чему учит рассказ послевоенный суп погодина

Радий Погодин «Послевоенный суп»: краткое содержание какое?

Краткое содержание «Послевоенный суп» Погодина.

Радий Погодин. Послевоенный суп. Краткое содержание.

K61kC9CX2opZYonNhgXIPy6Qz6OLyOC2

answer avatar

Рассказ «Послевоенный суп» повествует о танкисте, который решил помыться в ручье, около освобожденной от немцев деревне.

На берегу ручья сидел мальчик, который пас двух куриц с петухом.

Между танкистом и ребенком завязалась беседа, в которой солдат услышал о всей тяжелой жизни в деревне, которая была, когда там хозяйничали фашисты.

Голод был страшный, все жители деревни, в том числе и дети голодали. Мальчику иногда удавалось украсть у немцев что- ни будь съестное и тогда он мог порадовать свою обессилившую сестру Марусю.

Так они и расстались. Танкист идя к своему экипажу мечтал об окончании войны и об тарелке наваристого супа из петуха, но… только «послевоенного».

1hK4YuuAsaJZfiZAlqlvrhGbnl9DKz7

answer avatar

Рассказ Радия Погодина «Послевоенный суп» повествует о разговоре танкиста и местного мальчика. Танкист не хотел ждать очереди у колодца и отправился к ручью, где сельский мальчик пас кур. Танкист был важный, но простой и открытый хлопец, рассказавший ему о тяжелой голодной жизни показал ему, что не только им военным тяжко приходилось. С голоду дети болеют и умирают. Кроме женщин да немощных стариков на полях работать некому. А кур он пасет, чтобы их не своровали, а то люди уже и ворон едят.

Мальчишка помогал своим как мог, даже у немцев еду воровал, за что его ловили, били, он спалил себе весь живот, пока нес сворованную горячую картошку. Он присматривал за детьми, хотя и сам был еще малой, к тому тощий до ужаса, но о меньших заботился, старался хоть чем-то накормить.

У своих мальчик не ворует еду, он отказывается о предложенной танкистом пищи, потому что она им важнее, им воевать нужно. Танкист, когда вернулся к своим, грезил наваристым супом из петуха, только послевоенным, в мирное время.

answer avatar

Сказка про водяных Карела Чапека немного необычная. Это разговоры и воспоминания водяных о том, какая прежде была жизнь. Вот ее краткое содержание:

Водяные обитают повсюду, они настоящие. Один даже зуб приходил вырывать, расплатился за услугу форелью. Многие из водяных живут под мельницей, имеют коней: кто больше, кто меньше. Оттого мельница и работает.

qy9HnSjTgmkMzbDEVDS3bdXzZDdjGXQ

answer avatar

С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.

okoDpYde1RBkwSjJE12XWksOuDcVQyl

answer avatar

Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

answer avatar

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.

answer avatar

UMpuUJzeLpACy5dnw573870H3Qu3oLL0

Через какое-то время лев попал в руки охотников и оказался привязанным к дереву. На рев пойманного хищника примчалась мышь. Она перегрызла веревку, освободив льва. И назидательно сказала ему, что зря он сомневался в ее словах. На самом деле, даже крохотная мышка может оказаться полезной.

Источник

Сценарий урока литературы «Проблематика и жанровые особенности рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп»

0e88 00098467 491b1f44

Проблематика и жанровые особенности рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп».

— познакомить учащихся сжанровыми особенностями и проблематиков рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп», воссоздать картины эпохи войны.

— развивать творческие способности учащихся,

— формировать навыки выразительного чтения, внимательного отношения к слову.

— воспитывать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

— воспитывать ценностное отношение, уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны.

Актуализация знаний(5 минут).

Раздаточный материал «Роды и жанры литературы» (разрезанная таблица)

Задание: собрать таблицу. Взаимопроверка по эталону(слайд) Самооценка. Выставление отметок в оценочные листы.

Самоопределение к деятельности, мотивационный этап.

На слайде записана дата: 9 Мая 1945 года.

-Что это за дата? Какое значение она имеет для нашего народа? Какое важное событие мы будем отмечать в этом году?

-Посмотрите на слайд и прочитайте три высказывания. Какая мысль содержится в них? Как соотносятся с произведением, прочитанным вами дома? Одно из высказываний принадлежит автору произведения, которое вы прочитали.

Люди встречаются и расходятся. К счастью, уходят не насовсем. Хорошие люди живут в памяти, даже говорят иногда, словно идут с тобой рядом. (Р. Погодин)

Военное время всякого военным делает. (Ф. Глинка)

Хотят ли русские войны?(Е.Евтушенко)

-О чем пойдет речь на уроке? (формулировка темы и целей)

Прежде чем начнем беседовать, предлагаю вашему вниманию небольшие сообщения ваших одноклассников.

Выступление заранее подготовленных учащихся с сообщениями(по 2 минуты на каждое) Выступают участники проекта «Дети войны»(сообщение о танке «Т-34», и о том, как жилось детям во время оккупации(сообщения подкреплены фотографиями)

Детство

Радий Петрович родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Бологовского района Новгородской, тогда, области в крестьянской семье.
В 1927 году семья переехала в Ленинград. Родители вскоре разошлись. Сыновья остались с матерью. До войны Радий Петрович окончил восемь классов. Старший брат служил на границе и погиб в первые дни войны. Летом 1941 года мать отправила Радия Петровича в деревню. Когда немецкая армия стала подходить к Ленинграду, Радий Петрович решил вернуться в город. Ему пришлось дважды перейти линию фронта.

Фронтовые годы

6 января 1943 года его призвали в армию и направили в пехотное училище. После окончания училища в августе 1943 года направили в действующую армию. Воевал солдатом в пехоте. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. Награжден двумя орденами Славы и двумя орденами Красной Звезды, медалями. В октябре 1945 года в звании сержанта был уволен в запас.

-Определите жанр произведения «Послевоенный суп» (рассказ) Докажите свое мнение.(Карточки-помощники с определениями рассказа и романа, их жанровыми особенностями, жанры не указаны)

-Вспомним элементы композиции рассказа.

1)-Прочитайте заглавие. Что необычного заметили? На какое слово или его часть делается смысловой акцент (ПОСЛЕ военный) Что это за суп такой? Разве речь идет о еде в произведении? К этому вопросу мы еще вернемся.

2)-Какую информацию мы узнаем из экспозиции?( деревня только вчера стала тылом, танкисты отдыхают и приводят себя в порядок после боя)

-Что значит фраза «деревня только вчера стала тылом»? (жители находились в оккупации и были недавно освобождены после танкового боя)

-Каково настроение? (радостное, приподнятое)

-Но какие чувства примешиваются к этой радости и почему? Перечитайте пейзажную зарисовку. С какой целью автор ввел это описание? Какой изображена природа(израненное живое существо, которое «зализывает» свои раны- залитые водой воронки от немецких снарядов, песок звенит, засыпает окопы.)

Давайте подробнее познакомимся с героями рассказа. Кто эти герои?(мальчишка и танкист)

4)Встреча двух героев-танкиста и мальчишки. Анализ образов героев.

Заполнение таблицы(сам. работа в минигруппах) (7минут)

-Что заметили? Подробнее всего описан мальчишка. Почему? (вероятно, автор делает акцент именно на детском образе, на том, что пришлось пережить населению и детям во время оккупации)

-Какова кульминация? (эпизод с горячей картошкой за пазухой)

-Какие чувства вызвал этот эпизод у танкиста? («Ты что, сдурел? Картошка-то с пылу»)

-А если она с маслом?

-Можно ли этот поступок мальчика назвать подвигом? Почему?(Чтобы накормить голодных ребят, воровал еду у фашистов, ему пришлось пройти почти всю деревню пешком с горячей картошкой за пазухой, иначе еду отобрали бы фашисты и избили, младшие могли погибнуть от голода. Это единственный его подвиг?(Нет, потому что фашисты били его и очень часто за украденную еду) Фактически, он спасал ребятишек от голодной смерти.

-Какие качества характера проявил Сенька? Кто его воспитал? Почему автор говорит о семье героя? С какой целью? Что говорится о семье героя(отец воюет, мать –председатель колхоза) Что за люди его родители, если смогли воспитать достойного человека?(тоже высоконравственные люди, ответственные, отдают свои силы во благо Родины)

-Какие детали в рассказе указывают на дикий голод, царивший в деревне?( мальчик рассказывает о «рецептах» приготовления еды из лопуха и солодового корня)

Почему закашлялся мальчик?(его тоже одолевают смешанные чувства, горе прорывается наружу) Позволяет ли он себе пожаловаться, почему?(он так же, как и танкист, пытается совладать со своими эмоциями)

-Когда в глазах мальчика засветилась надежда? (Когда танкист сказал, что фронт отодвинется, т.е., армия продолжит наступать. )

-О чем просил мальчик, когда сказал: «Вы только побыстрее воюйте, чтобы те коровы и хлеб к нам успели» Речь здесь о чем идет? О еде? И почему танкист засмеялся натянутым, невеселым смехом?(речь о том, чтобы война быстрее закончилась, чтобы не умереть раньше Победы)

Почему мальчик отказывается от помощи солдат? Чем мотивирует этот отказ(танкистам тоже нужна пища, чтобы были силы воевать)

-Можем ли мы сказать, что мальчик преподал танкисту жизненный урок? Найдите и прочитайте (только в эту минуту понял..)Что понял для себя танкист? (что не знал жизни до встречи с мальчиком, что мало пережил)

Если схематично изобразить взаимоотношения героев, то какую картину можно наблюдать?

( в начале встречи танкист чувствует свое превосходство, во время беседы, когда лучше узнают друг друга, общаются на равных, в конце беседы танкист понимает, что обладает малым жизненным опытом по сравнению с мальчиком)

5)Давайте вернемся к одной из цитат урока : «Люди встречаются и расходятся. К счастью, уходят не насовсем. Хорошие люди живут в памяти, даже говорят иногда, словно идут с тобой рядом». (Р. Погодин)

Можно ли предположить, что встреча с мальчиком навсегда останется в памяти танкиста, и станет его девизом в битве с врагом? Ведь он не может нарушить свое обещание, что Победа будет за нами.

-Какова развязка? Перечитаем. Причем здесь петух, который попался под ноги танкисту? Зачем автор ввел этот фрагмент в текст? Чье это исступленное рыдание? Кому угроза? Кому обещание?

Какая интонация в конце рассказа и почему? Каковы особенности финала? Почему автор не ставит точку в судьбе своих героев? Какое время в рассказе?(война еще не закончилась, можем предположить, что время действия-примерно 1943 год, перелом войны, наши войска постепенно освобождают землю от врага, до Победы еще далеко)

-Возьмите карточки с жанровыми особенностями рассказа и романа. Посмотрите, какие особенности произведения можно отметить? Определим тему и временной охват событий. Автор говорит только о двух героях, или подразумевает весь народ? А время, изображенное в рассказе равно мимолетной встрече и разговору, или гораздо шире?( в тексте есть указания на время, и можно догадаться, что до полного освобождения далеко, автор задумывается о том, что Победа еще далеко, и мечтает вместе со своими героями о мирной жизни)

6.Рефлексия. Выставление отметок. Работа с листами самооценки.

Оцените свою активность на уроке:

Произведение вызвало у меня …чувства, потому что…

7. Домашнее задание(разноуровневое)

1 уровень(сложный) Напишите небольшое сочинение-рассуждение по рассказу, взяв за основу одну или несколько цитат урока.

2. Напишите о ваших впечатлениях о рассказе.

3. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи(сочинение)

Самоанализ урока литературы Каныгиной Н.В.

Данный урок проводился в 6 классе. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывались возможности каждого ученика. Тема урока- «Проблематика и жанровые особенности рассказа Р.Погодина «Послевоенный суп»(урок внеклассного чтения) Текст рассказа прочитан заранее дома, также даны опережающие задания для трех человек(подготовить фоторяд «Дети войны»(выборка из презентации проекта), сообщение о танках, краткая биографическая справка о писателе.)

Задачи урока реализовались через следующие аспекты:

Образовательный: закрепление теоретических сведений о родах и жанрах литературы, жанровых особенностях рассказа и романа, композиции.

Воспитательный: воспитание чувства патриотизма и гражданского самосознания;

ценностного отношения, уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для каждого ученика индивидуально(разрезанная таблица «Роды и жанры литературы», карточки «Жанровые особенности романа и рассказа», листы самооценки)

Тип урока : комбинированный

Осуществлялись данные подходы:

Текстоориентированный (выбор из текста выразительных средств, художественных деталей).

Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи).

Интегрированный (связь с историей).

Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей ).

На этапе актуализации знаний проводилась взаимопроверка знаний в парах, оценка после проверки по эталону.

Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с документальными фотографиями времен ВОВ. Проводилась групповая работа, как важный аспект развития коммуникативных УУД, самостоятельная работа.

При работе с произведением предусматривались следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск средств выразительности, анализ деталей.

На заключительном этапе урока письменный вывод (5-6 предложений) способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД..

Оптимальная смена видов деятельности позволила сделать урок динамичным. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся смело высказывали свои мысли, развивали умение строить монологический ответ(устный и письменный).

Домашнее задание было разноуровневым, чтобы была возможность выбрать себе работу «по плечу», по возможностям.

На этапе рефлексии были подведены итоги урока, выставлены оценки за работу, оценено эмоциональное воздействие рассказа на читателя.

Урок достиг целей. Методы и подходы, использовавшиеся на уроке, были подсказаны логикой текста, его воспитательными возможностями, и были традиционными, но оправданными, на мой взгляд.

Источник

Сценарий урока литературы в 7 классе «Подвиг гражданского населения в годы Великой Отечественной войны» Сопоставительный анализ рассказа Р. Погодина «Послевоенный суп» и отрывка из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

0e88 00098467 491b1f44

Сценарий урока литературы в 7 классе

«Подвиг гражданского населения в годы Великой Отечественной войны»

1.развитие навыков сопоставительного анализа произведений разных авторов;

2.формирование целостного представления о художественном произведении;

3.развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

4.расширение читательского кругозора;

5. патриотическое воспитание;

6.развитие связной речи.

1.ознакомиться с содержанием рассказа Р.Погодина и отрывка из повести Б. Полевого;

2.сравнить условия жизни, портреты и поступки героев, отдельные ключевые эпизоды;

3.определить точку зрения героя-наблюдателя;

4.подтвердить текстом точку зрения автора-повествователя;

5.обобщить наблюдения, определить, в чем заключается подвиг мирного населения в годы Великой Отечественной войны.

Предварительное домашнее задание:

2.Какие трудности и лишения легли на плечи гражданского населения?

3. Какие трудности и лишения легли на плечи детей?

4. Примеры милосердия и взаимопомощи простых людей.

1.Фронтальная беседа – обсуждение с привлечением текста. Запись промежуточных выводов в тетради.

7.Как мирные жители борются за выживание?

Подвиг мужества и самопожертвования.

Пашут землю, сеют рожь, сберегают уцелевших домашних птиц, думают о будущем, хотя сами голодают.

Вырыли землянки в лесу, 2/3 села погибли зимой от голода, но думают о будущем: не режут 6 уцелевших колхозных коров, сберегают небольшой запас зерновых и картофеля, восстанавливают плуги, уцелевшие после пожара, собираются пахать, сеять, сажать картошку, рыбачат, отдают еду партизанам, ограничивая собственных детей, дед Михайла мечтает о возрождении колхоза и восстановлении деревни.

8.Отнятое детство: рассказ героя о жизни детей в оккупации.

голод, болезни (рахит, туберкулез), риск смерти, нищета

голод, смерти, болезни, нищета, относятся к смерти, как к чему-то привычному

9.Как дети помогают взрослым? Подвиг мужества и самопожертвования.

Сенька ворует еду у фашистов, чтобы отдать ее малышам, терпит побои, обжигает живот, караулит птиц.

Дети собирают щепу в лесу для обогрева землянок, с риском для жизни ходят на пепелище искать уцелевшую утварь, орудия труда, вскапывают землю под картошку.

10.Постаревшие дети: какие чувства вызывают дети у военных людей?

«маленький был мальчишка но танкисту внезапно показалось, что перед ним либо старый совсем человек, либо бог, не поднявшийся во весь рост, не раздавшийся плечами в сажень, не накопивший зычного голоса от голодных пустых харчей и болезней»

«маленький мужичок с большими грустными, усталыми глазами»

11.Эпизод с сахаром: подвиг терпения.

Танкист угощает мальчика сахаром, но тот его не ест, потому что хочет отнести лакомство голодным малышам, и просит танкиста завернуть сахар, чтобы не было соблазна съесть его по дороге.

«Ты в бумажку мне нагреби. Мне терпеть будет легче, а то я его весь слижу с ладошки и другим не достанется»

Голодные мальчики Серёнька и Федя отдают раненому летчику два последних кусочка сахара по заданию матери, им стоит большого труда донести этот сахар и не съесть его по дороге.

«А Федька, выглядывая из-за брата, жадно смотрит на белеющие на столе кусочки сахара и с шумом втягивает слюну»

12.Эпизод с курами: подвиг терпения.

Мальчик стережет двух уцелевших куриц и петуха, относится к этому занятию очень ответственно, серьезно, даже отказывается идти на полевую кухню, эти птицы – большая ценность для жителей села, с ними связаны надежды на выздоровление детей.

Бабка Василиса, у которой фашисты расстреляли всю семью, страдая от голода, бережет единственную курицу Партизаночку.

13.Эпизод с супом: подвиг милосердия.

Танкист предлагает мальчику поесть щей из солдатской кухни, поделиться солдатским пайком, но мальчик отказывается, так как считает, что фронт должен быть обеспечен всем в первую очередь, чтобы как можно скорее пришла долгожданная победа.

В финале рассказа танкисту пригрезился послевоенный наваристый куриный суп – символ мирной жизни.

Бабка Василиса пожертвовала своей курицей и сварила для истощенного летчика суп, который помог ему вернуться к жизни.

«Что тут благодарить-то? Мои-то тоже воюют. Может, и им кто супчику даст»

В каких строчках звучит мотив святости? Назовите ключевые слова.

Портрет Сеньки: «танкисту внезапно показалось, что перед ним либо старый совсем человек, либо бог »

1.всемогущий, терпит недетские испытания;

2.страдает ради других;

3.обладает нравственной силой

«Нельзя у своих красть» Он будет голодать, есть лопух, умирать, но не станет красть еду у бойцов.

Меняется отношение танкиста к мирному населению:

насмешливо-снисходительное в начале рассказа (все невоенное, все заботы мирного населения казались герою чем-то незначительным, мелким, лишенным героизма, неинтересным), затем он сочувствует, пытается помочь, видит в мальчике бога, чувствует свою ответственность перед простыми людьми, которые ждут победы и всеми силами пытаются помочь военным.

Портрет деда Михайлы: «У него было доброе лицо Николы-угодника с чистыми светлыми, детскими глазами и бородкой, совершенно серебряной»

Дед Михайла понимает, жалеет, не осуждает, помогает, видит в людях хорошее. «…не суди, друг, слова-то ее. Слова, они что шелуха, а ядрышко в ней хорошее» (о бабке Василисе, отказавшейся сначала сварить суп)

«…и велел бы всем войскам перед бабой русской маршировать и честь ей отдавать, бабе-то!»

15. Вывод. В чем заключается подвиг мирного населения в годы Великой Отечественной войны?

Какой это подвиг: подберите прилагательные.

1. переносят тяготы военного времени, лишения, помогают фронту и делают все для возвращения мирной жизни;

2.остаются людьми в нечеловеческих условиях, проявляют милосердие, терпение, сочувствие, мужество, не ожесточаются, не черствеют душой.

Это тихий, незаметный подвиг, за него не вручают медали.

1.Чем можно объяснить черты сходства в изображении гражданского населения в годы Великой Отечественной войны в произведениях разных авторов? (устно)

2.Найдите стихи, связанные с темой урока, подготовьте выразительное чтение наизусть.

Источник

admin
Делаю сам
Adblock
detector