чему учит рассказ дудочка и кувшинчик

admin

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Катаев Валентин “Дудочка и кувшинчик”. Читательский дневник, краткое содержание

Катаев Валентин “Дудочка и кувшинчик”. Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Катаев Валентин

Название: “Дудочка и кувшинчик”

Жанр: литературная сказка

Тема произведения: дети, лень

Число страниц: 5

Главные герои и их характеристика

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Жене было лень собирать ягоды, заглядывая под каждый листик. Помочь ей могла волшебная дудочка, но за дудочку пришлось отдать кувшинчик, и собирать ягоды стало некуда.

Сюжет — краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда довольная Женя стала играть на дудочке, и на поляне сразу открылось огромное количество ягод. Но когда Женя попросила отдать ей кувшинчик, ягоды спрятались. А иметь одновременно и дудочку, и кувшинчик девочка не могла.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Только терпенье и труд могут помочь человеку сделать дело хорошо и качественно.

Чему учит эта книга

Сказка учит трудолюбию, ответственности, упорству, целеустремленности. Учит не лениться и рассчитывать только на свои собственные силы.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень интересная сказка, в которой девочке Жене пришлось научиться собирать ягоды. Она хотела без труда собрать целый кувшинчик ягоды, но так в жизни не бывает. Если хочется сладких ягод, им нужно поклониться.

Новые слова и выражения

Мерещится — кажется, видится.

Видимо-невидимо — очень много.

Лесовик — обитатель леса, лесной житель.

Пословицы к произведению

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Глаза страшатся, а руки делают.

Источник

«Дудочка и кувшинчик» читательский дневник

dudochka i kuvshinchik chitatelskiy dnevnik 64115

«Дудочка и кувшинчик» – поучительная сказка, в которой маленькая лентяйка Женя на собственном опыте поняла, как важно быть трудолюбивым и настойчивым человеком.

Краткое содержание «Дудочка и кувшинчик» для читательского дневника

ФИО автора: Катаев Валентин Петрович

Название: «Дудочка и кувшинчик»

Число страниц: 16. Катаев В. «Дудочка и кувшинчик». Издательство «Детская литература», Москва. 1983 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Женя – ленивая и безответственная девочка, которая осознала свои недостатки и исправилась.

Боровик – старый гриб, умный и хитрый, самый главный среди грибов и ягод.

Родители Жени – умные и практичные люди.

Сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась со своими родителями и братом в лес собирать ягоды. Мама дала ей кувшинчик и показала полянку, богато усеянную спелыми ягодами. Женя прошлась по полянке, но так ничего не увидала. Она пожаловалась родителям на пустую полянку, а папа посоветовал девочке не лениться и нагибаться пониже, ведь ягодки прятались под листьями.

Женя вернулась к полянке, села на корточки, приподняла листья и действительно увидела много спелых ягод. Она принялась их собирать, но вскоре устала и отправилась на поиски другой полянки – такой, где ягоды бы сверху росли.

Девочка присела на пенёк, и тут неожиданно перед ней возник бородатый старичок Боровик – начальник над всеми ягодами и грибами. Услышав жалобы Жени, он предложил ей воспользоваться волшебной дудочкой. Если на ней сыграть, все ягодки вмиг покажутся из-под листьев. Вот только в обмен Боровик попросил дать ему кувшинчик.

Женя радостно согласилась и бросилась к полянке играть на волшебной дудочке. Ягод показалось видимо-невидимо, вот только собрать их было не во что. Женя вернулась к Боровику, отдала ему дудочку, а сама взяла кувшин. Пришла на полянку, а все ягоды уже успели скрыться под густой листвой. Женя вновь пришла к Боровику и попросила дать ей одновременно и кувшинчик, и дудочку, но тот наотрез отказался. Он назвал Женю лентяйкой и скрылся под землёй.

Делать было нечего – Женя вернулась на полянку, и стала собирать ягоды, как все. Она собрала полный кувшинчик, и родители её похвалили.

План пересказа

Главная мысль

Если не лениться, любое дело можно сделать быстро и хорошо.

Чему учит

Сказка учит упорству и трудолюбию, ведь только так можно получить желанный результат.

Отзыв

Девочка Женя поняла, что, как бы она ни капризничала, никто не будет выполнять за неё работу. Только приложив усилия, можно достичь того, чего хочешь.

chitatelskiy dnevnik 64115 risunok illyustraciya k skazke dudochka i kuvshinchik

Рисунок-иллюстрация к сказке Дудочка и кувшинчик.

Пословицы

Что понравилось

Очень понравилось, как Боровик проучил ленивую девочку и показал, что не стоит ждать чудес и нужно самому трудиться.

Источник

Катаев Валентин «Дудочка и кувшинчик»

Читательский дневник по сказке «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева

Автор: Валентин Петрович Катаев.

Название: «Дудочка и кувшинчик»

Главные герои: Женя, старик Боровик.

Второстепенные герои: папа, мама, Павлик.

Характеристика главных героев:

Женя — добрая, но ленивая девочка.

Не хотела нагибаться за ягодами.

Хотела всё и сразу.

Старичок Боровик — умный, хитрый, справедливый.

Научил девочку трудиться.

Характеристика второстепенных героев:

Мама и папа — добрые и любящие родители.

Радовались успехам дочери.

Павлик — младший брат.

Краткое содержание сказки «Дудочка и кувшинчик»

Отправились родители с детьми в лес за ягодой. Взяла Женя кувшинчик и пошла ягоду собирать.

Но ягодка под листиками прячется и не может девочка её найти.

Сколько не собирала, даже дна у кувшина не закрыла.

Встретила девочка старика Боровика, тот ей волшебную дудку дал. Играла Женя на дудке, а ягодки из-под листьев показывались.

Но некуда было их складывать, ведь кувшин забрал Боровик в обмен на дудочку.

Просила Женя отдать и дудку, и кувшин, но Боровик обиделся, лентяйкой её назвал и исчез.

Пришлось Жене самой ягоду собирать.

Набрала она полный кувшин и родители её похвалили.

План сказки:

Основная мысль произведения «Дудочка и кувшинчик»

Главная мысль сказки в том, что не надо лениться, и всё будет.

Основная идея произведения в том, что надо рассчитывать только на свои силы.

Чему учит сказка

Учит трудолюбию и упорству.

Учит не искать лёгких путей.

Учит настойчивости и целеустремлённости.

Краткий отзыв по сказке «Дудочка и кувшинчик» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любое, даже самое тяжёлое задание, можно сделать. Если не лениться, а трудиться.

Так и героиня произведения смогла набрать много ягод, когда перестала лениться.

Это интересное и поучительное произведение.

Автору удалось показать, что нельзя надеяться на волшебство, а надо самому прилагать усилия и терпение, чтобы добиться нужного результата.

Мне понравилась Женя, которая сперва была капризной и ленивой, но потом поняла, что никто за неё работу не сделает. И исправилась. И мне понравился Боровик, который подсказал девочке, что надо делать.

Я всем советую прочитать эту сказку и всегда надеяться только на себя. Потому что, если человек рассчитывает на чужую помощь, он перестаёт стараться.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Ещё читательские дневники по произведениям Валентина Катаева:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

«Дудочка и кувшинчик» читательский дневник

«Дудочка и кувшинчик» читательский дневник по этому произведению Катаева поможет записать какой жанр, главная мысль, краткое содержание, кто главные герои, чему учит произведение, какой план сказки для пересказа, сколько страниц всего, чем понравилась сказка. Вопросы к сказке помогут лучше понять ее смысл.

«Дудочка и кувшинчик» читательский дневник

Жанр — авторская волшебная сказка (есть волшебный помощник — дудочка, и волшебное существо — Боровичок).

Сколько страниц — 16

Год издания — 1940

«Дудочка и кувшинчик» главные герои

План к сказке «Дудочка и кувшинчик»

Главная мысль сказки «Дудочка и кувшинчик»

Если не лениться, любое дело можно сделать быстро и хорошо.

Чему учит сказка «Дудочка и кувшинчик»

Сказка учит упорству и трудолюбию, ведь только так можно получить желанный результат. Автор показывает, что не нужно ждать милостей и чудес, а самим выполнять порученную нам работу.

«Дудочка и кувшинчик» краткое содержание для читательского дневника (6 предложений)

Краткий пересказ сказки «Дудочка и кувшинчик»:

Родители с двумя детьми отправились в лес за земляникой. Мама показала девочке Жене полянку, где было много ягода и дала её кувшинчик. Женя ходила по полянке, но не нашла ни одной ягодки.

Девочка вернулась к родителям с пустым кувшинчиком. Она увидела, что у папы и у мамы в кувшинах была ягода.

Женя жалуется маме, что у неё плохая полянка, а мама обьясняет, что нужно наклоняться и заглядывать под листочки — тогда и найдешь ягодку.

Женя снова вернулась на свою полянку и заглянув под листик действительно увидела там ягоды. Женя сорвала несколько ягод и решила, если часто наклоняться, то она устанет.

Женя оправилась искать такую полянку, на которой бы ягодки не прятались бы под листочки, но не нашла.

Девочка присела на пенёк и подумала: вот бы было хорошо, если бы кто-нибудь помог ей насобирать ягоды. Вдруг из под пенька выглянул маленький старичок. Женя поделилась со старичком тем, что ягоды прячутся от неё под листочками, а ей лень наклоняться.

Старичок показал Жене волшебную дудочку, на которой когда он играл все ягоды показывались из-под листочков.

Девочка обменяла свой кувшинчик на дудочку. Она начала играть и увидела, что вся поляна покрыта красным ковром ягод. Женя начала собирать ягоды, но поняла, что ей не во что их складывать. Девочка снова пошла к старичку и обменялась обратно. Когда она пришла на полянку, то увидела, что ягоды снова спрятались. Женя снова побежала к старичку и потребовала у него и дудочку и кувшин.

Старик рассердился на Женю, назвал её лентяйкой и исчез.

Женя побежала на полянку и насобирала полный кувшин земляники. А потом вернулась к родителям, которые ее похвалили.

Отзыв. Чем понравилась сказка «Дудочка и кувшинчик»?

Эта сказка мне понравилась, в ней героиня понимает, что все можно получить тяжелым трудом, и что нельзя надеяться на то, что твою работу кто-то сделает за тебя, а тебе достанутся только ягодки. Только приложив усилия, можно достичь того, чего хочешь.

Сказка мне понравилось тем, как дедушка-лесовик учит девочку Катю быть трудолюбивой, собирать ягодки самой в свой кувшинчик. Боровик показал, что не стоит ждать чудес, и нужно самому трудиться.

Пословицы к сказке «Дудочка и кувшинчик»

Вопросы к сказке «Дудочка и кувшинчик»

Простые вопросы:
1) Какую ягоду собирала Женя в лесу? (Земляника.)
2) Как звали девочку? (Женя.)
3) Кто был младше: Женя или Павлик? (Павлик.)
4) На что села Женя, когда устала собирать ягоду? (Села на пенёк отдыхать.)
5) Во что собирала землянику Женя? (В кувшинчик.)

6) Какой гриб учил девочку собирать ягоды? (боровик)
7) Куда нужно было заглядывать Жене, чтобы найти земляничку? (Под листики.)
8) Что было на голове старика боровика? (Шляпа.)
9) Дедушка боровик Жене подарил дудочку или обменялся? (Обменялся.)
10) Смогла ли Женя собрать полный кувшинчик земляники в конце? (Да, собрала.)

11) Сколько человек собирало землянику? (Четверо: мама, папа, Женя и её брат.)
12) Нравилось ли Жене собирать землянику нагибаясь? (Нет)
13) Была ли борода у старика боровика? (Да.)
14) На что поменялся старик боровик с Женей? (Дудочку на кувшинчик.)
15) Рассказала ли Женя кому-нибудь про дудочку? (Нет, не рассказала.)

Сложные вопросы:
1) Куда пошли Женя с родителями собирать землянику? (В лес.)

2) Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

3) Какие ягодки выглянули сначала, когда дудочка заиграла? (Зелёные, самые молодые и любопытные.)
4) За что старик боровик рассердился на девочку? (За то, что Женя оказалась лентяйкой.)
5) Как исчез старик боровик? (Топнул ногой и провалился под пенёк.)

6) Какое имя было у брата Жени? (Павлик.)

7) Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)
8) Какого цвета пальто у старика боровика? (Белого цвета.)
9) Какой волшебный предмет был у старика боровика? (Дудочка.)
10) Что было после того как дудочка перестанет играть? (Все ягоды прячутся под листочки.)

11) Что могла сделать дудочка? (Как она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и показываются.)
12) Какие ягодки выглянули вслед за ягодками, у которых одна щёчка розовая, а другая белая? (Зрелые — крупные и красные.)
13) Какой стала борода старика боровика после того, как он рассердился на девочку за её лень? (Стала борода чёрная-пречёрная.)

14)Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)
15) Как папа похвалил Женю в конце? (Умницей назвал.)

Очень сложные вопросы:
1) Продолжи фразу: «Одну ягодку…», («…беру».)
2) Женя съела все ягодки, которые набрала сама в кувшинчик. Их было немного, даже дно кувшинчика они не прикрыли. Сколько их всего-то там было? (Восемь.)
3) Во что одет старик боровик? (В пальто.)
4) Продолжи фразу: «Я старик боровик, коренной лесовик, над всеми грибами и ягодами главный…». («…начальник».)
5) Какие слова надо сказать, чтобы дудочка перестала играть? («Перестань, дудочка».)

6) Продолжи фразу: «Одну ягодку беру, на другую…». («…смотрю».)
7) Продолжи фразу: «Я старик…». («…боровик».)
8) На дудочке играла Женя или дудочка сама собой играла? (Дудочка сама играла.)
9) Какие ягодки выглянули вслед за зелёными ягодками, когда дудочка заиграла? (Ягодки постарше — одна щёчка розовая, другая белая.)
10) Какие ягодки показались вслед за зрелыми — красными и крупными? (Ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.)

11) Продолжи фразу: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью…». («…замечаю».)
12) Продолжи фразу: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая…». («…мерещится».)
13) Продолжи фразу: «Я старик боровик, коренной…». («…лесовик».)
14) Какие слова надо сказать, чтобы дудочка заиграла? («Играй, дудочка».)
15) Какое насекомое застыло в воздухе, заслушавшись игрой дудочки? (Лупоглазая стрекоза.)

Источник

О сказке Валентина Катаева Дудочка и кувшинчик

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА

Сказка Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» написана в 1940 году, но является актуальной и в наши дни. Она предназначена для детей младшего школьного возраста и входит в программу внеклассного чтения.

Конечно, на то и сказка, чтобы в ней совершалось волшебство. Откуда ни возьмись, перед девочкой появился «старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами». Это старичок добрый, весёлый и хитрый, сам себе на уме да ещё желающий преподать ленивой Жене хороший урок. Предложил он ей волшебную дудочку, музыку которой все ягоды слушаются и тут же из-за листов показываются. Собирай да радуйся – усердно искать их в траве не надо. Но взамен старичок попросил кувшинчик.
Взрослый сразу смекнёт, что собирать землянику Жене будет не во что. А ребёнок, всего скорее, вместе с Женей восхитится подарком и будет наслаждаться чудесными, сказочными картинами летнего леса, когда мелодия волшебной дудочки разбудила всё живое вокруг. И не только ягоды буквально высыпали на полянку, но и бабочки, стрекозы, птицы обрадовались чудесной музыке.
А Женя знай повторяла дудочке: «Играй ещё быстрее!» (захотелось как можно больше ягод набрать без особого труда). И только потом она поняла, что кувшинчика-то у неё и нет. Куда ягоды собирать, чтобы папе и маме их показать? А хитрый старичок-боровичок наотрез отказался предоставить девочке одновременно и дудочку, и кувшинчик. Знает волшебный дедушка, что лень да жадность – плохие свойства человеческой натуры. А значит, нужно, чтобы и девочка это поняла.

Чем в сказке дело закончилось, рассказывать я не буду. Кто не поленится прочитать её своим детям, тот узнает все подробности. Скажу только, что урок старичка-боровичка пошёл Жене впрок. Всё она поняла. И удача в конце концов улыбнулась ей. Да не просто так, а в результате трудолюбия и настойчивости.
Вот и маленькие читатели поймут, что любое дело не терпит лени, и всё удаётся человеку лишь тогда, когда он приложит усилия и поработает на славу, не ища отговорок, типа «а вдруг я устану?», «а вдруг у меня ничего не получится?», «это слишком трудно и утомительно». Недаром же старая народная пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» не теряет своей актуальности и в наши дни.

Очень хорош в книге особый, сказочный язык повествования – певучий, мелодичный, волшебный. Автор часто придумывает поэтические афоризмы и повторяет их несколько раз, будто припев у песни. Вот, например, как звучит формула сбора ягод: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится». Такой приём поэтических повторов присущ русским народным сказкам, и здесь он тоже пришёлся как нельзя кстати.

Словом, читатель, погрузившись в волшебный мир русской природы, встретившись с чудесами и красотой, поймёт без подсказки, что этот удивительный мир будет служить человеку только тогда, когда тот потрудится хоть немного, постарается сделать что-то полезное для достижения прекрасных результатов.

Источник