Православная Жизнь
9 ноября по новому стилю Православная Церковь почитает день памяти великого угодника Божия киево-печерского монаха конца XI – начала XII в. преподобного Нестора Летописца, который также почитается небесным покровителем Киевских духовных школ (семинарии и академии) и покровителем церковных писателей и журналистов.
В чем же важность труда преподобного Нестора? В чем несомненная важность его духовной миссии для восточных славян?
Один писатель когда-то сказал, что литература – это «консервы времени». Мне кажется, более точным будет выражение о том, что литература сохраняет духовную и культурную связь между поколениями и является тем геномом, который позволяет человеку и XII, и XXI столетий идентифицировать себя и как человека, и как православного христианина, и как этнического украинца, белоруса или россиянина.
В этом сказался огромный духовный талант преподобного Нестора Летописца. Ему с Божьей помощью удалось в своем главном труде жизни «Повести временных лет» увязать рождение славянской нации с сотворением мира, с глубочайшим корнями славян в истории народов, с их местом в общечеловеческой истории; он также показал языческую тьму и спасительный Христов свет, просветивший эту тьму сердец наших предков. Именно Нестор Летописец рассказал нам – его потомкам – об огромнейшей и спасительной важности принятия христианства Русью. Преподобный поведал о том, какое влияние Православие имело на первых домоустроителей молодого Киевского государства – святых равноапостольных великих княгиню Ольгу и князя Владимира, этих луны и солнца, и народ наш. Кроме того, святой рассказал и о других князьях и об устройстве Киевской Руси. Его летопись послужила с Божьей помощью началом летописной хронографической традиции на Руси, благодаря которой мы имеем объективное и полнокровное историческое знание. К тому же именно преподобного Нестора Летописца можно назвать отцом славянской истории как науки. Но не только исторической науки, но и агиографии (жития святых). Ведь его сочинение «Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу» легло в основу патерика Печерского, послужив его началом.
Вот почему так важно читать творения преподобного Нестора.
Кроме того, его книги являются будто бы репортажами из первых рук. Он лично знал преподобного Феодосия, являвшегося учителем юного Нестора, и был свидетелем многих исторических событий, описанных им в летописи.
И если мы хотим получить объективную картину православной киевской Руси того времени, то, конечно же, нам следует обращаться к творениям преподобного.
Также мы можем иметь от книг святого Нестора и очень глубокое духовное назидание. Ведь он сам, родившись на Киевщине в 50-х годах XI столетия, с детства имел монашеский огонь в груди, в юношеском возрасте пришел в Печерский монастырь над Днепром и попросился в обитель. Нестор был послушником у преподобного Феодосия. Его преемник, игумен Стефан, осуществил монашеский постриг преподобного. Его также рукоположили в диаконский сан. Позже Нестор в числе первых из братии участвовал в обретении мощей преподобного Феодосия Печерского.
После долгих трудов и глубокой полнокровной духовной жизни святой скончался около 1114 года, завещав братии продолжение летописных трудов.
Преподобный Нестор говорил следующее: «Великая бывает польза от учения книжного. Книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
И, конечно, эти прекрасные слова применимы и к его сочинениям. Кто-то сказал однажды: «История – это не ковыряние в пепле. История – это передача пламени». Сердце преподобного Нестора Летописца горело любовью ко Христу. И это пламя Христового света он с Божьей помощью передал нам…
Зажжем же, братия и сестры, свою сердечную свечечку от духовной свечи произведений преподобного. В них мы, как в сокровищнице, обретем много прекрасного, душеспасительного и полезного для себя.
Также хочется поздравить Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, преподавательский состав и воспитанников Киевских духовных школ с днем памяти нашего небесного покровителя. Киевские духовные семинария и академия стали матерью кормящей, преподающей духовное молоко богословских знаний для многих поколений архипастырей и пастырей Украинской Православной Церкви. Тому подтверждение и Собор святых Киевской духовной академии, в который входит более ста угодников Божиих – выпускников и преподавателей Киевских духовных школ. Являясь воспитанником Киевской духовной академии, могу сказать, что это действительно выдающаяся духовная школа богословия, которая следует завещанию ее основателя святителя Петра (Могилы). Она не только преподает глубокие познания в богословии, но и воспитывает в учащемся дух православного христианина, открывая ему кладезь мудрости святых отцов.
Хочется пожелать Владыке Антонию и всем учащим, учащимся и выпускникам Киевских духовных школ многая и благая лета! И чтобы ниточка духовных знаний, которую протянул к нам преподобный Нестор Летописец не только не прервалась, но и крепла милостью Божией, небесным покровительством преподобных отцев наших Печерских и вашими трудами.
Преподобне отче наш Несторе, моли Бога о нас!
Чему учит «Повесть временных лет»? Основные идеи, события, персонажи?
Списки с «Повести» делали монахи Киева,Переяславля,Галича,Владимира,Москвы.
В основе «Повести» лежат поэтические народные предания,сказания,легенды. Это предания о княгине Ольге и древлянах, о защите горожанами г.Белгорода,о их хитрости,которая помогла им убедить врагов в том,что сама земля кормит белгородцев киселем из колодца.
Многие исторические персонажи,о которых рассказывалось в «Повести», стали впоследствии героями литературных произведений.Это Олег Вещий ( «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина), князь Игорь (опера Бородина\Римского-Корсакова\Глазунова «Князь Игорь») и другие.
Большое значение «Повесть временных лет» имела для исследования метеорологических событий.Монахи добросовестно описывали погодные явления, происходившие в то или иное «лѣто».Это засухи, неурожаи, разливы рек,затопления, время начала зимы, время сева,нашествия саранчи или голод в том или ином месте княжества.
Благодаря летописям потомки узнали о сражениях,войнах,победах и поражениях и,конечно же,о героях Древней Руси.
«Повесть временных лет» поднимает проблему возникновения Русского государства, кто положил род власти на Руси и как становилась Русская земля самой сильной. В «Повести временных лет» показан историческая связь Руси со всемирной историей. «Повесть временных лет» учит быть единым целым, не предавать свою родину в трудную минуту, учит понимать ценности других людей. Автор летописи подвергает осуждению разрозненноть русских князей, ставящих на первое место личные интересы. особое место занимает в летописи семейное древо Владимира Мономаха, его славное место в истории подтверждено его делами во благо русской земли.
Примерный образец заполнения читательского дневника по рассказу Скребицкого «Джек» выглядит следующим образом:
План рассказа «Джек»:
Наконец Совесть вселяется в сердце маленького ребёнка, и автор надеется, что вырастет в нём большая совесть, а вместе с этим «. исчезнут все неправды, коварства и насилия».
Рассказ Евгения Чарушина «Перепелка» повествует о семье, в которой поселилась перепелка. Птица была ручная и своим пением укладывала мальчика Никитку спасть. Однажды на даче она убежала из клетки, но к вечеру нашлась, ведь стала петь, чтобы Никитка заснул.
Главные герои рассказа: перепелка и Никитка, также косвенно упоминается его семья. Мальчик и перепелка сдружились. Птица была совсем ручная, чувствовала приближение ночи и своим «фить-пирю» командовала Никитке ложиться спать.
План рассказа для читательского дневника:
В рассказе Яковлева «Верный друг» рассказывается о шпионских схемах между враждующими странами. Семья Родригесов приезжает в Советский союз, где глава семьи устраивается на работу. В итоге из-за шпионской деятельности синьора Кредо всю семья высылают из страны. В дальнейшем диктатора в этой стране свергают и власть берет народ.
Главных героев в рассказе несколько.
Первый герой это мальчик Санчо.
Вторая героиня это девочка Рита, отец которой работает на оборонном заводе.
Главная мысль заключается в международной дружбе, которой так не хватает в нашем мире. Народ воевать не хочет и правителям пора бы это понять. Ведь по сути страдают простые люди. Автор учит людей выступать против несправедливости.
В рассказе Яковлева «Багульник» нам показана история про мальчика, который не выделялся хорошей учебой, но был добрым и жил правильно. Мальчик по имени Коста ухаживал за животными. Учительница сначала не знала об увлечениях мальчика и была не довольна, что тот спал на уроках. Однако потом узнав чем занимается мальчик, она прониклась к нему добротой и пониманием.
Главных героев в рассказе двое.
Первый герой это мальчик по имени Коста.
Вторая героиня его учительница Евгения Ивановна.
Главная мысль заключается в том, что нельзя сразу осуждать человека, нужно сначала разобраться в причине. Автор учит нас доброте и пониманию. Автор хочет научить нас помогать слабым и нуждающимся, так как делает в рассказе этот мальчик.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.
Смысл «Повести временных лет»
История родного государства — это бесценная информация, которая должна быть в голове у каждого гражданина. Зная ошибки прошлого, мы сможем нейтрализовать их в будущем. Именно поэтому знание истории попросту необходимо! К сожалению, многие знания о далеком прошлом нашего государства утеряны, однако существуют еще документы, описывающие жизнь в древние времена. «Повесть временных лет» как раз входит в число подобных писаний. В ней отражены основные события на Руси вплоть до 12 века. Но о чем же нам говорит этот документ? Давайте разбираться!
Смысл названия «Повести временных лет»
Летами на Руси называли годы. То есть название произведения дословно переводится как «повесть о годах». Подразумевается, что рассказ пойдет о годах жизнь государства под названием Русь. Собственно, так и происходит. В огромном письменном документе описаны основные события на Руси со времен Ноя до Владимира Мономаха. Не нужно быть историком, чтобы понимать отдаленность жизней этих исторических личностей. Однако прочих документов, описывающих этот период, практически не существует. Именно поэтому «Повесть временных лет» и имеет подобную важность.
Смысл «Повести временных лет»
Изначально описывается появление русского государства. Пришел Ной, который поделил Землю между тремя сыновьями:
Таким образом, именно Иафет является прародителем славян, немцев, шведов и прочих. С него начинается создание великого русского государства. Однако все повествование не содержит дат, что делает его тяжелым для понимания.
Первым же датированным периодом является 852 год. В тексте уже появилось понятие Русская земля, а древние русичи уже смогли доплыть до Царьграда. Далее описывается жадная дележка земель между государствами. Она происходит довольно долго, ведь поначалу каждый хотел себе больше земель, чем у страны было изначально. Заканчивается все призванием варягов на Русь, которое привело к появлению Рюрика.
Дальнейшая история полна различных междоусобиц между детьми нового правителя. Люди, конечно же, получили централизованную власть в его лице, однако объективно Рюрик имел ее лишь в начале правления. Со временем его дети вытесняли своего отца с престола.
Можно долго описывать процесс перехода власти от одного князя к другому, однако лучше будет отметить важность подобного документа для познания истории. Монах Нестор, может и неумышленно, создал действительно необходимое произведение. Без него настолько доскональных знания о тех временах попросту бы не было. Однако даже в 2020 году мы можем прочитать про княгиню Ольгу, которая жестоко отомстила за мужа, об Окаянном Святополке и многих-многих других правителях Руси. Именно благодаря этому документу в разделе история Руси нет пустого места. Достаточно понятное описание событий — явный плюс «Повести временных лет».
Однако есть и отрицательная сторона «Повести временных лет». Она заключается в субъективном мнении автора. Мы не можем утверждать, что вся описанная история не находилась под осмыслением автора. Он мог менять историю в свою пользу, что, несомненно, будет являться источником исторических неточностей. Однако правду касательно этого вопроса мы пока узнать не можем.
Летопись Нестора Повесть временных лет: краткое содержание
Самым ранним памятником русской летописи является произведение «Повесть временных лет». Оно описывает исторические события, которые происходили в период до 1117 года. Вместе с тем, многие специалисты сомневаются в подлинности документа, приводя различные доводы.
Но Повесть… несомненно является знаковым явлением как в русской литературе, так и в истории государства, позволяя проследить путь Киевской Руси с начала ее становления….
История создания произведения
Историки и литературоведы сходятся во мнении, что автором этого произведения является монах Нестор. Он жил и работал на стыке XI-XII веков. Хотя его имя в качестве автора появилось в более поздних редакциях летописи, именно его считают автором.
При этом специалисты, называя ее самой древней летописью, все-таки полагают, что «Повесть временных лет» является литературным переложением более древних произведений.
Первую редакцию свода написал Нестор в 1113 году, впоследствии были еще два переложения: в 1116 году ее переписал монах Сильвестр, и в 1118 году еще один неизвестный автор.
В настоящее время первая редакция считается утраченной, самым древним, дошедшим до нас, вариантом является копия монаха Лаврентия, сделанная в XIV веке. Именно она была составлена на основе второй редакции летописи.
Также есть Ипатьевская копия, написанная на основе третьей редакции.
Наибольшее внимание структуре и источникам летописи уделил в своих исследованиях академик А.А.Шахматов. Он обосновал существование и историю создания каждой из трех вариантов летописи. Также он доказал, что само произведение является лишь переложением более древних источников.
Основное содержание
Эта летопись является крупным произведением, в котором описаны ключевые события, происходившие с момента прихода первых славян и до периода, когда создавалось само произведение. Ниже рассмотрим подробно, о чем рассказывает эта летопись.
Это не цельное произведение, его структура состоит из таких элементов:
Внимание! Структура летописи усложняется тем, что в более поздние годы в нее в достаточно вольном режиме делались дополнительные вставки. Они разрывают логику общего повествования.
В целом во всем произведении используется два типа повествования: это собственно летописи и погодовые записки. В произведении монах стремится рассказать о самом событии, в погодовых записях он сообщает о том, или ином событии. Затем автор на основе подовых записок пишет летопись, наполняя ее красками и деталями.
Условно вся летопись делится на три крупных блока:
Краткое содержание по главам
Произведение достаточно неоднородно по структуре и стилю изложения, но в летописи можно выделить 16 глав. Среди наиболее интересных с исторической точки зрения глав, можно отметить три: о хазарах, о мести Ольги, о деятельности князя Владимира. Рассмотрим краткое содержание произведения по главам.
С хазарами славяне столкнулись после того, как осели и основали Киев. Тогда народ называли себя полянами, а основателями Киева стали три брата – Кий, Щек и Хорив. После того, как хазары пришли к полянам за данью, те долго совещались. В итоге они решили, что дань хазарам от каждой избы будет представлена мечом.
Княгиня Ольга, супруга князя Игоря, наверное, единственная женщина, о которой много рассказано в летописи. Ее история начинается с не менее занимательного повествования о ее муже, который из-за жадности и чрезмерного сбора дани был убит древлянами. Месть Ольги была страшной. Княгиня, оставшись одна с сыном, стала очень выгодной партией для повторного замужества. И сами же древляне, решив царствовать в Киеве, послали к ней сватов.
Сначала Ольга подготовила ловушку для сватов, а затем, собрав огромное войско, пошла войной на древлян, чтобы отомстить за своего мужа.
Будучи очень умной и хитрой женщиной, она не только смогла избежать нежеланного замужества, но и смогла полностью обезопасить себя от мести древлян.
Князь Владимир более всего стал известен тем, что крестил Русь. К вере он пришел не совсем добровольно, долгое время выбирая, в какой вере быть и какому богу молиться. И даже выбрав, он ставил всяческие условия. Но приняв крещение, он начал активно проповедовать христианство на Руси, уничтожая языческих идолов и подвергая гонениям не принявших новую веру.
О крещении Руси рассказано очень подробно.Также князь Владимир много упоминается в связи с его военными действиями против печенегов.
В качестве примера можно привести такие отрывки из произведения:
Это интересно! Какое значение имела в истории битва на реке Калка: кратко о событии
О крещении Руси
Поскольку летопись была написана монахом, то ее содержание имеет очень много отсылок к Библии и пропитана духом христианства.
Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях, совершавший неправедные с точки зрения христианства, поступки.
Также описывается момент, как его настигает божья кара за несоблюдение обета – он ослеп и прозрел только после того, как крестился.
В «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры, в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.
Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, могут попасть на небо.
Также в летописи описывается начало распространения христианской веры в Руси: что именно делалось, какие церкви строились, как совершалось богослужение, как была организована структура церкви.
Чему учит Повесть временных лет
«Повесть временных лет» является знаковым произведением для литературы и истории России. С точки зрения литературоведов – это уникальный исторический памятник славянской письменности в жанре летописи, датой написания которого считается 1113 год.
Основной темой летописи является описание истории возникновения и развития Руси. Ее автор хотел популяризировать идею могущества русского государства в тот период. Какое бы событие не описывалось монахом, он каждое рассматривал с точки зрения интересов всего государства, и так же оценивал поступки персонажей.
Летопись в качестве литературного памятника важна и своей ролью в обучении того времени. Отдельные части произведения служили материалом для чтения для детей того времени. До тех пор, пока не появилась специализированная детская литература, науку чтения дети в основном проходили, читая летописи.
Также важна роль этого произведения и для историков. Есть определенная критика правильности изложения и оценки некоторых исторических событий. Многие исследователи считают, что автор произведения был очень пристрастен. Но все эти оценки делаются с точки зрения современного человека, который также может быть пристрастным в оценке работы летописца.
Но вместе с тем автор достаточно подробно описывает те или иные события, приводя имена, названия городов и иных местностей, называя определенные даты.
Внимание! Такое изложение позволило сделать произведение источником для создания многих более поздних летописей, в частности, летописей городов.
Повесть временных лет. Князь Олег. Нестор летописец
Повесть временных лет — Игорь Данилевский
Заключение
«Повесть временных лет» является одной и первых известных исторических свидетельств того, как развивалась и устанавливалась российская государственность. Важна роль произведения и с точки зрения оценки событий, происходивших в древние времена. Чему учит летопись, в целом, понятно.
Это интересно! Это интересно! Ледовое побоище Александра Невского: битва на Чудском озере – схема, значение
Вопрос 8. «Повесть временных лет» основные идеи летописи. Значение вводной части
История создания
«Повесть временных лет» представляет собой наиболее ранний из дошедших до нашего времени памятников исторической древнерусской письменной хроники. Эта летопись датируется примерно XII веком. Летопись была составлена в Киеве, на сегодня есть несколько редакций летописи с незначительными несоответствиями в тексте.
Замечание 1
Это произведение названо по первой его фразе «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
Считается, что автором «Повести временных лет» является монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор. Нестор был известным агиографом XI-XII веков. В XVIII веке ученые считали, что Нестор был первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первая древнерусская летопись. Однако позже ученые пришли к выводу, что были и более ранние древнерусские литературно-исторические источники.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Следует отметить, что на сегодняшний день не сохранилась «Повесть временных лет» в виде отдельной книги. До наших дней дошла вторая редакция летописи в тексте Лаврентьевской летописи и третья редакция в тексте Ипатьевской летописи.
Источником для автора первой редакции послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы.
По мнению русского историка и лингвиста А.А. Шахматова первая редакция «Повести временных лет» была написана монахом Нестором примерно в 1110-1112 годах, вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в 1116 году, третья редакция была составлена по просьбе новгородского князя Мстислава Владимировича в 1118 году.
Анализ повести временных лет
Культура в древнерусском государстве стала активно развиваться после христианизации. Основной задачей архитектуры, живописи и литературы того периода было обучение русского народа христианской вере, ее устоям и правилам.
Летопись как художественный жанр
Одним из основных жанров в литературе была летопись. В Европе такого рода произведения называются «хрониками». В летописи повествование идет по годам. За основу берется какая-то законченная история. Древнерусские летописцы добавляли в свои произведения не только хронологические события, но и повести, притчи, библейские истории, предания, а в конце делали свое заключение. Таким образом, получался целый летописный свод. Однако летописцы не включали в свою работу истории о простых людях или бытовых происшествий. В летописях описывали только значимые события в истории, либо же повествовали о выдающихся личностях.
Создание «Повести временных лет»
Одной из самых значимых летописей на Руси является «Повесть временных лет». В ней изложена история объединения славян, описываются первые правители, и важнейшие события до XII
века. Автором летописи был монах Нестор. Его литературный талант, широкий кругозор и образованность помогли создать не просто художественное произведение, а целую историю Руси. Грамотно изложенные факты, дополняются фольклорными элементами и представляют собой выдающийся памятник древнерусской литературы.
«Повесть временных лет» имеет несколько переписанных образцов. Оригинал был написан монахом Нестором в начале XII
века в Киево-Печерской лавре. Отсюда и ее второе название «Нестерова летопись». К сожалению, до наших дней оригинал не сохранился. Но были созданы две копии: Лаврентьевская и Ипатьевская.
Лаврентьевская летопись (1337 год) получила название честь ее автора монаха Лаврентия. Он написал ее по приказу Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича. В этот сборник автор помимо «Повести временных лет» добавил также «Суздальскую летопись», хронология которой доходит до начала XIV века.
Ипатьевская летопись (начало XV
века) находится в Костроме в Ипатьевском монастыре отсюда и ее название. В нее также добавлено несколько летописей, и повествование доходит до
1202
года.
«Повесть временных лет» по праву считается одним из главных и первых летописных сводов. В ней описывается история образования русского государства, военные столкновения, рассказываются легенды и предания славян.
Эта летопись является основным источником информации о формировании древнерусского государства. Сведения о первых русских князьях, их жизненный путь и управление Русью стали главной темой в «Повести временных лет». В летописи можно выделить, как самостоятельные тексты несколько рассказов: о набегах печенегов, о Мудрой княгине Ольги, о невероятной смерти князя Олега и другие.
Идейное содержание летописи
Основной идеей «Повести временных лет» было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям.
Монахи Киево-Печерской обители невольно стали историками и нравственными учителями. Русский народ представляется как единое крепкое государство. И вся литература того периода была направлена на нравственное и духовное просветление общества. Его объединение и появление национального самосознания.
Главные герои «Повести временны лет» – первые русские князья. В летописи описываются как героические подвиги князей, так и светская жизнь. Так, например, о Владимире Мономахе говорится, как о талантливом писателе. Известно его уникальное произведение «Поучение детям».
Предание о Вещем Олеге
Особое внимание в летописи уделяется князю Олегу. Он предстает сильным, храбрым и мудрым правителем. Он смог объединить северные и южные племена славян, захватить Киев и создать крепкое государство – Киевскую Русь. Известна и легенда о смерти князя. Так рассказывается о предсказании волхвов Олегу. Они предупредили князя о его смерти от любимого и верного коня. Но несмотря на недоверие, Олег все же приказал увести преданного друга и заботиться о нем до конца его дней. Когда же он узнал о смерти коня, то вспомнил о предостережении и усмехнулся. Находясь на могиле, он наступил ногой на череп, из которого выползла змея, от укуса которой он и погиб. От яда князь скончался. Так было исполнено предначертанное. Этой историей автор хотел показать важность и значение судьбы.
«Повесть временных лет» — это не только исторические факты, но и поэтическое произведение. В ней присутствует большое количество фольклорных элементов и народно-песенного творчества, ведь всю информацию автор собирал из устных источников. Язык летописи выразительный и поэтичный. Часто используются пословицы и поговорки. Несмотря на историчность летописи, чувствуется авторская оценка и назидание читателям.
Каткое содержание
В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа «Повесть временных лет», краткий анализ 450 ₽ Реферат «Повесть временных лет», краткий анализ 270 ₽ Контрольная работа «Повесть временных лет», краткий анализ 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.
Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.
852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.
В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.
Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.
После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.
После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.
Объединение древнерусских летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестором (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи — «Повести временных лет».
Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке: «…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
Отношение летописца к прошлому Руси было проникнуто эпическим пафосом. Он воссоздавал в оригинальной манере русского летописного рассказа общеизвестные в его время эпические предания.
Рассказы летописи о мести княгини Ольги древлянам за убийство ее мужа Игоря насыщены фольклорными мотивами многих народов. Осадив древлянский город Искоростень, Ольга потребовала от горожан вместо дани по три голубя и по три воробья со двора. По ее приказу птицы были отпущены с привязанным к каждой из них зажженным трутом и, вернувшись в свои гнезда, сожгли город.
Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Таков рассказ о князе Святославе Игоревиче, который «легько ходя, аки пардус (гепард), войны многие творяни. …И посылаше к странам, глаголя:«хочу на вы ити» (964 г.)
Для стиля летописания характерна прямая речь героев, нередко и живой диалог. Образцом для позднейших княжеских речей служила образная речь Святослава к дружине перед битвой с превосходящими силами византийцев: «Уже нам некамося дети, волею и неволею стати противу. Да не посрамим земле Русские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имам…» (971 г.)
Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Эта тема получила различные формы выражения: эпическую и публицистическую. По представлениям летописцев, история вершилась по воле божьей деяниями князей, а эти деяния оценивались так или иначе в зависимости от того, насколько они отвечали государственно-патриотическим идеалам эпохи. Отдаленное прошлое отражалось в идеализированных повествованиях о первых князьях.
Тогдашняя действительность получила в летописи острые нравственно-политические оценки, в которых осуждались княжеские раздоры, начавшие со второй половины XI века угрожать целостности страны. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. Когда феодальное расчленение Киевской Руси стало признанным фактом, общерусские государственные идеи стали проявляться в летописи еще более ясно. Тема обороны Руси от половцев связывалась в летописи не только с протестом против междоусобной борьбы князей, но и с оценкой положения крестьян, страдавших от набегов внешних врагов.
«Повесть временных лет», как и продолжающее ее летописание, занимает высокое место в средневековой хронографии. Широта исторического и политического кругозора, осознание родства славянских народов, понимание государственных интересов Киевской Руси, стремление осмыслить современность при помощи сопоставления ее с прошлым, высокий патриотический пафос — все эти особенности выделяют «Повесть временных лет» среди других литературных памятников в плане идейном.
Литературно-стилистической особенностью «Повести…» является ее многожанровая и многостилевая структура, охватывающая все богатство изобразительных средств древнерусской письменности. Она вобрала в себя дружинно-эпические предания, записи устных исторических рассказов и родовых легенд, народно-сказочные повествования, пословицы и поговорки, воинские повести и повести о феодальных преступлениях, библейские изречения, фрагменты переводных сочинений, рассуждения о пользе книг, поучения церковные (Федосия) и светские (Владимира Мономаха), жития первых русских святых Бориса и Глеба, записи государственных договоров и политических завещаний и т.п.
Благодаря универсальности своего содержания и богатству стилистических средств древнерусская летопись отличается от других меньшей схематизацией излагаемого материала, а также не столь односторонней придворно-феодальной и церковной тенденциозностью.
Написанная живым и образным языком, «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.
Вопрос 8. «Повесть временных лет» основные идеи летописи. Значение вводной части
«Повесть временных лет» является сводом, и поэтому мы не найдем здесь идей, охватывающих все без исключения годовые статьи. И все же можно выделить несколько моментов, к которым составители «Повести» обращаются вновь и вновь. Целый ряд сведений, включенных в летопись, имеет ярко выраженную антивизантийскую направленность. Мысль о независимости от Византии, после обращения Руси в христианство, вероятно, высказывавшей некоторые претензии не только на церковное руководство, но и на светский вассалитет, по мнению исследователей, была одной из центральных в своде Никона Великого. Именно в пику Византии в русскую летопись могли попасть рассказы о походах на Царьград Игоря, Святослава и особенно Олега, демонстративно повесившего на воротах византийской столицы свой щит.
Описывая любые контакты русских князей с византийцами, летописец более всего озабочен тем, как не уронить авторитет славянских правителей. В любых ситуациях он неизменно изображает их не скромными просителями, но равными партнерами, зачастую превосходящими умом и смекалкой чопорных византийских басилевсов. Например, согласно летописному рассказу, княгиня Ольга, отправившаяся в Царьград, якобы заявила там правящему Константину Багрянородному «аще мя хощеши крестити…», тем самым повернула дело так, как будто не она пришла просить крещения, а именно император очень сильно добивался его. В своем дальнейшем повествовании летописец не забудет упомянуть и крестное имя славянской княгини – Елена «якоже и древняя цариця, мати Великаго Константина», и то, что именно едва успевшая окреститься Ольга напомнила пожелавшему жениться на ней при живой жене византийскому правителю о христианском обычае, согласно которому брак между крестными родственниками невозможен. Автор не забыл поместить в свое повествование своеобразное признание императором морального превосходства Ольги, а также воспоминание о том, как, прибыв в Киев, решительная княгиня отправила несолоно хлебавши византийских гонцов, прося их напомнить императору о том, как непочтительно отнеслись в Константинополе к киевскому посольству.
Антивизантийские настроения своеобразно отразились и в тех статьях летописи, где рассказывается о принятии Владимиром христианства. Кажется, автор делает все возможное, чтобы умалить роль Византии в этом событии. Согласно летописи, прежде чем принять веру от греков киевский князь выслушивает посланце нескольких религий, затем отправляет в Европу специальное посольство. Летописец старательно подчеркивает особые почести, которые были оказаны русичам в Царьграде.
В довершение всего, в летописи излагается так называемая «Корсунская легенда». В этом эпизоде особо показателен тон диалога, которой ведет летописный Владимир с византийскими братьями-императорами, поскольку речь в нем идет вовсе не о крещении, а о свадьбе. Захватив крупнейшую греческую колонию в Северном Причерноморье Херсонес, степной язычник, которого раньше в византийской столице не приняли бы всерьез, ничего не просит. Наоборот, он угрожает правителям империи новым походом на Константинополь и требует в жены их сестру – порфирородную принцессу Анну. В этих переговорах, со значительным привкусом шантажа, крещение оказывается как бы уступкой, на которую Владимир соглашается, идя навстречу византийским правителям. Завершается легенда еще одной подробностью, призванной возвысить Владимира над греками: в качестве «вена» – положенного по славянским обычаям выкупа за невесту − хитроумный киевский князь отдает византийцам захваченный у них же город Корсунь, сумев таким образом и обычаи соблюсти, и не сильно разориться.
Вопрос 9. Жанровый состав «Повести временных лет»
Жанр «Повести временных лет» определяется как летопись, причем древнейшая. Существует ее три редакции, относящиеся к 1113, 1116 и 1118 годам. Автором первой был Нестор, вторым – игумен Сильвестр, проделавший работу по заказу Владимира Мономаха. Создателя третьей редакции установить не удалось, однако известно, что предназначалась она для Мстислава Владимировича.
Дмитрий Лихачев писал об анфиладном, или ансамблевом, характере построения древнерусских памятников письменности. Это отличительное свойство практически всех произведений, написанных в эпоху Киевской Руси, – отдельно взятый текст мыслится как потенциально открытый для включений из других источников. Так, когда задание требует «укажите жанр «Повести временных лет»», нужно учитывать, что летопись включает в себя: — — договоры (например, русско-византийские 1907 года);
— жития святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского;
— «речь философа» и другие тексты.
Отметим, что такая «ансамблевость», пестрота не делает жанр «Повести временных лет» чем-то неопределенным, а сам памятник – простым собранием случайных текстов.