чему учит рассказ кавказский пленник 5 класс

admin

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.10.2018

Толстой Л. «Кавказский пленник»

Толстой Л., рассказ «Кавказский пленник»

Главные герои рассказа «Кавказский пленник» и их характеристика

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»
Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.

Отзыв на рассказ «Кавказский пленник»
Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.

Пословицы к рассказу «Кавказский пленник»
Кто идет вперед, того страх не берет.
Велик телом, да мал делом.
В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
Перед настойчивым и горы преклоняются.
Под лежачий камень вода не течет.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»

Источник

Сочинение на тему «Чему учит рассказ Кавказский пленник?»

1.В рассказе «Кавказский пленник» пред автором стояла задача не только познакомить детей с занимательной историей, но и дать несколько важных уроков, которые помогли бы им в будущем. Поэтому герои Толстого показывают, как нужно себя вести в сложных жизненных ситуациях.

Важно держать данное слово, действовать сообща, а не быть эгоистом.

3. Уже оказавшись в плену, герои ведут себя по-разному.

Даже пленный, он не перестает чем-то заниматься: общается с людьми, помогает, чем может, рукодельничает, узнает язык, обычаи народа. Жилин открыт к миру и добр – это невольно чувствуют и его враги. Постепенно татары проникаются к Ивану уважением: Абдул признается в привязанности к солдату, а Дина испытывает к Жилину дружеские чувства.

4. Костылин даже не пытается сбавить высокую цену выкупа, просто соглашается на нее. Все время он только спит и ждет помощи, его жизнь словно замирает, а сам он закрыт для людей.

Плен совершенно деморализовал Костылина, и он становится не способным принять хоть какие-то волевые решения. Вряд ли его можно обвинять в предательстве, он не злодей, а просто слабый, трусливый, пассивный человек. Это проявилось и в ситуации побега, и в отказе от второй попытки бежать: «…уж мне видно отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться нет сил?»

5. Все эти ситуации показывают читателям, как важно не сдаваться морально, даже если твои ноги в колодках, а сам ты пленник в стане врагов. Как только человек чувствует себя жертвой, он начинает упускать свою судьбу, толкает себя к гибели. Чудом Костылин остался жив, его спасли деньги.

Вот только деньги могут быть под рукой не всегда, а сила духа выручит даже там, где обстоятельства будут против человека.

Источник

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)

В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

История создания

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Жанр, направление

«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.

Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.

Суть: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Главные герои и их характеристика

При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:

герои рассказа «кавказский пленник» характеристика
иван жилин русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар.
костылин состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз.

Темы и проблемы

Главная мысль

Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.

Источник

Кавказский пленник Толстой Л.Н. — читательский дневник

small item 684

Рассказ «Кавказский пленник» охарактеризован как «быль», потому что был написан по реальным событиям, в которых участвовал автор. Простота изложения, яркие образы и глубокий нравственный смысл сделали рассказ одним из лучших произведений мировой литературы.

Читательский дневник отражает эмоциональный отклик на произведение.

Быль написана в 1872 году, опубликована в журнале «Заря» в том же году.

Действие происходит в 1850-е годы (период Кавказской войны, 1817-1864), место действия – Кавказ.

Иван Жилин – главный герой, офицер русской армии в период боевых действий на Кавказе. Он является воплощением смелости, чести, достоинства, человечного отношения к людям. Сам решает свою судьбу.

Костылин – сослуживец Жилина, попавший с ним в плен. Противоположность Ивана, слабый, безвольный человек, не умеет брать ответственность за свои решения и действия, перекладывает это на других.

Дина – 13-летняя дочка татарина, ставшего хозяином пленников. Помогает Ивану сбежать из плена.

Абдул-Мурат – татарин, выкупивший Ивана, хозяин пленников. Уважительно относился к Жилину, видя в нем человека, а не врага.

Двое русских офицеров, Жилин и Костылин, по неосторожности попадают в плен к татарам, за них хотят получить выкуп. Жилин планирует побег, и он удался, но лишь со второй попытки и благодаря помощи девочки Дины. Костылина, из-за которого герои и попали в плен, выкупают за деньги еле живым.

Важно оставаться человеком и не терять мужества даже в самой сложной ситуации. Человек творит свою судьбу сам, она складывается из множества выборов и решений.

Война делает людей врагами, но человечность способна пересилить даже межнациональные конфликты.

Автор ни разу не выразил своего отношения к героям напрямую – он никого не осуждает и не хвалит. Читатель сам должен сделать выводы по описанию поступков героев.

Сравнение и контраст показывают, что является достойным поведением, а что вызывает порицание.

Жилин сумел заслужить уважение горцев, хотя он является для них врагом, что говорит о его высоких человеческих качествах.

Костылин вызывает сочувствие и даже презрение.

Писатель противопоставляет образы Жилина и Костылина, показывая разный подход к жизни и разные нравственные ценности.

Иван – человек действия, волевых решений и ответственности.

Костылин – персонаж, который только пассивно ждет и впутывается в неприятности.

Абдул проникается уважением к Жилину, когда тот дает моральный отпор в ответ на требования выкупа. Он показывает, что не боится угроз и даже самой смерти, выказывает твердость и убежденность. Благодаря этому Иван живет хоть и в плену, но общается с Абдулом наравне.

Сакля – невысокий каменный дом жителей Кавказа.

Бешмет – верхняя одежда горских народов, распашной кафтан до колен.

Высожары – старинное диалектное название созвездия Большая медведица.

Монисто – традиционное женское украшение на шею, представляющее из себя нечто вроде бус с монетками, бляшками и т.п.

Мулла – мусульманский священнослужитель, знаток ритуалов и Корана.

Черкеска – русское название длинного горского военного кафтана.

«Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

«Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал… всё высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев.».

«И чорт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел».
Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

Источник

Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинение

Рассказ «Кавказский пленник» основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал «Русский вестник».

Чему научил этот рассказ именно меня.

Не надо считать себя умнее остальных. Меры предосторожности, основанные явно не на пустом месте, гласили, что нужно ехать только с провожатыми солдатами. Не стоило надеяться, что пронесёт. Война есть война.

Не думай только о себе. Сам погибай, а товарища выручай. Жилин и Костылин вдвоём дали бы отпор татарам. Но Костылин сбежал, и их обоих взяли в плен.

Вариант 2

Писатель Л. Н. Толстой создал много разных произведений нам разные темы и разные по размерам. Рассказ «Кавказский пленник» посвящен кровопролитной войне на Кавказе XIX века. Война шла между горцами и российскими войсками, Россия хотела присоединить Кавказ к своим владениям. Писатель во время боевых действий был на Кавказе и все видел сам, поэтому рассказ можно считать былью.

Рассказ основан на реальных событиях. О том, что русский офицер был взят в плен, а потом бежал было написано в журнале «Русский вестник».

Главными героями являются два офицера армии Жилин и Костылин. В рассказе они противопоставлены друг другу. Жилин был человеком выносливым и сильным, а Костылин был обузой для Жилина. Автор симпатизировал Жилину. Контраст между героями виден даже внешне.

Автор смог в своем произведении показать, что одни и те же условия по – разному влияют на людей. Люди такие как Жилин всегда будут стремиться преодолеть трудности.

Содержание наполнено переживаниями героев, поэтому произведение получилось эмоциональное и волнующее.

После прочтения рассказа читатель задумывается о том, что надо уметь выживать в любой ситуации, дорожить людьми, которые искренне с вами дружат и любят. В рассказе показано, как должен выглядеть настоящий герой и как он должен вести себя в трудной жизненной ситуации.

В рассказе таится глубокий философский смысл, хоть и написан он легким понятным языком. Прочитав рассказ понимаешь, как велика сила духа простого человека.

Рассказ короткий, но производит сильное впечатление. В любое время люди ценили любовь, смелость и доброту.

Герои на протяжении всего рассказа противостоят друг другу. Жилин всегда пытается найти выход из ситуации, а Костылин только ноет и причитает, что ничего не получится. Из – за него не удался первый побег из плена. Во второй раз он не побежал, а стал ждать, когда его выкупят, а Жилин повторил попытку вернуться домой и у него это получилось.

Рассказ учит тому, что не надо никогда сдаваться, стремиться к своей цели при этом не предавать друзей.

5 класс по рассказу Толстова Кавказский пленник

Основываясь на личных впечатлениях Лев Николаевич Толстой написал рассказ о войне 1817-1864 годов на Кавказе. Борьба велась между горными племенами и царской армией, где юный автор служил юнкером.

Повествование в “Кавказском пленнике” основано на реальных событиях изложенных в журнале “Русский вестник”.

События разворачиваются вокруг офицеров Жилина и Костылина. По жизни они являются двумя противоположностями, антагонистами. Жилин был человеком крепким и сильным, упрямым, а Костылин слабым, безвольным. Даже фамилии героев говорят об этом: Жилин — от слова жила, прочный, выносливый, а Костылин — от слова костыль, подпора. Жилин не сдается, ищет выход из сложившейся ситуации, а Костылин смирился с обстоятельствами, заранее готов к поражению. Из-за него провалилась первая попытка бегства из плена. Впоследствии он не бежит из плена, оставшись дожидаться когда за него заплатят выкуп. А главный герой, преодолевая трудности, воплощает в жизнь свои стремления возвратиться на Родину и у него это получается. Одинаковые обстоятельства, а люди реагируют по-разному. В этом рассказе малодушие и безволие противопоставлены решительности, стойкости и крепости.

Повествование написано очень эмоционально, волнующе, наполнено переживаниями персонажей.

Основная тема — это оставаться человеком в любых обстоятельствах. Дорожить дружбой, верностью несмотря на трудности выпадающие на жизненном пути. Никогда ни сдаваться, ни падать духом.

Все творчество великого писателя несет в себе идеи дружбы, преданности и готовность к самопожертвованию. Верность, постоянство, искренность, отвага будут всегда лучшими чертами человечества.

Чему учит рассказ Кавказский пленник

Несколько интересных сочинений

В прошлый четверг мы с семьей ходили в зоопарк. Самое большое животное, которое там было это слон. Его звали Маркиз. Он был серого цвета. У него были огромные уши, размером со спутниковую тарелку. А хобот был похож на змею.

Толстой ценил произведения Лескова и положительно отзывался о нем. Однако таким оценкам Николай Семенович обязан не тем, что стал подражателем стиля автора «Войны и мира».

Подросткам свойственно увлекаться каким-то видом деятельности, который может иметь общественную пользу. Нет ничего удивительного в том, что группа молодых людей по своей инициативе решила оказывать посильную помощь семьям погибших защитников Родины

Три толстяка – управляющие государством. Писатель не дает им конкретных имен и фамилий, они упоминаются как первый, второй и третий толстя

Впервые про Аннушку мы узнаем в первой и четвертой главе романа. Загадочный иностранный гость по имени Воланд упоминает имя Аннушки, как некий фатальный прообраз женщины, которая в силе изменить текущее время событий.

Источник