чему учит рассказ детство в архангельске шергин

Борис Шергин — Детство в Архангельске:
Краткое содержание

Мать рассказчика Анна Ивановна – из Соломбалы (Архангельска), отец – штурман из Мурманска. Первое время она с мужем в море ходила, потом сына с дочкой растила. В семье все любили море. Отец про него рассказывал, песни пел. Пела и мать. Осенью, «в дни гнева и мрака» на море все жены и матери моряков в тревоге.

Рассказчик вспоминает, чем жили дети до шести лет в то время. Ходили по ягоды, нянчили друг друга, выдумывали присказки про птиц, солнце, ветер, подражая взрослым, «играли» свадьбы. Потом отец нарисовал детям азбуку с картинками, а буквам учила мать. «Выучишься – ума прибудет! Жизнь лучше будет». Еще один завет отца: «Живи с людьми дружно». Школу мальчик не любил. Математика плохо давалась, а главное, в школе о море, родном Севере ничего не рассказывали. Наука на уроках была «казенная», а море – всегда интересным, живым.

Читательский дневник по рассказу «Детство в Архангельске» Шергина

Сюжет

Мать рассказчика, Анна Ивановна, вышла за штурмана из Мурманска. Вначале вместе ходили в море, потом Анна занялась воспитанием сына и дочки. Все любили море, пели песни о нем, переживали за отца в непогоду. Брат с сестрой ходили по ягоды, понарошку «играли» с друзьями в свадьбы. Отец сделал для них азбуку, убеждал, что у умных – жизнь лучше. Школу мальчик не любил: в ней не говорили о море, родном крае.

Отзыв

Рассказ о мальчике, любившем море. Простая и трудная жизнь на Севере воспитала в нем характер, смекалку, тягу к творчеству. Рассказ учит любить родной край, природу, народ, семью, быть любознательным, дружелюбным, послушным, смелым. Учит мечтать, искать свое призвание в жизни, с благодарностью вспоминать детство.

Источник

Детство в Архангельске

Микропересказ : Скромная девушка вышла замуж за бравого моряка и родила сына. Мальчик вырос в Архангельске у моря, озорничал, играл с друзьями, верил в местные поверья. Школу он не любил: там не рассказывали о море.

Мать рассказчика родилась в Со́ломбале (историческом районе Архангельска).

👦🏻 Рассказчик — мальчик из Архан­гельска, любит море; в персо­наже угады­ва­ется сам Шергин.

У деда рассказчика была мастерская по пошиву парусов, в которую часто захаживали моряки. Мать рассказчика если не работала, то сидела в мастерской с книгой у окна. Все уважали её и звали по имени и отчеству — Анной Ивановной.

👩🏻 Анна Ивановна — мать рассказ­чика, скромная, строгая, рабо­тящая.

Однажды в мастерскую зашёл «бравый мурманский штурман», увидел Анну Ивановну, но знакомиться с девушкой при отце не посмел.

👨🏻 Штурман — отец рассказ­чика, бравый моряк, красавец, его имя в рассказе не упоми­на­ется.

На следующий день сестра девушки, «модница и любительница ходить по гостям», рассказала, что танцевала со штурманом, который говорил только об Анне Ивановне. Девушка, однако, и слышать о штурмане не хотела.

Вскоре деда рассказчика навестил знакомый капитан. Он передал Анне Ивановне конверт с фотографией мурманского штурмана. Сначала девушка рассердилась, но потом смилостивилась и всё лето смотрела на эту фотографию. Осенью, когда кончилась навигация, штурман вернулся из плаванья и вскоре женился на Анне Ивановне.

Жил штурман в Архангельске, в маленьком домишке с низенькими, словно каюты, комнатками. По стенам на полочках стояли модели кораблей, а с потолков свисали резные деревянные птички.

В первые после замужества годы Анна Ивановна ходила в плаванье вместе с мужем. Потом у неё родились двое детей — рассказчик и его сестра, и женщина стала ждать мужа дома.

Из-за местных суеверий детей до года в Архангельске не фотогра­фировали, не рисовали и даже зеркало им не показывали, поэтому рассказчик не знает, как он выглядел в раннем детстве. Сфотогра­фировали его после года жизни.

Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке.

Рассказчик любил засыпать у матери на коленях и слушать протяжные поморские песни. На людях Анна Ивановна не пела, только когда одна оставалась или на лодке в море выходила.

Штурман проводил в плаваньях всю навигацию, поэтому дети радовались, когда он был дома: отец рассказывал и пел им про море, водил смотреть пароходы. Мальчику нравилось бывать в машинном отделении, а вот «громоносного» пароходного гудка он боялся и начинал реветь.

Осенью, когда начинались шторма, Анна Ивановна не знала покоя: тревожилась о муже. В такой же тревоге жили и остальные жёны моряков. Соберутся именины или свадьбу праздновать, увидят, как рамы подрагивают от сильного ветра, и сразу веселье от них уходит.

Осенью в Архангельск приходили кемские поморы, и в дом рассказчика являлись гости. В тех местах людям часто за глаза давали прозвища. Однажды в гости пришёл «почтенный капитан» по прозвищу Мошкарь, а рассказчик так и назвал его по прозвищу.

В детстве рассказчик часто попадал впросак. Лет в пять побывал он на свадьбе, и так ему понравилось, что он окликнул жившего на их улице богача и заявил, что женится на его полутора­го­довалой дочке.

Несколько лет рассказчик прожил в деревне Уиме, где вместе с сестрой нянчил соседскую шестимесячную девочку: качал её в подвешенной на пружине колыбели так, что девочка перевора­чивалась вверх тормашками.

Весной взрослых часто не было дома. Дети боялись проходящих через деревню странников и запирались в одной избе, а чуть что — прятались по углам. Боялись и «орды», живущей в лесу. Пойдут за морошкой, увидят чёрный пень и пугаются. А орда на самом деле маленькая, пёстрая и людям не показывается.

В конце зимы, когда все жители деревни отправлялись корабли ремонтировать, дети собирались в избе и играли в свадьбу: песни пели, угощали друг друга. Старики за это ругались: шёл Великий пост.

О своём раннем детстве рассказчик слышал от мамы и тётки, остальное помнит сам.

Ко всему, что глаз видит и ухо слышит, были у нас, у ребят, присказки да припевки. И к дождю, и к солнцу, и к ветру, и к снегу, и к зиме, и ко всякой ползучей букашке, и летучей птице.

Увидев стаю ворон, ребята кричали: «У задней вороны пуля горит!». Они были уверены, что суматоха в вороньей стае начиналась именно из-за этих слов — ни одна ворона не хотела лететь позади стаи.

Отец рассказчика хорошо рисовал. Он нарисовал и подарил сыну на Новый год азбуку, по которой тот и выучил все буквы. Весной выученное за зиму писали на гладком береговом песке.

Затем рассказчик пошёл в школу. Учиться он не любил, потому что в школе не рассказывали ни о море, ни о родном крае. Насколько «казённая наука» не давалась рассказчику, настолько интересно ему было всё, что он видел в море и слышал о нём.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Борис Шергин «Детство в Архангельске» (по теме «Наставление к добру»)

Разделы: Литература

Цели урока: знакомство с творчеством северного писателя Б.Шергина; развитие навыков вдумчивого чтения и анализа текста; изображение мира детства.

1. Знакомо ли вам имя писателя?

img1

Талантливый художник, рассказчик, он не только освоил богатства народной культуры русского Севера, но сумел выразить себя как писатель, следуя фольклорным традициям.

Что привлекает вас, читателей, в названии «Детство в Архангельске»?

— Слово «детство». Думаю, что рассказ о ребятах, может быть, о ровесниках.

— Писатель, наверное, думал о своей семье, о родителях.

— Архангельск называют столицей северного края. Это наша малая родина.

— О чем повествует автор в рассказе «Детство в Архангельске»?

— Об отношении в семье к детям.

— Об уважении к отцу.

— О воспитании в семье.

— Найдите в тексте описание дома, интерьера. Какие особенности можно отметить? Работа с текстом.

«В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.

— Писатель использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он говорит о родном доме с любовью, нежностью.

— Модели кораблей показывают, что здесь живет моряк или корабельный мастер. Норвежскую посуду, наверно, привез отец из плаванья.

— В чем особенность языка рассказ?

Шергин был хорошо известен как любитель «живой старины», исследователь местных говоров, знаток северного фольклора. Разговорная речь помогает представить героев-северян, их быт и нравы.

— Учащиеся приводят примеры. («Заплачет в трубе норд-вест», «сразу гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки», «ляпнусь в песок», «в море сторопится» и др.)

— Какой мы видим мать героя рассказа?

— В первые годы замужества мама с отцом в море ходила. Она женщина смелая, сильная, терпеливая. Не каждый человек сможет в море ходить, ведь и штормы бывают, и опасность подстерегает.

— Мама пела колыбельные песни, в них надежда, что сын вырастет сильный, смелый, настоящий помор.

— Герой называет ее ласково «мама», «мамушка».

— Что особенно тронуло вас на страницах рассказа?

— Раньше детей, пока годик не исполнится, не фотографировали и в зеркало не давали смотреться. Обычай такой был.

— Когда падал мальчик, то плакал, если кто-то его видит. Это чтобы пожалели. А если зрителей нет, то и плакать не хочется.

— Сын с детства интересовался, как устроен корабль.

— Были смешные случаи в детстве. Герой не понимал, что по прозвищам, которые давали людям, обращаться невежливо. Однажды в дом пришел уважаемый гость, капитан по прозвищу Мошкарь. Герой так его и назвал: «Мошкарь, Мошкарик». Капитан не обиделся, хотя так обращаться к взрослым нельзя.

В другой раз мальчик попал впросак, когда просил богача Варгасова: «Варгас, вы никому не отдавайте замуж вашу Алену Варгасовну, я у мамы спрошусь и сам свататься приду». Девочке было годика полтора. Смешно!

— В деревне, где зимовали мурманские пароходы, пришлось нянчиться с шестимесячной соседской девочкой. Ульянка в зыбке (люльке, т.е. колыбельке) лежала, а герой с сестрой раскачивали ее. Ребенок так и подпрыгивал. Ничего плохого не хотели ребята, просто сами были еще маленькие.

— В лес ребята ходили за морошкой. Это наша ягода, северная. Вкусная! Золотая!

— Отрывок из стихотворения Ольги Фокиной читает ученица.

— Дети сами придумывали игры, забавы. (Пересказ учащимися).

— Ребята знали присказки и припевки к дождю, солнцу, ветру, снегу, зиме.

(Учащиеся рассказывают присказки, заклички)

— Что за человек был отец?

— Отец сам нарисовал азбуку с кораблями, пароходами, рыбами, птицами. Он, наверное, хотел, чтобы детям интересно было учиться читать, чтобы они узнавали новое. Такой подарок к Новому году, со стихами, пожеланиями очень дорог детям. Много лет прошло, а сын помнит рисунки, стихи. Весной ребята учились писать и читать на прибрежном песке. Так в старину было.

— Как складываются отношения в семье?

В семье дети с уважением относились к отцу и матери, родители заботились о детях, воспитывали в них трудолюбие, любовь к родной земле, к северу.

5. Похож ли герой чем-нибудь на вас?

— В школе учение давалось нелегко. Да и о севере, поморах не рассказывали, а герой хотел знать о них больше. «Насколько казенная наука от меня отпрядывала, настолько в море все, что я видел и слышал, льнуло ко мне, как смола к доске».

В русском языке есть хорошее и нужное слово»нравоучение», истинный смысл которого не каждый понимает. В.И.Даль так его толкует: «Всякое честное поучение, наставление к добру».

В рассказе нет строго прописанных правил жизни, но читатели могут сами догадаться, чему учили детей в поморской семье. Вот стихи отца:

Мы познакомились с нравами Двинской земли. Поморы жили в труде, в согласии. Герои Шергина равняются на кодекс чести «северного русского народа» (как именовал архангелогородцев Михаил Пришвин). Рассказывая о своем детстве, о семье потомственного морехода, писатель передает читатель искреннюю любовь к Беломорью.

9. Домашнее задание: письменная работа «Размышления после чтения».

Источник

Урок литературы по теме «Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина». 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Характеристика темы: Тема соответствует содержанию регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области по литературе: Б.В.Шергин «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин». Отношения взрослых и детей в семье, основы нравственного воспитания. Тема дружбы и честности.

Для полного раскрытия темы на уроке дополнительно взят рассказ Шергина «Поклон сына отцу».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Раскрыть нравственный смысл рассказов Шергина.

познакомить с Архангельском начала 20 века;

выявить особенности жизни, быта, языка поморов;

формировать умение работать с текстом художественного произведения;

Предварительная подготовка учащихся: 1) прочитать рассказы, предложенные учителем, ознакомиться с материалом на стенде; 2) подготовить пересказ отрывков близко к тексту (индивидуальное задание); 3) подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа Шергина «Двинская земля»; 4) подумать над вопросом: Какие наказы, советы дают вам ваши родители, бабушки, дедушки?

Деятельность учащихся Деятельность учителя I. Организационный момент Настрой на урок

Проверка готовности к уроку. Слово учителя, способствующее созданию настроя на урок. II. Введение в тему урока. Объясняют лексическое значение слов. Руководит рассуждениями учащихся. Сопоставляет выводы со статьями словаря. III. Постановка проблемного вопроса для актуализации темы урока. Ищут взаимосвязь новых слов с темой урока, предлагают названия урока. Ставит проблемный вопрос, подключает учащихся к размышлению. IV. Заочная экскурсия по Архангельску начала 20 века Просмотр презентации, выразительное чтение учеником отрывка из рассказа «Двинская земля», размышляют по вопросам учителя. Предлагает вопросы для размышления, показывает презентацию, беседует по вопросам. V. Постановка учебных задач, формулировка темы

Ставят перед собой задачи, выделяют ключевые слова в теме урока. Помогает, исходя из поставленных задач, сформулировать тему урока. VI. Анализ художественного произведения Отвечают на вопросы учителя, используют выборочное чтение, пересказывают отрывки. Анализируют услышанные ответы, делают выводы, подбирают эпитеты. Направляет деятельность учащихся. Через постановку вопросов руководит мыслительным процессом, подводит к выводам. VII. Самостоятельная работа в парах, подведение итогов работы Работают с текстом в парах, обсуждают найденный материал, аргументируют свой выбор. Соотносят изученный материал со своим жизненным опытом, высказывают своё мнение. Помогает слабым ученикам в поиске материала. Поддерживает учащихся в высказывании собственного мнения, направляет ход размышления. VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Подводят итоги. Оценивают свою работу, делятся впечатлениями. Оценивает работу учащихся. IХ. Заключительное слово учителя. Слушают учителя. Записывают домашнее задание. Словом поддерживает эмоциональный настрой в конце урока.

1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

— «Ты, дорогой мой человек, перекинемся душевным словом», так Борис Викторович Шергин обращался к своему читателю. Я хочу переадресовать эти слова вам, шестиклассникам, и пригласить на душевный разговор.

2. Введение в тему урока. (Слайд 2)

— Объясните лексическое значение данных слов, как вы их понимаете?

(Учащиеся, рассуждая, через толкование значений корней, приставки объясняют лексическое значение слов «помор», «корабел»)

3. Постановка проблемного вопроса для актуализации темы урока.

Как вы думаете, почему мы начинаем урок со слов «помор», «корабел»?

(Учащиеся рассказывают о том, что именно эти слова связаны с жизнью и творчеством Бориса Шергина, который родился в семье поморов и корабелов. Своему детству, отцу и матери он посвящает рассказы «Детство в Архангельске», «Поклон сына отцу»)

— Какое название вы бы дали нашему уроку? (Слайд 3)

— Путешествие в детство Шергина.

— Знакомство с семьёй Бориса Шергина и др.)

4. Заочная экскурсия по Архангельску начала 20 века.

Многие из вас не бывали в городе Архангельске, не видели красоту Северной Двины, Белого моря. Чтобы мысленно оказаться там, давайте сначала совершим путешествие, заочную экскурсию в мир поморов, перенесемся вместе с вами к Белому морю, в Архангельскую губернию, в город Архангельск начала 20 века, то есть на родину поморов-корабелов, на родину Бориса Шергина.

— А небольшую экскурсию-рассказ мы совершим с Борисом Шергиным, потому что только человек, хорошо знающий родной край, любящий его, может так ярко, образно, точно рассказать нам о земле поморской, которой писатель посвятил рассказ «Двинская земля».

Перед показом предлагаются вопросы для размышления:

— С какими чувствами Борис Шергин описывает родные места? Почему?

— Как вы думаете, какими людьми были поморы?

(Показ презентации с фотографиями Архангельска начала 20 века, а на фоне презентации звучит выразительное чтение заранее подготовленным учеником отрывков из рассказа Шергина «Двинская земля»)

Отрывки из рассказа «Двинская земля» для выразительного чтения.

От Студёного океана на полдень развеличилось Белое море. В Белое море пала Архангельская Двина. Широка и державна, тихославная та река плывёт с юга на полночь и под архангельской горой встречается с морем. Тут островами обильно: пески лежат, и леса стоят. Где берег возвыше, там люди наставились хоромами. А кругом вода. Куда сдумал ехать, везде лодку, а то и кораблик надо.

(Слайд 7) В наши дни Архангельск первый город Северной области. (Слайд 8) Улицы в Архангельске широки, долги и прямы.

(Слайд 9) На берегу и у торгового звена много каменного строенья, а по улицам и по концам город весь бревенчатый. У нас не любят жить в камне. В сосновом доме воздух лёгкий и вольный.

(Слайд 12) В подосень, да и во всякое время, у города Архангельска парусных судов и пароходов не сосчитать. (Слайд 13) Одни к пристани идут, другие стоят, якоря бросив, третьи, отворив паруса, побежали на широкое студёное раздолье.

(Слайд 14) Архангельский город всему морю ворот.

Обсуждение по ранее предложенным вопросам:

— С какими чувствами Борис Шергин описывает родные места? Почему?

— Как вы думаете, какими людьми были поморы? (Слайд 15)

Кто автору привил чувство любви к родному краю?

(Учащиеся отмечают, с какой нежностью, любовью, с каким восхищением Шергин пишет о родных местах. Поморы показаны людьми свободными, смелыми, крепкими, душевными.)

5. Формулировка темы урока, совместная постановка учебных задач,

поиск путей их решения. (Слайд 16)

— Дома вы прочитали рассказы Шергина «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин», «Поклон сына отцу».

— Что вы бы хотели обсудить по этим рассказам? Какие задачи поставили бы перед собой?

— познакомиться с родителями писателя, рассказать о них;

— узнать о том, как жили поморы в начале 20 века, чем они занимались, каков их характер;

— сравнить жизнь современных детей с жизнью детей начала 20 века;

— узнать, как во времена писателя родители воспитывали детей.)

— Объединим задачи, поставленные вами, и тема нашего урока будет звучать так: (Слайд 17) Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина.

(запись темы урока в тетрадях)

— Какие главные, ключевые слова вы можете выделить в теме урока?

Ключевые слова вывешиваются на доску.

6. Анализ художественного произведения.

— Во время нашей беседы задумайтесь, какие эпитеты, оценочные

прилагательные можно подобрать к ключевому слову темы урока «СЕМЬЯ»

— От чьего лица ведётся повествование в рассказах?

— Как познакомились родители рассказчика, Анна Ивановна и Виктор Васильевич? (пересказ отрывка близко к тексту)

— Что необычного вам показалось в этой истории? Как относятся друг к другу молодые люди? (стеснение, уважение)

— Какими впечатлениями о своём детстве делится с нами Шергин?

— Какими людьми предстают в рассказах отец и мать? Какие эпизоды рассказывают о том, что это творческие люди? (выборочное чтение отрывков)

— Какая атмосфера царит в доме Шергиных?

(Учащиеся рассказывают об атмосфере любви, нежности в семье. Родители уважают и поддерживают друг друга, они вместе и в горе и в радости.)

— Как взрослые относятся к детям в семье? (Родители готовили детей к жизни с малых лет, хотели видеть их смелыми и добрыми, учили не лениться, с людьми жить в ладу, не унывать.)

(обязательно должно звучать выборочное чтение)

— Какие события объединяли семью, делали её крепче, дружнее?

(Совместный труд, уход отца в море, общая радость по возвращении из моря, общая беда)

— Какой урок даёт отец сыну в рассказе «Миша Ласкин»? (пересказ эпизода)

— Как вы понимаете слова «любовь без хитрости»?

— А как относились дети к своим родителям?

— Что подтверждает ваши слова?

(Учащиеся обращают внимание на название рассказа «Поклон сына отцу»: рассказчик благодарен своему отцу за доброту, мудрость, любовь, ласку.)

— Каким образом через свой язык, свою речь автор передаёт любовь, нежность, благодарность родителям?

(Учащиеся сразу отмечают и находят слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: окошечки, полочки, чудышко, рубашонка и др. Обращают внимание на северные, диалектные слова: красовитый, деушка и др. Замечают, как нежно и с гордостью каждый раз рассказчик называет мать: Анна Ивановна, Аннушка, молоденькая Ивановна, мама, мамушка. Даже слово «отец» несёт огромную эмоциональную нагрузку. Учащиеся делают вывод, что все слова помогают выразить любовь Шергина к родителям, к родной земле.)

— Каков же мир семьи Бориса Шергина, созданный в рассказах «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин», «Поклон сына отцу»?

6. Самостоятельная работа в мини-группах и её анализ.

Вторым ключевым словом в нашей теме является слово «заветы».

— Как вы понимаете слова «ЗАВЕТ», «НАКАЗ»?

Подтверждение ответов детей статьями из словаря Ожегова:

— А как вы понимаете выражение «духовные заветы»?

(Это наставления, поучения для души.)

— Работая в парах, из текста выберите и запишите духовные заветы отца сыну.

После самостоятельной работы беседа, обмен впечатлениями:

— Какой завет, наказ вам больше всего запомнился? Почему? Как вы его понимаете?

(Учащиеся с удовольствием зачитывают заветы отца сыну:

— Учёный водит, неучёный следом ходит.

— Будь, сын, отца храбрее, матери добрее.

Как вы думаете, какими вырастут дети в семье поморов?

(Родители всё сделали, чтобы их дети выросли добрыми, трудолюбивыми, заботливыми, отзывчивыми, умеющими дружить и любить.)

Какие наказы дают вам ваши родители, бабушки, дедушки? (по домашнему заданию)

Заветы ваших близких похожи на заветы отца рассказчика или отличаются?

(Учащиеся делают вывод, что многие заветы очень похожи. Может быть, они только выражены современным языком, но смысл остался тот же: родные учат доброте, трудолюбию, заботе, уважению людей, потому что эти ценности важны в жизни любого человека.)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Как вы думаете, какую задачу ставил перед собой Борис Шергин, создавая свои произведения? (Сохранить память о своих родителях, о жизни поморов, передать будущим поколениям заветы своего отца)

— Значимы ли для нас заветы помора почти 100 лет спустя?

— Что особенно на вас произвело впечатление на уроке, что особенно запомнилось?

8. Заключительное слово учителя.

Всю жизнь Борис Шергин хранил матушкин берестяной туесок из-под морошки. Часто открывал его, чтобы услышать запах родины. Так же бережно он хранил все, что ему рассказывали отец и мать. Из этих рассказов и сложилась его первая книга северных сказаний, полная спокойствия, тишины и мудрости.

Раздел, в который вошли рассказы сегодняшнего урока, называется «Отцово знание». Именно отцовские знания хранит Борис Шергин и передаёт своему читателю. Мне хотелось бы, чтобы вы помнили, хранили полученные заветы, знания, следовали им и передавали их всем тем, кто живёт рядом с вами.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector