чему учит рассказ пичугин мост пермяк

admin

«Пичугин мост» — читательский дневник по рассказу Е. Пермяка

Рассказ «Пичугин мост» Евгения Андреевича Пермяка был написан в 1949 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Евгений Андреевич Пермяк

Название произведения: «Пичугин мост»

Год написания: 1949

Издательство: Малыш

Год издания: 1986

Количество страниц: 10

Главные герои и их краткая характеристика

Сема Пичугин. Добрый, тихий и молчаливый мальчик. Думает о других.

План пересказа

Краткое содержание и сюжет

По дороге в школу ребята любили поговорить о подвигах. Кто-то мечтал спасти на пожаре ребенка, кто-то поймать огромную щуку, а кто-то слетать на Луну.

Только Сема Пичугин ни о чем не говорил. Он был тихим и молчаливым. Ребята ходили в школу короткой дорогой, перепрыгивая по пути через маленькую речку Быстрянку. Но то мальчик сорвется в воду, то девочки по первому льду провалятся и намокнут, и школьное начальство стало требовать от ребят ходить дальней дорогой.

И решил Сема Пичугин мост построить — срубить старую ветлу, что росла на берегу речки. Два дня рубил мальчик старое дерево, но вот рухнуло оно с одного берега на другой.

Его так и стали называть — Пичугиным, и ходили по нему и ребята в школу, и взрослые по своим делам. А потом ветла сгнила и на ее месте новый мост кинули, из бревен. Но название сохранили.

А потом и вовсе бетонный мост поставили, с чугунными перилами. Но так и звали его по старой памяти Пичугиным.
Вот как в жизни случается.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Ребята часто мечтали о подвигах, но Сема Пичугин ни о чем не мечтал. Он просто решил сделать мост, чтобы дети не падали в речку. Сема срубил старую ветлу, обрубил ветки и приделал перила. По мосту стали ходить дети и взрослые, и назвали его Пичугиным. Когда ветла сгнила, колхоз сделал на ее месте мост из бревен. Когда прошло шоссе, сделали мост из бетона, но звали его Пичугиным.

Основная мысль

Доброе дело три века живет.

Чему учит

Рассказ учит не мечтать о подвигах, а делать их. Учит тому, что самое маленькое, но нужно для других людей дело, можно считать подвигом. Учит трудолюбию и ответственности.

Что понравилось

Мне понравился этот рассказ про скромного мальчика Сему, который сделал такое нужное дело. Никто из ребят не думал о том, чтобы сделать мост, ведь для этого нужно было поработать, все ребята предпочитали просто говорить о подвигах. А настоящий подвиг оказался не на Луне, а тут, прямо под ногами.

Вывод и мое мнение

О человеке будут судить не по его словам, а по делам и по тому, какой он след оставит в жизни. Может быть, вклад человека и небольшой, но сделан от чистого сердца и для всех людей, бескорыстно, вот его и будут всегда помнить.

Источник

Конспект урока литературного чтения Е.Пермяк «Пичугин мост»

0e88 00098467 491b1f44

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Тема: Е. Пермяк «Пичугин мост»

Составитель: Дадонова Е.П.

Цель : ознакомление учащихся с произведением Е. Пермяка «Пичугин мост», формирование читательской грамотности через использование приёмов критического мышления и АМО.

умение определять тему и идею произведения;

умение давать анализ художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

понимание того, что очень важно уметь нести ответственность за свои поступки,

умение сопоставлять факты между прочитанным и реальной жизнью.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.

Ресурсы: тексты произведения, источники дополнительной информации (толковый словарь), раздаточный дидактический материал, оценочные листы.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, критерии оценивания, плакаты на доску.

Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем здороваться пальчиками.
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (вся ладонь)

А как мы сегодня будем работать на уроке, вы скажите сами, расшифровав слово урок. (прикрепить плакат на доске)

Р – рассуждать, рассказывать

К – комментировать, красиво читать

Учиться интересно тогда,

Когда виден результат труда!

Группа будет оцениваться «Цветной дорожкой» (цвета светофора)

А на индивидуальном Листе успеха вы будете ставить баллы.

II . Мотивационный этап

— Можете ли вы предсказать, о чём и ком мы будем говорить на уроке? (не знаем автора и название произведения)

— Как вы думаете, что нужно сделать в задании? Выполните задание. Какие получились слова? (Пичугин мост, Евгений Пермяк)

— Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке?

III . Знакомство с автором (тексты о писателе на партах, читают в парах)

Что вы узнали о писателе? (вопросы на лепестках ромашки)

«РОМАШКА»: (по группам)

1. Где и когда родился Е. Пермяк?

2. Какую роль сыграл город, где родился писатель в его творческой биографии?

3. Кто воспитывал писателя в детстве ? Где учился писатель?

4.Думал ли Е. Пермяк, что станет писателем?

(проверка по вопросам учителя)

— У вас на партах листочки, на которых написаны разные черты характера. Выберите и подчеркните те черты, каким вы представляете себе этого человека.

Добрый Умный Трудолюбивый

Мудрый Фантазёр Шутливый

IV . Первичное восприятие текста. Приём «Чтение с остановками».

1 часть рассказа «Пичугин мост»

— О чем любили разговаривать мальчики по пути в школу? Какой из перечисленных поступков был для вас «подвигом»? А вы знаете, что такое подвиг?

— Какой дорогой они ходили в школу?

— Почему эта дорога считалась опасной?

— Что задумал Сема Пичугин?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе дальше?

— О ком заботился Сема Пичугин, когда рубил старую иву? Кто ему помог?

— Что из этого получилось?

— Как его поступок оценили взрослые? Что было дальше?

Ваша задача: самостоятельно дочитать рассказ до конца, придумать вопросы и задать классу.

— Какие вопросы придумали по содержанию этой части?

— Почему новый мост все люди называли по-старому и не думали ему менять название?

— Поделитесь своими впечатлениями от рассказа?

Когда вы слушали рассказ, были ли слова, непонятные вам?

— Я нашла толкование этих слов в словаре, где ещё можно найти значение непонятных слов? (в учебнике)

Ветла – дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в серёжки.

За семь вёрст киселя хлебать – без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу.

Колхоз – сельскохозяйственная организация, населенный пункт.

Подвиг – героический поступок, совершённый в трудных условиях.

(обсуждение новых слов и сочетаний)

Три мальчика были родными братьями.

Первый мальчик мечтал о полёте на Луну.

Речка называлась Быстрянка.

Перильца для мостика делали вместе с ребятами.

Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Повторное чтение рассказа.

Задания от 6 шляп (работа в группах)

(Класс разбит на шесть групп. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.)

«Белая шляпа» (факты): Что вы узнали о жизни мальчика? Что произошло?-сообщите факты

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Пермяка?

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): Какие трагические события произошли в рассказе?

«Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчиков? Дайте им совет.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

Выступление группы, выводы по тексту.

1гр. «Собери пословицы»

Выберите ту, которая раскрывает основную мысль или идею рассказа .

Доброе дело на добрые дела.

Всякий человек в деле познается.

Жизнь дана само себя хвалит.

2гр. группа. Сделать обложку книги.

— Возьмите лист бумаги и положите перед собой вертикально.

Кто написал этот интересный рассказ?

Евгений Пермяк – это автор

— Что мы читаем? (Рассказ, сказку, повесть, стихотворение, басню?)

«Главная мысль». Это наши пословицы. Выберите ту, которая выражает главную мысль рассказа.

« Жизнь дана на добрые дела».

3 группа: «Портрет Сёмы»

Каким вы увидели Сёму в начале рассказа?

Почему Сёма стал строить мост?

Как проявил себя в этой работе?

(подчеркните нужные слова:

Тихий, мечтатели, любящие поговорить, грубые,

заботливый, невнимательный, чуткий, думал о людях, фантазёры, обманщики, трудолюбивый, настойчивый, хитрый, молчаливый)

4группа: «Восстановите модель рассказа» (на листе)

-Ребята, как вы думаете, в каких случаях человек становится известным? ( Когда человек совершает добрые поступки не для себя, я для других)

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь, если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше.

Давайте наклеим наши сердечки на наше большое «Дерево добра». Посмотрим, какой цвет преобладает.

А мне бы хотелось подарить вам на память о сегодняшнем уроке своё доброе сердце с замечательным стихотворением Е.Михайличенко. Откройте конверты.

Сумей преодолеть преграды
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту.
Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке,
Пусти её из клетки ввысь.

Рассказ о писателе

Евгений Пермяк рано познакомился с тяжелым трудом рабочих заводов, приисков и рудников. Человек труда вызывал его повышенный интерес и искреннее уважение. Позднее эта тема станет одной из центральных в его творчестве. Сам он тоже очень любил труд. В шестилетнем возрасте самостоятельно сделал себе лук и стрелы с наконечниками, а позднее уже овладевал разнообразными рабочими профессиями. Долгое время Женя жил у бабушки в городе Воткинск. Он учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Если бы родителям Евгения или ему самому сказали, что он будет писателем, никто бы из них не поверил. Его первым литературным опытом стали заметки и стихи, написанные для газеты.

Евгений Андреевич Пермяк писал повести, рассказы и сказки. У него вышло 30 книг. Лучше всего у Евгения Пермяка получалось писать для детей. Первая книга «Кем быть?» вышла в 1946 году. Это сборник рассказов, объединённых одной целью – познакомить детей с огромным миром профессий.

Источник

Рассказ «Пичугин мост»

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сема Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

0

Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

1

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу.
Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.
Решил Сема приладить перильца из жердей.
Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

2

Так и стали его называть Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

3

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.
Вот оно как в жизни случается.

Источник

Конспект урока по литературному чтению тема: Е. Пермяк «Пичугин мост»

0e88 00098467 491b1f44

Тема: Е. Пермяк «Пичугин мост»

Цель: познакомить учащихся с новым произведением; обучать вдумчивому, содержательному прочтению произведения; развивать устную речь учащихся, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас; научить детей оценивать человеческие поступки; воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки.

Здравствуй, солнце, золотое,

Здравствуй, небо, голубое,

Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я!

II ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Прочитайте выражение «Без добрых дел нет доброго имени». Как вы его понимаете? (Ответы учащихся.) Действительно, именно от поступков, совершаемых человеком, зависит, какой он на самом деле человек и будут ли помнить о нем люди.

Что значит быть хорошим человеком? На этот вопрос мы ответим в ходе нашего урока.

IV АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1 Занимательная минутка

2 Азбука добрых слов

Слушая вас, я еще раз убедилась в том, что у вас добрые сердца.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.

Составим азбуку добрых слов, вспомним хорошие добрые слова на букву «Д». (Добрый, дорогой, дружный, добросердечный, душевный, доброжелательный.)

Я очень рада, что наша азбука пополнилась хорошими словами! Все эти добрые слова характеризуют главного героя из рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост». Какое же доброе дело он совершил?

V ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МАТЕРИАЛА

1 Словарная работа

В произведении встретятся малознакомые слова и выражения, значения которых нужно уточнить.

Подвиг — смелый, героический поступок.

Ветла — белая (серебристая) ива.

Перильца — маленькие перила.

Жердь — длинный шест с круглым стволом, срубленное и очищенное от веток высокое и тонкое дерево.

За семь верст киселя хлебать — далеко отправиться без достаточной на то причины.

2 Чтение рассказа учителем

3 Проверка первичного восприятия рассказа (индивидуальная работа)

Тем, кто внимательно слушал рассказ, будет легко справиться со следующим заданием. Я читаю вам фразы, а вы ставите «плюс», если согласны с высказыванием, и «минус» — если не согласны.

Три мальчика были родными братьями.

Первый мальчик мечтал о полете на Луну.

Речка называлась Быстрянка.

Сема Пичугин тоже думал о подвигах.

Перильца для мостика делали вместе с ребятами.

Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

( Учащиеся проверяют ответы друг друга.) Поднимите руку, кто справился без ошибок. Молодцы!

Ребята, какое доброе дело совершил Сема? ( Построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Какой бы он у нас получился, если бы мы взялись за дело? Возьмите соседа за руку и постройте ваш мостик дружбы.

IV ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Какой из перечисленных поступков был бы для вас подвигом? Почему?

Назовите черты характера Семы? Найдите в тексте слова, каким его описывает автор. <Тихий, молчаливый.)

Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путем? Найдите в тексте.

Почему Сема стал строить мост? Что нового о характере Семы вы узнали? <Заботливый, чуткий, думал о людях.)

Было ли легко Семе в его работе? Подтвердите словами из текста. Как проявил себя Сема в этой работе? <Трудолюбивый, старательный, настойчивый.)

Каким получился мост?

Почему мосту не стали давать другое название? <Люди помнят хо рошие дела.)

VII ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа с пословицами (работа в парах)

Еще издавна люди считали доброту самым ценным качеством человеческой души и самым лучшим ее украшением. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.

( Учитель раздает конверты с карточками, на которых написаны начала и концовки предложений. Учащиеся составляют из них пословицы.)

Какая из пословиц наиболее точно передает главную мысль произведения?

Источник

Конспект урока по литературному чтению «Е. Пермяк. Пичугин мост»

0e88 00098467 491b1f44

Открытый урок по литературному слушанию в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 век,

автор: Ефросинина Л. А.

Дата проведения: 11.03.2016 год

Тема урока: « Е. Пермяк «Пичугин мост»

Цели: 1. Создать условия: для формирования понятия о жанре «рассказ; для обучения правильности и выразительности речи;

2. Развивать умения составлять схематический план и рассказывать по плану под руководством учителя; высказывать своё отношение к героям рассказа;

3.Воспитание желания проявлять заботу о людях, умение ;

Планируемые результаты УУД:

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят взаимоотношения с их учетом, оценивают ситуации точки правил поведения и этики.

регулятивных УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности

познавательных УУД (информационных и логических): высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, понимают смысл читаемого произведения

коммуникативных УУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию необходимую для ее решения.

Предметные: научатся осознанно воспринимать, читать вслух прпоизведения различных жанров (рассказ) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему ( о детях); получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах, иллюстрировать отдельные эпизоды произведения

Ресурсы : учебник Литературное чтение (учебная хрестоматия) 1 кл., Ефросинина Л.А.¸ рабочая тетрадь, компьютер с мультимедиапроектором и экраном¸ индивидуальные опорные таблицы- модели, книги о детях.

Мотивация. Настрой на работу.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке

Цель, которую хочет достичь учитель:

подготовить к продуктивной работе на уроке.

-создать положительный эмоциональный настрой;

— помочь принять правильную рабочую позу

— Сегодня у нас урок литературного слушания. Давайте вспомним правила слушателя. Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок, чтобы он получился удачным и призываю вас к активной работе.

Подготовиться к продуктивной работе на уроке. Хором проговорить девиз:

« С малой удачи начинается урок».

— Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить взаимоотношения с их учетом, оценивать ситуации точки правил поведения и этики.

Введение в тему. Знакомство с творчеством писателя.

Организовать и направить к восприятию материала через актуализацию опорных знаний и проблемных вопросов.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и воспринять текст с учетом поставленной учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Автор его – известный детский писатель Евгений Пермяк.

— Кому уже знакома эта фамилия?

-Какие произведения этого автора вы читали?

На выставке представлены его книги.

Дети отвечают на поставленные вопросы учителя, слушают рассказ учителя о писателе.

— Обогащать ребёнка нравственно и эмоционально, развивать духовно и эстетически.

— Формировать навык самостоятельного обучения с книгой (на уровне своих возможностей).

— Способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим.

Слушание. Беседа по содержанию. Словарная работа.

Цель для учителя: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста (выражается в речи детей)

Цель для учащихся: найти в произведении необходимую информацию для характеристики героев

-Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с произведение Е. Пермяка «Пичугин мост».

— Послушайте его и определите жанр произведения и его тему. (Учитель читает рассказ). На слайде значение трудных слов.

-Какое чувство вызвало у вас это произведение?

Назовите героев произведения. Что мы о них узнали?

-К какому жанру можно отнести это произведение?

-Почему люди стали называть мост Пичугиным?

— О чем мечтали друзья Семы?

-Какой мостик сделал Сема? (мостишко, мостик, мост). Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

-Как вы думаете, зачем мальчик сделал этот мост?

-Можно ли было его не

-Почему именно он его сделал?

— Какой был Сема Пичугин?

— Какое чувство вызвало у вас это произведение?

Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы по содержанию

Толковый и фразеологический словарь

Источник