«Срезал» Шукшина: краткое содержание и анализ рассказа. 6 класс
В.М. Шукшин. «Срезал». Краткое содержание рассказа, пересказ. Читать полностью. Слушать аудиокнигу. Литература, 6 класс. Анализ рассказа: тема и смысл произведения.
«Срезал» — рассказ Василия Шукшина, написанный в 1970 году. В произведении рассказывается, как деревенский пустослов «поставил на место» приехавшего из города кандидата наук потоком бессмысленных вопросов и критики.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Срезал» можно найти в библиотеке Максима Мошкова.
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание
В деревню к матери приезжает из города сын — Константин Иванович Журавлев. Он кандидат наук, как и его жена. Работает на филфаке. В деревне таких людей называют «знатными».
Вечером вместе с другими гостями к Журавлевым заходит Глеб Капустин, известный умением «срезать» любого умника ехидными замечаниями. Деревенские мужики с интересом ждут, что скажет Глеб на этот раз.
Капустин пытается сбить кандидата наук с толку «умными», как ему кажется, вопросами: «как сейчас философия определяет понятие невесомости?» и «как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?».
Константин с женой Валей поначалу смеются на глупыми вопросами. Городской гость коротко отвечает Глебу, что вопросами невесомости философия не занимается, а никакой проблемы с шаманизмом нет.
Глеб продолжает наступление: а что если внутри Луны живут разумные существа, как с ними контактировать? «Петухом петь?» — издевательски спрашивает он у кандидата наук.
Затем он начинает осыпать Константина ехидными замечаниями, цепляется к словам, перебивает и критикует за «отрыв от народа»: «Люблю по носу щелкнуть — не задирайся выше ватерлинии!».
С ощущением собственного превосходства Глеб уходит. И долго еще в деревне поговаривают о том, как ловко он «срезал» кандидата наук и его жену. «Дошлый, собака», — говорят о Капустине односельчане. Но все-таки в деревне Глеба не любят, ведь жестокость вообще не любит никто и нигде.
Анализ рассказа «Срезал»
Тема рассказа — торжество наглости и глупости над настоящим умом.
Обычно деревенский «чудик» в произведениях Шукшина — человек добрый, но здесь от лица «простого народа» говорит дурак и демагог. Главное удовольствие для Глеба Капустина — унизить другого, показать свое превосходство. Как и любой глупый человек, он не осознает своей глупости. Глеб, вероятно, завидует более образованным и состоявшимся в жизни людям, а потому считает важным приструнить их, «щелкнуть по носу».
Для кандидата наук Константина Ивановича и его жены очевидна безграмотность Капустина и нелепость затеянной им «дискуссии». Но необразованные деревенские мужики в итоге решают, что спор выиграл Капустин: он не давал собеседнику вставить ни слова.
Шукшин не понаслышке знал, что не все сельские жители хороши от природы. Некоторые выходцы из деревни получают образование: становятся летчиками, офицерами, учеными… Но большинство так и остается необразованной толпой, готовой слушать демагога и смеяться над умным человеком.
И все-таки деревенский народ не любит злых и жестоких людей. А значит, есть надежда, что агрессивные дураки вроде Капустина не заставят остальных жить по своим правилам.
Анализ «Срезал» Шукшин: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
Василий Макарович Шукшин – это уникальнейший советский писатель, а также сценарист и актер. В 1970 году талантливой рукой литератора был создан рассказ под названием «Срезал». В том же 1970-м вышла первая публикация произведения в печатном издании «Новый мир».
История создания
В своем литературном труде Василий Макарович поднимает свою излюбленную тему, которая присуща его творчеству. Речь идет о простом народе, так называемых чудиках, которым противостоит «мир серых чиновников и заумных обывателей».
Образы персонажей почерпнуты Шукшиным из встреч и общения со своими земляками. Ведь автор родился и вырос в деревне, находящейся на территории Алтайского края. Конфликт между обычным сельским жителем и представителями интеллигенции – вот ключевая сюжетная линия, фундамент рассказа «Срезал».
Направление
Отчасти юмористическое произведение Василия Макаровича Шукшина относится к литературному направлению реализм, потому как описываемые события приближены к реальности. Образы персонажей комичны, однако соответствуют окружающей действительности.
Перед нами, бесспорно, рассказ. Автор отнес произведение к жанру анекдотического рассказа. Ведь главные события умещаются в короткий временной промежуток, все происходит за один вечер. А также нельзя не отметить комичность сложившейся ситуации, которая свойственна рассказам-анекдотам.
В центре повествования – обычный мужичина из села Глеб Капустин. Деревенские жители считали его человеком невероятного ума, очень образованным, но желчным.
Капустин всего лишь заучивал разные научные стати, найденные на журнальных страницах. Он действительно многое запоминал, но совершенно не разбирался в прочитанном материале. Иными словами, так называемый эрудит просто-напросто обманывал окружающих, то и дело бросаясь умными словечками. По мнению Капустина, всех городских «неучей» нужно срезать, чтобы не зазнавались. Такие люди казались ему нахальными и глупыми, только вот сам Глеб не блистал ни умом, ни воспитанностью.
Если в деревне объявлялись важные персоны из города, по вечерам главный персонаж становился званым гостем в доме приезжих. Односельчане звали Глеба, чтобы тот блеснул умом и «срезал» зазнаек. Похожая история произошла и с докторами филологических наук из Москвы (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Срезал» для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
Автор раскрывает темы: невежества, отсутствия нравственного образования среди сельских жителей, а также зависти и высокомерия.
Проблематика
Подняты следующие проблемы: низкий уровень образования в деревнях, неуважительное отношение к интеллектуальному труду.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Истинные знания даются непросто. По-настоящему умный человек не станет выпячиваться перед толпой.
Чему учит
Учит нас слушать и слышать друг друга, уважать каждого человека, не принижать человеческое достоинство.