чему учит рассказ лиханова последние холода

admin

«Последние холода» — читательский дневник по повести А. Лиханова

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 2021 09 29t234849.426

Повесть «Последние холода» Альберта Лиханова была написана и опубликована в журнале «Юность» в 1984 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Альберт Анатольевич Лиханов
Название произведения: «Последние холода»
Жанр: повесть
Год написания: 1984
Издательство: Детская литература
Год издания: 2020

Главные герои и их краткая характеристика

Краткое содержание и сюжет

Коля и его мама, как могли помогали Вадику с сестрой, но аккурат перед Днем Победы мама Вадика и Марьи умерла, и детей отправили в детский дом.

Потом, встречая в столовой других «шакалов», Коля всегда делился с ними своими обедами.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В повести рассказано о судьбе детей в голодное время последнего года войны. О том, как двое детей чуть не умерли с голода, когда мама заболела тифом, а у них украли талоны. И они не ели по несколько дней. Как им приходилось выживать, скрывая это. Они очень боялись, что об этом узнает мама и это ее погубит.В судьбу детей вмешалась мама Коли, который познакомился с ним в столовой, где им приходилось » шакалить», просить, отбирать, унижаться, доедать за другими, то что оставалось. Это спасли их от смерти, но за несколько дней до Победы, в больнице, умерла их мама и их забрали в детский дом.

План пересказа

а) война, Коля живёт с мамой и бабушкой
б) талоны на доппитание
в) 8-я столовая
г) шакалы
д) драка Вадика и парнишки по кличке Нос
е) обморок Вадика.
д) дети у Коли, его мама узнала, что случилось с детьми
ж) дети пишут письмо маме в больницу, но не говорят, что они голодают, у них украли талоны и деньги
з) школа жизни Коле от Вадика в день прогула школы
и) детям помогают, дают талоны, жизнь немного наладилась
к) День Победы
л) мама Вадика и Маши умерла в больнице, их отправляют в детдом.
м) детский дом отправляют на Запад страны, дети расстаются
н) наказ Анны Николаевны детям.

Основная мысль

Чему учит

Повесть учит быть сострадательным к тем, кого постигло горе. Что нужно всеми путями защищать своих близких, заботиться о них.

Отзыв и что понравилось

Вывод и мое мнение

Война приносит с собой тяжёлые испытания, которые далеко не каждый способен достойно преодолеть. Голод стирает в душе человека былые ценности, превращая его в загнанного зверя. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное — порядочность, доброту.

Источник

О чем заставляет задуматься повесть Лиханова “Последние холода”

Столько на свете существует книг – не перечесть и за тысячу лет жизни! Авторов, наверное, миллионы. а “талмудов” – во много раз больше. Большая часть их, наверное, и не стоит лично моего внимания.

Кое-что из прочитанного забывается на следующий же день. Некоторые книги остаются в душе, редкие хочется перечитать еще раз. Единицы – переворачивают душу, вызывают слезы, шокируют и не забываются никогда.

Вряд ли я еще вернусь и перечитаю повесть Альберта Лиханова под символическим названием “Последние холода”. Но забыть ее

Тема, предложенная для сочинения, довольно суха и малоэмоциональна, хотя и относится к разряду почти “свободных”. “О чем заставляет задуматься”? Разве все упомнишь, обо всем словами на бумаге напишешь?

Во-первых, о детстве. О том, какое это сложное время для Личности. Ты не хозяин сам себе, своему телу, собственным вещам, даже речам и мыслям, которые пытаются контролировать “бдительные” и “заботливые” родители. Ничего маленький человек не может решать.

Нет сил и опыта для того, чтобы противостоять авторитетам, нравоучениям, физическому

Вывод, который можно сделать из вышесказанного (он почти дословно повторяет высказывания автора): родителям, учителям, соседям и вообще всем взрослым, которые общаются с детьми, нужно быть чрезвычайно внимательными, следить за собой, своими действиями и словами. Не навредить! Не покалечить душу!

Не извратить моральных норм!

Во-вторых, страшно и красноречиво, хотя и немногословно, описана тема лишений и голода, от которого люди “съезжают” с рельс нравственности, воспитанности, самоуважения. Как это – тарелки облизывать? Как это – у малышей краюху черного хлеба отнимать? Не знает тот, кто просто голоден, кого дома ждет ужин, бабушкой заботливой приготовленный.

Тот же, кто голодает неделями, перебиваясь “шакальством”, уже не воспринимает это, как унижение, лишь – как средство, чтобы протянуть еще денек, чтобы не умереть.

Мальчик – ученик начальных классов, он же автор, от лица которого ведется повествование, начинает осознавать “океанские глубины” жизни. Он, сидя на маленьком, теплом и чистом островке, мамой-бабой оберегаемый, одетый-причесанный-накормленный (ценой немалых лишений для двух измотавшихся женщин), никогда не сталкивался с бедой. Оказывается, существуют градации: того же голода, например. Или отчаяния, от которого можно вцепиться в глотку главарю хулиганской злобной шайки.

А после – упасть от истощения в обморок.

Все это в новинку для благополучного мальчика. И не успела его захватить, засосать та страшная жизнь, на которую обречены осиротевшие Вадька и Марья.

Все кончается победой, счастьем и ликованием. Почти для всех.

Об это тоже задумываешься над повестью: какое же это счастье – мир!

Related posts:

Источник

Краткое содержание «Последние холода»

Всего получено оценок: 96.

О произведении

Повесть «Последние холода» Лиханова была написана в 1984 году. Глазами десятилетнего мальчика показаны страшные реалии военного времени: голод, жестокость, унижение, страшные потери. Маленькие дети вынуждены надеяться только на самих себя и всеми силами бороться за выживание.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Последние холода» по главам на нашем сайте. Пересказ книги пригодится при работе над читательским дневником.

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Коля учился в третьем классе, и его учительницей была Анна Николаевна, которую особенно ценили за « полководческий ум ». Она никогда не поучала, но давала ценные жизненные уроки, которые надолго врезались в память детей.

На дворе был уже сорок пятый год, и каждый день по радио объявляли об очередной победе советских войск над фашистскими захватчиками. В эти дни Колю переполняли противоречивые эмоции — « предчувствие радости и тревоги за отца », воевавшего на фронте.

Всем школьникам по очереди выдавали талоны на дополнительное питание. В этот раз пришёл черёд Коли — Анна Николаевна выдала ему талон, чтобы он пообедал в столовой № 8. Несмотря на то, что « мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил », чтобы Коля не голодал, он постоянно испытывал « ощущение несытости ».

На следующий день еда в столовой « оказалась похуже вчерашней ». Коля с трудом заставил себя съесть две трети овсяного супа, после чего принялся за котлету. Неожиданно рядом появился мальчик, у которого было « жёлтое, почти покойницкое лицо ». Он шёпотом попросил разрешения доесть остатки супа и в одно мгновенье проглотил его. Мальчик был не один, а с младшей сестрой, которая также выпрашивала остатки еды у обедавших школьников. Коля узнал, что таких ребят тут называют «шакалами».

Мысль о голодных детях, готовых « доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки » не давала покоя Коле. Тайком от матери он стащил из буфета кусок хлеба и положил в портфель.

В этот день в столовой царило настоящее столпотворение — « сошлись две или, может, даже три смены ». Коле пришлось столкнуться с настоящей бандой старшеклассников, от которых ужасно воняло махоркой. Главарём этой банды был носатый верзила, которому Коля дал прозвище Нос.

Коля узнал, что «шакалы» часто крали еду прямо со стола. На них устраивали настоящие облавы, но ничего не помогало. Вскоре Коля стал свидетелем того, как вчерашний желтолицый мальчик украл хлеб у маленькой девочки.

Коля услышал, как Нос подговорил своих товарищей проучить «шакала». Окружив желтолицего мальчика, они « были похожи на стаю, загнавшую зверя ». Началась драка, и неожиданно для всех «шакал» что есть силы вцепился руками в горло Носа и принялся его душить. Друзья Носа в страхе разбежались.

Желтолицый мальчик потерял сознание, и Коля побежал в столовую за помощью. Гардеробщица напоила мальчика сладким чаем, и тот пришёл в чувство. Коля узнал, что «шакал» не ел пять дней.

Коля познакомился с желтолицым — его звали Вадька, а сестру — Марья. Он узнал, что их отец погиб на фронте, а мать лежала в больнице. Дети, потеряв деньги и карточки на продукты, голодали, но не говорили об этом матери, не желая её расстраивать.

Коля видел, что его новым знакомым « нехорошо и одиноко », и отчаянно хотел им помочь. Вадька сказал, что им надо как-то дожить до конца месяца, и тогда они получат новые карточки. Коля решил отдать ребятам свою куртку.

Мама Коли, узнав о беде Вадьки и Марьи, пригласила их в дом. Бабушка накормила ребят вкусной заварихой с маслом, и те, наевшись впервые за долгое время, крепко уснули.

Мама Коли решила помочь детям и попросила их обязательно прийти к ним вечером. Ради нового друга Коля пропустил уроки и вместе с Вадимом бродил по городу в поисках продуктов. В этот день им удалось выпросить немного жмыха с маслозавода.

Вадим рассказал Коле о том, как ему морально тяжело быть «шакалом», но иначе Марья умрёт от голода. Он также поведал о местной шпане, которая отбирает в столовых у детей еду, угрожая ножом.

Вадим привёл Колю на рынок, который « считал серьёзным в смысле жратвы местом », и поведал о способах добычи пропитания. Мальчики заглядывали под прилавки в надежде отыскать обронённую картофелину, но так ничего не нашли.

После рынка ребята зашли в Вадькину квартиру. Коля раньше никогда « не видел такой убогости». Вадим рассказал, что после смерти отца мать сильно изменилась и стала странно себя вести.

Мама Коли рассказала в школе о голодных детях, и директор выдал им талоны в столовую, а учительница собрала немного денег. Вадим очень обрадовался, что « теперь не надо шакалить ».

В столовой один из представителей шпаны отобрал еду у Марьи, угрожая ей бритвой. Мальчики заступились за неё, и хулиган поспешил скрыться.

По дороге домой ребят догнал хулиган из столовой и бритвой разрезал пальто Вадиму — « теперь его не продашь ». Марья принялась горько плакать.

Коля с Вадимом и Марьей отправились к тифозным баракам, чтобы передать письмо больной маме. Из больницы Вадик вышел совсем другим человеком, какой-то сгорбленный, усталый. Коля только теперь понял, с какой страшной бедой столкнулись его новые друзья. Коля почувствовал себя « зелёным сопляком по сравнению даже с Машкой ».

Вечером пришёл Вадим с продуктами, которые ему передали в школе. Он рассказал, что директор предложил им временно пожить в детском доме, пока не поправится их мама.

Мама Коли настояла на том, чтоб Вадька сходил в баню. Марья призналась, что однажды Вадим её взял в мужскую баню, ей было ужасно стыдно, и больше она туда никогда не пойдёт.

9 мая была объявлена долгожданная победа над Германией. Все вокруг ликовали. Анна Николаевна собрала ребят в классе, поздравила с победой и сказала, что они, дети войны, никогда не должны забывать её — только так можно сохранить мир на земле.

После школы Коля навестил своих друзей и узнал о страшном горе: их мама умерла. Вскоре их забрали в детдом, и дружба Коли и Вадьки оборвалась — отныне они жили словно в разных мирах.

Война закончилась, и Коля быстро забыл о голодных днях. Он уже заканчивал четвёртый класс, но в восьмой столовой по-прежнему обитали «шакалы» — « маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки ».

lazyimg

Заключение

Война приносит с собой тяжёлые испытания, которые далеко не каждый способен достойно преодолеть. Голод стирает в душе человека былые ценности, превращая его в загнанного зверя. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное — порядочность, доброту.

После ознакомления с кратким пересказом «Последние холода» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Лиханов «Последние холода» краткое содержание, главная мысль, что писать?

answer avatar

С одним из таких шакалов Коля познакомился поближе. Его звали Вадик, у него была младшая сестра, их мама лежала в тифозном бараке, отец погиб на фронте, а продуктовые карточки были потеряны.

Коля и его мама, как могли помогали Вадику с сестрой, но аккурат перед Днем Победы мама Вадика и Марьи умерла, и детей отправили в детский дом.

Потом, встречая в столовой других «шакалов», Коля всегда делился с ними своими обедами.

Главные герои: Коля, его мама и Вадик и сестрой Марьей.

answer avatar

В этой повести Альберта Анатольевича Лиханова описывается голодное время последних дней войны.

Хотя отец на фронте, семья Коли не голодает, о нём заботятся мама и бабушка. Коля ходит в школу и там сталкивается с другими несчастными и голодными детьми. Он начинает помогать голодающему Вадьке, которого ребята бьют за воровство хлеба. Но Вадька вынужден это делать, потому что у Вадтки сестра умирает от голода, а мать находится в больнице. Коля всячески помогает сверстнику, отдаёт ему свою куртку, мама подкармливает продуктами и помогает сестре. Но мама Вадьки умирает в День Победы, в туберкулёзной больнице умирает и его сестра Марья, а он сам попадает в детский дом.

Коля восхищён «генеральским умом» своей учительницы Анны Николаевны, которая учит их, исподволь объясняет им важнейшие истины.

Главная мысль повести заключается в том, чтобы люди не забывали ужасы войны и на какие жертвы шли ради Победы над врагом. Именно об этом просит детей и учительница Анна Николаевна. Передать эту память нужно детям и внукам.

WecRpi4YTviWvnAUQ9FIuiJjzfRfCL4

answer avatar

Сказка небольшая, но поучительная. Ремизов точно показал в своем произведении, что тот голос слышен и помнится, что добром и милосердием зовется. Добрые дела за тебя должны говорить, праведные поступки. Не скупись, не будь жадиной, людям помогай, да душой своей прохожих согревай, вот и сольется тогда твой голос с миллионами тех голосков, что уже поют мелодично из тысячи мест нашей матушки земли! Вот в чем смысл сказки, вот чему она нас учит.

Краткий отзыв в дневник читателя по сказке «Хлебный голос»

Главной героиней произведения является меньшая царская сноха Поля, которая ладно сказала о хлебном голосе, когда вдовый царь большуху среди невесток выбирал. Царь спросил каждую о том, какой по их мнению голос самый слышный. Так первая и вторая невестки глупостей наговорили про бычка и петуха. Лишь третья младшенькая самой умной оказалась, самой добродетельной. Ее слова понравились царю и сделал он Полю главной домоправительницей во дворце. Такая уж точно справится, добрая она и сердечная, сумеет и гостям угодить и верно распорядиться по хозяйству.

O99Ak3QS2RdykusbqFVsV4HWi99VX2t

answer avatar

Забавная и одновременно поучительная история вышла из-под пера писателя и поэта Саши Черного, рассказывающая нам о встрече бродячего кота с шаловливым мальчуганом, которая закончилась тем, что животное навсегда разлюбило мальчиков и велосипеды. Однако, обо всем по порядку.

У самого моря живет умный бродячий кот, знающий, что там где рыбаки, для него всегда найдется кусок рыбки или внутренностей, коими люди пренебрегают, не в пример животным. Однажды в комнате с голубой дверью поселяется семья из 3-х человек. Кот знакомится с каждым, по особенному выказывая свое уважение, почтение и дружбу по отношению к женщине, мужчине и ребенку. Те, в свою очередь, угощают кота колбасой, бисквитом и рыбьим жаренным хвостиком. Особый интерес кот вызвал у мальчика, который после обеда решает поиграть с ним. В качестве забавы, малыш выбирает катание на велосипеде вместе с котом, которого он заботливо засовывает в корзинку. Очумевший от езды, кот на остановке вываливается из своего заточения, и лишь мальчик отворачивается, тот сбегает от своего мучителя прочь. С тех пор кот не равнодушен к велосипедам и мальчишкам.

Отзыв по рассказу С. Черного про кота на велосипеде для читательского дневника

Вывод: чему меня научила эта история? Тому, что нельзя навязывать свои игры другим. Да, здесь был кот, который не мог даже сказать мяу-нет своему новому другу, поэтому ему пришлось испытать все тяготы езды на велосипеде. Однако, ребенок должен научиться понимать, что не все его благостные намерения по отношению к братьям нашим младшим могут быть хороши. Если человек может сопротивляться и говорить нет, когда ему что-то не нравится, то животное, как существо, лишенное способности общения на человеческом языке, не может возразить и вынуждено терпеть издевательства над своим телом. Но это не повод, дающий вам право жесткого обращения с ними!

Для тех кого заинтриговала эта история, предлагаю полную версию рассказа Саши Черного «Кот на велосипеде» прочитать ниже.

answer avatar

Краткое содержание рассказа «Голубиные башмаки»

Чему меня научила эта история? Не доверять незнакомцам, не быть таким наивным, как Володя, больше читать и узнавать, чтобы не поддаваться на провокации нелепых советов, да и вообще с осторожностью принимать на веру советы от посторонних малосимпатичных лиц.

В довершении, а вот насмешка старшего брата над младшим, мне не понравилась. Для Володи ловля голубей и потеря ботинка являются серьезными делами. И если он решил довериться, то стоило также серьезно отнестись к его словам, а не давиться супом от хохота, над наивностью малыша, ему же всего 6,5 лет!

Заполнение читательского дневника по рассказу С. Чёрного «Голубиные башмаки» в виде плана

Источник

Альберт Лиханов — Последние холода:
Краткое содержание

Автор посвящает книгу детям войны и их недетским страданиям, и взрослым, которые живут по совести.

Рассказчик Коля вспоминает себя третьеклассником в школе тылового городка в апреле 1945 года. Он жил тогда в постоянном ощущении «несытости», с мамой-медработником и бабушкой, отец был на фронте. Мальчику запомнилась учительница «с полководческим умом» Анна Николаевна, ее мудрые «правила жизни», чести, уважительного отношения к образованию, родителям.

Получив талоны на дополнительное питание в столовой № 8, уже на входе Коля сталкивается с суровой на вид, но доброй гардеробщицей Грушей и очередью. Здесь он увидел тех, кого крепкие парни с презрением назвали «шакалами». Это был Вадька Русаков, желтолицый мальчик-шестиклассник, с безумными глазами, который попросил у него недоеденную овсянку. Коля, потрясенный, отдал. Марью, маленькую сестричку Вадьки, накормила какая-то добрая девчонка. «Голод убивает всякий стыд». Дети любят и страдают посильней взрослых.

Домашнему Коле интересно с Вадимом, он как оруженосец при рыцаре, узнает жизнь, видит борьбу с голодом, хочет помочь ребятам. Выдерживает характер перед бабушкой и мамой, выносит Вадьке свою куртку. Конечно, потом обе женщины, узнав обо всем, жалеют ребятишек. Но Вадим не хочет сидеть у них на шее. Наутро он вместо школы обходит город, собирая еду. Коля идет с ним, чуть ли не впервые прогуляв школу, пробует жмых, ищет на базаре упавшую картошку.

Живут Русаковы очень бедно. Коля поражен, какие разные у них мамы. Его – защитница, а мать Вадима сама, похоже, нуждается в защите. В этот раз мама Коли добилась, чтобы детям выдали талоны в столовую. Перепали им и деньги и продукты от учителей, и новые карточки. В столовой парень с лицом как тыква и бритвой отнял у Марьи котлету, Вадька его ударил, тот в ответ порезал ему пальто. Котлету после него никто есть не стал. Ребятам даже жаль его.

В этот раз в барак письмо маме передал Коля, хотя и трусил перед заразой. А там спросили – нет ли к письму еды. То есть, мама ребят тоже недоедает, и Вадька слышит это каждый раз. «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное», умом или сердцем.

Мама решила, что Вадька плохо влияет на Колю, раз он прогулял школу. «Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская», непросто пережить несправедливый окрик взрослого, особенно матери. Мама была неправа, но с того дня дружба ребят пошла на убыль. Осталось «знакомство». В последний день войны, 8-го мая, мама с Колей навестили ребят, «маленьких героев». Она знала, что их матери больше нет. А потом и плакала, и смеялась от счастья, что «войне конец». На улице все как родные друг другу. Анна Николаевна, как всегда, сказала важные слова им, «детям минувшей войны»: пойдут другие поколения, а вы не дайте им забыть войну.

В этот великий праздник Вадим с Марьей узнали, что их мама умерла. Коля чувствует себя ребенком, чужим, из праздничного мира. Вадим просит его уйти. Его с сестрой определяют в детдом. Коля раз зашел к нему, да сказать им друг другу было нечего. Война кончилась, а «шакалы» остались. «Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки». Такое нельзя забыть. Правду нужно помнить и новым поколениям людей.

Читательский дневник по повести «Последние холода» Лиханова

Сюжет

В апреле 1945 года третьеклассник Коля с мамой и бабушкой в тыловом городе ждет отца с фронта. В столовой, где он ест по талонам на дополнительное питание, «шакалит» шестиклассник Вадька Русаков: выпрашивает или крадет еду. «Шакалов» презирают, Вадьку пытается побить парень из шайки по кличке Нос. Коля узнает, что Вадим носит еду младшей сестре Марье. Девочка потеряла карточки на еду, их отец погиб на войне, а мама в тифозной больнице. Домашний мальчик Коля восхищается самостоятельностью Вадьки, его знанием жизни и борьбой с голодом.

Однажды Коля вместо уроков идет искать еду, и мама запрещает ему водиться с Вадькой. Она же добилась выдачи детям карточек и талонов. Счастье дня Победы для Русаковых омрачено новостью о смерти мамы. Теперь им только в детдом. Коля чувствует себя ребенком перед Вадимом. Их пути расходятся. Мудрая учительница Коли Анна Николаевна просит детей помнить о войне и привить эту память следующим поколениям людей.

Отзыв

Повесть о детстве, опаленном войной, память о котором нельзя предавать. В каждую семью вошло горе. Дети взрослеют раньше времени. Война сделала брата и сестру Русаковых сиротами. И таких, как они, было много. Об этом нужно помнить, не допустить новой войны. Образ мудрой мамы героя, образ учительницы, которая не только учит, но и воспитывает детей настоящими людьми.

Повесть учит быть отзывчивым, сострадательным, самоотверженным, бесстрашным, честным, требовательным к себе, а не другим, самостоятельным, верным, благодарным, совестливым. Учит беречь память о войне, ее больших и маленьких героях, ценить мир, время, родных, верить в лучшее.

Источник