чему учит рассказ дружок н носова

admin

rasskaz nikolaya nosova

Сведения о рассказе

Эти данные пригодятся тому, кто хочет быстро найти рассказ в сборниках писателя или в интернете. Они научат записывать информацию о произведении в краткой форме, систематизировать её и помогут пользоваться сведениями при подготовке школьных заданий:

Герои произведения

Действующими лицами истории являются дети и взрослые, а один из героев рассказа — это забавный щенок по кличке Дружок. Происшествие, участниками которого стали мальчики и пёс, научило ребят заботиться о четвероногом друге. Итак, в рассказе есть:

geroi proizvedeniya mishka

Сокращённое изложение

Для читательского дневника по рассказу Носова «Дружок» краткое содержание текста разделено на озаглавленные части. Их названия помогут учащимся составить план и сделать близкий пересказ.

Ребята на даче

Весело и интересно проводили лето Миша и Коля. Они купались в реке, собирали ягоды, бегали и играли. Колиной маме пришлось уехать в город, поэтому ребята остались отдыхать у тёти Наташи. В это время у неё ощенилась собака, родилось шесть щенков: пять черных с рыжими пятнами, а один выглядел необычно: он был рыжим с чёрным ухом.

Этот щенок понравился Мишке. Мальчик назвал его Дружок, решил взять с собой в город и написал об этом маме. Вскоре от неё пришло письмо с просьбой возвращаться домой, но о собаке в нём ничего не было. Мишка всё равно решил привезти пса домой.

Происшествие в поезде

Чтобы кондуктор не выгнал их из вагона, ребята решили везти Дружка в чемодане. Мальчики положили внутрь кусок курицы и хлеб, сделали в крышке отверстия для воздуха и спрятали щенка.

proisshestvie poezde

Друзья волновались, как будет вести себя собака. По дороге на вокзал Дружок молчал. В вагоне приятели спрятали чемодан под скамейку, чтобы никто не услышал пса, и вначале было тихо. На следующей станции стали заходить пассажиры, напротив ребят устроились девочка и женщина, а рядом с мальчиками сел мужчина. Свой чемодан он положил под сиденье. Из разговора друзья узнали, что попутчиков зовут Леночка, тётя Надя и дядя Федя. Девочка не сидела на одном месте и громко болтала. Вдруг она услышала, как под скамейкой кто-то скребётся. Леночка подумала, что это мышь, и завизжала.

Ребята испугались, а Дружок продолжал царапаться в чемодане и тихонько подвывать. Мишке пришлось придумывать, как заглушить эти звуки. Сначала он со скрипом водил пальцем по стеклу, чтобы никто не слышал, как воет щенок. Потом мальчик стал читать стихи — все, какие помнил, и пассажиры в вагоне начали подсмеиваться над юным актёром. Он и Кольку заставлял рассказывать истории, но тот не мог ничего вспомнить и вместо стихов читал слова песен. В вагоне уже смеялись громко.

Дядю Федю, сидевшего рядом с мальчиками, этот «концерт» раздражал. Как только поезд прибыл на городской вокзал, мужчина вытащил из-под сиденья чемодан и быстро вышел из вагона.

Щенок пропал

Дождавшись, пока выйдут пассажиры, Мишка с Колькой схватили чемодан и выскочили из поезда. Дружок сидел тихо, не шумел, и ребята остановились, чтобы открыть чемодан и посмотреть, как чувствует себя щенок. Но собаки внутри не было, только лежали чужие вещи.

schenok propal

Мальчики вернулись к поезду, стали искать щенка, но напрасно. Колька проводил друга домой. Мишка рассказал маме о том, что случилось, он расстроился и долго плакал.

На следующий день мальчик пришёл к Коле и объяснил, что считает себя вором, ведь он взял чужое. Ребята решили, что сделают много записок о найденном чемодане и расклеят по городу. Потом они подумали и написали ещё записки — о пропавшем щенке.

После этого в дом к Мишке стали приходить люди по объявлению о чемодане, но о собаке никто не говорил.

Пора в школу

Лето закончилось. Приятели мало верили, что найдут Дружка, но Мишка часто думал о нём.

Начался учебный год. Мальчики пришли в школу и узнали, что у них будет новая учительница. На уроке Надежда Викторовна начала знакомиться со школьниками и предложила рассказать стихотворение Пушкина. Мишка вышел к доске отвечать, несколько минут учительница внимательно присматривалась к нему, а потом спросила, не он ли летом в поезде читал стихи. Мальчик подтвердил это, тогда Надежда Викторовна попросила его после занятий подойти к ней.

Когда уроки закончились, Мишка выполнил её просьбу. Педагог и ученик выяснили, что в поезде случайно перепутали чемоданы.

Дружок нашёлся

druzhok nashelsya

Вечером ребята пришли домой к учительнице и принесли чемодан. Дядя Федя сказал, что поторопился при выходе из вагона и виноват в произошедшем. Из другой комнаты к приятелям вышла Леночка, за девочкой следом выскочил рыжий щенок с чёрным ухом. Ребята позвали его, пёс радостно залаял и подбежал к Мишке. Мальчик прижал собаку к себе и начал целовать, а Дружок в ответ облизывал его. Леночка расстроилась, ей было жаль отдавать собаку, но Мишка пообещал, что на следующий год обязательно привезёт для неё другого щенка.

Счастливые ребята вернулись домой и в тот же день сняли все расклеенные объявления.

Люди должны думать о животных, которых приручили, заботиться о них и не бросать их. А ещё важно не сдаваться в трудных ситуациях, и это главная мысль рассказа «Дружок». Как и другие произведения для детей Николая Носова, он написан весело и легко, но в нём есть серьёзная мысль о честности и верных друзьях.

Отзывы читателей

Мне понравился этот забавный случай с ребятами. Над мальчиками можно посмеяться, но они молодцы, что настойчиво искали друга. Друзей предавать нельзя.

Правильно поступили мальчики, когда искали щенка, и те люди, которые не выгнали найденную собаку на улицу, а оставили у себя.

У писателя Носова много смешных историй про Колю и Мишу. Мне нравится рисовать картинки к ним. Советую всем, кто любит животных, прочитать рассказ «Дружок» про весёлого и ласкового щенка.

Источник

Носов. Дружок. Как написать отзыв в читательский дневник?

Носов. Дружок. Как написать отзыв в читательский дневник?

1 Какая главная мысль рассказа «Дружок?

2 Чем тебе запомнились главные герои? Какие их черты характера, поступки у тебя вызвали эмоции?

3 Что запомнилось из рассказа?

4 Что показалось необычным?

5 Какие моменты в рассказе заставили тебя задуматься?

6 О чем ты размышлял после прочтения рассказа? Чему тебя научил рассказ?

7 Хочется ли перечитать рассказ снова и почему?

8 Хочется ли прочесть рассказы этого же автора? Какие из них?

9 Посоветуешь ли ты этот рассказ другим? Почему?

answer avatar

Мне понравилось, что ребята не забыли о своем Дружке и долго занимались поисками мужчины. И они очень обрадовались, когда через время щенок наконец-то нашелся. Трогательная история учит нас ответственному отношению к животным, которых мы берем в дом.

Главная мысль рассказа состоит в том, что животные являются живыми существами, жизнь и благополучие которых полностью зависит от нас. Я поняла, что перед тем, как брать животное, нужно все хорошенько обдумать. Если вы уверены, что сможете ухаживать за ним на протяжении всей его жизни, то это животное предназначено для вас.

answer avatar

Рассказ Льва Толстого «Лебеди» крохотный, но очень трогательный, познавательный и поучительный. В нем мы знакомимся со стаей лебедей, которая дружным строем летит туда, где будет тепло зимой.

В центр повествования автор поставил молодого лебедя, он и является главным героем рассказа. Поскольку он был молод и слаб, то пришлось ему отделиться от сородичей и спуститься к морю. Мне было очень жаль обессиленного лебедя, который вынужденно сел на воду и с тоской наблюдал за уносившейся стаей.

Лебедя прикачали волны и он задремал, а наутро проснулся и почувствовал прилив сил. Недолго думая, он собрался с силами и взмыл в воздух. Ему предстоит преодолеть в одиночку длинный путь, а если повезет, то и догнать стаю.

answer avatar

Николай Носов пишет много интересных рассказов для детей. В них он повествует о приключениях своих героев, обязательно каждый рассказ чему-то учит.

Однажды бабушка с Ниночкой отправились солнечным днем на почту отправить папе письмо, пока мама на работе. Шли по пустырю, увидели груду железа. Бабушка заметила, что много металлического лома, который школьники могут забрать и сдать государству. Так они ему помогают переплавить старое железо на новые вещи. Ниночка интересуется, зачем школьники помогают, а потом спрашивает, делал ли так же ее папа? Потом бабушка замечает, что когда девочка подрастет, то тоже будет помогать, если захочет.

Бабушка забыла разговор, а девочка держит в уме. На другой день Ниночку бабушка отпустила погулять во дворе. Девочка увидела ребят, которые что-то искали. Она узнала, что ребята ищут железо, поэтому вызвалась помочь: показать, где много железа. Мальчики с Ниночкой шли, как показывала девочка, но сначала та перепутала проходной двор, который нужен, потом еще несколько раз ошиблась и сказала, что совсем заблудилась. Все же помощница узнала нужный проходной двор, где они находились, поэтому вывела на пустырь, где лежало железо. Там ребята познакомились с Ниной и назвали имена: Валера и Андрюха, а девочка сказала, что надо произносить «Андрюша». Она хотела Андрюше дать носовой платочек, чтобы не шмыгал, но мальчик показал, что у него есть свой. Дети отнесли лом в школу.

Тем временем бабушка потеряла внучку. Дети из двора искали девочку, а соседка посоветовала обратиться в милицию. Там записали приметы (голубое платьице и белый передничек с красным вышитым зайчишкой), отпустили бабушку. На обратном пути бабушка увидела мальчиков, которые вели Ниночку, очень обрадовавшись. Мама узнала, что Ниночка потерялась и нашлась, так как звонили из милиции, интересовались, не отыскали ли девочку?

Потом были разговоры о «железе», а девочка нарисовала картинку папе, как там люди ждут самолет, она же с железной трубой находится рядом, с надписью: «и я помогаю».

Рассказ простой, небольшой. Детям будет познавательно его изучить, сделать к нему картинки.

answer avatar

Его суть в том, что мама уходит из дома и просит ребенка Мишеньку вести себя хорошо. Мальчику скучно, он добирается до буфета, думая о том, что он ведь ничего не делает а только смотрит. Внимание ребенка привлекает сахарница, в которую мама спрятала леденец. Мама обещала его дать Мише, если тот будет себя хорошо вести.

Миша о себе плохого не подумает, он уверен, что он послушный мальчик и ведет себя хорошо и съедает манящий красный леденец. Но вот незадача, он разбивает сахарницу. Когда же мама вернулась домой и обнаружила это, то Миша говорит, что сахарница сама виновата.

Рассказ «леденец» учит тому, что дети должны слушаться старших. А также тому, что врать нехорошо. Если уж и совершил какой-то поступок не очень хороший, то нужно иметь смелость в нем честно признаться.

Простой, поучительный и типичный жизненный пример. У каждого в жизни (в детстве) была похожая ситуация. мне рассказ очень понравился.

BkZ0nplYJ8qWYTeYXTBPM4wR5SrVaG

answer avatar

Рассказ Чехова «Детвора» мне очень понравился, поскольку он светлый и погружает в беззаботный детский мир. В нем повествуется о детях, которые оказались одни дома, но они не скучают. Они играют в лото и каждый из них по-своему относится к игре.

Автор подробно описал внешность, поведение и характер каждого ребенка. Больше всего мне понравилась Соня, которая не жалеет денег и ставит копеечки за других детей. Девчушка заснула первой, а за ней спать завалились и остальные ребята. Вот такой мирной картиной Чехов завершает свою историю.

Главная мысль рассказа состоит в том, что детский мир не похож не взрослый. В этом счастливом мире еще пока нет взрослой лжи и подлости.

Рекомендую прочитать рассказ всем, кто еще не успел с ним познакомиться.

answer avatar

Рассказ Николая Сладкова «Медведь-дармое­­д» показался мне интересным и познавательным, а повествуется в нем о встрече автора-рассказчика с медведем в лесу.

В рассказе всего двое главных героев: рассказчик и медведь, который грозно рыкнул на человека. Автор собирал дары леса в кузовок, но встреча с мишкой его испугала, поэтому он бросил наполненные кузовки и сбежал. Через время он вернулся на место встречи и обнаружил, что ягод и грибов нет, а кузовки остались лежать на земле. Мишка слопал лесные дары и видимо, был очень доволен, что ему не пришлось долго бродить в поисках ягод.

Источник

Носов. Дружок. Читательский дневник-как заполнить по пунктам?

c7ac7c8aa8

ava5966

Рассказ Николая Николаевича Носова «Дружок» написано в жанре рассказов.

Герои рассказа:

План пересказа:

Краткое содержание для читательского дневника:

Мальчишки очень любят проводить время на даче у тётки и едут туда вместе с мамой. Ребята весело проводят время, ходят за грибами. Маме нужно возвращаться домой и выходить на работу, но мальчишкам не хочется возвращаться и они просят маму остаться ещё на несколько дней.

Тёткина собака ощенилась и принесла шестерых щенят. Ребята приглядели одного щенка и решили забрать его с собой. Мальчики посадили щенка в чемодан и сели в поезд. В вагон зашёл мужчина и вскоре вышел, перепутав чемоданы забрал чемодан с щенком.

Дома мальчики обнаружили что у них совсем другой чемодан. Мальчики стали искать своего щенка и мужчину, который перепутал чемоданы. Время шло, а мужчина так и не объявился и ребята уже отчаялись отыскать его, но однажды учительница заговорила на эту тему, оказалось это был её муж. Мальчики в этот же день отправились за своим щенком. Щенок радостно вилял хвостом, увидев мальчиков, а девочка учительницы расстроилась, что его забирают. Мальчики пообещали на следующий год привезти ей другого щенка.

Главная мысль рассказа:

Чему учит:

Рассказ учит нас дружбе, верности, а так же ответственности за того, кого мы приручили.

Пословицы к рассказу подходят такие:

Отзыв о рассказе:

Мне очень понравился рассказ Носова «Дружок». Автор рассказал интересную историю о дружбе двух мальчиков, которые потеряли щенка и не опустили руки, а попытались отыскать его и им это удалось. История поучительная, думаю нам всем есть чему поучиться у двух ребят из рассказа.

Источник

Носов «Дружок»: главная мысль и главные герои, что писать?

Носов «Дружок»: главная мысль и главные герои, что писать для читательского дневника?

answer avatar

Два мальчика (Мишка и рассказчик, от имени которого ведется повествование) уговорили тетю Наташу, собака которой ощенилась, не топить щенков, а оставить. Пристроив всех щенков, кроме одного, мальчики решили, что последний, самый забавный, останется жить у Мишки. Но по дороге они потеряли щенка: его унес собой какой-то мужчина, который ехал с ними в одном поезде и у которого был точно такой же чемодан.

Рассказ учит быть более внимательным и более ответственным. Если вы берете на себя ответственность за чью-то жизнь, то не отвлекаться, нужно быть более концентрированным.

answer avatar

В добром и поучительном рассказе Николая Носова читатель встречается со многими персонажами, но к главным действующим лицам я бы отнесла:

Остальных персонажей: тетю Наташу, Мишину маму, тетю Надю из поезда, оказавшуюся новой учительницей ребят, и ее мужа, чей чемодан по ошибке взяли друзья, и других я бы отнесла к второстепенным героям рассказа.

HwQbHde3vyRqH8HzpkYPAfKHBOSptGrZ

Основная мысль рассказа заключается в том, что детям нудно понимать: принимаешь решение, значит берешь на себя ответственность за последствия этого решения.

Друзья не дождались от мама Миши разрешения взять щенка домой, но все равно повезли его в город.

Миша настолько небрежно подписал конверт с письмом для мамы, что его доставили с большим опозданием. Во всем нужно быть аккуратным, даже в мелочах, от них порой многое зависит.

Если уж решили провезти щенка контрабандой, друзьям следовало лучше следить за чемоданом.

answer avatar

Главными героями трогательной и озорной истории Носова «Дружок» являются два друга: Миша и мальчик-рассказчик. Ребята отдыхали летом на даче и очень привязались к щенку, которого назвали Дружком. Щенка тоже можно назвать героем рассказа, а кроме того, в повествовании мы встречаемся с тетей Наташей, дядей Федей, учительницей и мамой Мишки.

Дети решили привезти Дружка в город, а перевозили ребята его в чемодане. Но по приезде они обнаружили, что в чемодане щенка нет, и сделали вывод, что по ошибке чемодан прихватил их сосед по купе. Ребята очень долго пытались разыскать мужчину, но сделать это не удалось. И только через несколько месяцев Дружок нашелся.

Главная мысль рассказа заключается в том, что животные нуждаются в нашем сострадании и в любви. Если мы берем животное в дом, то нужно внимательно к нему относиться. Рассказ Носова учит ответственному отношению к нашим питомцам, ведь они полностью зависят от нас.

UZembseDKmIQ5Wa9fbL11MWmgqoYwtlH

answer avatar

Парень, который является другом Мишки, рассказывает о своих приключениях с другом. Главным из них стало то, что ребятам, удалось спасти щенков, пристроить их почти всех, найдя им достойных хозяив, от чего они были, необычайно рады.

Остался в итоге, только один щенок, к которому друзья, очень привыкли и его забавная игривость, весьма скрашивала, даже их самые серые будни.

Правда был в этом рассказе момент, когда ребята, потеряли щенка, но повезло в том, что подобрал его муж их учительницы и собака, потом к ним вернулась.

Рассказ учит о том, что если хочешь творить добро, то у тебя все получится, но все равно при этом, нужно быть внимательнее.

answer avatar

Рассказ Николая Носова ведётся от лица одного из героев, мальчика Коли, второй герой рассказа это его друг Мишка. Ребята, отдыхая летом в деревне, решают, что самый забавный щенок Дружок будет жить у Миши, но по дороге теряют его, так как их чемодан, в котором они перевозили щенка, забирает мужчина, оказавшийся мужем учительницы Надежды Викторовны, у которой они забирают потом своего щенка.

Поучительный рассказ учит относится с особой ответственностью к принятию решений, особенно если они касаются жизни живых существ, которые зависят от тебя, которых ты приручил.

answer avatar

Рассказ Николая Носова «Дружок» учит быть более ответственными, нести ответственность за свои поступки и действия, а если приручил животное, то надо намного серьёзнее относится, просчитывать заранее последствия, живое существо как собака это не игрушка.

answer avatar

Главные герои рассказа Носова «Дружок»:

Главная мысль рассказа «Дружок» заключается в том, что человек несет полную ответственность за животных, которых он приручил. Мальчики заботились о щенке и всеми силами пытались вернуть его обратно.

answer avatar

Первым делом хочется отметить, что главная мысль заложена в одной полезной поговорке. Мы в ответе за тех, кого приручили. Так и здесь, когда у тебя появляется живое существо, жизнь которого зависит от тебя, то ты становишься другим. Точнее тебе нужно стать другим, а именно ответственным. В данном случае мальчики поняли это не сразу, что привело к таким последствиям. Сегодня собака, завтра ребенок. Нужно понимать, что живое существо нуждается во внимании и заботе.

Мальчик от которого идет повествование.

Остальных героев я думаю нужно считать второстепенными.

answer avatar

Рассказ смог меня научить тому, что следует быть внимательным человеком по отношению к деталям в жизни и быть более осмотрительным.

answer avatar

3 Колина мама, которая оставила ребят в деревне, а сама уехала в город, потому что у неё закончился отпуск.

4 Тётя Наташа, у которой ребята жили в доме в деревне.

7 Девочка Леночка ехала в поезде вместе с дядей и тётей. Она воспитывала Дружка, пока ребята его искали. Она очень привязалась к Дружку и ребята дали ей обещание, привезти через год ей самого лучшего щенка от собаки Дианки.

8 Мама Мишки, которая не получила Мишкино письмо, в котором он просил разрешить ему привезти домой Дружка.

Главная мысль: любовь к животным и ответственное отношение к ним.

Источник

Н. Носов «Дружок»: какую проблему поднимает автор в рассказе?

answer avatar

Свой семьи у меня нет и поэтому и детей у меня нет

Но у меня большая разница в возрасте с моей младшей сестрой и я много уделял ей внимание в детстве. Рассказы Н.Носова были любимыми рассказами моей сестры и я ей их читал, а некоторые, фактически, знал почти наизусть. Мне как мальчишке-технарю больше всего нравился рассказ «Телефон», а сестре «Мишкина каша» и «Дружок»

Этот рассказ не только о дружбе. Он показывает как дети-подростки впервые в жизни сталкиваются со многим жизненными ситуациями, уже довольно взрослыми ситуациями. И рассказ показывает, какие жизненные ошибки нужно избегать и как поступать правильно.

В рассказе увлекательно показано, как дети подпольно везли щенка в чемодане, как нечаянно перепутали чемоданы при выходе из дачного поезда (электрички). Как искали человека, которые по ошибке взял чемодан с щенком, а также искали хозяина того чемодана, который оказался у них.

В рассказе показано насколько важно тщательно писать адрес на почтовом конверте, отправляя письмо. Показана важность читать объявления на столбах и многое-многое другое.

answer avatar

В рассказе Носова «Дружок» поднимается сразу несколько довольно серьезных проблем. Прежде всего это проблема взаимоотношений между человеком и животными, которых он держит у себя дома.

Если кто-то берется держать у себя животных, собаку, кошку, еще кого-нибудь, он должен брать на себя полную ответственность за это животное. Чтобы не получалось так, что появились щенки, а владельцу собаки они не нужны и он готов утопить их.

Вторая проблема, проблема верности и дружбы. Мальчики потеряли своего щенка в поезде и пытались самостоятельно решить возникшую проблему. Они расклеили объявления, они не забыли своего щенка и в итоге он все-таки вернулся к ним. Они чувствовали свою ответственность перед Дружком и вели себя правильно.

Третья проблема, взаимоотношения между родителями и детьми. Хорошо, что у Мишки мама оказалась доброй и не отказалась от щенка. Но прежде чем брать домой животное и дарить ему надежду, следует узнать мнение своих близких о новом соседе.

answer avatar

answer avatar

JfvuCNb99lis7FBgMqrWh6dUYYqjRnD

answer avatar

cJ2s5VIttJkKkDI22HAriBZfuvQkUKq8

Но не это главное. Главное то, что детский писатель Николай Носов (автор произведений о Незнайке) признан и любим народом, а его книги и по сей день перечитывают.

Если вас интересует вопрос о том, где слушать книги Николая Носова, то вот ссылка:

А в этой электронной библиотеке есть все кники автора:

answer avatar

Краткое содержание рассказа Евгения Носова «Тридцать зерен» для читательского дневника можно написать так:

answer avatar

Приведу пословицы о вралях, придумывающих невероятные истории:

keS5rDuLVK45GVS8gW2frIIb4eVUdq2

А вот мальчик Игорь не фантазер, а клеветник и лгун. Его обман привел к тому, что пострадала невиновная сестра. Носов призывает нас всегда говорить правду и никогда не лгать.

Здесь подойдут пословицы о лжи, которая не приводит к добру, и о правде, которая всегда торжествует.

bw0flmbwoBRrWIRkEObKcpRKPdEw60j

Рассказ «Фантазеры» заставляет нас задуматься о том, что лгать плохо, а правда всегда выйдет наружу.

Приведу пословицы о правде, которая сильнее лжи:

shzIFvRkzB0whe0ayzR6b5OotNT0cop

PFKCHG5FdDlGMHUglv8gzHy7VwGGXNP

answer avatar

Я точно уверена, что не читала всех рассказов Николая Носова, но вот большинство скорее всего. самыми интересными его рассказами я бы назвала «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишкина каша», «Огородники».

Героями этих произведений оказываются обычные дети, мальчики и девочки, хотя иногда это и животные. Как любые дети герои Носова живут полной жизнью, радуются, веселятся, ошибаются, но при этом остаются добрыми и честными. Я бы с удовольствием еще раз перечитала многие рассказы Носова, например о приключениях Незнайки.

Рассказы Носова способны заставить улыбнуться самого серьезного читателя, но при этом они заставляют задуматься о том, как надо поступать, а как поступать нельзя.

answer avatar

Николай Носов является не только автором «Приключений Незнайки», но и множества коротких рассказов для детей и о детях, самого младшего школьного возраста или даже младше. Герои этих рассказов очень разные, но все они веселые, неунывающие и непосредственные. Часто в этих рассказах рассказывается о дружбе и о том, что любую беду, любой страх легче преодолеть вместе с другом, как например в рассказе «Затейники» или рассказе «Ступеньки».

Или темой рассказа может стать взросление маленького человека, который понимает, что не все заботы следует складывать на маму, а можно и самому постараться что-то сделать полезного, хотя бы для самого себя, как в рассказе «Заплатка» или «Мишкина каша». И пусть это дело не получится с первого раза, но оно обязательно будет сделано лучше во второй раз. Главное не унывать и опускать руки. А как раз этого герои Носова никогда и не делают.

А еще рассказы Носова учат тому, что врать нехорошо и некрасиво, и что настоящий друг познается в беде, как в рассказе «Фантазеры».

Источник