чему учит рассказ обезьяний язык

admin

Обезьяний язык: для читательского дневника

Зощенко: Обезьяний язык: Читательские дневники

содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.

Читательский дневник — 1

Главный герой простой мужчина, не имеющий высшего образования, который описывает ситуацию, произошедшую с ним. Ситуация такая: он пришел на заседание и ему посчастливилось невольно подслушать разговор двух своих коллег, при чем из-за их диалога он практически ничего не понял, и лишь сидел там и хлопал ушами, все больше уверяя себя в том, как трудно нынче говорить по-русски.

Рассказ начинается с рассуждения героя о том, как сильно в последнее время родной русский язык засорился иностранными словами, что некоторых людей теперь и понять невозможно, они ведь нахапались новых словечек в свои словарные запасы и оперируют ими всюду, где можно и нельзя, отчего диалоги затрудняются, а нервы треплются.

Далее герой рассказывает нам ситуацию, которая произошла с ним на работе, на заседании: двое его коллег начали спорить о том, насколько это заседание является пленарным, и неужели кворум подобрался, еще и подсекция, что ли, заваривается минимально? Спор этот шел и не кончался бы, но к счастью, появился президиум, который с гордостью и достоинством начал произносить надменные слова с такой же иностранной туманностью, и соседи героя, остыв от спора и строго поглядывая друг на друга, сурово и понимающе кивали головами, соглашаясь со всем, что доносил оратор. После этой замечательной дискуссии наш главный герой сделал для себя вывод: трудный, беда, какой трудный, этот русский язык!

Рассказ является юмористическим, как и многие рассказы Михаила Михайловича, благодаря чему его вдвойне приятно читать, ведь автор умело передает современные проблемы, приправляя их сатирой, что выставляет нынешний мир не в лучшем свете и острее показывает нам все его несовершенства и беды, о которых людям стоит чаще задумываться.

Читательский дневник — 2

В рассказе Зощенко ‘Обезьяний язык’ автор описывает, как он однажды попал на какое-то заседание. Он с интересам прислушивался к речам заседателей, которые вели заумные разговоры. Он восхищается множеством непонятных словечек, включенных в речь двух людей. Ведь они употребляют такие незнакомые слова, как ‘перманентно’, ‘кворум’, ‘пленарный’. Но вскоре рассказчик замечает, что заседатели частенько вставляют в речь и просторечные слова: ‘али’, ‘вышедши’, ‘оттеда’, ‘допущаю’ и другие.

Все выступающие ораторы невежды, они говорят на ‘обезьяньем’ языке, а смысл их речей абсурден. Засилье иностранных слов в речах было связано с возникшей модой на ‘умные’ слова, значение которых заседатели не потрудились уточнить.

Главная мысль ироничного рассказа заключается в том, что нужно быть человеком образованным и интересоваться смыслом иноязычных слов. Вставлять в речь иностранные слова нужно к месту, предварительно убедившись, что аналогичное русское слово в данной ситуации неприемлемо.

Читательский дневник — 3

Краткое содержание рассказа для читательского дневника:

Повествование ведется от первого лица автора, человека без высшего образования, простого и незамысловатого о том, как много в русском языке иностранных слов и о том, что многие их употребляют, совершенно не понимая их значения. Автор пересказывает нам разговор двух соседей.

Герои рассказа — два мужика, сидящих рядом на совещании, с умным видом обсуждают выступление и употребляют иностранные слова: кворум, пленарное заседание, президиум, видно слабо представляя, что эти слова означают, поэтому диалог получился довольно комичный.

Рассказ М.Зощенко ‘Обезьяний язык’ учит тому, что надо понимать значения тех слов, которые употребляешь, чтобы не выглядеть смешно, как герои рассказа.

Читательский дневник — 4

Сюжет этого рассказа развивается на собрании, где простому человеку сложно было понять, а точнее вообще не понятно, о че говорят его близь сидящие соседи и вступающие, ведь они сыпали как из рога изобилия слова, которые в нормальном русском языке не сыщешь. Самое главное, все эти ораторы по сути и сами не понимают, что означают эти иностранные словечки.

Смысл этого рассказа заключается в том, что не нужно засорять родной язык и без необходимости вообще заимствовать иностранные слова, ведь в русском языке достаточно и своего, ведь на нем писали Пушкин и Лев Толстой, и Достоевский…

Учит этот рассказ тому, то нужно учить свой родной язык и разговаривать на нем. Не нужно свою безграмотность прятать за ширмой иностранных выражений.

Читательский дневник — 5

Краткое содержание рассказа ‘Обезьяний язык’ и его герои:

На одном собрании автор услышал разговор двух соседей, который позже перешел в спор. Мужчины разговаривали между собой вставляя иностранные словечки: пленарное, кворум, перманентно, президиум, индустрия (если посмотреть значение этих слов, то становится понятно, что мужчины даже понятия не имеют, что они означают). Когда на сцену вышел еще один мужчина и стал произносить речь, насыщенную иностранными словами, то соседи стали с жадностью его слушать и кивать головой.

В общем, в этом небольшом сатирическом рассказе, Михаил Зощенко высмеивает героев рассказа, двух мужчин, соседей, которые понабравшись иностранных словечек, теперь используют их в своей речи, вставляя где попало, даже не понимая значение этих слов. А в сочетании с простонародными, устаревшими словами получается самый настоящий ‘обезьяний язык’.

Читательский дневник — 6

В своём рассказе Зощенко иронизирует над засилием иностранных слов в русском языке, которые используются не всегда верно. Рассказ написан от лица товарища, который попал на совещание и стал случайным свидетелем разговора двух мужчин. Те рассуждают с умным видом о предстоящем заседании, вставляя в диалог ‘туманные’, иностранные словечки. Например, в разговоре простоватые выражения, типа, ‘отсель или откудава’ пересыпаны ‘кворумом, пленарное и др.’ Читая их диалог, возникает ощущение, что мужчины сами не до конца понимают значения этих иностранных терминов. Однако, когда выходит ‘президиум’ и начинает свою речь, мужчины с понимающим видом поддакивают лектору.

Вывод: читая рассказ, понимаешь, что все мы сталкиваемся с ‘обезьяньим языком’ в жизни. Часто не умея складывать предложения из простых и понятных слов, мы вставляем непонятные, надменные (фраза Зощенко), иностранные слова, полагая, что они добавляют солидности нашей речи. На самом же деле, это выглядит глупо, напыщенно и смешно. В этом и заключена сатира рассказа.

Главными героями, участниками истории являются два мужика, сидящие на пленарном заседании. Если давать их характеристику, то не слишком грамотные, важные, напыщенные, немного глуповатые из-за той надменности, что сквозит в их уверенности владения и понимания речи. А какой речи-то? Обезьяньей!

Читательский дневник — 7

Рассказ Зощенко ‘Обезьяний язык’ повествуется от имени автора, который в комичной форме пытается донести до читателя, что не стоит повсеместно, бездумно использовать в своей речи иностранные слова. Наш язык, богат и красив без непонятных многим слов.

На примере двух мужчин, которые и являются главными героями рассказа мы наблюдаем комичность данного заседания.

Двое мужчин сидят на заседании и обмениваются между собой непонятными словечками, такими, как кворум, индустрия, перманентно.

Рассказчик сначала пытается вникнуть в суть разговора, но потом понимает, что и сами собеседники далеки от мысли их беседы, так как применяемые ими слова им самим не знакомы.

Источник

Зощенко «Обезьяний язык» : какая главная мысль, чему учит рассказ?

Какая главная мысль рассказа Михаила Зощенко «Обезьяний язык»­?

Чему учит рассказ Зощенко «Обезьяний язык»?

answer avatar

В смешном рассказе Зощенко «Обезьяний язык» автор описывает, как он однажды попал на какое-то заседание. Он с интересам прислушивался к речам заседателей, которые вели заумные разговоры. Он восхищается множеством непонятных словечек, включенных в речь двух людей. Ведь они употребляют такие незнакомые слова, как «перманентно», «кворум», «пленарный». Но вскоре рассказчик замечает, что заседатели частенько вставляют в речь и просторечные слова: «али», «вышедши», «оттеда», «допущаю» и другие.

Все выступающие ораторы невежды, они говорят на «обезьяньем» языке, а смысл их речей абсурден. Засилье иностранных слов в речах было связано с возникшей модой на «умные» слова, значение которых заседатели не потрудились уточнить.

Главная мысль ироничного рассказа заключается в том, что нужно быть человеком образованным и интересоваться смыслом иноязычных слов. Вставлять в речь иностранные слова нужно к месту, предварительно убедившись, что аналогичное русское слово в данной ситуации неприемлемо.

AknBLz3RPDgh1AESYkcAgGyXd4Umob8

answer avatar

Сюжет этого рассказа развивается на собрании, где простому человеку сложно было понять, а точнее вообще не понятно, о че говорят его близь сидящие соседи и вступающие, ведь они сыпали как из рога изобилия слова, которые в нормальном русском языке не сыщешь. Самое главное, все эти ораторы по сути и сами не понимают, что означают эти иностранные словечки.

Смысл этого рассказа заключается в том, что не нужно засорять родной язык и без необходимости вообще заимствовать иностранные слова, ведь в русском языке достаточно и своего, ведь на нем писали Пушкин и Лев Толстой, и Достоевский…

Учит этот рассказ тому, то нужно учить свой родной язык и разговаривать на нем. Не нужно свою безграмотность прятать за «ширмой» иностранных выражений.

E7QkeZeVhQphEXO1jTpAWRG71jJmHY0p

answer avatar

В этом произведении Михаила Зощенко, рассказывается о том, как один человек, считавший себя тёмным и неграмотным потому, что разговаривал по русски, без употребления иностранных слов, пришёл на некое собрание.

Рядом с ним, сидели люди, которые при разговоре употребляли непонятные слова, типа «перманентно», «пленарность». Кроме того, в их речи проскальзывали и простонародные словечки «оттеда», «допущаю» и некоторые другие.

Затем выступил мужчина, который критиковал предыдущих выступающих и тоже говорил непонятно с употреблением иностранных слов.

Главная мысль этого рассказа, видимо заключается в том, что настоящим носителем русского языка, как раз и является простой человек, разговаривающий на всем понятном русском языке, а не «умники», общающиеся с помощью слов, смысл которых и сами не понимают.

answer avatar

В рассказе «Обезьяний язык» автор описывает случай, когда он попал на заседание и начал слушать речи других людей. В своем разговоре они использовали непонятные ему словечка, такие как: кворум, пленарный. Поначалу автор пришел в восторг, он то не знал подобных слов и просто общался на русском языке. Но потом рассказчик услышал, что вместе с заумными словами заседатели используют и такие слова, как «допущаю», «отседа» и другие. Он понимает, что заседатели только выучили умные слова, а сами толком даже не понимают их значение.

Рассказ учит грамотно и правильно разговаривать, а слова пришедшие с другого языка использовать к месту и по назначению.

answer avatar

В рассказе М. Зощенко «Монтёр», как и в других его произведениях присутствует сатира, юмор и высмеивание самых нелицеприятных сторон нашей человеческой жизни.

В рассказе раскрывается проблема «маленького человека» в нашем несправедливом обществе. Социальное неравенство все понимают по-своему, даже не задумываясь о том, чем это может обернуться для членов более высшего общества.

Театральная элита принижает заслуги и значимость обычного, на их взгляд, монтёра, чем вызывает вполне заслуженную обиду и даже гнев. В отместку герой пытается показать этим людям, что он не так прост, как они думают. В результате возникает полная неразбериха, непорядок и нарушение привычного графика работы всего театрального мира.

Главная мысль рассказа «Монтёр» состоит в том, что нельзя судить о человеке по его одёжке и ставить себя выше других. Любая профессия важна и каждый выполняет свою нужную работу. Нужно уважать людей за его профессиональные и моральные качества, а не унижать их свои пренебрежением. Иначе можно тоже оказаться неудел и наделать ошибок.

answer avatar

Рассказ «Кабан» Чарушина написан от первого лица. В нем автор-рассказчик говорит о том, как он рисовал животных в зоопарке. Он с восхищением описывает игры животных, которые действительно умеют развлекаться, когда рядом нет людей. У каждого животного автор подмечает какую-то забавную особенность, какую-то черту характера, присущую именно этому животному. И читать описание животных очень интересно.

Но вот автор замечает кабанов, которые шли прямо к нему. Автор испуган, он ищет спасения на ограждении вольера. Однако оказывается, что кабаны ручные и боялся автор зря.

Главная мысль этого рассказа в том, что животные очень милые и добрые, что они забавные, оригинальные, интересные и к ним не возможно относиться иначе чем с любовью.

Этот рассказ учит любить животных, уметь наблюдать за ними, учит быть ближе к природе.

answer avatar

В начале рассказа «Дорогая собака» мы знакомимся с поручиком Дубовым, уговаривающем своего приятеля Кнапса купить у него собаку за 200 рублей. Приятелю собака в принципе не нужна, поэтому он отказывает поручику. Но Дубов не унимается и расписывает во всех подробностях положительные стороны Милки. Она у него и породистая, и нюх имеет отличный, и морда у неё как у чистокровного сеттера.

Кнапс уперся и ни в какую не хочет покупать собаку, а тем временем поручик уже снизил цену до 25 рублей, а вскоре предлагает её забрать и вовсе бесплатно. Автор подробно описывает, как речь Дубова постепенно из восторженной становится раздраженной. Он всеми силами пытается от собаки избавиться, а в конце повествования он уже задумал сдать её на живодерню.

answer avatar

Рассказ «Попрыгунья» Чехов сначала хотел назвать «Великий человек», но потом сместил акцент на главную героиню. В этом несостоявшемся названии и заключена главная мысль. Осип Дымов, герой рассказа, с виду просто подкаблучник у своей жены, которая всю жизнь посвятила поиску «выдающихся» людей. В своем доме он играет роль лакея и рабочей лошади, безропотно снося унижения от Ольги, которая открыто ему изменяет. Многообещающий учёный, доктор, Дымов приносит себя в жертву не науке. Он отдает жизнь ради больного дифтерией ребенка. Зная, что может заразиться, он отсасывает дифтеритные пленки.

(рис. художника Бодянского, 1904)

answer avatar

Георгий Алексеевич Скребицкий рассказ «Лесной голосок» посвятил кукушке. Мы часто встречаем в литературе осуждение кукушки за то, что она свои яйца подкладывает в чужие гнезда, не высиживает птенцов, а их высиживают и выкармливают совсем другие птицы. Недаром же люди про нее говорят:

Но в рассказе Скребицкого отношение к кукушке совсем другое. Здесь автора заинтересовал птичий голос, который он услышал в лесу. Но ему никак не удавалось увидеть эту певунью. Он думал, что она похожа на сову. И тогда он на время «превратился» в кукушку и сам начал куковать.

o7VmvhYJVAVtScW294MWXv3PsRn2eBm

Услышав его голос, кукушка проявила любопытство и подлетела совсем близко. И автор сумел ее рассмотреть. Оказалось, что она совсем не похожа на сову, а похожа на небольшого ястреба:

Для автора это было большое личное открытие. И он пишет, что в лесу, в природе очень много тайн. Поэтому я думаю, что природу мы должны любить, беречь, тогда и тайны ее можно будет разгадывать. Это и хотел донести до нас писатель.

Источник

rasskaz mihaila zoschenko

История появления

mihail zoschenko

Написал Михаил Зощенко свое самое известное произведение в 1925 году. Это время НЭПа, когда жизнь в стране активно строилась заново после революции и Гражданской войны. Такие изменения коснулись русского языка, после чего стала актуальной проблема сохранения его естественной частоты. Первоначально к этому вопросу обратился Владимир Маяковский, а в последующем появилось произведение «Обезьяний язык», которое характеризуется четким сюжетом и кольцевой композицией.

«Обезьяний язык» Зощенко получил прекрасные отзывы критиков, о нём в восхищенных тонах отзывались практически все без исключения известные авторы. Однако у читателя это произведение изначально не получило должного распространения, что объясняется сложностью поднятых автором вопросов, которые были непонятны для большинства населения.

Лишь по прошествии почти полвека этот рассказ был оценён по достоинству, а в конце прошлого столетия его даже включили в школьную программу обучения.

Персонажи и рассказчик

Повествование ведется от лица необразованного, малограмотного человека, который считает, что русский язык крайне сложен, и во многом из-за большого содержания в нем иностранных слов. Автор как бы показывает, что люди сами создают себе проблемы, заимствуя из немецкого, французского и английского непонятные выражения, которые лишь затрудняют общение. Рассказчик является непосредственным участником событий, при этом его речь далека от литературной и крайне проста.

Основными персонажами произведения являются:

dva sobesednika uchastvuyut

Два собеседника участвуют в каком-то собрании и сидят рядом с рассказчиком. Оба персонажа в своей речи употребляют многочисленные иностранные слова, совершенно не понимая их значения. Они считают, что это позволяет им казаться образованными и умными, однако их неправильный обезьяний язык выставляет их глупыми и невежественными.

Простые разговорные слова и выражения соседствуют с заимствованной лексикой, а многие фразы попросту лишены смысла.

В произведении имеется еще один персонаж — выступающий на собрании оратор. Так как его речь в рассказе не приводится, об этом человеке удаётся судить лишь по отзывам рассказчика и его соседей. По их мнению, выступающий оратор — умный мужчина, который в своем выступлении использует многочисленные иностранные заимствования. И всё же его речь неграмотна, содержит различные непонятные слова, которые употребляются совершенно не к месту.

Зощенко специально обезличил своих главных героев, в его рассказе персонажи не имеют внешности, имён и описания характера. Это позволяет сконцентрировать внимание читателя именно на употреблении заимствованных слов, которые делают речь безграмотной, глупой и некрасивой. Тем самым автор хочет привлечь внимание к актуальной в те времена проблеме сохранения чистоты русского языка.

Оба главных героев общаются на непонятной смеси терминов, простых народных слов и заимствований из иностранной лексики. Простой человек, оказавшийся рядом с ними, мог попросту не понять их речь, которая со стороны казалась просто набором бессмысленных предложений. Автор показывал, что такие беседы, несмотря на кажущуюся интеллигентность, — просто бесцельное времяпрепровождение, которое к тому же убивает настоящий русский язык.

Анализ и поднятые вопросы

Основная мысль и тема этого произведения — проблема современного общества, которая выражалась в засорении русского языка и тотальной необразованности. Каждый невежда в те времена хотел казаться важной персоной, поэтому использовал заимствования иностранной лексики, пытаясь показать себя умным и интеллигентным. Писатель делает основными персонажами этого рассказа двух чиновников, которые, по их мнению, вели на собрании интеллигентную беседу, изобилующую огромным количеством канцеляритов, ненужных слов и заимствований.

Поднятые автором темы в рассказе:

zasedanie 1919 godu

Автор своим названием рассказа негативно относится к таким людям, использующим заимствования и портящим родной русский язык. Зощенко в комической форме сравнивает безграмотных чиновников с галдящими обезьянами, которые в глазах окружающих стараются выглядеть авторитетными и умными существами.

Применяя в их речи иностранные слова, автор делает точный сатирический акцент на ярких характеристиках героев.

Выбор в качестве места действия абстрактного заседания, на котором делался важный доклад, подчеркивает, что описанное в рассказе явление с заимствованием иностранных слов является в то время типичным. По мнению автора, такие заседания проходили в те годы ежедневно едва ли не в каждой организации. Даже внимательно вчитываясь в речь, с трудом можно понять основной смысл разговора. Огромное число непонятных чужих слов привело к тому, что исконно русский чистый язык стал восприниматься как атавизм, постепенно уходящий в прошлое.

Актуальность произведения

Произведение Михаила Зощенко — актуальный в настоящее время рассказ, тем более что в последние несколько десятков лет отмечается тенденция к появлению в русском языке различных заимствованных слов, которые не несут какой-либо смысловой нагрузки и лишь засоряют речь фразеологизмами иноязычного происхождения. Автор считает, что изменение языка — естественный процесс, однако следует соблюдать в этом меру, если и употребляя такие иностранные выражения, то лишь в случае, когда они соответствуют контексту. Иначе речь, состоящая из заимствований, выглядит глупой и лишенной смысла.

ucheniki chitayut rasskazy

Зощенко также в своём рассказе обращается к теме новых людей, которые вышли в свет во времена НЭПа. Это бывшие мещане, купцы и промышленники, которые считали себя сливками общества, не являясь при этом интеллигенцией и относясь к невеждам. Именно они чаще всего использовали такой обезьяний язык, лишенный смысла, но показывающий их важность, ум и интеллект.

В настоящее время по этому рассказу в старших классах пишут сочинения по теме анализ «Обезьяньего языка» Зощенко, а на уроках литературы готовят читательские дневники и подробно разбирают тематику таких коротких рассказов. Это короткое произведение, которое можно прочитать полностью и основными отрывками, где приводятся прекрасные примеры новояза с огромным количеством заимствований.

Источник

«Обезьяний язык», анализ рассказа Зощенко

«Обезьяний язык» характеризуется кольцевой композицией. Произведение начинается со слов рассказчика: «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный». Завершается оно похожей мыслью: «Трудно, товарищи, говорить по-русски!».

Рассказчик и персонажи

В «Обезьяньем языке» повествование ведется от лица человека малограмотного, необразованного, который считает русский язык трудным главным образом из-за того, что «иностранных слов в нем до черта». Очевидно, что рассказчик в произведении не тождественен автору. «Обезьяний язык» написан в сказовой манере. Рассказчик – непосредственный участник событий, его речь проста и далека от литературной.

Главные герои – двое собеседников, которые сидят на собрании по соседству с рассказчиком. Участники диалога в «Обезьяньем языке» употребляют иностранные слова, хотя и не понимают их значения. Оба хотят казаться умными и образованными, но получается у них это из рук вон плохо. В их речи заимствованная лексика соседствует с разговорными словами и выражениями. При этом некоторые фразы, произнесенные собеседниками, вообще лишены смысла. Зато рассказчику их беседа кажется «очень умной и интеллигентной».

Есть в произведении еще один персонаж – оратор, выступающий на собрании. Его речь не приводится. О нем вообще практически ничего неизвестно. Судить об этом человеке можно только по отзывам рассказчика и одного из его соседей. Рассказчик говорит, что оратор «произносил надменные слова с иностранным, туманным значением». По мнению соседа, выступающий – «очень острый мужчина» и «оратор первейший». Вывод из всего сказанного напрашивается сам собой – велика вероятность, что оратор мало отличается от двух соседей рассказчика, что его речь также неграмотна и наполнена иностранными словами, которые он употребляет к месту и не к месту.

В рассказе Зощенко высмеиваются не какие-то конкретные люди – персонажи произведения максимально обезличены. У главных героев нет имен, внешность одного из собеседников описана довольно скупо – «не старый еще мужчина, с бородой», о внешности второго участника диалога вообще ничего неизвестно. Главная цель Зощенко – высмеять неуместное употребление слов, заимствованных из иностранных языков.

Актуальность рассказа «Обезьяний язык»

Рассказ Зощенко остается актуальным и сегодня. Во-первых, едва ли не каждый день в русском языке появляются новые заимствованные из других языков слова. Во-вторых, нередко встречаются малограмотные люди, употребляющие эти самые слова не к месту. Понятно, что русский язык постоянно меняется и глупо было бы выступать категорически против заимствования иноязычной лексики. Главное – соблюдать меру и не забывать про контекст.

В данном случае на ум приходит высказывание писателя Алексея Николаевича Толстого: «…Известный процент иностранных слов врастает в язык. И в каждом случае инстинкт художника должен определить эту меру иностранных слов, их необходимость. Лучше говорить “лифт”, чем “самоподымальщик”, “телефон”, чем “дальнеразговорня”, “пролетарии”, чем “голодранцы”, но там, где можно найти коренное русское слово, — нужно его находить».

Источник