чему учит рассказ дед мазай и зайцы

admin

«Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание. Чему учит стихотворение

1951484

Особенности творчества Некрасова

Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Дед Мазай и зайцы», нужно рассмотреть особенности творчества известного поэта. Чем его творчество отличается от других? Николай Некрасов близко к сердцу принимал трудности крестьянской жизни. И его забота о простом русском народе чувствуется практически во всех его творениях.

Некрасовские стихотворения были посвящены описанию жизни крестьян: их быта, проблем, образа жизни. Поэт активно использовал в своих произведениях народный разговорный язык, благодаря чему герои его историй кажутся живыми. Сочетая разговорный стиль и фразеологизмы, Некрасов значительно расширил поэтические рамки.

Образ дедушки как сторожа леса

1950398

Эпизод с половодьем

Рассказчик приезжает к своему другу Деду Мазаю в деревню каждый год. В один из вечеров их настигает сильный ливень и они укрываются в сарае. Охотник рассказывает истории и рассказчику запомнился эпизод о спасении зайцев. Весной было половодье, Мазай поплыл на лодке за дровами. На обратном пути он видит, что на островке, окруженном водой, находятся зайцы. Дедушка решает их спасти и забирает к себе в лодку. По пути он помогает и другим длинноухим друзьям.

Так они добираются до берега. Жители смеются над тем, что сделал охотник. Мазай просит зайцев не попадаться ему зимой на охоте, потому что в другое время года он на них не охотится. Двоих зайчат он вылечил и отпустил в лес.

Это было краткое содержание «Дед Мазай и зайцы» Некрасова. С помощью этой истории поэт хотел призвать людей бережно относиться к природе.

Источник

«Дедушка Мазай и зайцы» читательский дневник

dedushka mazay i zaycy chitatelskiy dnevnik 64084

«Дедушка Мазай и зайцы» – замечательное произведение Н. А. Некрасова, которое учит детей добру и бережному отношению к природе.

Краткое содержание «Дедушка Мазай и зайцы» для читательского дневника

Название: «Дедушка Мазай и зайцы»

Число страниц: 16. Николай Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Издательство «Детская литература». 2013 год

Жанр: Стихотворение

Год написания: 1870 год

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Дедушка Мазай – старик, бывалый охотник, весёлый и добрый человек.

Автор – поэт, охотник, порядочный, добрый человек.

Сюжет

Как-то раз автор отправился на охоту со старым Мазаем. Неожиданно они попали под дождь, который решили переждать в сарае. Мазай был прекрасным рассказчиком, и принялся развлекать поэта историями про родную деревню, местных охотников, собственные приключения.

Однажды Мазай плыл на лодке по реке – после сильных дождей вода затопила низменность и лишь кое-где виднелись небольшие бугорки. На одном из таких островков охотник увидел множество зайцев, которые пытались укрыться от прибывающей воды.

Мазай подплыл к зайцам и стал по одному сажать их в лодку. Старик продолжил свой путь и то тут, то там собирал спасающихся от половодья зайчишек. Ему даже повстречалось плывущее бревно, на котором сидело с десяток зайцев. В лодке уже не было места, и Мазай просто подцепил бревно и поплыл дальше.

Подплывая к деревне, Мазай со своими «пассажирами» вызвал настоящее веселье. Зайцы испугались и, как только лодка подошла к берегу, тут же бросились наутёк. Охотник только улыбнулся и пригрозил, чтобы зайцы не попадались ему зимой под прицел.

План пересказа

Главная мысль

Любое живое существо заслуживает доброго к себе отношения.

Чему учит

Сказка учит любить животных и бережно к ним относиться. Она учит с умом использовать дары природы и не брать больше того, что понадобится.

Отзыв

Дед Мазай, несмотря на то, что был охотником, не воспользовался бедой, в которой оказались зайцы. Он спас всех, кто попался на его пути, но потом напомнил, что всё равно будет на них охотиться.

chitatelskiy dnevnik 64084 risunok illyustraciya k skazke ded mazay i zaycy

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы.

Пословицы

Что понравилось

Очень понравился старик Мазай, его отношение к жизни, к природе, к братьям меньшим.

Источник

proizvedenie ded mazay zaycy

История создания произведения

В июне 1870 г. Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное сообщение из Москвы было проложено в губернию в феврале 1870 года) и отправился в свое имение Карабиху. Вскоре после приезда он написал одно из самых известных стихотворений о чудесном спасении во время наводнения.

Текст стихотворения «Дед Мазай и зайцы» автор послал в подмосковную усадьбу Витнево, где проживал М. Е. Салтыков-Щедрин. Очень быстро (17 июля 1870) ему пришел ответ, в котором русский писатель положительно отозвался о сочинении. Его первая публикация состоялась в январском номере журнала «Отечественные записки» в 1871 году.

nekrasov poznakomilsya prototipom

Споры, откуда возникла идея произведения, идут до сих пор. Известно, что Некрасов познакомился с прототипом Мазая гораздо раньше, чем написал свое знаменитое стихотворение. От него он услышал рассказ о весеннем паводке, во время которого пожилому охотнику пришлось спасать зайцев.

Толчком к написанию в 1870 г. послужила идея Салтыкова-Щедрина выпустить книгу для детей, состоящую из рассказов Михаила Евграфовича и стихов Некрасова. Если бы не эти обстоятельства, возможно, занятый поэт так и не нашел бы времени для изложения рассказа приятеля Мазая на бумаге. В красочной форме автор передал историю об охотнике и зайцах, упомянул традиции и особенности крестьянского быта.

Легкое для восприятия произведение впоследствии вошло во множество детских изданий и было дополнено красочными иллюстрациями.

По мотивам стихотворения в 1980 г. снят мультипликационный фильм, информация о котором представлена в Википедии. Почти на век раньше, в 1894 г., художником Петром Соколовым была написана одноименная картина.

Описание сюжета

chitayut stih ded mazay

Читая краткое содержание стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай», школьники воспринимают сюжет, пересказанный в прозе. В младших классах не всем дается понять стихотворную форму произведения, и некоторые моменты остаются неусвоенными. Проза облегчает восприятие материала.

Произведение можно условно поделить на две части. Первая из них посвящена воспоминаниям автора о совместной охоте на дупелей в районе деревни Малые Вежи (расположена недалеко от Костромы). За этими событиями героев застает непогода, и они прячутся в сарае от дождя.

Чтобы скоротать время, дедушка начинает вспоминать истории из своей охотничьей жизни. Он не мыслил своей жизни без леса, любил побродить по нему с лукошком, заботился об обитателях.

Рассказ Мазая

Хорошо ориентируясь в родных краях, Мазай мог заходить глубоко в чащу, проводить там несколько дней, питаясь дарами природы. Он был противником уничтожения зверья ради забавы, переживал из-за равнодушного отношения местных жителей к родному краю.

Дома в его деревне издавна строили на сваях, поскольку каждую весну в районе начиналось половодье. В это время погибало особенно много лесных жителей, которых было жалко старику. Окончив рассказ о своих нерадивых коллегах-охотниках, Мазай вспомнил случай, который произошел с ним однажды во время разлива реки. Автор запомнил его и записал для детей.

С этого момента начинается вторая часть, в которой пересказана история дедушки. Ему вспомнилось, как в обильное половодье пришлось отправиться на лодке за дровами. Широко разлившись, река выносила из чащи сухой валежник. Мазаю не нужно было прилагать усилий — он доставал бревна из воды, укладывал в лодку и отвозил к дому на просушку.

Спасение зайчат

spasenie zaychat

Во время очередного перемещения по реке пожилой мужчина увидел небольшой островок, который был покрыт перепуганными зайцами. Вода прибывала, и несчастным зверькам грозила гибель. Пожалев лесных обитателей, Мазай подплыл к острову и пересадил одного зайца в лодку, взяв его за уши. Другие зверьки перепрыгнули сами. Попутно спаситель снял еще одного бедолагу с пня и подобрал мокрую беременную крольчиху, которая сидела на кочке.

Плывя к берегу, Мазай увидел большое бревно, на котором также плыли зайцы. Ему пришлось зацепить его багром и транспортировать ушастых пассажиров по воде. Вместе с лесными обитателями дедушка приплыл в деревню. Местные жители потешались над ним. Многие были жестоки и использовали половодье, чтобы убивать несчастных зверьков багром. Кто-то ради шкурки и мяса, а кто-то просто на потеху.

Под крики и возгласы односельчан старик проплыл мимо. Он отвез животных туда, где было безопасно и безлюдно. Увидев берег, зайчики тут же убежали в лес. Остались две пары ослабленных бедолаг, которых Мазай бережно завернул мешок и выхаживал дома. Отпустив впоследствии их в лес, он наказывал, чтобы зайцы не попадались ему зимой. В холода он может тоже пострелять в них ради красивой шкурки, но в теплое время года никогда не трогает.

Характеристика главного персонажа

Основное действующее лицо повествования — старый охотник. Он добрый человек, что становится понятно даже из краткого содержания «Дед Мазай и зайцы». Важные качества главного персонажа:

ucheniki rassuzhdayut pro

Мазай понимал, что в половодье приходится туго не только людям из его деревни, которые остаются отрезанными от мира. Много обитателей леса голодает и погибает в это время. Именно поэтому старик осуждал всех, кто наживался на всеобщей беде. Свою боль он выражал в строках: «Только весенние воды нахлынут, И без того они (зайцы) сотнями гинут, — Нет! ещё мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми».

Старик осуждает действия людей из своей деревни, их бездушие и глупость. Легкая добыча всегда желанна. Однако такое поведение сокращает количество животных в лесу, приводит к нарушениям в природе. Старик понимает это и негодует: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили».

Мазай заслуживает положительной оценки. Он живет в гармонии с природой и старается помочь ближнему, если это нужно. Отдельно хочется отметить поведение зайцев. Лодка Мазая и бревно оказались для них спасением. Животные безропотно зашли в хлипкое суденышко, доверив человеку свою судьбу и понимая грозящую опасность. Зайцы оказались умными лесными жителями.

План пересказа

Правильно написать сочинение по произведению Некрасова или пересказать стихотворение поможет грамотно составленный план «Дедушка Мазай и зайцы». Он станет ориентиром во время написания творческой работы, напомнит ключевые моменты произведения. Авторский текст для этого удобно разбить на 6 частей:

Придерживаясь плана, ученики смогут последовательно изложить свою литературную работу на бумаге или пересказать содержание произведение в понятной для учителя и одноклассников форме. В читательском дневнике также потребуется отобразить кратчайшее содержание. Его можно записать в нескольких предложениях:

pishut plan pereskaza

Краткий анализ

Стихотворение включено в образовательную программу третьего класса. Школьником нужно не только подготовиться к его пересказу, но и составить небольшой анализ. Сделать это можно по плану:

pereskaz proizvedeniya ded

Несмотря на то что стихотворение не относится к жанру сказки, его сюжет увлекает юных читателей. Он учит любви ко всему живому, готовности беречь природу и не проходить мимо чужих страданий. Важно учиться разумно расходовать дары природы и не брать от нее больше, чем полагается.

Отзывы читателей

Несколько лет выступаю защитником природы, поэтому стихотворение о дедушке Мазае особенно трогает душу и вызывает гордость за русских людей. Кто, как не мы, поможет животным в трудный момент наводнения, пожара, голода? Считаю, что каждый ребенок должен познакомиться с этим стихотворением и усвоить, что все живое нуждается во внимательном отношении человека.

Недавно мы писали сочинение о любимом стихотворении. Я выбрала про деда Мазая, поскольку оно нравится больше других и имеет счастливый конец. Перечитала произведение еще раз и поняла, что дедушка — настоящий герой. Без его помощи зайчики бы погибли.

Я сам охотник, и когда вижу зайцев, вспоминаю о стихотворении Некрасова. Руки опускаются, но потом вспоминаю, что и Мазай-то был хорошим охотником. Выпуская зайцев, он предупредил, что все равно будет рассматривать их как добычу зимой. Это право сильного, но во всем должен быть разум.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы» Читательский дневник, краткое содержание

Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Некрасов Николай Алексеевич

Название: «Дедушка Мазай и зайцы»

Жанр: Стихотворение.

Тема произведения: человек и природа.

Число страниц: 16

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Стихотворение о жизни старого охотника, дедушки Мазая, и о его необыкновенном приключении с зайцами.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился эпизод, когда Мазай рассказывает, как он ночью оставался один в лесу. Он даже пытался лешего, которым всех пугают, позвать, но никого он так и не увидел.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Важно беречь природу, не проходить мимо тех, кому нужна помощь.

Чему учит эта книга:

Стихотворение учит нас тому, что надо любить свою родную землю, родные места. Учит нас, что надо быть добрым по отношению к животным, растениям, не проходить мимо, когда им нужна наша помощь.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравилось стихотворение. Мне удивительно, что главный герой, сам охотник, но при этом спасает зайцев, когда им нужна помощь. Мазай охотится не ради своего удовольствия, как это часто происходит сейчас, в наше время, а для жизни, по необходимости, и понимает, что надо природу беречь, а не уничтожать всё вокруг.

Новые слова и выражения:

Дупель – птица семейства бекасовых.

Кураж – наигранная смелость.

Зипун – тёплая верхняя одежда.

Пословицы к произведению:

Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе сердце лучше богатства.

Источник

Конспект урока Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

deb35a90addfc332737bba7a5e26ef42 Ти Ольга
Конспект урока Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Тема: Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

УМК «Школа России»Класс: 3.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Цель: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1.Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.

развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся;

создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Используемые методы и приемы:

1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

1. Аудиозапись. Чайковский П. И. «Времена года – апрель».

2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм Н. А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

3. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 223 с. : ил.

4. Выставка книг, толковый словарь.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку

Настрой учащихся на работу

Фронтальный опрос домашнего задания

• Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.)

• Какая здесь основная мысль? (Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои.) (Ребята объясняют эти строки)

Чему оно учит? (Зима так же прекрасна, как и любое время)

Проверка домашнего задания :

-выучить стихотворение наизусть

-сочинить сказку о Морозе

-найти средства художественной выразительности

Работа по теме урока

• На прошлом уроке мы не только читали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, но и познакомились с его биографией.

• Ребята, а хотели ли вы бы прдолжить знакомство с творчеством Николая Алексеевича Некрасова?

Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом.

Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи.

• Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».

• Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до чтения стихотворения сказать о чем текст?

• Внимательно посмотрите на картину и скажите, в какое время года происходят события?

2. Подготовка к усвоению нового материала

С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.

б) работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину Исаака. Левитана «Весна. Большая вода»

Учитель: Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов.

3. Словарная работа

4. Изучение нового материала

а) чтение стихотворения учителем

В учебнике дан отрывок из этого стихотворения.

б) проверка первичного восприятия

Понравилось ли вам стихотворение?

Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)

— Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило?

Какой отрывок больше всего понравился? (Как Мазай прикрепил бревно к лодке)

-Почему? (Потому что он спас так много зайцев)

-О чем это стихотворение? (О русской деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе реки)

В) работа по развитию речи

— Подберите близкие по смыслу слова к данным словам:

разболтался в сарае (разговорился,

копошится зайчиха (шевелится,

горемыка (тот, с кем случилась беда- бедняжка).

5. Физкультминутка для глаз

6. Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно вполголоса).

— От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)

-Скаких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает?

-О каких личностных качествах это говорит?

-Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

-Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков?.Найдите в тексте.

-Какую находку было жаль бросать Мазаю?.Прочитайте отрывок

-Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек?

— Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать)

— Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)

— Какие слова автора об этом говорят?

(Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

«Глянь-ко: что делает старый Мазай

Ладно! любуйся, а нам не мешай)

— Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?

(К берегу плотно бревно я пригнал,

-Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)

— Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)

— Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться)

— А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый, сообразительный)

— Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)

— Придумайте другой заголовок. (Случай весной)

-Найдите в тексте строчки, которыми можно было бы подписать эти иллюстрации.

Познакомимся с новым приемом синквейн-нерифмованное стихотворение

-С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Почему?

-За что бы вы себя похвалили?

12. Подведение итогов урока

а)обобщающие вопросы учителя:

• Какое произведение мы читали сегодня на уроке? (Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»)

• Кто автор этого стихотворения? (Н. А. Некрасов)

• С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дедушкой Мазаем)

•Сегодняшний урок я хотела бы закончить четверостишьем Е. Евтушенко

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

— Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

— О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)

— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

г) домашнее задание

Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

detsad 982043 1520595615Коллективная аппликация «Дед Мазай и зайцы» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию коллективную работу выполненную в технике обрывания бумаги. «Ум ребенка находится на кончиках.

detsad 97339 1522130011Фотоотчет о коллективном творчестве детей. Сюжетная лепка «Дед Мазай и зайцы» в старшей логопедической группе Уважаемые коллеги,друзья и гости моей странички,рада приветствовать вас! Сегодня будем лепить :). В нашем регионе вовсю хозяйничает зима,а.

detsad 9111 1521562890Комплексное занятие «Дед Мазай и зайцы» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу вам представить наше занятие на тему: «Дед Мазай и зайцы». h3] Цели: активизировать знания.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

detsad 330586 1525160117Мастер-класс «Макет: дедушка Мазай спасает зайчиков» Этот мастер-класс представляет собой коллективную работу детей и воспитателя по произведению Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

detsad 842891 1523728496Мастер-класс по созданию коллажа «Дедушка Мазай и зайцы» с детьми старшего дошкольного возраста Я познакомила воспитанниц с замечательным стихотворным произведением Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Затем по мотивам этой поэмы.

detsad 916144 1554021463Мастер-класс сюжетной композиции «Дед Мазай и зайцы» с детьми старшей группы Задачи. • Формировать умение составлять сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. • Закрепить.

detsad 352355 1479649936«С Днём рождения, дедушка! Дедушка Мороз!» Оформление приёмной (фотоотчет) Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня я продолжу рассказ о праздновании Дня Рождения Деда Мороза, и расскажу Вам, как можно быстро оформить.

Источник