чему учит рассказ совесть гайдара

admin

Гайдар Аркадий рассказ «Совесть»

Читательский дневник по рассказу «Совесть» Аркадия Гайдара

Автор: Аркадий Петрович Гайдар

Главные герои: Нина Карнаухова, малыш.

Характеристика главных героев:

Нина — девочка, школьница, которая решила прогулять школу.

Ленивая. В ней проснулась совесть.

Малыш — маленький мальчик, который испугался собаки.

Добрый и доверчивый.

Краткое содержание рассказа «Совесть»

Нина Карнаухова не пошла в школу, потому что не подготовилась к алгебре.

Вместо этого она пришла в рощу и, положив под куст книги и завтрак, начала бегать за бабочкой.

Затем ей встретился малыш с букварём, и Нина назвала его прогульщиком.

Но тот просто испугался собаку.

Нина провела малыша, а саму её грызла беспощадная совесть.

План рассказа:

Основная мысль произведения «Совесть»

Главная мысль рассказа в том, что за плохие поступки всегда следует расплата угрызениями совести.

Основная идея рассказа в том, что человек не должен совершать того, чего будет стыдиться.

Чему учит рассказа

Рассказ учит не судить об окружающих по себе.

Учит не прогуливать уроки и выполнять домашние задания.

Учит помогать маленьким.

Краткий отзыв по рассказу «Совесть» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что не осудить человека сильнее его самого.

Девочка Нина понимала, что поступила плохо, а поведение малыша заставило проснуться её совесть.

И Нине было очень плохо от сознания своего проступка.

Это интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось показать, что человек лучше других знает свои ошибки.

И строже других судит себя на них.

Мне понравилась девочка Нина, которая хоть и прогуляла уроки, была доброй и отзывчивой.

И у неё была совесть, а значит она станет очень хорошим человеком.

Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и подумать о том, что лучше совсем не совершать плохих поступков, чем потом страдать от собственной совести.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Ещё читательские дневники по произведениям Аркадия Гайдара:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Гайдар Аркадий “Совесть”. Читательский дневник, краткое содержание

Гайдар Аркадий “Совесть”. Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Гайдар Аркадий

Название: “Совесть”

Жанр: рассказ

Тема произведения: дети

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Девочка Нина не сделала домашнюю работу и решила прогулять школу. Она встретила малыша, которого отвела в школу, потому что тот боялся собаки.

Сюжет — краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Нина отводила малыша в школу. Она оставила под деревом свои учебники и завтрак, ведь ей было стыдно перед малышом. А когда вернулась, ее бутерброды съела собака.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Совесть — лучший судья каждого человека.

Чему учит эта книга

Рассказ учит примерно учиться, всегда делать домашнюю работу и не прогуливать занятия. Учит поступать по совести, быть честным и уметь отвечать за свои ошибки.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ и сама девочка Нина. Она, конечно, поступила плохо, когда решила прогулять школу, и когда не выполнила домашнюю работу, но девочка осознала свои ошибки, и ее сильно мучила совесть. Так что она никогда больше так не поступит.

Новые слова и выражения

Алгебра — раздел математики.

Вышмыгнуть — выбежать тайком, незаметно.

Пословицы к произведению

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Нечистая совесть спать не дает.

Совесть без зубов загрызет.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.12.2018

Гайдар А. «Совесть»

Гайдар А., рассказ «Совесть»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Совесть» и их характеристика

Чему учит рассказ «Совесть»
Рассказ учит быть честным, примерным, трудолюбивым. Учит не лениться и всегда делать уроки. Учит не прогуливать школу. Учит помогать маленьким и слабым. Учит любить природу. Учит не совершать плохих поступков.

Отзыв на рассказ «Совесть»
Мне понравился этот рассказ и особенно то, что девочка Нина поняла, как плохо она поступает и почувствовала угрызения совести. Она раскаялась в своем поступке, а значит никогда не станет совершать подобного впредь.

Пословицы к рассказу «Совесть»
Совесть без зубов загрызет.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Нечистая совесть спать не дает.
Кудри завивай, а про дела не забывай.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Совесть»
Однажды Нина Карнаухова не сделала домашнюю работу по алгебре и решила не ходить в школу. Чтобы ее не увидели, она отправилась в рощу, положила учебники и завтрак под куст и побежала ловить бабочку. Вдруг она увидела малыша с букварем и подумав, что тот тоже прогуливает уроки, решила над ним подшутить.
Она грозно спросила, что в лесу делает несчастный прогульщик.
Но малыш сказал, что шел в школу, но испугался большой собаки.
Нина нахмурилась, но малыш так честно и добродушно смотрел на нее, что девочка взяла его за руку и повела в школу. Она не взяла завтрак и книги, потому, что поднять их перед малышом ей было совестно.
Собака не тронула книги, но завтрак съела.
И когда Нина вернулась, она села под кустом и заплакала. Ей не было жаль завтрака, но вокруг так чудесно пели птицы, а ее так сильно грызла изнутри совесть.

Источник

Чему учит рассказ «Совесть» Гайдара?

answer avatar

Рассказ «Совесть» Аркадия Гайдара о том, как школьнице Нине не хотелось идти на уроки и она пошла в рощу. Там она встретила мальчишку-первоклассника, который заблудился, испугавшись большой собаки. Нина пристыдила его за то, что он прогуливает школу, но мальчик честно рассказ девочке, что он не прогульщик, просто он не может найти дорогу в школу. Нина отвела мальчика в школу, но взять свой портфель ей было стыдно, ведь она настоящая прогульщица, а не малыш, которого она пристыдила. Вернувшись Нина заплакала, но не от того, что собака съела ее завтрак, а от стыда, потому, что ее грызла беспощадная совесть. Рассказ учит, что не надо обманывать, если не приготовил уроки. Даже маленький мальчик оказался честнее, чем Нина, которая не приготовила урок по алгебре.

answer avatar

Не секрет, что школьники не всегда подготовлены к урокам, особенно они страшатся контрольных работ и диктантов. Что они в этом случае делают в некоторых случаях? Прикидываются больными, чтобы остаться дома или сбегают с уроков. Так поступила и девочка Нина в рассказе «Совесть», не пойдя в школу, а отправившись погулять в рощу.

Когда она встретила там малыша с букварем, то решила, что и он прогульщик, потому что судила по себе. Но он испугался собаки и заблудился. Когда Нина проводила малыша и вернулась своим книгам и завтраку, то увидела, что завтрак съела собака. Ей стало стыдно за свое поведение, ее совесть была нечиста.

Надо сказать, что этот рассказ весьма актуален и в наше время, причем не только для школьников, но и для студентов. Некоторые из них гордятся и хвастаются, если им удалось обмануть преподавателя и сдать зачет. Идут в ход шпаргалки, телефоны, микронаушники. Но только не совесть.

answer avatar

Рассказ Аркадия Гайдара «Совесть» преподносит очень важное наставление. Он обличает нехорошие человеческие качества, склонность к нечестности и лицемерию. Из этого небольшого рассказа можно извлечь серьезный урок, над которым стоит поразмышлять.

Рассказ знакомит нас с девочкой Ниной Карнауховой, которая не выучила урок и решила вовсе не пойти в школу. Вместо этого она отправилась в рощу. Настроение у нее было хорошее, она побежала за бабочкой и наткнулась на мальчика. В руке малыш держал букварь и тетрадку.

Нина решила подшутить над ним, назвав его прогульщиком. Какое же лицемерие проявила девочка, ведь это она сама прогуляла в этот день школу. А мальчик просто испугался собаки на пути в школу и заблудился. Нина проводила ученика в школу.

Когда она вернулась, ей стало очень стыдно за свое поведение. Она села и заплакала.

Нина извлекла важный урок из этой ситуации. Она поняла, как плохо обманывать и проявлять лицемерие. Подобный вывод можем сделать и мы. Не стоит обманом пытаться скрывать свои ошибки, это лишь добавит проблем. Лучше во всем признаться честно, тогда совесть останется чистой, даже если последует заслуженное наказание. Нужно вести себя честно и стараться быть ответственными.

znUljwGzeC3nsftIr462gcXXE7itRgNF

answer avatar

В рассказе «Совесть» автор описывает, как девочка Нина не захотела пойти в школу, а решила прогулять.

Девочка зашла в рощу, а там увидела первоклассника, он тоже не пошел в школу, но не потому что прогуливал. Мальчик испугался большой собаки. Нина провела мальчика в школу, но свой рюкзак не взяла, потому что ей стыдно было. А когда вернулась за портфелем, собака уже съела ее завтрак. Нина расплакалась, ей было стыдно за свой поступок. Ведь она сама прогуляла, а первоклассника хотела пристыдить.

Рассказ учит тому, что не нужно всех судить по себе. И если поступаете плохо, то это еще не означают, что и другие люди такие же.

answer avatar

Вспомним краткое содержание рассказа Гайдара «Совесть».

Девочка Нина Карнаухова не выполнила домашнее задание по алгебре. Она боится получить плохую отметку и решает вообще не ходить в школу. Вместо этого девочка идет в рощу. Там она гоняется за бабочками и вдруг замечает мальчика с букварем, очевидно первоклассника. Нина решает, что тот тоже прогуливает уроки, а потому обрушивается на него с упреками и обвинениями.

Но мальчик просто испугался собаки и Нина, раскаявшись, провожает его до школы. Сама же девочка, вернувшись в рощу, горько сожалеет о своем поступке.

Этот рассказ учит нас уметь отвечать за свои действия и стараться не совершать поступков, которые мы сами потом и осудим. Иначе нас ждет неминуемая расплата в виде угрызений совести.

Также в этом рассказе мы находим важный вывод:

Не суди других по себе, по своим поступкам, не узнав истинной причины их действий. Один и тот же результат может стать следствие совершенно различных поступков.

И наконец этот рассказ учит нас тому, что домашнее задание надо выполнять, чтобы не бояться получить двойку, и чтобы не было стыдно перед ребятами в классе.

answer avatar

Рассказ определенно учит тому, что бы каждый ребенок, да и вообще человек который хочет считать себя взрослым, ответственно относился к тому делу, которое он в силу возраста или волею судьбы исполняет, так как мы люди так устроены, что в силу нашего развитого мозга, совесть нас, рано или поздно накроет.

Второй аспект главной морали этого произведения в том, что мы люди, очень часто склонны судить всех людей по себе и думаем например как в этом рассказе о том что если мы прогуливаем школу, то ее точно прогуливает и другой человек и используем в данном обосновании его проступка, очень неубедительные улики против него.

answer avatar

Про девочку Нину, которая прогуляла школу, мы узнаем в рассказе Гайдара под названием «Совесть«. Героиня отправляется в рощу, встречает там малыша с Букварем в руках, и решает, что он- такой же прогульщик. Она его так называет, не думая, что сама такая. На деле, ребенок просто был испуган при виде большой собаки. Автор осуждает свою героиню, ведь она совершила два плохих поступка: пропустила уроки, да еще и ребенка обидела.

Но в итоге совесть у девочки подсказала ей, Нина поняла свою ошибку и проводила малыша. Рассказ учит не искать недостатки у других, а за своими поступками следить. Совесть подскажет правильный выбор.

Источник

Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний»

Конспект открытого урока литературного чтения

Автор Савенко Вера Николаевна

Тема А. П. Гайдар «Совесть» 2 класс УМК «Планета знаний».

Цели урока:

Предметные: познакомить с рассказом А. П. Гайдара «Совесть»;

совершенствовать навыки чтения;

развивать умения анализировать текст и выделять в нём главную мысль;

учить оценивать поступки героев;

развивать интерес к чтению;

сопоставлять поступки героев со своей жизненной концепцией.

личностные (нравственно-этическая ориентация).

Познавательные: воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, внимание.

Коммуникативные: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, Регулятивные: прогнозирование (антиципация)

2. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки, нравственные качества; воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, внимание.

3. Развивающие: показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; развивать интерес к чтению.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс автор Э. Э. Кац, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран, аудиозапись рассказа, презентация, раздаточный материал с заданиями, два сердечка (красное и синее) для каждого ученика.

Ход урока.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

С ними будет веселей.

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

2. Подготовительный этап.

-Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, почему гл. герой Ваня взял сливу, и как он переживал за свой поступок.

-Сегодня мы продолжим разговор на важную нравственную тему.

Работа парах.

— На партах лежат листочки, найдите задание №1, прочитайте стихотворение про себя, подготовьте ответы на вопросы.

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу её теперь,

Вторую ночь уже не сплю.

И голос сердца моего твердит:

(выберите нужное слово: жалость, грусть, страх, совесть, стыд)

Вывод: Получается, раз наш герой ищет кошку, значит, он услышал голос своей совести. Значит, она у него есть, какой? совестливый ч-к.

— А человека, у которого нет совести, или она молчит, как называют? (бессовестный)

— А про какого человека говорят «Он живет с чистой совестью?» (которому не стыдно за свои поступки перед людьми.)

или в ладу со своей совестью

Вот как объясняется слово в Толковом словаре. Слайд 5

Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Какая ТЕМА урока? О чем будем читать?

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. П. Гайдара «Совесть» и проанализируем поведение героев.

— Можно ли по названию определить, каким будет рассказ:

шуточным или серьезным поучительным?

3. Открытие нового знания.

— Найдите на листах задание 2, познакомимся с биографической справкой.

— Читайте внимательно, чтобы ответить на мои вопросы.

В 20 лет он был уволен в запас.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента и погиб в 37 лет.

В своих книгах («Чук и Гек», «Тимур и его команда» и других) он поведал о дружбе, честности, мужестве, справедливости.

Ответьте на вопросы, пользуясь текстом,

1. Какова настоящая фамилия А. П. Гайдара? зачитывайте.

2. Сколько войн прошёл писатель? Какие?

3. О чем писал в своих произведениях писатель? (о важных нравств. качествах)

4. Что означает фамилия Гайдар?

— Правильно, на этот вопрос нет ответа в тексте. Об этом расскажу я.

Вот такой псевдоним выбрал себе писатель.

Знакомство с произведением, слушание его в записи.

— Слушайте, попробуйте представить все, что происходит.

— Вы прослушали рассказ, понравился? Кто герои?

Слайд 8 Словарная работа

— Ребята, эти слова встретятся в рассказе. Объясним их.

украдкой (вы-) шмыгнуть смекнуть

болтаться беспощадная добродушный

Вторичное чтение уч-ся текста, чтобы лучше представить образы героев и понять их поступки.

Ответьте на мои вопросы.

1. Почему Нина решила не идти в школу? (зачит.) (Значит, она прогульщица.)

2. Как вы думаете, хорошо поступила Нина? Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

3. Попробуйте объяснить выражение “болтается с книгами по городу”? (Ходит без дела.)

4. Чем еще был плох ее поступок? Даже опасен? (В роще могли быть дикие звери, плохие люди)

5. Переживала ли Нина? Какое у нее было настроение? (зачит.) (ловит бабочку, хорошее, радостное, чудесное, беззаботное)

— Посмотрите на рисунок, о чем нам рассказывают выражение лица, жесты девочки?

(Нина говорит строгим голосом, как взрослая, ругает его.)

— Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)

-Дети, как вы относитесь к Нине? осуждаете или жалеете? (Девочку жалко, переживает)

Физминутка

Сломать ветку дерева

В виде схемы я представила состояние- настроение Нины.

-Что автор хочет этим показать? (что человеку становится плохо, если он не поступает по совести)

Давайте ответим на вопрос учебника.

— Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

(потому что главная героиня рассказа — это совесть)

-Р-та, многие писатели обращались к этой важной теме:

— С чем можете сравнить совесть Вы (сторож, барабан, строгий судья, ниточка, будильник)

Слайд 13

-Народ придумал много пословиц о совести.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

1. Есть стыд, есть и совесть.

2. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

3. Совесть без зубов грызёт.

4. Нечистая совесть спать не даёт.

ИТОГ урока, составление синквейна.

-Что подсказывает совесть человеку? (Совершать хорошие поступки.)

Слайд 15 Перед вами 2 сердца.

Ребята, оцените свою работу на уроке.

Если урок был для вас полезным, он чему то вас научил покажите красное сердце.

— Надеюсь, что совесть будет помогать Вам совершать хорошие поступки.

Домашнее задание

Прикреплённые файлы:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Лапшина Надежда Михайловна, учитель.

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе «Матушка-кормилица почва» Новостроевская средняя школа Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру и литературному чтению 3 «а» класс.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка) Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка) Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний Цель урока: познакомить учащихся.

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «С. Я. Маршак.

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Перспектива») ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА литературного чтения Тип урока: Урок открытия нового знания Тема: Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение.

Урок литературного чтения во 2 классе «Творчество В. Л. Дурова» Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя и его произведением. Задачи: 1. Познакомить с творчеством писателя, 2. Развивать навык.

Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.

Источник