Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гоголь Н. «Страшная месть» Читательский дневник, краткое содержание
Гоголь Н. «Страшная месть» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Название: «Страшная месть»
Жанр: Сказочная повесть
Тема произведения: борьба добра и зла.
Число страниц: 51
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Сказочная повесть о том, как страшное проклятье отразилось на жизни пана Данило и его жены Катерины. Отец Катерины оказался жестоким колдуном, от рук которого погиб Данило. Сама Катерина сошла с ума, но не поддалась на уговоры колдуна и тоже погибла. Но колдун не остался безнаказанным.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Даже самое страшное зло не остаётся безнаказанным. Любой жестокости рано или поздно приходит конец.
Чему учит эта книга:
Эта повесть учит нас тому, что деньги и зависть способны погубить человека и всех его потомков. Учит нас любить свою Родину, не бояться бороться за неё, не отдавать её врагам без боя. А ещё учит нас тому, что с колдунами лучше не связываться, не верить их обещаниям.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Новые слова и выражения:
Есаул – должность в казачьих войсках.
Ксендз – польский, белорусский и украинский католический священнослужитель.
Жупан – тёплая верхняя одежда.
Лемишка – украинское блюдо из гречневой муки.
Схимник – православный монах, который принял великую схиму, ангельский образ.
Тризна – языческий погребальный обряд у славян.
Пословицы к произведению:
Никакое худо до добра не доводит.
Злой человек того и желает, что другой погибает.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
Сколько верёвочке не виться, а конец будет.
Анализ произведения Страшная месть Гоголя
Раннему периоду творчества Н. В Гоголя характерны ветхозаветные черты готического романа. Наиболее ярко эти черты звучат в повести «Страшная месть», написанной в 1831 году. Она вошла в знаменитый цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор наполнил свое творение разнообразием фольклорных образов, народными поверьями. Эта небольшая повесть заняла значимое место в творческом наследии писателя. В ней переплелись реальная жизнь казаков тех времен и потусторонний мир.
Если говорить о жанре данного произведения, то наиболее полным определением его будет – литературная мистическая сказочная повесть.
В основе сюжета печальная история семьи пана Данило. На праздновании свадьбы сына есаула Горобца, куда были приглашены супруги Данило и Катерина появляется колдун. Возвратившись домой, Данило ссорится с тестем. Отец Катерины оказывается колдуном, который мечтает вступить в отношения с собственной дочерью. За что Данило заточил его в подвале, но, Катерина, сжалившись, выпустила отца. Ляхи нападают на казаков, и в этой битве погибает супруг Катерины от рук колдуна. Нечестивец продолжает свое грязное дело, и, не добившись взаимности, убивает маленького сына Катерины. Затем снова, обратившись в обличье друга Данилы, и не получив своего, убивает Катерину. Бандурист рассказывает легенду о страшном родовом проклятье двух братьев.
Главная тема повести – вечная борьба добра и зла. Ко второстепенным темам можно отнести тему семейных отношений и тему мести. Месть у Гоголя противоречит религиозной морали, автор осуждает поступок одного из братьев.
Каждый герой повести прежде всего яркая личность. Данило Бурульбаш – молодой, храбрый казак, он любит сына и жену. С Катериной он строг, но справедлив, и может пойти на уступки. Данило становится бесстрашен и жесток, если дело касается врагов.
Отец Катерины – колдун, соткан только их негативных черт. Он жестокий, беспринципный, коварный старик, ради связи с дочерью готовый на все. В образе колдуна угадывается первая попытка автора описать антихриста. Данило замечает, что тесть не верит во Христа и вообще ведет себя не по-христиански. Колдун умеет менять обличья, но его настоящая внешность страшна – он горбат, с кривым носом и огромным клыком.
Есаул Горобец – близкий друг Бурульбаша, добрый казак, он храбр и всегда готов помочь.
Братья Иван и Петро из рассказа бандуриста. Иван, вместо того чтобы попытаться простить родного брата, предавшего его, придумывает ему страшную месть. Даже Бог считает эту кару слишком жестокой. Петро получает сполна после своей смерти.
Композиция повести ретроспективная – причины происходящих в настоящем событий берут свое начало в далеком прошлом. Финальная история о двух братьях, по смыслу предшествует всему сюжету повести.
2 вариант
Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость, ведь плохие помыслы ведут к деградации человека.
Роман «Страшная месть» относится как раз к этому времени. Речь ведется о борьбе казаков запорожских против Турции. Роман приурочен к годовщине этих действий. Главное действующее лицо – Данила Бурульбаш, участник этих боевых действий.
Произведение окутано мистицизмом. Он буквально проникает в быт казаков, в окружающую природу и создает мрачные картины, это задает определенное настроение картины в целом, действует устрашающе. Отец Катерины, колдун, в некоторых сценах он не только действующий герой, но и воплощение всего зла на земле, всех самых плохих качеств человека.
Природа, в «Страшной мести» описана очень красочно, и вместе с тем собирательно. Не уточняется к каком именно селе происходит действие, в каком хуторе. Именно это позволяет читателю представить, что это могло случится в любом селе, даже в том в котором он живет. Такой ход дает прочувствовать всё читателю, как если бы это происходило с ним.
Описание героев подробно описывает не только их внешность и характер, но и особенные настроения и нрав. После прочтения в голове формируется колоритный цельный и подробный образ персонажа. Все герои романа передают особенности культуры и быта Украины того времени.
Николай Васильевич мастерски переплетает реальность и мистические явления. Что свойственно для сказок, мифов, рассказываются и анализируются события, происходящие с героями, мы видим их со стороны. Такой стиль написания помогает увидеть, что думает по поводу происходящего сам автор.
Рассматривая произведение, можно увидеть главную мысль – любое причиненное зло, будет наказано, пусть даже оно совершалось с благими намерениями. Человеческая месть рассматривается Гоголем с разных сторон, но неизменно отношение автора к ней.
Интересное открытие сделали символисты в 19-20 веках. Они увидели определенный автобиографизм в повестях Гоголя. Колдун в «Страшной мести» очень похож на самого писателя. Любовь отца-колдуна к своей дочери Катерина – это любовь Николая Васильевича к России. Если рассматривать роман с этой точки рения, то все персонажи и действия приобретают свои образы – символы из реальной жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Страшная месть
Популярные сегодня темы
Фраза из заголовка отображает столкновение личности со своими душевными убеждениями. Внутренние противоречия могут быть опасными.
Человеческие мечты и стремления чаще всего представляют из себя стремление к материальному благосостоянию, какой-то обособленности, жизни в достатке и так далее. Однако, не все мечты такие
Понятно, что в комическом рассказе поведение героя высмеивается. Всё-таки в жизни так явно стараются не делать… Но и в жизни полно хамелеонов, которые подстраиваются, мимикрировать под окружающих.
Светлая и чистая, искренняя любовь необходима каждому человеку. В романе Обломов И.А.Гончаров уделяет этому высокому чувству большое внимание.
971. Анализ повести Страшная месть Гоголя Русский язык
Сочинение — Анализ произведения Страшная месть. Русский язык
Произведение Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» пропитана духом мистики и чего-то неизведанного.
Данное произведение написано в стиле народного эпоса и учит тому, что справедливость и добро победят подлость и коварство. Обязательно воздастся каждому по заслугам.
В этой повести красочно описывается быт украинского человека, обычаи и вновь читателя настигает запорожское казачество.
Суть данного произведения заключается в том, что зло которое творит рука человеческая наказуемо (и не важно с благой целью было зло причинено или со злобной). Человеческая месть не знает границы и конца.
Всё начинается с того, что на свадьбу Горобца прибыл Данило с женой Катериной и ещё маленьким сыном. В момент венчания, когда вынесли иконы святых, чтобы молодые поклонились, то один из присутствующих гостей миом обратился в уродливого старика. Он испугался икон и силы на миг его покинули, поэтому не получилось держать равновесия в своём хитром плане.
В дальнейшем оказывается, что колдуном является родной отец Катерины. Узнав об этой страшной тайне женщина отрекается от отца. Муж Катерины посадил колдуна за решётку. Близился день казни за сговор с ляхами. Однако, колдун сумел уговорить дочь выпустить его под предлогом того, что всё осознал и теперь отправится в пещеры отмаливать свои злодеяния. Конечно, дочь поверила отцу. И это понятно, ведь он не чужой ей человек, девушка любит его, поэтому понадеялась. В тот момент Катерина впервые обманывает собственного мужа. Так же она ещё не представляет какую чудовищную ошибку совершила.
Анализ произведения Страшная месть Гоголя
Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость, ведь плохие помыслы ведут к деградации человека.
Роман «Страшная месть» относится как раз к этому времени. Речь ведется о борьбе казаков запорожских против Турции. Роман приурочен к годовщине этих действий. Главное действующее лицо – Данила Бурульбаш, участник этих боевых действий.
Произведение окутано мистицизмом. Он буквально проникает в быт казаков, в окружающую природу и создает мрачные картины, это задает определенное настроение картины в целом, действует устрашающе. Отец Катерины, колдун, в некоторых сценах он не только действующий герой, но и воплощение всего зла на земле, всех самых плохих качеств человека.
Природа, в «Страшной мести» описана очень красочно, и вместе с тем собирательно. Не уточняется к каком именно селе происходит действие, в каком хуторе. Именно это позволяет читателю представить, что это могло случится в любом селе, даже в том в котором он живет. Такой ход дает прочувствовать всё читателю, как если бы это происходило с ним.
Описание героев подробно описывает не только их внешность и характер, но и особенные настроения и нрав. После прочтения в голове формируется колоритный цельный и подробный образ персонажа. Все герои романа передают особенности культуры и быта Украины того времени.
Николай Васильевич мастерски переплетает реальность и мистические явления. Что свойственно для сказок, мифов, рассказываются и анализируются события, происходящие с героями, мы видим их со стороны. Такой стиль написания помогает увидеть, что думает по поводу происходящего сам автор.
Рассматривая произведение, можно увидеть главную мысль – любое причиненное зло, будет наказано, пусть даже оно совершалось с благими намерениями. Человеческая месть рассматривается Гоголем с разных сторон, но неизменно отношение автора к ней.
Интересное открытие сделали символисты в 19-20 веках. Они увидели определенный автобиографизм в повестях Гоголя. Колдун в «Страшной мести» очень похож на самого писателя. Любовь отца-колдуна к своей дочери Катерина – это любовь Николая Васильевича к России. Если рассматривать роман с этой точки рения, то все персонажи и действия приобретают свои образы – символы из реальной жизни.
Краткое содержание
В Киеве есаул Горобец праздновал свадьбу своего сына, по случаю которой сюда съехалось множество гостей. Среди них — названый брат есаула Данило Бурульбаш и его красивая жена Катерина с годовалым сыном. С ними мог приехать и старый отец Катерины, который двадцать лет пропадал в чужих землях и только год назад вернулся к дочери на Заднепровье, но отчего-то он не явился. Вдруг на свадьбе один из казаков превратился в жуткого колдуна. Но есаул выставил против него иконы, после чего тот исчез. Пир продолжился.
Вскоре Бурульбаши и казаки отправились домой на лодке через Днепр. Катерина была испугана рассказами о колдуне, но её муж больше волновался о врагах — ляхах, собирающихся перекрыть им путь к запорожцам. В это время они стали проплывать мимо страшного замка колдуна и кладбища за ним.
Вдруг кресты зашатались, а из могил начали выбираться мертвецы — один другого выше и страшнее. Они кричали и снова уходили под землю. Все, кто находились в лодке, очень испугались и вздрогнули, гребцы уронили шапки в воду, а ребёнок Катерины заплакал. Однако всё же они проплыли мимо этого места и добрались до дома.
Наутро пан Данило в своей хате сел точить саблю, а Катерина — вышивать рушник. Но в хату зашёл отец Катерины. Бурульбаш недолюбливал его, считая, что тот, так долго живший в чужих землях, теперь ведёт себя не как казак и христианин, а сам старик был вздорным и действительно вёл себя странно. Между Данилой и тестем завязалась перепалка, они начали биться на саблях, а затем схватились за мушкеты. Бурульбаш был ранен в руку. Только слёзы Катерины остановили их и заставили согласиться на перемирие.
В другой день Катерина рассказала мужу свой сон: ей приснилось, что её отец — это и есть тот колдун со свадьбы. Во сне он говорил ей страшные слова, прося её выйти за него замуж. Скоро Бурульбаш заметил из окна, что в замке колдуна горит окошко, и решил узнать, что там происходит. Туда же тайно направился и его тесть.
Не имея возможности попасть в замок, Данило забрался на дерево напротив окна. Он увидел, что в замке старик превратился в того самого колдуна и с помощью заклинаний вызвал душу Катерины. Он снова просил её выйти за него замуж, но она говорила, что он никогда не увидит её в качестве своей жены.
Выяснилось, что, когда отец Катерины призывал её душу, сама она думала, что ей снится такой странный сон. Но она не знала и части того, что знала её душа. Также Бурульбашу стало известно, что Катеринин отец зарезал её мать. За его деяния, а также за сговор с ляхами Данило заковал его в железные цепи и посадил в подвал, а Катерина отреклась от отца.
Старик ждал жестокой казни и не мог выбраться из подвала с помощью своего колдовства, так как раньше здесь была келья святого схимника. Но вот мимо прошла Катерина, и старик обманом уговорил её выпустить его, поклявшись, что раскаялся в своих грехах. Добрая девушка помогла ему, только после его побега поняв, что не должна была этого делать.
Пан Данило был в гневе, узнав о побеге колдуна. Но Катерина никогда не решилась бы сказать ему, что это она выпустила старика. Тем временем ляхи и их ксендз пировали, задумывали недоброе и говорили про хутор пана Данило и красавицу жену его.
Совершив убийство пана, колдун переплыл Днепр и поселился в своей тайной вырытой землянке. Он был невесел. Он снова начал ворожить, чтобы в очередной раз вызвать душу Катерины, но вместо неё в облаке дыма появились незнакомые черты, отчего-то его испугавшие. Он опрокинул горшок, с помощью которого ворожил, и видение исчезло.
Катерина же теперь находилась под присмотром есаула Горобца, его сына и невестки, у которых она поселилась после смерти мужа. Они относились к ней как к сестре. Но она не могла найти покой и винила себя в том, что выпустила старика на свободу: если бы она этого не сделала, её муж был бы жив. В очередном сне колдун пригрозил, что убьёт её ребёнка, если она опять откажется выйти за него замуж. И как бы она ни старалась обезопасить младенца, утром в колыбели она увидела его мёртвым.
В это время в Карпатах появился исполинский таинственный всадник в латах, с пикой и саблей, его глаза закрыты, а за спиной у него — спящий ребёнок. Он ехал на коне через горы, а опустившиеся тучи закрывали его от людских глаз.
После этого он уже ничего не чувствовал. Но куда бы он ни пошёл, все равно против воли всё ближе подходил к Карпатским горам и рыцарю на вершине. В итоге всадник схватил его и бросил в пропасть. Колдун умер. Тотчас добрались до него вставшие из земли мертвецы, которые начали грызть его, и только последний, самый высокий и страшный мертвец, не мог подняться из земли, а от его безуспешных потуг тряслось все вокруг.
В городе Глухове старый бандурист рассказал своим слушателям историю, произошедшую в давние времена. Жили тогда два казака — Иван и Петро. Они были друг другу как братья и поклялись, что всё будут делить пополам: и горе, и радость, и богатство. Но однажды король Степан объявил, что нужно поймать турецкого пашу и тот, кто его изловит, получит большую награду. Ивану удалось поймать его, за что он и получил золото. Он разделил его с Петром, но тот не мог вынести, что Иван удостоился такой чести, и затаил на брата обиду.
Как-то раз шли братья на конях мимо глубокой пропасти. Петро столкнул туда Ивана вместе с его маленьким сыном, который на тот момент находился на коне у него за спиной. После этого Петро спокойно завладел всем его богатством.
Когда же Иван оказался перед Богом, тот предложил ему придумать кару для своего обидчика. Иван придумал слишком страшную месть: чтобы все потомки Петро грешили, не имели счастья и терпели после смерти ужасные муки, а последний в роду был бы самым жутким грешником, какого ещё ни видывал свет. Чтобы, когда он умрёт, Иван низверг бы его в бездну, а остальные грешники стали бы его грызть, и только сам Петро не мог бы подняться из земли, мучаясь ещё сильнее, не в силах отомстить.
Бог согласился исполнить эту идею, но и самого Ивана лишил Царствия Небесного, навеки оставив его сидеть на коне в качестве всадника, чтобы он наблюдал за тем, как мертвецы грызут мертвеца. Так всё и сбылось.
План для пересказа
Повесть Гоголя «Страшная месть» поделена на короткие главы. Составляя план для пересказа, целесообразно поделить текст на столько же частей:
Главные герои
В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:
В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — мистическая повесть, хотя сам автор долгое время определял его как «старинная быль». Казачья жизнь и потустороннее, реальное и вымышленное — всё это причудливым образом переплетается между собой, создавая уникальный мир, в котором живут и взаимодействуют герои. Многие критики и литературоведы отмечают, что «Страшная месть» перекликается с произведением «Вий» своими фольклорными мотивами из народных сказок и легенд.
Также в повести затронуты такие темы, как:
Проводя анализ произведения Гоголя «Страшная месть» для читательского дневника, можно увидеть его уникальную композицию. Завязка — момент на свадьбе, когда Бурульбаши впервые видят уродливого колдуна. Развитие действия продолжается, когда Данило пытается разгадать подозрительное поведение тестя и понять, что тот задумал. В произведении несколько кульминаций, когда происходят смерти персонажей. Развязка наступает, когда всадник вершит кару над колдуном.
Но уникально то, что история о братьях Иване и Петре, воспетая старым бандуристом, композиционно является финальной частью, хотя по смыслу предшествует всему сюжету повести. Лишь прочитав её, можно многое понять и переосмыслить.
Важной мыслью является то, что мстительность не является хорошим качеством. Иван, ставший жертвой подлого предательства, всё равно не является светлым, положительным героем. Если поначалу ему и хочется сочувствовать, то потом, когда он придумывает для своего обидчика изощрённую месть, это желание пропадает.
Помня обиду и накладывая на брата страшное родовое проклятие, он противоречит религиозной морали. Это можно подтвердить цитатой из произведения: «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече!» — эти слова говорит ему Бог. Он лишает Ивана Царствия Небесного и обрекает его на своеобразное наказание. Поэтому всадник предстаёт перед читателем тёмной и мрачной фигурой.
Художественные образы создаются автором благодаря эпитетам, сравнениям, красивым иллюстрациям пейзажей родной земли. Как и в других повестях своего сборника, Гоголь использует в тексте украинские слова, которые поддерживают неповторимый колорит и простую народную речь. Произведение позволяет увидеть быт того времени, жизнь типичной казацкой семьи и стандарты поведения мужа и жены, а также некоторые исторические события, например, сражения с ляхами, которые в произведениях Гоголя часто являются теми, кто связан с нечистой силой.