чему учит рассказ льва толстого детство

admin

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Толстой Л. «Детство» Читательский дневник, краткое содержание

Толстой Л. «Детство» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Толстой Лев Николаевич

Название: «Детство»

Жанр: Автобиографическая повесть

Тема произведения: детство ребёнка из дворянской семьи.

Число страниц: 106

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Эта повесть — воспоминания о детских годах жизни Николеньки Иртеньева, о тех людях, которые его окружали, о родителях и близких. С ним происходили разные события, и радостные, и грустные, но всё равно детство осталось для него одним из самых счастливых периодов жизни.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего запомнился эпизод, когда Николенька уезжал из дома в Москву. Сначала он и не понял, какая грустная минута это была, время расставания, но, увидев мамины слёзы, он всё осознал и почувствовал грусть и печаль.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Детство – это удивительная и прекрасная пора, время интересных открытий и необыкновенных событий.

Чему учит эта книга:

Повесть учит нас тому, что надо быть честным и не бояться своих эмоций и чувств. А ещё учит нас любить своих родителей, быть им благодарными.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Эта повесть мне понравилась, потому что было очень интересно узнать о том, как жили люди в те времена, особенно дети. Главный герой Николенька мне тоже очень понравился, он добрый и чуткий мальчик, всем сердцем он любит своих родителей и тепло вспоминает своё детство, благодаря которому он очень многому научился.

Новые слова и выражения:

Гидростатика – раздел физики, изучающий равновесие жидкостей.

Кардон – растение семейства Астровых, артишок.

Ямщик – кучер на ямских, почтовых лошадях.

Бричка – лёгкая дорожная повозка.

Букля – завитый локон, прядь вьющихся волос.

Мантилия – женское головное покрывало.

Ангажировать – пригласить даму на танец.

Пословицы к произведению:

Детство – время золотое.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Сын мой, а ум у него свой.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.04.2019

Толстой Л. «Детство»

Главные герои повести «Детство» и их характеристика

Чему учит повесть «Детство»
Повесть учит любить родителей, не забывать о них, учит доброте, милосердию и состраданию. Учит честности, учит не скрывать своих чувств.

Отзыв на повесть «Детство»
Мне очень понравилась эта добрая повесть, и конечно понравился мальчик Николенька. Он был очень добрым и чувствительным. Он все принимал слишком близко к сердцу, относился к жизни с детской непосредственностью, не подозревая, что уже очень скоро это счастливое время для него закончится и настанет пора становиться взрослым.

Пословицы к повести «Детство»
Детство время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
Всякая молодость резвости полна.
Молод да умен, два угодья в нем.
Кто мать, да отца почитает, тот век счастливый проживает.
Молодость не вечна, а быстротечна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ повести «Детство» по главам:

Матушка уже разливала чай. Возле дивана за роялем сидела одиннадцатилетняя Любочка и Марья Ивановна, она же Мими. Матушка спрашивала учителя, как спали дети, но тот был глуховат и редко отвечал сразу. Тогда матушка спрашивала Николеньку, не плакал ли он ночью, тот отвечал, что плакал во сне, а матушка отправляла детей к отцу.

Папа разговаривал с приказчиком Яковом и объяснял тому, куда и как тратить деньги в его отсутствие. Яков спорил, но потом они пришли к общему решению.
Тога папа объявил детям, что в ночь они уезжают в Москву, к бабушке, а матушка остается в деревне. Перед отъездом папа хотел поохотиться.

Учитель был в тот день не в духе, он поставил Николеньку на колени и вышел из классов. Николенька слышал, как учитель жаловался дядьке Николаю, что дети уезжают в Москву, а его хотят прогнать. Он сетовал на людскую неблагодарность, говоря, что двадцать лет отдал детям.
Николенька жалел учителя, но ничем не мог ему помочь.
Вдруг дверь отворилась и вошел незнакомый человек.

Это был оборванный и грязный человек лет пятидесяти, с посохом, который стал всех крестить и говорить что-то бессмысленное. Это был юродивый Гриша.
Потом явился дворецкий Фока и повел детей вниз. Там были папа, матушка, девочки и Мими.
Николенька считал Мими несносным существом, потому что она все считала неприличным.
Катенька попросила Николеньку, чтобы тот уговорил маму взять девочке на охоту.
За обедом папа и мама поругались из-за юродивого, которого папа считал плохим человеком.

После обеда все готовились к охоте. Привели собак, заложили тележку. Папа сел на лошадь и охотники двинулись.

Охотники подъехали к лесу и папа дал Николеньке собаку, велев бежать на поляну и без зайца не возвращаться. Мальчик весело побежал в указанное место.
Мальчик долго ждал в засаде и любовался природой. Поэтому когда собака залаяла и дернулась не удержался, закричал и бросился бежать. Заяц скакнул и был таков. Николенька сильно стыдился своего промаха.

После охоты все плотно поели возле березовой рощи, а потом девочки стали звать мальчиков играть в Робинзона. Володя для вида поупирался, но потом снизошел до просьб и дети стали играть.

Любочка сорвала с дерева червяка и с криком бросила его на землю. Катенька попыталась поднять его и подернула плечиком.Это движение вызвало умиление у Николеньки и он поцеловал девочку в плечо.
Николенька решил, что влюблен в Катеньку.
Потом все поехали домой.

Вернувшись с охоты Николенька стал рисовать в гостиной. У него была только синяя краска и он нарисовал синего зайца, которого потом переделывал в дерево, куст, скирду. Но только весь измазался.
Николенька видел, как к отцу в кабинет пришли люди, а потом туда же вошел Карл Иванович с бумагами.
Потом папа вышел и с улыбкой объявил, что решил взять в Москву и Карла Ивановича. Он говорил, какой это трогательный человек, который расплакался в кабинете, и при этом подал счет за свои услуги.
Перед ужином пришел Гриша, и дети решили спрятаться в чулане, чтобы посмотреть Гришины вериги.

Вскоре Гриша вошел в свою комнату и помолился. Потом он начал раздеваться и его лицо странным образом не выражало обычного слабоумия, а движения были скупы и расчетливы.
Потом Гриша упал на колени и стал молиться, долго и истово.
Дети зашумели, и Гриша оглянувшись, перекрестил углы.

В середине прошлого столетия в доме появилась Наташка. Сперва она была горничной, потом стала няней. Она хотела выйти за Фоку, но дедушка тогда разгневался и сослал Наташку в деревню. Потом ее вернули, но Наташка урок учла, и превратилась в Наталью Савишну, а весь свой запас любви перенесла на барыню.
Она стала заведовать хозяйством, а когда ей предложили волную расплакалась и обиделась.
В кладовых Натальи Савишны можно было отыскать все, она была незаменима.
В тот день Николенька разлил квас и Наталья Савишна отшлепала его мокрым полотенцем.
Николенька обиделся, что его побили и говорили «ты», но потом Наталья Савишна пришла мириться и Николенька плакал уже не от злости, а от любви и стыда.

На следующий день подали бричку, все погрузились, а папа обнялся и поцеловался с матушкой. Матушка плакала и дрожащей рукой крестила детей. Николенька подбежал и прижался к ней.
Отъезжая Николенька обернулся и увидел, как медленно поднималась матушка в дом. Слезы вновь навернулись на его глазах.

Детство очень счастливая пора, когда тебя любят, называют ангелом и нежно целуют. А ты не боишься в ответ признаться в своей любви к маме.
Но время идет и от детства остаются одни воспоминания.

Через месяц после переезда в Москву мальчики готовились к именинам бабушки. Володя нарисовал в подарок голову какого-то турка, а Николенька долго мучился со стихами. Он никак не мог придумать завершающей рифмы, но потом решился и быстро дописал. Николенька с чувством прочитал свои стихи и только потом стал корить себя, что сказал в них, будто они будут любить бабушку, как родную мать.
Потом мальчики переоделись, а Карл Иванович принарядился, и они вышли в залу.
Карл Иванович подарил бабушке золотую коробочку, а Николенька свои стихи. Он ожидал, что бабушка заругается, но та была растрогана и поцеловала мальчика.

Приехала княгиня Варвара Ильинишна Корнакова, женщина лет сорока пяти, желчная и худая. Она много говорила и Николенька заметил, что бабушка недовольна княгиней. Они поговорили о детях, и княгиня призналась, что бьет своих детей.
Николенька подумал, что хорошо, что он не ее сын.
Потом княгине представили мальчиков и Николенька снова вспомнил о том, что он некрасивый. Так ему говорила даже матушка, которая считала, что Николенька должен стараться быть умным и добрым.

Затем пришел князь Иван Иванович, старичок 70 лет. В молодости он сделал хорошую карьеру, был добр, но холоден в обращении, потому что слишком многие зависели от него.
Князю показали стихи Николеньки и князь заметил, что может быть это будет второй Державин.
Потом князь и бабушка заговорили о папе Николеньки, и князь высказал мнение, что тот плохой хозяин, а бабушка сказала, что вряд ли мать Николеньки счастлива с этим человеком.

Вскоре приехали Ивины и мальчики сильно обрадовались своим друзьям.
Сережа Ивин был одного с ними возраста, очень красивый, смуглый и серьезный мальчик, на которого Николенька смотрел с обожанием и восторгом.
Сережа имел огромное влияние на Николеньку и часто пользовался этим влиянием в своих корыстных интересах.
Мальчики отправились в сад играть в разбойников и к ним присоединился Иленька Грап, сын бедного иностранца, который жил у дедушки Николеньки. Иленьке было тринадцать лет, он был худеньким и добродушно-покорным.
После игры в разбойников, мальчик пошли наверх и стали щеголять друг перед другом гимнастическими способностями. Сережа бойко прыгал через три стула и становился вверх ногами. Потом он стал подбивать повторить это Иленьку, но тот отказывался.
Однако Сережа, а с ним и другие дети, схватили Иленьку и перевернули его вверх ногами. Иленька жалобно болтал ногами и попал под глаз Сереже. Сережа толкнул Иленьку, тот упал и стал со слезами спрашивать, за что его тиранят.
Сережа назвал Иленьку нюней и мальчики ушли, а Николенька все еще восхищался силой и храбростью Сергея, хотя ему было жаль и Иленьку, одиноко плачущего на словарях.

На другой вечер в доме ожидалось много гостей. Неожиданно Николенька увидел двенадцатилетнюю очень красивую девочку в кисейном платье и с серьезными, очень крупными глазами.
Это была Сонечка Валахина, которая приехала в гости со своей мамой. Бабушка ласково приветствовала Сонечку и указала на двух новых кавалеров, своих внуков.
Николенька решил удалиться и увидел, как приехала княгиня Корнакова с сыном Этьеном и множеством дочерей. Этьену было лет пятнадцать и он был нервным, как и полагалось, по мнению Николеньки, быть мальчику, которого секут розгами.
Молодой князь пришел в ярость, когда лакей стал спрашивать куда Этьен девал кнут, и обещал заплатить за пропажу.
Между тем, все внимание Николеньки в тот вечере занимала Сонечка. И когда приехали Ивины, он почувствовал досаду, что Сонечку увидит Сережа.

Увидев у Сергея лайковые перчатки, Николенька страшно разволновался, нашел старую перчатку с отрезанным пальцем и бросился к бабушке. Бабушка посмеялась над его волнением и показала всем его рваную перчатку. Смех оглушил Николеньку, но странное дело, он сразу перестал волноваться, и танцуя с Сонечкой смешил девочку, показывая ей свою перчатку.
Николенька станцевал с Сонечкой кадриль.

Потом началась мазурка и Николенька с удивлением понял, что все танцуют не так, как его учила Мими. Поэтому, когда Сонечка повела его танцевать, мальчик растерялся и стал выделывать ногами самые забавные па.
Все с улыбками смотрели на его танец и говорили, что если не умеешь танцевать, то не нужно и браться.
Николенька сильно расстроился.

После мазурки был ужин и Николенька расслабился, выпив немного вина. Сонечка упросила мать задержаться, и снова танцевала с Николенькой. После Сонечка и Николенька договорились обращаться друг к другу на ты, и Сонечка уехала.
Гости расходились и Николенька весьма прохладно простился с Сережей, который с тех пор утратил его любовь.

Лежа в постели, Николенька представлял себе Сонечку и понял, что влюблен в нее безумно. Он поделился своими чувствами с Володей, но брат отнесся к этому спокойно. Это вывело Николеньку из себя и он расплакался.

Через шесть месяцев папа сказал Николеньке, что им нужно срочно ехать в деревню Он получил письмо, в котором матушка сообщала о своей серьезной болезни, и слезно просила скорее привезти детей, чтобы успеть с ними попрощаться перед смертью.

Когда папа и мальчики приехали в деревенский дом, они сразу прошли к матушке, но та была в сильном забытьи. А ночью матушка умерла, в последний миг придя в себя, и заочно благословив детей.

Николенька был безутешен, он много плакал и не мог поверить, что матушка умерла. Все родные и прислуга тоже были безутешными.
К гробу с телом покойной пришли попрощаться все, даже жители деревни.

Источник

Доклад на тему «Тема детства в творчестве Л.Н. Толстого»

«Детство» – первая часть автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, в которой описаны важные вехи в развитии и переживания, характерные для большинства детей. Первая любовь, первые серьезные разочарования, боль от утраты, знакомство с несправедливостью – все это предстоит узнать главному герою, десятилетнему мальчику Николеньке.

lazy placeholder

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Детство

Число страниц: 176. Толстой Лев Николаевич. «Детство». Издательство «Дрофа». 2013 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1852 год

Сочинение: Отзыв о повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

Мне понравилась повесть Льва Николаевича Толстого «Детство», потому что она заставляет задуматься о многих важных и нужных для понимания и осознания, а также принятия во внимание вещах: любви к родным и близким людям, об умении наслаждаться детством, этим чудесным моментом в жизни каждого, когда нет забот и тревог, когда все кажется легким и радостным. Мое впечатление от прочтения именно такое — легкое и радостное.

Автор учит нас умению радоваться жизни, но и помнить о быстротечности времени, о том, что детство заканчивается, и начинается взрослая, более серьезная и ответственная пора, когда надо принимать решения, когда ты сам ответственен, а не за тебя несут ответственность, когда необходимо решать вопросы и давать советы. Автор старательно пытается донести до читателя эти мысли, и мое мнение совпадает с его мнением неоднократно на протяжении всего произведения. Детство нужно беречь и охранять от тягостных впечатлений, но из него важно вовремя выйти, чтобы начать свою самостоятельную жизнь. Главный герой книги в детстве был наивным и ведомым, совершил много ошибок и испытал много ложных впечатлений, как и все мы. Но его детство закончилось, и новый Николай, более серьезный и самобытный, будет ждать читателя на страницах «Отрочества» и «Юности».

Мораль повести такова: каждый человек — сам творец своей судьбы, и только он вправе решать, как ею распоряжаться. Николай все время искал образец для подражания, бездумно копировал чужое поведение, поэтому совершал ошибки. Очень важно помнить о последствиях своих действий и поступков, важно обдумывать свои шаги, строить планы и намечать цели, уверенно к ним идти, не останавливаясь на достигнутом, не боясь неудач и провалов, ведь ошибки совершают все. Важно всегда задумываться о будущем, но и наслаждаться настоящим — в чем и состоит главная мысль произведения «Детство».

Чему учит автор? Он учит читателя ценить своих родных и близких, заботиться о них и любить, всегда помогать и не отталкивать. Близкие люди — это надежда и опора, но, к сожалению, они не всегда будут рядом, поэтому так важно оберегать их благополучие, радовать их и наполнять каждый момент их жизни яркими красками. Николай сделал все возможное, чтобы его мама насладилась любовью и лаской детей перед смертью. Он был хорошим сыном, и мы тоже должны быть такими для своих родителей.

Мое отношение к произведению невероятно светлое, Лев Николаевич создал поистине прекрасное творение русской художественной литературы, которое хочется перечитывать снова и снова.

СочиненияСочинение: Чем живёт Мцыри? (М.Ю. Лермонтов)

СочиненияСочинение: Кульминация комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Петр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Сережа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая настоящая любовь Николеньки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Иртеньевы отправляются на охоту

«Детство» Льва Николаевича Толстого продолжается эпизодом охоты. В полном составе семейство Иртеньевых отправляется на природу. Очень любит Николенька такие поездки. Сегодня к тому же с ними находится матушка вместе с девочками — Любочкой, сестричкой, и Катенькой, дочкой гувернантки, к которой мальчик испытывает первые любовные чувства.

Взрослые после неудачной охоты (главный герой спугнул ненароком зайца) принимаются за обед, а дети начинают играть в Робинзона. Николенька в это время проявляет неловкие знаки внимания к Катеньке, но девочка не потакает ухаживаниям маленького барина.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своем родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на ее именины. Она была очень растрогана этим подарком, и нежно поцеловала внука. Николенька свел дружбу с Сережей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приеме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провел с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблен.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни ее сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом, и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Анализ повести Толстого Л.Н. «Детство»

Лев Николаевич Толстой — один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом.

Детство — это самая лучшая пора в жизни человека, то время, которое никогда не забудется, то, которое всегда будет в памяти абсолютно каждого жителя этой огромной планеты.

Основная тема этой повести — тема становления личности. Человек взрослеет, становится полноценным членом общества, учится, познает этот загадочный мир. Толстой показывает весь жизненный путь человека.

Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.

Так же в этой повести раскрывается тема плохого влияния на человека, у которого еще не сформировано мировоззрение. Люди, которые навязывают свое мнение, плохие привычки, учат плохому — они причина становления «неправильной» личности.

Главной мыслью этого произведения является влияние на человека другого человека, семьи, общества. Каждый маленький, буквально незаметный для первого взгляда поступок может в корне изменить всю жизнь человека, общества.

Эта повесть считается автобиографической, потому что писатель, Лев Николаевич, писал это произведение по мотивам собственного детства.

Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир. Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.

Авторские афоризмы

«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

«…Страдание людей застенчивых происходит от неизвестности о мнении, которое о них составили…»

«…в одно и то же время разлюбить и полюбить – значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде…»

«…Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения…»

«…Из всех пороков самый ужасный это неблагодарность…»

Тест по повести Л.Н.Толстого «Детство» тест по литературе (7 класс) по теме

ТЕСТ по повести Л.Н.Толстого «Детство» Подготовила учитель литературы Борисенко Э.А.

1.Повесть «Детство» относится к трилогии: а ) «Детство. Отрочество. Юность»; б) «Детство. Молодость. Старость »; в) « Детство. Юность. Зрелость »; г) « Рождение. Детство. Отрочество ».

2. Повесть «Детство» относится: а ) к поэтическим произведениям; б) к автобиографической прозе; в) к приключенческой прозе; г) к романтическим произведениям.

3. Главным героем повести является: а) Николенька Иртеньев ; б) Володя Арсеньев; в) Гриша ; г) Карл Иванович.

4.Повествование ведётся от лица: а ) свидетеля событий, происходящих в поместье; б) Николеньки; в) Карла Иваныча ; г) автора.

6. Сколько лет было сестрице Любочке : а) одиннадцать; б) двенадцать; в) девять; г) пятнадцать.

7. Закончите предложение, которое диктовал Карл Иванович на уроке чистописания: «Из всех пороков самый ужасный – это…» а) ложь; б) неблагодарность; в) корысть; г) предательство.

10. Как фамилия Карла Ивановича: а) Бауер ; б) Мауер ; в) Мюллер; г) Миллер.

11. Почему перед отъездом в Москву на уроке Николенька плакал : а) Карл Иванович Больно стукнул его хлопушкой; б) он был очень расстроен предстоящей разлукой; в) Володя дразнил его; г) он вспомнил свой сон.

12. О ком Николенька сказал: «…выйти из-под его влияния было не в моей власти»: а) о Карле Ивановиче; б) о Володе; в) о Сереже Ивине; г) о папа.

13. Какой предмет туалета искал Николенька перед танцами: а) галстук; б) лайковые перчатки; в) серебряные запонки; г) шелковый платок.

14. Как называется танец, на котором Николенька «совершенно осрамился»: а) галоп; б) вальс; в) мазурка; г) кадриль.

15. Кому Николенька признался в своей любви к Сонечке: а) Карлу Ивановичу; б) матушке; в) папа; г) Володе.

16. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это: а ) осознание главным героем своей избранности и гениальности; б) наличие неменяющегося характера главного героя; в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям; г) меняющийся внутренний мир главного героя.

Новые слова

Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.

Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.

Свора – соединение 1-4 борзых, рыскающих за одним охотником.

Денонфитура – поражение, банкротство.

Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.

Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет ее ровным слоем, толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестает идти.

Источник