чему учит рассказ песнь о вещем олеге

admin

Чему учит произведение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

Поэт, всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды своего времени. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе “Песнь о вещем Олеге”. (Запись темы. Постановка целей урока. )

“Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками.

После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т. е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.

За воинские удачи народ называл Олега “вещим”, т. е. чародеем, мудрецом.

Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она и положена Пушкиным в основу “Песни о вещем Олеге”. Легенда была известна А. С. Пушкину с юности, она привлекала юного поэта своей поэтичностью. Но её пересказ Пушкин сделал только в 1833 году. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?

В это время Пушкин жил в ссылке на юге, куда он был сослан за свои вольнолюбивые стихи. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Пушкина.

Поэт, всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды своего времени. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе “Песнь о вещем Олеге”. (Запись темы. Постановка целей урока. )

“Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками.

После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т. е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.

За воинские удачи народ называл Олега “вещим”, т. е. чародеем, мудрецом.

Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она и положена Пушкиным в основу “Песни о вещем Олеге”. Легенда была известна А. С. Пушкину с юности, она привлекала юного поэта своей поэтичностью. Но её пересказ Пушкин сделал только в 1833 году. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?

В это время Пушкин жил в ссылке на юге, куда он был сослан за свои вольнолюбивые стихи. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Пушкина.
2/2
2 Нравится Пожаловаться
Настёнка Сластёнка Ученик (115) 1 месяц назад
А это покороче
В основе стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Карамзиным в «Истории Государства Российского». Из стихотворения князь Олег представляется смелым и отважным воином, защитником Древней Руси, а также достаточно справедливым и рассудительным человеком. Об исторических событиях указано немного, но мы узнаем, что князь совершил успешные военные походы на хазар и на Константинополь (Царьград, как его называли в Древней Руси), что в его правление соседние государства уважали Русь и опасались ее военной силы. коментарии?

Источник

Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»

Читательский дневник по балладе «Песнь о вещем Олеге» Александра Пушкина

Автор: Пушкин Александр Сергеевич

Название произведения: «Песнь о вещем Олеге»

Главные герои: Вещий Олег, волхв-кудесник.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Олег — Князь Киевский.

Могучий, мужественный, смелый, грозный, мстительный. Мнительный.

Волхв-кудесник — Предсказатель, прорицатель, бесстрастный и честный.

Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»

Собираясь отомстить хазарам за набеги, князь Олег встречает в поле волхва, которого спрашивает о собственной судьбе.

Волхв предсказывает князю великие победы. Но добавляет, что умрёт князь от своего коня.

Олег отдаёт коня отрокам.

Спустя много лет на пиру Олег вспоминает то предсказание и интересуется судьбой коня.

Узнав, что тот давно умер, Олег желает видеть останки своего друга.

Он наступает на череп коня, и змея кусает его.

План баллады:

Основная мысль «Песнь о вещем Олеге»

Главная мысль баллады в том, что пути судьбы неисповедимы, но чему быть, того не миновать.

Основная мысль произведения в том, что нужно всегда быть острожным и внимательным, ведь опасность может подстерегать человека на каждом шагу.

Чему учит баллада

Песня учит доверять предсказателям и астрологам, потому что в их словах есть правда.

Учит не пытаться избежать предначертанного судьбой.

Учит не смеяться над тем, чего не понимаешь.

Учит понимать, что в мире много тайн, не раскрытых учёными.

Краткий отзыв по произведению «Песнь о вещем Олеге» для читательского дневника

Прочитав эту песню, я подумала о том, что предсказания часто кажутся туманными и лишёнными смысла, но не прислушиваться к ним глупо.

Великий и могучий князь поверил кудеснику и отослал прочь верного коня.

Но когда услышал, что тот давно умер, решил, что кудесник ошибался.

Он пренебрёг осторожностью, забыл о предсказании и погиб от змеи, которая пряталась в черепе коня.

Это очень поучительное произведение, основанное на древних летописях.

Автору удалось передать общий смысл древних преданий, но облёк он их в современную литературную форму.

Мне нравится смелый Олег, который полагался на свой острый меч и покорил Царьград силой и хитростью.

Но он проявил неосторожность, которая стала уроком другим, ведь сам князь умер.

Я всем советую прочитать эту песню и подумать о том, что любое предостережение следует принимать во внимание.

Потому что осторожности много не бывает.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

«Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Песнь о вещем Олеге Пушкин А.С. — читательский дневник

small item 1026

Предлагаем для вашего ознакомления читательский дневник по произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Свое самое длинное стихотворение поэт писал целый год. В его основу легла история, изложенная в сочинениях Карамзина. Пушкина заинтересовало жизнеописание киевского князя Олега, щит которого был прибит на вратах Царьграда в знак одержанной победы.

Олег — киевский князь, прославленный полководец.
Кудесник — старец-прорицатель, предрекший князю гибель от собственного коня.
Конь — верный спутник Олега, прошедший с ним немало битв.

Князь Олег, задумавший совершить новый военный поход, спрашивает у старика-волхва по поводу своей дальнейшей судьбы. Старец предрекает гибель от собственного коня. Олег расстается с конем, обеспечив своему «верному другу» достойный уход. Когда князь узнает о смерти коня, то едет проститься с ним. Он видит кости своего коня. В момент прощания с другом его жалит змея, выползшая из конского черепа.

Главная мысль, которую вкладывает Пушкин – это безысходность человека по поводу собственной судьбы, тщетность попыток противостоять ей. Несмотря на старания князя Олега изменить ситуацию и уберечься от опасности, пророчество сбывается. Читая данное произведение, создается впечатление, что «от судьбы не уйдешь».

За свои пламенные, вольнолюбивые строки Пушкин попадает в ссылку. Мне кажется, что в этот период жизни он чувствует себя несвободным, ссыльным человеком. Я думаю, что именно этот факт послужил мотивом к написанию истории, где человека преследует роковое событие. Князь Олег не способен повлиять на ход своей жизни, несмотря на свою силу, могущество, достаток. Он беспомощен перед волей судьбы.

Интересно читать о встрече князя и волхва. Олег обращается к нему немного свысока, говорит, что его не стоит бояться, обещает наградить его за услугу. Старец отвечает ему, что люди, знающие тайны мироздания, не боятся могущественных правителей. И он отказывается от предлагаемого дара. Кудесник лишь говорит о том, что знает истину.

Олег расстается со своим конем. Я задаю себе вопрос, мог ли он поступить иначе? Дальнейшие события показывают, что лучше бы князь не отстранялся от своего коня, а продолжал бы контакт со своим верным спутником. Тогда бы, по крайней мере, у него бы не было дополнительной травмы расставания с ним. Наверняка Олег чувствовал себя предателем по отношению к другу.

Как мог бы Олег нейтрализовать событие, о котором предупредил его кудесник? Возможно, ему бы стоило подумать о своей жизни, о том, чтобы он мог изменить в ней, чтобы не произошло трагедии, например, прекратить воевать, проливая кровь.

Я думаю, что многие люди знают о каких-либо направлениях своей жизни, которые невозможно изменить. Тогда приходит отчаяние и безысходность, которую человек ощущает, как несвободу, рок, судьбу. Мы живем в такой период, когда возможности человека расширились. Современный человек владеет информацией и умеет так много. Сегодня судьба не кажется неотвратимой, у человека есть возможность сделать такую жизнь, которую он хочет.

Образ коня вызывает сострадание, нежные чувства. Представляешь, как уводят животное, которое верно служило своему хозяину. Чувствуется в каком единении находятся образы коня и Олега, как не хочется князю расставаться с конем, по-своему, предавать своего верного товарища. Создается ощущение, что, расставаясь с конем, Олег отрывает частичку самого себя.

Из темного леса навстречу ему.
Идет вдохновенный кудесник
не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.

Источник

Чему учит стихотворение Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Гениальный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин подарил всему миру великолепные стихотворения. Каждое его творение – это шедевр, который дает нам возможность стать мудрее, научиться различать главные ценности в жизни.

Такой и есть поучительная поэзия «Песнь о вещем Олеге».

Великий князь Олег прославился в жестоких битвах. Слухами полнится вся земля о его могуществе и храбрости.

Могущественный князь Олег рядом с верными воинами без малейшего сомнения уверен в своем будущем. Удача явно сопутствует ему во всех его деяниях. Для чего же тогда князь обратился к кудеснику?

Ведь хорошо видно, что он не верит в народные предсказания, не уважает волхвов, считает, что они могут обмануть из-за боязни или желания получить хорошее вознаграждение:

Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня…

Но, наверное, такого смелого и правдивого ответа князь Олег не ожидал услышать.

Ответ храброго кудесника заслуживает большого уважения. Я думаю, что он одновременно и удивил заносчивого князя, и немного охлади пыл молодого князя, и изменил его мнение о волхвах.

Волхвы не продаются, у них тоже есть чувство собственного достоинства. Они свободные люди, никого не боятся и служат лишь небесам и правде:

Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Недоверчивость, самоуверенность сгубили храброго князя Олега. Не поверил он в честность волхва, и был наказан. Слово в слово сбылось предсказание кудесника: от укуса гробовой змеи, вылезшей из черепа коня, погиб князь.

Поздно князь понял свою ошибку, сгубило его высокомерие, снисходительное отношение к старцу-кудеснику, за что и поплатился своей жизнью.

Я считаю, что это замечательное стихотворение Александра Пушкина убедило всех: надо уважать людей, невзирая на их происхождение, надо чтить верования и народные традиции.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге» по плану

1. История создания

Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.

Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!

Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.

Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.

Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.

2. Литературное направление

«Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму.

3. Род

По роду это сюжетная лирика.

4. Жанр

Жанр – баллада, хотя можно увидеть и элементы исторической песни, да и сам автор именно так определяет свое произведение – «песнь».

5. Проблематика

Речь идет о глубоком, многогранном стихотворении. Автор здесь поднимает проблемы, характерные для большинства романтических произведений:

Эти вопросы проходят красной нитью по всему пушкинскому творчеству.

6. Тематика

По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.

Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.

7. Идея

Автор написал «Песнь о вещем Олеге», чтобы выразить свое собственное отношение к року, а также к людям, стоящим выше судьбы, – божественным посланникам.

Эта тема будет очень волновать поэта на протяжении всей его жизни.

И если вопрос о роковой предопределенности событий постепенно забудется, а направление творчества сменится с романтизма на реализм, то красноречивый образ пророка Пушкин не забудет.

8. Пафос

Стихотворение поражает бурей чувств. Читателю передается и волнение, и испуг, и смирение героев.

Мы ощущаем некую тревогу, которая нарастает перед кульминацией, – укусом смертоносной змеи. В то же время читатель невольно сочувствует Олегу, переживает за него.

Описать весь каскад эмоций сложно, потому что «Песнь о вещем Олеге» буквально наполнена ими.

9. Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:

Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.

Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.

Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.

11. Лирический герой

Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.

Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.

Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.

12. Сюжет

Сюжет интересен и мистичен.

Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:

В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.

Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.

Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:

…на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?

Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.

13. Композиция

Композиция линейная.

Экспозиция – рассказ о целях похода Олега.

Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании.

Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника.

14. Художественное своеобразие произведения

Для придания необходимого исторического колорита автор использует старославянские и древнерусские слова: «дружина», «тризна», «кудесник» и т.д.

Много глагольной лексики, помогающей нарисовать динамичную картину.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение написано амфибрахием – размером, нечасто используемым Пушкиным. Однако для баллады, неторопливо и вдумчиво раскрывающей таинственную историю, такое художественное решение вполне подходит.

Каждая строфа состоит из шести строк.

Рифмовка комбинированная: первые четыре строки перекрестная (АБАБ), последние две – смежная (ВВ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал образный, выразительный язык. В текст «Песни о вещем Олеге» много эпитетов: «вещий Олег», «неразумные хазары», «верный конь» и т.д.

Есть олицетворения:

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…

Кроме того, в произведении встречаются метафоры: «грядущие годы таятся во мгле», «победой прославлено имя твое», сравнение: «кудри белы как утренний снег».

17. Значение произведения

«Песнь о вещем Олеге» помогает понять отношение автора к року и к месту поэта в этом мире. Она открывает важные аспекты творчества великого русского гения.

18. Актуальность

Произведение актуально до сих пор. Многие современные люди считают, что любой дар дается свыше.

Тот, кто умеет творить, – особенный человек, видящий и воспринимающий мир иначе. Кроме того, роковая неотвратимость жизненных событий тоже остается животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится пушкинская баллада, потому что она интересная, оригинальная и наполнена мистическим духом.

20. Чему учит

Я думаю, что это произведение учит прислушиваться к намекам или сигналам судьбы, но вместе с тем пытаться реагировать на них правильно.

Источник