чему учит рассказ пушкина барышня крестьянка

admin

Смысл повести «Барышня-крестьянка»

Александр Сергеевич Пушкин написал «Барышню-крестьянку» в 1830 году, за 7 лет до смерти, будучи уже в зрелом и осознанном возрасте. Произведение входит в цикл «Повети Белкина» и затрагивает важнейшие темы: любовь, ложь, осуждение общества, неравенство населения.

В чем суть произведения?

События в «Барышне-крестьянке» происходят в русской деревне конца 18 века. По соседству живут два пожилых помещика, у одного из них — юная дочь, у второго — городской красавец — сын, мечта всех барышень округи.

Соседи вначале враждуют друг с другом из-за разных взглядов на жизнь. К одному из них погостить приезжает сын. До Лизы, дочери второго соседа, доходит слух о приезде городского красавца. Она, мастерица на проказы и шалости, переодевается простой крестьянкой Акулиной и идет знакомиться с Алексеем. Якобы случайно она попадается навстречу выехавшему на охоту мужчине в роще. Алексей быстро влюбляется в обаятельную крестьянку с несвойственными простолюдинке манерами. Лизе молодой человек тоже пришелся по нраву, но теперь она боится, что ее тайна будет раскрыта, и это оттолкнет от нее барина.

Тайные встречи Алексея и Лизы в крестьянском обличии продолжались несколько месяцев, их чувства укреплялись. Тем временем отцы молодых сдружились и стали часто приезжать друг к другу в гости. Хранить тайну о том, кто она на самом деле, Лизе становилось все сложнее.

Отец Алексея внезапно надумал женить сына на Лизе. Тот против, ведь он думает, что любит крестьянку Акулину, а Лизу видел один раз и не узнал в ней свою возлюбленную под тонной косметики.

Алексей едет в дом семьи Лизы, намереваясь честно рассказать им обо всем и отказаться от руки Елизаветы. Отца барыни не оказывается дома, Лиза гостей не ждет, появление Алексея внезапно. И тут он обнаруживает, что Лиза и есть Акулина. Удивлению и радости нет предела!

Смысл произведения

Крепостное право разделило Россию на два совершенно разных слоя населения. Разумеется, браки между крестьянами и помещиками не приветствовались и порицались как с одной, так с другой стороны.

Алексей осознавал, что его чувство к крестьянке Акулине (он не подозревал, что это Лиза) под запретом, но все же намеревался жениться. Он оказался очень сильным молодым человеком, сильнее страха перед общественным мнением.

Но непонятно, как честный и благородный молодой человек смог простить Лизе такой серьезный обман. Наверное, только любовь к девушке и радость, что не придется жениться на нелюбимой, помогла ему простить ее. Ложь в начале отношений может вызвать огромное недоверие к партнеру в дальнейшем.

Лизу можно назвать легкомысленной и даже трусливой. На первый взгляд, ее затея — лишь невинная шалость. Но если вдуматься, то она на протяжении нескольких месяцев ежедневно обманывала любимого мужчину! Просто не находила в себе смелости признаться Алексею, кто она есть на самом деле. Девушке очень повезло, что ее тайна раскрылась в нужное время и при нужных обстоятельствах. Если бы тайна не раскрылась сама собой, неизвестно, как действовала бы Лиза дальше и сколько бы еще врала.

Чему учит читателя «Барышня-крестьянка»?

Также молодым людям, прочитавшим произведение, важно понять, что любовь не зависит от слоя общества, к которому принадлежит любимый человек, от его финансового достатка. Полюбить можно кого угодно, если с этим человеком радостно, приятно проводить время, легко находить темы для разговора, и есть взаимопонимание.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 26

Источник

«Барышня-крестьянка» анализ повести А. С. Пушкина

yqmvgpuj

Величайшему гению русской словесности Александру Сергеевичу Пушкину была подвластна не только поэзия, но и проза – он создал множество шедевров в этом виде литературного творчества, в том числе и новеллу «Барышня-крестьянка», анализ которой приводится в данной статье.

Это произведение можно назвать как большим рассказом, так и маленькой повестью.

История создания рассказа «Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина входит в прозаический цикл «Повести Белкина». История его создания заслуживает отдельного упоминания.

5wuyou5y

А.С. Пушкин в Болдино

Александр Сергеевич написал все пять миниатюр цикла в 1830 году, находясь в своем имении Большое Болдино под Нижним Новгородом, куда поэт приехал из Москвы 3 сентября и где рассчитывал быстро разобраться с хозяйственными делами и вернуться, чтобы отпраздновать свадьбу с Натальей Гончаровой.

Однако планам не суждено было сбыться: в это время в Москве началась эпидемия холеры, и город был окружен карантинными постами – въезд и выезд из него перекрыли, чтобы предотвратить распространение болезни. Поэтому свадьбу пришлось отложить, и Пушкин оказался невольным пленником Болдино на три осенних месяца.

В Москву он приехал лишь в начале декабря, и в феврале 1831 г. состоялось его венчание с Н. Гончаровой.

Александр Сергеевич любил осеннюю пору и всегда испытывал осенью эмоциональный и творческий подъем, а в год написания «Повестей Белкина» к этому добавилось радостное ожидание воссоединения с любимой женщиной. По признанию Пушкина, в 1830 г. в Болдине он писал так, как давно уже не писал.

«Повести Белкина», в которых «Барышня-крестьянка» занимает среднюю позицию, вышли в свет в 1831 году. Люди, читающие это сочинение поэта впервые, могут задаться вопросом, кто такой Белкин, и почему Пушкин написал и издал свои новеллы под псевдонимом.

Автор приписал их создание вымышленному персонажу – покойному помещику Ивану Петровичу Белкину, якобы умершему от простуды в тридцатилетнем возрасте и оставившему после себя рукописи. Для Пушкина это был не просто веселый розыгрыш – укрываясь за никому не известным Белкиным, ему хотелось избежать желчных отзывов и рецензий.

Александр Сергеевич был первопроходцем в создании литературы нового типа, и не без основания опасался, что критики, считающие сентиментальное творчество Карамзина, Жуковского и других тогдашних классиков образцом для подражания, не поймут его произведение, выходящее за рамки традиционализма.

Краткий пересказ

Пушкин намеренно придал своей повести чуть ироничные черты. Многие строки в нем содержат скрытый смысл, не всегда понятный современным людям.

1w1nffub

Имя главной героини – Лизавета – напоминало читателю того времени о широко известном современникам поэта сентиментальном рассказе Карамзина «Бедная Лиза», повествующем о трагической любви небогатой девушки к блестящему офицеру.

Но, кроме имени, пушкинская Лиза не имеет ничего общего с образом карамзинской героини. Строка предваряющего повесть эпиграфа – «Во всех ты, душенька, нарядах хороша», – содержит намек на преображение Лизы в Акулину, что служит завязкой центральной интриги новеллы.

Изложенный вкратце конспект произведения представляет собой шутливую пародию на извечный шекспировский сюжет о конфликте двух семейств, хотя история Лизы и Алексея совсем непохожа на историю Ромео и Джульетты. Произведение невелико, написано легким и приятным слогом, и его не составит труда прочитать полностью.

Живя по соседству, помещики Берестов и Муромский не очень ладят друг с другом. Григорий Иванович считает Ивана Петровича неотесанным «медведем» и провинциалом, отрицающим западный прогресс, перед которым Муромский преклоняется. Берестов же резко отрицательно относится к англомании соседа, иронизирует над его пристрастием ко всему английскому, говоря: «Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты».

Лиза Муромская узнаёт, что к Берестову приехал сын, о котором среди местных барышень ходят романтические слухи, и ей очень хочется с ним познакомиться, но она не может себе этого позволить, зная, что их с Алексеем отцы в ссоре.

На разведку отправляется верная Настя, которую пригласила в гости одна из служанок Берестовых. Едва дождавшись ее возвращения, юная хозяйка с нетерпением расспрашивает посланницу о молодом барине.

Затея удалась – Лизе удается встретить юношу, гуляющего в роще с собакой. Она представляется ему Акулиной – дочерью прилучинского кузнеца Василия. Девушка сразу приглянулась Алексею и он, желая поухаживать за ней, называет себя камердинером молодого барина, но Лиза не верит и смеется в ответ – она разгадала хитрость. Алексей идет рядом с ней, разговаривая, манера поведения и рассуждения молодой крестьянки увлекают его.

Юноша хочет продолжить новое знакомство и собирается прийти к Василию в гости, но мысль о том, что там он увидит настоящую Акулину – толстую рябую девку, приводит Лизу в ужас. Она с трудом отговаривает его, обещая прийти на следующее свидание.

Молодые люди начинают тайно встречаться и постепенно влюбляются друг в друга. Алексей показывает «Акулине» буквы, и девушка на удивление быстро «учится» грамоте, чем вызывает восхищение своего учителя. Встречи дополняются перепиской – влюбленные кладут свои записки друг другу в дупло дерева.

Тем временем их отцы случайно сталкиваются на охоте. Муромский падает с лошади, и Берестов помогает ему подняться и провожает до дома. Григорий Иванович возвращается к себе, заручившись обещанием Ивана Петровича непременно приехать в Прилучино в гости вместе с сыном.

Лиза в ужасе – она боится, что Алексей узнает ее. Чтобы избежать разоблачения, девушка решает максимально изменить свою внешность. Похитив у мисс Жаклин румяна и белила, она тщательно гримируется, одевается в экстравагантный наряд и меняет манеру поведения, представляясь жеманницей и без конца вставляя в разговор иностранные слова. Благодаря такой маскировке, плутовка остается неузнанной.

Встретившись с Алексеем на следующий день, Лиза расспрашивает молодого человека, как ему понравилась барышня, и получает заверения, что она не идет ни в какое сравнение с ней, Акулиной. К этому времени Муромский и Берестов окончательно помирились и уже договариваются между собой о свадьбе детей.

Вернувшись домой, Алексей узнаёт от Ивана Петровича, что тот нашел ему невесту – дочь соседа, Лизу Муромскую. Юноша не хочет жениться на Лизе – он любит Акулину. Отец не желает ничего слышать, и грозит в случае отказа от свадьбы лишить его наследства.

Алексей готов ради любви отказаться не только от наследства, но и от своего социального положения – ведь он уверен, что его избранница простая крестьянка, и готов разделить с ней тяготы жизни. Молодой человек пишет страстное письмо и кладет его в дупло дерева.

На другой день Алексей едет к Муромским, чтобы объясниться с Григорием Ивановичем. Слуга говорит, что барин только что уехал, но барышня дома. Юноша решает рассказать обо всем Лизавете. Войдя в дом без доклада, он видит девушку, сидящую у окна с его письмом в руках, и бросается к ней со словами: «Акулина, друг мой Акулина!»

Вошедший в комнату Муромский, застав Алексея целующим руки его дочери, лукаво замечает, что у молодых, похоже, уже давно все слажено. Чем закончилась история? Тем, чем ей и полагалось закончиться – счастливой развязкой.

Жанр, направление, композиция

Новеллы, входящие в цикл «Повестей Белкина», принадлежат к разным жанрам: реализму, готике, сентиментализму. «Барышня-крестьянка» представляет собой смешение жанров: прежде всего, это водевиль с переодеваниями и игрой. В то же время в рассказе есть черты реализма и сентиментализма.

2e4d4nlq

Композиция новеллы включает:

Во вступлении Пушкин изображает контекст, в котором будет происходить развитие сюжета: он рассказывает о двух соседях-помещиках – Муромском и Берестове, их детях и отношениях между собой.

Затем следует история о том, как Лизе Муромской пришло в голову познакомиться с Алексеем Берестовым под видом Акулины, и что из этого вышло.

Кульминация – визит Алексея к Муромским, вызванный желанием отказаться от свадьбы, на которой настаивает его отец. И, наконец, развязка – встреча молодого Берестова с Лизой-Акулиной.

Главные герои и их характеристика

Анализ произведения следует начинать с рассмотрения характеров ее персонажей. Количество действующих лиц «Барышни-крестьянки» невелико, и эта черта камерности присуща всем новеллам цикла.

Создав для наглядности таблицу, можно прийти к выводу, что четверо персонажей относятся к главным, а двое – к второстепенным. Вот какими чертами наделяет их автор:

Главные герои Описание
Григорий Иванович Муромский Вдовец, владелец села Прилучино, промотавший половину имения, а оставшуюся заложивший в Опекунский совет. Увлеченный идеей хозяйствования на западный манер: на вырученные от залога деньги устроил в Прилучине английский сад, нарядил своих конюхов в жокейские костюмы и нанял гувернантку-англичанку для дочери. Однако, несмотря на все старания, его новомодные идеи не приносят заметных экономических плодов. Муромский по-прежнему в долгах.
Лизавета Муромская Единственная дочь Григория Ивановича, весьма образованная, но избалованная юная фантазерка и шалунья.
Иван Петрович Берестов Сосед Муромских, владелец деревни Тугилово, также вдовец. Твердый хозяин, убежденный русофил, он уверенно ведет дела, не предаваясь пустым фантазиям. Кроме прибыли от сельского хозяйства, получает хороший доход от построенной в его селе суконной фабрики.
Алексей Берестов Сын Ивана Петровича, выпускник университета, мечтающий о военной карьере.
Второстепенные персонажи Описание
Настя Крепостная девушка, служанка и наперсница Лизы, участвующая во всех ее проказах и шалостях.
Мисс Джаксон Гувернантка Лизы, чопорная старая дева, которой никак не удается сделать из своей воспитанницы холодную английскую леди.

Алексей и Лиза молоды. С точностью Пушкин указывает лишь, сколько лет Лизавете, называя ее семнадцатилетней барышней. О возрасте остальных главных героев можно судить приблизительно.

Поскольку автор упоминает о том, что Иван Петрович Берестов вышел в отставку в 1797 году, ему к моменту событий, описываемых в повести, должно было быть около 50 55 лет, и Муромский, судя по всему, был его сверстником.

Смысл названия

Название повести «Барышня-крестьянка» объясняется ее сюжетом.

o5w1yt22

Не желая показать свой интерес к Алексею Берестову, главная героиня новеллы, барышня Лиза Муромская, переодевается в крестьянку, выдавая себя за Акулину – дочь прилучинского кузнеца Василия, и идет на свидание с молодым человеком.

На протяжении всего повествования происходят превращения Лизы из барышни в крестьянку и обратно. Этим приемом Пушкин придает сюжетной линии повести динамичность и увлекательность, интригуя читателя.

Основные темы и проблемы

Основная тема произведения – любовь главных героев Лизы и Алексея. Их взаимное чувство, переживания, поступки, на которые они готовы идти ради любви, составляют суть повести. В глубокой российской провинции разворачивается почти шекспировский сюжет.

В то же время рассказ наполнен юмором. Пушкин не упускает случая подчеркнуть абсурдность и комизм ситуации, иронизируя над характерным для того времени стремлением некоторых русских дворян копировать заграничные обычаи и манеры.

bwez3sa1

Повесть затрагивает проблему социальных предрассудков, господствующих в обществе в то время. Они не позволяют влюбленным свободно выражать свои чувства, им приходится идти на хитрость, устраивая тайные свидания.

Это становится причиной конфликта, заставляя молодых людей вступать в борьбу с царящим вокруг них устаревшим укладом жизни, косными обычаями и правилами. Лишь благодаря своей настойчивости, а вместе с тем сообразительности и даже хитрости, Лизе и Алексею удается выйти победителями в этой борьбе.

Главная мысль произведения

Пушкин своей повестью доказывает, что человек не должен идти на поводу у предрассудков. Только переступив через них, он может отвоевать свое право на счастье.

Повесть завершается счастливым для влюбленных концом, благодаря не только стечению обстоятельств, но и их упорству и готовности идти на жертвы ради своих чувств.

scp2ehq0

Вечные высшие ценности, к которым относится и любовь, неизмеримо более значимы, чем какие бы то ни было условности и предрассудки общества. На пути к счастью люди способны подчинить себе любые обстоятельства, порой кажущиеся непреодолимыми.

Идея повести – показать читателю, что при таких обстоятельствах любовь может быть не только трагической, но и счастливой. Она представляет собой иллюстрацию того, что за чувство нужно бороться, а не оплакивать его – вот какова основная мысль новеллы.

Простота и доступность изложения, сочувствие автора героям, отсутствие традиционной выспренности в описании чувств, приближающее их к чувствам реальных людей, были новинкой не только в русской, но и в мировой литературе.

Чему учит повесть «Барышня-крестьянка»

Рассказывая о жизни Муромских и Берестовых, Пушкин доказывает, что только простота и искренность в отношениях могут сделать людей счастливыми.

Надевая ту или иную маску, человек лишает себя возможности открытого общения, не узнавая истинных намерений окружающих и не позволяя им узнать себя.

Лишь благодаря случайной встрече на охоте, Григорий Иванович и Иван Петрович, много лет прожившие по соседству, наконец преодолевают взаимную неприязнь и понимают, что на самом деле между ними много общего, и они могут быть большими друзьями. Их детям тоже мешают маски, сбросив которые, они становятся счастливыми.

Тот, кто написал «Барышню крестьянку», был гениальным человеком. Несмотря на скромный объем и минимальное число персонажей, пушкинская повесть представляет собой настоящий литературный шедевр.

Это лишний раз подтверждает истину о том, что совершенно неважно, сколько страниц занимает повествование – у больших писателей не бывает маленьких произведений.

Экранизации повести

Сюжет «Барышни-крестьянки» стал основой ряда драматических произведений и кинофильмов. Первая экранизация состоялась в 1916 году, когда по мотивам повести режиссером Ольгой Преображенской был снят одноименный фильм немого кино. В 1970 году телезрители увидели фильм Дины Луковой, поставленный по этой пушкинской новелле.

f1aisq4e

Самой недавней по времени стала телевизионная экранизация, выполненная в 1995 году Дмитрием Сахаровым.

В двухсерийном фильме, имевшем большой успех у зрителей и критиков, снялись как совсем молодые и малоизвестные в то время актеры – Елена Корикова (Лиза) и Дмитрий Щербаков (Алексей), так и известные личности советского и российского театра и кино – народные артисты СССР Василий Лановой (Иван Петрович Берестов) и Леонид Куравлев (Григорий Иванович Муромский).

Кроме того, существует и спектакль «Девичьи грезы», сюжет которого основан на данном произведении Александра Сергеевича Пушкина.

Источник

Барышня-Крестьянка Пушкин А.С. — читательский дневник

small item 1026

«Барышня-Крестьянка» написана в 1830 году, в период непредвиденного «заточения» Пушкина в собственном родовом имении Болдино. Александр Сергеевич собирался уладить дела быстро, а пробыл в имении целых три месяца. В России бушевала холера, и Пушкин оказался затворником. В плане писательства этот период оказался крайне плодотворным. Именно в Болдино была написана повесть «Барышня-Крестьянка».

Действия разворачиваются в одной из отдаленных губерний России. История, описанная в ней, происходила в первой половине XIX века.

Изобретательная Лиза придумывает уловку. Она переодевается в крестьянку Акулину и в этом образе знакомится с Алексеем. Между молодыми людьми вспыхивает чувство. Тем временем, происходит перемирие между их отцами, и Муромский приглашает Берестовых в гости. Алексей не узнал Лизу, загримировавшую себя до неузнаваемости. Отец Берестов считает, что сыну нужно жениться на Лизе, но Алексей отказывается, предлагая руку и сердце крестьянке Акулине. Вскоре ситуация проясняется и наступает счастливая развязка событий.

Произведение учит доверять своим чувствам, следовать за своими желаниями, действовать, быть искренним и простым человеком, с легкостью относиться к жизни.

Девушки творят свой мир, для сложных ситуаций придумывают необычные решения. Пушкин называет Настю ветреной. Про Лизу он пишет, что ее проказы, резвость приводили в восторг Муромского-отца. Девушки легко относятся к жизни, их образы живые, отрицающие условности, разрушающие преграды. О них приятно читать, мне хочется быть похожей на них в легкости, живости, в умении подходить к жизни, как к приключению, к веселой игре.

Алексей Берестов во многом похож на Лизу. У него строгий отец, запрещающий ему выбрать профессию и девушку по душе. Берестов-старший ничего не может сделать со своим сыном, который упрямством вышел весь в папеньку. Алексей следует за своим чувством к крестьянке Акулине. Ради своей любви он готов отказаться от наследства.

Мне нравится, что повесть написана с юмором. Она похожа на старую добрую сказку, где всегда побеждает истина. Волшебница Лиза превращается в Акулину и решает непростой вопрос. После этого, как по взмаху волшебной палочки, бывшие враги начинают дружить. Радуешься счастливому финалу этой замечательной истории.

Образы Лизы и Алексея находятся в единении после встречи в роще. Между молодым барином и Лизой-Акулиной вспыхивает взаимное чувство.

Образы соседей Берестова и Муромцева – это два противоположных типа людей. Один из них – практичный человек, умный и деятельный, твердо стоящий на ногах. Другой – фантазер, претворяющий в жизнь нереальные проекты, стремящийся к нововведениям, которые еще не проверены жизнью. Муромцев непрактичен, но именно у него рождается такая незаурядная дочь.

Два полярных образа в начале повести враждуют. Затем соседи мирятся, а их образы проявляют себя в единстве, как противоположности, дополняющие друг друга.

Ощущается единение образов Лизы и ее служанки Насти. Девушки из разных слоев общества, но по характеру и интересам очень похожи.

Околоток — городской район в дореволюционной России, которым ведал околоточный надзиратель.
Сертук или сюртук — кафтан немецкого кроя.
Стремянный — слуга, находящийся при господине в момент охоты, или слуга-конюх, следящий за лошадью.
Дрожки — легкий прогулочный экипаж, рассчитанный на двух пассажиров.
Жокей — всадник-профессионал, участвующий в скачках.

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

Алексей знал, что если отец заберет что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздем не вышибешь; но Алексей был в батюшку, и его столь же трудно было переспорить.

Дело в том, что Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности.

Он говорил языком истинной страсти и в эту минуту был точно влюблен.

Нет ничего здоровее, – сказал он, – как просыпаться на заре.

За Лизою ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня.

Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

15.11.2018

Пушкин А. «Барышня-крестьянка»

Пушкин А., рассказ «Барышня-крестьянка»

Главные герои повести «Барышня-крестьянка» и их характеристика

Чему учит повесть «Барышня-крестьянка»
Эта повесть учит тому, что с соседями нужно жить в мире. Учит тому, что настоящие чувства не скроешь. Учит верить в лучшее и уметь ждать. Учит что для настоящей любви преград не существует.

Отзыв на повесть «Барышня-крестьянка»
Мне очень понравилась эта добрая повесть. Она легко читается и оставляет приятное впечатление. История очень романтичная и главные герои все положительные. Мне больше понравилась Лиза, за ее проказы и выдумки, но и Алексей показал себя настоящим человеком, готовым пойти наперекор воле отца, ради своей любви.

Пословицы к повести «Барышня-крестьянка»
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Как веревочке не виться, а конец будет.
Близкий сосед лучше дальней родни.
Белила не сделают милой.
Не бери приданого, бери милую.

Читать краткое содержание, краткий пересказ повести «Барышня-крестьянка»
В одной из отдаленных губерний находились имения Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Мурмского. Соседи не ладили.
Муромский был настоящим барином, завел сад на английский манер, наделал долгов, заложил имение. Его открыто осуждал Берестов, ярый противник всяких нововведений. Он постоянно смеялся над соседом, и его насмешки доводили Мурмского до бешенства. В ответ Муромский прозвал Берестова медведем и провинциалом.
И вот к Берестову приехал его сын Алексей, красивый молодой человек. Он произвел неизгладимое впечатление на всех местных барышень. Он много говорил о разочарованиях в жизни, и при этом носил кольцо с черепом.
И больше всех интересовалась Алексеем Лиза, дочь Муромского. Это была семнадцатилетняя, очень живая и проказливая девушка. За ней ходила служанка Настя, отличавшаяся таким же веселым нравом.
Однажды Настя стала проситься отпустить ее в Тугилово, имение Берестовых, на именины к жене повара. Лиза отпустила Настю, но при этом наказала девушке посмотреть на Алексея и доложить, каков он человек.
Вечером Настя неторопливо рассказывала про праздник и наконец дошла до игры в горелки. К этой игре присоединился и Алексей. Он бегал вместе с крестьянками, а поймав их, с удовольствием целовал.
Лизе это показалось странным, но она очень захотела увидеть Алексея. И она решила переодеться крестьянкой и отправится в имение Берестовых.
На следующий день она приказала купить ткани и засадила девушек за шитье. Обновка вышла на славу. Лиза потренировалась говорить по-крестьянски и прошлась по двору. Но поняла, что босая далеко не уйдет. Тогда Настя сняла с ее ноги мерку и быстренько сбегала за лаптями.
На следующее утро, чуть свет, Лиза переоделась крестьянкой и побежала в поле.
В роще, на границе отцовских владений, она решила дожидаться Алексея. Она шла задумавшись и вдруг на нее залаяла собака. Лиза вздрогнула и тут из кустов появился Алексей, который сразу успокоил девушку, сказав, что собака не кусается.
Молодые люди разговорились и Лиза назвалась Акулиной, дочерью кузнеца. Алексей попытался сказать, что он сын камердинера, но Лиза сказала, что сразу узнала в нем барина. Алексей попробовал было поцеловать девушку, но Лиза отскочила и напустила на себя строгость. Это сильно понравилось Алексею и он договорился встретится с Акулиной завтра на том же месте.
Весь день Лиза думала про Алексея и решила обязательно пойти на новое свидание. Алексей также был в восхищении и с утра отправился в рощу. Лиза призналась ему, что раскаивается в опрометчивости своего поступка, и Алексея поразили эти слова из уст крестьянской девушки. Он страстно стал признаваться в любви. Лиза взяла с Алексея слово, что тот не станет ее искать и тот обещал это. Молодые люди гуляли и разговаривали, а когда расстались, Алексей никак не мог понять, как за два свидания эта простая девушка смогла взять над ним истинную власть.
Молодые люди стали часто встречаться и полюбили друг друга. У каждого из них мелькала мысль о неразрывных узах, но Алексей молчал, помня о разнице между ним и крестьянкой, а Лиза помнила о вражде между их родителями.
Однажды, в холодное утро Берестов отправился на охоту, а Муромский поехал инспектировать свои владения. У леса они встретились и довольно холодно поздоровались. Вдруг собаки затравили зайца и Берестов выстрелил. Лошадь Муромского понесла, чему тот сперва был даже рад. Но Муромский не заметил оврага и выпал из седла. Он довольно сильно ушибся.
Берестов подъехал к соседу и предложил свою помощь. Он довез Муромского к себе в имение и бывшие враги расстались довольно дружно. Муромский даже взял обещание у Берестова приехать к нему на обед в Прилучино.
Лиза была поражена внезапной переменой в отношении с соседями и не знала что делать. Она никак не могла появиться перед Алексеем, ведь он сразу бы узнал крестьянку Акулину. И она нашла выход. Она сообщила отцу, что выйдет к гостям, но пусть он не удивляется и не бранит ее, чтобы она ни сделала. Муромский конечно все обещал любимой дочери.
И вот приехали Берестовы. Сперва они прогулялись по саду, потом сели обедать Алексей с любопытством ожидал появление хозяйской дочки, которую он еще не видел. И Лиза появилась. Отец не узнал ее, и конечно не узнал ее Алексей. Смуглая Лиза стала белой от белил, она надела все драгоценности матери, тугой корсет стягивал ее талию, а на голове был фальшивый парик.
Вечер прошел очень весело, отца забавляла такая перемена в облике дочери, Алексей ничего не подозревал, старый Берестов был весел и разговорчив.
На следующее утро Лиза встретилась с Алексеем в роще и спросила про барскую дочь. Алексей сказал, что барыня по сравнению с Лизой смотрелась настоящим уродом. Потом он взялся учить Лизу грамоте и был поражен ее успехами. Уже на третьем уроке она читала по слогам повесть и выписывала из нее афоризмы.
Между тем, отцы Алексея и Лизы подружились. Муромский считал, что Алексей будет прекрасной парой для его дочери. Берестов находил соседа оборотливым и тоже был не прочь женить сына на дочери Муромского.
В итоге Муромский стал чаще приглашать в дом Алексея, а Берестов вдруг объявил сыну, что хочет женить его на Лизе Муромской. Алексей стал отказываться от сомнительной чести, но отец грозно объявил, что в противном случае лишит его наследства и проклянет. Он дал сыну три дня на раздумья.
Тут Алексей со всей отчетливостью понял, что безумно влюблен в Акулину и написал ей письмо, в котором просил руки девушки. Он отнес письмо на почту и довольный собой лег спать.
На следующее утро он отправился к Муромским, чтобы объясниться с Лизой. Он подъехал к барскому дому и осведомился у слуги о Григории Ивановиче. Слуга сказал, что барина нет. Тогда Алексей спросил про Елизавету и слуга сказал, что барыня дома. Алексей отдал слуге лошадь и без доклада вошел в дом.
Алексей вошел в комнату и увидел у окна свою Акулину, в красивом утреннем платье. Лиза сидела и читала его письмо, она не сразу заметила Алексея. Молодой человек все понял и, называя Лизу Акулиной, стал целовать ей руки.
В это время вошел Григорий Иванович и довольно заметил, что дело, кажется уже слажено.

Рисунки и иллюстрации к повести «Барышня-крестьянка»

Источник