Конспект урока по литературному чтению на тему В. Бианки «Голубой зверек» (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 – а классе
Тема: В. Бианки «Голубой зверек»
— ознакомить обучающихся с новым произведением В. Бианки;
— формировать навыки осознанного беглого чтения;
— развивать устную речь обучающихся для глубокой и точной передачи мыслей и чувств;
— обогащать словарный запас;
— учить анализировать рассказ;
— развивать эмоционально-чувственное восприятие;
— воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
— умение работать сообща, учить прислушиваться к мнению товарищей.
2. Актуализация знаний
Куница бежит за птицей,
А птица летит от куницы.
— Скажите скороговорку с логическим ударением на отдельное слово.
— Скажите скороговорку с разными интонациями.
3. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с писателем, который очень любил природу, умел наблюдать за ней и писал рассказы о родной природе. Кто же это за писатель?
— Расшифруйте имя писателя.
Ученики рассказывают биографию писателя.
— А сегодня, ребята, мы познакомимся с новым рассказом В. Бианки, будем учиться правильно и быстро читать рассказ, работать по содержанию текста.
— Прочитайте название рассказа. Как вы думайте о ком будет идти речь в этом произведении?
Пропасть, наяву, ускользнул.
Первичное чтение рассказа. Виды упражнений для развития техники чтения.
«Губы». К плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки (без звука). По команде «Вслух» дети убирают палец и читают текст. Команда подается несколько раз.
— О каком зверьке идет речь?
— Где происходит действие?
«Буксир 1». Учитель читает вслух дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
— Кто высунулся из дупла?
— Что сделала куница?
Один ученик ведет пальчиком по тексту, читая про себя, а другой читает вслух, пытаясь догнать ученика.
— Что вы можете сказать о кунице?
— Какой себя показала куница?
«Молния». Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния» и продолжается до двадцати секунд.
— Какие чувства у вас вызывает данный эпизод?
«Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.
— Какое чудо произошло с голубым зверьком?
— Бывает ли такое в жизни?
«Восполнение пропусков слов в предложении» предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами, слогами, словами. Пропуски отмечаются пробелами, точками или заклеить слова в предложении. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, предложению. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова в предложении, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
— Дополните предложение нужными по смыслу словами.
— Придумайте конец сказки. Сопоставьте и сравните окончания рассказа с оригиналом.
— Кого автор называет голубым зверьком?
— Что вы знаете о летяге? Какая она? Где живет? Чем питается? (учитываются знания их предмета «Окружающий мир»)
«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком.
— Найдите слово, которое начинается на букву «п», состоит из 4 слогов, с ударением на 3 слог.
— Зачитайте предложения где есть такие слова… нагнется ветка…
«Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
— Перед вами иллюстрация лесных зверьков. Выберите из текста описание куницы и летяги, сопоставьте с картинкой.
«Спринт». Дети начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу «Стоп» дети пальчиком показывают, кто где остановился. Результаты сравниваются.
5. Продолжение работы по теме урока.
Повторное чтение рассказа и анализ текста.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Бианки «Голубой зверек» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Виталий Валентинович Бианки – советский писатель, автор множества произведений для детей. В своих произведениях он показывал красоту природы, жизнь животных, красочно описывал даже простые вещи.
Одним из произведений автора является рассказ «Голубой зверек».
Краткое содержание
1. Ночью при свете луны кралась по лесу куница.
2. Из дупла высунулся голубой зверек.
3. Началась погоня: куница гналась за голубым зверьком, прыгая с ветки на ветку.
4. Лес прервался пропастью, казалось голубой зверек вот-вот попадет в лапы к кунице, которая приготовилась к финальному прыжку.
5. Голубой зверек прыгнул в пропасть, расправил свободную кожу, что держала его в воздухе парашютом и перелетел пропасть.
6. Голубым зверьком оказалась белка летяга.
Главные герои
1) Куница – хищница, проворная, гибкая, хитрая, опасная.
2) Голубой зверек – маленькая белка летяга.
Главная мысль
Рассказ о погоне куницы за голубым зверьком.
Чему учит?
Рассказ учит не отчаиваться и не сдаваться, бороться за жизнь до конца, а также видеть красоту природы.
Пословицы
1) Отвага – половина спасения.
2) Либо пан, либо пропал.
3) Риск – благородное дело.
Отзыв
Рассказ «Голубой зверек» очень интересный и захватывающий. С самого начала начинаешь опасаться куницы, и переживать за маленького голубого зверька. Погоня куницы за зверьком описана очень динамично. И вот когда зверек уже у самого края пропасти, и казалось, гибель его неминуема, зверек пошел на обдуманный риск. Прыгнул и перелетел пропасть. Белка летяга оставила куницу ни с чем.
Что написать в читательском дневнике о рассказе «Голубой зверек» (Бианки)?
«Голубой зверёк»: краткое содержание рассказа для читательского дневника?
Что написать в читательский дневник о рассказе «Голубой зверёк»?
Краткое содержание рассказа, произведения «Голубой зверёк» что написать в читательском дневнике?
О рассказе «Голубой зверёк» в читательском дневнике можно написать:
Автор: Виталий Бианки.
Главные герои (персонажи): Куница, очень шустрая, быстрый лесной охотник. Белка-летяга, она же голубой зверек. Смелая и отчаянная, старалась спастись от куницу и смогла от нее «улететь».
Краткое содержание «Голубой зверек» Бианки можно составить таким образом:
Рассказ учит смелости, выносливости, ловкости. а также никогда не сдаваться. Он показывает повадки двух лесных жителей, рассказывает об удивительной белке, способной летать. Как и другие произведения этого автора «Голубой зверек» пронизан любовью к природе, призывает быть наблюдательным, познавать окружающий мир и всех живых существ.
1 Ваня Зубов жил в деревне, ему было 16 лет. До революции жизнь простых крестьян и рабочих в России была нищенской и очень тяжёлой. После смерти отца мать Вани послала его в Сибирь искать лучшей жизни.
2 Ваня с большим трудом добрался до Сибири и во Владивостоке стал работать кочегаром в прачечной у китайца, когда китаец умер Ваня ушёл кочегаром на пароход.
3 Ваня несколько лет плавал на грузовом пароходе, который перевозил грузы в Китай и в Австралию.
4 Когда пароход сел на мель около Австралии, Ваня стал работать на плантациях сахарного тростника в Брисбэне в Австралии.
5 Жестокое обращение надсмотрщика с работниками привело к убийству надсмотрщика и после этого всех рабочих уволили.
7 Однажды вспоминая Родину, Ваня заплакал, а хозяйский мальчик, пожалев его, подарил ему старый билет на пароход, чтобы Ваня смог уехать на Родину. Ваня не хотел расстраивать мальчика и прятался от него, чтобы мальчик думал, что Ваня уехал.
8 А сам Ваня целый месяц старался заработать деньги, чтобы уехать из Брисбэна в Батавию, а оттуда в Лондон.
9 Ваня добрался до Лондона и на советском корабле вернулся в Ленинград, а затем устроился работать помощником машиниста в Пилеве.
10 Ваня посетил родные места и воспоминания нахлынули на него.
12 Ваня понял, что лучше Родины нет земли.
13 Ваня написал письмо в Австралию мальчику, который подарил ему старый билет на пароход и пригласил его в гости.
Как заполнить читательский дневник, прочитав рассказ Виталия Бианки о голубых лягушках?
Вариант 1: отзыв по рассказу «Голубые лягушки»
В рассказе В. Бианки мы знакомимся с мальчиком, который гуляя по лесу, наткнулся на удивительных лягушек, не квакающих, а громко хрипящих. При этом внешний вид лягушек был не слишком красивым, и лишь голубой цвет делал их особенными. Т.к. юный натуралист столкнулся с такими представителями земноводных впервые, он решил, что и другие не видали подобного. Поэтому мальчишка быстро усадил трех лягушек в кепку и побежал показывать это чудо дома. Каково же было его удивление, когда высыпав чудесных лягушат на стол, он обнаружил, что они не голубые, а обыкновенные. Оказалось, что мальчику удалось подглядеть за пением турлушек, во время которого они хорошеют.
Вариант 2: краткое содержание рассказа Бианки «Голубые лягушки»
Здесь можно уложиться в 5-6 предложений, передавая суть сюжета, например, так:
Сценарий занятия в технологии «Ситуация» по произведению Виталия Бианки «Голубой зверек» с дошкольниками
Татьяна Скрягина
Сценарий занятия в технологии «Ситуация» по произведению Виталия Бианки «Голубой зверек» с дошкольниками
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: Виталий Бианки «Голубой зверек»
познакомить детей с рассказом Виталия Бианки «Голубой зверек»;
формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;
актуализировать знания детей об особенностях разных литературных жанров;
развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества;
тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
воспитывать любовь к природе.
Дидактические материалы: книга с произведениями Виталия Бианки, портрет Виталия Бианки, рисунки куницы и белки-летяги, конверт.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация подготовлена в соответствии с требованиями технологии «Ситуация». Сценарий занятия дает возможность в увлекательной форме открыть новые знания. Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
• мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Ребята, часто ли вы получаете (пишете) письма? От кого (кому? Кто приносит письма адресату?
— Мне сегодня утром почтальон передал письмо. Хотите узнать, кто его написал? Давайте, откроем конверт и прочитаем (Воспитатель просит одного ребенка прочитать письмо)
«Здравствуйте, подготовительная группа!
Вам пишет письмо Малыш. Мне очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы очень много читаете и много всего знаете. Мой друг Карлсон подарил мне книжку. Я ее прочитал, но не знаю кто автор и какой жанр этих произведений. Надеюсь, вы мне не откажете. Заранее огромное спасибо!»
— Ребята, хотите помочь Малышу определить автора и жанр этих произведений?
2. Актуализация знаний
• актуализировать знания детей об особенностях разных литературных жанров;
• тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение.
— А как мы можем помочь Малышу? (Нужно узнать, какие произведения он прочитал, определить автора, жанр произведений и написать ему ответное письмо)
— Хорошая идея – написать ему ответное письмо. Тогда внимательно слушайте, с какими произведениями он знаком: «Анюткина утка», «Зимнее летечко», «Невидимки», «Лесные домишки», «Голубой зверек». Вам знакомы эти произведения? Кто же написал эти произведения? (Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель вывешивает портрет Виталия Бианки.
— А что вы знаете о нем? (Он – детский писатель. Очень любил ходить на экскурсии в лес, в походы. Все что видел, писал в своих произведениях)
— Про кого произведение «Анюткина утка»? Сможете определить жанр произведения? Почему вы так думаете? («Зимнее летечко», «Невидимки», «Лесные домишки»).
3. Затруднение в игровой ситуации.
• создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
• формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.
— Осталось нам рассказать про последнее произведение «Голубой зверек». Кто герои? О чем идет речь в этом произведении?
— Сможете ответить на вопросы? (Нет.)
— Почему не можете? (Потому что не знакомы с этим произведением)
— Значит, что нужно сделать? (Прочитать это произведение)
4. Открытие нового знания.
• формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;
• фиксировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия.
— А что можно сделать, если не все умеют читать? (Попросить кого-то, чтобы он прочитал)
Дети обращаются к воспитателю с просьбой, познакомить их с произведением Виталия Бианки «Голубой зверек».
Воспитатель знакомит детей с произведением.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
• развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества;
• тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение;
• воспитывать любовь к природе.
— А теперь, закройте глаза и представьте то, о чем мы только что прочитали. Представили? Что вы представили? Какие эмоции у вас появились?
— Что за темный длинный зверек мягкими, неслышными прыжками подбежал к осине? Вы видели когда-нибудь куницу. (Воспитатель вывешивает на доске рисунок куницы)
— За кем охотилась куница? Что это за голубой зверек? (Воспитатель вывешивает на доске рисунок белки-летяги).
— Как вы думаете, почему автор не написал белка-летяга, а «голубой зверек»? Как еще назвал белку-летягу Виталий Бианки? (Полетуха, летяга, летучая белка)
— А как у этой белки получается летать? (у нее между передними и задними лапами натянулась свободная кожа, которая парашютиком держит ее в воздухе).
— Ребята, сможете определить жанр этого произведения? Почему вы так думаете?
— Напишем ответное письмо Малышу? Что же мы ему напишем? Как можно начать письмо? (выслушиваются мнения детей и пишется общее письмо Малышу с ответами на его вопросы)
• формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, позволившие его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали?
— Какие знания помогли вам?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что благодаря стараниям и ответам детей она сможет написать ответное письмо Малышу.
Комментарии к сценарию: до проведения данного занятия была проведена предварительная работа – чтение произведений Виталия Бианки. На этапе открытия нового знания проводилась физминутка «Карлсон всех зовет на крышу» и пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу».
— Ребята, Карлсон узнал, что вы все помогаете Малышу и в благодарность приготовил физминутку.
Карлсон всех зовет на крышу.
Поднимайтесь все не слышно.
Руки выше вверх поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше… Опуститесь,
Влево, вправо наклонитесь.
А теперь, прошу, садитесь.
Пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу»
Друг от друга деревья росли далеко, (показать дерево обеими кистями рук)
Человеку пройти этот путь не легко. (шагать указательным и средним пальцами)
Только корни деревьев однажды сплелись, (соединить пальцы рук)
Будто дерева два навсегда обнялись (показываем «замок»).
Библиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группы Цель: Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки. Задачи: Углубить знания детей о животном.
Гала-концерт по произведениям Виталия Бианки Каждый год в нашем городе проходят мероприятия,посвященные произведениям Виталия Бианки. Дети знакомятся с произведениями автора через различные.
Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.
Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.
Сценарий викторины «Удивительный мир Виталия Бианки» для старшего дошкольного возраста Викторина «Удивительный мир В. Бианки» Викторина по сказкам Виталия Бианки «Удивительный мир В. Бианки» для детей старшего дошкольного.
Творческие работы детей по мотивам произведений Виталия Бианки Произведения Виталия Бианки очень значимые в воспитании малышей. Роль их неоценима! Работы автора приближают детей к реальной жизни, показывает.
Викторина по произведению Виталия Бианки «По следам» Очень люблю читать произведения писателей анималистов, которые пишут о жизни животных, Одним из таких писателей является Виталий Бианки,.
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.
Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста. «Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки!» Сроки проекта:.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Бианки «Голубой зверек»
Главные герои рассказа Бианки «Голубой зверек» — обитатели леса. Однажды куница выискивала добычу и обнаружила на дереве дупло. Когда куница стала подниматься по стволу дерева, из дупла выскочил голубой зверек, который хотел спастись от хищницы-куницы.
Началась погоня. Куница умела хорошо передвигаться по веткам, и она была уверена, что нагонит голубого зверька. А зверек не сдавался и убегал изо всех сил.
Но вот деревья неожиданно закончились, впереди была глубокая пропасть. Куница уже приноровилась броситься на беспомощную добычу, но тут зверек прыгнул прямо в пропасть.
А потом случилось невероятное – голубой зверек начал парить в воздухе, подобно птице. Кожа между его лапками натянулось и получилось крыло, на котором зверек держался в воздухе. Этот зверек называется белка-летяга. Летяга спланировала на другую сторону пропасти и там опустилась на ветку.
А кунице осталось только щелкать зубами от бессильной злобы, что ее добыча ускользнула.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Бианки «Голубой зверек» заключается в том, что Природа снабдила многих животных удивительными приспособлениями для защиты от опасности. Вот и белке-летяге она подарила возможность парить в воздухе, подобно птице. И такая способность спасла голубого зверька от куницы.
Рассказ Бианки «Голубой зверек» учит не отчаиваться в трудной ситуации, бороться с опасностью до конца и приберегать на самый крайний случай что-нибудь особенное, способное спасти жизнь.
В рассказе мне понравилась белка-летяга, которая сначала попыталась спастись от куницы с помощью бегства, и только попав в безвыходную ситуацию, она применила крайнее средство – парящий полет.
Какие пословицы подходят к рассказу Бианки «Голубой зверек»?
У всякой охоты свои заботы.
Добыча ловца не ждет.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.