чему учит рассказ малыш и карлсон

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 7 июня 2018 г.

Линдгрен А. «Карлсон, который живет на крыше»

Астрид Линдгрен сказка «Карлсон, который живет на крыше»

Жанр: литературная сказочная повесть.

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», список книг по порядку

Главная мысль сказки «Карлсон, который живет на крыше»
Иногда то, что кажется взрослым детскими фантазиями, может происходить на самом деле.

Чему учит сказка «Карлсон, который живет на крыше»
Эта сказка учит быть добрыми, любить животных, уметь дружить. Учит никогда не унывать и не расстраиваться по пустякам. Учит ответственности за свои поступки, учит уважать и слушаться своих родителей. Учит верить в чудо, потому что чудеса иногда случаются.

Отзыв на сказку «Карлсон, который живет на крыше»
Это очень красивая и интересная сказка о дружбе между мальчиком и Карлсоном, который умел летать. Мне очень нравится живой и непоседливый Карлсон, который хоть и показан в сказке большим эгоистом, но на самом деле добрый и отзывчивый. Он очень любит сладости, он часто думает только о развлечениях, он большой фантазер и выдумщик, но он очень подружился с Малышом и тоже его любит.

Пословицы к сказке «Карлсон, который живет на крыше»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Поживи на свете, погляди чудес.
Шалость шалости рознь, иную хоть брось.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Карлсон, который живет на крыше»
В городе Стокгольме жил семилетний мальчик Малыш, его папа и мама, его брат Боссе и сестра Бетан.
А также жил в Стокгольме и Карлсон, маленький человечек, который умел летать, и у которого был домик на крыше.
Однажды вечером, Малыш грустил о щенке, и вдруг услышал жужжание. Тут появился маленький толстый человечек, который сделал несколько кругов вокруг Малыша.
Потом Карлсон, а это был он, попросил разрешения приземлиться. Малыш с радостью согласился. Они познакомились и Карлсон признался, что он мужчина в самом расцвете сил.
Первым делом Карлсон решил завести паровую машину. Он заправил ее и пролил денатурат на полку. Денатурат загорелся и Малыш быстро сбил пламя, но на полке остались пятна гари. Карлсон сказал, что это дело житейское и запустил паровую машину. Он начал регулировать предохранительный клапан и машина взорвалась.
Карлсон поспешил улететь, а Малышу досталось от родителей, которые конечно не поверили в существование Карлсона.
Наконец Карлсон снова прилетел, и начал любоваться картинами, сказав, что он лучший в мире рисовальщик красных петухов.
Карлсон уловил запах мясных тефтелей и Малыш выпросил парочку у мамы. Потом Малыш дал Карлсону кубики, а сам пошел обедать. Малыш хотел познакомить родителей с Карлсоном, но когда он привел их в свою комнату, Карлсона там уже не было. А была только огромная башня из кубиков с мясной тефтелькой на вершине.
Бетан пообещала Малышу 25 эре, если тот вечером не будет заходить в столовую, потому что к ней должен был прийти Пелле.
Малыш остался в комнате и тут прилетел Карлсон. Карлсон сильно расстроился, что его башню сломали, и он не слушал уверений Малыша, что это пустяки, дело житейское. Карлсон успокоился только получив в подарок фонарик.
Узнав, что Малыш обещал, что его не увидят в столовой, Карлсон решил накрыть его одеялом. И Малыш, которому хотелось посмотреть на уши Пелле, согласился.
Карлсон и Малыш забрались под одеяло и проникли в столовую. Когда Бетан хотела поцеловать Пелле, Карлсон зажег фонарик и сорванцы быстро убежали. Бетан была вне себя.
Однажды Малыш пришел из школы с шишкой, потому что опять подрался с Кристером. Его друзья Кристер и Гунилла не верили в Карлсона. Малыш сказал, что сегодня побывает в домике Карлсона, но его мама не поняла, что речь идет о крыше.
Карлсон прилетел поздно и сразу стал пить воду прямо из аквариума. Он сказал, что у него сильный жар, но Малышу он не показался больным. Но Карлсон так хотел, чтобы Малыш о нем заботился, что Малыш достал из копилки монетки, сбегал в магазин, накупил леденцов и прочих сладостей.
Малыш написал родителям записку и они с Карлсоном полетели на крышу.
Домик Карлсона показался Малышу очень уютным, но он удивился, что в нем нет паровых машин, про которые рассказывал Карлсон.
Карлсон ответил, что все они взорвались.
Тогда Малыш спросил про картины с красным петухом и Карлсон показал один листок бумаги с очень маленьким красным петухом.
Потом Карлсон стал учить Малыша готовить Приторный порошок, смешивая все сладости, и даже выиграл спор на шоколадку, что этот порошок ему не поможет.
Потом Малыш и Капрлсон еще спорили на сладости, конфеты и шоколадки, и Карлсон постоянно выигрывал.
Наконец Карлсон предложил развлечься. Они начали бегать по крышам и однажды Малыш чуть не свалился.

Источник

Краткое содержание Малыш и Карлсон Линдгрен для читательского дневника

Год: 1955 Жанр: сказка

Главные герои: Малыш и Карлсон

Эта история ребёнка, который постоянно остаётся один. Однажды к нему прилетел необычный человек по имени Карлсон. Жизнь мальчика сразу же преобразилась. Карлсон оказался добрым и смешливым. Ему даже удалось подружиться с Фрекен Бок.

Главная мысль: нужно верить в чудеса.

Главные герои

Малыш – семилетний мальчик, добрый, милый, отзывчивый.

Карлсон – маленький летающий человечек, добрый, невероятно проказливый и веселый.

Родители Малыша – добрые, заботливые, любящие.

Бетан и Боссе – старшие сестра и брат Малыша, которые не относились к нему всерьез.

Филле и Рулле – преступники, комнатные воры.

Фрекен Бок – домработница, строгая, принципиальная женщина.

Дядя Юлиус – родной дядя Малыша, поначалу капризный и требовательный, но затем изменился в лучшую сторону.

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Часть вторая: Карлсон, который живет на крыше опять прилетел

Целое лето Малыш прогостил у бабушки, все это время он не виделся с Карлсоном. Вернувшись домой, Малыш каждый день ждал возвращения своего друга, но человечек с крыши все не появлялся. Временами мальчик терял надежду и тихонько плакал в своей постели. «Карлсон больше никогда не прилетит!» — думал Малыш.
Звук мотора послышался в тот день, когда Малыш сидел за письменным столом и перебирал свои марки. Через несколько мгновений в комнате появился Карлсон. «Привет, Малыш!» — весело проговорил пухленький человечек. «Привет, Карлсон!» — радостно воскликнул Малыш.

Карлсон поведал Малышу о том, что он также гостил у бабушки. Его бабушка, конечно же, самая лучшая в мире бабушка, намного заботливей, добрее, щедрее, чем та, что есть у Малыша. Затем гость потребовал угощения и очень огорчился, что к его нежданному визиту не приготовили ничего особенного. С обиженным видом проглотив всю жаренную колбасу, что приготовила мама, Карлсон немного подобрел и предложил провести генеральную уборку.

Сперва он обработал пылесосом занавески, которые тут же стали черными и мятыми, затем всосал лучшую марку из коллекции Малыша, и чтобы ее освободить, выпотрошил весь пылесборник на ковер. Пыль густым слоем покрыла комнату. «Спокойствие, только спокойствие! — по обыкновению, заявил Карлсон — Теперь вся пыль на своих местах. Это и есть закон порядка».

Затем друзья отправились делать уборку в домике Карлсона на крыше. На этот раз убирал Малыш, а хозяин руководил процессом, лежа на диване.

Родители Малыша собирались уезжать. Для присмотра за домом и мальчиком была нанята домоправительница фрекен Бок. Малыш ожидал, что она будет красивой молодой девушкой, но фрекен Бок оказалась тучной властной женщиной в годах. Она тут же установила в доме свои порядки, превратила жизнь Малыша в настоящий ад и отместку была прозвана им «домомучительницей».

Уезжая, мама и папа строго-настрого запретили рассказывать фрекен Бок о Карлсоне, но озорной человечек с крыши никогда не придерживался правил. Он решил проучить противную фрекен. Привычным образом он натянул простыню и прикинулся привидением. Увидев летящее и к тому же говорящее привидение, домоправительница забаррикадировалась в ванной комнате. Но вскоре обман Карлсона открылся и после непродолжительной «войны» с кульминационной «битвой за тефтели» фрекен, Карлсон и Малыш очень подружились.

Когда мама, папа, Боссе и Бетан вернулись, все собрались в гостиной перед телевизором. По ту сторону экрана выступала фрекен Бок. Карлсон вдохновил ее на участие в кулинарном ток-шоу. Все уплетали торт, испеченный бывшей домоправительницей, и наслаждались обществом друг друга.

Сюжет

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Семилетний Малыш часто скучал в одиночестве. У него были старшие сестра Бетан и брат Боссе, но они не обращали на него никакого внимания. Малыш очень хотел иметь верного друга и мечтал о собаке, однако родители не собирались заводить домашнего питомца.

Жизнь Малыша изменилась, когда он познакомился с Карлсоном – маленьким летающим человечком, который однажды залетел к нему в открытое окно. Их дружба началась с поломки паровой машины. Малышу пришлось в одиночку оправдываться перед родителями, которые не поверили его рассказам о новом друге.

Карлсон частенько прилетал к Малышу, вовлекая его в новые игры. Однажды он предложил отправиться к нему в гости. Во время прогулки по крышам друзья совершили немало добрых дел: покормили ребенка, оставленного без присмотра, не дали квартирным ворам Филле и Рулле совершить ограбление. Карлсон познакомился с друзьями Малыша и все вместе играли в увлекательную игру «Привидение».

На свой день рождения Малыш получил заветный подарок – щенка по кличке Бимбо. Он попрощался с Карлсоном и отправился к бабушке в деревню на все лето.

«Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»

Осенью Малыш вернулся домой. Его мама заболела и нуждалась в лечении и отдыхе, поэтому в доме появилась суровая и требовательная домработница фрекен Бок. Поначалу Малышу с ней приходилось совсем туго, но к нему на помощь пришел Карлсон. Он с удвоенной энергией принялся за свои проказы, и домработница решила, что в этом доме завелись привидения. К счастью, вскоре вернулась мама, а Фрекен Бок пригласили на телевидение в качестве талантливого кулинара.

«Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»

Спустя год вся семья решила отправиться в кругосветное путешествие. Но Малыш отказался от поездки, когда узнал из газеты, что за поимку таинственного летающего бочонка было назначено большое вознаграждение. Он, конечно же, сразу понял, что речь шла о Карлсоне, и очень переживал за друга.

Так Малыш остался в доме в компании фрекен Бок и родного дяди Юлиуса, который измотал всех своими капризами. Тем временем жулики Филле и Рулле решили поймать Карлсона и получить обещанное вознаграждение. Однако друзьям удалось ловко провести мошенников, после чего Карлсон сам явился в редакцию газеты, рассказал всю правду о себе и получил 10 000 крон.

Дядя Юлиус к тому времени влюбился во фрекен Бок, и сделал ей предложение. По этому поводу герои закатили настоящий пир на крыше в маленьком домике Карлсона.

«Малыш и Карлсон» очень краткое содержание

Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон» краткое содержание для читательского дневника:

Малыш был младшим сыном в большой семье, но все здесь были очень заняты и не могли уделять мальчику много внимания. А ему очень хотелось иметь настоящего друга, даже пусть это будет небольшой песик.

А однажды, когда Малыш был закрыт в комнате, к нему в окно влетел толстенький человечек с пропеллером на спине. Его звали просто Карлсон и он называл себя «мужчиной в полном цвете лет». Карлсон большой любитель покушать и пошалить, он любит верховодить во всех проделках, но не хочет отвечать за свои поступки.

Родители Малыша не верят в существование нового друга, который летает по воздуху и имеет маленький домик за трубой на крыше, но для мальчика нет ничего лучше того мгновения, когда они придумывают новые проказы.

Вывод:

Это очень добрая сказка, она учит ребят ценить настоящую дружбу и идти на жертвы ради друга. Карлсон – большой озорник и его шутки не всегда приходятся взрослым по вкусу, но для детей – это замечательный друг, открывающий перед ними новые горизонты общения.

Это интересно: «Серая Шейка» – трогательная история о маленькой уточке, которая из-за сломанного крыла не смогла с родной стаей улететь на юг. Лишь благодаря счастливой случайности ей удалось избежать смерти. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Серой шейки» для читательского дневника.

Отзыв

Карлсон, хоть и был взрослым, оставался в душе веселым, неугомонным ребенком с неистощимой фантазией. Неудивительно, что Малыш так к нему привязался – лучшего друга для семилетнего мальчика просто не сыщешь!

lazy placeholder

Рисунок-иллюстрация к сказочным повестям Малыш и Карлсон.

Игра в привидение

На следующий день к Малышу пришли друзья Кристер и Гунилла со своим щенком. Они надеялись познакомиться с летающим мальчиком, но тот спрятался в комнате. Когда из шкафа донеслись странные звуки, они открыли дверцу и увидели в меру упитанного человечка.

lazy placeholder

Карлсон предложил поиграть в привидение. Он стащил с кровати простынь, нарисовал на ней страшную рожицу и прорезал две дырки для глаз. Упитанный человечек закутался в простыню и начал летать вокруг люстры. Он принялся стонать, и это действительно выглядело устрашающе.

Друзья собрались выйти на лестничную клетку, чтобы попугать народ. В это время Малыш увидел, что в щель ящика для писем кто-то просунул стальную проволоку. Мальчик сразу вспомнил, что на днях папа рассказывал ему про воров, которые появились в городе.

Дети испугались, но Карлсон призвал их сохранять спокойствие и предложил спрятаться в столовой. Дверь открылась и в комнату зашли Филле и Рулле. Когда они начали выдвигать ящики секретера, из буфета вылетело привидение. Жулики обомлели и выронили на пол украденные деньги. Они стремительно выскочили в подъезд под пугающие звуки летающего объекта. Дети собрали все вещи и разложили по местам. Они были счастливы, что обезвредили мошенников.

День рождения Малыша

Вскоре все дети были в сборе. Они общались и поглощали бутерброды. Родители услышали смех, доносящийся из комнаты, и решили понаблюдать за ребятами. Они приоткрыли дверь и обомлели. За столом сидел маленький человечек, лицо его было измазано взбитыми сливками. Близкие мальчика договорились никому не рассказывать об увиденном. Они понимали, что им всё равно никто не поверит.

На следующий день Малыш со щенком уехал к бабушке. Когда каникулы кончились, мальчик вернулся в город и сразу же спросил у мамы про своего нового друга. Она ответила, что он ни разу не прилетал. Каждый день Малыш приходил со школы и сидел у окна. Он надеялся услышать знакомое жужжание моторчика. Наконец-то Карлсон появился, и Малыш поделился с ним своими впечатлениями о лете.

История создания

Известный рассказ про Карлсона был написан Астрид Линдгрен в пятидесятые годы двадцатого века. Эта сказочная трилогия состоит из следующих частей:

Своего героя шведская писательница поселила в маленький домик на крыше многоквартирного здания Стокгольма, где она проживала сама. А другом этого необычного персонажа Астрид Линдгрин является семилетний мальчик по имени Малыш Свантесон.

В России первое издание этого необычного литературного сочинения вышло в 1957 году, когда его перевод сделала Лилианна Зиновьевна Лунгина. Затем постепенно стали выходить остальные части повести. В 1973 году впервые выходит вся трилогия, а затем в последующие годы она постоянно переиздаётся. Популярными иллюстрациями к книге стали те, что были выполнены шведской художницей Илун Викланд.

Проказы детей

Вскоре папа уехал в Лондон по делам, а Боссе и Бетан попали в больницу. Малыш переживал, что во время их отсутствия домоправительница приведёт в дом телевиденье.

На следующий день летающий человечек заставил мальчика сшить ему костюм привидения. Наступил вечер, домоуправительница зашла в комнату и увидела, как нечто летает по небу. Пышная дама плюхнулась на стул, а потом предложила спрятаться в спальне. Она закрыла занавески и забаррикадировала дверь мебелью, но маленькое привидение выпорхнуло из-под кровати.

Позже Карлсон снял костюм и представился, а женщина целый вечер плакала. Она расстроилась, что теперь не попадёт в телевизор. Домоправительница приняла Карлсона за обычного мальчишку, который надел на спину пропеллер.

Вскоре в квартиру пришёл сотрудник радио и Малыш спрятал своего друга в ящик с вещами. Домоправительница начала объяснять мужчине, что никакого привидения нет. Они прошли на кухню, чтобы попробовать мясной соус, и мужчина пригласил её выступать в передаче Искусный кулинар.

На следующий день все члены семьи были в сборе. Домомучительница покинула квартиру, но пообещала изредка приходить и помогать маме.

Образец сочинения

Мне очень понравилось произведение шведской писательницы про мальчика, который умел летать и постоянно проказничал. И хотя автор описывает его как маленького и толстого человека, но он вызывает лишь только симпатию.

Карлсон живёт в Стокгольме, но только не так, как все люди. Его домик уютно расположился на крыше домов и за трубой его никому не видно. Он легко знакомится с людьми, хотя и необычен. С Малышом они очень быстро подружились, так как у того практически не было друзей и он постоянно в одиночестве грустил в своей комнате.

Весело читать все те шалости, что устраивает этот неугомонный человечек с пропеллером. Ведь ему удаётся обмануть даже взрослую и очень серьёзную Фрекен Бок, с которой у него потом складываются замечательные отношения. Этот упитанный человечек ещё и очень находчивый, поэтому никогда не несёт наказание за свои проказы. Но зато он хороший друг.

Любит Карлсон и хорошо покушать, особенно ему нравятся сладкие блюда. Чтобы получить варенье и конфеты, он готов даже заболеть. Но при этом он сам считает себя красивым и в самом расцвете сил мужчиной. Есть у него и любимые фразы, которые легко запоминаются. Они помогают ему спокойно смотреть на все неприятности и не расстраиваться по пустякам.

Самое главное, что он помогает таким ребятам, как Малыш, не оставаться в одиночестве, не грустить, и учит верить в себя и в дружбу.

Основная мысль и жанровое своеобразие

Основная мысль этого произведения заключена в том, что не всегда взрослые люди, озадаченные своими проблемами, замечают, как одиноко бывает их детям. Идея всей повести заключается в том, что всегда должен быть у человека верный друг, который поможет не только пережить радостные минуты, но не будет страшиться и тех горестей, что встречаются на пути каждого.

Это произведение учит ребят быть добрым и всегда оказывать помощь тому, кто в этом нуждается. Но всё-таки самое главное, сюжет этой книги учит читателей жить по совести, быть честными и справедливыми.

В классе, когда дети читать эту повесть, следует обратить внимание, что никогда не следует замыкаться в себе, а нужно всегда радоваться жизни, уметь шутить и играть. И примером этого служит Карлсон, который всегда остаётся весёлым и добродушным с неистощимой фантазией, поэтому так сильно и привязывается к нему семилетний мальчик и любит его всем сердцем.

Образ главного персонажа

Но особенно выделяется среди всех героев Карлсон, который любит проказничать. Он очень весёлый и добрый, и ничем бы отличался от остальных, если бы у него не было за спиной маленького пропеллера, и он не летал. Известно, что в Швеции фамилия Карлсон является очень распространённой. А имени этого героя нигде по тексту не встречается.

Интересна его характеристика, так как он толстенький, но очень самоуверенный. О себе он говорит, что и умный, и красивый, а главное, «мужчина в самом расцвете сил». В его описании можно выделить следующие факты:

В классе при изучении этого произведения следует обратить внимание, кто автор этой сказки, какова её основная мысль и жанр. Можно выделить и выражения, которые часто повторяет летающий человечек, а затем запоминают и юные читатели:

Появление фрекен Бок

Как-то семья Свантесон собралась в столовой и мама объявила о своей болезни. От переутомления у неё случилось малокровие и доктор посоветовал ей отдохнуть за городом. На время маминого отъезда они решили найти домоправительницу. Свантесоны дали объявление и им позвонила лишь одна женщина, звали её фрекен Бок.

Малыш полагал, что домоправительница будет молодой и красивой, но его надежды не оправдались. Женщина заявила, что дети у неё быстро становятся шелковыми. За это Малыш прозвал её домомучительницей. Характеристика Фрекен Бок следующая:

Неприятности начались на следующий день. Женщина отправила Малыша делать уроки, а сама собиралась отведать свежеприготовленных плюшек. В комнату влетел Карлсон, он заявил, что умеет укрощать домомучительниц. Мальчик пошёл в кухню и отвлёк женщину, а Карлсон в это время утащил все плюшки через окно. Домоправительница подумала, что это сделал Малыш и заперла его в комнате. Маленькие проказники отправились на крыльцо к Карлсону пить какао и уплетать плюшки.

Затем шалуны решили наблюдать в бинокль за спальней мальчика, ведь домомучительница должна была открыть ее в три часа. Друзья увидели, как фрекен Бок вошла в комнату и с ужасом подбежала к окну. Она принялась искать мальчика в шкафу, в это время Карлсон вернул Малыша в комнату. Домоправительница обернулась и увидела его, сидящего за столом. Женщина решила, что больна. Она хотела выйти из комнаты, но Карлсон запер дверь с другой стороны. Тогда фрекен Бок заявила, что в доме есть привидение. Она начала мечтать о том, как попадёт в телевизионную передачу и будет рассказывать об этом.

Пересказ для читательского дневника

На уроках чтения нужно разобрать со школьниками произведение так, чтобы они могли в дневник для чтения записать характеристику героев, перечислить их, а также написать план, который поможет вспомнить сюжет и пересказать его:

А вот из запомнившихся эпизодов ребята обычно записывают тот, когда Карлсон строил домик из тефтелей, или когда они гуляли вместе по крышам, либо же моменты, когда друзья вместе разыгрывали несносную Фрекен Бок. А затем уже ребятам на уроке предлагается написать сочинение, в котором бы они не только рассказали, что понравилось, но и записали свои мысли о поведении героев.

Разоблачение Карлсона

Этот день мальчик не забудет никогда. Он прочитал в газете, что тайна летающего шпиона раскрыта. Он увидел фото Карлсона, который стоял и показывал кнопку на животе. В статье было указано, что в редакции побывал маленький человечек и потребовал, чтобы ему отдали вознаграждение. В газете говорилось, что шпион оказался обычным мальчишкой.

Дядя Юлиус собрался уезжать домой, а фрекен Бок помогала ему собирать чемоданы. Позже она позвонила сестре и сказала, что выходит замуж. Женщина без умолку трещала о свадьбе и была счастлива. Вечером Малыш сидел с Карлсоном на крыльце. Они ели плюшки и им было хорошо.

Источник

Чему нас учит Карлсон?

Что можно и что нельзя читать и смотреть ребенку — это вопрос, который встает перед каждым родителем, начиная с самого раннего детства, чуть ли не со сказки про Колобка. Выбирая, родители руководствуются своими представлениями о приличии, вкусами и познаниями в педагогике. Мы не собираемся здесь составлять «белые» и «черные» списки того, что надо или не надо смотреть детям — это вопрос персональной ответственности родителей. Мы хотим только обратить внимание родителей на некоторые особенности, про которые они нередко забывают, выбирая для ребенка то или иное произведение.

Karlson

Кино и книга: на машине или пешком?

Выбор между книгой или кино сродни выбору путешественника: что проще — поехать на машине или пойти пешком? Конечно, кино, как и машина, это более современный и более быстрый путь. Всего за несколько часов ты можешь ознакомиться с произведением, на прочтение которого пришлось бы потратить месяцы. Помимо этого кино, очевидно, эффектнее. Вопрос только в том, какая стоит задача: посетить как можно больше мест или стать лучше в пути? Машина не разовьет ваши мышцы, не научит выносливости (если только вы не в московской пробке) и не укрепит ваш дух. Так же и кино. Как путник сам ищет свою тропинку, так и читатель выбирает из произведения то, что необходимо ему, не отвлекаясь на трактовку режиссера и мнение продюсера. Как путешественник сполна наслаждается окрестными видами, так и читатель способен «вжиться» в книгу, прочувствовать те нюансы, которые на большой скорости и не разглядишь. И наконец, как и поход, чтение намного безопаснее: читая с ребенком книгу, вы всегда можете остановиться, разъяснить, поправить. Однако, будем честными, как часто мы ходим пешком? Любой попутный транспорт нам кажется прекрасной возможностью сократить время, продолжить спешить. В этих заметках мы больше говорим про кино, однако все сказанное также относится к книге, мультфильму, телевизионной передаче и т. п.

Детское недетское кино

Если предложить ребенку выбрать в магазине игрушек что угодно, он выберет: солдатиков, набор доктора, танк, футбол. Единственное, что объединяет эти игрушки, — они моделируют взрослый мир. Даже куклу-младенца ребенок выберет, чтобы ему стать мамой. Дети хотят стать взрослее, и в этом смысле фильмы и книги про отношения взрослых, условности их мира и прочее весьма нужны и полезны для них. Безусловно, далеко не все. Но расставлять тут какие-то указатели я не буду, не смогу. Каждый взрослый сам должен решить для себя, что можно смотреть его сыну или дочери, а что нет. Да и формальный подход к ограничениям тоже не всегда оправдан. Вот вам пример: когда в Америке решили ввести систему возрастных ограничений, то применили абсолютно формальный подход: стреляют и дерутся — детям до тринадцати нельзя. Показывают обнаженное тело — то же самое. Ругаются — до восемнадцати лет нельзя. Возможно, я не точен в возрастах, но важен сам принцип: продюсеры тут же вооружились ножницами и принялись резать свои фильмы, чтобы их могло посмотреть как можно большее число зрителей. Однако именно этот формальный подход дал неожиданный эффект — в конце девяностых появилась целая вереница «подростковых комедий», которые по формальным признакам (там не говорили скверных слов и не показывали обнаженных) полностью подходили под цензуру, однако по своей сути были квинтэссенцией пошлости и цинизма.

Этот пример учит нас, что, выбирая произведение для ребенка, не стоит ограничиваться запретами вроде «отечественные фильмы смотрим, а западные — сплошной разврат» или «все хорошие книги есть в школьной программе». Главное, предлагая ребенку книгу или фильм, думать, какой это преподнесет ему урок, чему он научится, и не забывать — «просто посмотреть фильм, чтобы отдохнуть», не получится. Ведь не «учебных» фильмов и книг для ребенка не бывает.

Карлсон как ролевая модель

Пятилетний Гриша перестал говорить. Вместо этого он начал рычать, бить себя кулаком в грудь и бросаться на других ребят. Воспитатели детсада были в недоумении: хороший мальчик, умненький — и вдруг такое. Ребенок ничего не говорит, а мама на все вопросы только недоуменно пожимает плечами: вроде в семье мир, никто не пьет. Долго искали причину, но найти не могли. Пока, наконец, в один прекрасный день за ребенком в садик не пришел отец. И не сказал: «Ну что, сынок, посмотрим сегодня снова “Кинг-Конга”?» На возмущенный вопрос воспитателей отец ответил: «А что такого? Мы несколько раз смотрели. Кино про обезьянку, только большую. Ну объясните мне, почему нельзя ребенку это смотреть?»

Karls malyshИли возьмем популярную в нашей стране книгу про Карлсона. Эти веселые, полные иронии истории очень нравятся взрослым (детям, конечно, тоже, но им вообще много чего нравится, об этом ниже). Карлсон у наших читателей и зрителей является чуть ли не героем. Хотя на самом деле Фрекен Бок права — он просто ужасно невоспитанный тип. И, добавим от себя, эгоцентрик. И он — задумайтесь — тоже пример для ваших детей. Взрослый человек разглядит за напускным цинизмом Карлсона любовь к Малышу. Взрослый посмеется, но подражать не будет. С детьми, как мы уже говорили выше, все не так: если герой обжирается сладким — значит, и я хочу. Если Карлсон шалит — и я хочу. Лично меня в детстве немного беспокоил некий диссонанс между тем, что мама читает, и тем, как велит себя вести. А вас?

В Европе Карлсона постепенно выводят из школьных программ, и даже на его родине в Швеции он далеко не так популярен, как у нас. Его музей находится за окраиной Стокгольма, и бывают там одни русские. Я ни в коем случае не хочу сказать, чтобы вы немедленно сожгли эту книгу, она в самом деле чудесная, — просто будьте готовы, что по прочтении ребенок сделает мумию из туалетной бумаги или что-нибудь взорвет.

Также важно понимать, что не только маленькие дети берут из произведения схемы поведения. Подростки поступают точно так же, и это стоит учитывать, выбирая для них произведения. Был в моей практике завуча школы такой случай: классный руководитель шестого класса никак не могла решить педагогическую проблему — в классе был мальчик Сережа, которого считали изгоем, травили и не давали спокойно жить. Учительница рассудила, что, посмотрев известный фильм «Чучело», дети смогут встать на позицию гонимого, пожалеть и изменить отношение. Реакция ее поразила — на следующий день дети объявили Сереже бойкот. Все, что они запомнили из фильма, — слово «бойкот» и то, каким дружным был класс, пока травили все одного. Конечно, можно говорить о педагогической ошибке, отсутствии обсуждения, но факт остается фактом: дети в первую очередь берут из кино модели поведения, и только потом суть.

Да читала я ваше «Преступление и наказание»…

Впрочем, в той или иной степени на эти грабли наступают все. Многие мои знакомые помнят со школы, что «Отцы и дети» — это про то, как Базаров лягушек резал. А популярность «Мастера и Маргариты» была бы ниже, если б ее не воспринимали как похождения фокусника и говорящего кота.

Конечно, если вам в школе попался замечательный учитель литературы, который смог рассказать, увлечь и, несмотря на возраст, объяснить, — вам очень повезло. Но разве многим из нас повезло? Так что не спешите впихивать в ребенка все книги, которые знаете и любите! Хотите посоветовать ребенку книгу? Вспомните, в каком возрасте вы сами ее читали. И не обманывайте себя тем, что ваш ребенок очень развит и вообще сейчас мир вокруг другой. У ребенка должно быть детство.

Мальчик и смерть

Бывает, что даже в одной семье один ребенок боится каких-то страшных моментов в кино, убегает от телевизора, а другой — нет. Важно знать, что рано или поздно в каждом ребенке просыпается страх смерти. Причем это может быть даже не страх собственной смерти, а понимание того, что родители могут умереть. Он впервые поймет, что может остаться один. Ребенку будет очень больно и страшно. Вряд ли он будет готов про это говорить, и уж точно каждое напоминание об этом будет болезненно. Однако болезненно не значит бесполезно. Если вам удалось поймать этот момент (например, ребенок задал вам вопрос или стал более остро реагировать на все сопряженные с этим темы, стал тревожнее), будьте особенно деликатны и заботливы. Ребенок переживает такой кризис, по сравнению с которым все эти ваши кризисы среднего возраста не важнее насморка. Это может прийти и в три года, и в пятнадцать лет, неожиданно и необъяснимо. Это может случиться в одной семье, например, у старшего брата в десять лет, а у младшего — в пять. И это никак не связано с интеллектуальным развитием. Старший будет смеяться над младшим, что тот прячется во время страшных моментов в кино, в то время как младший просто уже все понял, а старший — нет.

Очевидно, что если ребенок воцерковлен и знаком с пониманием смерти в свете христианства, то вообще весь этот кризис может обойти его стороной. Ведь если знать, что душа бессмертна, жизнь не заканчивается земным существованием, а только начинается, то сам факт смерти начинает меньше пугать.

Вообще же тема смерти — это тот случай, когда книги предпочтительнее кино. Они безопаснее, глубже и дают больше пространства для мысли.

Право на мнение

У детей чудовищный вкус. Вернее, его нет вовсе. Ребенок с одинаковым интересом может слушать Рахманинова и, например, группу «Ранетки», смотреть на картины в музее и разглядывать надписи на заборе. Однако, при прочих равных условиях, ребенок, конечно же, пойдет по пути наименьшего сопротивления. Если его бесконтрольно оставить перед телевизором, он обязательно будет смотреть мультики про трансформеров и рекламу. Книги про кота-детектива ребенку будут в сто раз милее поучительных историй про муми-троллей, а фильм «Властелин колец» для него — не про борьбу с искушениями, а про то, как эльф слона «замочил».

Конечно же, мы, как родители, должны формировать вкусы детей: предлагать им хорошие книги, ставить хорошую музыку. Но и всерьез пугаться, ругаться, когда ребенок из пяти предложенных вами книг выберет шестую, свою, не стоит. Задача родителя – не построить вокруг ребенка стенку, защищающую от ужасов мира, а научить его этим ужасам противостоять. А для этого ему просто необходимо уметь пользоваться правом на выбор.

Для любого ребенка его родитель – нравственный компас. И правильно пользуясь этим, родитель может влиять на его вкусы. Например, ребенок принес диск с фильмом, который дал ему приятель. Здесь важно понять – если этот фильм, абсолютно, на ваш взгляд родителя, неприемлем для просмотра – тогда это нужно запретить. Если же он кажется вам пусть сомнительным, но все-таки возможным для просмотра – тогда его обязательно нужно посмотреть вместе с ребенком, и обратить его внимание на смущающие вас моменты, на то, что вам не нравится – и объяснить, почему. Важно взять здесь ребенка в союзники – не ваше мнение противостоит его мнению, а это ваше совместное обсуждение, где мнение каждого услышано.

Очень важно, чтобы ребенок сохранил с вами контакт и доверял вам — тогда он и будет к вам прислушиваться. А это значит, что даже самый примитивный мультик может стать стартом для серьезной дискуссии и дальнейшего роста ребенка.

Как вести дискуссию с ребенком

Не вести дискуссию. Не надо сажать ребенка перед собой и начинать что-то излагать ему — это скука смертная. Хороший способ — пойти от малого, вспомнив какого-то героя или сюжет в связи с событием в вашей жизни. Пойти от частного к общему.

Задавать вопросы и слушать. Аккуратно подводите ребенка к тому, что вы хотите от него услышать. Формулируйте свое мнение в виде вопросов. И если задали ребенку вопрос — не подсказывайте ответ. Дайте ему договорить самому до конца. Это важно.

Не планировать конец беседы. Вы не должны по итогам беседы прийти к определенным выводам. Тема разговора вообще может поменяться. Ребенку актуальнее будет что-то другое, а вы будете упорно гнуть свою линию. В результате у вас останется ощущение неудовлетворенности от беседы, а у ребенка — ощущение того, что он не соответствует вашим ожиданиям.

И в конце беседы хорошо подвести ей какой-то итог, резюмировать.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector