Борис Шергин — Детство в Архангельске:
Краткое содержание
Мать рассказчика Анна Ивановна – из Соломбалы (Архангельска), отец – штурман из Мурманска. Первое время она с мужем в море ходила, потом сына с дочкой растила. В семье все любили море. Отец про него рассказывал, песни пел. Пела и мать. Осенью, «в дни гнева и мрака» на море все жены и матери моряков в тревоге.
Рассказчик вспоминает, чем жили дети до шести лет в то время. Ходили по ягоды, нянчили друг друга, выдумывали присказки про птиц, солнце, ветер, подражая взрослым, «играли» свадьбы. Потом отец нарисовал детям азбуку с картинками, а буквам учила мать. «Выучишься – ума прибудет! Жизнь лучше будет». Еще один завет отца: «Живи с людьми дружно». Школу мальчик не любил. Математика плохо давалась, а главное, в школе о море, родном Севере ничего не рассказывали. Наука на уроках была «казенная», а море – всегда интересным, живым.
Читательский дневник по рассказу «Детство в Архангельске» Шергина
Сюжет
Мать рассказчика, Анна Ивановна, вышла за штурмана из Мурманска. Вначале вместе ходили в море, потом Анна занялась воспитанием сына и дочки. Все любили море, пели песни о нем, переживали за отца в непогоду. Брат с сестрой ходили по ягоды, понарошку «играли» с друзьями в свадьбы. Отец сделал для них азбуку, убеждал, что у умных – жизнь лучше. Школу мальчик не любил: в ней не говорили о море, родном крае.
Отзыв
Рассказ о мальчике, любившем море. Простая и трудная жизнь на Севере воспитала в нем характер, смекалку, тягу к творчеству. Рассказ учит любить родной край, природу, народ, семью, быть любознательным, дружелюбным, послушным, смелым. Учит мечтать, искать свое призвание в жизни, с благодарностью вспоминать детство.
Детство в Архангельске
Микропересказ : Скромная девушка вышла замуж за бравого моряка и родила сына. Мальчик вырос в Архангельске у моря, озорничал, играл с друзьями, верил в местные поверья. Школу он не любил: там не рассказывали о море.
Мать рассказчика родилась в Со́ломбале (историческом районе Архангельска).
👦🏻 Рассказчик — мальчик из Архангельска, любит море; в персонаже угадывается сам Шергин.
У деда рассказчика была мастерская по пошиву парусов, в которую часто захаживали моряки. Мать рассказчика если не работала, то сидела в мастерской с книгой у окна. Все уважали её и звали по имени и отчеству — Анной Ивановной.
👩🏻 Анна Ивановна — мать рассказчика, скромная, строгая, работящая.
Однажды в мастерскую зашёл «бравый мурманский штурман», увидел Анну Ивановну, но знакомиться с девушкой при отце не посмел.
👨🏻 Штурман — отец рассказчика, бравый моряк, красавец, его имя в рассказе не упоминается.
На следующий день сестра девушки, «модница и любительница ходить по гостям», рассказала, что танцевала со штурманом, который говорил только об Анне Ивановне. Девушка, однако, и слышать о штурмане не хотела.
Вскоре деда рассказчика навестил знакомый капитан. Он передал Анне Ивановне конверт с фотографией мурманского штурмана. Сначала девушка рассердилась, но потом смилостивилась и всё лето смотрела на эту фотографию. Осенью, когда кончилась навигация, штурман вернулся из плаванья и вскоре женился на Анне Ивановне.
Жил штурман в Архангельске, в маленьком домишке с низенькими, словно каюты, комнатками. По стенам на полочках стояли модели кораблей, а с потолков свисали резные деревянные птички.
В первые после замужества годы Анна Ивановна ходила в плаванье вместе с мужем. Потом у неё родились двое детей — рассказчик и его сестра, и женщина стала ждать мужа дома.
Из-за местных суеверий детей до года в Архангельске не фотографировали, не рисовали и даже зеркало им не показывали, поэтому рассказчик не знает, как он выглядел в раннем детстве. Сфотографировали его после года жизни.
Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке.
Рассказчик любил засыпать у матери на коленях и слушать протяжные поморские песни. На людях Анна Ивановна не пела, только когда одна оставалась или на лодке в море выходила.
Штурман проводил в плаваньях всю навигацию, поэтому дети радовались, когда он был дома: отец рассказывал и пел им про море, водил смотреть пароходы. Мальчику нравилось бывать в машинном отделении, а вот «громоносного» пароходного гудка он боялся и начинал реветь.
Осенью, когда начинались шторма, Анна Ивановна не знала покоя: тревожилась о муже. В такой же тревоге жили и остальные жёны моряков. Соберутся именины или свадьбу праздновать, увидят, как рамы подрагивают от сильного ветра, и сразу веселье от них уходит.
Осенью в Архангельск приходили кемские поморы, и в дом рассказчика являлись гости. В тех местах людям часто за глаза давали прозвища. Однажды в гости пришёл «почтенный капитан» по прозвищу Мошкарь, а рассказчик так и назвал его по прозвищу.
В детстве рассказчик часто попадал впросак. Лет в пять побывал он на свадьбе, и так ему понравилось, что он окликнул жившего на их улице богача и заявил, что женится на его полуторагодовалой дочке.
Несколько лет рассказчик прожил в деревне Уиме, где вместе с сестрой нянчил соседскую шестимесячную девочку: качал её в подвешенной на пружине колыбели так, что девочка переворачивалась вверх тормашками.
Весной взрослых часто не было дома. Дети боялись проходящих через деревню странников и запирались в одной избе, а чуть что — прятались по углам. Боялись и «орды», живущей в лесу. Пойдут за морошкой, увидят чёрный пень и пугаются. А орда на самом деле маленькая, пёстрая и людям не показывается.
В конце зимы, когда все жители деревни отправлялись корабли ремонтировать, дети собирались в избе и играли в свадьбу: песни пели, угощали друг друга. Старики за это ругались: шёл Великий пост.
О своём раннем детстве рассказчик слышал от мамы и тётки, остальное помнит сам.
Ко всему, что глаз видит и ухо слышит, были у нас, у ребят, присказки да припевки. И к дождю, и к солнцу, и к ветру, и к снегу, и к зиме, и ко всякой ползучей букашке, и летучей птице.
Увидев стаю ворон, ребята кричали: «У задней вороны пуля горит!». Они были уверены, что суматоха в вороньей стае начиналась именно из-за этих слов — ни одна ворона не хотела лететь позади стаи.
Отец рассказчика хорошо рисовал. Он нарисовал и подарил сыну на Новый год азбуку, по которой тот и выучил все буквы. Весной выученное за зиму писали на гладком береговом песке.
Затем рассказчик пошёл в школу. Учиться он не любил, потому что в школе не рассказывали ни о море, ни о родном крае. Насколько «казённая наука» не давалась рассказчику, настолько интересно ему было всё, что он видел в море и слышал о нём.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Борис Шергин «Детство в Архангельске» (по теме «Наставление к добру»)
Разделы: Литература
Цели урока: знакомство с творчеством северного писателя Б.Шергина; развитие навыков вдумчивого чтения и анализа текста; изображение мира детства.
1. Знакомо ли вам имя писателя?
Талантливый художник, рассказчик, он не только освоил богатства народной культуры русского Севера, но сумел выразить себя как писатель, следуя фольклорным традициям.
— Что привлекает вас, читателей, в названии «Детство в Архангельске»?
— Слово «детство». Думаю, что рассказ о ребятах, может быть, о ровесниках.
— Писатель, наверное, думал о своей семье, о родителях.
— Архангельск называют столицей северного края. Это наша малая родина.
— О чем повествует автор в рассказе «Детство в Архангельске»?
— Об отношении в семье к детям.
— Об уважении к отцу.
— О воспитании в семье.
— Найдите в тексте описание дома, интерьера. Какие особенности можно отметить? Работа с текстом.
«В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.
— Писатель использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он говорит о родном доме с любовью, нежностью.
— Модели кораблей показывают, что здесь живет моряк или корабельный мастер. Норвежскую посуду, наверно, привез отец из плаванья.
— В чем особенность языка рассказ?
Шергин был хорошо известен как любитель «живой старины», исследователь местных говоров, знаток северного фольклора. Разговорная речь помогает представить героев-северян, их быт и нравы.
— Учащиеся приводят примеры. («Заплачет в трубе норд-вест», «сразу гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки», «ляпнусь в песок», «в море сторопится» и др.)
— Какой мы видим мать героя рассказа?
— В первые годы замужества мама с отцом в море ходила. Она женщина смелая, сильная, терпеливая. Не каждый человек сможет в море ходить, ведь и штормы бывают, и опасность подстерегает.
— Мама пела колыбельные песни, в них надежда, что сын вырастет сильный, смелый, настоящий помор.
— Герой называет ее ласково «мама», «мамушка».
— Что особенно тронуло вас на страницах рассказа?
— Раньше детей, пока годик не исполнится, не фотографировали и в зеркало не давали смотреться. Обычай такой был.
— Когда падал мальчик, то плакал, если кто-то его видит. Это чтобы пожалели. А если зрителей нет, то и плакать не хочется.
— Сын с детства интересовался, как устроен корабль.
— Были смешные случаи в детстве. Герой не понимал, что по прозвищам, которые давали людям, обращаться невежливо. Однажды в дом пришел уважаемый гость, капитан по прозвищу Мошкарь. Герой так его и назвал: «Мошкарь, Мошкарик». Капитан не обиделся, хотя так обращаться к взрослым нельзя.
В другой раз мальчик попал впросак, когда просил богача Варгасова: «Варгас, вы никому не отдавайте замуж вашу Алену Варгасовну, я у мамы спрошусь и сам свататься приду». Девочке было годика полтора. Смешно!
— В деревне, где зимовали мурманские пароходы, пришлось нянчиться с шестимесячной соседской девочкой. Ульянка в зыбке (люльке, т.е. колыбельке) лежала, а герой с сестрой раскачивали ее. Ребенок так и подпрыгивал. Ничего плохого не хотели ребята, просто сами были еще маленькие.
— В лес ребята ходили за морошкой. Это наша ягода, северная. Вкусная! Золотая!
— Отрывок из стихотворения Ольги Фокиной читает ученица.
— Дети сами придумывали игры, забавы. (Пересказ учащимися).
— Ребята знали присказки и припевки к дождю, солнцу, ветру, снегу, зиме.
(Учащиеся рассказывают присказки, заклички)
— Что за человек был отец?
— Отец сам нарисовал азбуку с кораблями, пароходами, рыбами, птицами. Он, наверное, хотел, чтобы детям интересно было учиться читать, чтобы они узнавали новое. Такой подарок к Новому году, со стихами, пожеланиями очень дорог детям. Много лет прошло, а сын помнит рисунки, стихи. Весной ребята учились писать и читать на прибрежном песке. Так в старину было.
— Как складываются отношения в семье?
В семье дети с уважением относились к отцу и матери, родители заботились о детях, воспитывали в них трудолюбие, любовь к родной земле, к северу.
5. Похож ли герой чем-нибудь на вас?
— В школе учение давалось нелегко. Да и о севере, поморах не рассказывали, а герой хотел знать о них больше. «Насколько казенная наука от меня отпрядывала, настолько в море все, что я видел и слышал, льнуло ко мне, как смола к доске».
В русском языке есть хорошее и нужное слово»нравоучение», истинный смысл которого не каждый понимает. В.И.Даль так его толкует: «Всякое честное поучение, наставление к добру».
В рассказе нет строго прописанных правил жизни, но читатели могут сами догадаться, чему учили детей в поморской семье. Вот стихи отца:
Мы познакомились с нравами Двинской земли. Поморы жили в труде, в согласии. Герои Шергина равняются на кодекс чести «северного русского народа» (как именовал архангелогородцев Михаил Пришвин). Рассказывая о своем детстве, о семье потомственного морехода, писатель передает читатель искреннюю любовь к Беломорью.
9. Домашнее задание: письменная работа «Размышления после чтения».
Урок литературы по теме «Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина». 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
Характеристика темы: Тема соответствует содержанию регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области по литературе: Б.В.Шергин «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин». Отношения взрослых и детей в семье, основы нравственного воспитания. Тема дружбы и честности.
Для полного раскрытия темы на уроке дополнительно взят рассказ Шергина «Поклон сына отцу».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Раскрыть нравственный смысл рассказов Шергина.
познакомить с Архангельском начала 20 века;
выявить особенности жизни, быта, языка поморов;
формировать умение работать с текстом художественного произведения;
Предварительная подготовка учащихся: 1) прочитать рассказы, предложенные учителем, ознакомиться с материалом на стенде; 2) подготовить пересказ отрывков близко к тексту (индивидуальное задание); 3) подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа Шергина «Двинская земля»; 4) подумать над вопросом: Какие наказы, советы дают вам ваши родители, бабушки, дедушки?
Деятельность учащихся
Проверка готовности к уроку. Слово учителя, способствующее созданию настроя на урок.
1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
— «Ты, дорогой мой человек, перекинемся душевным словом», — так Борис Викторович Шергин обращался к своему читателю. Я хочу переадресовать эти слова вам, шестиклассникам, и пригласить на душевный разговор.
2. Введение в тему урока. (Слайд 2)
— Объясните лексическое значение данных слов, как вы их понимаете?
(Учащиеся, рассуждая, через толкование значений корней, приставки объясняют лексическое значение слов «помор», «корабел»)
3. Постановка проблемного вопроса для актуализации темы урока.
— Как вы думаете, почему мы начинаем урок со слов «помор», «корабел»?
(Учащиеся рассказывают о том, что именно эти слова связаны с жизнью и творчеством Бориса Шергина, который родился в семье поморов и корабелов. Своему детству, отцу и матери он посвящает рассказы «Детство в Архангельске», «Поклон сына отцу»)
— Какое название вы бы дали нашему уроку? (Слайд 3)
— Путешествие в детство Шергина.
— Знакомство с семьёй Бориса Шергина и др.)
4. Заочная экскурсия по Архангельску начала 20 века.
— Многие из вас не бывали в городе Архангельске, не видели красоту Северной Двины, Белого моря. Чтобы мысленно оказаться там, давайте сначала совершим путешествие, заочную экскурсию в мир поморов, перенесемся вместе с вами к Белому морю, в Архангельскую губернию, в город Архангельск начала 20 века, то есть на родину поморов-корабелов, на родину Бориса Шергина.
— А небольшую экскурсию-рассказ мы совершим с Борисом Шергиным, потому что только человек, хорошо знающий родной край, любящий его, может так ярко, образно, точно рассказать нам о земле поморской, которой писатель посвятил рассказ «Двинская земля».
Перед показом предлагаются вопросы для размышления:
— С какими чувствами Борис Шергин описывает родные места? Почему?
— Как вы думаете, какими людьми были поморы?
(Показ презентации с фотографиями Архангельска начала 20 века, а на фоне презентации звучит выразительное чтение заранее подготовленным учеником отрывков из рассказа Шергина «Двинская земля»)
Отрывки из рассказа «Двинская земля» для выразительного чтения.
От Студёного океана на полдень развеличилось Белое море. В Белое море пала Архангельская Двина. Широка и державна, тихославная та река плывёт с юга на полночь и под архангельской горой встречается с морем. Тут островами обильно: пески лежат, и леса стоят. Где берег возвыше, там люди наставились хоромами. А кругом вода. Куда сдумал ехать, везде лодку, а то и кораблик надо.
(Слайд 7) В наши дни Архангельск первый город Северной области. (Слайд 8) Улицы в Архангельске широки, долги и прямы.
(Слайд 9) На берегу и у торгового звена много каменного строенья, а по улицам и по концам город весь бревенчатый. У нас не любят жить в камне. В сосновом доме воздух лёгкий и вольный.
(Слайд 12) В подосень, да и во всякое время, у города Архангельска парусных судов и пароходов не сосчитать. (Слайд 13) Одни к пристани идут, другие стоят, якоря бросив, третьи, отворив паруса, побежали на широкое студёное раздолье.
(Слайд 14) Архангельский город всему морю ворот.
Обсуждение по ранее предложенным вопросам:
— С какими чувствами Борис Шергин описывает родные места? Почему?
— Как вы думаете, какими людьми были поморы? (Слайд 15)
— Кто автору привил чувство любви к родному краю?
(Учащиеся отмечают, с какой нежностью, любовью, с каким восхищением Шергин пишет о родных местах. Поморы показаны людьми свободными, смелыми, крепкими, душевными.)
5. Формулировка темы урока, совместная постановка учебных задач,
поиск путей их решения. (Слайд 16)
— Дома вы прочитали рассказы Шергина «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин», «Поклон сына отцу».
— Что вы бы хотели обсудить по этим рассказам? Какие задачи поставили бы перед собой?
— познакомиться с родителями писателя, рассказать о них;
— узнать о том, как жили поморы в начале 20 века, чем они занимались, каков их характер;
— сравнить жизнь современных детей с жизнью детей начала 20 века;
— узнать, как во времена писателя родители воспитывали детей.)
— Объединим задачи, поставленные вами, и тема нашего урока будет звучать так: (Слайд 17) Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина.
(запись темы урока в тетрадях)
— Какие главные, ключевые слова вы можете выделить в теме урока?
Ключевые слова вывешиваются на доску.
6. Анализ художественного произведения.
— Во время нашей беседы задумайтесь, какие эпитеты, оценочные
прилагательные можно подобрать к ключевому слову темы урока «СЕМЬЯ»
— От чьего лица ведётся повествование в рассказах?
— Как познакомились родители рассказчика, Анна Ивановна и Виктор Васильевич? (пересказ отрывка близко к тексту)
— Что необычного вам показалось в этой истории? Как относятся друг к другу молодые люди? (стеснение, уважение)
— Какими впечатлениями о своём детстве делится с нами Шергин?
— Какими людьми предстают в рассказах отец и мать? Какие эпизоды рассказывают о том, что это творческие люди? (выборочное чтение отрывков)
— Какая атмосфера царит в доме Шергиных?
(Учащиеся рассказывают об атмосфере любви, нежности в семье. Родители уважают и поддерживают друг друга, они вместе и в горе и в радости.)
— Как взрослые относятся к детям в семье? (Родители готовили детей к жизни с малых лет, хотели видеть их смелыми и добрыми, учили не лениться, с людьми жить в ладу, не унывать.)
(обязательно должно звучать выборочное чтение)
— Какие события объединяли семью, делали её крепче, дружнее?
(Совместный труд, уход отца в море, общая радость по возвращении из моря, общая беда)
— Какой урок даёт отец сыну в рассказе «Миша Ласкин»? (пересказ эпизода)
— Как вы понимаете слова «любовь без хитрости»?
— А как относились дети к своим родителям?
— Что подтверждает ваши слова?
(Учащиеся обращают внимание на название рассказа «Поклон сына отцу»: рассказчик благодарен своему отцу за доброту, мудрость, любовь, ласку.)
— Каким образом через свой язык, свою речь автор передаёт любовь, нежность, благодарность родителям?
(Учащиеся сразу отмечают и находят слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: окошечки, полочки, чудышко, рубашонка и др. Обращают внимание на северные, диалектные слова: красовитый, деушка и др. Замечают, как нежно и с гордостью каждый раз рассказчик называет мать: Анна Ивановна, Аннушка, молоденькая Ивановна, мама, мамушка. Даже слово «отец» несёт огромную эмоциональную нагрузку. Учащиеся делают вывод, что все слова помогают выразить любовь Шергина к родителям, к родной земле.)
— Каков же мир семьи Бориса Шергина, созданный в рассказах «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин», «Поклон сына отцу»?
6. Самостоятельная работа в мини-группах и её анализ.
— Вторым ключевым словом в нашей теме является слово «заветы».
— Как вы понимаете слова «ЗАВЕТ», «НАКАЗ»?
— Подтверждение ответов детей статьями из словаря Ожегова:
— А как вы понимаете выражение «духовные заветы»?
(Это наставления, поучения для души.)
— Работая в парах, из текста выберите и запишите духовные заветы отца сыну.
После самостоятельной работы беседа, обмен впечатлениями:
— Какой завет, наказ вам больше всего запомнился? Почему? Как вы его понимаете?
(Учащиеся с удовольствием зачитывают заветы отца сыну:
— Учёный водит, неучёный следом ходит.
— Будь, сын, отца храбрее, матери добрее.
— Как вы думаете, какими вырастут дети в семье поморов?
(Родители всё сделали, чтобы их дети выросли добрыми, трудолюбивыми, заботливыми, отзывчивыми, умеющими дружить и любить.)
— Какие наказы дают вам ваши родители, бабушки, дедушки? (по домашнему заданию)
— Заветы ваших близких похожи на заветы отца рассказчика или отличаются?
(Учащиеся делают вывод, что многие заветы очень похожи. Может быть, они только выражены современным языком, но смысл остался тот же: родные учат доброте, трудолюбию, заботе, уважению людей, потому что эти ценности важны в жизни любого человека.)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Как вы думаете, какую задачу ставил перед собой Борис Шергин, создавая свои произведения? (Сохранить память о своих родителях, о жизни поморов, передать будущим поколениям заветы своего отца)
— Значимы ли для нас заветы помора почти 100 лет спустя?
— Что особенно на вас произвело впечатление на уроке, что особенно запомнилось?
8. Заключительное слово учителя.
Всю жизнь Борис Шергин хранил матушкин берестяной туесок из-под морошки. Часто открывал его, чтобы услышать запах родины. Так же бережно он хранил все, что ему рассказывали отец и мать. Из этих рассказов и сложилась его первая книга северных сказаний, полная спокойствия, тишины и мудрости.
Раздел, в который вошли рассказы сегодняшнего урока, называется «Отцово знание». Именно отцовские знания хранит Борис Шергин и передаёт своему читателю. Мне хотелось бы, чтобы вы помнили, хранили полученные заветы, знания, следовали им и передавали их всем тем, кто живёт рядом с вами.