чему учит рассказ конь с розовой гривой кратко
Конь с розовой гривой Астафьев В.П. — читательский дневник
Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» – не просто поучительная история для детей. Автор поднимает темы влияния семьи на формирование личности ребенка, и важную роль в этом процессе отводит взрослым.
Читательский дневник по рассказу помогает раскрыть глубину нравственных уроков героя.
Время создания произведения — 1963 год.
Время в книге — начало 1930-х годов.
Место действия — городок Чусовой Пермского края.
Витя — сирота, живущий с бабушкой и дедушкой, добрый совестливый мальчик. Под влиянием соседских детей обманул бабушку, но позже раскаялся и извинился.
Катерина Петровна — бабушка Вити, серьезная строгая женщина. Копит деньги на черный день, любит порядок и размеренность. Правильно реагирует на обман внука: сначала ругает, затем выполняет обещание подарить пряник в виде коня.
Дедушка — тихий, малоразговорчивый человек, умеющий и любящий работать. Для внука является примером мудрости, спокойствия и силы. Одним своим присутствием дарит ребенку поддержку.
Левонтий — рабочий лесозаготовки, трудяга. Живет одним днем или текущим моментом, почти не думает о будущем. После получки обычно пьет и может натворить что-нибудь нехорошее
Санька — младший сын Левонтия, приятель Вити, зачинщик всех проказ, обманов и манипуляций.
Мальчик Витя идет собирать землянику с соседскими ребятишками, чтобы получить от бабушки в награду пряник в виде коня. Санька насмехается над Витей и провоцирует его на то, чтоб съесть ягоды. После товарищ подговаривает Витю обхитрить бабушку, отдав ей корзинку, в которой ягоды только сверху, а внизу – трава. Обман раскрывается, когда бабушка уже на рынке. Вите совестно, он боится идти домой, возвращается только к ночи.
Утром дедушка подбадривает внука и убеждает его попросить прощения за проступок. Бабушка долго совестит Витю, но после все равно отдает ему купленный пряник.
Рассказ может быть поучительным как для детей, так и для взрослых. Детей он учит тому, что необходимо учиться различать хорошее и плохое. То, что кажется Саньке нормальным и веселым, не стыкуется с нравственными ценностями Вити. Ради того, чтоб доказать что-то чужому мальчишке, Витя обманывает близкого и дорогого человека – бабушку. Но мальчик вовремя спохватывается и понимает, что поступил непорядочно.
Для взрослых поучительный момент заключается в реакции дедушки и бабушки. Дедушка оказывает моральную поддержку, хоть и признает, что внук поступил нехорошо. Бабушка ругает Витю, стараясь объяснить, как маленькие дурные поступки со временем приводят к печальным последствиям. Но после воспитательной беседы она дарит внуку лакомство, как и обещала. Бабушка показывает, что важно выполнять обещания, что бы ни случилось. В вопросах воспитания бабушка и дедушка на одной стороне, меду ними нет противоречия в оценке поступков.
Рассказ может помочь подросткам увидеть свое поведение со стороны. Со многими случались подобные истории, когда ради одобрения посторонних людей приходилось обманывать своих близких, да и самих себя. Очень важно прислушиваться в такие моменты к голосу совей совести, а не к суждениям людей, подталкивающих к сомнительным поступкам.
Образы в рассказе выстроены по принципу противопоставления.
Герои, олицетворяющие свободу и веселую жизнь – все семейство Левонтия, его сын Санька. Эти герои не заинтересованы в том, чтобы у Вити все было хорошо, они живут свою жизнь и преследуют свои интересы.
Герои, олицетворяющие строгость и порядок – Витина семья, бабушка и дедушка. Для них важно вырастить внука хорошим порядочным человеком, поэтому ему уделяют реальное внимание. Это не похоже на раздачу конфет после получки два раза в месяц в семье Левонтия, а после дети оказываются предоставленными сами себе.
Настоящими друзьями для Вити оказываются именно родные.
Увал — вытянутый в длину холм, имеющий покатые склоны.
Яр — овраг, заросший травой.
Бадоги — бревна, заготовляемые для промышленных целей.
Поскотина — пастбище для скота всех деревенских хозяйств, примыкает к окраине деревни.
Заимка — отдаленный огородный участок, выделявшийся крестьянским хозяйствам.
* Бабушка говаривала, что главное в ягодах – закрыть дно посудины.
* Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко.
* У дедушки на заимке я очень любил бывать. Спокойно у него там, обстоятельно как-то. Может, оттого, что дедушка никогда не шумит и даже работает тихо, неторопливо, но очень уёмисто и податливо.
* Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника.
«Конь с розовой гривой» читательский дневник
Всего получено оценок: 1735.
Всего получено оценок: 1735.
«Конь с розовой гривой» – это добрый, немного печальный, поучительный рассказ о маленьком мальчике-сироте, который совершил неблаговидный поступок, но вовремя осознал свою вину и искренне раскаялся.
Краткое содержание «Конь с розовой гривой» для читательского дневника
Название: Конь с розовой гривой
Число страниц: 33. Астафьев Виктор Петрович. «Конь с розовой гривой. Издательство «Детская литература». 2018 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1963 год
Время и место действия
Произведение является автобиографичным и, если познакомиться с биографией писателя, то становится понятно, что действие рассказа происходит в начале 30-х годов ХХ века, в сибирской деревне, расположенной на берегу Енисея. Своим произведением Виктор Астафьев почтил память любимой бабушки Екатерины Петровны Потылицыной, воспитавшей его после смерти матери. Конь с розовой гривой – редкое по тем голодным временам лакомство – стало символом безграничной бабушкиной любви и заботы.
Главные герои
Витя – семилетний мальчик, сирота, который жил с бабушкой и дедушкой, озорной, но добрый, совестливый мальчик.
Катерина Петровна – бабушка Вити, бойкая, решительная женщина, строгая, но справедливая и очень добрая, любящая.
Дядя Левонтий – сосед Катерины Петровны, ленивый, не хозяйственный, пьющий, но добрый мужчина, в прошлом моряк.
Санька – сын Левонтия, главный задира и бедокур, обманщик и воришка.
Сюжет
На попечении бабушки Катерины Петровны находился ее семилетний внук Витя, оставшийся круглым сиротой. Однажды она послала мальчика собрать землянику для продажи, пообещав за его работу купить пряничного коня с розовой гривой. Витя был очень рад, поскольку такой пряник обеспечивал почёт и уважение у всей деревенской ребятни.
На сбор земляники Витя отправился вместе с соседскими ребятишками – многочисленными отпрысками дяди Левонтия. Когда-то давно дядя Левонтий был моряком и отличался любовью к просторам, водке и безделью. Он совсем не занимался хозяйством, часто выпивал, и дети его мало чем отличались от беспризорников. Однако душа у дяди Левонтия была добрая, и Витя по-своему любил его.
Левонтьевские ребятишки принялись собирать землянику, но затем затеяли драку, рассыпав её. Было принято решение доесть остатки и идти на речку купаться. Главный заводила среди братьев и сестёр – Санька – подбил и Витю «на слабо» съесть собранную землянику. А чтобы бабушка ничего не заподозрила, предложил набить туесок травой, а сверху выложить немного ягод.
Вечером провинившийся мальчик очень хотел рассказать бабушке всю правду и получить заслуженное наказание, но постоянно что-то ему мешало. Утром Витя проспал, и бабушка уже ехала на базар. Только там она обнаружила обман и по возвращении домой ругала его и рассказывала всем соседям о его бесчестном поступке.
Вите было очень горького оттого, что он обманул любимого, дорого человека, и он залился слезами чистосердечного раскаяния. Он понимал, что уже никогда в жизни не решится на подлый поступок. Но ещё больший стыд Витя испытал, когда увидел перед собой большой пряник в виде белого коня с розовой гривой.
Вывод и своё мнение
Взрослея и постигая окружающий мир, ребёнок способен впитать в себя как хорошее, так и плохое: всё зависит от того, кто в тот момент окажется с ним рядом и направит в нужное русло. Витя невольно оказался под сомнительным влиянием левонтьевских ребятишек, однако благодаря бабушке понял, насколько был неправ и искренне раскаялся в своём проступке. Эта история стала отличным жизненным уроком для маленького мальчика, который на всю жизнь запомнил бабушкин пряник.
Главная мысль
Любовь родителей безгранична, и только близкие, любящие люди способны понять и простить.
Авторские афоризмы
«…Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо…»
«…С таким конём сразу почёту сколько, внимания. »
«…Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое. »
«…хлеба не стоил, а вино жрал…»
«…Зато как тятька шурунет нас — бегишь и не запнёшша…»
«…Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат. »
«…у них самих в кармане — вошь на аркане…»
Толкование непонятных слов
Благой – хороший, добрый.
Охламон – глупый, бестолковый и ленивый человек.
Получка – заработная плата.
Новые слова
Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.
Туесок – сосуд из бересты цилиндрической формы, используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов.
Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинных ремней или верёвок и служащая для того, чтобы править лошадью.
Чурбак – обрубок дерева, короткое бревно.
Анализ «Конь с розовой гривой» Астафьев
Всего получено оценок: 1388.
Всего получено оценок: 1388.
Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – воспоминания писателя о детстве, переданные при помощи художественного слова. Кажется, что взрослый человек наблюдает за собой со стороны. Он не просто рассказывает о поступках сорванца-мальчишки, но и анализирует их, подталкивая читателя к серьёзным выводам. Школьники изучают «Коня с розовой гривой» в 6 классе. Предлагаем краткий анализ произведения, который поможет качественно подготовиться не только к урокам, но и к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1963.
Тема – В произведении можно выделить две основные темы: обман Витьки и духовное становление личности.
Композиция – Композиция произведения простая, однако есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительность.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения тесно связана с жизнью В. Астафьева. В нём отобразились воспоминания писателя о детстве. Известно, что Виктор Петрович в семь лет потерял мать. Женщина перевернулась на лодке и утонула. Отец мальчика женился во второй раз, а сына отправил в детский дом.
Самым близким человеком после смерти матери стала бабушка Потылицына Екатерина Петровна. Она жила в деревне. Её соседом был дядя Левонтий – глава многодетной семьи. Витя дружил с сыном соседа Санькой. Товарищи любили рыбачить, купаться на речке, вместе частенько попадали в разные истории. Одна из них отразилась в рассказе.
Год написания произведения – 1963. Рассказ «Конь с розовой гривой» – часть автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон».
Анализ рассказа «Конь с розовой гривой» стоит начинать с характеристики главных тем и системы образов.
Мотив детства очень распространён в мировой литературе. В. Астафьев развивает его так, чтобы раскрыть две темы: приключения мальчика Вити и соседских детей и духовное становление личности. Указанные темы «Коня с розовой гривой» тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.
Начинается «Конь с розовой гривой» коротким разговором бабушки и внука. Бабушка просит мальчика насобирать туесок земляники, обещая за это пряник – коня с золотой гривой. Несколько абзацев посвящено описанию лакомства. В них В. Астафьев погружается в свои детские заботы и мечты.
Бабушка и внук Витя – главные герои произведения. Постепенно галерея образов дополняется. Читатель узнает о членах семьи бабушкиного соседа Левонтия: жене Васёне, детях Саньке и Таньке. Все они играют второстепенную роль. Эпизодичные образы – дед и мать Витьки.
Центральное событие сюжета – сбор земляники. В. Астафьев рассказывает, как главный герой вместе с друзьями собирал ягоды. Дети Левонтия больше ели, чем работали. Витя же собрал туесок земляники, но часть его «добычи» съели, часть – рассыпали. Витька испугался: что скажет бабушка. Она была женщиной доброй, но строгой. Санька посоветовал другу обмануть её: насыпать в туесок земли и травы, а сверху положить ягоды. Так ребята и сделали.
Обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. Привлекает внимание эпизод, описывающий возвращения бабушки с рынка. Мальчик заметил, как бабушка грозила ему с лодки кулаком. Вид лодки посреди реки напомнил мальчишке о смерти матери, утонувшей в Енисее.
В произведении раскрываются такие моральные проблемы: проблема отношений между представителями разных поколений, проблемы обмана, совести, дружбы.
Основная мысль произведения: нужно уметь говорить правду, поступать по совести. Это то, чему учит читателя автор.
Композиция
Характеристика композиции – обязательный пункт плана «Коня с розовой гривой». Произведение не отличается сложной смысловой или формальной организацией, однако есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена.
Начинается рассказ завязкой – просьба бабушки. Далее следует экспозиция – знакомство с семьёй Витьки и Левонтия; развитие событий – сбор земляники, попытка обмануть бабушку; кульминация – переживания главного героя (заметит бабушка обман или нет); развязка – бабушка ругает внука, а потом Витька по совету дедушки мирится с ней. Особенности развития сюжета связаны с тем, что анализируемое произведение – часть повести.
Пейзажи и портреты в рассказе лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительность. Смысл «Коня с розовой гривой» сконцентрирован в искреннем признании взрослого человека.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Коня с розовой гривой».
Жанр произведения В. Астафьева – рассказ, о чем свидетельствуют такие особенности: небольшой объём, небольшое количество главных героев, внимание сконцентрировано на одном событии. Направление произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Астафьев В. «Конь с розовой гривой» Читательский дневник, краткое содержание
Астафьев В. «Конь с розовой гривой» Читательский дневник, краткое содержание
Автор Астафьев Виктор Петрович – русский писатель. Родился 1 мая 1924 года.
Название Конь с розовой гривой
Жанр произведения «Конь с розовой гривой» рассказ
Тема произведения «Конь с розовой гривой» Дать оступившемуся человеку второй шанс
Число страниц 33
Год написания рассказ «Конь с розовой гривой». Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор? 1963 год. В этот год президентом СССР был Н.С. Хрущев. Характеризовалось это время налаживанием контактов с соседскими республиками.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
Положительные персонажи рассказа «Конь с розовой гривой»
Отрицательные персонажи рассказа «Конь с розовой гривой»
Время и место действия рассказа «Конь с розовой гривой» действие произведения происходит примерно в 1930 годы в деревушке Сибири. В это время у власти находится Н.С. Хрущев. Обстановка вполне спокойная.
Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» для читательского дневника
Главная мысль
Родные и близкие люди смогут простить любой поступок. Ведь любовь, которая есть между близкими людьми настолько сильна, что может победить, что угодно.
Отзыв о рассказе «Конь с розовой гривой».
Конечно же, мне очень понравился рассказ «Конь с розовой гривой». Прочитав его, я в очередной раз убедилась, насколько сильна может быть любовь между людьми. Бабушка, несмотря на обман мальчика, всё-таки купила ему пряник, о котором он мечтал. В то же время как сам мальчик осознал, что поступил подло по отношению к бабушке. Именно любовь между ними смогла перебороть обман.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Больше всего мне понравился отрывок, в котором описывается момент раскаяния Вити в содеянном. Он полностью, до глубины души осознает свою ошибку и заливается искренними слезами. Этот момент очень и очень трогательный и не может оставить никого равнодушным. Читая этот отрывок, сам невольно начинаешь чувствовать состояние мальчика и сопереживать ему.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
«Конь с розовой гривой» анализ произведения Астафьева – тема, план, пролематика, чему учит рассказ
Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – воспоминания писателя о детстве, переданные при помощи художественного слова. Кажется, что взрослый человек наблюдает за собой со стороны. Он не просто рассказывает о поступках сорванца-мальчишки, но и анализирует их, подталкивая читателя к серьезным выводам. Школьники изучают «Коня с розовой гривой» в 6 классе. Предлагаем краткий анализ произведения, который поможет качественно подготовиться не только к урокам, но и к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1963.
Тема – В произведении можно выделить две основные темы: обман Витьки и духовное становление личности.
Композиция – Композиция произведения простая, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения тесно связана с жизнью В. Астафьева. В нем отобразились воспоминания писателя о детстве. Известно, что Виктор Петрович в семь лет потерял мать. Женщина перевернулась на лодке и утонула. Отец мальчика женился во второй раз, а сына отправил в детский дом.
Самым близким после смерти матери стала бабушка Потылицына Екатерина Петровна. Она жила в деревне. Ее соседом был дядя Левонтий – глава многодетной семьи. Витя дружил с сыном соседа Санькой. Товарищи любили рыбачить, купаться на речке, вместе частенько попадали в веселые истории. Одна из них отобразилась в рассказе.
Год написания произведения – 1963. На самом деле, «Конь с розовой гривой» – часть автобиографической повести В. Астафьева «Последний поклон».
В «Конь с розовой гривой» анализ стоит начинать с характеристики главных тем и системы образов.
Мотив детства очень распространен в мировой литературе. В. Астафьев развивает его так, чтобы раскрыть две темы: приключения мальчика Вити и соседских детей и духовное становление личности. Указанные темы «Коня с розовой гривой» тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.
Начинается «Конь с розовой гривой» коротким разговором бабушки и внука. Бабушка просит мальчика насобирать туеску земляники, обещая за это пряник – коня с золотой гривой. Несколько абзацев посвящено описанию лакомства. В них В. Астафьев погружается в свои детские заботы и мечты.
Бабушка и внук Витя – главные герои произведения. Постепенно галерея образов дополняется. Читатель узнает о членах семьи бабушкиного соседа Левонтия: жене Васёне, детях Саньке и Таньке. Все они играют второстепенную роль. Эпизодичные образы – дед и мать Витьки.
Центральное событие сюжета – сбор земляники. В. Астафьев рассказывает, как главный герой вместе с друзьями собирал ягоды. Дети Левонтия больше ели, чем работали. Витя же собрал туеску земляники, но часть его «добычи» съели, часть – рассыпали. Витька испугался: что скажет бабушка. Она была женщиной доброй, но строгой. Санька посоветовал другу обмануть ее: насыпать в туеску земли и травы, а сверху положить ягоды. Так ребята и сделали.
Обман бабушка обнаружила только на рынке. Она рассердилась на внука, но пряник ему привезла. Привлекает внимание эпизод, описывающий возвращения бабушки с рынка. Мальчик заметил, как женщина грозила ему с лодки кулаком. Вид лодки посреди реки напомнил мальчишке о смерти матери, утонувшей в Енисее.
Мальчику было стыдно за свой поступок, он не знал, как ему поступить. На помощь пришел дедушка. Он посоветовал попросить у бабушки прощения. Витя так и сделал. В конце перед нами появляется взрослый мужчина, который признается, что бабушка и дедушка умерли, его же «жизнь клонится к закату», но память его сохранила «дивного коня с розовой гривой». Завершающая часть произведения – ключ к толкованию названия рассказа. Розовый конь – символ памяти о дорогих сердцу людях, также его можно толковать как совесть.
В произведении раскрываются такие моральные проблемы: отношения между представителями разных поколений, обман, совесть, дружба.
Описанные события, система образов позволили автору реализовать идею о том, что обман всегда раскрывается, важно уметь жить с чистой совестью.
Основная мысль произведения: нужно уметь говорить правду, поступать по совести. Это то, чему учит читателя автор.
Композиция
Характеристика композиции – обязательный пункт плана «Коня с розовой гривой». Произведение не отличается сложной смысловой или формальной организацией, однако, есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена.
Начинается рассказ завязкой – просьба бабушки. Далее следует экспозиция – знакомств семьей Витьки и Левонтия; развитие событий – сбор земляники, попытка обмануть бабушку; кульминация – переживания главного героя, заметит бабушка обман или нет; развязка – бабушка ругает внука, а потом Витька, по совету дедушки, мирится с ней. Особенности развития сюжета связаны с тем, что анализируемое произведение – часть повести.
Пейзажи и портреты в рассказе лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительности. Смысл «Коня с розовой гривою» сконцентрирован в искреннем признании взрослого человека.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Коня с розовой гривой».
Жанр произведения В. Астафьева – рассказ, о чем свидетельствуют такие особенности: небольшой объем, небольшое количество главных героев, внимание сконцентрировано на одном событии. Направление произведения В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.