«Синие листья» — читательский дневник по рассказу В. Осеевой
Поучительный рассказ «Синие листья» написан детской писательницей Валентиной Осеевой в 1941 году, опубликован в одноименном сборнике в этом же году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Осеева Валентина Александровна
Название произведения: «Синие листья»
Жанр: рассказ
Год написания: 1941
Издательство: Речь
Год издания: 2015
Главные герои и их краткая характеристика
Катя — жадная и эгоистичная.
Лена — обидчивая, настойчивая, самостоятельная.
Краткое содержание и сюжет
Очень краткое содержание для читательского дневника
У Лены не было синего карандаша и она попросила его у Кати. Катя сказала, что должна спросить маму. На следующий день она захотела спросить брата. Потом сказала, что Лена может сломать карандаш. Лена нарисовала листья синим цветом и учитель удивился. Он сказал, что давать нужно так, чтобы можно было взять.
План пересказа
Основная мысль
Жадность — это недостаток, с которым нужно бороться и преодолевать его.
Чему учит
Рассказ учит не жадничать и делиться с друзьями. Учит не думать только о себе. Учит обходиться своими силами.
Отзыв и что понравилось
Мне не понравился поступок Кати. Она не хотела дать карандаш и искала себе оправдания. Это некрасиво вдвойне. Лена справедливо обиделась и сделала так, как смогла. Она поняла, что на Катю нечего рассчитывать. А Кате было стыдно и может быть она сделала нужный вывод.
Вывод и мое мнение
Нельзя быть жадным, нужно делиться с теми, кто в этом нуждается. И если уж решил поделиться, не стоит это делать нехотя, делиться надо с открытой душой.
Чему учит рассказ «Синие листья»? Главная мысль рассказа «Синие листья»?
Кате стало стыдно, когда учительница заметила рисунок Лены и спросила ее, почему она не взяла зеленый у подруги.
Основная, главная мысль рассказа заключается в ее словах, которые и завершают этот рассказ:
Поэтому рассказ учит нас быть добрыми, вежливыми, сострадательными. А Катя ведь могла и сама предложить Лене карандаш.
Рассказ «Синие листья» главная мысль рассказа в словах учителя, нужно делиться так, чтобы можно было взять. Девочка Катя не отказала Лене в просьбе, но и не дала карандаш. Катя пожадничала, а чтобы не выглядеть жадиной, сослалась сначала на маму, а потом на брату. Но все увидели, что Катя жадная девочка. Рассказ «Синие листья» учит не жадничать
В рассказе «Клякса» повествуется об озорнике Феде Рыбкине, который обожал смешить окружающих. Однажды он измазался в туши и в таком виде присутствовал на уроке, пытаясь таким образом позабавить своих товарищей. Но в результате оказался сам в неловком положении, а все потому, что учительница вовремя «раскусила» проделку мальчика.
Лучше всего ситуация с Федей описана в мудрых пословицах, таких как
Главные герои рассказа Драгунского «Мотогонки по отвесной стене»:
Дяденька на велосипеде, он же племянник Федька, приехавший в гости к семье Миши.
Не стоит трогать то, в чем ничего не понимаешь, не разобравшись. Денис очень захотел покататься на велосипеде с мотором, но он не знал, как им пользоваться. В итоге кружил до тех пор, пока не пришел хозяин велосипеда, у которого даже не спросили разрешения. Денис схлопотал заслуженный подзатыльник. Нельзя браться за дело, если не получил нужных для этого знаний. Также рассказ учит тому, что некоторые шалости могут привести к плохим последствиям. Нельзя брать чужих вещей и самонадеянно браться за новое дело, в котором ничего не понимаешь.
В этом вопросе можно прочитать краткое содержание рассказа.
Рассказ «Третье место в стиле баттерфляй» повествует о хвастливом мальчике, который стремиться произвести впечатление на родителей.
Свое участие в спортивном состязании он преподносит как подвиг, при этом концентрируя внимание даже не на своем достижении, а на недостатках победителей. Его неприличные замечания в адрес сверстников делают весь монолог героя скучным для отца и матери.
Главная мысль произведения отнюдь не в том, что результат у парнишки средненький, а в том, как он относится к своим и чужим достижениям. Мораль этого рассказа Виктора Драгунского в том, что нужно уважать и соперников, и слушателей. Никому не интересно узнавать о том, что чемпион, на пример, шепелявит, а если подобные слова произносит посредственность, то это откровенная зависть, которая вызывает отторжение даже у родни завистника.
Сказка «Муми-тролль и комета» учит нас никогда не терять надежды и веры в лучшее. Бороться до конца и побеждать. Быть верным другом и преодолевать собственные страхи, когда на кону стоит жизнь близкого человека.
Вспомним, в чем было дело в рассказе Драгунского «Хитрый способ».
Мама очень уставала, потому что ей приходилось не только готовить еду на всю семью, но также и мыть посуду. Поэтому она предложила найти способ избавить ее хотя бы от мытья посуды.
Мальчик Денис решил помочь маме и стал придумывать хитрый механизм для мытья посуды, а когда это не получилось, он предложил просто есть из одной тарелки и тогда количество посуды уменьшится в три раза. Но папа просто предложил самим мыть посуду и это был действительно хитрый способ.
Отсюда вытекает несколько любопытных идей. Например то, что все гениальное просто.
Но главная мысль этого рассказа в том, что у каждого в семье должны быть свои обязанности и каждый член семьи должен вносить свой вклад в ведение хозяйства. Нельзя наваливать все работы на одного человека.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Рассказ В. Осеевой «Синие листья»
Демьянова Надежда
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Рассказ В. Осеевой «Синие листья»
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе.
Рассказ В. Осеевой «Синие листья»
Автор-разработчик: Демьянова Н. А.
Длительность: 30 минут.
Цель: Создание условий для формирования у дошкольников интереса к книге и внутренней потребности к чтению художественных произведений.
Задачи: Учить внимательно слушать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы; выделять события, видеть их последовательность в произведении; сравнивать объекты; участвовать в диалоге на занятии; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного; воспитывать положительное отношение к чтению художественной литературы; формирование эмоционального восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Знакомить с особенностями литературных жанров: рассказ, рассказ-притча. Проявление интереса к текстам познавательного содержания. Развитие эстетического вкуса.
Оборудование: Портрет писателя, книга сборник рассказов В. Осеевой, раздаточный материал.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Рада вас видеть! Давайте подарим друг другу свои улыбки! Чтобы наше настроение было вдвойне хорошим.
2. Постановка темы занятия.
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна. (дружба)
-Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое дружба, умеете ли вы дружить, и почему надо беречь дружбу.
4. Знакомство с писательницей.
Валентина Александровна Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Воспитатель напоминает о прочитанном рассказе
На досуге Валентина Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.
5. Знакомство с рассказом «Синие листья»
-первичное чтение воспитателем.
-Понравился ли вам рассказ?
-Какое настроение вы почувствовали?
6. Хороводная игра по теме «Дружба»
Цель: Воспитание позитивного отношения детей друг к другу, создание эмоционально радостного настроения.
-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
-Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
-Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).
-Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).
-Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).
-Жить (хлопаем в ладоши)
-Дружить (соединяем руки ладонями).
7. Вторичное чтение произведения. Вопросы к тексту.
Катя была счастливой обладательницей цветного зеленого карандаша. Когда этот карандаш потребовался её подружке Лене, то у Кати не было желания его отдавать. Она всячески оттягивала момент передачи карандаша. Лена чувствовала, что подруге не хочется давать ей карандаш. Как же разрешилась эта ситуация?
Вопросы и ответы к рассказу Осеевой «Синие листья»
1. Назовите героев этого рассказа.
2. Почему Катя, узнав, что Лене нужен карандаш, не откликнулась на её просьбу и не дала ей карандаш?
Ответ: Катя решила спросить разрешение у мамы
3. Какого цвета карандаш нужен был Лене?
4. Дала ли мама согласие на то, чтобы Лена порисовала карандашом?
5. Почему после разрешения мамы карандашом Лена воспользоваться не смогла?
Ответ: Катя решила спросить ещё и у брата
6. Почему Лене нужен был именно зеленый карандаш, а не красный и не желтый?
Ответ: потому что ей нужно было нарисовать листики и траву
7. Какие условия должна была соблюсти Лена в случае пользования Катиным карандашом?
Ответ: не чинить, не нажимать крепко, не брать в рот, много не рисовать
8. Что вызвало недовольство Кати, которое отразилось на её лице?
Ответ: по её мнению, объём, рисуемый зеленым карандашом, был довольно большим
9. Почему Лена отказалась принимать Катин карандаш?
Ответ: потому что Лена видела, что Кате не хочется давать ей карандаш
10. Почему Катю удивило Ленино решение не брать карандаш?
Ответ: она не понимала, что сделала не так
11. Какого цвета листья были на рисунке Лены?
12. Кого в классе удивил цвет листьев на рисунке Лены?
13. Какой ответ Лена дала учительнице на вопрос, почему у неё листья синего цвета?
Ответ: Лена промолчала
14. Почему в разговоре с учительницей Катя покраснела?
Ответ: Катя чувствовала, что поступала неправильно по отношению к подруге
15. Почему Кате не хотелось давать Лене зеленый карандаш?
Ответ: потому что ей было жалко карандаша для подруги
16. как бы поступили вы на месте Кати?
17. как вы думаете, будут ли девочки дружить в дальнейшем? Почему?
Главная мысль рассказа «Синие листья»
«Надо так давать, чтобы можно было взять».
Воспитатель задает вопрос детям :Чему учит рассказ «Синие листья»?
Рассказ учит не жадничать и делиться с друзьями. Учит не думать только о себе. Учит обходиться своими силами.
Главная мысль рассказа Осеевой «Синие листья» заключается в том, что истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.
7. Пословица к рассказу: «Друг познается в беде»
Воспитатель задает вопрос, о том, как понимают дети, пословицу.
Для любого человека дружба является великой ценностью. Никто из нас не представляет своей жизни без верного и хорошего друга. Правда, встретить такого весьма сложно. Некоторые знакомятся и сохраняют дружбу со школьной скамьи, а кому-то вовсе не суждено найти стоящего друга. Недаром говорится в пословице, что «друг познается в беде». Ведь в радости с нами всегда все рядом. Но, только когда приходит беда и сложные жизненные обстоятельства, не каждый друг способен вынести это и поддержать вас. Таких друзей стоит ценить и держаться за них, таким другом стоит стать самому
На столе у Вас лежат Листочки. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик
— синим, если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам
— зеленым, если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам
— красным, если не знаете, как поступить. Не знаю
Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Познакомить.
Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом» Цель: Ознакомление детей со сказкой В. Сутеева «Под грибом». Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную.
Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.