чему учит рассказ детство толстого для читательского дневника

admin

Толстой Лев повесть «Детство»

Читательский дневник по повести «Детство» Льва Толстого

Автор: Лев Николаевич Толстой

Название произведения: «Детство»

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Николенька, мать, отец, брат Володя, Карл Иванович.

Второстепенные герои: бабушка, Наталья Савишна, Серёжа, Сонечка.

Характеристика главных героев:

Николенька — умный, добрый и интеллигентный мальчик.

Иногда ленивый, но совестливый.

Доверчивый и чуткий.

Карл Иванович — справедливый и мудрый педагог.

Ранимый, влюблённый и спокойный.

Порядочный и рассудительный.

Мама — заботливая, ласковая и нежная.

Чувственная и мудрая.

Автор с любовью и трепетом описывает маму главного героя и их взаимоотношения.

Отец — строгий. Любит играть в карты. Обладает обширными связями.

Володя — старший брат. Рассудительный, серьёзный, практичный.

Характеристика второстепенных героев:

Бабушка — добрая и богатая графиня.

Наталья Савишна — няня. Старая, добрая, хозяйственная.

Сонечка — первая любовь Николая. Красивая и милая девочка.

Сережа Ивин — красивый, но жестокий мальчик.

Краткое содержание повести «Детство»

Николенька Иртеньев живёт с родителями, братом и сёстрами в загородном имении.

Его воспитанием занимается учитель Карл Иванович.

Отец объявляет мальчику, что скоро ему предстоит ехать в Москву, чтобы там учиться.

Мальчик с пользой проводит последние беззаботные дни в деревне.

Он участвует в охоте.

Отец с Николенькой уезжают, а мама остаётся в деревне.

В Москве Николенька начинает учиться, знакомится со своей бабушкой, которой дарит на именины стихи.

У мальчика появляются друзья.

Это Сережа Ивин и Сонечка Валахина.

Серёжу Коля сперва очень любил и стремился ему подражать.

Но потом понял, что Ивин жестокий и нечестный мальчик и охладел к дружбе с ним.

А в Сонечку Николенька влюбился и протанцевал с ней мазурку.

Вскоре умирает мама Николеньки и мальчик понимает, что его детство прошло.

План повести:

Основная мысль повести «Детство»

Главная мысль повести в том, что детство является самым счастливым временем жизни любого человека.

Основная идея автора заключается в том, что рано или поздно всем приходится взрослеть.

И тогда взгляды человека на жизнь и поведение окружающих меняются.

Чему учит произведение

Повесть учит доброте, состраданию, отзывчивости.

Учит воспринимать мир таким, как он есть.

Учит быть честным с другими и самим собой.

Учит радоваться жизни и не сдаваться под ударами судьбы.

Учит тому, что жизнь не может состоять только из беззаботных игр.

В ней случаются и неприятные моменты.

Краткий отзыв по повести «Детство» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я узнала много нового о жизни моих сверстников в конце XIX века.

Тогда не существовало многого, что привычно нам, жизнь была более простой.

Но поведение детей было таким же, как и сейчас.

Они также играли, влюблялись, дружили. У них случались разочарования и даже трагедии.

Им приходилось учиться, хотя этот процесс был поставлен иначе, чем в наши дни.

Автору удалось в полном объёме передать ту незабываемую атмосферу.

Он описал процесс взросления маленького мальчика, причём многие факты были взяты Толстым из собственной биографии.

Поэтому повесть называют автобиографической.

Мне больше всего понравился главный герой.

Николенька очень добрый и чувственный мальчик.

Он открытый, справедливый, хочет чтобы было хорошо всем людям.

Есть в повести и отрицательные персонажи, например Серёжа, который за внешней красотой и привлекательность прятал чёрствое сердце.

Я всем предлагаю прочитать эту повесть, которая написана очень простым и лёгким языком.

В ней каждый найдёт интересное для себя, она никого не оставит равнодушным.

Некоторые, читая мысли маленького Николеньки, смогут узнать себя.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Плечико во время этого движения было на два пальца от моих губ,

Я смотрел уже не на червяка, смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки.

Она не обернулась, но я заметил, что шейка её и уши покраснели.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.04.2019

Толстой Л. «Детство»

Главные герои повести «Детство» и их характеристика

Чему учит повесть «Детство»
Повесть учит любить родителей, не забывать о них, учит доброте, милосердию и состраданию. Учит честности, учит не скрывать своих чувств.

Отзыв на повесть «Детство»
Мне очень понравилась эта добрая повесть, и конечно понравился мальчик Николенька. Он был очень добрым и чувствительным. Он все принимал слишком близко к сердцу, относился к жизни с детской непосредственностью, не подозревая, что уже очень скоро это счастливое время для него закончится и настанет пора становиться взрослым.

Пословицы к повести «Детство»
Детство время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
Всякая молодость резвости полна.
Молод да умен, два угодья в нем.
Кто мать, да отца почитает, тот век счастливый проживает.
Молодость не вечна, а быстротечна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ повести «Детство» по главам:

Матушка уже разливала чай. Возле дивана за роялем сидела одиннадцатилетняя Любочка и Марья Ивановна, она же Мими. Матушка спрашивала учителя, как спали дети, но тот был глуховат и редко отвечал сразу. Тогда матушка спрашивала Николеньку, не плакал ли он ночью, тот отвечал, что плакал во сне, а матушка отправляла детей к отцу.

Папа разговаривал с приказчиком Яковом и объяснял тому, куда и как тратить деньги в его отсутствие. Яков спорил, но потом они пришли к общему решению.
Тога папа объявил детям, что в ночь они уезжают в Москву, к бабушке, а матушка остается в деревне. Перед отъездом папа хотел поохотиться.

Учитель был в тот день не в духе, он поставил Николеньку на колени и вышел из классов. Николенька слышал, как учитель жаловался дядьке Николаю, что дети уезжают в Москву, а его хотят прогнать. Он сетовал на людскую неблагодарность, говоря, что двадцать лет отдал детям.
Николенька жалел учителя, но ничем не мог ему помочь.
Вдруг дверь отворилась и вошел незнакомый человек.

Это был оборванный и грязный человек лет пятидесяти, с посохом, который стал всех крестить и говорить что-то бессмысленное. Это был юродивый Гриша.
Потом явился дворецкий Фока и повел детей вниз. Там были папа, матушка, девочки и Мими.
Николенька считал Мими несносным существом, потому что она все считала неприличным.
Катенька попросила Николеньку, чтобы тот уговорил маму взять девочке на охоту.
За обедом папа и мама поругались из-за юродивого, которого папа считал плохим человеком.

После обеда все готовились к охоте. Привели собак, заложили тележку. Папа сел на лошадь и охотники двинулись.

Охотники подъехали к лесу и папа дал Николеньке собаку, велев бежать на поляну и без зайца не возвращаться. Мальчик весело побежал в указанное место.
Мальчик долго ждал в засаде и любовался природой. Поэтому когда собака залаяла и дернулась не удержался, закричал и бросился бежать. Заяц скакнул и был таков. Николенька сильно стыдился своего промаха.

После охоты все плотно поели возле березовой рощи, а потом девочки стали звать мальчиков играть в Робинзона. Володя для вида поупирался, но потом снизошел до просьб и дети стали играть.

Любочка сорвала с дерева червяка и с криком бросила его на землю. Катенька попыталась поднять его и подернула плечиком.Это движение вызвало умиление у Николеньки и он поцеловал девочку в плечо.
Николенька решил, что влюблен в Катеньку.
Потом все поехали домой.

Вернувшись с охоты Николенька стал рисовать в гостиной. У него была только синяя краска и он нарисовал синего зайца, которого потом переделывал в дерево, куст, скирду. Но только весь измазался.
Николенька видел, как к отцу в кабинет пришли люди, а потом туда же вошел Карл Иванович с бумагами.
Потом папа вышел и с улыбкой объявил, что решил взять в Москву и Карла Ивановича. Он говорил, какой это трогательный человек, который расплакался в кабинете, и при этом подал счет за свои услуги.
Перед ужином пришел Гриша, и дети решили спрятаться в чулане, чтобы посмотреть Гришины вериги.

Вскоре Гриша вошел в свою комнату и помолился. Потом он начал раздеваться и его лицо странным образом не выражало обычного слабоумия, а движения были скупы и расчетливы.
Потом Гриша упал на колени и стал молиться, долго и истово.
Дети зашумели, и Гриша оглянувшись, перекрестил углы.

В середине прошлого столетия в доме появилась Наташка. Сперва она была горничной, потом стала няней. Она хотела выйти за Фоку, но дедушка тогда разгневался и сослал Наташку в деревню. Потом ее вернули, но Наташка урок учла, и превратилась в Наталью Савишну, а весь свой запас любви перенесла на барыню.
Она стала заведовать хозяйством, а когда ей предложили волную расплакалась и обиделась.
В кладовых Натальи Савишны можно было отыскать все, она была незаменима.
В тот день Николенька разлил квас и Наталья Савишна отшлепала его мокрым полотенцем.
Николенька обиделся, что его побили и говорили «ты», но потом Наталья Савишна пришла мириться и Николенька плакал уже не от злости, а от любви и стыда.

На следующий день подали бричку, все погрузились, а папа обнялся и поцеловался с матушкой. Матушка плакала и дрожащей рукой крестила детей. Николенька подбежал и прижался к ней.
Отъезжая Николенька обернулся и увидел, как медленно поднималась матушка в дом. Слезы вновь навернулись на его глазах.

Детство очень счастливая пора, когда тебя любят, называют ангелом и нежно целуют. А ты не боишься в ответ признаться в своей любви к маме.
Но время идет и от детства остаются одни воспоминания.

Через месяц после переезда в Москву мальчики готовились к именинам бабушки. Володя нарисовал в подарок голову какого-то турка, а Николенька долго мучился со стихами. Он никак не мог придумать завершающей рифмы, но потом решился и быстро дописал. Николенька с чувством прочитал свои стихи и только потом стал корить себя, что сказал в них, будто они будут любить бабушку, как родную мать.
Потом мальчики переоделись, а Карл Иванович принарядился, и они вышли в залу.
Карл Иванович подарил бабушке золотую коробочку, а Николенька свои стихи. Он ожидал, что бабушка заругается, но та была растрогана и поцеловала мальчика.

Приехала княгиня Варвара Ильинишна Корнакова, женщина лет сорока пяти, желчная и худая. Она много говорила и Николенька заметил, что бабушка недовольна княгиней. Они поговорили о детях, и княгиня призналась, что бьет своих детей.
Николенька подумал, что хорошо, что он не ее сын.
Потом княгине представили мальчиков и Николенька снова вспомнил о том, что он некрасивый. Так ему говорила даже матушка, которая считала, что Николенька должен стараться быть умным и добрым.

Затем пришел князь Иван Иванович, старичок 70 лет. В молодости он сделал хорошую карьеру, был добр, но холоден в обращении, потому что слишком многие зависели от него.
Князю показали стихи Николеньки и князь заметил, что может быть это будет второй Державин.
Потом князь и бабушка заговорили о папе Николеньки, и князь высказал мнение, что тот плохой хозяин, а бабушка сказала, что вряд ли мать Николеньки счастлива с этим человеком.

Вскоре приехали Ивины и мальчики сильно обрадовались своим друзьям.
Сережа Ивин был одного с ними возраста, очень красивый, смуглый и серьезный мальчик, на которого Николенька смотрел с обожанием и восторгом.
Сережа имел огромное влияние на Николеньку и часто пользовался этим влиянием в своих корыстных интересах.
Мальчики отправились в сад играть в разбойников и к ним присоединился Иленька Грап, сын бедного иностранца, который жил у дедушки Николеньки. Иленьке было тринадцать лет, он был худеньким и добродушно-покорным.
После игры в разбойников, мальчик пошли наверх и стали щеголять друг перед другом гимнастическими способностями. Сережа бойко прыгал через три стула и становился вверх ногами. Потом он стал подбивать повторить это Иленьку, но тот отказывался.
Однако Сережа, а с ним и другие дети, схватили Иленьку и перевернули его вверх ногами. Иленька жалобно болтал ногами и попал под глаз Сереже. Сережа толкнул Иленьку, тот упал и стал со слезами спрашивать, за что его тиранят.
Сережа назвал Иленьку нюней и мальчики ушли, а Николенька все еще восхищался силой и храбростью Сергея, хотя ему было жаль и Иленьку, одиноко плачущего на словарях.

На другой вечер в доме ожидалось много гостей. Неожиданно Николенька увидел двенадцатилетнюю очень красивую девочку в кисейном платье и с серьезными, очень крупными глазами.
Это была Сонечка Валахина, которая приехала в гости со своей мамой. Бабушка ласково приветствовала Сонечку и указала на двух новых кавалеров, своих внуков.
Николенька решил удалиться и увидел, как приехала княгиня Корнакова с сыном Этьеном и множеством дочерей. Этьену было лет пятнадцать и он был нервным, как и полагалось, по мнению Николеньки, быть мальчику, которого секут розгами.
Молодой князь пришел в ярость, когда лакей стал спрашивать куда Этьен девал кнут, и обещал заплатить за пропажу.
Между тем, все внимание Николеньки в тот вечере занимала Сонечка. И когда приехали Ивины, он почувствовал досаду, что Сонечку увидит Сережа.

Увидев у Сергея лайковые перчатки, Николенька страшно разволновался, нашел старую перчатку с отрезанным пальцем и бросился к бабушке. Бабушка посмеялась над его волнением и показала всем его рваную перчатку. Смех оглушил Николеньку, но странное дело, он сразу перестал волноваться, и танцуя с Сонечкой смешил девочку, показывая ей свою перчатку.
Николенька станцевал с Сонечкой кадриль.

Потом началась мазурка и Николенька с удивлением понял, что все танцуют не так, как его учила Мими. Поэтому, когда Сонечка повела его танцевать, мальчик растерялся и стал выделывать ногами самые забавные па.
Все с улыбками смотрели на его танец и говорили, что если не умеешь танцевать, то не нужно и браться.
Николенька сильно расстроился.

После мазурки был ужин и Николенька расслабился, выпив немного вина. Сонечка упросила мать задержаться, и снова танцевала с Николенькой. После Сонечка и Николенька договорились обращаться друг к другу на ты, и Сонечка уехала.
Гости расходились и Николенька весьма прохладно простился с Сережей, который с тех пор утратил его любовь.

Лежа в постели, Николенька представлял себе Сонечку и понял, что влюблен в нее безумно. Он поделился своими чувствами с Володей, но брат отнесся к этому спокойно. Это вывело Николеньку из себя и он расплакался.

Через шесть месяцев папа сказал Николеньке, что им нужно срочно ехать в деревню Он получил письмо, в котором матушка сообщала о своей серьезной болезни, и слезно просила скорее привезти детей, чтобы успеть с ними попрощаться перед смертью.

Когда папа и мальчики приехали в деревенский дом, они сразу прошли к матушке, но та была в сильном забытьи. А ночью матушка умерла, в последний миг придя в себя, и заочно благословив детей.

Николенька был безутешен, он много плакал и не мог поверить, что матушка умерла. Все родные и прислуга тоже были безутешными.
К гробу с телом покойной пришли попрощаться все, даже жители деревни.

Источник

«Детство» читательский дневник

detstvo chitatelskiy dnevnik 65397

Всего получено оценок: 1925.

Всего получено оценок: 1925.

«Детство» – первая часть автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, в которой описаны важные вехи в развитии и переживания, характерные для большинства детей. Первая любовь, первые серьёзные разочарования, боль от утраты, знакомство с несправедливостью – всё это предстоит узнать главному герою, десятилетнему мальчику Николеньке.

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

Название: Детство

Число страниц: 176. Толстой Лев Николаевич. «Детство». Издательство «Дрофа». 2013 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1852 год

kuchmina nadegda 100

Время и место действия

Действие повести происходит в первой половине XIX века в России, поначалу в одной из провинциальных губерний, а затем в Москве. Произведение во многом автобиографично, и в нём отражены наиболее яркие впечатления раннего московского периода жизни писателя.

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Пётр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Серёжа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая любовь Николеньки.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своём родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на её именины. Она была очень растрогана этим подарком и нежно поцеловала внука. Николенька свёл дружбу с Серёжей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приёме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провёл с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблён.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни её сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Вывод и своё мнение

Главная мысль

Детство – самая счастливая пора в жизни человека, которая, к сожалению, быстро проходит.

Авторские афоризмы

«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

«…Страдание людей застенчивых происходит от неизвестности о мнении, которое о них составили…»

«…в одно и то же время разлюбить и полюбить – значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде…»

«…Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения…»

«…Из всех пороков самый ужасный это неблагодарность…»

Толкование непонятных слов

Борзятник – охотник при борзых.

Выжлятник – старший псарь, который водит стаю гончих, напускает и сзывает ее.

Мальтретировать – плохо обходиться, обижать.

Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.

Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.

Свора – соединение 2-4 борзых, рыскающих за одним охотником.

Денонфитура – поражение, банкротство.

Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.

Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет её ровным слоем толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестаёт идти.

Источник

Анализ «Детство» Толстого

сочинение по литературе 7 класса

История создания

Повесть «Детство» стала первым литературным опытом Л. Н. Толстого. Замысел произведения возник у писателя в начале 1851 г., о чем свидетельствует запись в дневнике: «Писать историю м. д. [моего детства]». Работа увлекла Толстого и привела его к идее создания «большого романа» «Четыре эпохи развития».

Первая редакция «Детства» была закончена уже после отъезда Льва Николаевича на Кавказ. «Большой роман» состоял из двух частей и не был разбит на главы. «Детство» занимало всю первую часть и начало второй.

В конце августа 1851 г. Толстой приступает к тщательной переработке произведения. Окончательная редакция стала четвертой по счету и была закончена в середине 1852 г.

Рукопись «Детства», значительно искаженная цензурными требованиями, была напечатана в журнале «Современник». В 1856 г. повесть была опубликована в виде отдельного издания.

%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B5 %D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE %D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9Смысл названия

Находясь в преклонном возрасте, уже после «духовного рождения», Толстой четко разделил свою жизнь на четыре периода. Начальный этап (до четырнадцати лет) был назван писателем «невинным, радостным, поэтическим периодом детства».

Главная тема произведения — внутренний мир ребенка.

Первое произведение будущего великого писателя поразило читателей глубоким анализом детской психологии. Толстой очень искренно и правдиво описывал свои наивные чувства и переживания.

Повесть автобиографична. В образе главного героя Николеньки Иртеньева изображен сам Толстой в детстве.

Огромное место в жизни маленького мальчика занимает домашний старомодный учитель Карл Иваныч. Порой его кажущаяся строгость сердит ребенка, но вслед за раздражением приходит раскаяние: «Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!».

Самые теплые воспоминания главный герой хранит о своей матери, которая запомнилась ему «карими глазами, выражающими всегда одинаковую доброту и любовь». Отец вызывает в ребенке неподдельное чувство уважения. Авторитет главы семьи очень высок: ему достаточно совершить «легкое движение» головой или рукой, чтобы его приказание было понято и исполнено. Писатель посвящает отцу целую главу, из которой видно, что в зрелости Толстой вольно или невольно старался походить на него.

Большим событием в жизни маленького Николеньки становится известие о скором отъезде в Москву, которое пугает его и приводит в нервное расстройство. Компенсирует эту новость предстоящая охота, на которую вместе с мальчиками отправятся мать и девочки.

Очень интересно в повести выглядит описание знаменитой русской дворянской охоты глазами ребенка. Для мальчика она становится настоящим испытание его мужских качеств. Он чувствует мучительный стыд даже перед слугой, когда упускает зайца.

В рассуждениях Николеньки о детских играх заметно пробуждение взрослого сознания. Он уже понимает, что «из палки… выстрелить никак нельзя», но таковы правила игры, а если их не соблюдать, «что ж тогда остается?».

Трогательные и нежные воспоминания главный герой хранит о ключнице Наталье Савишне, которая в чем-то заменяла ему мать. Молодой барин может глубоко оскорбиться поведением «дерзкой Натальи», но быстро раскаивается в своей злости на «добрую старушку».

Глава «Детство» ярче всего передает чувства автора к этой «счастливой, невозвратимой поре» жизни. Главными достоинствами детского сознания Толстой считает «невинную веселость» и «беспредельную потребность любви». Разлука с матерью и отъезд в Москву становятся первыми признаками вступления ребенка в новый неизвестный мир.

Москва поражает «домашнего» мальчика обилием новых лиц и ситуаций. Бабушка, княгиня Корнакова, князь Иван Иваныч — эти и другие люди входят в жизнь ребенка и подвергаются его собственной оценке. Однако взрослые уходят в тень после знакомства с братьями Ивиными. Николенька испытывает первое серьезное детское увлечение Сережей, перед которым он благоговеет и старается во всем походить на «молодца».

Большое место в воспоминаниях главного героя уделяется возникновению первой детской любви к Сонечке. Это «свежее чувство» быстро вытесняет из его души «привычную преданность» к прежнему кумиру — Сереже Ивину.

Детский период резко обрывается в связи со скоропостижной смертью матери Николеньки. Он очень трогательно описывает свои тяжелые воспоминания об этой утрате.

Проблематика

Центральная проблема повести — постепенное вхождение ребенка во взрослый мир. Толстой выделяет наиболее знаковые этапы этого процесса: детское восприятие и постижение отношений между взрослыми людьми, первая дружба и первая любовь, столкновение со смертью близкого человека.

Композиция

Повесть состоит из 28-и небольших глав, последовательно описывающих год из жизни десятилетнего главного героя.

Чему учит автор

Л. Н. Толстой показывает, какое важное значение для человека имеют его детские годы. Первые чувства и впечатления формирующейся личности накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь, а воспоминания о детстве навсегда становятся самыми яркими и дорогими для любого человека.

Источник