вий», написанный более ста пятидесяти лет назад, актуален и сегодня. Знаменательно, что Толстой включил эту повесть в «обязательный круг чтения» яснополянских школьников.

«Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». Эта мысль неоднократно
звучит в Библии. Не случайно при описании ночи упоминается ад: «Ночь была ад-ская. Волки выли вдали целою стаей. И самый лай собачий был как-то страшен».

Хома гибнет перед третьим — последним — криком петуха, символом окончания ночи (тьмы) и начала дня (света). Тьма присутствует и в мыслях героя: «Какая-то тёмная мысль, как гвоздь, сидела в его голове. За вечерей сколько ни старался он развеселить себя, но страх загорался в нём вместе с тьмою, распростиравшеюся по небу».

За участие в делах тьмы неизбежно придётся давать ответ на Божьем суде.

Что есть тьма в «Вии»? Только ли это фантастические образы нечисти, пытающейся погубить Хому?

Апокалипсический мотив присутствует не только во внешних деталях, но и в глубинном смысле повести.

Сочинения Гоголя при внимательном рассмотрении часто открываются с новой, неожиданной стороны. Сам писатель говорил, что его произведения «почти всех ввели в заблуждение насчёт их настоящего смысла».

Об этом размышлял Гоголь, написавший на полях своей Библии: «Стойте твердо» — напротив строк Второго послания к фессалоникийцам святого апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».

С первых же страниц «Вия» писатель показывает слабость веры и непристойную жизнь бурсака, богослова Хомы Брута, который постоянно и сознательно нарушал заповеди, в чём сам признавался: «Я святой жизни? Бог с вами, пан! Что вы это говорите! да я, хоть оно непристойно сказать, ходил к булочнице против самого страстного четверга».

Хома хочет быть сильным и подзадоривает себя: «Чего бояться? Да и что я за козак, когда бы устрашился?». Он способен собраться с силами: однажды молитвой победил оседлавшую его, как верхового коня, ведьму. Но в целом он расслаблен и оправдывается поговоркой:
«Чему быть, того не миновать». Поэтому и был втянут в дела тьмы, не смог выдержать испытания: «Не гляди! — шепнул ему какой-то внутренний голос. Но не вытерпел он и глянул».

В результате «бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха». Нарушение героем запрета «не гляди» невольно ассоциируется с ослушанием Бога жены Лота, оглянувшейся на гибнущий Содом и превратившейся в соляной столп.

Гоголь отмечает у своего героя «странное любопытство» и нетерпение, которое и погубило его: «Хом отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не
утерпел, уходя, не взглянуть на неё и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул ещё раз».

В поэтике повести страх приобретает особое значение. Писатель использует его как мощное воспитательное средство, вынуждая читателя из-за боязни возмездия свыше уклоняться от зла. Хома умер от страха, от маловерия, хотя среди литературоведов есть и другие мнения.

Свой ответ о причине гибели Хомы писатель вложил в уста приятеля Хомы Тиберия Горобца, «который в то время был уже философ и носил свежие усы»: «А я знаю, почему пропал Хома: оттого, что
побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать».

Побеждают только сильные духом, твёрдо стоящие в вере, — об этом
размышлял писатель, читая Библию, и оставил на её полях помету «стойте твердо» как завет потомкам.

В примечании Гоголь указал, что «вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как услышал».

Учёным не удалось обнаружить фольклорный источник, точно соответствующий гоголевскому «Вию».

Однако это никак не ставит под сомнения слова Гоголя, он очень ответственно относился к слову, и примечание несёт xудожественный смысл, важный для писателя.

Возможно, оно отсылает нас к народным сказкам, где герои силой молитвы побеждали врага и оставались живы. Этим героям противопоставлен Хома, который читал молитвы небрежно, а то и вовсе не то, что написано в книге, а какие-то свои «заклинания».

Такой «молитвенник» не способен победить беса. Если герои Гоголя оказываются подчас устрашены и даже побеждены бесовскими кознями, то это свидетельствует лишь о том, что в них самих был тот духовный изъян, который открыл к ним доступ и дал возможность так дерзко хозяйничать в их душах бесовской силе.

Человеческие страсти и пороки — вот причина разгула и временной победы тёмных сил.

Гоголь завершает повесть смертью героя в назидание читателям, как напоминание, что за отступления от праведного образа жизни, за «участие в делах тьмы» неминуемо следует возмездие. Уже только в этом видится важный для читателя нравственный «урок жизни», делающий гоголевский «Вий» бессмертным.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector