чему учит рассказ нюрка чаплиной

«Нюрка» читательский дневник

nyurka chitatelskiy dnevnik 64927

«Нюрка» – добрый, трогательный рассказ о жизни деревенской девочки, которая с нетерпением ждала исполнения семи лет, чтобы пойти учиться в школу.

Краткое содержание «Нюрка» для читательского дневника

ФИО автора: Коваль Юрий Иосифович

Название: Нюрка

Число страниц: 4. Коваль Ю. И. «Чистый двор». Издательство «Речь». 2019 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1970 год

kuchmina nadegda 100

Главные герои

Рассказчик – взрослый мужчина, хороший знакомый дяди Зуя.

Нюрка – маленькая девочка, которой не терпелось пойти учиться в школу.

Дядя Зуй – дедушка Нюрки, добрый, любящий.

Федюша Миронов, Маня Клеткина, братья Моховы – хорошие друзья Нюрки, пришедшие поздравить её с днём рождения.

Пантелеевна, тётка Ксения, Мирониха – взрослые, близкие соседи и друзья дяди Зуя и Нюрки.

Алексей Степаныч – учитель Нюрки.

Сюжет

Шестилетняя Нюрка очень ждала свой день рождения: в августе ей исполнится целых семь лет и она пойдёт в школу. В честь праздника дядя Зуй сам испёк калитки – вкусные ватрушки с пшённой кашей, накрыл стол и позвал гостей. Вскоре в их дворе стали появляться первые гости: Федюша Миронов со своей мамой Миронихой, пятилетняя Маня Клеткина, братья Моховы и другие. Каждый принёс Нюрке отличные подарки, которые могли пригодиться первоклашке: букварь, линейку, пенал, карандаши, самописку. Тётка Ксения ради такого случая даже сшила специальное школьное платье, а Маня принесла белый фартук, на котором сама вышила маленькими буквами «Нюри». А братья Моховы принесли два ведра черники и всех убеждали, что это очень даже «школьный» подарок.

Собираясь на торжество, рассказчик немного растерялся: он не знал, что подарить семилетней девочке. Неожиданно он вспомнил, что у него есть замечательный бинокль, который понравится любому ребенку. Купив ещё два килограмма конфет, он отправился к дяде Зую.

Усевшись за стол, гости с удовольствием стали есть вкусные калитки и аппетитно хрустеть огурцами. Нюрка же сложила все подарки в новый школьный портфель и радостно бегала по дому. Но особенную радость у нее вызвал бинокль: такой замечательной вещицы не было ни у кого из её знакомых ребят. Друзья принялись тут же проверять бинокль в действии, а после отправились во двор играть в лапту. Тем временем дядя Зуй поставил самовар, и взрослые принялись пить чай, наблюдая за весёлой игрой детворы.

Спустя неделю после праздника наступило первое сентября и Нюрка отправилась в школу – в этом году она была единственной первоклассницей в селе. Девочка была одета в школьное платье, белый фартук с надписью «Нюри», и в руках держала букет осенних золотых шаров. И даже в школу она отправилась с биноклем, с которым никогда не расставалась. Увидев его, учитель Алексей Степаныч предложил девочке как-нибудь залезть на крышу и полюбоваться звездами.

План пересказа

Главная мысль

Детство – лучшая пора, когда можно легко и радостно познавать окружающий мир.

Чему учит

Рассказ учит быть дружными, добрыми, отзывчивыми, внимательными к близким людям. Учит стремиться к знаниям и хорошо учиться.

Отзыв

Нюрка стремилась поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Для неё это был настоящий праздник, ведь теперь она могла многому научиться, быть взрослой, самостоятельной девочкой.

chitatelskiy dnevnik 64927 risunok illyustraciya k rasskazu nyurka

Рисунок-иллюстрация к рассказу Нюрка.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, что все друзья Нюрки постарались сделать полезные подарки, которые могли пригодиться ей в школе. В результате девочка пошла в первый класс нарядная и очень счастливая.

Источник

Вера Чаплина «Питомцы зоопарка»: чему учит рассказ?

Вера Чаплина. Питомцы зоопарка. Чему учит рассказ.

answer avatar

Наверно нужно пояснить, что Вера Чаплина проработала в зоопарке г. Москвы и собственно свои наблюдения о находившихся там животных отразила в своих произведениях, которые составили целый цикл рассказов о разных животных.

Сцены, которые описывает автор, повествуют о повадках животных, об правильном с ними отношении и воспитании.

В рассказе «Мои питомцы», главными персонажами являются детеныши львицы, рыси, обезьяны, выдры, волчицы и др. Автор в правдивой, где-то в документальной форме рассказывает как удается воспитывать такое «разношёрстое» племя.

Этот рассказ учит тому, что животных нужно любить. Только лаской и добротой можно добиться хороших результатов в воспитании животных, в том числе и диких. Животные идут на контакт с человеком, только тогда, когда не видят угрозы и чувствуют душевное к им отношение.

muy3RYf7YNFX3dTMl0wbkgFG3saQZImR

answer avatar

К гуманитарным дисциплинам относится философия, история, экономика, право, искусствоведение, иностранный язык, литература и др.

В профессиональном гуманитарном образовании, обучающиеся получают уже профессию в той или иной гуманитарной области, как то журналистика, искусствоведение, театральное, философическое, музыкальное и мн.др.

fOVdfChn7zWQvHrHmPH4tciqhbBXZwA4

answer avatar

answer avatar

Лень двигает технический прогресс. Одним из ярких подтверждений этому является изобретение гаджетов для лодырей, которые посещали школу, но не учились в ней.

Есть «умные» авторучки, часы и даже очки с видеокамерой. Даже придумана шпионская плата с видеокаиерой, встроенная в пуговицу.

Но беда в том, что все эти технические приспособления требуют привязки к мобильному телефону, кроме часов.

Организаторы ЕГЭ всячески противодействуют списываниям: выпускники проходят через металлоискатель, сдают телефоны до конца экзамена и находятся под наблюдением видеокамер.

Тем, кто всё-таки решится обойти запреты, стоит помнить, что в лучшем случае вам грозит удаление с экзамена без права пересдачи в этом году.

К тому же подобные действия подпадают под Уголовный Кодекс РФ:

Источник

Урок по внеклассному чтению в 3-м классе. К 100-летию со дня рождения Веры Васильевны Чаплиной. Тема урока: «Рассказы Веры Васильевны Чаплиной о животных»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. Об авторе.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен 100-летию со дня рождения известной детской писательницы – Веры Васильевны Чаплиной.

Ее годы жизни: 1908-1994г. / на доске /

Родилась она в Москве в интеллигентной семье. Дед ее – известный ученый, мать – художник и музыкант, отец – юрист. А вот ее портреты в разные годы жизни /на доске/. У вас на парте лежит книга В.В.Чаплиной “Питомцы зоопарка”. Мы ее почти всю прочитали. Откройте, еще раз посмотрите на ее портрет. (Рисунок 1)

img1

Дети. О животных зоопарка и о людях, которые за ними ухаживают.

Учитель. На четырех из пяти портретов она сфотографирована с животными, так они дороги ей были, Это – львица Кинули, это – собака Рада, это – рысенок Таска.

Какие рассказы Чаплиной вы читали?

Дети. “Мусик”, “Медвежонок”, “Живой подарок”, “Уголек”, “Шанго”, “Росомаха”, “Необычная клетка”, “Варежка”, “Кинули”, “Тайна маленького геккона”, и другие.

Учитель. Почему Вере Васильевне удалось написать так много интересных рассказов о животных?

Ученик 1. С шестнадцати лет В.В.Чаплина поступила в кружок юных биологов зоопарка. С этого времени вся ее жизнь связана с Московским зоопарком, с животными, которых она любит и понимает, а они платят ей необыкновенной привязанностью.

Ей нравилось, когда ее дома встречали открытые рты галчат, сорок, когла серенькие желторотые воробышки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ей на колени.

Ученик 2. Поначалу она работает служительницей: чистит и убирает клетки, приручает.

Позднее ее назначили заведующей молодняком зоопарка. Вот тогда и пришла Вере Васильевне мысль – устроить в зоопарке специальную площадку для звериных малышей – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом хищники и травоядные. Но Вера Васильевна была уверена – уживутся, ведь они еще не звери, а зверята, все они веселые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детеныши.

Ученик 3. Сколько интересного материала для изучения дал эксперимент зоологам! Скольк радости и веселых минут доставила эта площадка посетителям зоопарка! А Вера Васильевна была заведующей в этом необычном детском саду для звериных малышей, организовывала правильное питание и воспитание, не давала сильным обижать слабых.

Учитель. Посмотрите на доску. Примерно так выглядела эта площадка. (Рисунок 2)

img2

Кого вы узнали на этой площадке?

3. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной.

Учитель. Вера Васильевна замечала в поведении животных все, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка, так появились ее книги. Она писала о малышах и о взрослых животных, о том, что каждый зверь имеет свой характер и нрав, что зверя можно воспитать и злым, и добрым, она писала о людях, которые работают в зоопарке, ухаживают за животными, лечат, изучают, кормят их.

Кто хочет рассказать о понравившемся вам рассказе, кратко пересказать, можно зачитать понравившийся вам эпизод, объяснить, почему этот рассказ вам понравился.

Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?

Ученик 1. В этом рассказе говорится о дружбе разных животных. Кошка стала приемной мамой лисенку.

Учитель. В каких еще рассказах мы читали о том, как животные выкармливают чужих детенышей?

Дети. “Сиротка”, “Пальма”.

Учитель. Помнят ли малыши своих приемных родителей?

Дети. Животные помнят добро и помнят приемных родителей, всегда узнают их, даже если прошло много времени.

Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?

Ученик 2. Копуша веселая, сообразительная и забавная.

Учитель. В каких еще рассказах мы читали о медвежатах?

Дети. “Варежка”, “Фомка – белый медвежонок”, “Марьям и Джек”.

4. Физкультминутка.

Под музыку В.Шаинского, слова Г.Остера “Ужасно интересно”

/потягивание, наклоны туловища, приседания/

5. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной / продолжение /.

Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?

Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?

Ученик 4. Мы восхищаемся материнской преданностью. Росомаха готова пожертвовать собой, защищая малышей. Служителям надо внимательно следить и укреплять сетки.

Учитель. Что узнали нового из этого рассказа?

Дети. Белые медведи сильные, хорошо умеют плавать. Главная мысль – на площадке молодняка уживаются хищные и травоядные звери, они могут жить мирно, они маленькие и добродушные.

Учитель. Что интересного узнали из этого рассказа?

Учитель. В 5-сятые годы прошлого века Шанго был очень известен в Москве, даже попал в “Денискины рассказы” Драгунского.

6. Коллективное чтение.

Учитель. Сейчас мы познакомимся еще с одним рассказом В.В.Чаплиной “Случай с оленем”.

Откройте книги на стр. 142. Мы прочитаем о невидимой, тайной неизвестной посетителям зоопарка жизни, о трудностях, с которыми встречаются служители при уходе за животными.

Щеколда – дверной запор, металлическая пластинка с рычажком.

Оплошность – ошибка, ошибочный поступок, промах.

Учитель. Почему олень оказался на свободе?

Дети. Служитель был малоопытным.

Учитель. Благодаря каким качествам служителя все закончилось хорошо?

Дети. Ловкость, сообразительность, терпение, доброта, ответственность.

7. Разгадывание кроссворда.

Кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной.

(Кроссворд составила ученица нашего класса – Авсеенко Надя)

img3

8. Подведение итога.

Учитель. Какой вам представляется В.В.Чаплина по ее книгам? Какой она человек?

Дети. Она человек добрый, отзывчивый, трудолюбивый, мужественный, терпеливый, бескорыстный.

Учитель. По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радостей в жизни у него больше.

В конце урока дети получают в подарок еще один большой кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной, составленный учителем.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.02.2021

Чаплина В. «Волчонок»

Читайте краткое содержание других рассказов Веры Чаплиной:

Даже дикий зверь любит хорошее отношение.

Чему учит рассказ «Волчонок»

Рассказ учит любить природу, беречь и охранять животных. Учит терпению и настойчивости. Учит относиться к зверям по-человечески.

Отзыв на рассказ «Волчонок»

Мне понравился главный герой этого рассказа. Арго был в начале совсем диким, опасался человека, но потом, видя только добро и ласку, привык. Он понял, что человек тоже может быть другом и стал отвечать Вере искренней любовью и привязанностью.

Пословицы к рассказу «Волчонок»

Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Волчонок»
Волчонок сразу понравился Вере. Он был диким, когда девушка входила в клетку, отскакивал и щёлкал зубами.

Вера назвала волчонка Арго и долго пыталась приручить его. Арго упорно хотел остаться диким и отказывался от мяса и костей, которые приносила Вера. Только на десятый день он взял мясо с руки и тут же убежал в угол.

Ещё больше трудов потребовало приучить волчонка к ласке. В конце концов, он стал терпеливо сносить, когда его гладили, но смотрел при этом в даль и не двигался.

Однажды, Вера уехала на две недели. А когда вернулась, не узнала Арго. Он ласкался и ползал на брюхе, словно был всю жизнь ручным. Вера не поверила глазам, и решила, что по ошибке зашла в клетку к Лобо, другому волчонку, только более ласковому.

Но нет, это действительно был Арго.

С этого времени дрессировка пошла на лад. Вера стала выводить Арго гулять на ремешке. Потом посадила его к Лобо и волчата подружились. Если одного забирали куда-нибудь, второй скучал и рвался за товарищем.

Вера с подругой стали выводить их гулять вместе, и волчата игрались и бегали по дорожкам парка. Если Вера делала вид, что уходит, Арго сразу возвращался к ней.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Волчонок»

Источник

Чему учит рассказ нюрка чаплиной

%25D0%25A7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0

Вера Чаплина родилась 24 апреля 1908 году.
Животные всегда были в ее жизни.

Она вспоминала: «Мама никогда не возражала против моих четвероногих и крылатых поселенцев, и я этим широко пользовалась… В моем маленьком уголке для игрушек находили себе приют самые разнообразные малыши. В кукольной кроватке пищали выпавшие из гнезда птенцы, а в больших и маленьких ящичках копошились притащенные кем-то мышата, ежата, котята… За всеми своими питомцами я тщательно ухаживала: кормила их, выносила на прогулки… Скоро они становились взрослыми, но долго у меня не задерживались. Птиц я выпускала на свободу, мыши разбегались сами, а остальных разбирали знакомые. Но мой уголок пустовал недолго, проходило немного времени, и он опять пополнялся новыми питомцами…».

В 15 лет Вера стала часто приходить в Московский зоопарк
«…Целые дни пропадала я там, часами простаивала у клеток. Особенно мне нравились волки. Одного из них я даже пыталась приручить и поражалась, как это у меня ловко получается. Потом уже узнала, что выбранный мною зверь был давно ручным. И вот когда я в очередной раз «приручала своего волка», ко мне подошел незнакомый человек.
– Любишь животных? – спросил он.
Я смущенно кивнула.
— А хочешь изучать их? Приходи к нам, – и он дал мне записку в кружок юных биологов зоопарка…».
Это был профессор Петр Александрович Мантейфель, руководитель только что организованного кружка Клуб юных биологов зоопарка (КЮБЗ). Юннаты звали его «Дядя Петя» и многим трудным подросткам он практически спас жизнь, дав ей цель и направление.

%25D0%25A7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B04
П.А. Мантейфель

«Мне кажется, что жизнь началась с того дня, как я поступила в зоопарк…» – так вспоминала об этом повороте своей судьбы писательница Вера Чаплина.

В то время Московский зоопарк восстанавливался после разрухи. Изменялось и отношение к его обитателям. «На содержащихся в вольерах животных стали смотреть как на объекты научного исследования, а не как на диковинные создания для развлечения публики, – писала одна из учениц Мантейфеля, доктор биологических наук Т. П. Евгеньева. – Ребята чувствовали себя ответственными за все, что происходит вокруг. Дядя Петя привлекал кюбзовцев в науку именно тем, что ничего специально детского никогда не затевал – дело было всегда настоящее, взрослое. Кюбзовцы стали в зоопарке ощутимой силой – они привозили из выездов на природу корма, помогали служителям чистить клетки, кормили животных, тщательно убирали территорию… Живое практическое дело и теоретическая учеба шли параллельно»

Занимаясь в КЮБЗе, Вера Чаплина получила возможность гораздо ближе узнать обитателей зоопарка, которых раньше видела лишь издали. Особенно ее привлекали те звери, что неохотно шли на контакт, имели строптивый нрав и поэтому не вызывали расположения большинства юннатов. В каждом из них от природы наблюдательная девушка умела распознать не только едва заметные оттенки настроения, но и какие-то индивидуальные черты характера, которые помогали ей понять логику поведения будущего четвероногого друга, найти с ним может быть и не скорый, но зато прочный контакт. Что влекло будущую писательницу к зверям со сложным, необычным характером? Возможно, осознание их индивидуальности. Но скорее всего, она просто понимала, что именно из этих, «трудных», и выйдет настоящий толк. Больше всего Вера Чаплина ценила способность зверя стать другом. За всю жизнь у нее было немало таких друзей. Одним из первых и самых любимых стал волк Арго. «Я убирала клетку, часами говорила с Арго, но прошло очень много дней, прежде чем он боязливо принял из моих рук первый кусочек мяса».

%25D0%25A7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B05
Вера Чаплина и волк Арго. Московский зоопарк. 1927 г

С середины 1920-х годов Московский зоопарк стал активно развиваться: построили Новую территорию, постоянно пополняли коллекцию редких животных. Научная и просветительская работа стала главным делом сотрудников. В то время еще не хватало знающих зоологию экскурсоводов, и П. А. Мантейфель предложил допустить к проведению экскурсий по зоопарку наиболее подготовленных кюбзовцев.

Вот что вспоминала об этом профессор Елена Дмитриевна Ильина (а в те годы просто Лёля, подруга Веры Чаплиной): «Чтобы получить разрешение на эту работу, надо было сдать строгий экзамен. Мы изучали всех представленных в зоопарке животных – их биологию, особенности…Нередко ведешь экскурсию и вдруг среди экскурсантов замечаешь дядю Петю, который, представляясь посторонним, начинает задавать «ехидные» вопросы. Если экскурсовод сбивался, нервничал, дядя Петя уходил, но потом, иногда очень длительное время он беззлобно подтрунивал над неудачным выражением, допущенной ошибкой. Все это мобилизовывало, заставляло работать над собой. И не случайно кюбзовцы считались одними из лучших экскурсоводов» («Юный натуралист», №3 1982 г.)

В 1925-27 годах этой работой занималась и юннатка Чаплина. Она уже могла многое рассказать о жизни обитателей зоопарка, различала «лица» и знала характеры большинства из них. Но одно дело обсуждать проблемы зверей со своими товарищами, которые всё понимают с полуслова. Здесь же, на экскурсиях ее слушали незнакомые и совершенно разные люди: учащиеся, рабочие, красноармейцы. Среди них были взрослые и дети, знатоки животных и те, кто видел редких зверей и птиц впервые. Как доходчиво и интересно рассказать им о питомцах зоопарка?

Но особенно важной удачей для Веры стало знакомство с профессиональным писателем Всеволодом Лебедевым, которого, как и П. А. Мантейфеля она впоследствии называла своим учителем.

Литературное творчество, так же как и работа со зверями, оказалось для Веры Чаплиной не просто увлечением, а настоящим, серьезным делом. Оно так же не терпело к себе поверхностного отношения, требовало желания, настойчивости и чутья. Жизнь ее была насыщенной и полной.

С 1946 года, после войны, Вера Чаплина уходит из зоопарка, где проработала больше 30 лет и полностью отдает себя литературному творчеству.

%25D0%25A7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B015

%25D0%25A7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B014

%25D0%25A7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B03

В послевоенные годы в творчестве Чаплиной появилась и другая тема. Животные зоопарка ― существа экзотические, уже сама встреча с ними для многих ― событие. И посыпались письма от юных читателей: пришлите мне львенка, тигренка или хотя бы медвежонка. Вера Васильевна в таких случаях спрашивала: а вы уже вырастили сами кого-нибудь? Вы кормите зимой птиц во дворе, помогаете бездомным собакам и кошкам? И знаете ли вы хоть что-то о тех, кто живет в ближайшем лесу, в поле, у речки. Другом может стать самый обычный четвероногий или крылатый питомец – это она с детства узнала сама и сейчас открывала своим читателям.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector